• Инклюзия то есть включенное образование предусматривающее включение. Инклюзивное обучение в школе

    Результаты освоения модуля

    Результатом освоения учебного модуля является повышение профессионального уровня слушателей по следующим профессиональным компетенциям

    Профессиональныекомпетенции Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля/оценки
    Знание психолого-педагогических особенностей взаимодействия с обучающимися с особыми образовательными потребностями Знать виды обучающихся с особыми образовательными потребностями: ученики с ограниченными возможностями здоровья и имеющие проблемы в развитии; одаренные дети; девиантные учащиеся; ученики, для которых русский язык не является родным. Тестирование (зачет-незачет)
    Знать психолого-педагогические основы сопровождения образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
    Владение умениями организации инклюзивного образования Уметь применять в образовательной деятельности методы и приемы работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями на основе принципов индивидуализации и дифференциации.
    Уметь разрабатывать индивидуальные образовательные траектории обучающихся с особыми образовательными потребностями.
    Уметь осуществлять интеграцию обучающихся с особыми образовательными потребностями в социально-образовательное пространство образовательной организации.

    Материалы для проведения аттестации

    4.2.1. Тест «Актуальные вопросы образования обучающихся с особыми образовательными потребностями»

    1. Инклюзия представляет собой:

    a) форму сотрудничества;

    b) частный случай интеграции;

    c) стиль поведения.

    2. Различают два вида интеграции:

    a) образовательную и социальную,

    b) пассивную и творческую,

    c) внутреннюю и внешнюю.

    3. Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками - это:

    a) групповая интеграция,

    b) групповая терапия,

    c) коммуникация,

    d) образовательная интеграция.

    4. Социальная интеграция должна быть обеспечена:

    a) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте,

    b) всем без исключения детям с нарушениями в развитии,

    c) детям, обучающимся только в специальных учреждениях.

    5. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было в трудах отечественного учёного:

    a) А.Н, Леонтьева,

    b) Л.С. Выготского,

    c) С.Л Рубинштейна.

    6. Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику инклюзивного образования стала:

    b) Германия,

    c) Россия,

    d) Франция,

    e) Великобритания.

    7. В условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть ФГОС наравне с нормально развивающимися поэтому:

    a) инклюзия не может носить массовый характер,

    b) инклюзия может быть реализована только на ступени дошкольного образования,

    c) инклюзия может быть реализована только на ступени начального образования

    d) инклюзия должна носить массовый характер.

    8. В соответствии с принципами отечественной концепции интегрированного обучения можно утверждать, что инклюзивное образование наиболее приемлемо для:

    a) детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,

    b) детей с ограниченными возможностями здоровья и имеющих проблемы в развитии; одаренных детей; девиантных учащихся; учеников, для которых русский язык не является родным

    c) детей с нарушением интеллекта,

    d) детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа.

    9. Какой из следующих принципов не относится к принципам инклюзивного обучения:

    a) диагностическая информация должна быть представлена наглядно, в виде графиков, рисунков;

    b) интеграция через раннюю коррекцию;

    c) интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку;

    d) интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.

    10.Создание системы полисубъектного взаимодействия предполагает создание:

    a) инклюзивной горизонтали,

    b) взаимодействия социальных партнеров и образовательных организаций,

    c) инклюзивной вертикали.

    11.Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период:

    a) юности,

    b) раннего детства,

    c) младшего школьного возраста.

    Ключ к тесту

    Система оценки теста

    Определение эффективности усвоения по результатам тестирования может производиться на основе зависимости, установленной В.П. Беспалько, для расчета коэффициента усвоения: К=m/n, где n – число существенных операций, m – число правильно выполненных студентом операций. В заданиях закрытой и открытой формы каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный – 0 баллов. В заданиях на различение и установление соответствия количество существенных операций (число n) равно количеству изначально правильных ответов – эталонов, а число m – количеству правильно установленных студентом различений или соответствий. Деятельность считается усвоенной при К³ 0,7.

    Максимальное количество баллов за данный тест – 11 баллов.

    Устанавливается следующее соответствие между коэффициентом усвоения и отметкой:менее 6- «2», 6-7 - «3», 8-9 - «4», более 10- «5».

    Приведём некоторые примеры, позволяющие проиллюстрировать показания и противопоказания к инклюзивному обучению.

    В первом случае речь идёт о слабослышащем ребёнке, коррекционная работа с которым была начата рано – с момента выявления нарушения в развитии. Уровень общего и речевого развития ребёнка близок к норме. Это проявляется в высокой познавательной активности, свободном установлении контактов со взрослыми и нормально развивающимися сверстниками благодаря словесной речи. Родители готовы принимать активное участие в сопровождении процесса инклюзивного образования их ребёнка. В данном случае противопоказания к инклюзии отсутствуют.


    Во втором случае ребёнок имеет умственную отсталость. Его речевое и общее развитие значительно отстают от нормы. Овладение цензовым уровнем образования невозможно. В такой ситуации рекомендуется обучение в коррекционном учреждении по специальным программам, то есть наиболее приемлемой является не образовательная, а социальная интеграция.

    По мнению многих исследователей (С.В. Алехина, О.С. Никольская, М.Л. Семенович, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.С. Сиротюк, Е.А. Стребелева и др.), инклюзивное образование детей с ОВЗ должно включать инклюзивную вертикаль и инклюзивную горизонталь .

    Инклюзивная образовательная вертикаль – построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и видов взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, строится взаимодополняемая система психолого-педагогического сопровождения образования ребенка и его семьи (с рождения до профессионального самоопределения) .

    Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется при соблюдении следующих условий:

    - комплексность / непрерывность – ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишён общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления;

    - шаговой доступности – в каждом районе округа должна быть построена инклюзивная образовательная вертикаль «Детский сад – школа - Центр»;

    - единства целей – все инклюзивные учреждения должны иметь общую стратегию развития и адекватное, сопрягаемое по уровням, методическое обеспечение;

    - преемственности – все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, информация о развитии ребенка на каждой ступени образовательной вертикали будет фиксироваться в его индивидуальной карте.

    - профессиональной компетентности – должен быть отработан эффективный механизм подготовки, переподготовки и методического сопровождения всех педагогов и специалистов, участвующих в инклюзивном образовании.

    Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период раннего детства, когда комплексная помощь ребенку с ОВЗ и его семье как единому субъекту инклюзии позволит последнему адаптироваться:

    Тест для итоговой аттестации (зачет) по курсу «Инклюзивное образование»

    1. Выберите правильный ответ: Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:

      инклюзия Б) нтеракция,

      индивидуализация.

    2. Выберите правильный ответ: Инклюзия представляет собой:

    A) форму сотрудничества;

    Б) частный случай интеграции;

    B) стиль поведения.

    3. Выберите правильный ответ: Различают два вида интеграции:

      внутреннюю и внешнюю,

    Б) пассивную и творческую,

      образовательную и социальную.

    4. Выберите правильный ответ: Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее вкль

    ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками - это:

    A) групповая интеграция,

    Б) образовательная интеграция,

    B) коммуникация.

    5. Выберите правильный ответ: Социальная интеграция должна быть обеспечена:

    A) всем без исключения детям с нарушениями в развитии,

    Б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте,

    B) детям, обучающимся только в специальных учреждениях.

    6. Выберите правильный ответ: Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было а

    трудах отечественного учёного:

      А.Н, Леонтьева, Б) С.Л Рубинштейна,

      Л.С. Выготского.

    7. Выберите правильный ответ: Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:

      Великобритания, Б) Россия,

      Франция.

    8. Выберите правильный ответ: В 70-е г.г. XX в. в странах зап. и восточной Европы отмечаются первые преце, закрытия коррекционных учреждений, из-за:

    A) отсутствия детей с ОВЗ,

    Б) перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа,

    B) обучения детей с ОВЗ на дому.

    9. Выберите правильный ответ: В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей и нарушенным развитием появляется в:

      60-ые г.г. XX в., Б) 90-ые г.г. XX .,

      70-ые г.г. XX в..

    10. Выберите правильный ответ: В России в первом экспериментальном опыте совместного обучения дет нормальным и нарушенным развитием принимали участие дети дошкольного возраста с нарушением:

      зрительного анализатора,

    Б) интеллекта,

      слухового анализатора.

    11. Выберите правильный ответ: В условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть гос. образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися поэтому:

    А) инклюзия не может носить массовый характер,

    Б) инклюзия должна носить массовый характер,

    12. Выберите правильный ответ: В соответствии с принципами отечественной концепции интегрированного (обучения можно утверждать, что инклюзивное образование наиболее приемлемо для:

      детей с ндрушением опорно-двигательного аппарата,

    Б) детей с нарушением интеллекта,

      детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа.

    13. Выберите правильный ответ: Какой из следующих принципов не относится к принципам отечественной (инклюзивного) обучения:

    A) интеграция через раннюю коррекцию;

    Б) интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку;

    B) интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения;

    Г) диагностическая информация должна быть представлена наглядно, в виде графиков, рисунков.

    13. Выберите правильный ответ: построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и в взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится взаимодополняемая система психолого-педагогического
    сопровождения образования ребенка и его семьи, называется:

      инклюзивная образовательная вертикаль,

    Б) инклюзивная образовательная горизонталь,

      инклюзивная образовательная параллель.

    Г)

    14. Выберите правильный ответ: На второй ступени инклюзивной вертикали воспитание и социализация ребенка
    ограниченными возможностями здоровья осуществляются в рамках:

      общеобразовательной средней школы,

    Б) дошкольных учреждений,

      семьи.

    15. Выберите правильный ответ: Завершающим уровнем инклюзивной вертикали становится этап:

    A) профориентации выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья в сфере возкновение профессиональных интересов и выборов,

    Б) сопровождения комплексными психолого-педагогической диагностикой и коррекционной помощи для адаптации в среде здоровых сверстников,

    B) ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в детские дошкольные учреждения.

    16. Выберите правильный ответ: Создание системы полисубъектного взаимодействия предполагает создание:

    А) инклюзивной горизонтали,

    Б) инклюзивной вертикали.

    17. Выберите правильный ответ: Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период:

    A) юности,

    Б) раннего детства,

    B) младшего школьного возраста.

    18. Выберите правильный ответ: Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется при соблюдет условий: ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишён общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления. Выберите название условия:

      комплексность непрерывность,

    Б) шаговой доступности,

      единства, целей.

    19. Выберите правильный ответ: Определите, о каком условии непрерывной вертикали инклюзивного образования идет речь: все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию; информация о развитии ребенка на каждой ступени образовательной
    вертикали будет фиксироваться в его индивидуальной карте («карта развития»).

    A) преемственности,

    Б) профессиональной компетентности,

    B) шаговой доступности.

    20. Выберите правильный ответ: Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется:

      расширение доступа к образованию;

    Б) интеграция;

      мэйнстриминг;

    21. Выберите правильный ответ: Согласно концепции СФГОС, какой из компонентов рассматривается в структуре образования обучающихся с ОВЗ как накопление отенциальных возможностей для их активной реализа! настоящем и будущем.

    А) компонент «жизненной компетенции»,

    Б) «академический» компонент.

    22. Выберите правильный ответ: В СФГОС выделено образовательных областей:

    Б) 4

    23. Выберите правильный ответ: Определите, о какой из образовательных областей СФГОС идет речь: знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением:

    А) естествознание,

    Б) искусство,

    В)

    инклюзивное образование как педагогический феномен

    Четверикова Т.Ю.

    Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия

    В статье раскрыто понятие «инклюзия». Отмечено, что инклюзия как педагогический феномен есть частный случай интеграции. Обозначены модели интегрированного обучения. Представлены принципы отечественной концепции инклюзивного образования.

    Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, специальное образование, интеграция, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, модели интегрированного обучения, социализация.

    inclusive education as a pedagogical phenomenon

    Chetverikova T.Yu.

    OmGPU, Оmsk, Russia

    In this article disclosed the concept of «Inclusion». It is noted that the inclusion as a pedagogical phenomenon is a special case of integration. Models of integrated education are identified. The principles of national inclusive education are presented.

    Keywords: inclusion, an inclusive education, a special education, integration, a child with disabilities, models of integrated education, socialization.

    В настоящее время вопросы инклюзивного образования являются предметом пристального внимания политиков, учёных, родительской и педагогической общественности. В рамках данной статьи считаем необходимым рассмотреть специфические черты инклюзии, характеризующие её как педагогический феномен.

    Отметим, что в большинстве стран мира инклюзия рассматривается как закономерный этап развития системы образования. Так, 13 декабря 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах инвалидов, направленную на защиту прав и достоинств этих лиц. В контексте образования данный международный документ зафиксировал новый этап развития международного права - от заявления во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) о праве каждого человека на образование до обязательства государств - членов ООН обеспечить реализацию этого права для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе через инклюзивное образование. Концепция вступила в силу 3 мая 2008 года. К 2011 году её подписали 147 государств, входящих в ООН. При этом 99 стран уже ратифицировали этот международный документ. Российская Федерация подписала Конвенцию 24 сентября 2008 года. Президент РФ подписал Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46 - ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» .

    В различных регионах нашей страны уже имеется определённый опыт совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием. В одних случаях этот процесс строго контролируется, получая сопровождение со стороны квалифицированных специалистов; в других - протекает стихийно.

    Считаем необходимым раскрыть сущностный смысл центрального понятия нашей статьи. Анализ научно-методической литературы, педагогической практики, а также содержания публицистических изданий и современных телепередач позволяет указать на наличие противоречивых, а порой, на наш взгляд, неправомерных трактовок термина «инклюзия», его подмену понятием «интеграция» как равноценным, синонимичным.

    Инклюзия (от английского inclusion - «включение») подразумевает совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками - по одним программам, учебникам, с использованием единых критериев оценки знаний. Чаще всего такое обучение организуется в детских садах и школах общего типа. Однако может быть и иначе: в специальном учреждении открываются отдельные (так называемые «инклюзивные») классы и группы, в которых основная доля детей не имеет нарушений в развитии, а у части отмечаются ОВЗ. Второй случай встречается значительно реже.

    Инклюзия представляет собой частный случай интеграции. Соответственно, понятие «интеграция» (соединение) значительно шире, чем «инклюзия» (включение).

    В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием появляется в 90-ые гг. прошлого столетия. В этой экспериментальной работе принимают участие дети дошкольного возраста с нарушением слухового анализатора.

    В современной специальной педагогике разработаны базовые модели интегрированного обучения детей с ОВЗ (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко). Среди них - постоянная полная, постоянная неполная, постоянная частичная, временная частичная и эпизодическая . Учёными выделены и описаны общие параметры предложенных моделей:

    Каким детям может быть полезна данная модель;

    Как дозируется время интеграции;

    Как регламентируется совместная деятельность детей;

    В каких образовательных учреждениях может быть реализована та или иная модель, каковы правила комплектования групп и классов, в которых обучаются и воспитываются дети с ОВЗ;

    Какие специалисты участвуют в процессе инклюзивного обучения;

    Каков механизм взаимодействия педагогов специальных (коррек-ционных) учреждений и учреждений общего типа.

    Кроме того, в отечественной науке выработаны показания и противопоказания к инклюзивному обучению (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко). Показания ясно просматриваются через принципы отечественной концепции интегрированного (инклюзивного) обучения: интеграция через раннюю коррекцию; интеграция через обязательную коррекци-онную помощь каждому интегрированному ребёнку; интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения .

    В соответствии с названными принципами можно утверждать, что инклюзивное образование наиболее приемлемо для детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа (с момента выявления нарушения в развитии, с рождения). Кроме того, ребёнок с нарушениями в развитии, обучаясь совместно с нормально развивающимися сверстниками, не перестаёт нуждаться в удовлетворении его особых образовательных потребностей со стороны дефектологов и должен оставаться под патронатом системы специального образования. И, наконец, инклюзия не может носить массовый характер, поскольку в

    условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть государственным образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися сверстниками. Как правило, это оказывается посильным для детей с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме.

    Приведём некоторые примеры, позволяющие проиллюстрировать показания и противопоказания к инклюзивному обучению.

    В первом случае речь идёт о слабослышащем ребёнке, коррекционная работа с которым была начата рано - с момента выявления нарушения в развитии. Уровень общего и речевого развития ребёнка близок к норме. Это проявляется в высокой познавательной активности, свободном установлении контактов со взрослыми и нормально развивающимися сверстниками благодаря словесной речи. Родители готовы принимать активное участие в сопровождении процесса инклюзивного образования их ребёнка. В данном случае противопоказания к инклюзии отсутствуют.

    Во втором случае ребёнок имеет умственную отсталость. Его речевое и общее развитие значительно отстают от нормы. Овладение цензовым уровнем образования невозможно. В такой ситуации рекомендуется обучение в коррекционном учреждении по специальным программам, то есть наиболее приемлемой является не образовательная, а социальная интеграция.

    Отметим, что дифференциация интеграции на образовательную и социальную является условной. Это объясняется тем, что при образовательной интеграции (инклюзии) социализация ребёнка с ОВЗ неминуема. Кроме того, для неё создаются наиболее благоприятные условия именно в образовательных учреждениях общего типа, что было отмечено в докладе профессора О.Н. Смолина на IV Педагогических чтениях, проходивших в 2010 г. в Москве, а также в некоторых других сообщениях и работах этого учёного и политического деятеля .

    Следует подчеркнуть, что ведущие отечественные учёные в области специальной педагогики не только не отрицают возможность инклюзивного обучения, но и признают его необходимость для части детей с ОВЗ. В то же время авторы предостерегают от тотального её внедрения, отмечают опасность калькирования зарубежной модели, принятия быстрых решений, реализации «революционного подхода», предусматривающего массовый характер инклюзии и полный отказ от системы специального образования .

    На парламентских слушаниях по теме «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества», проходивших 12 апреля 2012 года, было отмечено следующее. Инклюзивное образование для многих детей с ОВЗ позволяет избежать их пребывания в течение длительного срока в интернатных учреждениях, обеспечивает возможности проживания и воспитания их в семье, постоянного общения со сверстниками в обычной школе. В большинстве случаев это способствует как более эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество, так и формированию толерантного отношения других школьников и их родителей к проблемам лиц с нарушениями в развитии. При этом развитие инклюзивных подходов не предполагает отказа от специального образования .

    Нельзя не согласиться с утверждением о том, что инклюзивные подходы в образовании хоть и не являются новыми для нашей страны, но их практическая реализация наталкивается на ряд серьёзных препятствий, в числе которых особо нужно отметить следующие:

    Несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей защиту прав детей с ОВЗ, в том числе права на образование;

    Неудовлетворительная финансовая поддержка как семей, в которых есть дети с ОВЗ, так и организаций, осуществляющих их поддержку;

    Недостаточное понимание государством и обществом существа проблемы детской инвалидности и важности полноценной интеграции этой категории российских граждан в общество и др.

    Обозначенные препятствия должны рассматриваться как задачи, стоящие перед государством и обществом, и требующие незамедлительной проработки.

    Список литературы

    ЧЕТВЕРИКОВА Т.Ю. - 2015 г.

  • Особенности организации подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования

    КУЗЬМИНА О.С. - 2013 г.

  • 1. Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы:
    А) в Саламанкской декларации
    Б) в Джомтьенской Конвенции
    В) в Конвенции о правах инвалидов

    2. Инклюзивное образование, согласно ФЗ «Об образовании В РФ» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ), - это
    А) создание оптимальных условий для социализации для детей с ОВЗ и инвалидностью
    Б) создание оптимальных условий для нравственного развития нормально развивающихся детей
    В) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

    3. Выберите правильный ответ: Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
    А) инклюзия
    Б) интеграция,
    В) индивидуализация.

    4. Выберите правильный ответ: Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками - это:
    A) групповая интеграция,
    Б) образовательная интеграция,
    B) коммуникация.

    5. Выберите правильный ответ: Социальная интеграция должна быть обеспечена:
    A) всем без исключения детям с нарушениями в развитии,
    Б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте,
    B) детям, обучающимся только в специальных учреждениях.

    6. Как называются дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве?
    А) дети с ограниченными возможностями здоровья
    Б) дети с отклонениями в развитии
    В дети с особыми образовательными потребностями

    7. Выберите правильный ответ: Дети с ОВЗ – это
    А) дети с различными отклонениями в психофизическом развитии: сенсорными, интеллектуальными, речевыми, двигательными и др.
    Б) дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи, с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни.
    В) дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

    8. К специальным образовательным условиям для всех категорий детей с ОВЗ и инвалидностью относится: А) создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды Б) материально техническое (включая архитектурное) обеспечение, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса, психолого -педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью В) индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ и инвалидностью Г) пандусы, специальные лифты, специально-оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование.

    9. Выберите правильный ответ: Адаптированная образовательная программа – это
    А) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Б) учебно - методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы

    10. Адаптированная программа разрабатывается:
    А) самостоятельно педагогом, работающим с ребенком с ОВЗ
    Б) самостоятельно образовательной организацией на основе рекомендаций ПМПК
    В) совместно педагогом и родителями

    11. Что является основой для определения варианта адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ?
    А) рекомендации ПМПК, сформулированные по результатам комплексного обследования ребенка;
    Б) письменное заявление родителей (законных представителей) ребенка;
    В) выбор самого ребенка;
    Г) рекомендации ПМПК, сформулированные по результатам собеседования с родителями (законными представителями) ребенка.

    12. Два основных показателя готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования:
    А) профессиональная готовность
    Б) психологическая готовность
    В) информационная готовность
    Г) готовность к профессиональному взаимодействию и обучению

    13. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было заложено в трудах отечественного учёного:
    А) А.Н. Леонтьева,
    Б) С.Л. Рубинштейна,
    В) Л.С. Выготского.

    Ответы : 1А, 2В, 3А, 4Б, 5А, 6А, 7В, 8Б,9А, 10Б, 11А, 12А,Б, 13В