• Как написать отчет по практике самостоятельно. Современные проблемы науки и образования

    Критерии оценки прохождения практики и защиты отчетов

    По результатам усвоения программы практики обучающиеся представляют на выпускающую кафедру отчет, дневник и отзыв на студента-практиканта от руководителя базы практики.

    По окончании практики студент защищает дневник, отчет (согласно «Положению о практике студентов» от 01.09.11) с дифференцированной оценкой в присутствии комиссии, назначаемой деканом факультета. Комиссия по защите дневников-отчетов должна состоять не менее чем из двух членов. В зависимости от места защиты дневника-отчета в ее состав входят: руководитель практики от кафедры, руководитель практики от базы практики, преподаватель. Руководитель практики от кафедры входит в состав комиссии и при защите отчетов на предприятии. Защита дневников-отчетов проводится на предприятии (группа 3-5 студентов) или на кафедре (если группа размещена по разным объектам практики). На базах практики защита должна проводиться в последний день практики. В институте председателем комиссии по защите дневников-отчетов по практике является заведующий выпускающей кафедры.

    При оценке итогов работы студента на практике учитываются содержание и правильность оформления студентом дневника и отчета по практике, отзывы руководителей практики от организации – места прохождения практики и кафедры, качество ответов на вопросы в ходе защиты отчета.

    Зарегистрированные и защищенные дневники, отчеты хранятся на кафедре в течение трех лет в соответствии с номенклатурой дел.

    Аттестация обучающегося по итогам прохождения учебной практики проводится только после сдачи документов по практике на кафедру и фактической защиты отчета.

    Зачет (с оценкой) по результатам практики принимает комиссия, назначенная заведующим кафедрой и состоящая из преподавателей-руководителей практики. Защита отчета по практике, как правило, представляет собой краткий, 8-10-минутный доклад студента и его ответы на вопросы членов комиссии.

    После защиты отчета руководитель практики от кафедры дает свое заключение о заполнении дневника, отчета, выполнении программы практики и ставит по итогам дифференцированную оценку по пятибалльной шкале (5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно», 2 «неудовлетворительно»). Оценка одновременно проставляется в ведомость, зачетную книжку студента и Формуляр отчета.

    Учебная практика – это вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по избранной образовательной программе, подготовку к будущей профессиональной деятельности.



    Учебная практика студентов осуществляется в следующих формах:

    Работа с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранным профилем направления «Экономика» (составление программы и плана эмпирического исследования, постановка и формулировка задач эмпирического исследования, определение объекта эмпирического исследования, выбор методики эмпирического исследования, изучение методов сбора и анализа эмпирических данных);

    Освоение методик наблюдения, эксперимента и моделирования;

    Подготовка аргументации для проведения научной дискуссии, в том числе публичной;

    Изучение справочно-библиографических систем, способов поиска информации;

    Приобретение навыков работы с библиографическими справочниками, составления научно-библиографических списков, использования библиографического описания в научных работах;

    Работа с электронными базами данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов;

    Основные задачи практики:

    Получение представления о современном уровне функционирования финансово-экономической системы РФ и направлениях их развития;

    Знакомство с ролью экономиста в системе управления финансовыми потоками государства;

    Ознакомление с государственными требованиями к содержанию и уровню профессиональной подготовленности экономиста по данной специальности;

    Знакомство с основами библиографии и библиотековедении, библиотечными информационными системами.

    Содержание практики: изучение государственных требований к содержанию и уровню профессиональной подготовленности экономиста по направления «Экономика» в современных условиях; выполнение индивидуального задания: составление библиографического обзора десяти источников статей, периодических изданий по выбранной теме (автор, название статьи, номер журнала или монография, год издания и краткая аннотация);

    По завершению учебной практики студент представляет преподавателю – руководителю практики дневник прохождения практики, и отчет, в котором проставлены результаты проведения занятий и индивидуальной работы

    Темы для проведения исследований:

    1.Развитие потребительского кредита в РФ.

    2.Развитие лизинга в РФ.

    3.Финансирование жилищного строительства (ипотека и другие формы).

    4.Реформирование ЖКХ.

    5.Реформирование пенсионной системы РФ.

    6.Инвестиции в реальный сектор экономики (кредиты, выпуск корпоративных ценных бумаг).

    7.Финансирование образования, здравоохранения и т.д.

    8.Функционирование финансово-промышленных групп в России.

    9.Налогообложение РФ и реформирование налоговой системы.

    10. Бюджетная система РФ и проблемы её развития.

    11. Развитие потребительского рынка в РФ.

    12. Сбытовая деятельность предприятий.

    13. Управление персоналом на предприятии.

    14. Налогообложение предприятий.

    15. Ценовая политика и тактика на предприятиях.

    Необходимо выбрать одну из понравившихся тем и сделать библиографический обзор 10 статей на выбранную тему.

    Обзор выполняется следующим образом:

    Поиск статей по своей теме в журналах за последние 3 года (Вопросы экономики, Финансы, Финансы и кредит, Деньги и кредит, Российский экономический журнал, ЭКО, Эксперт, Эксперт Урала и др.).

    1

    В статье анализируются условия организации и проведения учебной практики как составной части программы высшего образования и формы учебного процесса на первом или втором курсе вуза. Она заключается в практической подготовке будущего специалиста и закрепляет полученные теоретические знания. Прохождение учебной практики организуется вузом по утвержденной программе, которая определяет конкретные цели и задачи практики. Осуществляется практика на основе договора между вузом и сторонней организацией. Порядок проведения учебной практики разрабатывается кафедрой вуза в строгом соответствии с требованиями ФГОС. Её сроки устанавливаются согласно учебному плану и графику учебного процесса. Цель учебной практики – приобретение первичного профессионального опыта. В отличие от производственной практики, учебная практика предполагает не самостоятельную работу, а ознакомление с будущей профессией и получение первых навыков исследовательской деятельности. Учебная практика делится на три вида: ознакомительная (в основном, это раз-личные экскурсии по предприятиям вашей будущей профессии); предметно-методическая (сюда могут входить лекции и беседы); практика по приобретению начальных профессиональных умений – например, учебная практика в детском саду или в школе.

    самостоятельная работа

    руководитель практики

    виды практики

    базовые дисциплины

    геоэкология

    студенты технического вуза

    учебная практика

    образовательная программа

    1. Вельш А.В., Ростовцева В. М. Система работы с молодыми учёными в национальных исследовательских университетах России // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. –– 2012. –– Т. 14. –– №. 2 (5). –– C. 1128-1133.

    2. Глухий Я. А. , Качалов Я. Н. , Качалова О. И. Становление и развитие педагогики как науки // Вестник Томского государственного педагогического университета. –– 2013. –– №. 9(137). –– C. 13-17.

    3. Жиркова З.С. Педагогическая практика студентов – подготовка к основным видам профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. –– 2012. –– № 6 (2). –– С. 360-364.

    4. Комплексная геолого-съемочная практика: Учеб. пособие для вузов / А.А. Бакиров, Э.А. Бакиров, М.В. Бордовская и др. –– 20-е изд., перераб. и доп. –– М.: Недра, 1989. –– 215 с.: ил.

    5. Соболева Н.П. Летняя геоэкологическая учебная практика как средство развития у студентов навыков самостоятельной работы // Сборник материалов вузовской научно-методической конференции «Совершенствование содержания и технологии учебного процесса» (12–13 февраля 2010 г.) –– Томск: Изд-во ТПУ, 2010. –– С. 56-57.

    6. Стандарт предприятия СТО ТПУ 2.3.04-2008 «Система образовательных стандартов. Практики учебные и производственные. Общие требования к организации и проведению».

    Учебная практика, как известно, являясь в высшем профессиональном образовании составной частью его основной образовательной программы, имеет одной из своих задач закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения в вузе. Ее можно характеризовать как сферу учебной деятельности, позволяющей студентам реализовать приобретенные знания, умения и навыки, демонстрировать уровень усвоения содержания образовательной программы, «попробовать» себя в ситуациях, реально соотносимых с их будущей профессиональной деятельностью.

    В процессе подготовки и проведения практики важную роль выполняют все её участники: и субъекты образования, и специалисты соответствующей отрасли. Субъектами образования принято считать студентов и профессорско-преподавательский состав . Применительно к условиям учебной практики это будут, соответственно, студенты и преподаватели-организаторы практики. Руководитель практики, назначаемый кафедрой, играет, безусловно, большую роль. Вместе с тем большой вклад в успешность учебной практики вносят представители организации, участвующие в ее проведении, поскольку от того, как будет организован прием на месте, также зависит качество прохождения практики студентами. Порядок проведения учебной практики разрабатывается кафедрой вуза в строгом соответствии с требованиями ФГОС. Её сроки устанавливаются согласно учебному плану и графику учебного процесса. Прохождение учебной практики организуется вузом по утвержденной программе, которая определяет конкретные цели и задачи практики. Осуществляется практика на основе договора между вузом и сторонней организацией.

    Цель учебной практики - приобретение первичного профессионального опыта. Реализация этой цели предусматривает: общее знакомство с деятельностью предприятия, его структурой, системой управления и организационно-правовой формой; изучение функций подразделений предприятия; изучение нормативно-правовых документов, касающихся вопросов управления, и законодательных актов, которые регулируют деятельность предприятия; практическое знакомство с вашей специальностью и её особенностями; сбор материалов для написания курсовых работ. В отличие от производственной практики, учебная практика предполагает не самостоятельную работу, а ознакомление с будущей профессией и получение первых навыков исследовательской деятельности.

    Учебная практика представлена тремя видами:

    1) ознакомительной, представленной главным образом различными экскурсиями по предприятиям вашей будущей профессии;

    2) предметно-методической, в которую могут входить лекции и беседы;

    3) практикой по приобретению начальных профессиональных умений - например, учебная практика в детском саду или в школе.

    Цель исследования

    Целью исследования выступает определение условий организации и проведения учебной практики студентов технического вуза.

    Материал и методы исследования

    В качестве материала исследования привлекались результаты учебной практики студентов первого и второго курсов, обучающихся по направлениям «Науки о земле» и «Геоэкология» в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (НИ ТПУ).

    Результаты исследования

    Среди всех видов практики студентов, обучающихся по специальностям, относящимся к направлению «Науки о земле», особое место занимают полевые практики, при прохождении которых студенты имеют возможность в полной мере погрузиться в свою будущую профессию. Такой вид практики, в частности, включен в образовательную программу специальности «Геоэкология», обучение которой проводится в стенах НИ ТПУ на кафедре геоэкологии и геохимии. В учебной программе по этой специальности содержание лекций по соответствующим дисциплинам обязательно включает вопросы воздействия предприятий региона на окружающую среду. Технические знания, которые получают студенты на этих лекциях и углубляют во время выполнения лабораторных работ, в последующем планомерно должны закрепляться в процессе учебных полевых практик, как это предписано государственным образовательным стандартом .

    С этой целью в учебном плане предусмотрена геоэкологическая практика длительностью три недели. Группа студентов, обучающихся по специальности «Геоэкология», после второго курса направляется в летний период на полигон НИ ТПУ на базе Центра учебных геологических практик в Республике Хакасия. Цель учебной геоэкологической практики заключается в выявлении основных геоэкологических проблем, связанных с производственной деятельностью региона. Она проводится после освоения студентами базовых геологических дисциплин: общая экология, геология, география, гидрогеология, минералогия и картографирование.

    Проблемам организации подобной практики уделяется пристальное внимание на кафедрах, обеспечивающих специальность «Геоэкология». В частности, уточняется и даже расширяется ее содержание. Например, Н.П. Соболева считает, что главным средством достижения этой цели учебной практики становится осмотр и знакомство с объектами горнодобывающего производства, на примере которых рассматриваются геоэкологические проблемы, связанные с деятельностью этих предприятий . В ходе подобной практики внимание студентов, как правило, в основном обращается на геоэкологическую проблематику, которая тесно связана с геологическими особенностями всех объектов региона, тем самым попутно осуществляется знакомство с их минералогией и петрографией.

    Собственно наличие практики в учебном плане еще не свидетельствует об ее эффективности для получения студентами навыков, значимых для будущей специальности. В этом вопросе важную роль играет процесс ее проведения и то, как он подготовлен. Поэтому, рассматривая этот вопрос с педагогических позиций, целесообразно говорить об определенных этапах организации практики, среди которых можно выделить: этап подготовки к практике, этап собственно проведения практики и заключительный этап. Из них первый и третий проводятся на базе Томского политехнического университета, а второй - на полигоне, который определен согласно программе и возможностям кафедры.

    Как правило, до отъезда на практику, кафедра геоэкологии и геохимии проводит собрание со студентами, где вместе с заведующим кафедрой и руководителем практики от кафедры обговаривается программа практики, проводится инструктаж по технике безопасности, напоминаются правила охраны труда, санитарии и пожарной безопасности. Здесь же выдаются индивидуальные задания студентам.

    Известно, что практика подразумевает ознакомление со специальностью, знакомство студентов со всем новым и, безусловно, интересным. С этой целью выбирается целесообразная, на наш взгляд форма организации учебной практики при выезде и работе на местности - «экскурсия». Данный характер практики является профессионально обоснованным и интересным для конкретной специальности. Маршрутно-экскурсионный характер организации учебного обучения заключается в необходимости и целесообразности посещения как горных предприятий, так и различных месторождений полезных ископаемых. Студенты приобретают навыки работы в команде, самостоятельной работы, составления отчетности.

    Студенты во время учебной геоэкологической практики как выезжают по специально разработанным маршрутам, так и работают на территории геологического полигона. Тем самым студентам предоставляется возможность, с одной стороны, ознакомиться с уникальными минералогическими, петрологическими, геологическими образованиями, ландшафтами и биоценозами. С другой стороны, знания по изученным ранее дисциплинам, таким как «Общая экология», «География», «Минералогия» и др., закрепляются через использование педагогического приема «экскурсия». Отметим, что в период практики происходит активизация межпредметных связей с целью обеспечения дальнейшей интеграции полученных знаний в учебном процессе и их систематизации посредством организации самостоятельной работы обучающихся в форме подготовки и написания отчета по итогам практики.

    Отметим, что на эффективность прохождения студентом учебной практики влияют различные факторы. С одной стороны, это уровень общей подготовки студентов по специальности «Геоэкология» и знание конкретного материала по соответствующей дисциплине, с которым студент выходит на практику. С другой стороны, важными являются такие личностные факторы, как ответственность студента, умение работать самостоятельно, его внимательность, умение слушать и извлекать из услышанного ценную информацию. Кроме этого для будущего специалиста геоэколога немаловажным является наличие интереса к практике, желание получить знания и освоить навыки, которые предоставляет ему возможность прохождения практики. Здесь важна не только роль самого студента как субъекта образования, но и роль руководителя практики от кафедры.

    В настоящее время используются нормативные документы по организации учебной практики, которые четко определяют функциональные обязанности руководителя практики. Проиллюстрируем это на примере НИ ТПУ, в котором действует Стандарт предприятия СТО ТПУ 2.3.04-2008 , определяющий цели, задачи и требования к организации учебной и производственной практик, прописывающий полномочия и ответственность руководителя практики как от кафедры, так и от предприятия. Данный стандарт также перечисляет обязанности студента, что является важным организационным фактором его учебной деятельности.

    Мы считаем важным конкретизировать те требования, которые предъявляются к студентам на указанной практике, проводимой в форме экскурсии. Студент должен выполнять целый комплекс обязанностей. Прежде всего, в их число во время прохождения практики входит выполнение программы практики и индивидуального задания руководителя от кафедры и предприятия. Наряду с этим студент обязан вести дневник и написать отчет по итогам пройденной практике, оформив его по требованиям, приведенным в разделе 6.2.6 СТО ТПУ 2.3.04-2008, а также обеспечить своевременную сдачу отчета руководителю по практике от кафедры. Процедура выполнения отчета и анализ достигнутых студентами результатов укрепляют имеющийся у них учебный базис, являясь при этом основой для формирования профессиональной компетенции геоэкологов. Защита отчета проводится на кафедре по приезду в процессе учебных занятий.

    Один из разделов СТО ТПУ четко определяет процедуру назначения руководителя от кафедры и его обязанности. Так, для руководства практикой студентов, организованной на базе университета, назначается руководитель практики из числа преподавателей или научных сотрудников соответствующих выпускающих кафедр . Безусловно, он должен быть специалистом в своем деле. В целом, можно сказать, что обязанности руководителя практики от кафедры заключаются в контролировании и направлении формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в период учебной практики. В дополнение отметим, что руководители выездной практики от кафедры, по сути, осуществляют методическое руководство практикой, обеспечивают нормальную жизнь коллектива, выполняя, главным образом, хозяйственные и снабженческие функции .

    Согласно стандарту, руководитель практики от кафедры обеспечивает реализацию практики на всех этапах ее проведения. На первом этапе он совместно с заведующим кафедрой устанавливает связи с предприятиями, заключает договора на проведение практик, оформляет приказ, проводит организационные мероприятия перед отправкой студентов на практику. Безусловно, кафедрой уже установлены традиционные связи с предприятиями. Однако в ряде случаев осуществляется поиск новых контактов, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Дополнительно руководитель практики от организации совместно с руководителем практики, назначенным от кафедры, уточняют календарный план выполнения и конкретное содержание программы практики, а также разрабатывает тематику индивидуальных заданий. Во время практики он следит за выполнением студентами распорядка дня, соблюдением дисциплины, при необходимости проводит воспитательную работу со студентами, отвечает за соблюдение ими правил техники безопасности и, являясь представителем кафедры при сборе материалов к предстоящему отчету и выполнении студентами всех индивидуальных заданий, оказывает им методическую помощь. По завершении практики руководитель от кафедры оценивает результаты выполнения студентами индивидуальных заданий и отчет.

    В соответствии с условиями договора на проведение практики, заключаемого между Томским политехническим университетом и предприятием, согласно приказу по предприятию для организации и проведения практики студентов назначается ее руководитель из числа высококвалифицированных инженерных работников.

    В условиях учебной геоэкологической практики, носящей экскурсионный характер, помимо ознакомления с программой практики на начальном ее этапе, роль руководителя от предприятия на этапе собственно практики сводится к следующему:

    Встретить группу студентов во главе с руководителем от вуза и обеспечить им доступ на предприятие;

    Провести экскурсию с целью ознакомить студентов со структурой предприятия, особенностями его деятельности, его отделами, задачами, планами и мероприятиями по их выполнению;

    Во время экскурсии отвечать на вопросы студентов по функционированию и деятельности предприятия;

    В условиях полевой экскурсионной практики руководитель от организации не участвует в проверке отчетов студентов. Однако если предприятие заинтересовано в ком-либо из практикантов, то содействие возможно.

    Итак, мы обосновали, что для того, чтобы обеспечить студентам должный уровень прохождения практики, профессиональная квалификация руководителя от кафедры должна быть высока, поскольку он в полевых условиях выступает для студентов в роли первого и единственного наставника. Роль эта, безусловно, сложная, так как студенты в количестве 10-20 человек в группе абсолютно разные. В связи с этим возрастает значение индивидуального подхода, наличие таких личностных качеств, как настойчивость, толерантность в общении со студентами в течение трех недель, и организационные качества, прежде всего, в отношении установления и поддержания дисциплины в коллективе. Как справедливо отмечает З.С. Жиркова, в условиях практики проверяются качества подготовки студента в реальной ситуации .

    Таким образом, учебная практика занимает большое место в реализации образовательной программы согласно стандарту по специальности «Геоэкология». Основываясь на результатах педагогических наблюдений за процессом проведения учебных практик по данной специальности, мы пришли к выводу о том, что значительная роль на всех этапах полевой геоэкологической практики в ее организации, проведении и подведении итогов принадлежит руководителю от кафедры. Поэтому целесообразно поставить следующий вопрос: какими качествами должен обладать руководитель практики от кафедры, чтобы эта работа была успешной? В их числе можно выделить профессиональные и личностные характеристики. К профессиональным характеристикам, безусловно, должны относиться профессиональная компетентность, наличие опыта работы со студентами, знание самого предмета практики. Личностные характеристики подразделяются нами на подгруппу профессионально-значимых, в числе которых готовность сотрудничать со студентами и знание психологии, и на личностные качества, свойственные современному преподавателю - это, на наш взгляд, толерантность, ответственность, требовательность, а также доброжелательность и корректность. Таков примерный «портрет» руководителя практики.

    Таким образом, на учебной практике, проходящей под руководством опытных преподавателей от кафедры и представителей организации, закладываются основы, необходимые для дальнейшего теоретического и производственного обучения будущего специалиста, поэтому от ее содержания и качества так зависит подготовка студентов к самостоятельной творческой работе на производстве и в научных учреждениях.

    Рецензенты:

    Соколова И.Ю., д.п.н., профессор, кафедра инженерной педагогики Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;

    Барышников Н.В., д.п.н., профессор, кафедра иностранных языков Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.

    Библиографическая ссылка

    Качалов Н.А., Бородин А.А., Вельш А.В. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16453 (дата обращения: 29.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Учебная практика – обязательный элемент контроля знаний и опыта их применения для студентов, уже начавших изучение профессиональных дисциплин. Чаще всего она вводится в программу второго курса средних специальных учебных заведений и третьего – в высших. Зачем нужна учебная практика студенту?

    Целью учебной практики является углубление полученных теоретических представлений, более подробная специализация, получение практического опыта (в реальных условиях или его модели в рамках учебной практики в стенах непосредственно ВУЗа, колледжа, техникума).

    Программа и методика учебной практики

    Стандартная схема подразумевает выдачу заданий учащимся по определенным блокам. Если преддипломная практика чаще всего охватывает весь курс знаний, то учебная по дисциплине касается отдельных разделов и тематик. Возможны так называемые модульные блоки, в которых задания разработаны по нескольким смежным профилям, дополняя и конкретизируя друг друга. В процессе их выполнения студенты:

    Оценивают правильность подходов, своего понимания предмета;
    - учатся реализовать усвоенную теорию в практических целях;
    - анализируют полученные результаты;
    - делают выводы, систематизируют и оформляют собранный материал.

    Как правило, такие задания подразумевают дальнейшую защиту. То есть, ответы на вопросы преподавателей/комиссии о проделанной работе. Для того чтобы справиться с этим заданием, желательно составить краткое описание основных моментов. Это акценты, выводы, оформленные в сжатой форме по наиболее значимым аспектам работы. Такая «домашняя заготовка» позволит без труда справиться с этапом защиты.

    Сложности, возникающие у студентов

    Они зависят от дисциплины, специализации, профессии. Но существуют и общие моменты, на которые обращают внимание все без исключения учащиеся. Это:

    1. Формальные требования. То есть, непосредственные правила оформления отчета. Особенно сложно соблюсти все рамки студентам, овладевающим творческими или рабочими профессиями.
    2. Соблюдение логической структуры, формирование и акцентирование взаимосвязей теории и практики.
    3. Использование официально-делового стиля в создании документов.

    Чтобы понять суть требуемого и без труда справиться с заданием, желательно оценить то, как это делают профессионалы. Много полезной информации и готовых решений находится на https://www.napishem.by/zakaz/otchet-po-praktike.html , демократичная стоимость отчета по практике на данном ресурсе сделала его популярным в студенческой среде.

    Необязательно использовать готовую работу, можно взять ее в качестве образца, наглядного примера, гарантирующего успешное прохождение испытания и получение высокого результата.

    Учебная практика – это одна из форм обучения студентов начальных курсов, которая направлена на закрепление теоретических знаний и подготовку к практическим заданиям. Обычно такая практика заранее утверждена вузом и проходит в соответствии с определенным учебным планом.

    Учебная практика любого студента, вне зависимости от вида деятельности, должна заканчиваться написанием отчета. Это, своего рода, итог полученных навыков и знаний.

    Легкость и достоинство учебной практики состоит в том, что чаще всего эти занятия проходят в группе. Обычно во время практики группу студентов ведут на экскурсию на какое-либо предприятие, где они подробно узнают его структуру, анализируют его деятельность, выносят для себя полезную информацию, знакомятся с правилами работы, осознают то, с чем им придется столкнуться после окончания ВУЗа.

    Уже на начальных этапах прохождения практики у многих учащихся возникает вопрос о том, как написать отчет по практике. Для этого, в первую очередь, нужно по мере прохождения практики собрать такую информацию:

    • Информация об организации, на которой проводится практика, и ее структуре;
    • Информация о работе отдела, в котором проходили занятия;
    • Информация об обязанностях работающих в этом отделе людей;
    • Документы, содержащиеся на предприятии, всевозможные архивы и выписки.

    Кроме того, отчет по учебной практике должен дополняться так называемым дневником практики.

    Дневник практики – это документ, в котором содержится подробная информация о том, что делал студент каждый день прохождения практики. В нем указывается дата и вид выполняемой работы.

    Очень правильным шагом будет попросить у руководителя учебной практики пример отчета, а также определенные требования к нему. Дело в том, что очень часто во многих ВУЗах требования к оформлению отличаются от общепринятых требований, особенно в последнее время.

    Как оформить отчет по учебной практике

    Пожалуй, самая сложная часть написания отчета – это его оформление в соответствии со всеми правилами и стандартами. Последовательность написания правильного отчета такова:

    1. Оформление титульного листа в соответствии с требованиями ВУЗа;
    2. Содержание является неотъемлемой частью отчета;
    3. На третьем листе следует написать индивидуальное задание, которое было выдано каждому студенту, а также имя и инициалы преподавателя или куратора (в зависимости от того, как называется должность руководителя). Также можно отметить дату выдачи индивидуального задания;
    4. После этого нужно приступить непосредственно к написанию самого отчета. Первый пункт – введение. Он включает в себя цели и поставленные ВУЗом задачи. Нужно максимально реалистично отразить реальное положение вещей: что можно изучить и освоить во время прохождения практики;
    5. Следующий этап – основная часть отчета. Первый шаг – составление характеристики предприятия, на котором проходила практика. В этом пункте нужно указать, все ли необходимые сведения предоставило предприятие, насколько оно выполнило свою работу в отношении студентов;
    6. В первой половине основной части нужно отразить общую работу предприятия в соответствии с реальностью. Вторая часть сложна тем, что студенту придется потрудиться с различными графиками, аналитическими таблицами, а также составить собственные выводы;
    7. Последний этап – написание заключения. В заключении нужно сделать упор на поставленные изначально задачи. Можно расписать, какие навыки вы получили, с какими трудностями столкнулись, какие выводы для себя сделали, а также описать полученный опыт.

    Чтобы было более понятно, что отразить во введении и заключении, следует изучить сами определения этих понятий.

    Введение – часть работы, которая помогает выделить общее представление об отчете. Оно содержит актуальную информацию, а также кратко охватывает весь материал работы, который был собран и проанализирован студентом.

    Заключение – часть отчета, в котором студент самостоятельно анализирует степень освоения материала и выполнения всех требований, который были предъявлены ему изначально. Стоит акцентировать внимание на удачных моментах, однако не стоит упускать из виду те навыки, освоить которые так и не удалось.

    Особые требования при оформлении отчета по учебной практике

    Каждое высшее учебное заведение обычно выдвигает свои требования к отчетности, какой бы она не была. Но существует перечень общепринятых стандартов, которыми обязан пользоваться каждый студент:

    • Титульный лист обязательно должен содержать наименование учебного заведения, город, фамилию и инициалы студента и преподавателя или куратора, а также специальность и год, в котором была пройдена практика;
    • Стандартный объем учебного отчета не должен быть короче 30 листов и длиннее 40 листов;
    • Печатный вариант отчета набирается шрифтом Times New Roman, 14-1 кеглем;
    • Межстрочный интервал всегда должен быть полуторный;
    • Правое поле должно быть 15 мм, левое – 30 мм. Верхнее и нижнее поле – по 20 мм;
    • Каждый заголовок и подзаголовок, а также раздел набирается с новой страницы. Нумеровать их следует в верхнем правом углу. Нумерация сквозная;
    • Заголовки разделов должны быть расположены вверху по центру. Пишутся они прописными буквами. Ни в коем случае нельзя переносить слова и ставить знаки препинания в конце заголовков. Прежде чем начинать писать сам раздел, нужно отступить от заголовка три строки;
    • Если в тексте присутствует таблица или рисунок, то они должны обязательно иметь собственное название и порядковый номер. Пронумерованы они должны быть в соответствии с порядком появления в тексте;
    • Если в отчете есть сноски, то отмечаются они либо в квадратных скобках, либо внизу страницы, под чертой;

    Последним этапом оформления учебного отчета является составления списка использованной литературы и источников. Порядок перечисления их таков:

    1. Документы, используемые при написании отчета;
    2. Книги, журналы и прочая литература;
    3. Ссылки на используемые сайты.

    Перечислять источники нужно в алфавитном порядке. Единственное замечание: в соответствии с общепринятыми правилами сначала перечисляются русские источники, следом – иностранные.

    Название каждого учебника в использованной литературе тоже должно быть оформлено определенным способом. Например: Стрепетов О. В. Современный менеджмент. -М: ЭКСМО, 1995. – 184 с. То есть информация указывается в таком порядке:

    1. Фамилия и инициалы;
    2. Название учебника или пособия;
    3. Город издания;
    4. Издательство;
    5. Год издания;
    6. Страница, с которой берется информация.

    Бывает такое, что встречаются две одинаковые фамилии. В таком случае нужно смотреть на букву первого инициала.

    Следует помнить, что правила оформления литературы могут корректироваться высшим учебным заведением, поэтому нужно обязательно иметь в наличии образец.

    Дополнительные приложения к отчету по учебной практике

    Кроме самого отчета нужно написать еще несколько документов, которые обязательны при сдаче отчета:

    • Дневник практики;
    • Пояснительная записка;
    • Характеристика.

    На каждом из этих пунктов следует остановиться подробнее.

    Дневник учебной практики

    Стоит отметить, что дневник практики – это уникальный документ. Ни в каких работах, кроме всевозможных отчетов, он не требуется. Объем этого приложения должен быть не менее двух страниц и не более четырех.

    Суть ведения дневника заключается в подробном ежедневном расписании своих действий во время прохождения практики. Значительно облегчает работу тот факт, что бланк дневника выдается учебным заведением сразу, его необходимо просто заполнить.

    Случается, что студент посещает практику не каждый день. Это может происходить как по особым обстоятельствам, так и по договоренности с куратором. В таком случае заполнять определенные даты дневника нужно все равно, опираясь при этом на свое воображение и фантазию.

    В дневнике должна быть прописана дата выполнения определенного действия и результат выполнения. Не стоит забывать полностью расписать свою работу.

    Кроме того, в дневнике практики должна содержаться информация по поводу следующих типов работы:

    • Прослушивание всевозможных инструктажей и лекций;
    • Посещение экскурсий;
    • Участие в общественной деятельности и помощь профсоюзу;
    • Изучение документов предприятия.

    Делать записи в дневнике нужно кратко, четко и по существу.

    Пояснительная записка к отчету по учебной практике

    Пояснительная записка – это первое, на что будет обращать внимание проверяющий. Пояснительная записка пишется самостоятельно. В ней указывается информация о том, что вы делали на практике, какие навыки получили и какие знания для себя вынесли.

    Коротко, пояснительная записка – это резюме пройденной практики. Не стоит писать ее объемом больше, чем один лист.

    В записке должны быть указаны все ваши действия. Писать ее следует в таком же стиле, как и сам отчет.

    Обязательно напишите записку так, чтобы у проверяющего обязательно возникло чувство, что практику проходили вы сами и сами же составляли отчет о прохождении.

    Характеристика с места прохождения учебной практики

    Характеристика – это, пожалуй, единственный раздел отчета по учебной практике, который пишется не студентом, а руководителем практики.

    В характеристике преподаватель отмечает уровень успеваемости практиканта с его точки зрения. Также в ней могут быть прописаны практические навыки, которые получил студент, его профессиональные качества характера, а также достоинства, которые могут пригодиться в будущем. Указывается также особая информация, которая важна с точки зрения куратора.

    Постарайтесь как можно больше взаимодействовать с куратором во время прохождения практики. Это обеспечит вам хорошую характеристику, на которую проверяющий обращает внимание в обязательном порядке.

    Эти документы обязательно должны прилагаться к отчету по учебной практике. Их сдают вместе с отчетом в обязательном порядке в любом учебном заведении страны.

    Пример отчета по учебной практике

    К статье приложены несколько грамотных, правильных отчетов по учебной практике, на которые можно ссылаться при составлении собственного отчета.

    Отчет по практике пример которого больше всего подойдет вашей теме, можно взять за основу и заполнить его по правилам и стандартам вашего учебного заведения.

    Таким образом, к написанию отчета по учебной практике нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью. К студенту предъявляется много требований, выполнив которые, можно без проблем сдать работу, однако нужно быть очень внимательным: упустить из вида любой маленький недостаток очень легко.

    Обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

    Не секрет, что даже грамотно выстроенная теоретическая подготовка не способна заменить навыки и знания, полученные в результате реальной деятельности, наработанные методом проб и ошибок. Чтобы повысить квалификацию выпускников и их ценность на рынке труда, организуется практика на предприятии для студентов. Обязанность ее проведения регламентирована законодательно, а правила и способы осуществления прописывает учебное заведение исходя из особенностей реализуемых образовательных программ.

    Тонкости организации практической подготовки учащихся вузов прописываются в Положении о практике, принятом приказом Минобразования № 1154 от 2003 года. Документ защищает законные интересы студентов и право на получение качественной теоретической и практической базы. В нем выделены следующие моменты, которым должно отвечать оформление производственной практики:

    • На время ее прохождения студентам обязательно выплачивается стипендия. Неважно, получают ли они зарплату на месте временного трудоустройства.
    • Практика организуется на основании договоров, заключаемых вузами, колледжами и техникумами, с компаниями определенного рода деятельности и отраслевой направленности.
    • Если прохождение практики подразумевает выезд из региона, где находится учебное заведение, вуз обязан возместить своему ученику полную стоимость билетов туда и обратно и выплатить за дни отсутствия командировочные в размере 50% от нормы, установленной законодательно для работников предприятий.

    «Правила игры» для колледжей и техникумов, организующих практику, устанавливаются Приказом Минобразования №1991 от 1999 года. Они аналогичны принципам, действующим для вузов.

    Чем отличается учебная практика от производственной?

    Практика, организуемая для упрочения и углубления теоретических познаний, возможна в трех форматах:

    • Учебная – имеет целью упрочить теоретическую базу, полученную учащимися, привить навыки самостоятельной и исследовательской работы, познакомить с современным оборудованием. Такие программы разрабатываются для студентов младших курсов. Основные мероприятия для их реализации – экскурсии на производство, наблюдение за работой компании, консультации у ее специалистов, практическая деятельность на рабочем месте.
    • Учебно-производственная – чаще всего проводится на 3-4 курсе. Ее цель – познакомить учащегося с содержанием будущей профессии. Для этого он отправляется на предприятие, где выполняет роль помощника основного специалиста (например, помощник бухгалтера, ассистент маркетолога и т.д.).
    • Производственная – предназначена для студентов старших курсов. Они полностью вливаются в работу на конкретном участке в рамках выбранной специальности, учатся управлению и контролю согласно составленному заранее плану и графику. Знания и навыки, полученные в ходе практики, в дальнейшем могут использоваться при написании дипломной работы.

    Как правило, любой вид практики предваряется встречей-конференцией с руководителем, на которой до сведения учащихся доводится назначение предстоящего мероприятия, его смысл и график. По завершении цикла студенты подготавливают и сдают преподавателям отчеты, где описывают приобретенные знания и опыт.

    Чем отличается производственная практика от преддипломной?

    Выводы, сделанные в ходе производственной практики, могут использоваться для написания выпускной работы на степень магистра или бакалавра. Однако она не всегда является заключительной для образовательного цикла и потому не всегда называется преддипломной.

    Одна из основных задач преддипломного цикла – провести аналитику и исследование, сделать выводы, на основании которых впоследствии будет написан диплом. Цикл призван стать логическим завершением учебной подготовки, толчком для студента в успешную профессиональную жизнь.

    Задачи цикла – это:

    • закрепить знания и опыт, полученные в ходе производственной практики;
    • собрать эмпирические сведения, которые будут положены в основу для написания диплома.

    Оформление практики для студентов: пример

    Законодательство предусматривает два варианта оформления практики: в виде контракта между студентом и временным работодателем или (сузом) и компанией, готовой взять молодые кадры. Можно использовать любой из этих форматов.

    Согласно действующему законодательству, организация практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется на основании договоров вуза или среднего учебного заведения с компаниями соответствующего профиля.

    Организации, берущие студентов «под крыло», обязаны заключать с ними трудовые контракты только при условии наличия вакантных позиций. Закон допускает возможность оформления учащегося в штат организации, только если предлагаемая ему должность соответствует программе практики.

    Компания не вправе заключить со студентом трудовое соглашение на неопределенный период. Оно обязательно должно быть срочным с обоснованием необходимости трудоустройства. Например, в документе прописывается: «Договор заключен на три месяца в целях прохождения преддипломной практики».

    Большое количество нюансов при оформлении студентов традиционно вызывает у «срочных» работодателей вопросы и неясности. Разберем тонкости оформления возникающих правоотношений на примерах.

    Ситуация 1

    Студент Иванов А.Б. просится в компанию «Ромашка» для прохождения практики на бесплатной основе. Ему необходимо получить знания и опыт, чтобы написать дипломную работу. Нужно ли заключать с ним срочный трудовой договор?

    Согласно ст. 37 Конституции России, любой труд должен быть оплачен не ниже минимального уровня, устанавливаемого законодательно. Это означает, что нельзя заключить трудовое соглашение, предполагающее работу на безвозмездной основе.

    Закон не обязывает «Ромашку» подписывать договор с практикантом. Он может проходить обучение в компании без этого документа.

    Ситуация 2

    В компании «Гамма» отсутствуют открытые вакансии. Фирма берет на практику студентов вузов и техникумов. Должна ли она производить оформление преддипломной практики трудовыми договорами? Что следует прописать в приказе о приеме?

    Поскольку в организации нет открытых вакансий, она не обязана заключать трудовые контракты со студентами. Они могут трудиться на основании приказа. В последнем недопустимо использовать формулировку «Принять на работу без зачисления в штат». Оптимальный вариант – указать, что человек принимается на прохождение производственной (преддипломной) практики.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .