• Какие буквы придают мягкость. Учимся читать

    Согласный звук образуется при прохождении выдыхаемого воздуха полости рта с преодолением препятствий, создаваемых языком, губами, зубами, небом. Все согласные звуки состоят из шума, который создается при этом. В некоторых согласных звуках кроме шума участвует голос, который создается колебанием голосовых связок.

    Сравнение с гласными звуками. Гласные звуки состоят только из голоса (тона), а согласные могут содержать голос, но обязательно содержат в своем составе шум. При образовании гласных выдыхаемый воздух свободно проходит через ротовую полость, а при образовании согласных звуков воздух преодолевает препятствия, создаваемые органами речи.

    Классификация согласных.

    Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. Согласные отличаются друг от друга

    • по степени участия голоса и шума: сонорные (в из образовании преобладает голос при небольшом количестве шума), шумные звонкие (состоят из шума и голоса) и шумные глухие (состоят только из шума);
    • по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образована преграда, которую преодолевает поток выдыхаемого воздуха (губные, язычные и т.д.).

    Согласные звуки различаются по ряду признаков, но наиболее четко противопоставлены друг другу по признакам звонкости/глухости и твердости/ мягкости, что важно при различении слов на слух: пруд — прут; мел — мель.

    Для обозначения согласных звуков на письме — 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф,х, ц, ч,ш, щ.

    Но, согласных звуков гораздо больше — 36: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] .

    Причина такого несоответствия в том, что мягкость парных согласных звуков обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (Е, Ё, Ю, Я, И) или Ь.

    Звонкие и глухие согласные звуки.

    • Звонкие
      • образуются при помощи голоса и шума.
      • буквы Л, М, Н, Р, Й обозначают самые звонкие согласные (сонорные) звуки, которые образуются в с преобладанием голоса и незначительным шумом: [м], [н], [л], [р], [м’], [н’], [л’], [р’], [й’]. Не образуют пар по звонкости/глухости — всегда звонкие.
      • Б, В, Г, Д, Ж, З — шумные звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [ж’], [з’], состоят из шума и голоса, имеют парные звуки по звонкости/глухости.
    • Глухие (шумные глухие)
      • произносятся только из шума (без голоса):
      • П, Ф, К, Т, Ш, С — [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’] — глухие, имеют парные звонкие;
      • X, Ц, Ч, Щ — [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости.

    В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания.

    В слабых позициях, что зависит от положения звука в слове, может происходить изменение согласных звуков по звонкости/глухости: звонкие парные согласные меняются на соответствующие парные глухие (оглушаются), а глухие парные меняются на соответствующие парные звонкие согласные (озвончаются). На письме эти изменения звуков обычно не отражаются. Слабая позиция — признак орфограммы.

    Сильные позиции по звонкости/глухости

    (как слышим, так и пишем) :

    • перед гласными:сова [сова], леса [л’эса] ;
    • перед сонорными [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’]: свет [св’эт] – звон [звон], смена [см’эна]– измена [изм’эна], отломать [атламат’] – облом [облом], отнять [атн’ат’] –поднос [паднос], средство [срецтва] – зразы [зразы] и т.д.;
    • перед [в], [в’]:твоих [тваих] — двоих [дваих], свой [свой’] — звон [звон] ;
    • для парных звонких согласных сильная позиция — перед звонкими согласными: здание [зданий’э] ;
    • для парных глухих — перед глухими согласными: миска [миска] .

    Слабая позиция по звонкости/глухости:

    • в конце слова: гриб [грип]- грипп [грип], плод [плот]- плот [плот], код [кот]-кот [кот], род [рот]- рот [рот] ;
    • звонкие парные согласные оглушаются перед глухими согласными: низко [ниска], будка [бутка] ;
    • глухие парные согласные озвончаются перед парными звонкими согласными (кроме [в], [в’]): сдал [здал], молотьба [малад’ба], свет [свет] ;

    Твёрдые и мягкие согласные звуки.

    Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их произнесении язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

    Сильные позиции по твердости/мягкости:

    • перед гласными: нос -нёс, мол [мол] – мел [м’эл] ;
    • на конце слова: мел [м’эл] – мел [м’эл’], удар — ударь, угол — уголь ;
    • у звуков [л], [л’] независимо от положення: полка [полка] – полька [пол’ка] ;
    • у звуков [с], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [р],[р’] перед [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] : банка [банка] – банька [бан’ка], пурга [пурга] – серьга [сер’га], изба — резьба .

    Слабая позиция по твердости/мягкости:

    • Изменения согласных звуков по твердости/мягкости могут быть вызваны влиянием звуков друг на друга.
    • твердый звук изменяется на парный мягкий перед мягкими согласными (чаще з, с, н, р перед любым мягким согласным):
      • н –> н’, р –> р’ перед ч’, щ’ : барабанщик [барабан’щ’ик], фонарщик [фанар’щ’ик] ;
      • с –> с’ перед н’, т’: песня [п’эс’н’а], кость [кос’т’] ;
      • з –> з’ перед н’, д’: жизнь [жыз’н’], гвозди [гвоз’д’и] ;
      • в некоторых других сочетаниях: дверь [д’в’эр’], съел[с’й’эл] ;
    • мягкий согласный перед твердым становится твердым: конь — конский

    Если глухие и звонкие звуки обозначаются с помощью букв, то твердые и мягкие обозначаются другими средствами.

    Обозначение мягкости парных согласных:

    • буквами Я, Е, Ё, Ю : вял — ср. вал, сер — сэр, вёз — воз, люк -лук;
    • перед буквой И согласные всегда мягкие (кроме Ж, Ш, Ц ): пир, мир, сито ;
      после Ж, Ш, Ц (они всегда твердые) произносится [ы], а не [и]: жир [жыр], жито [жыта], шишка[шышка].
    • мягким знаком Ь :
      • в конце слова: пень, стань — ср. стан, сталь — стал, жарь — жар, быль — был, весь — вес, мель — мел;
      • мягкость согласного [л’] перед любым другим согласным: сельдь, июльский, полька;
      • мягкость согласного, стоящего перед твёрдым согласным: раньше, только (ср. толк), горько (ср. горка), банька (ср. банка), редька- редко, зорька -зорко, галька — галка, угольки- уголки, пеньки — пенки;
      • Мягкость согласного, который стоит перед другими мягкими ([г’], [к’], [б’], [м’]), обозначается мягким знаком Ь только в случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: серьги (мягкий [р’] перед мягким [г’]) — серьга (мягкий [р’] перед твердым[г]), восьми — восьмой, огоньки — огоньков . Но, мостик [мос’т’ик] — без Ь, т.к. моста [моста] — [c] твердый перед твердым [т], хвостик -хвоста, ростик — роста.
    • Мягкость согласных Ч, Щ перед другими согласными не обозначается, т.к. Ч, Щ всегда мягкие: печник, почка, мощность, помощник.

    Твердость обозначается

    • отсутствием мягкого знака в сильных позициях,
    • написанием после согласного гласных букв А,О, У,Ы, Э
    • в некоторых заимствованных словах твердый согласный перед Е: [фанЭт’ика].

    Другие изменения согласных

    • Упрощение группы согласных из 3-4 букв (непроизносимый согласный):солнц е [сонц э], тростн ик [трас’н ‘ик], сердц е [с’эрц э], здравств уй [здраств уй’], лестн ица [л’эс’н’ ица] и др.
    • Уподобление (ассимиляция) согласных по месту образования:сч астье [щ ‘аст’й’э], грузч ик [грущ’ ик], сш ить [ш ыт’], сж ать [ж ат’], изжить [иж: ыт’] и др.
    • Изменение ться, -тся в глаголах на [ца ]:мыться [мыца ], моется [мой’эца ] и др.
    • Изменение чт — [шт]/ [ч’т]:чт о [што], чт обы[штобы], нечт о [неч’т а] и др.
    • Двойные согласные:ванн а [ван: а], трасс а [трас: а], милл ион [м’ил ‘ион] и др.

    Звуки могут изменяться сразу по нескольким признакам: подсчёт [пач’щ’от] — сч->[щ’], д+[щ’]->[ч’щ’] .

    Орфограммы-согласные.

    • В корне слова:
      • проверяемые
      • непроизносимые
      • непроверяемые
    • Согласные на конце приставок:
      • на з (с);
      • на остальные согласные
    • Согласные (кроме н) в суффиксах существительных и прилагательных
      • -щик (-чик);
      • -ск- и -к-;
    • Буквы -н- и -нн- в суффиксах.

    Использованная литература:

    1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
    2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
    3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
    4. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011

    Фонетика - дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?

    А в чём, собственно, дело?

    Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.

    Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть - именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык - в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.

    Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые - буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.

    «Вернёмся к нашим баранам!»

    Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.

    Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:

    Рэкет-рейка, булка-бюро, мама - мячик, лоза - лёд, вышка - вид.

    В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.

    Теория

    Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные - таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы , то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и , согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.

    Непарные согласные

    Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц . Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол - шелест - шик, жуткий - жидкий - жестяной, цена - цирк - царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й , которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка - чащоба - чистка, щёки - щуриться - щебень, йот - йогурт .

    Ломай систему!

    В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей - парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.

    Запоминаем

    А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно - слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

    Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки - всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой - с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.

    Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию - кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами - красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.

    Подручный материал

    Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки - таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

    В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.

    Запоминаем дальше

    Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.

    Бобр - беленький, вьюга - вратарь, город - гелий, подъезд - дьяк, жираф, зима - зубы, кит-кот, лошадь - лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход - перерыв, решение-роман, сова - семья, торт - тема, фильм-фотография, халва - схема, цыплёнок, шапка.

    Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

    Ещё одна игра

    Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье - лакей - ножики . Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, - короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?

    1. Править - воля - лом (выписываются пр, в, л ).
    2. Томат - роль - топь (выписываются т, р, т ).
    3. Выпь - соня - сено (выписываются в, с, н ).

    Заключение

    В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» - таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.

    Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики - и всё обязательно получится.

    В данной главе:

    §1. Звук

    Звук - минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков. Звучание соотносится со значением слова. У разных слов и форм слова звуковое оформление разное. Сами звуки не имеют значения, но они выполняют важную роль: они помогают нам различать:

    • слова: [дом] - [том], [том] - [там], [м’эл] - [м’эл’]
    • формы слова: [дом] - [дама´ ] - [до´ ма].

    Обратите внимание:

    слова, записанные в квадратных скобках, даны в транскрипции.

    §2. Транскрипция

    Транскрипция - это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы:

    Квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.

    [ ´ ] - ударение. Ударение ставится, если слово состоит больше чем из одного слога.

    [б’] - значок рядом с согласным обозначает его мягкость.

    [j] и [й] - разные обозначения одного и того же звука. Поскольку этот звук мягкий, то часто используют эти символы с дополнительным обозначением мягкости: , [й’]. На этом сайте принято обозначение [й’], более привычное для большинства ребят. Значок мягкости будет использован, чтобы вы скорее привыкли к тому, что этот звук мягкий.

    Существуют и другие символы. Они будут вводиться постепенно, по мере ознакомления с темой.

    §3. Гласные и согласные звуки

    Звуки делятся на гласные и согласные.
    У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.

    Гласные - это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные - основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он - 1 слог, о-на - 2 слога, ре-бя-та - 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.

    В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах .
    Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде.
    В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.

    Ударных гласных в русском языке шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

    Запомни:

    Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы.
    В русском языке согласных намного больше, чем гласных.

    §4. Способ образования согласных

    Согласные - это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка - это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука.

    Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ ш-ш-ш-ш]. В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] - свистящий, а при произнесении [ш] - шипящий.

    Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.

    Итак, при произнесении согласных слышен шум. Наличие шума - отличительный признак согласных.

    §5. Звонкие и глухие согласные

    По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие .
    При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих - только шум.
    Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать.

    Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] - звонкие, а [к] и [т] - глухие. Звонкость-глухость - это важнейший признак согласных в русском языке.

    пары по звонкости-глухости: [б] — [п], [з] — [c] и другие. Таких пар 11.

    Пары по глухости-звонкости: [п] и [б], [п"] и [б"], [ф] и [в], [ф"] и [в"], [к] и [г], [к"] и [г"], [т] и [д], [т"] и [д"], [ш] и [ж], [с] и [з], [с"] и [з"].

    Но есть звуки, у которых нет пары по признаку звонкости - глухости. Например, у звуков [р], [л], [н], [м], [й’] нет глухой пары, а у [ц] и [ч’] - звонкой.

    Непарные по глухости-звонкости

    Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [й"], [р"], [л"], [н"], [м"]. Ещё их называют сонорными .

    Что означает этот термин? Это группа согласных (всего 9), имеющих особенности произношения: при их произнесении в полости рта также возникают преграды, но такие, что воздушная струя , проходящая через преграду, образует лишь незначительный шум; воздух свободно проходит через имеющееся в полости носа или рта отверстие. Сонорные произносятся при помощи голоса с добавлением незначительного шума. Многие учителя этот термин не используют, но то, что эти звуки звонкие непарные, должны знать все.

    У сонорных есть две важные особенности:

    1) они не оглушаются, как парные звонкие согласные, перед глухими и на конце слова;

    2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Подробнее о позиционных изменениях см. .

    Глухие непарные: [ц], [ч"], [ш":], [х], [х"].

    Как легче запомнить списки звонких и глухих согласных?

    Запомнить списки звонких и глухих согласных помогут фразы:

    Ой, мы же не забывали друг друга! (Здесь только звонкие согласные)

    Фока, хочешь поесть щец? (Здесь только глухие согласные)

    Правда, эти фразы не включают пары по твёрдости—мягкости. Но обычно люди легко могут сообразить, что не только твёрдый [з] звонкий, но и мягкий [з"] тоже, не только [б], но и [б"] и т. д.

    §6. Твёрдые и мягкие согласные

    Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.
    Твёрдость- мягкость - второй важнейший признак согласных в русском языке.

    Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] - [ м’], [з] - [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твёрдые.

    Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости : [б] - [б’], [ в] - [ в’] и другие. Таких пар 15.

    Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б"], [м] и [м"], [п] и [п"], [в] и [в"], [ф] и [ф"], [з] и [з"], [с] и [с"], [д] и [д"], [т] и [т"], [н] и [н"], [л] и [л"], [р] и [р"], [к] и [к"], [г] и [г"], [х] и [х"].

    Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, у звуков [ж], [ш], [ц] нет мягкой пары, а у [й’] и [ч’] - твёрдой.

    Непарные по твёрдости-мягкости

    Твёрдые непарные : [ж], [ш], [ц].

    Мягкие непарные : [й"], [ч"], [ш":].

    §7. Обозначение мягкости согласных на письме

    Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?

    В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?

    Для этого используются разные способы:

    • йотированные буквы е, ё, ю, я после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости, свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя - [т’о´ т’а], дя´ дя - [д’а´ д’а];
    • буква и после согласных, кроме ш, ж и ц . Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и : ни´ тки - [н’и´ тк’и], лист - [л’ист], ми´ лый - [м’и´ лый’] ;
    • буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком: про´ сьба - [проз’ба], мель - [м’эл’], даль - [дал’].

    Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.


    Обсуждаем проблему толкования

    В школьных учебниках сказано, что [ш] и [ш’] - непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук [ш’] - это мягкий аналог звука [ш].
    Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.

    Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук [ш’] ещё и долгий, а твёрдый [ш] нет. Пары - это звуки, различающиеся только одним признаком. А [ш] и [ш’] - двумя. Поэтому [ш] и [ш’] не являются парами.

    Для взрослых и старшеклассников .

    Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука [ш’] изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.

    Для этого в лингвистической практике существует два значка:

    1) надстрочная черта над звуком;
    2) двоеточие.

    Использование надстрочного знака неудобно, поскольку он не предусмотрен набором символов, которыми можно пользоваться при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия [ш’:] либо графемы, обозначающей букву [щ’]. Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята теперь рано начинают изучать иностранные языки. И значок [:] при использовании его для обозначения долготы звука им уже знаком. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы двоеточием [:] прекрасно передаст особенности звука. [ш’:] - мягкий и долгий, оба признака, составляющие его отличие от звука [ш], представлены наглядно, просто и однозначно.

    Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки [ш] и [ш’:] пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.

    §8. Место образования согласных

    Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:

    • глухость-звонкость,
    • твердость-мягкость,
    • способ образования: смычка-щель.

    Важен последний, четвертый признак: место образования .
    Артикуляция одних звуков осуществляется губами, других - языком, его разными частями. Так, звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] - губно-губные, [в], [в’], [ф], [ф’] - губно-зубные, все остальные - язычные: переднеязычные [т], [ т’], [д], [д’], [н], [н’],[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’:], [ч’], [ц], [л], [л’], [р], [р’], среднеязычный [й’] и заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

    §9. Позиционные изменения звуков

    1. Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция

    Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
    Речь - это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным - всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.

    Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.

    Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая - без ударения .
    В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией . Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.

    Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.

    • под ударением: [дом] - [дам] - [о] ≠ [а].
    • без ударения: [да ма´ ] -дома´ - [да ла´ ] -дала´ - [а] = [а].

    Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.

    • под ударением: [м’эч’] - [м’ач’] - [э] ≠[a].
    • без ударения: [м’ич’о´ м]- мечо´ м - [м’ич’о´ м]- мячо´ м - [и] = [и].
    • А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.

    [лы´ жы], [в _лу´ жу], [н’и´ т’и] - и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.


    Обсуждаем проблему толкования

    Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после твёрдых согласных?

    Выполняя фонетический разбор и делая транскрипцию слов, многие ребята высказывают недоумение. В длинных многосложных словах после твёрдых согласных произносится не звук [а], как это утверждают школьные учебники, а нечто иное.

    Они правы.

    Сравни произношение слов: Москва - москвичи . Повтори каждое слово несколько раз и послушай, какой гласный звучит в первом слоге. Со словом Москва всё просто. Мы произносим: [масква´ ] - ясно слышен звук [а]. А слово москвичи ? В соответствии с литературной нормой, во всех слогах, кроме первого слога перед ударением, а также позиций начала и конца слова мы произносим не [а], а другой звук: менее отчетливый, менее ясный, больше похожий на [ы], чем на [a]. В научной традиции этот звук обозначают значком [ъ]. Значит, реально мы произносим: [мълако´ ] - молоко´ , [хърашо´ ] - хорошо´ , [кълбаса´ ] - колбаса´ .

    Я понимаю, что, давая этот материал в учебниках, авторы пытались его упростить. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы. На самом деле:

    а да´ ] - вода´ - ъ д’иной’] - водяно´ й: [а]≠[ъ]
    [дра ва´ ] - дрова´ - [дръ в’ино´ й’] - дровяно´ й: [а]≠[ъ]

    Особую подсистему составляют реализации гласных в безударных слогах после шипящих. Но в школьном курсе этот материал в большинстве учебников не представлен вообще.

    Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после мягких согласных?

    Наибольшее сочувствие я испытываю к ребятам, которые учатся по учебникам, предлагающим на месте А, Э , О после мягких согласных слышать и передавать в транскрипции звук «и, склонное к э». Считаю принципиально неверным давать школьникам в качестве единственного варианта устаревшую норму произношения - «эканье», встречающуюся сегодня гораздо реже «иканья», преимущественно у глубоко пожилых людей. Ребята, смело пишите в безударной позиции в первом слоге перед ударением на месте А и Э - [и].

    После мягких согласных в других безударных слогах, кроме позиции конца слова, мы произносим короткий слабый звук, напоминающий [и] и обозначаемый как [ь]. Произнесите слова во´ семь, де´ вять и послушайте себя. Мы произносим: [во´ с’ьм’] - [ь], [д’э´ в’ьт’] - [ь].

    Не путай:

    Знаки транскрипции - это одно, а буквы - совсем другое.
    Знак транскрипции [ъ] обозначает гласный после твердых согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.
    Буква ъ - это твёрдый знак.
    Знак транскрипции [ь] обозначает гласный после мягких согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.
    Буква ь - это мягкий знак.
    Знаки транскрипции, в отличие от букв, даются в прямых квадратных скобках.

    Конец слова - особая позиция. В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Система безударных окончаний - это особая фонетическая подсистема. В ней Э и А различаются:

    Зда´ ние [зда´ н’ий’э] - зда´ ния [зда´ н’ий’а], мне´ ние [мн’э´ н’ий’э] - мне´ ния [мн’э´ н’ий’а], мо´ ре [мо´ р’э] - мо´ ря [мо´ р’а], во´ ля [во´ л’а] - на во´ ле [на_во´ л’э]. Помните об этом, когда делаете фонетический разбор слов.

    Проверьте:

    Как требует обозначать гласные в безударном положении ваш учитель. Если он использует упрощённую систему транскрипции, ничего страшного: это широко принято. Просто не удивляйтесь тому, что реально вы слышите в безударном положении разные звуки.

    2. Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных

    Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным . Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач’а] - да´ ча, [т’ьл’ив’и´ зър] - телеви´ зор, [с’ино´ н’имы] - сино´ нимы, [б’ир’о´ зы] - берёзы, [карз"и´ ны] - корзи´ ны . Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.

    Сильные позиции по глухости звонкости:

    • перед гласными: [там] - там, [дам] - дам ,
    • перед непарными звонкими [р], [р’], [л], [л’], [н], [н’], [м],[м’],[й’]: [дл’а] - для, [тл’а] - тля ,
    • Перед [в],[ в’]: [свой’] - свой, [звон] - звон .

    Запомни:

    В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.

    Слабые позиции по глухости-звонкости:

    • перед парными по глухости-звонкости: [сла´ тк’ий] - сла´ дкий, [зу´ пк’и] - зу´ бки .
    • перед глухими непарными: [апхва´ т] - обхват, [фхот] - вход.
    • на конце слова: [зуп] - зуб, [дуп] - дуб.

    Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости

    В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие - звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных.


    Оглушение-озвончение согласных

    Оглушение звонких происходит в позициях:

    • перед парными глухими: [фста´ в’ит’] - в ста´ вить ,
    • на конце слова: [клат] - клад.

    Озвончение глухих происходит в позиции:

    • перед парными звонкими: [каз’ба´ ] - кос ьба´

    Cильные позиции по твёрдости-мягкости:

    • перед гласными: [мат’] - мать, [м’aт’] - мять ,
    • на конце слова: [вон] - вон, [вон’] - вонь ,
    • перед губно-губными: [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] и заднеязычными: [к], [к’], [ г], [ г’], [х[, [ х’] для звуков [с], [ с’], [ з], [ з’], [ т], [ т’], [ д], [ д’], [ н], [н’], [ р], [ р’]: [ са´ н’к’и] - Са´ ньки (род. пад.), [с´ анк’и] - са´ нки, [бу´ лка] - бу´ лка, [бу´ л’кът’] - бу´ лькать,
    • все позиции для звуков [л] и [ л’]: [лба] - лба, [пал’ба] - пальба.

    Запомни:

    В сильной позиции твёрдые и мягкие согласные не меняют своего качества.

    Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости.

    • перед мягкими [т’], [д’] для согласных [c], [з], которые обязательно смягчаются: , [з’д’эс’],
    • перед [ч’] и [ш’:] для [н], который обязательно смягчается: [по´ н’ч’ик] - по´ нчик, [ка´ м’ьн’ш’:ик] - ка´ менщик.

    Запомни:

    В ряде позиций сегодня возможно как мягкое, так и твёрдое произношение:

    • перед мягкими переднеязычными [н’], [л’] для переднеязычных согласных [c], [з]: снег - [с’н’эк] и , злить - [з’л’ит’] и [зл’ит’]
    • перед мягкими переднеязычными , [з’] для переднеязычных [т], [д] - подня´ ть - [пад’н’а´ т’] и [падн’а´ т’], отня´ ть - [ат’н’а´ т’] и [атн’а´ т’]
    • перед мягкими переднеязычными [т"], [д"], [с"], [з"] для переднеязычного [н] : ви´ нтик - [в’и´ н"т"ик] и [в’и´ нт’ик], пе´ нсия - [п’э´ н’с’ий’а] и [п’э´ нс’ий’а]
    • перед мягкими губными [в’], [ф’], [б’], [п’], [м’] для губных: вписа´ ть - [ф"п"иса´ т’] и [фп"ис´ ат’], ри´ фме (дат. пад.) - [р’и´ ф"м"э] и [р’и´ фм"э]

    Запомни:

    Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных.
    Писать мягкий знак при позиционном смягчении согласных ошибочно.

    Позиционные изменения согласных по признакам способа и места образования

    Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Но общие закономерности фонетики нужно усвоить. Без этого трудно делать фонетические разборы и выполнять задания тестов. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования. Этот материал - ощутимая помощь для тех, кто хочет избежать ошибок в фонетическом разборе.

    Уподобление согласных

    Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.

    Выучи список:

    [c] и [ш] →[ш:] - сшить

    [з] и [ж] → [ж:] - сжать

    [с] и [ч’] - в корне слов[ш’:] - счастье, счёт
    - на стыке морфем и слов[ш’:ч’] - расчесать, бесчестный, с чем (предлог с последующим словом произносится слитно, как одно слово)

    [с] и [ш’:] →[ш’:] - расщепить

    [т] и [c] - в глагольных формах → [ц:] - улыбается
    -на стыке приставки и корня[цс] - отсыпать

    [т] и [ц] →[ц:] - отцепить

    [т] и [ч’] →[ч’:] - отчёт

    [т] и [т] и [ш’:]←[c] и [ч’] - отсчёт

    [д] и [ш’:] ←[c] и [ч’] - подсчёт

    Расподобление согласных

    Расподобление - это процесс позиционного изменения, противоположный уподоблению.

    [г] и [к’] →[х’к’] - лёгкий

    Упрощение групп согласных

    Выучи список:

    вств - [ств]: здравствуй, чувствовать
    здн - [зн]: поздно
    здц - [сц]: под уздцы
    лнц - [нц]: солнце
    ндц - [нц]: голландцы
    ндш - [нш:] ландшафт
    нтг - [нг]: рентген
    рдц - [рц]: сердце
    рдч - [рч’]: сердчишко
    стл - [сл’]: счастливый
    стн - [сн]: местный

    Произношение групп звуков:

    В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквенные сочетания: ого, его. В место г в них произносится [в]: его, красивого, синего .
    Избегай побуквенного чтения. Произноси слова его, синего, красивого правильно.

    §10. Буквы и звуки

    Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэтому типы соотношения нужно знать.

    Типы соотношения букв и звуков:

    1. Буква обозначает звук, например гласные после твёрдых согласных и согласные перед гласными: погода .
    2. Буква не имеет собственного звукового значения, например ь и ъ : мышь
    3. Буква обозначает два звука, например, йотированные гласные е, ё, ю, я в позициях:
      • начала слова,
      • после гласных,
      • после разделительных ь и ъ .
    4. Буква может обозначать звук и качество предшествующего звука, например йотированные гласные и и после мягких согласных.
    5. Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба.
    6. Две буквы могут обозначать один звук, чаще долгий: сшить, сжать, несся
    7. Три буквы соответствуют одному звуку: улыбаться - тьс - [ц:]

    Проба сил

    Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

    Итоговый тест

    1. От чего зависит качество гласного звука?

      • От формы ротовой полости в момент произнесения звука
      • От преграды, образуемой органами речи в момент произнесения звука
    2. Что называется редукцией?

      • произнесение гласных под ударением
      • произнесение гласных в безударном положении
      • особое произнесение согласных
    3. У каких звуков воздушная струя встречает на своём пути преграду: смычку или щель?

      • У гласных
      • У согласных
    4. Можно ли глухие согласные произнести громко?

    5. Участвуют ли в произнесении глухих согласных голосовые связки?

    6. Сколько пар образуют согласные по глухости-звонкости?

    7. Сколько согласных не имеет пары по глухости-звонкости?

    8. Сколько пар образуют русские согласные по твёрдости-мягкости?

    9. Сколько согласных не имеет пары по твёрдости-мягкости?

    10. Как передаётся мягкость согласных на письме?

      • Особыми значками
      • Сочетаниями букв
    11. Как называется позиция звука в потоке речи, в которой он выступает в своём основном виде, не подвергаясь позиционным изменениям?

      • Сильная позиция
      • Слабая позиция
    12. У каких звуков бывают сильные и слабые позиции?

      • У гласных
      • У согласных
      • У всех: и гласных, и согласных

    Правильные ответы:

    1. От формы ротовой полости в момент произнесения звука
    2. произнесение гласных в безударном положении
    3. У согласных
    4. Сочетаниями букв
    5. Сильная позиция
    6. У всех: и гласных, и согласных

    Вконтакте

    В русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:

    Буква Звуки Буква Звуки
    Б [б ], [б" ] П [п ], [п" ]
    В [в ], [в" ] Р [р ], [р" ]
    Г [г ], [г" ] С [с ], [с" ]
    Д [д ], [д" ] Т [т ], [т" ]
    Ж [ж ], [ж" ] Ф [ф ], [ф" ]
    З [з ], [з" ] Х [х ], [х" ]
    Й [й" ] Ц [ц ]
    К [к ], [к" ] Ч [ч" ]
    Л [л ], [л" ] Ш [ш ]
    М [м ], [м" ] Щ [щ" ]
    Н [н ], [н" ]

    Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука в транскрипции обозначается [" ].

    Твёрдые и мягкие согласные звуки

    Твёрдый согласный звук получается, если после согласной стоит гласная А, О, У, Ы или Э :

    на ло ку мы фэ

    Мягкий согласный звук получается, если после согласной стоит гласная Е, Ё, И, Ю или Я :

    бе лё ки ню ля

    Мягкость согласных звуков также обозначается с помощью мягкого знака - Ь . Сам мягкий знак звука не обозначает. Он пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает один мягкий согласный звук:

    рысь [рыс" ], огонь [огон" ], вьюга [в"й"уга ].

    Большинству согласных букв соответствует два звука: твёрдый и мягкий, такие согласные называются парными.

    Парные согласные по твёрдости - мягкости :

    Но есть согласные буквы, которым соответствует только один из звуков: твёрдый или мягкий. Такие согласные называются непарными.

    Непарные твёрдые согласные (всегда твёрдые):

    Ж [ж ], Ш [ш ], Ц [ц ].

    Непарные мягкие согласные (всегда мягкие):

    Ч [ч" ], Щ [щ" ], Й [й" ].

    В русском языке есть долгий звонкий мягкий звук [ж" ]. Он встречается в небольшом количестве слов и получается только при произнесении сочетаний букв жж, зж, жд :

    вожжи, дребезжать, дождь .

    Звонкие и глухие согласные звуки

    Согласные звуки можно разделить на глухие и звонкие.

    Глухими согласными называются такие звуки, при произношении которых не используется голос. Они состоят только из шума. Например: звуки [с ], [ш ], [ч" ].

    Звонкими согласными называются такие звуки, при произношении которых используется голос, то есть они состоят из голоса и шума. Например: звуки [р ], [ж ], [д ].

    Некоторые звуки составляют пару: звонкий - глухой, такие звуки называются парными.

    Парные согласные по глухости - звонкости :

    Непарные звонкие согласные : Й, Л, М, Н, Р .

    Непарные глухие согласные : Х, Ц, Ч, Щ .

    Шипящие и свистящие согласные звуки

    Звуки [ж ], [ш ], [ч" ], [щ" ] называются шипящими согласными звуками. Звуки [ж ] и [ш ] - это непарные твёрдые шипящие согласные звуки:

    жук [жук ], шут [шут ]

    Звуки [ч" ] и [щ" ] - это непарные мягкие шипящие согласные звуки:

    чиж [ч"иж ], щит [щ"ит ]

    Звуки [з ], [з" ], [с ], [с" ], [ц ] называются свистящими согласными звуками.

    Буква и звук Й

    Буква Й (и краткое) обозначает звук [й" ]: рай [рай" ].

    Буква Й пишется:

    1. В начале слов:

      йод, йогурт .

    2. В середине слов, перед согласными буквами:

      лайка, майка, кофейник .

    3. В конце слов:

      рай, май, твой .

    Звук [й" ] встречается чаще буквы Й , так как он появляется в словах, где нет буквы Й , но есть гласные Я, Е, Ю и Ё . Рассмотрим, в каких случаях звук [й" ] встречается в словах, не содержащих букву Й :

    1. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят в начале слова:

      яма [й"ама ],

    2. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после гласных:

      дует [дуй"эт ],

    3. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного твёрдого знака (Ъ ):

      въезд [вй"эзд ],

    4. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного мягкого знака (Ь ):

      льёт [л"й"от ],

    5. гласная И стоит после разделительного мягкого знака (Ь ):

      ульи [ул"й"и ].

    Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

    Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

    Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

    Типичная ошибка:
    Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

    Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
    Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

    Отличительные признаки мягких и твердых звуков

    Какой звук стоит после согласного:

    • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
    • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

    Отработка на примерах:
    В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
    В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

    • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
    • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

    Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
    Всегда мягкие – й, ч, щ .
    Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

    Мягкий знак и твердый знак

    • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

    Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

    Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

    При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
    При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

    Таблица признаков твердых и мягких звуков

    Твердые:

    1. Перед а,о,у,э,ы.
    2. В конце слова перед согласным.
    3. Ж, ц, ш.

    Мягкие:

    1. Перед гласными е,ё, и, ю, я.
    2. Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
    3. Й, ч, щ.

    Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

    Звонкие и глухие согласные звуки

    В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
    Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.


    Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
    Заучите фразу: «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

    Примеры заданий для детей

    Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):


    Задания на различие пары согласных Г/К