• Анализ рассказа «Корова» (Платонов А П). Анализ рассказа «Корова» (Платонов А П) Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    Главные герои рассказа Платонова «Корова» — мальчик Вася, сын путевого обходчика, и домашняя корова. Корова жила в сарае, что стоял возле домика обходчика. У нее был теленок, и она давала молоко. Вася любил корову и часто приходил в сарай, чтобы постоять рядом с добродушным животным.

    Вася учился в школе и был очень любознательным мальчиком. Ему нравилось получать знания о городах и странах, и воображение часто уносило его в места, где он еще никогда не был. Вася любил смотреть на проходящие поезда и выглядывать людей, сидящих в вагонах. Он верил, что однажды тоже посмотрит тот огромный мир, о котором читал только в книгах.

    Однажды мать попросила его вместо отца посигналить фонарем проходящему поезду. Отца не было дома, он повел заболевшего теленка к ветеринару. Вася взял фонарь и стал ждать поезд. Когда подошел товарный состав, Вася обратил внимание на неисправность в паровозном котле. Пар выходил наружу и поезд не мог набрать необходимую скорость.

    Кроме того, впереди у состава был подъем и он двигался медленно. Вася пошел вперед к паровозу и увидел, как машинист посыпает рельсы песком, чтобы колеса не проскальзывали. Мальчик стал помогать машинисту, и тот даже разрешил ему управлять паровозом. Потом машинист, понявший, что Вася – смышленый мальчик, попросил его проверить, все ли тормозные колодки отключены. Мальчик сумел обнаружить в одном месте включенные тормоза, и этим сильно помог машинисту.

    Когда состав ушел, Вася вернулся к дому и там застал отца. Но теленка с отцом не было. Выяснилось, что отец продал его за хорошие деньги. Но после продажи теленка корова затосковала и у нее пропало молоко. Она стала убегать с пастбища и выходить на рельсы. Однажды за коровой не уследили, и ее сбил товарный поезд, который вел тот самый машинист, что не уследил за тормозами. Машинист обещал отцу Васи помочь деньгами на покупку новой коровы, а погибшую корову пришлось продать на мясо.

    В школе ребятам задали написать сочинение из своей жизни, и Вася написал о корове, ее теленке и о том, как погибла корова. В конце сочинения Вася писал, что никогда не забудет эту корову, которая помогала их семье выживать.

    Таково краткое содержание рассказа.

    Главная мысль рассказа Платонова «Корова» заключается в том, что животные, как и люди, заботятся о своем потомстве, и тоскуют, если их разлучают с детьми. В силу жизненных обстоятельств отец Васи продал теленка, и корова не вынесла этой потери.

    Рассказ Платонова учит быть любознательным и настойчивым в освоении новых знаний, которые помогают человеку осваивать окружающий его мир.

    В рассказе «Корова» мне понравился мальчик Вася. Он любознательный, трудолюбивый и отзывчивый человек. Васе нравится учиться в школе, и он помог машинисту решить его рабочие проблемы.

    Какие пословицы подходят к рассказу «Корова»?

    Была бы коровушка, будет и молочко.
    Мир не без добрых людей.
    Жизнь дана на добрые дела.

    Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году, на рубеже веков. За 52 года ему пришлось пережить и войны, и революции, и лишения, и голод, и гонения, и радость труда. В семье, рано осиротевшей, он остал­ся старшим среди своих многочисленных братьев и сестер. В малолетстве ему пришлось нищенствовать, испытать горечь безвозвратных утрат, участвовать в гражданской войне и строительстве новой деревни. Эта «школа» сформировала душу и характер Плато­нова, неравнодушие к нужде и человеческому страда­нию.

    Множество профессий пришлось освоить ему за свою жизнь, столкнуться с разными людьми, ставши­ми героями его произведений. Платонов работал в конторе, рабочим на паровозоремонтном и трубном заводах. В гражданскую войну служил в Красной Ар­мии помощником паровозного машиниста. Во время Великой Отечественной войны был военным коррес­пондентом. В одной из автобиографических статей А. Платонов писал о том, что «...кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу...» Что же значит для Платонова «потная работа»? Работа настоящая, тре­бующая приложения сил, трудная, утомляющая, но позволяющая уважать себя, гордиться своим трудом.

    Очень трепетное отношение у писателя к детям. И в детских произведениях он по-настоящему талантлив. В рассказах «Июльская гроза», «Железная старуха», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле», «Еще мама», «Корова», «Никита» и других действуют лю­бознательные, желающие докопаться до сути любой вещи герои. В них чувствуется желание быть на земле хозяином, склонность к осмыслению жизни.

    С огромной нежностью в рассказе «Корова» автор описывает саму корову, ее страдания. Словно это страдает женщина, чьи материнские чувства застав­ляют сжиматься сердце. Сочувствием к беззащитной корове переполнено сердце юного Васи Рубцова, кото­рого писатель наделил искренностью, добротой, бес­корыстной любовью - всеми теми качествами, кото­рыми обладал сам А. П. Платонов.

    Оглянувшись вокруг себя, мы увидим как кто-то сорвал без надобности цветок и выбросил его, а кто-то мучает собаку или кошку. А животные и растения, по мнению А. П. Платонова, призваны «облагоражи­вать» человечество. Поэтому, главной своей задачей автор считал то, чтобы сеять души в людях.

    «Любовь - мера одаренности жизнью людей», - писал А. П. Платонов. Насколько мы способны лю­бить окружающий мир, настолько мы одарены жиз­нью. Платоновские герой рассказа «Корова» постоян­но ощущает в себе любовь ко всему живому.

    «На дворе стояла осень. Вокруг дома... простира­лись ровные, пустые поля, отражавшие за лето и те­перь выкошенные, заглохшие и скучные». Пейзаж умирающей к зиме природы настраивает на размыш­ления о жизни и смерти.

    Со смертью теленка корова потеряла смысл жизни, лишилась воли; «она молчала и редко дышала, и тяж­кое, трудное горе томилось в ней, которое было безыс­ходным и могло только увеличиваться, потому что свое горе она не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением, как это мо­жет делать человек ».

    Вася нам очень симпатичен своим вниманием ко всему живому. В корове «ему нравилось все..., что свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала ее в молоко и в работу, то есть жила для других».

    Отличительной чертой Васи является любозна­тельность: «его мучило, если он видел какой-нибудь предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют».

    Словами машиниста: «Не было бы своего сына, я бы усыновил этого. Он с малолетства уже полный че­ловек, а у него еще все впереди...» - автор передает свое отношение к герою. Человек существует для того, чтобы трудиться и помогать окружающим. Вася с малых лет понял это, поэтому является уже «пол­ным» - полноценным человеком.

    Основная мысль рассказа заключена в последних словах сочинения героя: «Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза и хорошо».

    В переживаниях Васи Рубцова просматривается отношение самого А. П. Платонова к миру. Милосер­дие, любовь ко всем живым существам, тревога за бу­дущее, единение людей - вот нравственные заповеди писателя, которыми он наделял своих героев.

    Тема: А. Платонов « Корова»» « Формула жизни» А. Платонова .

    1) обсудить проблему человека и окружающего мира;

    2) воспитывать чувство сострадания ко всему живому;

    3) выявить « слагаемые» формулы жизни А. Платонова

    ЖИЗНЬ

    Ход урока:

    1.Слово учителя.

    Данный рассказ заставляет нас задуматься о том, насколько связан человек с окружающим миром, о том, как надо относиться ко всему живому, о назначении человека на земле.

    А. Платонов пристально вглядывается в окружающий мир. Он одушевляет, очеловечивает природу. Е го волнует каждый цветок, травинка, он чувствует их неповторимость.

    Нежностью наполнено описание этого мира: цветка, коровы, человека.

    « Весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей - я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце»,- писал А. Платонов.

    Спаяно его сердце и с героем рассказа « Корова» Васей Рубцовым.

    2.Аналитическая беседа

    Что вы знаете о герое рассказа?

    Какое впечатление он произвел на вас?

    (Вызывает симпатию участием ко всему живому, трудолюбием .

    Подтвердим это эпизодами из текста.

    а) Первые сцены разговора с коровой. Как он к ней относится? Докажите неравнодушие Васи, умение любить живое. Как сочувствовал ее горю?

    б) Что вы можете рассказать об отношении Васи к миру, о его любви к нему? Почему подробно рассказывается о встрече мальчика с незнакомым человеком, промелькнувшим в окне поезда? (мальчику интересен весь мир, чувствует связь с окружающим миром)

    в) Давайте попробуем вывести первые « слагаемые» , необходимые для формулы жизни.


    ЖИЗНЬ

    ко всему Трудолюбие

    живому любознательность

    г) Встреча Васи с паровозом - пересказ эпизода.

    Что нового узнали о герое? Какая черта характера подчеркивается в описании этой встречи? (любознательность, трудолюбие, интерес к миру)

    Какой смысл заключен в словах машиниста?

    (Человек существует для того, чтобы трудиться и помогать окружающим - творить добро для других людей.)

    Вася Рубцов обладает этим качеством настоящего человека, и потому он уже сейчас полноценный человек, достигший полного нравственного развития.

    Добавим еще «слагаемые» формулы жизни А. Платонова. (трудолюбие, умение делать добро)

    Взаимопомощь Единство всего

    живого на земле

    ко всему Трудолюбие Добро

    живому любознательность

    Вспомните эпизоды, в которых рассказывается о горе коровы. Как она выражала его?

    Почему корова погибла? (Потерян смысл жизни, лишилась воли )

    Почему машинист добавляет денег на покупку коровы, ведь он не виноват?(Им движет чувство вза имопомощи)

    А. Платонов выделяет мысль о единении людей. « Твой сын мне помогал, а я вам помогу…..»

    Какие составные « формулы жизни» еще можно добавить? (единство всего живого на земле)

    Прочитайте сочинение Васи. Какие мысли заключены в этом сочинении? Где, по - вашему, основная мысль сочинения? (Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза и хорощо)

    В сочинении мальчика Платонов обобщил свои мысли о мире, о человеке, о предназначении человека на земле. И чтобы всем «от меня была польза и хорошо», надо следовать формуле жизни Платонова.

    Илья Вадимович Петров (1970) - канд. филол. наук, доцент Уральского государственного педагогического университета.

    Урок любви к ближнему

    Рассказ Андрея Платонова «Корова» в школьном курсе литературы

    Рассказ Андрея Платонова включён в программу по литературе для 6-го класса. Анализ этого произведения достаточно сложен для восприятия маленьких читателей. Учитель должен поэтому попытаться акцентировать те проблемы, которые могут быть близкими для младших школьников и при этом адекватно раскрывающими содержательное наполнение неповторимого художественного мира писателя. На пути реализации этой задачи учитель сталкивается с проблемами по-настоящему важными, поскольку Платонов видит в мире детства “прообраз большой вселенной, её социальный портрет, чертёж и абрис надежд и великих утрат” (Н.Г. Полтавцева). Детские рассказы писателя несут в себе такое же философское постижение космоса, как и его произведения, написанные для взрослых. Ребёнок в его творчестве мучается самыми глобальными, самыми серьёзными проблемами: как обрести себя в бытии, как противостоять смерти, как сохранить тепло в “прекрасном и яростном мире”. Чтение Платонова требует значительного напряжения, и помочь учителю в анализе этого рассказа могут только эмоциональная открытость и духовная свобода маленьких читателей.

    Правомерно в начале анализа рассказа поставить перед учащимися вопрос о его жанровой природе. Уже в первом абзаце звучит ряд мотивов, сближающих это произведение с темами и проблемами волшебных сказок. Слово повествователя, подобно слову в сказке, стремится одухотворить неживые предметы и явления, наделить душой те существа, которые в обыденном восприятии её лишены: “Серая степная корова черкасской породы жила одна в сарае; этот сарай, сделанный из выкрашенных снаружи досок, стоял на маленьком дворе путевого железнодорожного сторожа. В сарае, рядом с дровами, сеном, просяной соломой и отжившими свой век домашними вещами - сундуком без крышки, прогоревшей самоварной трубой, одёжной ветошью, стулом без ножек, - было место для ночлега коровы и для её жизни в долгие зимы”. Мелодическая тональность этого зачина вполне сопоставима с мудрой грустью философских сказок Г.X. Андерсена, уже знакомых учащимся. Сближение платоновского рассказа с жанром сказки позволяет учителю заложить в урок целый комплекс проблем: во-первых, такой подход во многом мотивирует причудливую странность, необычность платоновского мира; во-вторых, открывает путь к анализу образа главного героя - мальчика Васи Рубцова, поскольку детское доверие к миру, ценное для Платонова, во многом сходно со сказочным мировосприятием; и наконец, в-третьих, такое сближение может задать сам ход дискуссии на уроке, поскольку Платонов не просто воссоздаёт, а существенно переосмысляет законы сказочного мира.

    Сказка действительно разрушается уже в первое мгновение. Радости волшебных превращений оживших вещей и животных Платонов противопоставляет образ “заглохшего и скучного мира, в котором всё посохло и поникло”. Отголоски сказочных мотивов не только приоткрывают сокровенную тайну жизни, но и показывают её хрупкость и уязвимость. Жизнь нуждается в сбережении и сохранении.

    В образе же Васи Рубцова нашли своё отражение размышления Платонова о ребёнке и его роли в мироздании. Типологически этот герой близок к образам Насти из «Котлована», Петруши из рассказа «Возвращение», Наташи из «Июльской жары». Всех их объединяет серьёзная рассудительность и недетская зрелость суждения о мире. По Платонову, только ребёнок несёт в себе истину жизни во всей её первозданной чистоте. Неслучайно поэтому мальчик, главный герой рассказа, оказывается принципиально открытым миру: “с тревогой и радостью он всматривался в лица людей, глядящих из окон пассажирских поездов”, он любит учиться, воображать в уме дальние страны. Платонов наделяет своего героя и талантом мастера, “мальчик знал, отчего работает паровая машина, он прочитал про неё в учебнике по физике, а если бы там не было про неё написано, он всё равно бы узнал о ней, что она такое”. Платонов показывает, что умение разбираться в законах механики воспитывает в герое более трепетное и нежное отношение к миру в его целом: “Его мучило, если он видел какой-либо предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют”. Платонов ведёт своего героя по нелёгкому пути вчувствования в мир, не просто его рассудочного постижения, а искреннего и непосредственного его сердечного переживания.

    Авторская оценка главного героя, на наш взгляд, не является однозначной, и поэтому предлагаемый в учебнике вопрос о том впечатлении, которое производит Вася, представляется вполне правомерным. Безусловно, Платонов видит в ребёнке воплощение самых светлых, самых лучших граней человеческой души. В тех словах, с которыми обращается к мальчику проезжающий мимо путевой сторожки случайный пассажир, звучит признание его высокой миссии на земле: “До свидания, человек!” И корова чувствует, “слышит” в Васе не просто ребёнка, а именно человека, отвечающего за поддержание жизни. Но этот нравственный долг ложится на детские плечи тяжким бременем, и слова машиниста, с которым также встречается Вася, исполнены не только гордости за рассудительного маленького человечка, но и тревоги за его будущее: “Он с малолетства полный человек, а у него ещё всё впереди”. В мудрости платоновских детей заключена и великая печаль. Они вступают в мир, будучи наделёнными разумом и опытом стариков, они знают не только устройство машины, но и что такое смерть. Так, Вася “остерегался заходить в огорожу палисадника: он ему казался теперь кладбищем растений, которые он посадил и вывел на жизнь весной”.

    Миропереживание платоновских героев всегда трагично, но в основе его лежит беспредельная любовь к миру. Это чувство представлено в рассказе в двух своих ипостасях, образующих две ступени, которые ребёнок проходит в своём развитии. Первую из этих ступеней можно назвать, используя слова самого Платонова, “любовью к дальнему”. Символом её выступает в рассказе образ паровоза, с которым связаны надежды и мечты мальчика. Эта любовь носит абстрактно-книжный характер. Она не всегда приносит пользу, часто она оказывается мимолётной, проходящей, подобно стремительным поездам, молнией проносящимся мимо Васи: “поезда шли быстро, и люди проезжали в них не узнанными мальчиком на переезде”; “вскоре память о человеке, миновавшем однажды их дом, забылась в сердце мальчика”; “паровоз миновал одинокого человека”; “механик и не посмотрел на мальчика… он следил за машиной”. Этой любви для духовного роста человека, конечно же, недостаточно, но она необходима, потому что такое отношение к миру пробуждает в мальчике чуткость и теплоту: “Машине было трудно, и он хотел побыть около неё, словно этим он мог разделить её участь”.

    В заботе о корове мальчик находит совсем иные отношения. Образ животного воссоздаётся Платоновым в ассоциативном ряду с образом человека: “добрые тёплые глаза, обведённые тёмными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива, рога, лоб и её большое худое тело”. Корова становится для мальчика олицетворением самого чуда жизни, олицетворением той силы, которая скрыта в слабости, во внешнем изнеможении. С её образом сопряжён в рассказе мотив родственного чувства, объединяющего все живые существа и являющегося неизменной ценностью в платоновском мире. Почти человеческая тоска коровы по своему телёнку становится для мальчика уроком истинной любви: “она всё время ждала своего сына-телёнка”; “ей ответила протяжным, плачущим голосом корова, тоскующая о своём сыне”; “уставившись глазами в тёмное поле, корова ждала своего сына”. К этой любви мальчик приобщается в очень трудный, кризисный момент: когда отец вытаскивает из-под паровоза убитую корову, мальчик садится на землю и замирает “от горя первой близкой смерти”. Трогательно щемящее чувство входит в рассказ в момент смерти коровы. Близкое, живое, страдающее существо требует большего душевного напряжения, чем ремонт машины.

    И Вася начинает меняться. Его слово в финале рассказа лишается той рассудительной серьёзности, с которой он общался с взрослыми. В своём сочинении он предстаёт уже не мудрым всезнающим человеком, а просто ребёнком, столкнувшимся с чем-то непонятным, а потому пугающим. Его внутреннее волнение вызвано не только смертью любимого животного, но и новыми широкими горизонтами бытия, явленными его чувству. Речь Васи в финале обретает ту непосредственную искренность, которая может исходить только от сердца, соприкоснувшегося с болью: “Как я буду жить, я не знаю, не задумался ещё. У нас была корова. Когда она жила, из неё ели молоко мать, отец и я... Потом её сына продали на мясо, его убили и съели. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда”. В этом отрывке правда о мире воплощается в самом строении детской фразы: если корова - олицетворение жизни, то и сила и еда исходят непосредственно из неё, а если паровоз - бездушная машина, то от него умирают.

    Этот голос сердца говорит не только о жалости к животному, он мучительно ищет ответ на вопрос о смысле бытия в том мире, в котором торжествует смерть: “Теперь ничего нету. Где корова и её сын - телок? Неизвестно, а всем было от них хорошо”. И только ребёнок может с безыскусной простотой сформулировать ответ на этот совсем не детский вопрос: “Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей страны была от меня польза и хорошо, а мне пусть меньше, потому что я помню нашу корову и не забуду”. Живое тепло родственных отношений с миром становится в рассказе Платонова залогом духовного взросления личности.


    Главная мысль рассказа: никогда не нужно забывать о том, что животные тоже имеют чувства, они живые и могут страдать.

    Когда корову лишили теленка, она сразу стала равнодушна, у неё пропал интерес к жизни. В конце концов, она погибла.

    Сюжет: рассказ «Корова» повествует о трагической судьбе серой коровы, которую очень любил мальчик Вася Рубцов. Место действия рассказа – маленький станционный разъезд, где и живет Васина семья. Отец у мальчика – путевой рабочий.

    Корова недавно родила теленка, но он чем-то подавился и его пришлось отвести к ветеринарному врачу. Корова тем временем очень скучала без своего малыша. Отец вернулся уже за полночь и принес деньги, которые выручил, сдав бычка на мясо.

    Корова очень переживает и даже убегает в степь от хозяев, от тех людей, которые отобрали у нее родное существо. Поскитавшись по голой степи, корова сама вернулась домой. Вася хотел накормить животное хлебом с солью, приласкать, но она не приняла его.

    После она погибла, попав под колеса ехавшего поезда. Кто знает, может она вышла на рельсы специально? Ведь как она могла дальше жить без своего теленка?

    В школе по заданию учителя Вася пишет сочинение о случае из своей жизни. В нём он рассказал о своей любви к корове и о том, что она все отдала людям: молоко, мясо, сына, шкуру…

    Отзыв: это произведение Платонова никого не оставит равнодушным, оно заставляет переживать за героев, вызывает добрые чувства.

    Обновлено: 2018-11-04

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    .