• Детство и юность марины цветаевой. Творческая работа

    Родилась Марина Цветаева в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года. Ее отец был профессором университета, мать – пианисткой. Стоит кратко заметить, что биография Цветаевой пополнилась первыми стихами еще в возрасте шести лет.

    Первое образование получила в Москве в частной женской гимназии, затем обучалась в пансионах Швейцарии, Германии, Франции.

    После смерти матери, Марина и ее брат и две сестры воспитывались отцом, который старался дать детям хорошее образование.

    Начало творческого пути

    Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»). Уже тогда на творчество Цветаевой обратили внимание знаменитые - Валерий Брюсов , Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв . Их творчество и произведениями Николая Некрасова значительно повлияли на раннее творчество поэтессы.

    В 1912 году она выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли также стихотворения для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году выходит третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг».

    Во время Гражданской войны (1917-1922) для Цветаевой стихи являются средством выразить сочувствие. Кроме поэзии она занимается написанием пьес.

    Личная жизнь

    В 1912 году выходит замуж за Сергея Эфрона, у них появляется дочь Ариадна.

    В 1914 году Цветаева знакомится с поэтессой Софией Парнок. Их роман длился до 1916 года. Ей Цветаева посвятила цикл своих стихотворений под названием «Подруга». Затем Марина вернулась к мужу.

    Вторая дочь Марины, Ирина, умерла в возрасте трех лет. В 1925 году родился сын Георгий.

    Жизнь в эмиграции

    В 1922 году Цветаева переезжает в Берлин, затем в Чехию и в Париж. Творчество Цветаевой тех лет включает произведения «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма воздуха». Стихи Цветаевой 1922-1925 годов были опубликованы в сборнике «После России» (1928). Однако стихотворения не принесли ей популярности за границей. Именно в период эмиграции в биографии Марины Цветаевой большое признание получила прозы.

    Цветаева пишет серию произведений, посвященную известным и значимым для неё людям:

    • в 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому», в честь известного Владимира Маяковского , чьё самоубийство потрясло поэтессу;
    • в 1933 – «Живое о живом», воспоминания о Максимилиане Волошине
    • в 1934 – «Пленный дух» в память об Андрее Белом
    • в 1936 – «Нездешний вечер» о Михаиле Кузмине
    • в 1937 – «Мой Пушкин», посвященное Александру Сергеевичу Пушкину

    Возвращение на родину и смерть

    Прожив 1930-е года в бедности, в 1939 Цветаева возвращается в СССР. Её дочь и мужа арестовывают. Сергея расстреливают в 1941 году, а дочь через 15 лет реабилитируют.

    В этот период своей жизни Цветаева почти не пишет стихов, а лишь занимается переводами.

    31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой. Похоронена великая поэтесса в городе Елабуга на Петропавловском кладбище.

    Музей Цветаевой находится на улице Сретенка в Москве, также в Болшево, Александрове Владимирской области, Феодосии, Башкортостане. Памятник поэтессе установлен на берегу реки Ока в городе Таруса, а также в Одессе.

    Хронологическая таблица

    Другие варианты биографии

    • Свои первые стихотворения Марина Цветаева начала писать еще в детстве. И делала это не только на русском языке, но и на французском и немецком. Языки она прекрасно знала, потому как семья часто жила за границей.
    • Своего мужа она встретила случайно, отдыхая у моря. Марина всегда считала, что полюбит человека, который подарит ей понравившийся камень. Ее будущий муж, не подозревая об этом, подарил Цветаевой в первый же день их знакомства сердолик, который нашел на пляже.
    • Во время второй мировой войны Цветаеву вместе с сыном эвакуируют в Елабугу (Татарстан). Помогая Марине собирать чемодан, ее друг,

    ГОЛОВАНОВА ЕКАТЕРИНА

    Я живу в прекрасном удивительном городе Елабуга. Каждый город, посёлок, село приобретают известность, прежде всего благодаря знаменитым людям. Богат ими и наш старинный город, с 1000 летней историей. Это музей под открытым небом. Елабуга достойна восхищения. Наш провинциальный городок связан с жизнью многих замечательных людей: Иван Шишкин, Надежда Дурова, Владимир Бехтерев, Марина Цветаева и многие другие.

    Елабуга – городок небольшой,

    Но в этом небольшом городочке

    Так много исторических мест

    И живописных кусочков.

    Здесь Шишкин родился,

    Пугачев здесь бывал,

    Жила здесь Цветаева, Дурова…

    И каждый оставил свой жизненный след

    В истории нашего города.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Региональный конкурс исследовательских и творческих работ

    «Наше наследие»

    Творческая работа

    Детство Марины Цветаевой

    ГОЛОВАНОВА ЕКАТЕРИНА, 1А класс

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

    Елабужского муниципального района РТ

    Научный руководитель

    Ахметзянова Людмила Анатольевна

    Учитель начальных классов,

    Елабуга, 2012 г

    1. Введение 3 - 4
    2. Глава 1

    1.1. Москва, детство Марины Цветаевой 5 - 10

    1. Заключение 11
    2. Список литературы 12

    Введение

    Я живу в прекрасном удивительном городе Елабуга. Каждый город, посёлок, село приобретают известность, прежде всего благодаря знаменитым людям. Богат ими и наш старинный город, с 1000 летней историей. Это музей под открытым небом. Елабуга достойна восхищения. Наш провинциальный городок связан с жизнью многих замечательных людей: Иван Шишкин, Надежда Дурова, Владимир Бехтерев, Марина Цветаева и многие другие.

    Елабуга – городок небольшой,

    Но в этом небольшом городочке

    Так много исторических мест

    И живописных кусочков.

    Здесь Шишкин родился,

    Пугачев здесь бывал,

    Жила здесь Цветаева, Дурова…

    И каждый оставил свой жизненный след

    В истории нашего города.

    А рассказывать я вам буду, о выдающемся человеке, великой поэтессе, а в моем случае о талантливой девочке – Марине Цветаевой. Так как тема моей работы - «Москва. Детство Марины Цветаевой». Актуальность работы связана со степенью возросшего интереса туристов к нашему городу к его истории.

    Для изучения данной темы я поставила перед собой цель: изучить детство и раннее творчество Марины Цветаевой.

    Важная задача исследования в ходе рассмотрения жизни и деятельности Марины Цветаевой ответить на ряд следующих вопросов:

    Когда и где родилась Марина Цветаева.

    Какова роль родителей в формировании личности и взглядов Марины Цветаевой

    И если вы готовы меня слушать, я готова поведать вам эту интересную историю.

    Глава 1

    1.1 Москва, детство Марины Цветаевой

    8 октября 1892 года, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова, в Москве, родилась Марина Цветаева. Позднее в одном из своих сборников стихов Марина написала:

    Красною кистью

    Рябина зажглась.

    Падали листья.

    Я родилась.

    Спорили сотни

    Колоколов.

    День был субботний:

    Иоанн Богослов.

    Мне и доныне

    Хочется грызть

    Жаркой рябины

    Горькую кисть.

    Рябина стала символом судьбы. Через всю жизнь она пронесла свою любовь к родине, к Москве, к отчему дому.

    Марина Цветаева была дочерью Ивана Владимировича Цветаева от второго брака с Марией Александровной Мейн.

    Отец Марины Цветаевой, Иван Цветаев, родившийся в 1846 году, был сыном сельского священника из Владимирской губернии. Его семья была так бедна, что Иван и его братья обычно бегали босиком, приберегая ботинки для поездок в город и на праздники. Мальчики учились много работать и жить согласно строгим моральным правилам.

    Следуя по стопам отца, Иван почти стал священником. Однако во время учебы в семинарии он заинтересовался филологией и историей искусства. Ему была выделена стипендия на поездку за границу. Благодаря этому он смог совершить путешествие в Италию и Грецию. Поездка так вдохновила юношу, что его мечтой сделалось строительство в России музея скульптуры. Преподаватели, восхищались его талантом и преданностью делу, и в 1888 году он был назначен профессором истории искусства Московского университета.

    Мать Марины Цветаевой - Мария Александровна Мейн была младше своего мужа на 21 год и происходила из богатой семьи, давшей ей прекрасное образование. Мария Мейн была обладала большими художественными способностями, прежде всего, музыкальными. Она была блестящей пианисткой, и учителя убеждали ее выступать на большой сцене. Однако ее отец - добрый, но консервативный человек – не хотел видеть дочь выступающей для широкой публики, и Мария, подчиняясь приказу отца, пожертвовала карьерой. Выйдя замуж, она начала изучать искусство и, увлекшись мечтой мужа по созданию музея, со временем стала его другом и помощницей.

    Через два года после рождения Марины, на свет появилась ее сестра Анастасия, которую обычно называли Ася. Потом Марина узнала и уже никогда не забывала, что они обе были разочарованием для матери, которая ждала сыновей и уже выбрала для них имена: Александр для Марины и Кирилл - для Анастасии. Дети росли в двух домах: в московском доме и в доме рядом с Тарусой, который семья снимала на лето. Семья Цветаевых имела прислугу, кухарок, садовников, нянь, гувернанток. Начальное образование Марина получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко.

    Профессор Цветаев был центром семьи, но центр его собственного мира лежал вне семьи. Увлеченный только своими профессиональными достижениями, он не уделял внимания не только жене, но подрастающим дочерям. Все его мысли занимало строительство музея. Хотя невнимательность к жене объяснялась другой причиной - памятью о первой жене. Несмотря на невнимательность, дети любили своего отца.

    Но какими бы ни были их чувства к нему, центром всего для девочек оставалась мама. Мама, чьи карие глаза сияли умом. Мама, читавшая девочкам сказки и мифы. Мама, которая учила детей идеализму, столь дорогому ей, внушая им призрение к материальным ценностям и общественным условностям. Марина посвятила огромное количество стихов своей матери. С ранних лет Марина почувствовала подавленный тоской гнев матери. Компенсируя пустоту эмоциональной жизни, не внимательность мужа и разочарование во всем мать увлекалась романтической музыкой, поэзией, искусством. Одним из ранних стихотворений Марины было «Скучные игры»:

    Глупую куклу со стула

    Я подняла и одела.

    Куклу я на пол швырнула:

    В маму играть - надоело!

    Не поднимаясь со стула,

    Долга я в книгу глядела.

    Книгу я на пол швырнула:

    В папу играть - надоело!

    В этом стихотворении Цветаева передает свое восприятие отношений между родителями. Показывает отдельный мир отца и матери. Их отчужденность друг от друга и от семьи. Таковы они: маме интересны романтические грезы, папа прячется за своими книгами. Скука, которую видит Марина в жизни родителей, страшит ее больше всего. Мария Александровна ждала, что Марина превзойдет обычные способности и достигнет высот, к которым стремилась она сама. Разочарованная рождением девочки, Мария решила, что она будет хотя бы музыкантшей. Марине не исполнилось и пяти лет, когда началось ее суровое обучение музыке. Ее заставляли играть на рояле по четыре часа в день - два утром и два вечером. Марина росла среди музыки и книг. С 4-х лет началось тайное чтение – вопреки строгому запрету матери – рано! Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен. В 6 лет заведена первая самодельная тетрадка, где писались стихи, и откуда начался дневник. Ей было не до музыки. Она играла со словами, до нот ей не было никого дела. Мать, зная об увлечении дочери, запрещала ей брать бумагу и карандаш.

    «Все моё детство, все дошкольные годы, вся жизнь до семилетнего возраста, все младенчество – было одним большим криком о листке белой бумаги. Подавленным криком». (Из воспоминаний М. Цветаевой)

    Но не только в бумаге было отказано. Дом Цветаевых был полон запретов.

    «Мать никогда ничего не запрещала словами; глазами – все». Марина защищалась от презрения матери тем, что не допускала её в свой собственный мир, мир своей поэтической свободы и власти.

    Мария Александровна жила в своём мире, где царила обида на детей и, порой, даже не желание их видеть. Стихотворение «Мама за книгой» ясно показывает, как Марина воспринимала поглощенность матери этим миром.

    Мама за книгой.

    Сдавленный шепот… Сверканье кинжала…

    «Мама, построй мне из кубиков домик!»

    Мама взволнованно к сердцу прижала

    Маленький томик.

    …Гневом глаза загорелись у графа:

    «Здесь я, княгиня, по благости рока!»

    - «Мама, а в море не тонет жирафа?»

    Мама душою – далеко!

    - «Мама, смотри: паутинка в котлете!»

    Мама очнулась от вымыслов: дети –

    Горькая проза.

    Такими были воспоминания маленькой Цветаевой о её детстве.

    Маленькая Марина, как и ее мать в детстве была одинока. Со своей сестрой она не общалась. Ася была объектом ее дикой и безграничной ревности к матери. Марина чувствовала свою ненужность в доме. Горечь отвергнутой любви к матери и ревность к Асе остались в ней на протяжении всей жизни.

    «Я у своей матери старшая дочь, но любимая не я. Мною она гордится - вторую любит». (Из воспоминаний М. Цветаевой).

    Осенью 1902 года детство Марины Цветаевой внезапно кончилось. Она узнала, что у мамы чахотка, и она умрет. Мать, однако, разубедила детей, сказав им, что ей надо уехать в Италию к морю лечиться. Марине тогда было десять, Асе восемь. Они поехали с ней. Вся семья Цветаевых провела следующие четыре года в Италии. После вернулись в Москву, а летом поехали отдыхать в Ялту. Этим летом мать умирала. И в эти дни она хотела, чтобы с ней была только Ася. С каждым днем Марии Александровне становилось все труднее дышать. Чахотка убивала ее. 4 июля 1906 года она позвала дочерей.

    «Мамин взгляд встретил нас у самой двери. Она сказала: «Подойдите…». Мы подошли. Сначала Асе, потом мне мама положила руку на голову. Папа стоял в ногах кровати, плакал навзрыд. Обернувшись к нему, мама попыталась его успокоить. «Живите по правде, дети!– сказала она. - По правде живите…».

    (Из воспоминаний М. Цветаевой).

    После смерти матери Марина тут же забросила занятия музыкой и начала серьезно писать стихи. В этот период она стала ближе к Асе. Она читала ей свои стихи, и они вместе читали их вслух. Ей посвящено множество стихов, выражающих их общее настроения и переживания. Они вместе ходили в кино, Ася приглашала в гости школьных подруг, и Марина развлекала компанию. Отец, как всегда, оставался недосягаемым. Все юношеские проблемы Марина таила в себе. Ей не с кем было разделить свои подростковые проблемы и переживания. Кроме того, она ненавидела свою внешность, которая не соответствовала романтическому образу, что она стремилась выразить в своих стихах. Отвергая себя, она проводила часы и дни в своей комнате: читала, писала и мечтала... Чтобы избежать собственной изоляции, ей требовалось новое увлечение. Это выразилось в культовом поклонении Наполеону. Но это уже совсем другая история…

    Заключение

    Вот такое немного печальное и противоречивое детство прошло у Марины Цветаевой в Москве. Волею судьбы стали неразделимы имя Марина и имя Елабуга. Я горжусь, что живу в Елабуге, таком замечательном городе, с которым связана судьба Марины Цветаевой, великой поэтессы. Каждую осень, в день рождения поэта, здесь в Елабуге, и ещё в десятках мест мира, зажигается цветаевский костёр.

    Список литературы

    1. Марина Цветаева. Избранное. М. Просвещение, 1989
    2. Анна Саакянц. Только ли о Марине?
    3. Газета «Новая Кама», №130 – 133, 2007год. Статья «Прогулка по Елабуге»

    Родилась будущая поэтесса в Москве 26 сентября 1892 года. Ее семья относилась к высшему обществу. Папа был знаменитый ученый, а мама пианисткой. Воспитание дочери легло на плечи матери. Отец часто бывал в командировках и поэтому редко виделся с детьми. Марина вместе с сестрой воспитывались очень строго. Уже с шести лет девочка начала сочинять стихи.

    Мама Марины всегда хотела, чтобы дочка стала музыкантом, но любовь к поэзии поборола это чувство. В детстве Цветаева вместе с матерью много времени жила за границей, в частности во Франции, Германии, Италии. Поэтому легко могла изъясняться и сочинять стихи на нескольких языках. Впоследствии эти знания ей очень пригодятся, когда она будет работать переводчицей.

    Ее мама умерла достаточно рано, когда девушке было 14 лет. Последние годы она очень сильно болела. Отцу было некогда заниматься детьми и девочки рано стали самостоятельными. Отсюда и появилось раннее увлечение противоположным полом, а также современные политические взгляды.

    В 1908 году Марина отправилась на обучение в Париж, где поступила в Сорбонну. Знание языков пригодилось ей в тяжелые советские годы, когда она не могла заработать на написании стихов, а только получала деньги за переводы текстов с одного языка на другой.

    Творчество Марины Цветаевой

    Свою творческую деятельность Марина начинает в 1910 году, когда появляется ее первый сборник стихов «Вечерний альбом». В нем в основном напечатаны были стихи школьных лет. Но при этом на нее обратили внимание другие известные деятели искусств того времени. Она подружилась с Валерием Брюсовым, Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным. Все свои первые сборники она выпустила за счет своих средств.

    Затем последовали и следующие сборники – «Волшебный фонарь», «Из двух книг». Далее поэтесса ежегодно выпускает различные сборники стихов, но самыми известными становятся «К Ахматовой» и «Стихи о Москве», которые были написаны, когда она гостила у своей сестры в Александрове.

    В 1916 году началась гражданская война, и Цветаева очень сильно переживала раскол общества на красных и белых. Это также нашло отражение в ее творчестве. Так появился цикл стихов «Лебединая песня» о подвиге белого офицера.

    После революции муж Цветаевой был вынужден эмигрировать в Чехию. В 1922 году туда же отправилась и Марина. При этом иностранные читатели гораздо больше ценили прозу писательницы. Она выпускала много воспоминаний о других великих поэтах Андрее Белом, Максимилиане Волошине и так далее. А вот ее стихи за границей практически не читали.

    В Чехии она написала сборник стихов «После России», в котором отразились ее переживания по поводу расставания с любимой страной и ее природой. Затем она практически перестала писать. Но в 1940 году вышел ее последний сборник стихов.

    Личная жизнь Марины Цветаевой

    В 18 лет Цветаева начала общаться со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Он был белым офицером из хорошего и знатного рода. Спустя полгода они поженились, и у них родилась дочь Ариадна. В 1917 году на свет появилась вторая дочь Ирина, которая умерла из-за болезни в три года. Уже, когда семья жила в Праге родился сын Георгий, который погиб во время Второй Мировой Войны в 1944 году на фронте.

    Помимо мужа Цветаева очень часто влюблялась в поэтов и писателей того времени. Так у нее был продолжительный роман с Борисом Пастернаком. А однажды Марина даже полюбила свою подругу Софию Парнок, с которой у нее завязались настоящие любовные отношения.

    Последние годы жизни Цветаевой

    В 1939 году семья решила вернуться в Россию из эмиграции. Но это было ошибкой. Сначала был арестован ее муж Сергей Эфрон, а затем старшая дочь. С начала Второй Мировой войны Марина вместе с сыном были переселены в Елабугу. Именно там она не выдержала всех испытаний и повесилась 31 августа 1941 года в небольшом сарае, который ей выделили для проживания с Георгием. Спустя некоторое время ее муж был расстрелян. Так как детей у потомков Марины Цветаевой не было, то и продолжения рода не последовало.

    Родилась и двадцать лет (до замужества) прожила в доме № 8 в Трехпрудном переулке. Если идти от Пушкинской площади (бывшей Страстной) по Большой Бронной, то он будет на правой стороне. Еще в 1919 году Цветаева пророчески писала о будущем:

    Со мной в руке - почти что горстка пыли -
    Мои стихи! - я вижу: на ветру
    Ты ищешь дом, где родилась я - или
    В котором я умру.

    И мы ходим, ищем, вспоминаем, сравниваем...

    На экскурсиях по городу говорят, что дом, где жила Цветаева , не сохранился. Это верно. Но верно и то, что по воспоминаниям всех трех сестер Цветаевых - старшей Валерии, Марины и младшей - Анастасии, по стихам Марины Цветаевой и ее прозе мы способны представить себе их родной дом, может быть, лучше, чем многие другие дома, которые хоть и покосились, и облезли до неузнаваемости, но все еще до сих пор стоят. Теперь в памяти людей, интересующихся историей русской культуры, историей Москвы, этот дом живет особой жизнью.

    Когда-то, давным-давно, в XVII веке, место, где потом появился Трехпрудный переулок, было собственностью патриарха. Там были три глубоких пруда, которые назывались Патриаршими. В конце XVIII столетия в вековом парке между Тверской улицей (недавно еще называвшейся улицей Горького), Козьим болотом и Патриаршими прудами стоял дворец, принадлежавший брату поэта Хераскова . В 1831 году в этом дворце расположился Английский клуб. (В советское время там была выставка «Красная Москва», положившая начало находящемуся там сейчас Музею Революции.) Два пруда давно засыпаны, остался один, который через много-много лет (уже в 1932 году) переименовали из Большого Патриаршего в Пионерский. Переулок же так и оставался Трехпрудным. Застройка «пустопорожней земли» была разрешена в этом месте еще в середине XIX века. Дом №8, первой владелицей которого была московская мещанка Дорофея Антоновна Смирнова, в шестидесятых годах прошлого века принадлежал кандидату Московского императорского университета Железняку. Это был обыкновенный одноэтажный деревянный дом на каменном фундаменте. Дом «образцовой» - то есть типовой застройки. Его-то и приобрел потом историк Иловайский, жил в нем, а когда его дочь Варвара Дмитриевна вышла замуж за Ивана Владимировича Цветаева, отец дал ей этот дом в приданое. Это было в 1880 году. Ей тогда было 22 года, Ивану Владимировичу - 33. Он преподавал в университете на кафедре римской словесности историко-филологического факультета. В 1883 году у них родилась дочь Валерия, а в 1890 - сын Андрей. Вскоре после его появления на свет Варвара Дмитриевна умерла, оставив любовь к себе и память о себе навсегда. В 1891 году И.В.Цветаев вторично женился - на Марии Александровне Мейн. В 1892 году родилась Марина Цветаева , в 1894-м - Анастасия.

    Трехпрудный переулок изменялся все время. Менялся он и при Цветаевых. На месте маленькой лавчонки «колониальных товаров» Бухтеева строили шестиэтажный дом, в 1901-1903 годах на противоположной стороне, наискосок от дома Цветаевых, в доме №9, по проекту архитектора Шехтеля воздвигалась типография Левенсона. «Наперекосок от бывших нас...», - напишет потом Марина Цветаева . Когда Цветаевы после смерти Марии Александровны в 1906 году вернулись в Москву после долгого отсутствия, здание уже стояло. Теперь эта типография называется «Искра революции».

    В доме в Трехпрудном переулке бывали многие замечательные люди. Однажды приходил туда к Цветаеву сын Пушкина - Александр Александрович, визит которого, вернее сказать, свое детское впечатление от этого визита, описала Марина Цветаева в прозе «Мой Пушкин». В этом доме зародилась идея создания Музея изящных искусств, сюда по делам этого музея и по делам Румянцевского музея, директором которого Иван Владимирович Цветаев был долгое время, приходили его коллеги - дом жил напряженной творческой жизнью. Сюда регулярно присылали повестки о заседаниях Исторического, Археологического обществ, Общества любителей российской словесности, членом которых состоял Цветаев. Бывали здесь, для того чтобы (как тогда говорили) «разделить беседу», университетские профессора, искусствоведы, филологи, историки. Даже если их разговоры и не интересовали детей, все равно эти беседы создавали определенный дух дома.

    Анастасия Ивановна Цветаева много лет назад писала автору этих строк из лагеря на Дальнем Востоке: «Споры филологов из папиного кабинета (1900 - 1910 годы), как мамин рояль (вся классическая музыка), - питали детство, как земля питает росток...» В кабинете отца, вспоминала А.И.Цветаева, до глубокой ночи горели под абажуром две свечи; она спрашивала отца, что он делает, а он отвечал ей: «Учусь, голубка». Когда старшая сестра Валерия уже стала учительницей в прогимназии, она жила во флигеле дома в Трехпрудном. У нее были свои друзья, которые - подобно нам сегодня - обсуждали судьбы России, спорили, какая из существующих партий сможет спасти страну. Марина и молчаливый красивый брат Андрей ходили к старшей сестре, интересовались разговорами во флигеле.

    В этом доме в Трехпрудном переулке Марина Цветаева за большим письменным столом, который подарил ей отец, просиживала над переводом романтической пьесы французского поэта Э.Ростана «Орленок», читала все, что могла найти, о Наполеоне. Тогда в доме не было электричества, читали при свечах и при свете часто коптящих керосиновых ламп, а во многих домах электричество уже было. В Москве оно появилось в 1883 году, на Тверской улице электрические фонари зажглись в 1896 году (Тверской она называлась до 1932 года, пока не стала улицей Горького; сейчас эта улица вновь обрела свое прежнее название).

    Из Трехпрудного переулка с женой Марией Александровной Иван Владимирович ходил к своему тестю А.Д.Мейну в Неопалимовский переулок говорить о делах задуманного музея. Из Трехпрудного ездили в консерваторию, где у Марии Александровны было постоянное место. Отсюда девочки шли гулять к памятнику Пушкину , на любимую Тверскую, которая выглядела не так, как сейчас: узкая Тверская не была похожа на улицу Горького. Шли в Александровский сад, на тихие улочки поблизости, ходили в четвертую гимназию на Садово-Кудринской, в гимназию Алферовой - в 7-й Ростовский переулок, в гимназии Потоцкой, Брюхоненко, в гимназию с пансионом - Фон-Дервиз, в музыкальное училище Зограф- Плаксиной, а позднее на Сенную, где в меблированных комнатах «Дон» жил поэт Эллис, на Пречистенский (теперь Гоголевский) бульвар в издательство «Мусагет», в дом №10 на Малой Дмитровке (теперь улица Чехова) на заседания общества «Свободная эстетика, в дом №17 на Арбате, а потом в дом №10 на Поварской к Драконне (так девочки Цветаевы шутливо навывали своего друга Лидию Александровну Тамбурер)... Валерия Ивановна и Иван Владимирович уходили отсюда в Мерзляковский переулок на Высшие женские курсы: он - учить, она -учиться. Здесь писались первые книги Марины Цветаевой , сюда после выхода первой книги ее стихов «Вечерний альбом» пришел к ней Максимилиан Волошин , здесь околдовывал Марину и Анастасию «Чародей» - Эллис, здесь был замечательный и незабвенный его друг - переводчик древнего Гераклита - Владимир Оттонович Нилендер, так бедствовавший потом у нас и помогавший своей жене зарабатывать на жизнь расписыванием тарелочек... В этом доме в кабинете отца на стене висел портрет Марии Александровны в гробу, висела копия проекта фасада Музея изящных искусств, стояли слепки бюстов богов, которых перед праздниками по-домашнему переставляли, сметали с них пыль... В этом доме переживали радость открытия музея 31 мая 1912 года. В этом доме в следующем году 30 августа умер Иван Владимирович - основатель и первый директор этого музея.

    С этим домом была связана вся жизнь. Отсюда уезжали на лето в любимую Тарусу, за границу для лечения Марии Александровны и по делам музея, на похороны Льва Толстого, в Крым, неизменно возвращаясь сюда, в Трехпрудный переулок. В 1911 году И.В.Цветаев писал Ю.С. Нечаеву-Мальцеву - меценату, давшему очень много денег на создание Музея изящных искусств, что собирается идти к заутрене, которую он более тридцати лет встречал в церкви Благовещенья у глазной больницы на Тверской, поблизости от Трехпрудного переулка. В 1912 году Марина Цветаева и ее муж Сергей Яковлевич Эфрон венчались в церкви Рождества Христова, «что в Палашах», то есть в Большом Палашовском переулке (по-теперешнему в Южинском) - тоже рядом с Трехпрудным.

    Венчались они, кстати сказать, перед иконой «Взыскание погибших». Теперь эта икона находится в церкви в Брюсовском переулке, так как на месте церкви в Палашовском переулке стоит школа. Слова «Взыскание погибших» в современном языке имеют нето значение, которое они имели когда-то. Прежнее значение было близко к пушкинским словам «милость к падшим», к падшим в духовном смысле...

    После замужества Марина Цветаева снимала квартиру у дальних родственников мужа (у известной в то время писательницы Р.М.Хин-Гольдовской в переулке Сивцев-Вражек в доме № 19). Позднее Цветаева жила на исчезнувшей теперь Собачьей площадке, а потом на Большой Полянке в Малом Екатерининском переулке, в доме, который она купила на деньги, подаренные ей воспитательницей ее матери, ставшей женой, а потом вдовой деда - Сусанной Давыдовной Мейн (дети звали ее «Тьо», она была родом из Швейцарии и так выговаривала русское слово «тетя»). Потом, с 1914 по 1922 год, вплоть до отъезда за границу Марина Цветаева жила в Борисоглебском переулке.

    В течение семнадцати лет жизни в Германии, Чехословакии, Франции она не раз и не два мысленно возвращалась к дому в Трехпрудном переулке. За границей была написана ее мемуарная проза. В <Рождении музея>, в очерках «Лавровый венок», «Отец и его музей», в эссе «Дом у Старого Пимена», «Наталья Гончарова», «Мать и музыка», «Сказка матери», «Черт», «Живое о живом», «Пленный дух», «Мой Пушкин», во многих стихах и письмах Цветаева вспоминала дом в Трехпрудном переулке, тех, кто жил в нем, был связан с ним. Она писала: «Все они умерли, и я должна сказать». Воспоминания Анастасии Цветаевой, «Записки» В.И.Цветаевой, а также дневник И.В.Цветаева содержат неоценимые сведения о том, как жили в этом доме.

    В 1926 году о доме, который прежде принадлежал Цветаевым, шла речь в Моссовете: обсуждалась просьба строительного товарищества «Творчество» разрешить «возвести каменное жилое строение в 5 этажей. С подвалами». На месте, «где ранее находился дом Цветаевых»... Интересно, что это строительное товарищество называлось «Творчество»... Во время войны и этот дом погиб. Построили новый. Шестиэтажный. Палисадник перед ним находится как раз на месте залы, гостиной и кабинета Ивана Владимировича Цветаева.