• Бунин в деревне история рассказа. Сочинение по повести Бунина И.А

    За время своей литературной деятельности Иван Алексеевич Бунин создал множество изысканных и неповторимых произведений. В его творчестве есть настоящие шедевры, которые имеют не только художественный смысл, но и отражают волнения общества того времени. К таким произведениям можно отнести повесть «Деревня». Стоит заметить, что над данным произведением автор работал весьма длительное время. «Деревенский» цикл рассказов создавался на протяжении десяти лет – с 1900 года до 1910.

    Главная цель, которую ставил перед собой автор – это воспроизвести именно те происшествия и события, которые затронули Россию в начале двадцатого столетия. Иван Алексеевич показывал народ во всей его красе, ни капли не смягчая характер происходящего. Произведение представляет собой своеобразный психологический анализ, за основу которого была взята именно деревенская жизнь, достаточно знакомая самому автору.

    Описанное в рассказе действие происходит на территории Российской империи в конце девятнадцатого и начале двадцатого века. Главные герои рассказа – это братья, которые родились в деревне с неброским названием «Дурновка». Зовут их Тихон и Кузьма, а фамилия главных героев – Красовы.

    В юном возрасте они активно занимаются торговлей и имеют отличные отношение. Но, в определенный момент между ними возникает ссора, и они разрывают отношения, практически переставая общаться между собой. Дороги их расходятся в разные стороны.

    Тихон после расставания решает открыть трактир и лавку. Он одновременно с этим скупает за копейки земли, а также приобретает и продает помещицкий хлеб. Конечно же, такая деятельность приносит со временем ему богатство и процветание. Он имеет большие денежные средства и решается на приобретение барской усадьбы. Автор отмечает, что успехи в финансовом направлении не приносят Тихону счастья и радости. Он женился, но никак не мог обзавестись детьми, так как его жена постоянно рожала мертвых малышей. Именно поэтому достигнув пятидесятилетия, он осознает, что у него совсем нет наследников и продолжить его деятельность просто некому. Он понимает, что зря потратил свои годы жизни и с приближением старости начинает очень сильно пить.

    Кузьма, после ссоры со своим братом, вёл совсем другую жизнь. Он еще ранее, с самого своего детства, мечтал получить достойное образование. Умея читать и писать, он начинает пробовать себя в разнообразной литературе. Это приводит к тому, что Кузьма не только знакомится с творениями различных писателей, но и см начитает писать рассказы и стихотворения. Ему даже удалось издать собственную книгу. Перечитав свое издание, он понимает, что его творчество несовершенно. К тому же книги практически не приносили доходов. Именно поэтому он также разочаровывается в своей жизни, и как брат, начинает сильно пить. В голову Кузьмы постоянно закрадывались странные мысли – то он хотел покончить жизнь самоубийством, то решался посвятить свой остаток жизни монастырю.

    С приближением старости оба брата понимают, что совершенно не могут жить друг без друга. Именно такие плачевные и неудачные жизненные моменты приводят их к примирению.

    Тихон решает забрать к себе Кузьму и назначает его управляющим в своем богатом доме, брат охотно соглашается на работу управляющим усадьбой.

    По возвращении в свою родную деревню Дурновку, где проживали братья с самого рождения, Кузьма испытывает истинное облегчение и с удовольствием приступает к выполнению своих прямых обязанностей управляющего. Но спустя какое-то время, Кузьме снова становится скучно и грустно. Разговоры с братом были редкими, ему этого было недостаточно. Во время общения Тихона и Кузьмы обсуждались только те вопросы, которые имели деловую направленность.

    Особенно автор выделяет кухарку Авдотью, которая проживала в имении. Она не обращала никакого внимания на Кузьму и его это очень сильно угнетало. Молчаливая женщина невольно делала жизнь управляющего еще хуже и только усиливала ощущение полного одиночества.

    В определенный момент Кузьма случайно узнает тайну, которую долгое время скрывала кухарка Авдотья. Эта женщина раньше имела связь с его братом из-за того, что от родной жены Тихон не мог иметь детей. Но и эта попытка Тихона обзавестись потомством не увенчалась успехом. Авдотья также не смогла забеременеть от хозяина.

    Об этой связи стало известно каждому человеку в селе. Именно поэтому замуж ее никто не захотел брать. Авдотья была опозорена всю деревню.

    Чтобы хоть немного искупить свою вину перед кухаркой, Тихон обещает ей найти мужа. Но, похоже, хозяина не очень заботит, как будет чувствовать себя женщина в замужестве. Он прельщает хорошим приданным настоящего изверга. Когда Кузьма узнает, кто именно планируется быть мужем Авдотьи, он отказывается участвовать в организации свадебного мероприятия.

    Этот человек имеет весьма скорбный характер, он регулярно избивает своего отца, старик постоянно ходит избитый. Но у Авдотьи нет иного выхода, и она соглашается с предложенным решением. Кузьма после длительной паузы также соглашается с выбором Тихона.

    Организовано свадебное торжество было в феврале. Невеста была постоянно в слезах. Кузьма также не мог сдерживать слез во время благословения невесты Авдотьи. Гости, приглашенные на праздник, не обращали никакого внимания на то, что невеста плачет и вели себя таким образом, как и обычно ведет себя народ на торжествах в деревне – пили горячительные напитки и раскрепощено веселились.

    Характеристика братьев Красовых

    Созданные писателем образы братьев имеют совершенно разные жизненные ценности. Тихон практически полностью уверен, что главная радость человека – это наличие крупной суммы денежных средств, которая позволяет сделать все, что душе угодно. Кузьма же считает, что счастье – это качественное образование и знание основ мироздания.

    Богатый брат сумел за время своей деятельности добиться многого – он заработал немало денег, стал весьма солидным и уважаемым многими людьми человеком. Единственное, чего он не смог достичь, так это бессмертия, которое получает каждый человек после появления наследников. После смерти Тихона не останется ничего. Память об этом человеке будет просто стёрта с лица.

    Второй брат, Кузьма, также не смог за время своей жизни добиться желаемого. Да, образование он получил, но данная ученость не смогла принести ему достатка, славы, а также лишила его уважения со стороны окружающих.

    Оба брата, оглядываясь на прожитые годы, могут наблюдать лишь печальные последствия. Оба главных героя сюжета зашли в тупик и оказались полностью ненужными – как для себя лично, так и для окружающих.

    Характеристика кухарки Авдотьи

    В произведении «Деревня» автор особенное внимание уделяет жизненной ситуации, в которую попала кухарка Авдотья. Она проживает в деревне и полностью подчинена устоям, сформировавшимся в данной местности. Авдотью использовал для своих целей главный герой – Тихон. Это сделало ее еще больше несчастной и испортило женщине всю жизнь.

    Красов прекрасно понимал, что делает, ведь в любом случае эта женщина оказалась бы опозоренной. Даже если бы она родила, её репутации был бы нанесён непоправимый вред. Но расчётливого и богатого человека такие доводы не смогли остановить. Когда же он попытался искупить свои ошибки, в итоге сделал еще хуже – добавил горя девушке вслед за позором, который она ранее перенесла.

    Особенности характера героини и покорность своему хозяину превратили Авдотью в рабу, а также жертву обстоятельств. В данном случае сопротивляться уже было бесполезно. Придерживаясь сложившихся традиций, несчастная, забитая кухарка соглашается со всеми решениями, принятыми сторонними людьми. Она готова воспринимать беду во всех ее проявлениях и принимает их, как неизбежные удары судьбоносного рога.

    Образ Авдотьи закрыт от окружающего мира, она прекращает общаться, становится молчаливой и равнодушной ко всем окружающим. Она не знает, что такое любовь и ласка, так как привыкла к плохому обращению со стороны окружающих.

    Даже в Кузьме, госте усадьбы, она видит очередного господина, волю которого она обязана безоговорочно исполнять. Кухарка совершенно не замечает, что главный гость их дома сам нуждается в помощи. Причем не меньше, чем она сама.

    Все главные герои повести «Деревня» несчастны. Это не случайное совпадение. Бунин показывает, что несмотря на различные жизненные ценности, в целом русский народ глубоко несчастен.

    Когда я был маленьким, мне всегда казалось, что вместе с рождественскими праздниками начинается весна. «Декабрь — вот это зима», — думал я. В декабре погода, по большей части, суровая, серая. Рассветает медленно, город с утра тонет в сизом, морозном тумане, а деревья одеты густым инеем сиреневого цвета; солнца целый день не видно, и только вечером замечаешь след его, потому что долго и угрюмо рдеет мутно-красная заря в тяжелой мгле на западе... Да, это настоящая зима! Я с нетерпением ждал святок. Когда в конце декабря я бегал по утрам в гимназию, видел в магазинах сотни блестящих игрушек и украшений, приготовленных для елок, видел на базаре целые обозы с этими зелеными, загубленными для праздника елочками, а в мясных рядах — целые горы мерзлых свиных туш, поросят и битой, ощипанной птицы, я с радостью говорил себе: — Ну, теперь уж близко праздник! Скоро настоящая зима кончится, и дело пойдет на весну. Я на целые две недели уеду в деревню и буду там встречать начало весны. И мне казалось, что только в деревне и можно заметить, что начинается весна. Мне казалось, что только там бывают настоящие светлые, солнечные дни. И правда, ведь в городе мы забываем о солнце, редко видим небо, а больше любуемся на вывески да на стены домов. И вот, наконец, наступал давно желанный, радостный день. Вечером вдруг раздавался звонок в сенях нашей квартиры, я стремглав бежал в прихожую и наталкивался там на высокого человека в большой енотовой шубе. Воротник этой шубы и шапка на голове высокого человека были в инее. — Папочка! — взвизгивал я в восторге. — Уйди, уйди, я — холодный, — говорил отец весело, и действительно, от него так хорошо пахло морозной свежестью, снегом и зимним воздухом. Весь этот вечер я не отходил от отца. Никогда я не любил его так, как в эти вечера, никогда не засыпал так сладко! Я засыпал, упоенный мечтами о завтрашнем путешествии в деревню, и правда — это было веселое путешествие! Поезд быстро бежит среди ровных снежных полей, вагон озарен утренним солнцем. Белый дым волнующимися клубами плывет перед окнами, плавно упадает и стелется по снегу около дороги, а по вагону ходят широкие тени. Свет солнца от этого то будто меркнет, то снова врывается в окна яркими, янтарными полосами... Даже весело то, что в вагоне так много народу, так тесно и шумно! Но вот и одинокая, знакомая станция среди пустынных полей. Тихо-тихо в полях после грохота поезда! Откинешься в задок саней, прикроешь глаза — и только покачиваешься и слышишь, как заливается колокольчик над тройкой, запряженной в протяжку, как визжат и постукивают на ухабах полозья. Коренник сеет иноходью, передние поджарые лошади, пофыркивая, несутся вскачь, комья снегу бьют в передок, а около саней, быстро-быстро, как змея, вьется длинный кнут кучера. Обернешься — и кажется, что полоса дороги выскальзывает из-под полозьев, бежит назад, в ровное снежное поле... А потом — шагом по занесенным вьюгами лугам, под обрывами с нависшими тяжелыми снегами! Огромными раковинами завиваются внутрь гребни снеговых навесов. Ясно и резко отделяются их чистые, холодные изваяния от фока неба: небо снизу кажется темно-темно-синим! Пристяжные играют, на ходу хватают губами и отбрасывают снег... — Балуй! — грозно кричит кучер, щелкает кнутом, — и опять постукивают сани на ухабах, и звонко заливается колокольчик под мерно качающейся дугою... А между тем уже догорает короткий день; встали лиловые тучки с запада, солнце ушло в них, и наступает тихий, зимний вечер. Над посиневшими снегами залегает к востоку морозная мгла ночи. Сливается с нею вдали снежная дорога, и мертвое молчание царит над степью. Только полозья тихо скрипят по снегу, и задумчиво позванивает колокольчик: лошади идут шагом. Овсянки бесшумно перелетают перед ними по дороге... Мужик на розвальнях пристал за нами где-то на перекрестке, и заиндевевшая морда его шершавой, низенькой и бокастой лошадки, которая трусит рысцой за нашими санями, равномерно дышит теплым паром в мой затылок. — Не наезжай! — раздается иногда голос нашего кучера среди мертвого молчания поля. И мужик тоже что-то покрикивает, соскакивает на раскатах и снова бочком, на бегу, вваливается в свои дровни. А кругом все темнеет и темнеет, и уже ночью въезжаем в знакомое село. Ночь темная, но звездная; мелкие звезды содрогаются острыми синими огоньками, крупные блещут переливчатым блеском разноцветных камней. На селе еще краснеют кое-где оконца в смутно чернеющих избах... В чистом, морозном воздухе звонко отдаются скрип ворот или лай собачонки... И чувство глубокого довольства и покоя наполняет душу, когда, наконец, медленно въезжаешь на сугроб перед крыльцом освещенного и теплого деревенского домика!

    (14 )

    Рассказ «В деревне» можно назвать стихотворением в прозе. Сюжет его составляет рассказ от имени мальчика, который учится в городской гимназии и поэтому вынужден жить вдали от семьи, о том, как на рождественские каникулы отец забирает его из города и привозит в деревню (первая глава рассказа).

    Во второй главе рассказывается, как мальчик проводит две недели каникул. В третьей главе повествуется о том, как отец отвозит мальчика в город.

    Начало рассказа вызывает у читателей удивление: «Когда я был маленький, мне всегда казалось, что вместе с рождественскими праздниками начинается весна». «И мне казалось, что только в деревне и можно заметить, что начинается весна», — говорит рассказчик.

    Главным же содержанием рассказа становится поэтичное описание картин природы, деревенского быта. Ощущение. весны у мальчика вызывала встреча с природой, свобода, жизнь в семье после долгого вынужденного житья в городе, в чужой семье. Собираясь пойти на лыжах, мальчик радостно повторяет: «Я вогул, я вогул … ».

    Когда мальчик едет по дороге на станцию, отец высказывает ему свои заветные мысли. Он говорит, что когда мальчик вырастит, он поймёт, что нужно быть поближе к природе, надо любить и ценить родную речку, небо, поля и леса.

    Говорит, что в деревне жить бедно, но нескучно, а чтобы было поменьше этой бедности, нужно помогать деревенским людям, трудиться с ними и для них … И хорошо можно жить в деревне!» Нам кажется, что устами отца высказаны задушевные мысли самого автора.

    3.1 / 5. 14

    Повесть Бунина "Деревня" считается самой большим первым произведением. Десять лет писал Бунин данную пьесу, в которой изобразил происходящее в послереволюционной России. Бунин описывает происходящее без маски и преувеличений, показывает суровую и беспощадную правду. За основу писатель берет жизнь простого русского народа, изображает его реакцию на революцию и другие изменения в стране.

    Повесть разделяют на несколько периодов.

    Первый период посвящен описанию чувств простого русского мужика. Описываются условия жизни крестьян, их ужасные и непригодные даже для существования условия. Бунин говорит, что народ стал неграмотным и пал до такого состояния из-за самого себя. Народ сам не может противостоять беспорядкам и нарушению прав.

    Какие же проблемы поднимает Бунин в своей повести? В повести "Деревня" автору удалось изобразить практически все проблемы послереволюционной России. Вечные вопросы, например, кто же все-таки виноват в происходящем тоже находят место.

    А название деревни говорит само за себя - Дурновка. Это собирательный образ, который олицетворяет всю Россию.

    Действия рассказываются необычным образом, сначала от лица Тихона, затем от лица Кузьмы, а после их повествования следует итог. Через это повествование автор может увидеть обычные будни крестьянина, драки между мужиками, бытовые разборки.

    Братья (Кузьма и Тихон) противопоставлены друг другу. Для Тихона являются приоритетом деньги, он любит трудиться и работать, но делает это ради прибыли. Кузьма же - поэт, он часто ведет разговор о судьбе и будущем России. Через его слова показаны плюсы и минусы крепостной России.

    Третья часть - конец жизни братьев. Кузьма одинок, не видит счастья, а Тихон печалится тем, что не оставит после себя детей. Оба брата понимают, что их жизнь стала бессмысленной, они никому не нужны, общество отвергло их. Несмотря на то, что братья были разными, одного беспокоили только материальные блага, а другого думы о великом, кончают они одинокого -их социальное положение на самом низу.

    Таким образом, можно сказать, что Бунин смог изобразить, не боясь, реальность России в 1905-1907 годах.

    Анализ рассказа Деревня 2 вариант

    Повесть Бунина «Деревня» одно из самых первых его произведений написанных в прозе. Оно тут же приравняло его к самым известным писателям того времени. Писавши эту повесть, Бунин полностью выполнил перед собой задачу - описать русский народ какой он есть на самом деле без идеализирования его. И провел довольно жесткий психологический анализ быта деревни.

    Деревня стала довольно психологической повестью, в ней не просто описана деревенская жизнь, там раскрыта сама сущность людей и глубина их переживаний. Очень реалистично описывается очень страшная картина нищеты и бедствия сельской жизни. Бунин всем сердцем сокрушался над бедами крестьян, он глубоко чувствовал их бедность и измученность тяжкой жизнью. Он смог передать всю тяжесть изнуренных работ и упадок духа их вечной нуждой и унижениям.

    В центре всей повести лежит жизнь двух братьев Красовских они родом из маленькой деревушки Дурновка. Они обычные потомки крепостных по молодости они совместно торговали, но далее рассорились и каждый пошел своей дорогой.

    Кузьма ушел в наймы, а Тихон смог снять постоялый двор и в следствии смог стать довольно состоятельным и даже скупил усадьбу. Все его тяготило, а жена никак не могла родить наследника. Бог посылал ей только мертвых девочек. И Тихон нашел свое утешение в трактирах. Но к его 50 годам он почувствовал всю боль и отчаянье и решил примериться с братом.

    Жизнь Кузьмы сложилась по-иному, он с детства разительно отличался от брата и мечтал выучиться. Он всячески копил знания, обучился грамоте и много читал. Он пытался сочинить рассказ о своей нищей жизни, далее он перешел на стихи и даже смог написать книгу, но он и сам осознавал не совершенство своего творчества. Да и прибыли его книги ему не приносили, много лет он провел в поисках работы. В своих скитаниях он насмотрелся на несправедливость, жестокость и равнодушие. Не выдержав всего этого, он запил, и стал падать все ниже, но в конечном итоге он решил или пойти в монастырь или покончить с жизнью.
    В этот тяжкий момент для Кузьмы его и находит Тихон и предлагает работу управляющим его усадьбой. Он рад что и для него нашлось место в жизни едет в деревню. Но и там одолевает его тоска и он тяжко заболевает. И тут он сталкивается с не человечностью, когда кухарка Авдотья бросает его в тяжелом состоянии без всяческого сочувствия.

    Ели справившись с болезнью, Кузьма направляется к брату. Но Тихон озабочен мыслью выдать Авдотью замуж за деревенского. Давно в надежде обрести наследника он согрешил с ней. Но мечта не сбылась, а ее опозорил. Спустя время он решил искупить вину.

    Тихон обратился к брату возлагая на него все хлопоты связанные со свадьбой. Кузьма был против ведь жених был просто зверем который избивал даже своего отца. Но Авдотья полностью покорилась воле Тихона и Кузьма уступает брату.

    Свадьба была по всем порядкам: гости пьют и поют. Невеста горько рыдает, а Кузьма с тяжелым сердцем ее благословляет.

    Сочинение по рассказу 6, 8 класс

    Несколько интересных сочинений

    • Что такое Хлестаковщина в комедии Ревизор сочинение рассуждение

      В знаменитом произведении Н.В. Гоголя сосредоточено множество человеческих пороков, которые автор многократно высмеивает. Он даже несколько искажает действительность, обращая внимание на несправедливость и попустительское отношение местных чиновников.

    • Характеристика и образ Назанского в произведении Поединок

      У офицерского состава полка, про который рассказывал автор в данном произведении, присутствуют обобщенные черты, которые сформировались у данных людей потому, что они вели весьма похожий образ жизни

    • Образ мечтателя в творчестве Достоевского. Итоговое сочинение

      Образ мечтателя, однажды появившись в творчестве Достоевского, остался там навсегда. Он стал своего рода символом и отличительной чертой произведений Федора Сергеевича.

    • Анализ рассказа Куприна Ю-ю

      Речь идёт об умной, очаровательной кошке. Это доброе, отзывчивое, поражающее своими повадками животное. Коричневая, пушистая кошечка, понравилась мальчику и получила прозвище Ю – Ю.

    • Из года в год, устав от холодов, мы ждем первых лучиков солнца и весенней капели. С нетерпением проживаем зиму, с ее тянущимися вечерами, морозами, а иногда слякотью.

    Тема : И.А.Бунин. Рассказ «В деревне».

    Цель:

    выявить особенности поэтического взгляда на мир героя рассказа, художественной идеи рассказа;

    формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями;

    формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления особенностей мировосприятия героя.

    ХОД УРОКА.

    І. Организационный момент.

    II . Выразительное чтение стихотворения.

    I i I. Анализ содержания рассказа И.А.Бунина «В деревне».

    Вступительное слово учителя.

    Произведения И.А.Бунина 1890-1900 гг. посвящены переживаниям писателя, рождённым воспоминаниями детства или совсем недавними впечатлениями, вызванными посещением русской деревни. Внутренне все рассказы объединены авторским стремлением проникнуть в трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости, для которой мы должны жить на земле».

    Оживляя картины детства, Бунин пытается найти ценности бытия, порой трудно уловимые, нестойкие или даже «непохожие на действительность».

    В большинстве рассказов И.А.Бунина, написанных в тот период, герои стремятся в той или иной форме ответить на вечные вопросы жизни. Рассказы этих лет позволяют углубиться в «многослойное» бытие личности, исполненное искренними чувствами. Такие произведения сближаются с бунинской поэзией и обогащают её.

    Беседа по первичному восприятию рассказа.

    Какое настроение преобладает в рассказе? (Рассказ наполнен предвкушением счастья, ожиданием перемен, которые совершаются в жизни человека вместе с наступлением весны).

    Какой изображена зима в рассказе И.А.Бунина?

    Лексическая работа.

    Объясните значение слов вогул, иноходь, коренник, пристяжные?

    Ма́нси (устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры.

    Иноходь - особый бег, при котором лошадь одновременно выносит сначала обе правые ноги, а затем обе левые.

    Коренник - средняя, самая сильная лошадь в тройке.

    Пристяжные - лошади, запряженные сбоку от оглобель, для помощи кореннику.

    Выразительное чтение рассказа от начала до слов «Да, это настоящая зима!»

    Какая картина возникла в вашем воображении в процессе чтения этого абзаца?

    Назовите слова, передающие настроение героя. Подберите синоним к прилагательному «суровый».

    Выразительное чтение рассказа от слов «Я с нетерпением ждал Святок…» до слов «…да стены домов».

    Изменилось ли настроение героя во втором абзаце? Какие чувства испытывает герой, наблюдая приготовления к празднику?

    Какие детали позволяют понять, почему увидеть весну в городе невозможно?

    Выразительное чтение фрагмента от слов «И вот наконец наступал желанный, радостный день до слов «Даже весело то, что в вагоне так много народу, так тесно и шумно».

    Найдите в прочитанном отрывке слова, передающие настроение героя. О каких качествах свидетельствует это описание чувств?

    Исследовательская работа с текстом. Фрагмент от слов «Но вот и одинокая, знакомая станция…» до конца первой части.

    Назовите сочетания слов, передающие приметы зимы. Какие литературные средства помогают автору описать картину зимы?

    Приметы зимы.

    Яркие эпитеты молодой (снег), мёртвое (молчание); метафора сугроб, набитый вчерашней метелью; олицетворение задумчиво позванивает колокольчик делают картину яркой, максимально достоверной.

    Назовите сочетания слов, передающие краски зимы. Какие цвета преобладают в описании зимнего пейзажа? Как умение замечать разнообразные оттенки цветов характеризует героя?

    Краски зимы.

    В описании преобладают синие, красные, лиловые, перламутровые тона.

    Мальчик смотрит на мир глазами художника, замечающего полутона и оттенки.

    Слово учителя.

    Корней Чуковский точно отметил очень важную особенность поэтического взгляда на мир И.А.Бунина: «Его степной, деревенский глаз так хваток, остёр и зорок, что все мы перед ним - как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зелёные, а глаза у них фиолетовые, а дым - сиреневый, а чернозём - синий, а жнивья - лимонные? Там, где мы видим только синюю или красную краску, он видит десятки полутонов и оттенков».

    Выразительное чтение по ролям диалога от слов «Мне было грустно покидать родной дом…» до слов «И хорошо можно жить в деревне!»

    В чём смысл совета отца?

    Отец с грустью замечает: «Бедности в деревне много». Какой кажется жизнь крестьян герою? Как это характеризует мальчика?

    Выразительное чтение от слов «Правда, правда!» до слов «Радостно взвизгивает и заливается смехом».

    I V . Подведение итогов урока.

    Почему в морозный январский день мальчик чувствует весну? (Герой счастлив. Это ощущение ему даёт общение с природой. Мальчика не покидает чувство глубокого довольства и покоя, весеннее радостное настроение наполняет душу. Он забывает о реальности, очарованный солнечными днями, светлыми грёзами о близкой весне).

    Эти впечатления - лишь предчувствие весны. Какой представляет настоящую весну мальчик? («Этот же ветер скоро станет теплее, а когда наступит март, - шумно и весело пойдёт он по берёзовым лесам в блеске весеннего солнца, пробуждая природу от зимнего сна. А потом загремят по оврагам полые воды, налетят с далёкого юга птицы, зазеленеют поля…

    Хорошо в полях!»

    Весна для героя - сказочное существо, приносящее миру радость и обновление).

    Домашнее задание. А.И.Куприн рассказ «Детский сад».