• Акафист святителю филиппу, митрополиту московскому и всея россии чудотворцу. Святой апостол филипп Акафист филиппу утешителю душе истины

    «Мы так привыкли»

    В бывшем медпункте, где запах лекарств давно уже выветрился, Виталий Тонков рассказал мне свою историю.

    – В конце 80-х окончил я мединститут и меня как молодого специалиста направили в Кадуйский район на должность главного врача психинтерната.

    Когда я приехал, в стенах монастыря проживало полторы сотни психбольных, за которыми присматривала лишь одна медсестра. Взявшись за дело, нашел медсестер, санитарок, большой ремонт начал, техникой разжился. И, главное, занялся реабилитацией больных. Вообще-то они считались психохрониками, то есть неизлечимыми, но среди них оказалось несколько человек с неправильным диагнозом, которых можно было вернуть к нормальной жизни. В общем, погрузился я в работу.

    Историей монастыря в ту пору я почти не интересовался. О монахах напоминали только «привидения» – странные стуки, громкие шаги. Якобы ночью по монастырю ходят души бывших насельников. В такие вещи я не верю и сразу подметил, что «привидения» являются, лишь когда у нас ночуют гости – ревизия приедет или какое начальство из центра. Видимо, местные, а может, и наши психбольные этак шутили над городскими.

    В 1994 году к нам приехала женщина из Петербурга, из Салтыковской библиотеки. Она писала работу о нестяжателе Ниле Сорском и заодно заинтересовалась преподобным Филиппом Ирапским. Они были очень похожи, эти два вологодских святых. Подарила она мне житие Филиппа. Как-то легло оно мне на душу...

    Понимаете, преподобный был очень скромным человеком. Он не прославился ни письменными трудами, ни особыми подвигами, ни особыми чудотворениями. Это был простой молитвенник земли Русской. Но еще при жизни его отличали за миролюбие и утишение зла. Против него ведь много козней творилось – сначала князь Андрей Шелешпанский, потом местные крестьяне его хотели выгнать, и бесы его всячески искушали. Сколько здесь было препятствий для устроения монашества! То же самое, кстати, и сейчас повторяется.

    Узнал я и про последние годы монастыря. Одна пожилая учительница вспомнила, как она в 20-е годы еще девчонкой приехала сюда создавать коммуну. К тому времени половина прежней братии, 20 человек, еще жила в обители. К этой учительнице монахи обращались по каждому поводу: «Матушка, благослови за сеном ехать... Благослови лодки смолить». Она смеялась: «Какая я вам матушка!» А они: «Мы так привыкли». Их настоятеля-то самым первым увезли и, скорее всего, расстреляли. Потом увезли и остальных. И колокол с колокольни сняли, да тот не дался в руки – упал с лодки, по сию пору лежит на дне Андоги, аккурат напротив монастырских ворот.

    И все же, я считаю, Филипповой пустыни повезло. Коммуна, Дом отдыха здесь недолго просуществовали. Началась война, и в монастыре открыли госпиталь. Святое место по-прежнему служило исцелению людей. После войны госпиталь преобразовали в интернат для инвалидов войны, а с 74-го года – в интернат для психбольных. В 95-м году, как только я ремонт закончил, интернат закрыли.

    – И вы остались без работы. Почему ж не уехали из этой глуши?

    – За несколько дней до закрытия психинтерната я крестился в церкви. А тут еще монастырь вернули православным. Куда уезжать? Казалось, только сейчас все и начинается...

    Свято место

    – Монастырь передали Череповецкому Воскресенскому собору, – продолжает рассказ Виталий. – По благословению настоятеля о.Александра выбрали меня председателем приходской общины ну и как бы ключарем пустующей пустыни. Одновременно устроился я в местную школу, преподавал ОБЖ и биологию. Вскоре мы обрели мощи Филиппа Ирапского, и о.Александр увез их в Череповец. И тут начались первые искушения.

    Представьте, наша районная администрация вдруг заявляет чуть ли не о похищении мощей. Чиновники вместе с милицией поехали в Череповец мощи обратно отнимать. Ситуация фантастическая. Приехали они в город, узнали, что работы по выкапыванию мощей велись криминалистами из Генпрокуратуры, и только тогда успокоились. Кто этот скандал инициировал, так и осталось загадкой.

    А за месяц до этого какие-то подозрительные личности купили здесь дом. Это большой двухэтажный дом почти под самыми стенами пустыни. Раньше в нем, кажется, была гостиница для паломников. Я сразу заподозрил, что это сектанты. Накануне к нам в монастырь уже приезжали представители «Церкви добрая весть», просили показать постройки. Ходили, ко всему примеривались. И после этого зачастили сюда машины с московскими номерами. Я так понял, что они не прочь завладеть и всем монастырем, устроить здесь загородную базу.

    Народ сей, надо сказать, очень прилипчивый. Шел я как-то мимо, они увидели, что у меня ячмень вырос на веке. «Подожди! – говорят, – Сейчас мы о тебе помолимся, и ячмень пройдет». Действительно, исчез ячмень к вечеру. Но меня этим не проймешь: у нас подобное любая знахарка умеет.

    Вскоре местные мне рассказали, что по ночам на берегу реки видели какие-то сборища, люди костры жгут, прыгают, «аллилуйя» кричат. Сходил я на то место и нашел около кострища странную яму сантиметров 80 шириной и три метра длиной. Покрыта досками, с одной стороны лаз оставлен. Поместиться в этом склепе можно только лежа, так что на землянку не похоже. Долго я думал, что же это напоминает, и вдруг вспомнил. Есть такой сектантский ритуал «воскрешения»: человек ложится в могилу, его как бы хоронят, а потом он «восстает из мертвых». Потом я читал про эту секту: их учение схоже с американской «теософией процветания», и будто бы даже колдовство они применяют. Но достоверных фактов там не приводится. Хотя символика этой «доброй вести», которую я в Череповце видел, довольно странная: на кресте изображена дверь, за которой ступеньки лестницы ведут почему-то вниз.

    Вскоре в монастырь прикатила на иномарке необычная гостья – бодренькая такая 70-летняя старушка, назвавшаяся... бизнесменом. Якобы у нее огромная фирма, выпускает продукцию 17-ти наименований, к тому же монастыри восстанавливает – уже два десятка восстановила. Гляжу на нее: на «фирмачку» совершенно не похожа, ясно как день, что завирает. Посмеялся про себя и спрашиваю, что ей, собственно, надо? Она говорит: «Я хочу ваш монастырь восстановить». И между делом так просит ей дать документы, по которым постройки и земля переданы нынешнему владельцу. Ах вот оно что!

    Суть в том, что когда монастырь передавали Воскресенскому приходу, почему-то забыли поставить подпись в свидетельстве на землю. И старушка-бизнесмен хотела удостовериться. Расчет простой: под любым видом поселить своих людей в монастырь, потом спровоцировать судебное разбирательство и, пользуясь тем, что у нас документы не в порядке, отчуждить землю себе. Я этой Александре Александровне (так она назвалась) говорю: «Вот что, раз у вас фирма богатая, для начала сварите нам железные ворота со стороны реки. А там дойдет дело и до документов». Она: «Вы мне не верите?!» Я: «Давайте начнем с ворот...» И после этого ее ни разу не видел.

    Между тем решалась судьба монастыря. Уж не знаю, кто подал эту идею – открыть в Ирапской пустыни лечебницу для наркоманов, но она понравилась сразу. И отцу Александру, и мне. Не успели мы вплотную ею заняться, как вдруг слухи по району поползли. Будто сюда свезут наркоманов, 540 человек, и весь Кадуйский район на иглу сядет. Какой-то немыслимый ажиотаж. Интересно, что основная волна его пошла как раз из школы, в которой перед этим побывала уже упоминавшаяся «Церковь добрая весть» – они снимали там помещения для своего летнего лагеря.

    И как все сразу круто повернулось! Муниципальное собрание района, «учитывая общественное мнение», вдруг принимает решение отнять у Воскресенского прихода монастырь и передать другим.

    Мы, конечно, пытались объяснить. В центральной районной больнице устроили конференцию, отец Александр привез из Череповца авторитетных специалистов-наркологов. Интересная беседа получилась. Главврач этой больницы мне говорит: «Слушай, вот пойдет к вам в монастырь молодежь на дискотеку, а там эти ребята и дадут им наркотики». – «Да какая ж в монастыре дискотека!» – удивляюсь я. «А что, не бывает?» И это главный врач, образованный человек!

    Объясняю: «Вы что, думаете, навезут сюда наркоманов, и они станут раздавать наркотики направо-налево? Поймите, в стационаре разве это возможно? Там постоянное наблюдение за больными. Если кто употребит наркотик – это же будет видно. Его сразу отчислят». Перед этим я ездил к о.Сергию Белькову, который в п.Саперном под Петербургом устроил такой же центр. Так вот за 5-летнюю его практику только один случай был, когда девчонка сорвалась на иглу. Для таких больных, кстати, гораздо актуальнее уйти в запой. И даже на это у них времени нет, они же по 12 часов трудятся, остальное время молятся и спят – все сделано, чтобы отвлечь человека от мысли о наркотиках.

    Эти ребята вовсе не «заразные». Все, кого в центр принимают на реабилитацию, – обязательно должны быть добровольцами, страстно желающими избавиться от наркозависимости. Собственно, таких только и можно вылечить. Плохому они уже никого не научат.

    – Чем же все закончилось?

    – Вмешался губернатор. Монастырь, конечно, у нас не отобрали. Но и планам по открытию центра пришел конец. Так что до сих пор эти стены пустуют.

    Рассказал Виталий и о других начинаниях. Хотели в монастыре открыть православный детский лагерь, потом задумали интернат для пожилых священников. Старейший иерей епархии о.Василий Чугунов всюду ездил, хлопотал об этом. Но денег никто не дал.

    Из медпункта, бывшего архимандритского корпуса, мы вышли во внутренний двор, обнесенный крепостной стеной. Глазам предстали два храма – Троицкий и Казанский, с торчащей из него трубой.

    – Кочегарка была?

    – Да. Но ничего с ним не сделалось, он в прекрасном состоянии. А вот Троицкий собор сильно погорел. Только мы взялись за его восстановление, случился пожар. И как раз на праздник Троицы. То ли поджог, то ли воля Божья – мол, сколько можно терпеть бездеятельность. И что примечательно. Внутри собора при коммунистах много перегородок наделали, тут ведь было общежитие для женского медперсонала – два этажа с кухней, библиотекой, потом еще бильярд поставили. Все это дотла сгорело. А старый пол, монахами еще настеленный, совсем не обуглился – целехонек.

    Подходим к Казанскому храму. Действительно, ни одной трещинки на закопченных стенах.

    – Его в первую очередь восстанавливать начнем. Посмотрите, какие стены! Прежде тут гараж хотели устроить – начали рубить ворота, да не смогли кирпич раздолбить.

    – Да, раньше все крепко делали.

    – Ну, пожалуй, не все, – уточняет доктор. – Вон в хоздворе конюшня, кирпич там полуобожженный, тронешь – сыплется. Каждой вещи свой срок отмеряли.

    – Все же наши деды яйца в раствор клали, старались. А сейчас так не делают, – настаиваю на своем.

    – В современный цемент сколько яиц ни клади, крепче не станет. Раньше просто иная технология была, ближе к природе. Какой в природе главный закон? Смерть порождает жизнь. Как сказано у апостола Иоанна: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Закон превращения. Вот представьте, как обыкновенная земля могла обратиться в такую монолитную стену?

    Доктор погладил рукой по кирпичам и продолжал:

    – А было так. Из карьера для кирпичей взяли известь – карбонат кальция. Потом его жгли в печи, где он «умирал», превращаясь в CaO, оксид кальция. Затем его гасили в воде, и получался уже вовсе CaOH2, гидроксид кальция. Этим гидроксидом выполняли кладку. И потом уже, в кладке, он впитывал из воздуха углекислый газ и вновь превращался в исходный материал – в карбонат. Вновь обращался в камень. Происходил полный кругооборот: жизнь – смерть – новая жизнь. В раствор добавляли яичный желток, молочную сыворотку или просто трупы животных – то есть белок, который служит источником углерода. И все это вместе так спаивалось, будто изначально было цельным.

    Прощаясь с монастырем, погладил и я шершавый камень стены. Дойдя до ворот, оглянулся, чтобы запечатлеть в памяти церковь с торчащей из алтаря закопченной трубой. Интересно, действует ли в истории этот природный «закон превращений»? Умерши и вновь возродившись, станет ли наша вера так же крепче, так же монолитнее?

    О психах

    Обратно в Никольское мы шли не спеша. Под ногами чавкала грязь, и я мысленно возблагодарил Виталия за резиновые сапоги, в которые он переобул меня еще утром.

    В сгустившемся сумраке дорога едва виднелась, и лишь небо, еще не угасшее, четко очерчивало путь – по абрису расступавшейся впереди лесной просеки. Виталий молчал. И я поймал себя на давно забытом ощущении... сверхреальности происходящего. Что, собственно, я здесь делаю? Как оказался в этом дремучем лесу? Впрочем, нет, не то... Лес тут не при чем.

    Вспомнился вчерашний день, Череповец, часовня с мощами Филиппа Ирапского, молитва ему: «Да избавимся всяких скорбей и болезней душевных». И запись про девушку в книге исцелений: «Преподобный услышал один ее вздох, и ей стало хорошо». Вспомнился рассказ Виталия. Вот он идет рядом, последний хранитель Филипповой пустыни. И как странно, что он... психиатр. Дипломированный целитель душ. Разве такие совпадения бывают?

    Чтобы скоротать дорогу, стал я расспрашивать его о профессии. Между прочим, задал вопрос:

    – Виталий, бывает, отдельный человек почему-то впадает в беснование или, по-научному, в невроз, паранойю. А бывает то же самое с народами? Как психиатр, ты можешь объяснить, почему в какой-то промежуток времени целый народ начинает вести себя совершенно ненормально?

    – Ты имеешь в виду массовые психозы?

    – Нет, масса – это безличное сборище. Я говорю о народе, о нации, о человечестве. Ведь что-то ненормальное стало происходить с нами в последние сто лет. Тысячу лет Европа была христианской, и вдруг такое неверие, цинизм, страшные войны, разврат. А революция 17-го года? Какое-то всеобщее безумие.

    – Да, я думал об этом. Это шизофрения, раздвоение сознания. Одной частью ума люди остаются в реальности, а другой переживают какую-нибудь идею фикс. Такой болезненной идеей, я считаю, для ХХ века стала идея прогресса. Истинная суть ее в том, что человек отказывается от ответственности. Мол, я всего лишь «потомок обезьяны», часть эволюции, с меня взятки гладки. Бога нет, мир возник самопроизвольно, механически, сам собою развивается, а я лишь плыву по его течению.

    – Это дарвинизм. Но его же давно научно опровергли.

    – Да при чем здесь наука! Ею просто прикрываются, чтобы скрыть душевную слабость. Вся загвоздка именно в этой слабине – в страхе перед вечностью, перед своим бездонным, непознаваемым «я», в страхе перед образом Божьим. Фактически человек бежит от своего настоящего «я». Так и начинается безумие.

    Взять современного образованного человека. Он очень гибок, и с ним можно разговаривать о чем угодно. О параллельных мирах – пожалуйста, почему бы и нет. Инопланетяне? Что ж, возможно, они существуют. Что угодно назови – со всем может согласиться. Но когда скажешь, что был Творец, – о, тут всякие допуски и вольности вмиг кончаются. Шерсть встает дыбом, зубы оскал приобретают. Сколько раз я это наблюдал – и всегда поражался. Больного, бывает, осматриваешь, живот щупаешь: все мягко, мягко, вдруг бац – боль! Кричит: «А-а-а!» И тут то же самое.

    Видите? Вопрос о Боге – он не праздный. Скажи человеку, что в Австралии найдены динозавры, причем живые. Ведь поверит. Или что в океанской впадине обнаружена черепаха, на которой раньше мир держался. Ну, пожмет плечами, да и только. Почему? Да потому что это его ни к чему не обязывает. А мысль о Боге – о, это уже начинает тревожить. Ведь если есть Бог, то значит мое «я» не просто так существует, надо что-то с собой делать, спасать себя для вечности... Дискомфорт, понимаете. А не проще ли сунуть голову в песок, будто меня и нет?

    – Я слышал, сумасшествие невозможно излечить.

    – Об этом до сих пор спорят. Что я знаю точно – сам человек от безумия избавиться не способен. Если душа слаба, то как ей с недугом справиться, как пересилить? Даже такое простое расстройство, как алкогольная зависимость, самому не преодолеть. Бывает, конечно, алкоголик собирает волю в кулак, бросает пить. Но это даром ему не проходит. Сколько раз я наблюдал, как у таких «исправившихся» меняется личность, они становятся обуреваемы страшной гордыней, в быту их уже трудно терпеть. Почему? А представьте человека, плывущего по реке в байдарке. Ему неудобно, он скрючился, хочется выпрямиться в полный рост. Тогда он встает – и лодка дает крен, вот-вот перевернется. Так же и тут. Душа человека, как лодка на воде, сама по себе не имеет опоры. Нужно, чтобы кто-то придерживал за борт, пока она выпрямляется...

    – В психиатрических клиниках это делают врачи?

    – Должны делать. Но я бы не стал переоценивать психиатрическую науку. Мы не то что лечить, даже диагноз порой не можем поставить. Вот, скажем, приходит ко мне на прием парнишка 19 лет, выпускник интерната для слабоумных. В документах значится – олигофрен. А он мне про «моральное давление» толкует, про «интеллектуала» и прочее – такие слова использует, о которых олигофрен даже помыслить не смог бы. То есть с абстрактным мышлением у него все в порядке. Пытаюсь парнишку устроить в ПТУ, на работу – нигде не принимают. По документам он проходит как «олигофрен». А что получилось? Когда-то в первом классе обычной школы педагоги испытали с ним какие-то трудности, вот и спихнули «к психам».

    Это еще что! Одному и тому же человеку в Москве могут поставить шизофрению, в Петербурге – психопатию, а в Харькове вообще его признают здоровым. В Москве до сих пор довлеет школа академика Снежневского с его латентной, то есть скрытой, шизофренией. Эта школа расцвела в сталинское время, когда любые отклонения в поведении инакомыслящих были достаточны для заключения в психлечебницу.

    – Мрачная картина.

    – Без Бога – потому и мрачно.

    Слон, слоны, слонопотамы

    Так за разговорами дошли до Никольского. В окнах амбулатории горел свет – жена Виталия ждала нас, собрав на стол. Поужинав, расположился я в хозяйском кабинете, исследуя богатую библиотеку сельского доктора. Особенно понравилось мне роскошное издание Брэма, про животных.

    – А вот жираф, – заметив открытую страницу, весело прокомментировал Виталий, – поразительное существо! Чудо! У него в имени сразу три «е» – «длинношеее». Вот он и смотрит на них с высоты своей шеи, усмехается.

    – На кого смотрит?

    – Да на дарвинистов, кого же еще! По теории Дарвина, жираф – нонсенс. Произошел он, как считается, от козы, обитающей в саванне. Еды в этой саванне – завались, ежегодно там вырастает 30 тонн надземной фитомассы на гектар. Для сравнения: у нас на севере всего 4,5 тонны, максимум. Это когда трава по пояс. В общем, не голодала эта козочка. Но очень захотелось ей попробовать листьев на дереве. Потянулась, потянулась – и вот какая шея у нее выросла. Как, почему? Эволюционисты руками разводят. Это ж сколько неудобств. В шее всего семь позвонков, как у воробья. Между тем, рост жирафа – пять с половиной метров. Колебания кровяного давления – 220 на 160, выше, чем у кого-либо. Представьте: голова там, наверху, и вдруг жираф наклоняет ее к земле. Это все равно как чайник горлышком вниз опрокинуть. Это же мгновенный инсульт, разрыв мозговых сосудов! Но жираф не так прост, в шейной вене он особые такие клапаны отрастил, вроде шлюзовых камер, чтобы кровь ступенчато стекала. И все ради чего? Ради зонтичной акации. Кроме нее, жираф ничего не ест, хотя на земле под копытами полно другой пищи.

    Где логика? По теории эволюции, каждый вид должен прогрессировать, все лучше и лучше приспосабливаясь к окружающему миру. А мы что видим? Наша «сумасшедшая» птица клест яйца откладывает зимой и птенцов выводит в морозы. Ради чего, почему? А потому что она питается только хвоей сосны и ели. Причем есть клесты-еловики, есть клесты-сосновики. Бывает неурожай на елку, бывает – на сосну. Что бы им не переключаться туда-сюда? Нет, голодают.

    Коала питается одним эвкалиптом, исключительно им. Есть несколько видов эвкалипта, соответственно, есть и несколько видов коал. Так называемый бамбуковый медведь питается бамбуком. Бамбук растет 100 лет, потом цветет, и вся роща умирает. Вместе с медведями.

    Примеров тысячи. Где же прогресс, поступательная эволюция? Я вот пытаюсь представить, как муха может превратиться в слона. Есть такая игра: в слове меняешь буквы, чтобы получались иные смысловые значения. Например, «слон – слог – стог – стяг...» Пока не образуется «муха». В генной инженерии такое возможно. Так, вероятно, и Творец создавал наш мир, перебирая разноцветные гены-буковки. А эволюция – это совсем другое. Там буковки не меняются, а лепятся друг к другу: «слон», потом «слоны», потом «слонопотамы»... Целая фраза со «слоном», из которой должны вырасти рассказ, повесть. Эволюционируя, существо должно накапливать все большую генетическую информацию. Но что мы видим на самом деле? У человека генетический код состоит из 46 хромосом. У шимпанзе их 48, то есть на две больше. Значит, обезьяна произошла от человека? А у рака, представь, хромосом около 100 штук.

    Дарвинисты все валят на мутацию. Но слепая мутация – это вырождение, это любому медику и биологу известно. Тогда бы мы пришли к голой планете, покрытой простенькой травкой, по которой бегают мелкие всеядные крысоподобные существа. Не было бы Божьего мироздания, удивительного своим разнообразием.

    Почему отказались от селекции, когда возникла необходимость заставить кишечную палочку вырабатывать инсулин? Есть такая методика лечения диабета – если у человека нет инсулина, то он может получать его прямо из своего кишечника при помощи такой модифицированной палочки. Дарвиновской селекции не доверили, обратились к той же генной инженерии. То есть пошли по пути Творца, а не слепой природы.

    Эволюционисты любят ссылаться на закон «бритвы Окама», который гласит: если есть возможность объяснить явление другими простыми явлениями, то зачем прибегать к сложным? И при этом лукавят. Потому что идея Творца намного проще и естественнее, чем идея происхождения видов, которая из-за множества нестыковок вынуждена усложняться и усложняться.

    Теория Дарвина за 200 лет не принесла никаких плодов. Менделеев придумал Периодическую систему – и она помогла открыть новые элементы, понять строение микромира. То же самое с теориями Бутлерова, Эйнштейна и других. А Дарвин? Только смуту внес в науку и человеческие души!

    Слушая монолог сельского врача, я продолжал листать Брэма.

    – А вот искомый слон, – обрадовался он, упершись пальцем в картинку. – Какое чудо! Называют еще венцом природы. Беременность – 24 месяца, то есть два года дитя вынашивает. Сам весит до 7,5 тонны, а новорожденный – 100 килограммов!

    Виталий продолжал «ругать» слона, мол, чего он такой неприспособленный, совсем не эволюционный. Но по тону чувствовалось, что он любуется этим «слонопотамом»... Спать я улегся почти под утро, с четко оформившейся мыслью: «Не-по-бе-ди-мый!»

    Вернувшись в Череповец, вновь зашел я в часовню приложиться к мощам преподобного Филиппа (на фото внизу). За свечным киоском стояла та же матушка Юлия. Заглянул в книгу исцелений – там прибавилось еще две записи. И все такие же простые: «Тяжесть куда-то пропала, и... стало хорошо».

    Мне тоже было хорошо. С легкой душой отправился я на вокзал.

    М.СИЗОВ
    Вологда – Сыктывкар
    Фото автора.

    Тема: #52864
    Сообщение: #1831469
    31.01.06 11:46

    Главное, чтобы домой попала, не правда ли?
    Хотя, надо сказать, что душевнобольные и в Церкви исцеляются не все. Если считают, что им нужно исцеление и об этом непрерывно молятся, то да — выздоравливают очень быстро и насовсем, а если считают себя Святыми, пророками, Наполеонами духа, то на кой им выздоровление. С такими все гораздо тяжелей.

    Тема: #52864
    Сообщение: #1831406
    31.01.06 11:22

    Что-то мне подсказывает, что у нас её совсем не молитвами лечить будут, а инсулиновыми шоками.

    Тема: #52864
    Сообщение: #1831247
    31.01.06 10:25

    Молитва невероятно помогает душевнобольным. У нас в приход постоянно приходят шизофреники, часто потомственные. Через три месяца — это здоровые люди. Если бы я не видела их сама, я бы не поверила рассказам. Еще есть бывший дурдом, ныне снова монастырь. Вы, наверное видели, кого держат в запертых комнатах в смирительных рубашках. Сейчас все эти люди здоровы, так как история с целым сумасшедшим домом произошла всего несколько лет назад.

    Не думайте, что бабушка так и будет ходить полутрупом, она оклемается до нормы, выздоровеет, правда, жаль, что вы этого увидеть уже не сможете, так как у вас нет возможности наблюдать ее выздоровление.
    Замечательно, что вы ей помогли, Спаси вас Господи! Подобрать зимой на улице пожилого человека и спасти от смерти — дело удивительно благое.

    Егоров Георгий Валерьевич

    сомневающийся

    Тема: #52864
    Сообщение: #1831104
    31.01.06 08:46

    Я тут недавно, не далеко от Рудни-Никитской подобрал на обочине женщину лет 50. Хорошо одетая. Но не говорящая. Совсем. И глаза закрыты. В сумке билет из Москвы до Авсюнино, письма сестры во Христе, молитвенник, булка. Видимо шла с молитвы назад на электричку. Да что-то «перемкнуло». Повёз на «Скорой» в ментовку. Они не берут, мол некуда, не имеем права. А она молчит. Дал нашатырь, ноль на массу. Только жмурится и молчит. Трёс её, как грушу, чтобы хоть слово сказала. Пару раз по щекам дал(жалко, а что делать). Думал хоть слово скажет.На свой страх и риск повёз в 8 Психбольницу в Орехово-Зуево. В приёмном она и дежурному врачу ничего не говорит. Но глаза уже открыла. А увидела белые халаты(мы-то на «Скорой» в форме) и как будто что-то стала вспоминать. Я в сопроводительном листе поставил диагноз «Истерия». Ну бывают при этом заболевании и мутизм и даже параличи. А пожилой психиатр говорит: «Вы что не видите, это же потомственная шизофреничка». Её в рубашечку и халатик чистые обрядили. Мы всё сдали под опись-роспись. И пошла она, молча, но уже как-то веселее, белым лебедем, в отделение. Давно работаю, а вот с таким ещё не встречался. Думаю что молитва тут вряд ли поможет. Может быть и обострение заболевания, как видим.

    православный христианин
    нет доступа
    на форум

    Тема: #52864
    Сообщение: #1830912
    31.01.06 01:29

    Здравствуйте. Действительно, если часто, час-другой регулярно молиться Святому Духу за кого-то, то польза — огромна.

    И еще есть Святой Филипп — утешитель души. В монастыре, который он основал, при СССР сделали дурдом. Все больные исцелились, их отпустили, главврач пошел в священники и монастырь возродился.
    А бывшие психи дома, вполне здоровые. При чем, там были совсем клинические случаи, не легкая шиза, а те, кого приходилось держать взаперти.

    Есть акафист Святому Филиппу, который легко найти Яндексом. Набирать «Святой Филлип утешитель души», сразу найдете и жизнеописание, и историю про сумасшедший дом, и молитвы.

    Андрей Шаройко

    православный христианин

    Тема: #52864
    Сообщение: #1830874
    31.01.06 00:51


    Сокровище благих и жизни Подателю,
    прииди и вселися в ны,
    и спаси, Блаже, души наша.

    Тема: #52864
    Сообщение: #1830823
    31.01.06 00:25

    Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины,
    иже везде сый и вся исполняяй,
    приди и вселися в ны
    и очисти ны от всякия скверны,
    и спаси, Блаже, души наша.

    Это молитва Святому Духу. Я так молился за одного человека и мне потом сказали, что у него состояние стало очень улучшаться. Обычно его при весеннем и осеннем обострении приходилось госпитализировать, а той весной не пришлось.

    Спелеология

    Парашютизм

    Парусный спорт

    Путешествия

    Как вылечить шизофрению

    Шизофрения – что это такое, возможно ли ее лечение, есть ли альтернативные способы одолеть шизофрению? В данной статье я постараюсь в свете Библии прояснить этот вопрос по мере благодати, дарованной мне Господом.

    Что такое шизофрения?

    Шизофрения — это болезнь головного мозга, которая нарушает способность человека правильно мыслить, контролировать свои эмоции, принимать решения и общаться с другими людьми. По статистике в России шизофрении в наше время подвержено около 2 миллионов граждан.

    К счастью, это заболевание поддается современным методам лечения , хотя без гарантии полного выздоровления, так как причина шизофрении до сих пор не известна. Есть надежда, что новые открытия науки дадут более продуктивные результаты.

    Известно из научных исследований, что каждое полушарие головного мозга несет на себе определенную функцию. Так, левое полушарие отвечает за способность человека логически мыслить, адекватно воспринимать окружение, принимать рациональные решения в соответствии с жизненными ситуациями.

    Правое полушарие – это область подсознательного, интуитивного, эмоционального, творческого характера.

    Должен существовать определенный баланс между обоими полушариями.

    В случае с шизофренией явно имеется дисбаланс работы обоих полушарий: активность правого завышена, а левого занижена. Другими словами, человек с доминирующим правым полушарием больше живет своим внутренним миром, зачастую соприкасаясь с областями, не досягаемыми для обычного «нормального» человека. Отсюда внутренние голоса и все другое.

    В Библии нет прямых указаний, конкретно указывающих на шизофрению, но есть нечто общее, что объединяет людей, страдающих различными психическими расстройствами естественного происхождения – это душевные болезни . Не привязывать к этому одержимость бесами.

    ДУШЕВНЫЕ БОЛЕЗНИ

    Мысли человека зависят от характера информации, которую принимает его мозг. Поэтому когда дурные мысли или нечистые мысленные образы вдруг приходят в голову, какого бы происхождения они ни были, от человека зависит принять, отвергнуть или заменить их праведными мыслями и образами.
    Известно, что чувство вины является причиной практически всех душевных болезней. Это чувство говорит о наличии какого-то навязчивого греха в жизни больного. Освободить от чувства вины может только Сын Божий. Но для этого необходимо, чтобы нуждающийся в этом принял Христа в свое сердце с искренним покаянием о грехе. Это должно быть осознанным решением. К сожалению, люди, связанные шизофренией, как и другими душевными болезнями, не всегда осознают необходимость покаяния. Они, как правило, считают себя вполне здоровыми и не видят проблемы в своей жизни.

    Такие люди крайне нуждаются в молитвенной поддержке со стороны верующих, сильных духом христиан.

    Из Библии известно, что у любой болезни есть имя, а имя всегда предполагает чей-то дух. Таким образом, есть дух депрессии, шизофрении , уныния и тому подобное.

    Можно ли вылечить шизофрению с помощью молитв? Да , однозначно, при содействии Божьем.

    Какую молитву применять при лечении шизофрении , как душевного недуга?

    Я постараюсь дать примерный костяк такой практической молитвы, но перед этим скажу следующее:

    Если вы приняли решение молиться во исцеление от шизофрении своего близкого, то сами должны быть верующим человеком, крещенным Духом Святым, полностью доверяющим Слову Божьему, записанному в Библии.

    Во-вторых , Ваша молитва должна быть последовательной и постоянной .

    В-третьих , Вы должны обладать терпением и долготерпением , не ожидая сиюминутного изменения.

    В-четвертых , Вы должны использовать любой благоприятный момент для подведения Вашего страждущего близкого к покаянию и спасению его души.

    Для Бога очень дорога любая душа, и Его воля – сохранить человека для вечной жизни, неважно, в каком он состоянии находится сейчас. Иногда, Бог попускает некоторым болезням иметь место в жизни человека только с одной целью – спасти душу этого человека. И в этом любовь Бога к нам.

    «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоанна 8:36).

    Помните всегда – не человек освобождает человека от духов болезней, не врач, не целитель, а только Сын Божий, Иисус Христос . Человек, молящийся за другого человека – только инструмент в руках Божьих для осуществления Его благой воли.

    Исцеляющая молитва при лечении от шизофрении

    Дорогой Отец Небесный!

    На руках молитвы я приношу к Тебе моего сына (дочь, отца, мать…по имени)

    Я знаю как Ты любишь его (ее) и дорожишь им.

    Я верю, что Ты, Иисус, умер на кресте за моего сына (дочь…), чтобы он жил.

    Я верю, что Ты понес на Себе всякую болезнь и всякую немощь моего сына (дочери.).

    Ранами Твоими он (она) исцелен (а). Так говорит Слово Твое, и Оно истинно и пребудет вовек.

    Ему (ей) нет необходимости страдать от шизофрении, так как Ты забрал эту болезнь на себя.

    Именем Господа Иисуса Христа и силой Духа Святого я связываю тебя, дух шизофрении, и повелеваю оставить навсегда моего сына (дочь…).

    Дух Святой, коснись сердца и разума моего сына (дочери…), наполни Своим Божественным миром и покоем во имя Иисуса Христа.

    Очисти его (ее) разум от всяких негативных мыслей. Обнови ум и наполни Своим содержанием.

    Господь, освободи его (ее) от чувства вины и наполни Своей свободой.

    Реки воды живой да потекут прямо сейчас через него (нее).

    Головной мозг, восстановись! Да придет полный баланс левого и правого полушарий во имя Иисуса.

    Да придет полный баланс в каждую клеточку его (ее) естества.

    От темени до подошвы ног наполни светом Своим, Господь.

    Твой свет – есть жизнь.

    Иисус, ты есть Путь и Истина и Жизнь.

    Направь моего сына (дочь…) на путь истины и даруй ему (ей) жизнь и жизнь с избытком.

    Открой сердце моего сына (дочери.) для искреннего покаяния и спасения.

    Благодарю тебя, мой дорогой Авва Отче, за освобождение моего сына (дочери.) от духа шизофрении и полное излечение от этого недуга. Во имя Иисуса.

    Тебе, мой Бог, слава, хвала и поклонение, во имя Иисуса. Аминь.

    Дорогой человек, знай, что самое главное в этой молитве – твоя материнская или отцовская вера. Вера в то, что Бог всемогущ. Что Он может в любой момент развязать путы болезни, связывающие до сих пор твоего дорогого и близкого человека.

    Стой в вере, никогда не отчаивайся, никогда не опускай рук своих. Доверь полностью своего сына (дочь…) в руки Божьи, потому что у Бога есть план на каждого человека, и только Он знает, что полезно или вредно для человека. Читай Библию вслух своему сыну (дочери.), когда позволяет ситуация. Говори ему чаще о любви Божьей. Старайся приблизить его (ее) к Иисусу.

    Аудиозапись молитвы за исцеление от шизофрении

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

    На этом я прощаюсь с вами, дорогие друзья. Мир дому вашему во имя Иисуса Христа.

    До встречи на страницах моего сайта.

    Ведьмочка.net

    Среди знахарей шизофрения, да и вообще все душевные заболевания считаются одними из самых сложных и трудно поддающихся лечению. Многие знахари, очень неохотно берут в отчитку таких больных. Тем не менее, все равно нужно пытаться им помогать молитвой, настоями и добрым словом.

    Заговор от шизофрении

    Читают по вечерним зорям:

    «На высокой горе, в Сеанской земле,
    В тереме сидела Солнцева дева.
    Пела дева губами, глядела очами,
    Молилась Богу перстами.
    Не богатырь могучий к ней подступал,
    А змей огненный Полкан подлетал,
    Красоту Солнцевой девы рассыпал,
    В полон ее забирал, унес, украл.
    Мертвая вода убивает,
    Живая жизнь возвращает.
    Так бы Божья живая вода
    Раба Божьего (имя) оживляла,
    Разум, ясность ума ему возвращала.
    И будьте вы, мои слова, сильны,
    И будьте вы, мои дела, быстры.
    Сильнее всякой хвори,
    Крепче всякой боли.
    Ключ, замок, язык.
    Аминь. Аминь. Аминь.»

    Заговор, чтобы успокоить душевнобольного

    Если душевнобольной человек разбуянился, брызните на него заговоренной водой. Заговаривают воду так:

    «Разыгралась буря на море,
    Но Господь по волнам пошел,
    И к (такому-то) рабу пришел.
    И как под пятой Иисуса
    Вода усмирилась,
    Так и злоба раба (имя)
    Ему покорилась.
    Господи! Усмири и покори
    Гнев (такого-то) сей час,
    Сделай Божью милость для нас.
    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
    Ныне, присно, во веки веков.
    Аминь.»

    Заговор, чтобы шизофреник себя и других не убил

    В Пасху при всенощной держат новый носовой платок на груди, а придя из церкви, когда семья разговеется куличом и яичком, нужно обтереть больному лицо и при этом мысленно сказать:

    «Яйцо себя не колет и не рубит,
    Кулич себя не убивает, не губит.
    Так бы и ты (имя)
    Беды от своих рук не знал.
    Нас не мучил и сам не страдал.»

    Еще один хороший заговор от шизофрении

    Ставят больного на колени лицом на восток и читают:

    «Сорок святых, не я говорю, а вы глаголете рече,
    Дайте здравой мысли по здравому руслу тече.
    Тече река крови, мозга,
    Мозг живой и здравый,
    Святыми устами поправый, не тих, не лих.
    Как Отец Небесный даровал,
    Каким здравым в мир Адама послал.
    Не один и не два, а три.
    Пресвятая Троица, все худое сотри.
    Всю немочь с темени и с мозгов,
    С затылка и с обоих висков.
    Пусть сам Бог лечит, здравая мысль тече,
    На все дни, на все века,
    На все светлые времена.
    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
    Ныне, присно, во веки веков.
    Аминь».

    Сильная молитва от шизофрении

    Попробуем дать оригинальное определение шизофрении. Да такое, какое встречается крайне редко, но оспорить его невозможно. Шизофрения - это изменённое состояние сознания . Однако, в отличие от того, к какому идут последователи религии, йоги или магии, наступает оно вопреки воле человека. Существует достаточно много определений того, что происходит в результате молитв и медитаций - религиозный транс, сатори, самадхи и подобное. Все они связаны с иным восприятием действительности и в чём-то напоминают параноидные симптомы. Надеемся на то, что у испытавшего сатори человека хватит ума не рассказывать о том непосвящённым, поскольку каждый, будь то психиатр или обычный обыватель, увидят в том признаки безумия. Не то, чтобы бог и шизофрения как-то связаны между собой, но в своих видениях шизофреник может отождествлять себя с богом. Не исключено, что это же может быть и формой духовной практики каких-то религиозных систем.

    Религия и шизофрения

    Самые разные безумцы окружают религию, а многие становились таковыми в процессе практики. Православный взгляд на ум, рассудок - это «глаз души». С его помощью душа видит мир и он же интерпретирует оценки событий. Если этот «глаз» вывернут, на нём бельмо расстройства, то происходящее в душе не находит адекватного выражения.

    Приведём одно сравнение. Религиозный человек скажет, что он и каждый обладает определённой миссией, задачей, которую он должен решить. Больной человек, скорее всего, заявит, что его просветили лучами инопланетяне и теперь он должен решить поставленную ему в ходе посещения другой планеты задачу. Замените инопланетян на ангелов - получится то, что называют религиозная паранойя.

    Основное отличие от религии в том, что самые яркие откровения осознаются другими в качестве лжи. Никого ангелы не похищают и ничем не просвечивают. Однако степень недостоверности всегда заставляет сомневаться. С точки зрения материалистов - этого быть не может. С точки зрения как бы религиозных людей, материалистов, которые лишь изображают из себя верующих, такое тоже невозможно. А что с точки зрения верующих на самом деле? Могут ли ангелы стать видимыми и что-то сделать по отношению к человеку? Им и ему виднее… Мы же судить не станем и поступим скромно. Да и истинное православие обычно занимается своими делами. В нём нет представления того, что шизофрения - это одержимость. Оно говорит про одержимость, а про шизофрению в основном психиатрия. Богослов может использовать термины медицины, но лишь для того, чтобы быть понятным людям. А так-то в православии своих хватает…

    Разборки с бесами

    Достаточно часто встречающееся мнение о том, что шизофрения - это бесноватость. Совершенно правильное мнение. Только для его декларирования нужно разобраться с бесами. Их изображения в виде существ с рожками и копытами связано с тем, как их видят или видели адепты религиозных систем. В сущности же это аспект психики, нечто такое, что намного ближе к одиозному коллективному бессознательному, о котором писал Юнг.

    Карл Юнг всегда играл на грани. Попробуйте представить себе современного психолога, который говорит о какой-то силе, которая находится вне человека, но связана с ним и может каким-то образом влиять на его мышление и поступки. Так попрут со свистом, высмеивать будут и даже до уровня предположения не дойдёт. Про построение теории на базе гипотезы и речи нет. Примерно это и произошло с трансперсональной психологией. Она как бы заочно немного признана Британским учёным сообществом, но остальной учёный мир только пожал плечами.

    Юнгу повезло со временем жизни. Тогда ещё можно было играть с доводами теологии, астрологии и философии, что он и делал. Теперь с философией играться разрешено лишь представителям экзистенциальной психологии. Отдали на откуп… Остальным можно, но осторожно… Психоанализ не считается чем-то антинаучным, но научным признаётся с большим скрипом. И это даже хорошо. А почему всё в этом мире должно быть научным? История, философия и психология - это отрасли познания, даже знания, но подходить к ним с мерками точных наук - это просто признак неадекватности. Тоже самое, что попытаться литературу оценивать по критериям Поппера.

    Представьте себе картину. Психотерапевт заявляет, что Бог существует. Вот так вот стоит перед консилиумом коллег и говорит: «Натурально - Бог есть». Ну не надо так сразу, что на карьере можно ставить крест. 20% психиатров - это люди, которые когда-то страдали расстройствами, а остальные 80%, скорее всего, на пути. Но научными такие речи не признает никто, ибо научности нужна доказуемость, иначе она выскакивает на уровень фальсифицированности.

    Поэтому патопсихология, если она наука, то ограничивается описательной стороной. Ну и, конечно же, играют значимую роль исследования процесса обмена веществ. Методики же понимания бессознательного представляют собой систему из компонентов вне точного анализа. Строго говоря, всё известное нам о бессознательном - это интерпретации создателей различных школ психологии.

    Отношение религии к шизофрении

    Шизофрения и религия всегда была тесно связана между собой. Связь же имела антогонистический характер. С одной стороны - поведение подвижников религии, их особенности и, если угодно, культурологическое наследие, которое они нам оставили, говорят о том, что религий всегда было две. В православии это выражалось в виде наличия старцев. Искусственно порождённый раскол тут не при чём - это всё от политики. А вот старцы - явление куда более значимое и знаковое для развития веры и практической философии. Они не молились в обывательском смысле, но жили этим. Они практиковали безмолвие и имели свой взгляд на участие в молитве тела. Вместе с тем и брали на себя крайне сложную задачу, так что крыши ехали с большой скоростью. Но им и дела никакого не было, поскольку главенствующей идеей был поиск благодати, нисхождения Духа Господня и прочие вещи, которые каждый обыватель и многие психотерапевты назовут расщеплением рассудка. И правильно сделают, кстати, поскольку обычное сознание не видит необычных вещей.

    Официальная же религия не осуждала, но всегда была в напряжении. Основная его причина в том, что невозможно отделить наущение от прозрения, полученного необычным путём. Бес наущает кого-то стоять три месяца на пне и молиться или Глас божий? Для пущей строгости всё это подвижничество оптом списывалось на происки лукавого.

    Отсюда и общеконфессиальное отношение ко всем больным, как к лицам с признаками печати дьявола. А что с ними делать? В годы активности инквизиции и позже - заточать в подвалах, плохо кормить, бить и унижать. В крайнем случае - сжигать, что инквизиторы и чередили. Это всё относится более к истории, а мы лишь удивляемся тому, как прочно связаны в представлении людей шизофрения и бесы, но как мало они же знают про данных бесов.

    Две религии существуют ещё и по той причине, что не все люди хотят изменять своё сознание. Для мирян одно, а для монахов другое, но то «другое» всегда под неусыпным контролем. Во всяком случае, на уровне теистических воззрений. Вы думаете, что если современный молодой монах захочется удалится в скит и там в молении и трудах познавать бога, то ему это позволят? Вероятность 90%, что назовут наущением и прикажит молиться по месту дислокации монастыря.

    Само явление вселения бесов, как ортодоксальное понятие, создаёт больше путаницы, чем что-то объясняет. Это «вселение» понимают в качестве заселения какой-то жилплощади. И вот на этом месте религия и спотыкается. Если какие-то черти вселились, то их можно и прогнать. Начинаются попытки экзорцизма, изгнания бесов. Яркий пример искажённого восприятия. Даже сам термин переводить нужно так «запрещение бесам» или «хула на бесов», но не изгнание в прямом смысле. Всё описанное в Библии по этой теме - символизм. Бесы - это не кто-то с руками и ногами, это сущности или даже существа ума, психики, по дорожкам они не скачут, по стенкам не бегают, но так искажают сознание, что их воспринимают трёхмерными. Не каждый, кто страдает делирием их видит, но каждый, кто видит - страдает делирием.

    Немного про духовные причины шизофрении

    Как вообще они попадают в человека. Входят через рот или уши? Хочется сказать: «Ребята, да вы переволновались. Вы как-то неправильно используете силу воображения». Они никуда не ходят - это не насекомые, чтобы заползать в тело. «Вселение» беса - это чисто условное понятие, которое обозначает активизацию в психике аспектов определённых архетипических искажений.

    Есть такое очень старое и абсолютно верное буддийское сравнение. Генерал, художник и безумец смотрят на водопад. Генерал думает, что это естественная водная преграда, которая способна заставить противника пойти на обходной манёвр. Художник наслаждается красотой. А безумец орёт о том, что это море крови и гноя, а по нему бегают голые черти. И всё кругом горит и пахнет серой, вот такая у него духовная шизофрения.

    Последнее относят в миру адов. Ад - это не физическое место, а способ восприятия действительности. Можно дать обитателю ада много денег, власти, построить для него университеты, города. А он будет видеть в этом тюрьмы и пыточные камеры. Ад - это манифестация такового в сознании.

    Уже упомянутое выше коллективное бессознательное, о котором говорил Карл Юнг, очень хорошо объясняет то, как действуют бесы. Им не нужно «запрыгивать» или «заползать» в тело или ум человека. Они могут это сделать там, на уровне общих, интегральных информационных структур. А определённые люди потом воспримут мир в виде ужаса, насилия, полным угроз и вне факторов защищённости.

    Кто такие бесы - вопрос сложный. Скажем так - это сила, которая обладает информацией, способностью менять характер взаимоотношения человека и архетипов. Мы не знаем даже того враждебна ли эта сущность. Может быть она просто бездуховная или какая-то ещё - непостижимая для нас. Зато мы очень хорошо знаем о том, что она приносит страдание. Так же мы знаем и то, что нейролептики способны что-то блокировать, а что-то ускорять в обмене веществ. В результате сознание перестраивается таким образом, что начинает воспринимать мир естественно. Поэт и генерал из буддийского примера полностью правы. При этом поэт сможет стать генералом, а генерал писать стихи. А вот безумец никогда, пока он безумец. Антипсихотики или другие вещества нужны для того, чтобы вернуть человека в естественное состояние. Если можно без них, то чудо просто, но обычно без них это получается хуже.

    В этом контексте нужно попытаться понять, а как сама философия, религия, магия, мистика, эзотерика могут помочь в деле исцеления шизофрении. Если рассматривать деятельность психологов в виде шаманизма, раздвинув границы последнего и придав ему, для приличия хотя бы, научные черты, то вопрос сразу разделится на практические составляющие.

  • Первое, что нас интересует - это состояние пациента.
  • Второе - куда будем усилия-то прилагать? На него, бедняжку, или может сразу замахнёмся на коллективное бессознательное?
  • Третье - мы же не спортсмены и чистый эксперимент тут неуместен. Ну а почему бы и не использовать комплексную терапию? Во всяком случае сами по себе заговоры от шизофрении - это бесполезно, а психиатрия стоит на приёме веществ. Шаманизм в этом просто не составляет особого исключения.
  • Описание того, как на самом деле шаманы работали или работают с шизофрениками существуют. Они не священники, их всегда тянет на психотропики. Может и имеется сильная молитва от шизофрении, только учтём два фактора.

    • Сам больной совершенно не в том состоянии рассудка, чтобы понимать вещи такими, какими они являются на самом деле. Он эту молитву, скорее всего, воспримет по-своему.
    • Второй фактор в том, что воздействие человека на бессознательное в его глобальном смысле было бы подобным попыткам вызвать шторм с помощью блендера. Нужно что-то этакое, что усилит фактор воздействия.
    • За столетия своего существования шаманы перепробовали самые разные способы и самые разные вещества. Какого-то однозначного рецепта нет, как нет его и у психиатров. Есть лишь наработки схем медикаментозной терапии. Шаманы склонны не только к дурману, но и к воздействию на сознание, которое проводится в момент изменения сознания пациента, ибо шизофреник в руках шамана - это такой же пациент, как и в психиатрической больнице. Кстати, этим шаманизм отличается от основных теистических религий. Можно никуда не заглядывать, а просто так - экспертным анализом, пальцев в небо, установить, что лечение шизофрении молитвами в православии не самое популярное занятие. В первую очередь расскажут о том, что психические болезни - это тяжкий крест, потом о том, что нужно покаяние, молитва, пост… Даже мысли нет о том, чтобы такой подход критиковать. Но православные прекрасно понимают, что в момент течения эпизода больной может быть тот ещё молящийся. Ну а тут и сказочке конец…

      Можно ли вылечить шизофрению молитвами? Можно… Мы не против… Пробуйте!

      Третья сила - ближе к шаманизму

      Количество вариантов многообразно до космических величин. Но вот профессор Станислав Гроф хвастается тем, что у него масса исцелённых пациентов. Все случаи сложные, а основная методика - это синтез разработанной им и его супругой системы холотропного мышления и психоделика. Холотропное сознание сочетают с приёмом ЛСД. После долгого обивания порогов ему всё же разрешили его применять, но только на территории своей клиники. Больные не просто его употребляют, а совершают коллективное путешествие, которое возвращает номинальную матрицу мышления.

      Это так далеко от стандартной психиатрии, что смело можно выделить в практику неошаманизма. Сам Гроф не против, автор этой статьи у него спрашивал. Он «скушал» столько ЛСД, сколько не поместилось бы в вагон. Является одним из основателей трансперсональной психологии. А вместе с ним не только одиозные личности, но ещё и Абрахам Маслоу, тот самый, который создал основы гуманитарной психологии.

      Гроф учитывает три уровня, которых не было у Фрейда, но которые уже появлялись у Юнга:

    • биографический;
    • перинатальный;
    • трансперсональный.
    • Первые два, конечно, интересны, но главное всё же в трансперсональности. Мы прекрасно понимаем, что людям очень хочется найти информацию о том, как происходит лечение шизофрении молитвами и прочие упрощённые вещи. Мы даже не утверждаем, что таковое возможно или невозможно. Не просите только универсальную молитву от шизофрении. У каждого всё это своё - молитвы свои и шизофрения своя.

      Гроф вызывает уважение прежде всего своей смелостью. Твердить о том, как именно что-то расщепилось в процессе мышления и каким аффектом сопровождалось может каждый. Гроф первым в наши годы заявил о том, что опыт, который получает человек в момент галлюцинаций, видений, отождествления себя с какой-то личностью, Богом и Абсолютом - реальный . В этом есть какая-то удивительная прямота и простота.

      А это опыт и не может быть другим, поскольку мы имеем дело не с каким-то абстрактным феноменальным миром, а с миром совокупности психологических реальностей. Они сами по себе имеют феноменологическую природу, а она и является основой человеческих переживаний.

      Когда Грофу явно и чётко запретили использовать ЛСД он вместе с супругой создал систему холотропного дыхания. Нечто такое, что делалось под девизом «Ну дышать-то нам не запретят». Построение системы психотерапии с самого начала было вызывающим. Весь мир стремится психическую активность шизофреников так или иначе снизить. Гроф пошёл другим путём и стал рассматривать, что будет, если искусственно провоцировать возникновение самых разных галлюцинаций. Поэтому о методике они до конца откровенно не писали и полностью её не озвучивали. Один неверный шаг и не просто упрекнут в пропаганде наркотиков, а посадят.

      Однако, упрощённо говоря, парадоксальный подход состоит в следующем. Стандартная психиатрия стремится к тому, чтобы у пациентов видений и галлюцинаций не было. Вместе с тем стремятся найти природу когнитивных отклонений и исправить таковые. В результате должен пройти и бред.

      Гроф же, и сторонники трансперсонального подхода, провоцируют эти ситуации. Можно было бы подумать, что они намерены научиться контролировать этот процесс. Это не совсем так. В полном объёме это невозможно. Нельзя контролировать то, что по определению не поддаётся контролю. Можно лишь понимать, что это происходит информационный обмен между различными аспектами восприятия мира психикой. Можно созерцать появление и исчезновение галлюцинаций и приравнять их к визуализациям. Можно не обращать внимание на то, что в голове слышатся голоса. Можно признать, что шизофреник прав, когда говорит, что другие люди могут слышать его мысли и научить его думать потише. И это не обман. Мы на самом деле слышим мысли других людей и наши мысли тоже слышны. Вопрос лишь в том, нужно ли это нам. Можно ли перевести это состояние на управляемый уровень.

      В результате исцеление шизофрении происходит на уровне превращения болезни в магию, а не избавления от неё. Поэтому такие методики лечения шизофрении, с точки зрения православия и католицизма, стандартной науки, никогда не будут одобренными. Что же касается признания, то когда Гроф называет диагнозы и степень тяжести расстройств у пациентов с твёрдой ремиссией, то ему чаще всего не верят. Но это правда… Сотни человек, выведены из таких состояний, которые заставили бы махнуть рукой и признать случай безнадёжным.

      Интересно и то, что трансперсональная психотерапия имеет немного отличные критерии выздоровления. Стандартный подход однозначного ответа на вопрос не имеет. Что означает выздоровление? Когда больной вообще не испытывает галлюцинаций, не бредит, т. е. не думает шизоидным параноидным макаром, не попадает в онейроидное состояние, или когда с ним это происходит, но он умудряется это отсечь, не попадает на уловку расстройства психи, бесов, чего угодно. К примеру, начал человек неожиданно для себя беседовать сам с собой, но так будто бы рядом есть собеседник, хотя и нет собеседника. И понял, что это его «понесло», с помощью какого-то индивидуального метода, будь то хоть заговор от паранойи, вышел из такого состояния? Это исцеление? Не только специалисты, но все люди первый случай назовут исцелением, второй исцелением назовёт большинство.

      Трансперсональная психиатрия изобрела третий путь. Что если не препятствовать галлюцинациям и устанавливать над ними лишь мягкую форму контроля. Ничто не бывает без причины. Так проходят транзакции внутреннего информационного обмена. Ну давайте дадим человеку волю бредить. И пусть он там не видит страданий и разрушения, но сливается с Абсолютом. По возможности, в меру сил и сноровки. Что тогда будет?

      Далее следовало открытие за открытием. Сознание, которое жаждало бредить вдруг такую возможность получило, да ещё и уроки того, как бредить в правильном русле, как довести переживания до уровня мистического транса, как не бояться, но наслаждаться.

      Согласитесь, сразу возникает оторопь. А не спекуляции ли это? А не отловить ли всех этих психологов, да не отправить ли их в места не очень отдалённые? С кем-то так и поступили, кто особо рьяно раздавал народу «кислоту». Гроф до крайностей не доходил, поэтому практика продолжалась без юридического вмешательства. Но посмотрим на вопрос с другой стороны. Отделение с людьми, которые никакого энтузиазма не вызывают в плане прогнозирования патогенеза. Хуже вряд ли будет. Тянет их бредить и витать в видениях. Ну давайте дадим им такую возможность… Только бредят они часто криво. Ну что такое? Взрослая женщина, пожилая, и вдруг уверяет, что её просвечивают инопланетяне. Такое студентке ещё простительно, но не в таком же возрасте?

      Как вылечить шизофрению с помощью магии?

      Берём и начинаем с ней беседовать наоборот. Не стандартный диалог психотерапевта с пациенткой, а обучающий. Психолог будто бы закрывает все свои дипломы в камере хранения. И начинает рассказывать про ангелов, про безумие, при буддизм. Яркая философская лекция. На следующей беседе он готовит её к тому, что они будут сами вызывать определённые галлюцинации, и что он поведёт её по удивительному миру бреда и видений. Каким-то доступным, подручным, образом она на самом деле сознательно вводится в изменённое состояние сознания и ей показывают, наглядно, что всё это игра ума. Что бы вы там не увидели - знайте, что это иллюзии. Поэтому ничего не бойтесь. Но иллюзии эти реальны. Это ваше сознание разговаривает само с собой.

      Кто-то из сторонников трансперсональной терапии рассказывал, что пациентам после нескольких сеансов обычный бред казался пустяковым делом. Они всё больше и больше убеждались в том, что грандиозность шизофрении не надумана, но такое мнение возникло в силу того, что люди не имели более грандиозных опытов. И часто просто не имеют информации о том, что такое психика и разум, как они устроены. Не знают, где грань объяснимого, необъяснимого и того, что не нуждается в объяснениях.

      Автор этих строк неоднократно проводил эксперимент. В случайном порядке, самым разным людям, он говорил о том, что мироздание подобно сновидению. Человек всю свою жизнь видит сон. Ночью с феноменами сна работает подсознание, а днём включается сознание. Но суть не меняется. Собеседник направлялся на то, чтобы дать такому постулату какую-то оценку. Большая часть невольных участников эксперимента заявила, что вот как сейчас мол фейсом тебя о стену - так сразу поймёшь, что она реальна.

    • Да. Но если во сне увидеть, что кто-то приложил о стену, то тоже будет больно, страшно и обидно. В чём разница? Никто же не говорит о том, что лицо проскочит сквозь стену. Во сне оно тоже проскакивает не всегда.
    • Практически никто из опрошенных ничего возразить не смог. Простая мысль, но уже на этом этапе материалисты и реалисты не знают, что им возразить.

      Исходя из этого мы можем сделать следующий вывод. Трансперсональная психология, как нечто роднящее практику психиатрии и шаманизма, показала, что возможен третий взгляд на ремиссию. Конечно, это не лечение шизофрении молитвами, а согласие с тем, что можно жить так. Превращение деконструктивного состояния в констурктивное. При этом главный упор делается не на философствование или психоанализ, а на предоставление сознанию того к чему оно само стремится и обретению навыков сглаживания проявления дефекта и отношения к нему со стороны пациента. Подход показал свою оправданность в силу того, что новые эпизоды у больных возникали всё реже.

    • Презентация к уроку по психологии

    Молитва первая

    О, преславный апостоле Филиппе, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

    Молитва вторая

    О святый апостоле Христов Филлипе! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время уныния, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

    Тропарь апостолу Филиппу

    Тропарь, глас 3:

    Благоукрашается вселенная, Ефиопиа ликовствует, яко венцем красуема тобою, просветившися светло, торжествует память твою, Богоглаголиве Филиппе, вся бо веровати Христу научил еси, и течение совершил достойно Евангелиа. Тем дерзновенно варит Ефиопская рука к Богу, Егоже моли даровати нам велию милость.

    Кондак, глас 8:

    Ученик и друг Твой, и подражатель страсти Твоея, вселенней Бога Тя проповеда, Богоглаголивый Филипп: того молитвами от врагов пребеззаконных Церковь Твою, и всяк град Твой, Богородицею соблюди, Многомилостиве.

    Апостол Филипп

    Икона апостола Филиппа (Болгария, XVIII век)

    В 15 лет был женат, имел двоих сыновей, знал греческий язык, потому что в доме его отца жил пленный грек, который обучил его этому языку.
    Хотя Филипп был родом из одного города с Андреем и Петром - из Капернаума, он ранее знаком с ними не был. Но он про них слышал и знал, что они стали учениками Иисуса.
    стал искать среди людей, пришедших креститься на реку Иордан, единомышленников. Он всматривался в лица, пытаясь распознать людей честных, смелых, открытых, способных поверить Иисусу, готовых многим пожертвовать ради спасения иудейского народа.
    Когда на глаза Иисусу попался Филипп, то он понял, что нашёл именно того человека, которого искал. Юноша с ангельским лицом, невероятно красивый, голубоглазый, черноволосый. Похожий на херувима, он одним своим видом внушал доверие людям. Такой человек мог повести за собой многих, несмотря на свой юный возраст - 21 год. Филипп сразу поверил в Иисуса. Он уже слышал многочисленные легенды, слухи, истории о Христе, восхищался этим человеком и, не раздумывая, решил стать его учеником.
    Он был очень любознательным, обладал хорошей памятью, поэтому именно он первым из учеников стал записывать проповеди Иисуса. Впоследствии эти записи использовал для своего Евангелия.

    Именно Филипп нашел Иисусу следующего, ученика - Варфоломея (Нафанаила).
    Филипп сказал ему: «Мы нашли того, о ком писали Моисей и пророки. Мы нашли Иисуса из Назарета, Мессию». Город Назарет считался глухой провинцией, поэтому Нафанаил с сомнением спросил: «Разве из Назарета может быть что-нибудь доброе?»
    Филипп ответил: «А ты пойди и посмотри сам».
    Иисус, увидев Варфоломея, промолвил: «Вот настоящий израильтянин, честный, без лукавства».
    Варфоломей действительно был человеком очень отрытым, прямолинейным, всегда говорил то, что думал, не лукавя. Удивившись словам Иисуса, он спросил: «Откуда ты знаешь меня?»
    «Я видел тебя, - ответил Иисус, - ты сидел под смоковницей. Там тебя и встретил Филипп».
    За те четыре месяца, которые провёл в Израиле Филипп, он начал в Самарии крестить людей и делал это успешно.
    Варфоломей вместе с Филиппом через четыре месяца отправились из Иудеи в Турцию и стали проповедовать учение Христа.
    Через три года они отправились в Индию , но крепкая, устоявшаяся вера в индийских племенах не привела к ним много желающих принять чуждую для них веру.
    Варфоломей и Филипп отправились на год в Аравию . Два года они пробыли в Эфиопии .
    В Эфиопии Филиппу явился ангел, подсказавший ему выйти на дорогу. Там он встретил проезжавшего мимо эфиопского вельможу. После недолгой беседы вельможа согласился принять крещение, и Филипп окрестил его в ближайшем водоеме.
    Помня наказ Иисуса Христа денег за крещение не брать, он отказался от платы, тогда вельможа пригласил Филиппа и Варфоломея в свой дом, и они прожили у него почти месяц; когда Филипп с Варфоломеем уходили, вельможа снабдил их провизией.
    После этого апостолы вновь пришли в Малую Азию. Проповедуя Христа в Иераполе Сирийском, апостол Филипп вызвал сильный гнев в народе, угрожавшем даже побить его камнями, и по требованию толпы воскресил мёртвого, которого несли на носилках в продвигавшемся мимо погребальном шествии.
    Но пробыли там они недолго и отправились в Армению , где Варфоломей остался, а Филипп продолжил свой путь.
    После того как он расстался с , Филипп отправился в Скифию и пробыл там почти десять лет. Побывал на Дону и на территории современной Украины .
    Затем апостол вернулся в Малую Азию, где снова встретился с Варфоломеем.
    Войдя в город Иераполь, проповедовали там Христа. Этот город был переполнен идолами, которым поклонялись все его жители; между другими ложными божествами была там одна громадная ехидна, для которой был построен особый храм; туда ей приносили пищу и совершали многочисленные и разнообразные жертвоприношения; безумцы почитали также и других гадов и ехидн. Святой Филипп, прежде всего, вместе с своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Все они вместе молитвой, как бы копьем, победили ту ехидну и силой Христовой, умертвили ее. После сего Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для проповедания слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование. Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства, дабы воссиял на заблудших свет познания истины; над этим они и трудились день и ночь, уча неверных слову Божию, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный.

    В том городе жил один человек, по имени Стахий, бывший слепым уже сорок лет. Святые апостолы, силой молитвы, просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив Стахия, святые пребывали в его доме. И пронеслась по всему городу молва, что слепой Стахий прозрел. К его дому стали собираться толпы народа. Святые апостолы поучали всех, стекавшихся к ним, вере во Христа Иисуса. Приносили туда и многих больных, и всех святые апостолы исцеляли молитвой и изгоняли бесов, так что большое число людей уверовало во Христа и крестилось.

    Жена начальника того города, по имени Никанора, была укушена змеей и лежала больная, при смерти. Услыхав о святых апостолах, находившихся в доме Стахия, что они одним словом исцеляют всякие болезни, она в отсутствие своего мужа повелела рабам своим отнести себя к ним и получила двойное исцеление: телесное - от укушения змеи и душевное - от бесовского обольщения, ибо, наученная святыми апостолами, уверовала во Христа. Когда градоначальник вернулся домой, рабы передали ему, что жена его от каких-то чужестранцев, проживающих в доме Стахия, научена веровать во Христа. Страшно разгневавшись, Никанор повелел тотчас же схватить апостолов, дом же Стахиев сжечь, - что и было исполнено.

    Собралось множество народа - и святых апостолов Филиппа, Варфоломея, а также и святую деву Мариамну с побоями повлекли по городу, поругаясь над ними, и, наконец, бросили в темницу. После этого, начальник города воссел на судейское место судить проповедников Христовых: и собрались к нему все жрецы идольские и жрецы погибшей ехидны, принося жалобы на святых апостолов и говоря: "Начальник! Отомсти за бесчестие богов наших, так как с тех пор, как появились эти чужестранцы, в нашем городе запустели алтари великих богов наших, и народ забывает приносить им обычные жертвы, знаменитая наша богиня-ехидна погибла, и весь город наполнился беззаконием. Умертви этих волхвов!" Тогда начальник города велел снять одежду со святого Филиппа, думая, что в ней заключаются чары колдовства, но, сняв с него одежду, ничего не нашли. Также поступили и со святым Варфоломеем, - и в его одеждах не нашли ничего. Когда же они с тем же намерением приблизились к Мариамне, чтобы снять одежду и обнажить ее девическое тело, внезапно она в глазах их превратилась в огненный пламень, и нечестивцы со страхом отбежали от нее. Святые апостолы осуждены были правителем на распятие. Первым пострадал святой Филипп.

    Просверлив ступени ног его и продев в них веревки, мучители распяли его на кресте вниз головой перед дверями капища ехидны и в то же время кидали в него камнями.

    Затем они распяли святого Варфоломея у стены храма. И внезапно сделалось великое землетрясение: земля разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и множеством неверующих. Все оставшиеся в живых - и верующие и язычники - пришли в великий страх и с рыданиями просили святых апостолов сжалиться над ними и умолить Единого Истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их так же, как и тех. Поспешно бросились снимать с крестов распятых апостолов. Святой Варфоломей был повешен невысоко, и его скоро сняли. Но Филиппа не могли скоро снять со креста, потому что он был повешен высоко и особенно потому, что на это было особенное произволение Божие, дабы апостол Его через эти страдания и крестную смерть, перешел от земли на небо, куда всю жизнь обращены были стопы его. Вися таким образом, святой Филипп молился Богу за врагов своих, чтобы Господь отпустил им грехи их и просветил разум их к познанию истины. Господь преклонился к молению его, и тотчас повелел земле исторгнуть живыми поглощенные ею жертвы, за исключением градоначальника и жрецов ехидны.

    Когда хотели снять со креста святого Филиппа, то увидели, что он уже предал Богу святую душу свою, и сняли его мертвым. Родная сестра его, святая Мариамна, все время смотревшая на страдание и смерть брата своего Филиппа, с любовью обнимала и лобызала снятое с дерева тело его, и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа.

    Святой Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело святого апостола Филиппа. На том месте, где истекла кровь святого Апостола, произросла в три дня виноградная лоза, в знамение того" что святой Филипп за пролитую свою кровь во имя Христа наслаждается вечным блаженством с Господом своим во Царствии Его. После погребения Апостола Филиппа, святой Варфоломей с блаженной девой Мариамной пробыли несколько дней в Иераполе, утверждая в вере Христовой вновь основанную церковь, а затем отправились каждый в свой путь. Святая Мариамна направилась в Ликаонию и здесь, среди успешного благовествования слова Божия, мирно преставилась ко Господу.


    Мартириум в Иераполе св. апостола Филиппа. Начало V в.


    Дорога к храму апостола Филиппа


    Лестница к храму святого апостола Филиппа


    Стены храма апостола Филиппа


    Храм апостола Филиппа



    Гробница апостола Филиппа обнаружена в Турции в области Денизли на месте древнего города Иераполиса. Город, в переводе означающий «Священный», известен богатым античным наследием и комплексом минеральных источников Памуккале, входящим в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
    Международная археологическая экспедиция под руководством профессора итальянского Университета Франческо Андрия ведет раскопки уже более 30 лет.
    Изначально предполагалось, что могила находится в Церкви Святого Филиппа, где по одной из версий был захоронен апостол. На данном месте в течение многих лет проводились геологические работы, но захоронение так и не было найдено. В результате работ, которые проводились профессором в июле, были обнаружены находки, определяющие истинное местонахождение могилы Святого Филиппа. Захоронение располагалось среди развалин другой церкви, на расстоянии 40 м от первоначального места раскопок.
    Профессор отметил, что, несомненно, данная находка имеет большое значение, как в археологии, так и для Христианской общины и развития культурного туризма страны.

    Святой Филипп родился в галилейском городе Вифсаиде - на родине святых апостолов Петра и Андрея. Он был настолько усерден в размышлениях о законе и пророках, что презрел все мирские заботы и потому провел всю жизнь, сохранив девство.

    Господь наш Иисус Христос вскоре после крещения от Иоанна Предтечи призвал Петра и Андрея следовать за Ним. На следующий день, когда Иисус собирался отправиться в Галилею, Он встретил Филиппа и сказал ему: «Иди за Мною». Филипп тотчас послушался, а затем он пошел и сказал Нафанаилу: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1: 43, 45). Впоследствии Филипп следовал за Иисусом и верно служил Ему во все время проповеди Учителя. Это он во время прощальной беседы попросил: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». Христос ответил с грустью: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14: 8-9).

    После Вознесения Господа и сошествия Святого Духа на апостолов Филиппу выпало по жребию проповедовать Благую Весть в провинции Асия, то есть в западной части Малой Азии. Вместе с сестрой по плоти Мариамной и апостолом Варфоломеем он прошел всю Лидию и Мисию, возвещая Евангелие, несмотря на многочисленные испытания. Не раз святые ученики терпели от язычников побои, бичевание, заточение, но их радость и упование на Христа не ослабевали, столь велика была сила Господа, пребывавшая в них. Призыванием имени Спасителя исцелялись больные, освобождались бесноватые, и много было тех, кто просил о возрождении в купели нового рождения. Филипп крестил мужчин, а его сестра женщин.

    В Иераполе святые апостолы исцелили и привели к вере жену проконсула Асии . Ее обращение вызвало ярость высокого чиновника, и он повелел схватить Филиппа и его спутников. Его проволокли по земле до главной площади города и вместе с апостолом Варфоломеем распяли вниз головой. В это время святой горячо молился такими словами: «Господи Иисусе Христе, Отец веков, Царь света! Ты умудряешь нас Своей мудростью, Ты открываешь нам глубины познания, Ты благодетельствуешь нас Своим благим Промыслом, Ты избавляешь от болезни тех, кто прибегает к Тебе. Приди, Господи, увенчай меня пред лицом народа победным венцом. Пусть враг не сможет обвинить меня пред Тобой, Истинным Судией. Одень меня в Свое светозарное одеяние и запечатлей меня Твоей славной печатью. Удостой меня встречи с Тобой на Небесах. Преобрази мое тело и уподобь его образу Твоей славы. И даруй мне отдохновение в славе Твоего блаженства, позволив мне войти туда, как Ты обещал святым Твоим, во веки веков. Аминь».

    Когда святой окончил молитву, земля внезапно разверзлась и поглотила множество язычников, их жрецов и самого проконсула. Нечестивые, устрашившись, бросились к Варфоломею и Мариамне, которые были еще живы. Они сняли их с креста и попросили принять в Святую Христову Церковь. После достойного погребения тела святого Филиппа Варфоломей и Мариамна поставили епископом Иераполя Стахия, которого апостол Филипп исцелил от слепоты. Затем они продолжили проповедь: один - в Индии, другая - в Ликаонии. После этого Мариамна отправилась на Иордан, где отошла ко Господу, согласно предсказанию апостола Филиппа.

    Вариант «Жития», который передает православная агиографическая традиция, извлечен, крайне выборочно, из апокрифических «Деяний апостола Филиппа», вышедших из кругов фригийских энкратитов. В этих «Деяниях» смешиваются апостол Филипп и диакон Филипп (память 11 октября). Ср.: Écrits apocryphes chrétiens I. Paris, 1997. P. 1181-1320.

    В «Деяниях» жена проконсула именуется Никанорой, а сам проконсул - Тиранногнофом (что значит «Правитель мрака»).