• Чтобы было красиво человек с древних времен. Человек с древних времён стремился к красоте


    Сегодня букет цветов стал неотъемлемой частью нашей жизни. Но кто научил русских мужчин дарить цветы, и откуда пошел этот обычай? Мы дарим его, чтобы выразить свое признание, поблагодарить за услугу, поздравить с праздником или просто сделать приятное близкому человеку. Откуда же пошла эта традиция, и когда люди стали использовать цветы для эстетического наслаждения?


    Библейская версия появления цветов в жизни людей

    Существует множество разнообразных версий, повествующих о том, как цветы вошли в жизни людей. Одна из них относит нас к сюжетам Библии. Согласно этой версии, Адам и Ева жили в Раю, окруженные красивыми и ароматными цветами. Совершив грех, они были выгнаны и этого великолепного места. На земле Ева постоянно грустила, находилась в подавленном состоянии, и Адам решил порадовать ее, вернув хотя бы часть знакомой и приятной обстановки. Он повсюду стал искать цветы, чтобы окружить любимую красотой и благоуханием ароматов. После длительных поисков он набрел на огромную поляну, которая была усыпана множеством разнообразных цветов. Адам сорвал и подарил Еве огромный букет. С тех пор пошел обычай дарить женщинам букеты и корзины цветов.


    Языческая версия

    Согласно языческой версии, появление цветов в жизни людей связано с обрядами жертвоприношения Богине-Матери. Она являлась символом женственности, любви, семейного благополучия и плодородия. В знак признания и почитания древние люди выстилали для нее своеобразные дорожки из трав и цветочных растений, украшали ими место поклонения. В разных культурах подобные божества носили разные имена, славяне совершали обряды жертвоприношения Ладе и Леле. А со временем этот языческий ритуал преподношения цветов во многих стран стал светским.

    По другой версии, лечебные свойства цветов стали причиной появления их в домах наших предков. В давние времена, когда человек был очень близок к природе, люди наблюдали за ней и замечали, какими свойствами обладает то или иное растение. Наши далекие предки хорошо знали, что можно употреблять в пищу, чем можно отравиться, а что отлично подходит для лечения разных недугов.


    В те времена, возвращаясь с удачной охоты в дом, мужчины-добытчики несли не только свои трофеи, но и разнообразные коренья, травы, цветы. Хозяйки все эти растения мыли и сушили, делая заготовки для целебных отваров и мазей. В один из таких дней женщине пришло в голову не просто использовать цветы для переработки, но и украсить ими свой дом. Позже так стали поступать все больше представительниц слабого пола. А со временем сухоцветы стали не только первым украшением в домах, но и первой женской бижутерией - из цветов плели венки на голову, делали браслеты на руки и колье на шею.

    Значение цветов при дворах европейских королей и императоров

    Одна из наиболее популярных версий появления цветов в жизни людей говорит о том, что все цветочные традиции зародились при дворах европейских правителей. При королях и императорах были специально обученные люди, которые отвечали за украшения всех помещений дворца. Они изучали значения каждого сорта цветов, знали, о чем говорят различные оттенки и в какие моменты нужно преподносить букеты монаршим особам.

    В годы правления римского императора Нерона цветочные лепестки были неотъемлемым атрибутом всех торжеств. На территории дворца выращивали огромное количество цветов, с которых впоследствии срывали бутоны и лепестки и осыпали ими всех гостей императора.


    При дворах восточных правителей в особом почете были пионы и хризантемы. Правящие династии нанимали специальных садовников и флористов, которые разводили огромные благоухающие сады. Со временем к тому, чтобы иметь свой цветник стали стремится не только правители стран, но и просто обеспеченные люди. Это увлечение стало своеобразной гонкой между представителями высших слоев общества - богатые старались превзойти друг друга, приобретая новые сорта дорогих и диковинных цветов или создавая из них невероятные композиции.

    Как цветочные традиции попали к российскому императорскому двору

    В России длительное время не было культа цветов. Все эти веяния пришли с Запада. Во дворцах правящих особ цветочное оформление стало использоваться со времен династии Романовых. Именно тогда, стремясь к тому, чтобы соответствовать лучшим западным императорским дворам, представители царской семьи стали принимать на работу садовников и разбивать на территории большие цветники. Модные веяния того времени диктовали использовать цветы в качестве украшений к торжествам, атрибутов различных церемоний или просто повседневного элемента оформления дворцовых помещений.


    В оранжереях российских правителей садовники разводили розы, герань, тюльпаны и гвоздики.

    Цветы - знак признания таланта актрис

    Одними из первых женщин, которые стали получать цветочные букеты, были актрисы. На подмостках восхищенные поклонники их таланта вручали им цветы, стремясь выразить свой восторг и признание. Интересно, что и эта традиция пришла с Запада, а в России она появилась благодаря французской актрисе Марии Тальони, которая, выступая со своими спектаклями, приучила и русскую публику к вручению цветов. Существует мнение, что эта традиция постепенно трансформировалась, и букеты стали вручать всем женщинам, желая показать особенное отношение.


    Доподлинно неизвестно, какая именно из версий послужила причиной столь прочного вхождения цветов в нашу жизнь. Одно ясно наверняка - без них не обходится ни одно значимое событие. Цветы сопровождают человека с момента выписки из родильного дома до момента ухода его в мир иной - дни рождения, предложения руки и сердца, поздравления с профессиональными и тематическими праздниками, признания в любви, извинения за ошибки и причиненные обиды - букеты всю жизнь идут рядом с человеком, помогая выразить чувства и эмоции в тех моментах, когда одних слов становится недостаточно.

    А ещё цветы - это источник вдохновения. И доказательством тому могут стать .

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    В каждом веке существуют свои понятия о красоте. То, что еще вчера считалось милым и привлекательным, сегодня кажется странным и безумным. Блондинки сменяют брюнеток, толстушки - худышек, смуглянки - белокожих. Но неизменным всегда остается одно - призрачный идеал красоты, к которому люди стремятся приблизиться.

    Мы в сайт соорудили свою машину времени, чтобы выяснить, как менялось представление о красоте в разные эпохи.

    Античность (VIII век до н. э. - V век н. э.)

    В центре античной культуры было человеческое тело, которое воплощало в себе природу и свободу. Древние греки не только не стыдились собственного тела, но и всячески совершенствовали его с помощью макияжа, одежды и физических нагрузок. Ведь считалось, что внешне красивый человек обладает прекрасным умом .

    Античная красотка должна была обладать светлой кожей, рыжими волосами, пухлыми губами и широкими бедрами. Макияж считался неотъемлемой частью повседневной жизни знатных дам. Косметику привозили из Китая, Галлии или делали на заказ. У богатых женщин даже были специально обученные рабыни, которые красили госпожу и поправляли макияж в течение дня.

    Чистая белая кожа являлась важным атрибутом античной красоты, хотя гречанки и римлянки были смуглыми. Для отбеливания пользовались оливковым маслом, применяли пилинг и купались в молоке. Для борьбы с веснушками и морщинами женщины делали маски из лебединого жира, меда или уксуса. Они очень сильно пахли, что вызывало недовольство мужчин.

    Розовые щеки считались привлекательными и сексуальными, а длинные ресницы - признаком целомудрия. Иметь на теле волосы было недопустимо для римлянки. Их выщипывали, удаляли смолой и соскабливали пемзой. Интересно, что у гречанок была популярна так называемая монобровь - густые темные брови, сросшиеся на переносице. Так что жительницы Древней Греции не только не выщипывали брови, но и подкрашивали их, а если этого было недостаточно, то даже приклеивали искусственные.

    К мужскому телу предъявляли гораздо больше требований, чем к женскому. Широкие плечи, узкий таз, прямая осанка и развитая мускулатура - вот чем должен был обладать мужчина Античности. Для достижения этого в гимназиях мальчики тренировались по 8 часов в день.

    На протяжении практически всего Средневековья церковь оказывала сильное влияние на жизнь людей, в том числе на внешний вид. Вопреки расхожему мнению о несоблюдении элементарных правил гигиены , около крупных монастырей и мест паломничества устраивались купальни. Бедные люди посещали общественные бани, а богатые могли позволить себе личную ванну.

    Аскетизм проявлялся во всем: в представлении об идеальной фигуре, в одежде, косметике. Средневековый образец женской красоты предполагал маленькую грудь, худые руки, ноги, тонкие губы. Чтобы достичь этого идеала, девочкам с детства бинтовали грудь.

    Женское платье было скромным и сдержанным. Индивидуальность в костюме выражалась с помощью прически и головного убора : в моде были соломенные шляпки; конические шляпы, стремящиеся ввысь; капюшоны. Знатные дамы вплетали в прически искусственные волосы или волосы умерших людей, что подвергалось осуждению. Католическая церковь считала макияж большим грехом. Но несмотря на запреты, женщины делали маски для лица, красили и завивали волосы .

    Средневековый мужчина - это прежде всего верующий христианин. Признаком благородства было идеально выбритое лицо, но допускалось ношение усов и бороды. Лицо обрамляли ниспадающие на плечи волосы .

    Одежду мужчины предпочитали однотонную, но украшенную драгоценными камнями и вышивкой. В Средние века появились и тут же вошли в моду мужские носовые платки .

    Также мужчины не отказывали себе в различных бьюти-процедурах. Они красили и завивали волосы , мыли их у цирюльников, делали различные маски против облысения, боролись с морщинами и всячески улучшали цвет лица. И все это для того, чтобы понравиться женщинам.

    Эпоха Возрождения (XIV–XVII века)

    Человек эпохи Возрождения (Ренессанса) - это свободный гражданин, наделенный разумом, бессмертной душой и творческими способностями. Он скромный, мужественный, терпеливый, гуманный и счастливый. А самое главное, он стремится узнавать что-то новое. Красота и сила человека, в отличие от Средневековья, в это время считались благом.

    Мужчина Ренессанса - спортивный интеллектуал. Он носил короткую бороду, которую щедро поливал духами, укладывал с помощью воска или крахмала. Волосы либо стригли под горшок, либо отращивали до плеч.

    Одежда украшалась бусинами, колокольчиками. Чтобы фигура напоминала перевернутый треугольник, рукава у верхней одежды были объемными. Мужчины с удовольствием надевали украшения, а молодые люди носили в ухе либо сережку, либо кусочек шелка, продетый через дырку в мочке. Они следили за своей внешностью не меньше, чем женщины: делали различные маски против морщин и отбеливали кожу той же свинцовой пудрой.

    Барокко (XVII–XVIII века)

    Эпоха барокко перевернула жизнь горожан. Появилось очень много невиданных ранее развлечений : прогулки в парке, катание на лошадях, фейерверки и балы-маскарады. Человек отвергал естественность, считая ее дикой и невежественной. Это время благородного, думающего и образованного гражданина.

    Появляются первые журналы о моде, которые рассказывают о последних новостях, модных течениях и стилях одежды.

    Женщина дорожила бледностью кожи, поэтому обильно покрывала ее смесью из свинцовых белил и яичного белка. Губы и щеки, конечно же, должны были быть красными.

    Чтобы украсить лицо, дамы вырезали из кусочков ткани звездочки, цветочки, сердечки и приклеивали их, создавая причудливые родинки . Нужны они были для того, чтобы скрыть следы от оспы или прыщи. Но позже у «родинок» появилось дополнительное значение. Одинокая мушка на правой щеке показывала, что женщина замужем, на левой - помолвлена, в уголке глаза - является чьей-то любовницей.

    Идеальная фигура того времени - это тонкая талия, большие грудь и бедра, поэтому корсет , пышная юбка и туфли на каблуках стали неотъемлемой частью гардероба барочной модницы. Дамы делали экстремально высокие прически , куда вплетали искусственные волосы. А в качестве стайлинга использовали сало или сливочное масло.

    Мужчина этой эпохи - воспитанный джентльмен, который бреет усы и бороду, вкусно пахнет духами. Он одет в бриджи, чулки, рубашку с рюшами, куртку и обувь на небольшом каблуке. Самым модным аксессуаром стала трость, которую подвешивали на пуговицу жилета или куртки.

    Появилась новая мужская культура, представители которой назывались «макароны» - своеобразный прообраз современных хипстеров. Макароны носили костюмы со сложной вышивкой и многочисленными оборками, обтягивающие брюки, невероятных размеров парики, которые венчала маленькая шляпка. Представителей этого стиля критиковали за их чрезмерную женственность, а их внешний вид часто осуждался на страницах модных журналов.

    Индустриализация (XIX век)

    «Слишком много и слишком мало». Сравнение женского платья середины XVI века и начала XIX.

    Мода XIX века была очень непостоянна. Менялись фасоны одежды, идеал фигуры, прически, макияж и отношение к собственному телу. На европейскую моду очень сильно повлияла викторианская Англия.

    Одежду стали использовать не для подчеркивания социального статуса, а для самовыражения . Научно-технический прогресс позволил использовать на тканях разнообразные принты и окрашивать их в разные цвета.

    В женский гардероб начинают проникать мужские вещи. Барышни стали носить рубашки, куртки и жилеты. В I половине XIX века популярными становятся укороченные платья. Из гардероба удаляются жесткие корсеты, появляются платья, открывающие грудь и ключицы. В моду входят покатые плечи, узкая талия и широкие бедра.

    Повальное выбеливание кожи сходит на нет, но начинается увлечение красками для волос. Их изготавливают на основе того же свинца или азотнокислого серебра. В волосы девушки вплетают ленты и цветы. Модными прическами становятся челка и ангельские кудри.


    Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, раскрывавшие поэтическое представление мастера об окружающем мире. В народном искусстве всегда находила отражение родная природа. Скромные, хорошо знакомые с детства цветы и травы, преображенные фантазией художника, превращались на поверхности расписного изделия в яркий и выразительный орнамент. Обычный ковш в руках резчика принимал красивую и удобную форму утицы, а охлупень, венчавший крышу крестьянской избы, скульптурно обрабатывался в виде крутогрудого коня.

    Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом. Оттого каждое изделие народного мастера как бы хранит тепло его рук.

    Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

    Как уже отмечалось, красота и польза неотделимы, они органично сливаются в каждом подлинном произведении декоративно-прикладного искусства. Представьте себе, что мастер, желая сделать красивой чайную чашку из фарфора, украсил ее ажурным прорезным орнаментом. Разумеется, пить из такой чашки не только неудобно, но и невозможно, ведь достаточно ее наклонить, как чай тут же хлынет из прорезных проемов. Это один из характерных примеров, когда бездумное украшательство приводит к подобным курьезам.

    При изготовлении любого предмета мастер уделяет большое внимание красоте формы. Но и ее он не может создавать без учета практического назначения изделия. Не задумывались ли вы над тем, почему обычный молочный кувшин всегда имеет широкую горловину, в то время как у других сосудов, предназначенных для кваса, меда или пива, горлышки чаще всего узкие? Секрет, оказывается, прост. Молоко, в отличие от других жидкостей, образует на стенках кувшина нерастворимые осадки. Удалить их можно только механическим воздействием, то есть мыть стенки молочных сосудов нужно обязательно с помощью тряпки или мочалки. Значит, горловина у них должна быть такой, чтобы в нее свободно проходила рука человека. И это должен учитывать гончар, формующий кувшин для молока. Всякое уменьшение диаметра горловины ведет к тому, что сосуд нельзя будет использовать по прямому назначению.

    Большое значение имеет декоративная отделка изделий, которая не только усиливает выразительность формы. Например, глазурование улучшает внешний вид гончарной посуды, делая ее более привлекательной. Одновременно керамическая посуда становится влагонепроницаемой и гигиеничной.

    Художник-прикладник должен уметь видеть тончайшие оттенки цвета в различных материалах, так же как их видит живописец в природе. Скромная древесина сосны или березы может быть не менее привлекательна, чем более эффектная древесина грецкого ореха или красного дерева. Надо только умело выявить скрытую красоту этих материалов и найти им такое применение, где все их достоинства могут раскрыться с лучшей стороны. Даже самый простой естественный материал всегда лучше, чем грубая подделка под более дорогой. Антихудожественно и безвкусно будет выглядеть деревянное изделие, раскрашенное масляными красками "под орех". Бесконечным разнообразием отличаются окраска и рисунок широко распространенных камней. Даже обычный кремень поражает богатством тончайших цветовых оттенков, не говоря уже о поделочных камнях, цветовое разнообразие которых безгранично. Множество цветовых оттенков различают мастера-косторезы в таком, казалось бы, ахроматическом материале, как кость. Известен особый вид инкрустации, в которой из тонких пластинок, имеющих самую разнообразную естественную окраску, выкладывают многоцветную композицию. А металл! Положите рядом латунный, медный и стальной листы. Медь имеет красный цвет, латунь - желтый, а сталь? Приглядитесь к стали внимательнее, сравните ее с медью и латунью, и вы, конечно, заметите, что она отливает чуть голубоватым или зеленоватым цветом. Если металлурги делят металлы на цветные и черные, то для художников все металлы цветные. Это хорошо знают инкрустаторы, гармонично сочетая вставки из различных металлов, подобранных по цветовому признаку, например в насечке по дереву.

    В произведениях декоративно-прикладного искусства большое значение имеет также фактура материала. Одни материалы, такие, как кость и рог, требуют обязательной полировки. В других предпочтительна матовая поверхность. Довольно часто декоративная выразительность достигается контрастным противопоставлением матовых и блестящих поверхностей. Например, в среднеазиатской резьбе ислими полируют только выступающие элементы орнамента, оставляя матовым фон. Народные мастера хорошо знают и тонко чувствуют материал, в процессе работы немедленно реагируя на малейшие изменения его свойств. Изучение приемов художественной обработки различных материалов, выработанных на протяжении многих столетий народными художниками, может быть настоящей школой для современных мастеров.

    С каждым годом растет интерес к декоративно-прикладному искусству, в том числе и к народному. Огромную заботу о сохранении и развитии художественных промыслов и ремесел проявляют партия и правительство. Яркое тому свидетельство - постановления ЦК КПСС "О народных художественных промыслах" (1974) и "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества" (1978). В Конституции СССР подчеркивается, что в нашей стране "всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества" (статья 27).

    Каждая выставка народного искусства - это всегда открытие, открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров. Поэтому возникают вопросы: как делается туесок или щепная птица? Какие нужны инструменты и материалы? И т. д. Разумеется, ответы на них в залах выставки получить нельзя. Из табличек у экспонатов можно только узнать время их изготовления и имя автора. Указывается иногда и материал, из которого они изготовлены. Ответы на эти и на многие другие вопросы вы найдете в книге, которая лежит перед вами. Разумеется, эта книга, как и любая другая, не может дать вам рецепт, с помощью которого можно было бы достигнуть творческих вершин,- таких рецептов нет. Она лишь поможет сделать первые шаги на пути к овладению художественным ремеслом. А все остальное будет зависеть только от ваших способностей, вкуса и воображения, помноженных на упорство и трудолюбие.

    Осваивать приемы работы над художественным изделием по описаниям очень трудно, и вы должны быть к этому готовы. Старайтесь более внимательно читать текст и не ограничивайтесь чтением только одного раздела, посвященного интересующему вас материалу. В декоративном искусстве все взаимосвязано. В одном изделии могут сочетаться самые разнородные материалы, которые нужно уметь обрабатывать. Например, в мозаичных наборах, выполненных в технике инкрустации, кроме различных пород дерева для вставок, применяется металл, стекло, кость, рог и многие другие материалы.

    Не спешите сразу же браться за сложную работу. Приемы обработки любого материала можно успешно освоить, изготовляя на первых порах самые простые изделия. Только после приобретения определенного опыта можно ставить перед собой более сложные задачи.

    Не приступайте к работе до тех пор, пока не будет тщательно подготовлено рабочее место, а инструменты размещены рационально и удобно. Всегда помните и строго соблюдайте правила техники безопасности. Химикаты храните вдали от огня и пищевых продуктов в посуде с притертыми крышками, а при работе с ними надевайте резиновые перчатки. Инструменты храните в специальных чехлах. Работая с инструментами, имеющими острые режущие кромки, следите за тем, чтобы рука, поддерживающая заготовку, не была расположена на линии их движения. При работе на станках надевайте защитные очки и рукавицы.

    Если вы решите более углубленно изучить какое-то отдельное ремесло, например художественную обработку кости или дерева, то следует обратиться к дополнительной литературе, списки которой приведены в конце этой книги. Конечно, нужные книги есть не в каждой библиотеке, но их можно заказать в больших библиотеках по межбиблиотечному абонементу. О том, как это сделать, узнайте в местной библиотеке.

    Хочется верить, что, где бы ни пришлось работать вам в будущем, какую бы профессию вы ни избрали, ваш досуг всегда будет занят увлекательным и полезным делом. Не исключено, что для кого-то из вас первые самостоятельные занятия станут началом дороги, ведущей в профессиональное искусство. Эта дорога идет через специальные учебные заведения, адреса которых вы найдете в конце книги.

    Занимаясь самостоятельно или под руководством педагога, стремитесь не только как можно лучше изучить технические приемы ремесла, но и постоянно развивать свой вкус и, как принято говорить, воспитывать глаз. При первой же возможности старайтесь посещать художественные выставки. Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Но не оставайтесь праздными зрителями, а стремитесь быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами смог достичь мастер совершенства. Если же в вашем районе работает предприятие народных художественных промыслов, то постарайтесь наладить связь с его мастерами. Вы сможете понаблюдать за их работой, а заодно и получить полезные советы. Следите за журналом "Юный техник", регулярно рассказывающим о народных ремеслах. Кстати, очерки из него легли в основу этой книги.

    Хотя материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве, достаточно хорошо изучены, тем не менее они продолжают таить в себе неограниченные возможности. Постоянно ищите новые приемы обработки, пробуйте сочетать в своих работах самые разнообразные материалы и как можно чаще экспериментируйте. Только тогда вы сможете в полной мере испытать настоящую творческую радость, а многое из того, что вы любовно сделаете своими руками, будет доставлять окружающим вас людям радость встречи с рукотворной красотой.

    Буравлева Дарья, ученица 9 класса МБОУ "СОШ № 6"

    Исследовательская работа составлена в рамках сдачи ГИА в традиционной форме. Тема выбрана в связи с тем, что автор работы увлекается народным творчеством, любит рукоделие.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №6»

    Исследовательская работа

    ПО ГЕОГРАФИИ.

    Тема: « Народные промыслы

    Центральной России ».

    Выполнила ученица 9 «А» класса:

    Буравлева Дарья Дмитриевна

    Научный руководитель:

    Соколова Любовь Артемьевна

    Г.Сосновый бор

    2012 год

    Глава I «Актуальность, цели, задачи»……………………………………….....3

    Глава II «Народные промыслы»…………………………………………………….4

    Глава III «История возникновения»……………………………………………….5-6

    Глава IV «Общая характеристика ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ»…………7-9

    Глава V « Виды народных промыслов»………………………………………10-13

    Глава VI « Вывод»………………………………………………………………………….14

    Глава VII « Литература»………………………………………………………………….15

    1. АКТУАЛЬНОСТЬ.

    Темой моего реферата стали «Народные промыслы Центральной России». Меня заинтересовала эта тема, потому что я сама увлекаюсь этим. Я люблю: шитье, вязание, вышивку. Мне стало интересно побольше узнать, откуда появились промыслы, когда, для чего, благодаря кому и чему? Ведь это очень познавательно и увлекательно. Я считаю, что человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходится сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были не отделимы. Из самых простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавал он истинные произведения декоративно - прикладного искусства. Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. И в каждом ремесле за века его существования выработались особые приемы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления.

    Поэтому тема данной работы очень актуальна, так как необходимо бережно хранить и развивать богатые традиции народных мастеров, потому - что издавна славилась земля русская.

    ЦЕЛИ:

    Рассказать о развитии народных промыслов Центральной России

    ЗАДАЧИ:

    Выяснить когда и где появились народные промыслы, что способствовало

    их развитию.

    Узнать какие народные промыслы существуют в Центральной России, в чём

    их особенность.

    1. Народные промыслы

    Народным промыслом принято называть районы, где преобладает распространение определенного вида народного искусства. Народная культура всегда тесно связана с условиями конкретной местности. Вот почему в тех населенных пунктах, где имеются выходы глины, развивалось гончарное искусство, а в районах льноводства - ткачество или прядение.

    Причины появления народных промыслов:

    Малоблагоприятные для ведения земледелия, зернового хозяйства природные условия (обилие лесов, отсутствие чернозёма, неудобные для пашни земли). Сырья для всех этих промыслов было достаточно на месте, а топлива при кустарной технике не требовалось. Обмен промысловой продукции на хлеб обеспечивал центральным положением и наличием ряда водных путей, имевших в прежнее время несравненно большее значение, чем теперь. 2,5 млн. человек в Московско-промышленном пространстве были заняты различными народными промыслами.


    Подписи к слайдам:

    человек издавна стремился украсить свое жилище. Из самых простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавал он истинные произведения декоративно - прикладного искусства. Поэтому тема данной работы очень актуальна, так как необходимо бережно хранить и развивать богатые традиции народных мастеров, потому - что издавна славилась земля русская. На данных фотографиях продемонстрированы мои работы.

    Рассказать о развитии народных промыслов Центральной России -выяснить когда и где появились народные промыслы, что способствовало их развитию. -узнать какие народные промыслы существуют в Центральной России, в чём их особенность.

    Район, где преобладает распространение определенного вида народного искусства. Малоблагоприятные для ведения земледелия, зернового хозяйства природные условия.

    Резьба и роспись по дереву и камню Художественная керамика и глина Вышивка и кружевоплетения роспись или ковка из металла Хохлома Гжель Павловские платки Тульские самовары Палех Дымковская игрушка Вологодское кружево Жостовские подносы Богородская игрушка Скопинская керамика Каслинское литье Русская матрешка Филимоновская игрушка Городецкая роспись Вятская роспись

    Промыслы и ремесла получили свое распространение в 15 – 16 веках. На рубеже 17 – 18 века в России сложились промыслы для производства продукции на рынок. На вторую половину 19 века приходиться наиболее активное развитие художественных промыслов. К началу XIX века и в его первой половине в деревнях и маленьких провинциальных городах продолжало существовать и развиваться домашнее производство. Наряду с ним продолжают развиваться художественные промыслы, которые по своей социально-экономической структуре значительно отличались друг от друга. Во второй половине XIX-начале XX века появляется много новых художественных промыслов.

    Перечислим наиболее известные виды промысла(к началу ХХ века). В лесных районах, в Заволжье главный поделочный материал было дерево. Из него изготавливали-колеса, дешевую мебель, например: (ложкарный промысел, ныне Хохломская роспись); игрушки(Сергиев Посад); суда и баржи(на реках Унже в Ветлуге). В более южных районах преобладали изделия из железа, глины, кожи: в селах Павлово и Ворсма- замки, ножи; вблизи Осташкова-серпы и косы; в районе г. Кимры - кожаная обувь; в Гжельском районе- глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда.

    Великая Октябрьская социалистическая революция принесла много нового в народные промыслы. Великая Отечественная война. нарушившая мирный труд, не могла не отразиться и на развитии художественных промыслов. В своих произведениях в годы Великой Отечественной войны народные мастера стремились откликнуться на волновавшие всех события. В первые годы послевоенного периода артели художественных промыслов восстанавливают свои творческие силы, воспитывают новые, молодые кадры мастеров и художников. В 1960 году решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты, которые существуют и развиваются и по сей день. В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».

    фарфоровая посуда сине-белого цвета. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки, и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу. Посуда: -чашки -тарелки -кувшины Предметы интерьера: -вазы -игрушки Раменский район Московской области

    С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта. В городе Семенов, который расположен в Нижегородском крае, издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома» – искусство росписи красками по дереву. на золотом фоне живут диковинные цветы – яркие алые и задумчивые черные. Нарядность и особую красочность изделиям из дерева придает специальная технология лакирования. Благодаря сушке лакированного изделия в печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок. Посуда: -ложки Интерьер: -мебель -игрушки -подсвечники Нижний Новгород

    Слобода Дымково Вятской губернии стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участниками древних обрядов. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, характерные черты русской национальности. Игрушки: -птицы -всадники -куклы Г. Вятка (территория Кирова)

    Палех- центр иконописной живописи, расположенный возле города Иваново. В настоящее время в г. Палехе развит народный промысел «Палехская миниатюра» взамен существовавшей школы иконописной живописи. В росписи лаковой миниатюры сохранились традиции древнерусского искусства и мастерство иконописцев. Миниатюрная лаковая живопись выполняется темперой на папье-маше. Обычно все расписывается золотым на черном. Русская лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти художника, поэтичностью образов. Интерьер: -шкатулки -пепельницы -игольницы Украшения: -брошки Палех, Ивановская Область

    русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Для изготовления матрешек в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Матрешка появилась около 100 лет назад Игрушки: -матрешки Московская область

    платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х гг. Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декапировке павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. Украшения: -платки Павловский Посад

    Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Посуда: -подносы(под самовары) - подносы (под пищу) Деревня Жостово Мытищинского района Московской области.

    русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Можно много говорить о том, чего больше - вреда или пользы принесло вмешательство художников-профессионалов в народный промысел, но бесспорным фактором является то, что в течение нескольких десятилетий изделия земского периода были своеобразным эталоном для мастеров - резчиков. Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Игрушки: -простые -движущиеся посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области

    особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом. Эмали окрашиваются солями металлов. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок. народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками -бижутерия -шкатулки -иконы Ростов (Ярославская область)

    Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - «синьки». филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры - малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета - игрушки получаются яркими и весёлыми. - игрушки Одоевский район Тульская область

    Примерно с середины XIX в. в промысле стали делать декоративную скульптурную керамику. Фантастические фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или зеленой глазурью, занимают все более значительное место на выставках декоративного и прикладного искусства. Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной скопинской керамики, но и продолжить их развитие, создавать новые варианты. Посуда: -кувшины Интерьер: -сувениры Скопинский район Рязанская область

    В ходе своей работы я узнала много интересного о народных промыслах. Причиной их появления стало отсутствие денег, не хватка сырья. Так же людям было необходимо себя занять в зимний период времени и они начинали из подручным материалов, таких как: глина, лес, фарфор и т.д. изготавливать предметы быта, для украшения домов, для продажи. Народные промыслы начали появляться уже давно. В Росси их существует не мало, но все же самое большое количество производится в Центральной России. Некоторые из них утратили свое значение, но все же большинство сохранились до сих пор. Так же такие промыслы как знаменитая русская матрешка, тульский самовар, являются визитной карточкой, нашей странны. Изучать народные промыслы, мне было очень интересно, потому что я сама увлекаюсь этим. Я люблю вышивать, вязать, шить и рисовать. В ходе своей работы я узнала много нового для себя. Мне захотелось применить рисунки из хохломской росписи и в своих работах. Я думаю, что после проведенной мною работы, я стану более близка к творчеству, особенно к древнему.

    Текущая страница: 16 (всего у книги 28 страниц) [доступный отрывок для чтения: 19 страниц]

    Шрифт:

    100% +

    Кто был первым земледельцем?

    Наши предки 10 тысяч лет назад добывали пропитание охотой и собирательством. Добыча была не слишком обильной – им приходилось постоянно заботиться о том, чтобы не погибнуть от голода. В те времена не было ни городов, ни сел, а население всей планеты было меньше, чем население большого современного города – Лондона, Нью-Йорка или Токио. Малочисленным племенам охотников приходилось селиться как можно дальше друг от друга – иначе добычи не хватило бы на всех. Это был замкнутый круг, и, чтобы вырваться из него, люди с их живым и гибким разумом начали искать новые способы добывания пищи.

    Должно быть, именно женщинам, которые занимались собиранием кореньев и семян диких злаков, принадлежит честь великого открытия. Оказывается, если в землю бросить всего одно зернышко, из него вырастает колос, полный зерен. А раз так, почему бы не выращивать пищу прямо рядом с домом?

    Но настоящее земледелие возникло не так быстро – чтобы выращивать хорошие урожаи, требовалось не только много труда, но и знания, и навыки. Дикие животные вытаптывали посевы, птицы расклевывали спелые колосья, засухи губили урожай. Поля приходилось охранять, огораживать, орошать, выпалывать сорняки.

    Как дикие животные стали домашними?

    Земледелие на первых порах было исключительно женским занятием. А тем временем мужчины сделали не менее важное открытие. Иногда случалось, что охотники приносили из леса живого козленка или ягненка. Эти животные оставались жить с людьми, мало-помалу становились ручными. Иногда они возвращались к диким сородичам, но, когда вокруг человеческих стоянок появились поля, животные более охотно оставались с людьми: ведь здесь всегда находилась для них лакомая пища.

    Отныне охотникам больше не приходилось отправляться в длительные походы за добычей – она всегда была под рукой. Со временем люди научились пасти свои стада, охранять их от хищников, бороться с болезнями животных. Они стали скотоводами . Теперь у них было достаточно мяса и молока, даже с избытком. Пришлось учиться заготавливать пищу впрок – коптить окорока, варить сыр, обрабатывать и ткать овечью шерсть и козий пух, выделывать кожи. Кстати, ткачество в те времена было исключительно мужским занятием.

    Как появились первые селения?

    Когда охотники и собиратели превратились в земледельцев и скотоводов, их жизнь очень изменилась. Отныне они жили оседло – там, где находились их поля и пастбища, и не спешили никуда перебираться. А раз так, пришлось строить крепкие и долговечные дома. Новые способы ведения хозяйства позволяли получать гораздо больше пищи, чем нужно, чтобы прокормиться. Излишки использовали для обмена или продажи.

    С этих пор у людей появилось гораздо больше свободного времени, чтобы наблюдать, размышлять, обмениваться знаниями. Они перестали полностью зависеть от природы и начали создавать собственную среду обитания. Наши предки отбирали и разводили полезные растения, приносившие самые обильные урожаи, и животных, которые давали больше молока и мяса, чем их дикие сородичи. Они выбирали для своих полей и огородов самые плодородные земли и селились на них группами, где все были связаны между собой не только узами родства, но и общим трудом. А для того чтобы все члены группы жили в мире и не ссорились, пришлось создать единые для всех правила – законы, которым были обязаны подчиняться все жители селения.

    Зачем городили города?

    В наши дни на Земле много тысяч городов. В них живет половина населения нашей планеты. Слово «город» образовано от слов «городить, огораживать». Древние города и в самом деле окружали стенами из глины, бревен или камней. Почему? Потому что далеко не все люди приняли новый образ жизни. Часть племен остались кочевниками, промышлявшими грабежом. Чтобы защититься от набегов и угона скота, оседлые земледельцы и скотоводы селились вместе, и постепенно их поселки становились все многолюднее, превращаясь в города.

    Но города – это не просто защищенные стенами поселения. В них селились самые разные люди, и каждый приносил с собой свои навыки, знания и умения. Именно в городах возникло разделение труда . Люди быстро поняли, что жизнь становится проще и удобнее, когда одни пашут землю и пасут скот, другие куют серпы, плуги, ножи и топоры, а третьи изготавливают посуду из глины, делают оружие или украшения. Свои изделия умельцы-ремесленники обменивали на еду и другие необходимые им вещи. Причем не только в своем городе, но и далеко за его пределами. В конце концов появились люди, которые не владели никаким ремеслом, но умели выгодно обменивать одни товары на другие и знали, как, где и когда это сделать.


    В бронзовом веке такие золотые шляпы носили кельтские жрецы


    Мы недаром вспомнили об оружии. Воины защищали жизнь и имущество горожан, а горожане кормили, одевали и вооружали своих защитников. Даже в мирное время воину жилось неплохо. А если чего-нибудь не хватало – можно было отправиться в поход и помериться силами с соседями. Города распространяли свою власть и на окрестные селения, а в случае вражеского нашествия сельские жители пользовались защитой городских укреплений. За это земледельцев и скотоводов заставляли платить дань. Все, чем были богаты окружающие земли, свозилось в города.

    Кто в племени главный?

    До возникновения городов-государств люди жили в небольших селениях родами – группами, в которых все были между собой родственниками. Рода объединялись в племена. Во главе рода стоял старейшина – самый мудрый, опытный и уважаемый человек. Он делил добычу, решал споры, мирил врагов. Жизнью племени управлял совет старейшин, а самые важные вопросы – где поселиться, воевать или хранить мир с соседями, принимать ли чужака в племя – решались на общем совете.

    Во время войн власть переходила к военным вождям – самым опытным и умелым воинам. Должность эта была временной, но военным вождям доставалась львиная доля захваченной добычи, они богатели и пользовались высоким авторитетом среди соплеменников.


    Ассирийские воины


    Позже воины выделились в особую группу, и «должность» военного вождя стала постоянной. Удачливый и умный военный вождь со временем становился царем – правителем завоеванных земель и всех обитающих там племен и родов. Ему принадлежала единоличная власть, и он пользовался ею по собственному усмотрению.

    Для чего нужны цари?

    О соседних племенах, стоявших на более низкой ступени развития, древние говорили: «У них даже царя нет!»

    Безраздельная власть военного вождя, или царя, в прошлом не раз спасала целые народы, когда было необходимо принимать быстрые решения и руководить людьми в битвах, на охоте, во время стихийных бедствий. Царем мог стать только человек решительный, авторитетный, знающий, но при этом беспощадный и любящий власть.


    Маска Саргона Древнего. 2300 год до нашей эры.


    Наши предки верили, что высшие силы благосклонны к царям и считали их власть исходящей от богов. А власти, дарованной Небом, никто не смел противиться. После смерти многих царей объявляли божествами, им поклонялись и возводили в их честь храмы и святилища.

    Саргон, царь древнего Аккада (2316–2261 годы до нашей эры), впервые в истории создал империю – государство с единым центром, которое объединило под своей властью различные по происхождению, языку и культуре народы и племена. О происхождении Саргона существовала легенда. Младенец, рожденный жрицей, был положен в тростниковую корзину и пущен по водам на волю богов. Будущий правитель был чудесным образом спасен – об этом позаботились боги – и стремительно возвысился, превратившись из простого слуги-виночерпия в могущественного царя. Между прочим, само имя «Саргон» переводится с аккадского как «истинный царь».

    Кто такие «священные цари»?

    У некоторых народов военные вожди со временем превращались в так называемых «священных царей». Это случалось там, где в жизни людей играли особую роль жрецы – служители богов. Положение «священных царей» было очень неустойчивым, к тому же они не имели почти никакой власти! Люди верили, что «священный царь» – символ отношения богов к их державе. Если он здоров и силен – страна процветает. Если же слаб, немощен и болен, это сулит бедствия всему народу. Такого царя недолго думая приносили в жертву, а вместо него сажали на трон нового.

    Такие обычаи не могли прийтись по вкусу правителям, и со временем цари нашли различные способы обуздать жрецов.

    Чем больше власти было у царя, чем богаче была его казна, тем более крупные проекты могло осуществить государство. Ведь для постройки оросительных каналов, гигантских храмов и гробниц, для военных походов, в которых участвовало почти все мужское население государства, требовалось оторвать от повседневного труда десятки и сотни тысяч людей.

    Зачем понадобились чиновники и вельможи?

    Обязанности царя были многообразными. Он занимался не только военным руководством, но и поддерживал отношения с другими народами и племенами, заключал договоры, создавал военные и политические союзы, стремился к расширению границ своей державы. Завоеванные народы царь приводил в подчинение силой, а своими соплеменниками правил на основе традиций и законов. Кроме того, царь считался верховным судьей, его решение никто не мог оспаривать. На его суд выносили самые серьезные дела, когда речь шла о жизни и смерти подданных.


    Пирамиды в Гизе


    Каждого царя окружало множество советников, слуг, родственников. Они выполняли повеления царя, а порой отдавали приказы его именем. Со временем сложилась система должностей для каждого вида деятельности – войн, сбора налогов, совершения церемоний и обрядов, дипломатии. Так возникло чиновничество , без которого до сих пор не может обойтись ни одно государство. Высшие чиновничьи должности занимали родственники царя или представители самых знатных родов.

    Бывало и так, что страной фактически правил не царь, а один из его приближенных. Если это было мирное и разумное правление, народ с таким положением дел мирился. Если же царский любимец злоупотреблял властью, он мог погибнуть во время мятежа. Но «настоящими царями» становились только люди, принадлежавшие к «царственному роду» – роду, который, согласно преданию, был основан богами или великими героями.


    Храм в Карнаке


    Власть царя не всегда была абсолютной. В некоторых государствах Древнего Востока ее ограничивал совет, состоявший из представителей высшей знати и воинского сословия. Без согласия совета царь не мог принимать важные для страны решения.

    В древности цари считались посредниками между людьми и миром богов, поэтому большую часть их времени занимали жертвоприношения, ритуалы, празднества и обряды. Древний Египет и Древний Китай ничего не знали друг о друге – эти цивилизации разделяли огромные расстояния. Но и египетские фараоны, и китайские ваны (цари) ежегодно совершали обряд «первой борозды» – собственноручно вспахивали полоску земли на глазах у своих подданных. Это должно было обеспечить плодородие земли в текущем году.

    Как город стал государством?

    В городах родились и расцвели крупнейшие цивилизации и культуры прошлого – шумеро-аккадская, вавилонская, египетская, греческая, римская, древнеиндийская и китайская. В городах были сосредоточены власть и богатства, туда стремились самые энергичные и талантливые люди в поисках лучшей судьбы. Управление городами и окрестными землями требовало учета и контроля – и недаром первыми школами у шумеров, египтян и китайцев были училища для государственных писцов и чиновников – прообраз будущих университетов.


    Руины города Мохенджо-Даро


    Историки считают, что первыми государствами на Земле могут считаться города, возникшие в 4 тысячелетии до нашей эры в Междуречье. Основали их шумеры – народ, чье происхождение до сих пор остается загадкой. Каждый из этих городов владел всей окружающей их территорией, имел правителя, законы, войско и целую армию чиновников, которые собирали налоги, следили за исполнением законов, подсчитывали урожай и количество скота. Значительная часть жителей шумерских городов занимались только государственными и общественными делами, причем их обязанности были строго разделены.

    Город-государство мог себя прокормить – окружавшие его пашни, сады и виноградники давали достаточно продовольствия. Некоторые древние города жили за счет торговли. Они продавали то, чего не было у других: соль, металлы и изделия из них, краски для тканей, драгоценности. Приморские города богатели, доставляя на кораблях свои и чужие товары в дальние края. Именно поэтому крупные города прошлого чаще всего возникали на скрещении водных и сухопутных путей или в плодородных долинах рек. Даже сегодня девять из десяти городов с населением больше миллиона жителей стоят на берегах больших рек или на морском побережье.

    В Мохенджо-Даро, городе-государстве в долине реки Инд, проживало до 40 тысяч человек. Город, построенный около 4,5 тысяч лет назад, имел прямые мощеные улицы, застроенные двухэтажными домами с залитыми битумом крышами. Здесь действовала первая в мире канализация, были возведены огромные зернохранилища и бассейны для запасов питьевой воды.

    А современные города можно считать государствами?

    Не совсем. У современных городов есть границы, городское управление, различные чиновничьи службы, милиция или полиция. Но Полтава не может объявить войну Черкассам, а Нью-Йорк не может заключить торговый союз с Чикаго. У современных городов нет своих политических целей . А у древних городов-государств такие цели имелись: они боролись за власть и влияние, за окрестные земли, за серебряные и золотые рудники, соляные копи. И древнегреческие полисы, и шумерские города, и города средневековой Европы нередко воевали между собой. Но когда эти маленькие государства объединялись под властью сильного правителя, они становились частью единого целого.

    Кто жил в городах-государствах?

    Большинство городов-государств древности были земледельческими. Земля и все, что на ней растет, составляли их силу и богатство. Свободный земледелец, владевший участком земли, был одновременно и воином, он получал часть военной добычи и имел право участвовать в советах. При этом жители города-государства не были равны между собой. Управлением занимались люди из знатных родов – цари, жрецы, военачальники, им принадлежали все высшие должности. Свободные члены городской общины были потомками племени, которое основало город-государство. Они находились под защитой законов, имели привилегии, но были обязаны платить налоги, участвовать в военных походах и общественных делах. Часть населения, иногда больше половины, составляли люди бесправные: иноземцы, рабы, пленники. Для них и законы были другие – гораздо более суровые и жестокие.

    Чиновничество «изобрели» шумеры. Еще 6 тысяч лет назад они поняли, что без людей, занимающихся учетом и контролем исполнения повелений правителей, трудно сохранить порядок в городе-государстве. Благодаря шумерским чиновникам и писцам мы многое знаем о жизни древнейшей цивилизации на Земле. Сотни глиняных табличек, обнаруженных в хранилищах-архивах Ура, Урука, Киша и других шумерских городов, содержат отчеты о долгах и урожаях, списки имущества хозяев того или иного дома, количества коз, овец, свиней, коров в каждом хозяйстве, финиковых пальм и размеров полей. Среди отчетов встречаются жалобы на нерадивых арендаторов, неблагодарных детей, несправедливых и жестоких землевладельцев, а также подробные инструкции для торговцев и государственных служащих.

    Вначале действительно было Слово?

    Многие животные живут группами и обмениваются между собой различными сигналами – предупреждают об опасности, подзывают детенышей, сообщают об изобилии пищи. Но только люди создали язык и овладели речью , которая вовсе не похожа на обмен сигналами у животных. Мы не просто передаем друг другу различные сообщения, а мыслим и с помощью языка выражаем то, что происходит в нашем внутреннем мире, храним информацию и передаем накопленные знания следующим поколениям.

    Мы живем в мире, наполненном речью. Все вокруг имеет свое название или имя. Когда появляются новые вещи или понятия, люди мгновенно создают слова, которые им соответствуют.

    Но далеко не сразу люди научились называть все, что их окружало. Слова не валялись у них под ногами – подбирай и пользуйся.


    Танцующий Шива, попирающий демонов невежества


    О возникновении языка споры идут на протяжении уже больше 2 тысяч лет. Ясно только одно – толчком для его появления стала совместная деятельность людей, которая постепенно становилась все более сложной. Тут недостаточно было простых сигналов – надо было учиться выражать сложные понятия, да так, чтобы их смысл был ясен всем без исключения.

    Чем больше накапливалось слов, тем легче было создавать новые. Так шаг за шагом развивался язык.

    Известный ученый-психолог В. Вундт считал, что слова возникли как замена жестов, которыми первоначально обменивались первобытные люди, сопровождая их призывными звуками. Но жесты были неудобны в повседневном общении, и постепенно звуки заменили их, одновременно освободив руки для других дел.

    Древние индусы называли свое верховное божество Шиву «Господином речи». Считалось, что именно он дал имена всем другим богам и самым важным для людей вещам.

    Почему не существует единого для всех людей языка?

    Наши отдаленные предки жили небольшими группами, различные племена разделяли огромные расстояния. Поэтому в каждой общине или селении складывалась собственная система общения, свой язык. Это явление можно и сегодня наблюдать в горных районах, где жители одной труднодоступной долины редко встречаются с жителями другой и говорят на собственном языке или диалекте. Так, в Дагестане сегодня насчитывается около тридцати языков.


    Имератор Хуан-ди, особенно решительно «исправлявший имена»


    Когда начали возникать объединения племен, появилась необходимость в едином языке для больших групп людей. Чем больше людей говорили на одном языке, тем большим количеством знаний они могли обменяться. У людей, говоривших на одном языке, складывался сходный образ мыслей, у них появились общие обычаи, верования, культура. Они начинали осознавать свою общность и то, чем отличаются от других людей. Так носители одного языка становились одним целым – народом .

    В Древнем Китае верили, что имена вещам присваивает государь или правитель, поэтому каждый новый император начинал свое правление с «исправления имен». Смысл слов от этого не менялся, но обычай необходимо было соблюдать.

    Библия говорит, что в первые три дня Творения Бог сам давал имена космическим телам и стихиям, когда же дело дошло до растений и животных, Творец передал право установления имен первому человеку – Адаму.

    Сколько языков на Земле?

    Около 5 тысяч живых и несколько сотен мертвых. Живые языки – это те, на которых говорят и общаются между собой современные люди, а на мертвых ныне уже никто не говорит.

    Почти все современные языки можно объединить в «семьи». Языковая семья – это группа языков, в основе которых лежит один общий древний праязык.

    Десять тысяч лет назад предки индийцев, финнов, русских, арабов, эфиопов, монголов, грузин и эскимосов говорили на одном языке. На другом общались предки чеченцев, абхазов, китайцев и индейцев-апачей. На третьем – предки большинства коренных жителей Африки.

    В разных, порой совсем непохожих языках встречаются сходные слова. Чаще всего ими выражаются самые важные понятия или признаки родства. Так, слова «сестра», «мать», «вода», «огонь», «любовь» во многих европейских языках и языках народов Индии созвучны. И это не случайное сходство. Такие слова – остатки древнего общего языка, на котором люди не говорят уже 5 тысяч лет. Ученые называют его индоевропейским праязыком .

    Индоевропейцы, или арии, создавшие этот язык, были воинственным кочевым народом. Они первыми приручили лошадей, начали строить боевые колесницы и повозки для поклажи, постоянно тревожили своих соседей и разрушали их города. Некоторые цивилизации Азии были уничтожены индоевропейцами, другие покорились завоевателям. Побежденные были вынуждены говорить на языке победителей, и постепенно их прежний язык менялся, смешиваясь с новым.


    Деревня фульбе. Отгородившись ото всех, они сохранили древние особенности


    На Земле 2,5 миллиарда людей говорят на языках индоевропейской семьи. Эти языки распространены во всей Европе, в Северной и Южной Америке, в Австралии, а также в значительной части Африки и Азии.

    Люди народа фульбе из Восточной Африки не похожи ни на одно из окружающих племен. У них свой язык, свои обряды, своя культура и ремесла. Они резко отличаются от своих соседей. Запрет на браки с людьми других племен позволил фульбе сохранить некоторые древние биологические особенности. Ученые считают этот малочисленный народ особой подрасой, отличающейся от других африканских народов.