• Иван трофимович выглядел очень суровым долгое время. Иван Душарин: "В горах погибает тот, кто не прошел базовую подготовку, у кого нет навыка оценки ситуации и прогноза"

    «Он очень красивый человек»

    Иван III – один из самых выдающихся правителей в русской истории. Парадоксальным выглядит тот факт, что его образ в произведениях искусства встречается редко. В этом отношении князь во много раз уступает таким монархам, как Владимир Святой или Иван Грозный

    До наших дней дошли как прижизненный словесный портрет великого князя московского Ивана III, так и его прижизненное изображение. Они, правда, крайне условны, но, что интересно, относятся к разным возрастам нашего героя.

    В трехчастном венце

    Описание Ивана III оставил венецианский дипломат и путешественник Амброджо Контарини . По поручению Светлейшей Республики он ездил с посольством в Персию и на обратном пути четыре месяца (конец 1476 – начало 1477 года) провел в Москве, где был принят великим князем и его супругой Софьей Палеолог. Впоследствии Контарини издал сочинение о своем путешествии, в котором, в частности, мы и находим слова, посвященные Ивану III: «Упомянутому государю от роду лет 35; он высок, но худощав; вообще он очень красивый человек». Примечательно, что дипломат почти точно указывает возраст правителя, хотя понятно, что по этому описанию мы можем представить себе внешность великого князя лишь в самых общих чертах. Существует предположение, что Иван III заметно сутулился, так как в некоторых источниках он упоминается с прозвищем Горбатый, но в достоверности этих сведений можно сомневаться.

    Пелена Елены Волошанки. Конец XV века

    Прижизненное изображение Ивана III относится уже к самому концу XV века. Речь идет о знаменитой шитой пелене, созданной, по-видимому, в мастерской невестки великого князя Елены Волошанки (пелена хранится в Государственном историческом музее в Москве). По мнению исследователей, на ней представлена торжественная церемония в праздник Вербного воскресенья 8 апреля 1498 года с выносом иконы Богоматери Одигитрии. Среди присутствующих, как полагают, изображена вся великокняжеская семья, включая Дмитрия Внука (он показан с нимбом, как венчанный на великое княжение), будущего Василия III (только в короне, без нимба) и Софью Палеолог. В среднем ряду слева процессию возглавляет человек в трехчастном венце и также с нимбом над головой – очевидно, это и есть сам Иван III, старец с седыми волосами и длинной раздваивающейся седой бородой. В 1498-м московскому правителю исполнилось 58 лет, но вполне возможно, что он выглядел именно так, как изображен на пелене. Во всяком случае, образы других мужчин великокняжеской семьи здесь также весьма индивидуальны.

    Портреты в профиль и анфас

    Первой третью XVI века датируется икона «Богоматерь Боголюбская, с предстоящими» из собрания Музеев Московского Кремля. На ней в первом ряду вслед за митрополитом Ионой изображены князь Василий Темный и его сын Иван – сравнительно молодой человек со светло-русой небольшой бородой. Конечно, этот образ носит чисто условный характер. Столь же условны и изображения Ивана III на многочисленных миниатюрах Лицевого летописного свода XVI века. Там Иван Васильевич предстает в разном возрасте – и совсем юным безбородым отроком, и умудренным годами мужем: движение времени символизирует появление и увеличение размера бороды.

    Портрет Ивана III. Титулярник. 1672

    Очень ярким и наиболее часто воспроизводимым, когда речь идет об Иване III, является его профильный портрет из книги французского путешественника Андре Теве «Всеобщая космография», изданной в Париже в 1575 году. Это, безусловно, наиболее художественное из всех ранних изображений великого князя, хотя историческая достоверность его сомнительна. Иван III показан здесь бородатым мужчиной средних лет с довольно крупными чертами лица и большим носом (отмечаемом также на гравированных портретах его сына Василия III и классических портретах Ивана Грозного), одетым в некое подобие меховой куртки. На голове правителя – шапка-венец с горностаевым мехом, а в руке – сабля с рукоятью в виде орлиной головы. Портрет выполнен очень реалистично, потому-то и производит столь убедительное впечатление.

    Иван III раздает поместья. Лицевой летописный свод XVI века

    Изображения Ивана Васильевича, датируемые XVII веком, характеризует стандартный подход. Черты лика князя на фреске Архангельского собора Московского Кремля (росписи были выполнены в 1652–1666 годах), находящейся над местом его захоронения, плохо различимы, но заметны небольшая раздваивающаяся борода и слегка курчавые волосы – такие же мы видим у многих изображенных здесь князей. Очень похожий портрет Ивана III помещен в «Титулярнике» 1672 года. Только тут курчавые волосы и борода седые. Можно отметить удлиненный нос и относительно тонкие черты лица правителя. Это как бы классический, почти идеальный тип внешности – подобный почти идеальному образу великокняжеского правления. При обозначении седины Ивана III художники «Титулярника» явно ориентировались на известную им продолжительность жизни князя.

    Между Дмитрием и Петром

    Следующий этап в иконографии первого государя всея Руси связан с исторической живописью и скульптурой второй половины XIX – начала XX века. Впрочем, и эта иконография более чем скромна.

    В монументальной скульптуре образ Ивана III оказался запечатлен дважды на одном памятнике. Этот знаменитый монумент (автор проекта – Михаил Микешин) был торжественно открыт к тысячелетию России в Великом Новгороде в 1862 году. Несмотря на то что для Новгорода деятельность Ивана III имела скорее трагический оттенок, решено было отдать должное великому князю как создателю единого Русского государства. Его скульптурное изображение заняло место среди больших фигур наиболее значимых правителей России (средний ярус памятника-колокола), символизирующих несколько важнейших этапов российской истории (здесь представлены Рюрик, Владимир Святой, Дмитрий Донской и Петр Великий). Композиция «Основание самодержавного царства Русского», в центре которой возвышается фигура Ивана III, находится как раз между скульптурными группами Дмитрия Донского и Петра Великого.


    Образ Ивана III запечатлен дважды на памятнике «Тысячелетие России», открытом в Новгороде в 1862 году

    Здесь Иван III Васильевич – государь всея Руси, основатель России – новой, независимой державы. Символичны его царское облачение, шапка-венец на голове, скипетр и держава в руках. Две последние регалии, как известно, появились в российском церемониале лишь в конце XVI века, так что их сопряжение с фигурой великого князя (как и царское облачение) – явный анахронизм. Тем не менее создателям памятника было важно подчеркнуть новый статус объединенной державы, восходивший именно к эпохе первого Ивана Васильевича. Примечательно, что скипетр венчает двуглавый орел византийского типа, указывающий и на истоки формирования государственной геральдики, и на преемственность от Византии.

    Существенно и то, что в этой композиции перед великим князем склоняется, опустившись на одно колено, татарин (что символизирует не просто освобождение от ордынской зависимости, но и начало подчинения татарских государств Москве), а по другую руку государя расположены фигуры поверженных литовского и ливонского рыцарей (что означает победы в войнах с Литвой и борьбу за выход к Балтийскому морю). Сам Иван III, с окладистой раздвоенной бородой, большими усами, предстает решительным, даже суровым, его строгий взор устремлен вперед, в грядущее. Изображение чрезвычайно реалистично и фактурно.

    Второй раз фигура князя помещена во фризе, составляющем галерею многих наиболее выдающихся деятелей российской истории. Тут Иван III (облачение, скипетр, взгляд – все так же, как и в верхней части памятника) показан сидящим на троне, который опять-таки увенчан двуглавым орлом. Наконец, у трона мы видим еще и щит с изображением двуглавого орла – точно скопированного с миниатюры Евангелия, принадлежавшего Дмитрию Палеологу. Внизу дата: 6980 год, то есть 1472-й, – год женитьбы Ивана III на Софье Палеолог. Тем самым снова недвусмысленно утверждалась преемственность России от Византии, отраженная в том числе в геральдике. Справедливости ради надо сказать, что свое место среди выдающихся деятелей русской истории на этом фризе заняла и Марфа Посадница.

    Ханская грамота

    Одним из центральных событий правления Ивана III было свержение ордынского ига. И отечественные исторические живописцы, безусловно, не могли пройти мимо знаменитой легенды о том, как московский великий князь разорвал ханскую грамоту.

    Самым известным (и лучшим с художественной точки зрения) произведением на этот сюжет стала картина Николая Шустова (1834–1868) «Иоанн III разрывает ханскую грамоту» . Она была закончена в том же году, когда в Новгороде установили памятник «Тысячелетие России», и своим содержанием отвечала возникшему тогда повышенному интересу к русской истории. За эту конкурсную работу автор, в то время ученик Академии художеств, был награжден малой золотой медалью. Сама картина хранится ныне в Сумском художественном музее, а подготовительный эскиз, одобренный Советом Академии, – в Третьяковской галерее.

    Иоанн III разрывает ханскую грамоту. Худ. Н.С. Шустов. 1862

    Иван III показан на ней в момент совершения решающего жеста-поступка. Перед нами высокий мужчина с окладистой темной бородой, длинными усами, горбатым носом и орлиным взором, облаченный в царское золотое платье с бармами, с его плеч свисает горностаевая мантия (еще один очевидный анахронизм), а голова князя увенчана шапкой Мономаха. Вся его фигура выражает гнев и решительность. Разорвав грамоту, он бросает ее обрывки вниз, в сторону беснующихся и почти поверженных ордынских послов, которых крепко держат русские воины. Конечно, интерьер, на фоне которого разворачивается действие, да и одеяния персонажей, носят не соответствующий эпохе Ивана III характер, хотя художник при создании картины изучал исторические материалы, стремясь достичь большей достоверности. В конкурсе на большую золотую медаль, объявленном в следующем году, Шустов уже не участвовал: в числе четырнадцати учеников Академии художеств он покинул ее стены, войдя в состав Петербургской артели художников, явившейся прообразом Товарищества передвижников. К сожалению, через несколько лет талантливый живописец скончался в сравнительно молодом возрасте.

    Закончить этот обзор, пожалуй, стоит рассказом о единственном образе Ивана III в советском кино. В 1958 году на экраны нашей страны вышел замечательный двухсерийный художественный фильм «Хождение за три моря», снятый совместно с индийскими кинематографистами. В нем и появляется молодой Иван Васильевич, роль которого исполняет актер Леонид Топчиев. Посол Василий Папин в сопровождении Афанасия Никитина и других купцов идет на аудиенцию к князю как раз тогда, когда со двора государя выезжают разгневанные татарские послы, а сам Иван III, словно молодой Петр Великий, своим порывом и неукротимой энергией как бы символизирует новую Россию, открывающую пути в неведомые страны и в собственное свободное будущее.

    Евгений ПЧЕЛОВ, кандидат исторических наук

    ХРУЦКИЙ ИВАН ТРОФИМОВИЧ

    Хруцкий (Иван Трофимович, 1806 - 1852) - один из лучших русских живописцев неодушевленной природы, занимавшийся с успехом также портретной живописью. Был сыном униатского священника и в 1830-х годах посещал классы Императорской Академии Художеств на правах постоянного, вольноприходящего ученика. В 1836 г. получил за картину "Плоды и цветы" большую серебряную медаль и звание свободного художника, что не помешало ему продолжать учиться в академии. В 1838 г., за картину "Цветы и фрукты" и за портрет старушки, был награжден от академии малой золотой медалью, а через год после того возведен в звание академика, как художник, приобретший себе известность предшествовавшими работами. Картины Х., изображающие группы фруктов, огородных овощей и грибов, встречаются довольно часто и в частных собраниях. Они замечательны своей верностью натуре и тщательностью, хотя и несколько суховатого исполнения. Одна из таких картин имеется в Третьяковской галерее, в Москве. В московском публичном музее - образец портретной живописи Х., "Старушка, вяжущая чулок".

    Краткая биографическая энциклопедия. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ХРУЦКИЙ ИВАН ТРОФИМОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • ХРУЦКИЙ ИВАН ТРОФИМОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Иван Трофимович , русский живописец. Учился в петербургской АХ …
    • ХРУЦКИЙ ИВАН ТРОФИМОВИЧ
      (1810-85) российский живописец. Натюрморты Хруцкого отличает иллюзорное изображение предметного мира ("Цветы и плоды", …
    • ХРУЦКИЙ ИВАН ТРОФИМОВИЧ
      (1806—52) — один из лучших русских живописцев неодушевленной природы, занимавшийся с успехом также портретной живописью. Был сыном униатского священника и …
    • ХРУЦКИЙ, ИВАН ТРОФИМОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      (1806?1852) ? один из лучших русских живописцев неодушевленной природы, занимавшийся с успехом также портретной живописью. Был сыном униатского священника и …
    • ИВАН в Словаре воровского жаргона:
      - псевдоним главаpя пpеступной …
    • ИВАН в Словаре значений Цыганских имен:
      , Иоган(заимств., муж.) - «божья милость» …
    • ИВАН в Большом энциклопедическом словаре:
      V (1666-96) русский царь (с 1682), сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и неспособный к государственной деятельности, провозглашен царем вместе с …
    • ИВАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      см. …
    • ИВАН в Современном энциклопедическом словаре:
    • ИВАН в Энциклопедическом словарике:
      I Калита (до 1296 - 1340), князь московский (с 1325) и великий князь владимирский (1328 - 31, с 1332). Сын …
    • ИВАН в Энциклопедическом словаре:
      -ДА-МАРЬЯ, иван-да-марьи, ж. Травянистое растение с желтыми цветками и фиолетовыми листками. -ЧАЙ, иван-чая, м. Крупное травянистое растение сем. кипрейных с …
    • ХРУЦКИЙ
      ХР́УЦКИЙ Ив. Троф. (1810-85), живописец. Работал в С.-Петербурге и Литве. Ярко декоративные, предметно-иллюзионистич. натюрморты ("Цветы и плоды", 1839), портреты и …
    • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИВ́АН ЧЁРНЫЙ, писец при дворе Ивана III, религ. вольнодумец, чл. кружка Ф. Курицына. Ок. 1490 бежал за …
    • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИВ́АН ФЁДОРОВ (ок. 1510-83), основатель книгопечатания в России и Украине, просветитель. В 1564 в Москве совм. с Петром Тимофеевичем Мстиславцем …
    • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИВ́АН ПОДКОВА (?-1578), молд. господарь, один из рук. запорожских казаков. Объявил себя братом Ивана Лютого, в 1577 захватил Яссы и …
    • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИВ́АН ЛЮТЫЙ (Грозный) (?-1574), молд. господарь с 1571. Проводил политику централизации, возглавил освободит. войну против тур. ига; в результате измены …
    • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИВ́АН ИВАНОВИЧ МОЛОДОЙ (1458-90), сын Ивана III, с 1471 соправитель отца. Был одним из рук. рус. войска во время "стояния …
    • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1554-81), старший сын Ивана IV Грозного. Участник Ливонской войны и опричнины. Убит отцом во время ссоры. Это событие …
    • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1496 - ок. 1534), последний вел. князь рязанский (с 1500, фактически с 1516). В 1520 посажен Василием III …
    • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИВ́АН АСЕНЬ II, болг. царь в 1218-41. Разбил армию эпирского деспота при Клокотнице (1230). Значительно расширил терр. Второго Болг. царства, …
    • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИВ́АН АЛЕКСАНДР, болг. царь в 1331-71, из династии Шишмановичей. При нём Второе Болг. царство распалось на 3 части (Добруджа, Видинское …
    • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИВ́АН VI (1740-64), рос. император (1740-41), правнук Ивана V, сын герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. За младенца правили Э.И. Бирон, затем …
    • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИВ́АН V (1666-96), рус. царь с 1682, сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и не способный к гос. деятельности, провозглашён царём …
    • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИВ́АН IV Грозный (1530-84), вел. князь московский и "всея Руси" с 1533, первый рус. царь с 1547, из династии Рюриковичей. …
    • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИВ́АН III (1440-1505), вел. князь владимирский и московский с 1462, "государь всея Руси" с 1478. Сын Василия II. Женат на …
    • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИВ́АН II Красный (1326-59), вел. князь владимирский и московский с 1354. Сын Ивана I Калиты, брат Семёна Гордого. В 1340-53 …
    • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИВ́АН I Калита (до 1296-1340), вел. князь московский с 1325, вел. князь владимирский в 1328-31 и с 1332. Сын Даниила …
    • ИВАН
      Царь, меняющий профессию в …
    • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Бой-френд …
    • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Дурак, а в сказках его все на принцессах …
    • ИВАН в словаре Синонимов русского языка:
      имя, …
    • ИВАН в Словаре русского языка Лопатина:
      Ив`ан, -а (имя; о русском человеке; Ив`аны, не п`омнящие …
    • ИВАН
      Иван, (Иванович, …
    • ИВАН в Полном орфографическом словаре русского языка:
      Иван, -а (имя; о русском человеке; Иваны, не помнящий …
    • ИВАН в Словаре Даля:
      самое обиходное у нас имя (Иванов, что грибов поганых, переиначенное из Иоанна (коих в году 62), по всей азиатской и …
    • ХРУЦКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      Иван Трофимович (1810-85) , российский живописец. Натюрморты Хруцкого отличает иллюзорное изображение предметного мира («Цветы и плоды», …
    • ИВАН
    • ИВАН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
      Купала и Иван Купало (И и К прописные), Ивана Купалы (Купала), мн. нет, м. У православных - праздник 24 июня …
    • ТРОФИМОВ ВАСИЛИЙ ТРОФИМОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Трофимов Василий Трофимович (XX в.), псаломщик. Проживал в селе Авдулово Коломенского уезда. 27 августа …
    • ЧУДНОВСКИЙ ЮРИЙ ТРОФИМОВИЧ
      Чудновский (Юрий Трофимович, 1843 - 1896) - терапевт и диагност, сын священника; окончил курс в санкт-петербургской медико-хирургической академии в 1866 …
    • ТИХОРСКИЙ ФОМА ТРОФИМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Тихорский Фома Трофимович (1713 - 1814) - медик, член Санкт-Петербургской Академии Наук и медико-хирургической академии; сын казака, обучался сперва в …
    • ТАРАСОВ ИВАН ТРОФИМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Тарасов (Иван Трофимович, родился в 1849 году) - юрист и общественный деятель; окончил курс юридических наук в Киевском университете. Первыми …
    • НАРЕЖНЫЙ ВАСИЛИЙ ТРОФИМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Нарежный Василий Трофимович - русский писатель (1780 - 1826), родоначальник реалистической школы, предшественник Гоголя. Происходил из мелкой шляхты Миргородской …
    • КОСТЫРЬ НИКОЛАЙ ТРОФИМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Костырь, Николай Трофимович - филолог (1818 - 1853). Окончил курс на философском факультете Киевского университета, где читал затем историю древней …
    • КОРЕНЕВ ИОАННИКИЙ ТРОФИМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Коренев, Иоанникий Трофимович - русский музыкальный теоретик XVII века, дьякон в Москве, сторонник партесного пения и пятилинейной нотной системы. Ему …
    • КОЗЕЛЬСКИЙ МИТРОФАН ТРОФИМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Козельский Митрофан Трофимович - артист, см. Иванов-Козельский …
    • КАЧЕНОВСКИЙ МИХАИЛ ТРОФИМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Каченовский (Михаил Трофимович) - журналист и профессор, родился 1 ноября 1775 г. в Харькове. Отец его, Трофим Демьянович Качони, был …
    • ИСАИЯ ТРОФИМОВИЧ КОЗЛОВСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии:
      Исаия (Трофимович Козловский) - современник и сотрудник Петра Могилы, учился в Западной Европе, вызван был Петром Могилой в наставники …
    • ИЕВЛЕВ ВАСИЛИЙ ТРОФИМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Иевлев (Василий Трофимович) - капитан артиллерии, переводчик трагедий Вольтера: "Брут" (М., 1783) и "Смерть Цесарева" (М., 1777; 2-е изд., …
    • ИВАНОВ АЛЕКСАНДР ТРОФИМОВИЧ (ТРОФИМОВ) в Краткой биографической энциклопедии:
      Иванов (Трофимов), Александр Трофимович - драматический писатель и артист Императорских театров (1844 - 1888), где и обнаружил свой тонкий юмор; …

    Деревня Середка — родина сказителя Ивана Трофимовича Рябинина. Эта деревня, как и Гарницы, расположена на Большом Клименецком острове. Здесь родился и провел годы молодости второй представитель рябининской эпической традиции — Иван Трофимович Рябинин (1844-1908 гг.). До 1878 года И. Т. Рябинин жил в деревне Середка в доме отца; после женитьбы переселился в деревню Гарницы Сенногубского погоста.

    Широкую известность И. Т. Рябинину принесли многочисленные выступления с пением былин в России и за рубежом.

    Первая поездка сказителя для ознакомления соотечественников с памятниками древнерусской словесности состоялась в январе 1893 года. В Петербурге слушателями заонежского певца были члены Русского географического общества, преподаватели и студенты университета и средних учебных заведений.
    И. Е. Репин, присутствовавший на одном из выступлений сказителя, запечатлел И. Т. Рябинина в момент пения былины.

    Годом позже с исполнительским мастерством Рябинина-младшего познакомились и москвичи. «…Его задушевный, несколько сдавленный, но мягкий и высокий тенорок раздавался в зале, сразу очаровывая слушателей оригинальностью и красотой напева, — писал в те дни один из современников,- Некрасивые, неподвижные черты его исхудалого лица приобретали новое выражение — необыкновенной важности, почти суровости… По окончании каждой былины восторгам и аплодисментам не было конца, но Рябинин относился к ним, наружно по крайней мере, довольно равнодушно» .

    Живой отклик общественности на состоявшиеся выступления нашел отражение в печати. О крестьянине из Кижей писали «Живая старина», «Странник», «Русская мысль», «Русское обозрение» и другие журналы.
    «В самом исполнении,- отмечал журнал «Русское обозрение»,- Иван Трофимович, несмотря на вполне естественную необработанность, очень музыкален. Он замечательно верно держит раз взятый ритм и тон, и как длинна ни была исполняемая вещь, он не погрешит ни против того, ни против другого. Первую половину каждой былины Иван Трофимович поет, вторую же -«сказывает»… Язык Рябинина очень правильный, чисто русский» .

    В том же 1894 году композитор А. С. Аренский записал напевы былин И. Т. Рябинина и впоследствии создал на их основе фортепианный концерт «Фантазии на темы былин Рябинина».

    По решению Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Иван Трофимович Рябинин «как лучший сказитель нашего времени» был удостоен бронзовой медали для ношения на груди.

    Круг фольклорных произведений И. Т. Рябинина был несколько меньше репертуара отца и ограничивался семнадцатью сюжетами, однако и этот материал позволял и позволяет видеть в лице Ивана Трофимовича одного из лучших хранителей русской эпической поэзии конца XIX — начала XX веков.

    Узнав о значительном фольклорном репертуаре и мастерской манере исполнения Ивана Трофимовича, Л. Н. Толстой заметил, что «такой певец, как Рябинин, смело может быть назван феноменом не только для России, но для всей Европы». Слова писателя стали пророческими.

    В 1902 году, после успешных выступлений в Петербурге, Киеве и Одессе, И. Т. Рябинин отправился за границу. Неизменный успех сопутствовал ему в Константинополе и Филипполе, в Софии и Нише, Белграде и Вене, Праге и Варшаве. В Софии в аудиториях, где пел сказитель, собиралось до семисот человек, в Нише — до тысячи, «огромное количество слушателей» привлек он в Варшаве. Из Варшавы И. Т. Рябинин направился в Петербург, а оттуда, миновав Петрозаводск, в Гарницы.

    Иван Трофимович умер в деревне Гарницы и был похоронен на старом кладбище села Сенная Губа.
    После Ивана Трофимовича семейную эпическую традицию поддержал сначала его пасынок — Иван Герасимович Рябинин-Андреев, а затем, уже в четвертом поколении, сын Ивана Герасимовича, Петр Иванович.

    В родной деревне И. Т. Рябинина давно уже нет дома, в котором он родился и жил. И все же само место, где прошли его детство и юность, где была унаследована от отца тяга к устному поэтьческому творчеству, где родилось, чтобы озарить всю жизнь, уважение к лучшим творениям минувших столетий, место это, без сомнения, заслуживает внимания и почитания.

    …О том, как мог выглядеть дом Рябининых, напоминает ныне прекрасный образец народного зодчества Заонежья — дом крестьянина Елизарова, перевезенный в Кижи отсюда, из деревни Середка.

    Наследником поэтического таланта знаменитого кижского сказителя Трофима Григорьевича Рябинина стал его младший сын Иван.

    Деревня Середка - родина сказителя Ивана Трофимовича Рябинина. Эта деревня, как и Гарницы, расположена на Большом Клименецком острове. Здесь родился и провел годы молодости второй представитель рябининской эпической традиции - Иван Трофимович Рябинин.

    Всего у Трофима Григорьевича Рябинина родилось 14 детей. В живых осталось только семь человек. Последним 17 сентября (по ст.ст.) 1845 года родился сын Иван.

    В те годы Т.Г. Рябинин считается исправным домохозяином, хотя и не из самых зажиточных. Он вырастил четырех сыновей. Двое из них, взятые в солдаты, умерли на службе. Двое других, Гаврила и Иван, жили при отце. В родительском доме за общей работой в долгие зимние вечера они приобщаются к сказительскому искусству - «ста́ринки тянуть», особенно младший Иван. «Какой мальга мой Ванька, а и тот уже научился от меня петь, хоть еще и не вполне. Как едет по деревне, запоет про ратая - по деревне стон стоит» - как-то обмолвился Трофим Григорьевич в разговоре с П.Н. Рыбниковым.

    Гаврилой отец не был доволен. Не случайно в репертуар сказителя вошла и прочно в нем удерживалась новеллистическая былина «Горе», повествующая о пьянице, загубившем свою молодую жизнь. Т.Г. Рябинин был человеком серьезным, придерживался строгих нравственных правил. Поэтому он отделяет Гаврилу от семейства, и тот ведет хозяйство самостоятельно. Трофим Григорьевич исключил его из семьи столь же решительно, как Алешу Поповича из числа воспеваемых им богатырей. Осудив гульливого, нарушившего долг побратимства Алешу в былине о Добрыне и Василии Казимировиче, он раз и навсегда отказывается от его положительного образа.



    Младший же, Иван, продолжает жить с отцом. Обзаведясь семьей, он остается в родительском доме. И это согласие между ними понятно. Ведь Иван, как и отец, вина не пьет, табаку не курит, истово соблюдает пост, во время которого питается одной капустой да квасом. Он счастливый семьянин, неутомимый работник, человек умильной простоты и душевной уравновешенности. Так отзовется о нем позднее, уже в 90-е годы, Е.А. Ляцкий.

    Наверно, Иван так и жил бы под отцовским крылом, под кровом родительского дома, не случись беда. Через семь лет супружеской жизни умирает у Ивана жена.

    Впервые Иван женился в 1872 году на Анне Елизаровне Круговой из деревни Гивеснаволок, расположенной на том же Клименецком острове. В семье Ивана Трофимовича родилось пять дочерей, которые умерли, не дожив и до трех лет. В 1879 году во время родов умирает его жена, а несколько месяцев спустя, в том же году Иван Трофимович женится вторично на вдове Герасима Яковлевича Андреева, внука Игнатия Андреева, которого Трофим Григорьевич Рябинин называл своим учителем.

    Иван Трофимович переселяется в дом жены в деревне Гарницы. Так Рябинин-сын возвращается в родовое гнездо, которое в молодости покинул его отец. К этому времени Иван становится наследником поэтического таланта Т.Г. Рябинина, успев перенять основную часть его репертуара - 15 былин. Будучи ревностным старообрядцем, младший Рябинин пел также духовные стихи.

    Иван Трофимович был первоклассным исполнителем былин. Сопоставление текстов от него и от отца показало, что и он, и последующие Рябинины с большой бережностью относились к восприятию текста. Былины их тоже варьировались, но менее значительно. Усвоенные Иваном Трофимовичем эпические песни в большинстве своем почти дословно повторяли тексты отца и бережно сохраняли традицию, восходящую ко второй половине XVIII столетия. «На то она и старина, что как старики певали, так и нам петь надо. Сам знаешь - не нами сложена, не нами кончится», - говорил Иван Трофимович.

    В 90-е годы XIX и в начале XX века слава Рябининых вновь возродилась благодаря поездкам Ивана Трофимовича по России и Европе. Новая волна интереса к народному эпическому наследию не была случайной. В эти годы шло формирование чрезвычайно авторитетной в русской фольклористике «исторической школы», в центре научных интересов были былины. В музыкальной жизни Москвы и Петербурга конца XIX века то и дело происходили примечательные события, к которым было причастно Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Зимой 1894 года столицу «познакомил с характером своего пения» сказитель Иван Трофимович Рябинин. Выглядевший в свои пятьдесят лет значительно моложе, без признаков седины в русых волосах и бороде, «небольшого роста, одетый в поддевку старинного покроя, с тихой вдумчивой речью и неторопливыми движениями», он производил «впечатление спокойного и рассудительного человека». В «Этнографическом обозрении» Е.А. Ляцкий пишет о Иване Трофимовиче: «Принадлежа к приверженцам «старой веры», Иван Трофимович ревниво оберегает ее догматы: он вина не пьет, не курит, строго блюдет все посты, во время которых питается только капустой да квасом, и является в дом, куда его приглашают петь, не иначе, как со своим стаканом в кармане… Столица ни в чем не изменила ни вкусов, ни привычек Рябинина. У себя «на фатере» (в номерах на углу Воздвиженки и Моховой) он все свое свободное время посвящал своему деревенскому делу - вязанию сетей, для чего предусмотрительно были захвачены им и нужные снасти, «палицы» и «клещевицы».

    Обстановка концертов И.Т. Рябинина была на редкость простой: «На середину залы выдвигалась обыкновенная кафедра, ставился стол и стул, на столе возвышался графин с квасом, вокруг размещались преподаватели, их семьи, родители и родственники воспитанников, воспользовавших случаем, затем живописная группа самих учащихся… Еще несколько мгновений - воцарилась мертвая тишина и … задушевный, несколько сдавленный, но мягкий и высокий тенорок раздавался а зале, сразу очаровывая слушателей оригинальностью и красотой напева», так передает свои впечатления от московских выступлений сказителя Е.А. Ляцкий.

    Пел сказитель большей частью одни и те же былины: про Вольгу и Микулу, Илью Муромца и Соловья-разбойника, Добрыню и духовные стихи на Распятие и на Воскресенье. По окончании каждой былины восторгам и аплодисментам не было конца, но Рябинин относился к ним, наружно по крайней мере, равнодушно.

    Как рассказывает Е.А. Ляцкий, И.Т. Рябинин с большим неудовольствием относился к предложениям выпустить что-либо при пении былины или не петь всю былину целиком, а только начало каждой. Такое обращение с текстом былины для него было кощунственным. «Как же так? - недоумевал он. - Мне так петь, к примеру сказать, совсем необычно… Как же это будет? Спою я вам начало былинки, как вы и скажете - остановиться, а может лучшие слова как раз у конца сказываются!.. Одно баловство!»

    На деньги от выступлений в 1894 году И.Т. Рябинин построил знаменитый дом в Гарницах, к сожалению, разрушенный после Великой Отечественной войны. Ныне его место обозначено крестом.

    Особенно большую и продолжительную поездку совершил И.Т. Рябинин в 1902 году. Она заняла три месяца. Певец выступал почти ежедневно, а в иные дни и по два-три раза. Поездка началась в Мраморном зале Зимнего дворца в присутствии царской фамилии. Он был награжден «Золотой медалью для ношения на шее» и золотыми часами с гербом. После выступлений в лучших салонах и ученых собраниях Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, его мастерством наслаждались в европейских столицах - Софии, Белграде, Вене, Праге, Варшаве. Благодаря учителю Петрозаводской гимназии П.Г. Винокурову, Иван Трофимович объездил пол-Европы, и русская эпическая поэзия получила широкое общественное признание далеко за пределами Отечества. Русский эпос понимался учеными и общественностью славянских стран как органический составной элемент великого наследия не только старорусской, но и общеславянской культуры.

    Из всего обширного репертуара былинного сказителя до нас дошли в записях лишь шесть текстов былин, исторические песни и духовные стихи. Были опубликованы четыре музыкальных текста, представляющие образцы двух былинных напевов и один напев духовного стиха.

    Умер Иван Трофимович в январе 1910 года и по «приверженности к расколу» был похоронен гарницкими мужиками без отпевания рядом с сенногубской Никольской церковью.

    На погосте Сенной Губы на месте, где похоронен И.Т. Рябинин, поставлен памятник с надписью: «Известному сказителю Ивану Трофимовичу Рябинину (1845–1910)».

    Материал подготовлен Людмилой Афониной

    Для справки:

    ЛЯЦКИЙ Евгений Александрович (3(15).8.1868, Минск - 7.7.1942, Прага) - литературовед, этнограф, литературный критик, публицист, прозаик, поэт. В 1889 окончил Минскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета; был учеником В. Ф. Миллера. С 16 лет ездил в фольклорные экспедиции по Белоруссии. В студенческие годы выступал с докладами в этнографическом отделении Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАиЭ) при Московском университете; в журнале «Этнографическое обозрение» опубликовал ряд статей, рецензий и библиографических обзоров.

    October 5th, 2015

    "С конца 60-х и до 90-х в области существовал мощный конгломерат секций альпинизма. Имена самарских и тольяттинских спортсменов гремели на всю страну. Да и во всей стране была развита система альподготовки. Цены на путёвки в спортивные лагеря Кавказа, Приэльбрусья, Урала были символические. Перед ребятами, которые занимались в секциях, открывалась возможность побывать на многих вершинах страны. Сейчас альпинизм превратился в бизнес. Правила восхождения не соблюдаются даже инструкторами. Чего уж говорить о туристах, которые идут в горы как на прогулку. А за весь альпинизм в стране сейчас фактически отвечает один человек на ставке госслужащего...Все остальные - общественники. Но в Самаре сейчас идет возрождение традиций альпинизма.." (из интервью И.Т.Душарина)

    Иван Трофимович Душарин - альпинист, тренер. Мастер спорта СССР (1982), Мастер спорта России международного класса (1992), «Снежный барс», инструктор-методист 1-й категории (1980). Вице-президент Федерации альпинизма России, председатель учебно-методической комиссии Федерации альпинизма России. Неоднократный призёр чемпионатов и первенств по альпинизму. Совершил около 300 восхождений на вершины в различных горных регионах страны и мира. В том числе на 4 вершины выше 8000 м: Эверест (8848 м)- трижды, К2 (Чогори) (8611 м), Нангапарбат (8125 м), Чо-Ойю (8201 м), а также 27 восхождений на вершины выше 7000 м.

    Иван Трофимович родился 1 ноября 1947 года в городе Похвистнево Куйбышевской области в многодетной семье.

    1955-1963 обучение в восьмилетней школы № 3 г. Похвистнево.
    1963-1967 обучение в Куйбышевском машиностроительном техникуме, который закончил в декабре 1967 года.

    Спортивную карьеру начал с 1964 года с секции альпинизма. Первое его восхождение состоялось в 1964 году на пик Адыгене (4510 метров, Тянь-Шань).

    С 2007 г. Иван Трофимович- старший тренер центральной школы инструкторов Федерации альпинизма России. С 2007 года возглавляет Межведомственную рабочую группу по вопросам горной подготовки военнослужащих и сотрудников спецподразделений. За два года под его руководством проведен ряд масштабных учебно-тренировочных сборов в горах и подготовлено более 80 инструкторов по горной подготовке.

    Иван Трофимович Душарин- автор книги «По струне через бездну» (М.: Внешторгиздат, 2007) и книги "Через горы к себе" (фотоальбом). Номинант на получение золотого ледоруба (PIOLET D’OR) в 1998 году за первопроход (директиссима) по северной стене Чангабенг, 6864 м, Индия.
    Награды и медали:
    - Орден Дружбы народов
    - Серебряная медаль ВДНХ
    - грамоты, дипломы и медали Чемпионатов и Первенств по альпинизму.
    24 апреля 2008 Приказом Министра обороны Российской Федерации награждён государственной наградой - медалью «ЗА УКРЕПЛЕНИЕ БОЕВОГО СОДРУЖЕСТВА».

    Женат, имеет двоих сыновей и внука.

    Автограф-сессия, Тольятти, 2014

    Иван Душарин на презентации своей новой книги ()

    Альпинист Душарин совершил свыше 300 восхождений, покорил 18 вершин – семитысячников. Первое его восхождение состоялось в 1964 году на пик Адыгене (4510 метров, Тянь-Шань). Покорил в 1978 году пик Коммунизма (7495 метров, Памир, Советско-Американская экспедиция), в 1983 году пик Корженевской (7150 метров), в 1991 году пик Анкогуа (Патагония, Аргентина), в 1992 году Эверест (8848 метров, Гималаи, Непал), в 1995 году Монблан (4810 метров, Франция), в 1996 году К-2 (8611 метров, Чогори, Китай), в 1997 году пик Нанга-Парбат (8125 метров, Пакистан), в 1998 году пик Чанга-Берг (6864 метра, Индия).

    Хронология восхождений:
    - 1979 год. Восхождение на пик Далар и Пик Ак-Кая (первопрохождение)- 4 место в чемпионате СССР в очном скальном классе.
    - 1980 год. Восхождение на пик Джигит по северной стене (маршрут Слёсова)- 1 место в чемпионате ЦС ДСО «Труд». Первопрохождение пика Огуз-Баши по северной стене- 6 место в чемпионате СССР в техническом классе.
    - 1981 год. Восхождение на пик Южная Караганда по западной стене - 2 место в чемпионате ЦС ДСО «Труд».
    - 1982 год. Альплагерь «Дугоба». Восхождение на пик Конструкторов (первопрохождение) по центру южной стены. Пик Ленинградец по центру северно-восточной стены (первопрохождение) - 1 место в чемпионате ЦС ДСО «Труд». Пик ХХII Олимпиады (первопрохождение) по правой части центра восточной стены. Пик Узбекистан по северной стене. Пик Сагу по «перьям». По баллам, набранным за сложнейшие восхождения и призовые места в чемпионатах ЦС, выполнил нормы мастера спорта СССР И.Душарин.
    - 1983 год. Международный альплагерь «Памир-83». Восхождение на семитысячник пик Корженевской по южной стене (маршрут Добровольского). Восхождение на пик Ленина (через Раздельную).
    - 1984 год. Восхождение на пик Уил-Пата. Международный альплагерь «Памир-84», пик Е.Корженевской. На пики Хохлова и Коммунизма по северо-западному контрфорсу восточного гребня (через пик Хохлова).
    - 1985 год. Восхождение на пик Бокс. Пик Литва по 4-му бастиону юго-западной стены.
    - 1986 год. В международном альплагере «Памир-86» восхождения на пик Корженевской, на пик Клары Цеткин по западной стене.
    - 1987 год. На пик Ленина через скалы Липкина. Траверс пиков Хохлова и Коммунизма через БПП и пик Хохлова. На пик Корженевской по южному ребру.
    - 1988 год. Восхождение на пик Хан-Тенгри по юго-западному склону.
    - 1989 год. В международном альплагере «Памир-89» восхождения на пик Корженевской по южному ребру, на пик Ленина (через Раздельную). На Тянь-Шане восхождение на семитысячник пик Победы с перевала Дикий через вершину Важа Пшавела.
    - 1990 год. Экспедиция альпклуба «Вертикаль» на Южный Иныльчек. На пик Евгении Корженевской с ледника Москвина (по маршруту Романова). На пики Хохлова и Коммунизма по северному склону с ледника Вальтера.
    - 26.01.1991. Вершина Аконкагуа (Аргентина), 6959 м.
    - 10.02.1991. Фиц-рой (Аргентина, Патагония), 3750 м (американский маршрут). Пик Блюхера по северной стене северного гребня в Караколе. Хан-Тенгри по юго-западному склону.
    - 12.05.1992. Восхождение на вершину Эверест через Южное седло.
    - 1993 год. Автопробег на автомобилях ВАЗ (Нива) по маршруту Тольятти - пик Ленина - Тольятти (10000 км), в том числе более 1000 км по горным дорогам.
    - 1994 год. Международный альплагерь «Навруз» (Памир). Пик Корженевской по юго-западному гребню. Пики Хохлова и Коммунизма по северному контрфорсу с ледника Вальтера (маршрут Беззубкина)- 1 место в чемпионате СНГ в высотном классе. Пики Хохлова и Коммунизма через БПП. Пик Корженевской.
    - 1995 год. 21 мая Мак-Кинли (США, Аляска), 6194 м, классический путь. Монблан де Текюль (Франция, Альпы, Шамони). Монблан (Франция), 4810 м. Пти-Дрю (Франция, Шамони).
    - 1996 год. Экспедиция в Каракорум. Восхождение на К-2 (Чогори), 8611 м, по северному ребру с территории Китая.
    - 1997 год. Международная экспедиция в Пакистан (Гималаи). Восхождение на Нангапарбат, 8125 м, по Диамирской стене- 1 место в чемпионате СНГ в высотном классе восхождений.
    - 1998 год. Международная экспедиция в Индийские Гималаи. Восхождение на вершину Чангабенг, 6864 м, по центру северной стены (первопрохождение)- 2 место в чемпионате России в высотно-техническом классе восхождений.
    - 2000 год. Пик Диор (Пакистан, Гиндукуш), 5499 м, по северной стене (первовосхождение).
    - 2002 год. Вершина Чо-Ойю (Китай, Тибет), 8201 м, по северному склону.
    - 2003 год. Пакистан, Каракорум. Первовосхождение на безымянный пик, 6850 м, в районе ледника Хиспар.
    - 2005 год. Китай, Тибет. Вершина Эверест с Северного седла.
    - 2006 год. Китай, Кунь-Лунь. Вершина Кокодак, 7210 м (первовосхождение).
    - 2007 год. Пакистан, Каракорум_(горная_система). Экспедиция на (К-1) Машербрум, 7821 м. Достигнута высота 6800 м.
    - 2008 год. Франция, Альпы, Шамони, Восхождение на Монблан, 4810 м.
    - 2010 год. Пакистан, Каракорум_(горная_система). Экспедиция на Канжут Шар, 7826 м. Достигнута высота 7450 м.
    - 2012 год. Китай, Тибет. Вершина Эверест (см.видео).

    Иван Трофимович Душарин. Отрывок из дневника . Эверест:
    "Первые шаги крутого подъема даются очень тяжело. Пытаюсь не отставать от идущего впереди Абрамова, но мне это не удается. Спрашиваю шерпу Пассанга:
    - Оксиджен о кей? Фор литер?
    Он подтверждает, что все ОК. Для личной проверки нужно снимать рюкзак, а это трата времени. А за мной остальные участники восхождения. Терплю. Дышу, как паровоз, во всю мощь легких. Но разрыв между первой двойкой и мной не сокращается.

    В таком режиме я до горы не дотяну, мелькнуло в голове. Какой же я дохлый! Или это болезнь, антибиотики так ослабили организм?

    Наконец, первый короткий отдых. Люда впереди. Подхожу к ним. С трудом отдышался.

    Люда, посмотри, что у меня с подачей кислорода? Все нормально? Что-то мне очень тяжело идется. Я за вами не успеваю, обращаюсь я к капитану нашей команды.

    Иван Трофимович, у вас подача кислорода стоит на 2 литра, а при восхождении нужно четыре литра в минуту. Кто вам так отрегулировал?

    Пассанг. Хотя, я ему не только говорил фор, то есть четыре, но и на пальцах показал.

    Ну вот, я вам все выставила, как надо.

    Спасибо, ты умница!

    Движение началось, я уже свободно держал нужный темп и не задыхался так сильно, и мог даже о чем-то подумать, оценить: И что же это мы делаем? Что же это такое восхождение на Эверест?".