• Концлагеря фашистов, пытки. Самый страшный концлагерь фашистов

    Июль 2016

    1 июля была 75-летняя годовщина одной из самых страшных страниц еврейской истории Украины. Львовский погром 1941 года был лишь одним из эпизодов Холокоста, но благодаря фотодокументам и многочисленным свидетельствам мы увидели воочию, на что способна озверевшая толпа антисемитов - если дать ей волю.

    Мы смотрим в будущее. Но его не бывает без прошлого. Которое ни в коем случае забывать нельзя. Наша задача не сеять раздор между украинским и еврейским народами. Но мы хотим, чтобы новые поколения помнили не только великих Праведников, спасавших евреев, но и грешников с мелкими душонками, евреев уничтожавших и над ними издевавшихся. Помнить нужно, иначе исторические ошибки будут повторяться вновь и вновь.
    Поэтому мы решили познакомить наших читателей с фрагментами одной из самых обстоятельных публикаций на тему Львовского погрома. А источник использован весьма далекий от антиукраинских пропагандистов - это научный труд, который написал профессор Университета Альберты (Эдмонтон) ДЖОН ПОЛ ХИМКА, этнический украинец, родившийся в США. Перевод на украинский язык был опубликован в Интернет-издании “Історична правда”, на русский - в газете “Аргумент”.

    ПОГРОМ

    Накануне Второй мировой войны Львов был многонациональным городом. В 1939 году поляки составляли незначительное большинство его населения (157,490 тыс. из 312,231 тыс. всего населения, то есть чуть больше 50%), за ними следовали евреи (99,595 или 32%) и украинцы (49,747 или 16%).
    В начале войны Львов был в составе Польши, но с сентября 1939-го и до конца июня 1941 года он управлялся советской властью и вошел в состав УССР. 30 июня 1941-го, когда немцы захватили город, власть во Львове вновь сменилась. Погром во Львове проходил на фоне провозглашения в городе украинского государства, которое произошло в первый же день немецкой оккупации.
    Другим важным контекстуальным обстоятельством Львовского погрома 1941 года было обнаружение тысяч полуразложившихся трупов политических заключенных, которые были убиты НКВД в предыдущие дни, когда советы осознали, что стремительное немецкое наступление не дает возможности эвакуировать тюрьмы.

    Когда в понедельник 30 июня немцы входили в город, из горящих тюрем доносился запах незахороненных трупов. Среди жертв было много украинских националистов. Немцы с провокационной целью заставляли евреев получать трупы и выставляли тела для общественного осмотра. Родственники заключенных искали среди трупов своих родных.
    Трупы были найдены в трех тюрьмах: тюрьме на ул. Замарстыновской, Бригидках и тюрьме на Лонцкого. Эти три тюрьмы стали главными местами погрома. Тюрьма на ул. Замарстыновской и Бригидки располагались вблизи еврейского квартала во Львове.
    Представители немецкой армии уже во второй половине 30 июня сообщали, что население Львова обратило свой гнев на убийц из НКВД против “евреев, живущих в городе, которые всегда сотрудничали с большевиками”.
    В тот же день еврейские мужчины были согнаны на так называемые “тюремные работы” - раскапывать и выносить тела убитых в тюрьмах. В последующие дни евреев использовали и для других задач. Привлечение евреев для работ было общепринятым во время погромов и антиеврейских инцидентов в оккупированной нацистами Европе.
    Немецкие войска заставляли евреев приводить в порядок улицы после бомбежки. Выжившие евреи вспоминали, что их также заставляли убирать в домах и чистить туалеты.
    Иногда принуждение к работе обращалось смертельными случаями. Чеслава Будынска, ее сестра и соседская девочка были взяты немцами для работы на поле боя. Их били и толкали, пока они выполняли порученную работу. Другие так же были привлечены к работе, включая мужчин - всего около 150 человек. Позже немцы согнали мужчин к ближайшему водоему, заставляя их заходить в воду все глубже и глубже. Один из немцев при этом топил людей багром. Женщины были свидетелями этого, но сделать ничего не могли.

    Трупы евреев во дворе тюрьмы Бригидки. На обороте фото есть надпись “Bluthof Lemberg”, т.е. “Кровавый двор Львов”

    Во вторник 1 июля Львов стал свидетелем полномасштабного погрома. В этой статье я использую дефиницию Рауля Гилберга: “Что такое погромы? Это короткие вспышки насилия в обществе против еврейского населения”. В тот день насилие приобрело формы ритуала: евреев - мужчин и женщин - выгоняли убирать улицы, евреек унижали в одиночку.
    Львовский погром 1941-го имеет общие черты с более ранним погромом, устроенным в ноябре 1918 года польскими солдатами и городскими жителями. В нем также применялись методы и ритуалы антиеврейских акций, происходивших в других местах оккупированной нацистами Европы.
    Так же, как во Львове в 1918-м (тогдашний ноябрьский погром произошел после ухода из города частей ЗУНР, евреев наказывали за их поддержку украинцев. В целом погибло 50-150 евреев и около 270 украинцев), в Вене в марте 1938-го, в разных местах Польши 1939-го, в 1941 году во Львове евреев насильно выгоняли чистить улицы.
    Целью было заставить евреев, которые были успешными в свободных профессиях и в бизнесе, выполнять унизительную физическую работу. Как заметил один из выживших: “Это было очень унизительное ощущение - когда доктора и профессора чистили улицы с лопатами в руках…”.

    По воспоминаниям одной девочки, немцы и украинцы заставили ее соседку взять свою зубную щетку и чистить ею улицу. Также они заставили одного из евреев убирать конский навоз с улиц своей шляпой. Судя по фотографиям, неевреев во Львове развлекало, как евреи чистят улицы. В определенной степени погром был карнавалом.
    Одной из характерных особенностей погрома было унижение еврейских женщин. Сцены на улице Замарстыновской были сняты немецкими фотооператорами; есть также фильм об этом жестоком обращении.
    Подобные прецеденты уже были во время погромов в оккупированной нацистами Польше.

    В декабре 1939-го в Кракове насильно раздевали евреек - и многие члены ОУН (особенно те, которые должны были вскоре стать костяком бандеровского движения) в это время были в Кракове, пережидая советскую оккупацию Западной Украины. Нет оснований подозревать оуновцев в участии в тех инцидентах, но они вполне могли быть свидетелями событий.
    Во время Пасхального погрома в Варшаве в 1940-м подростки охотились за еврейками с целью ограбления. Очевидно прецедентом погрома, случившегося во Львове в 1941-м, был погром во Львове в 1918-м. Свидетель погрома 1918 года Йозеф Тененбаум пишет: “Женщины были вынуждены раздеваться и стоять голыми на радость жестокой толпы”.
    Во Львове 1941-го женщин толкали, пинали, били в лицо и другие части тела палками и подручными предметами, таскали за волосы, перебрасывали от одного погромщика к другому. Многих раздевали догола и показывали толпе. За некоторым гнались по улицам.

    Роза Московиц имела школьную подругу. Толпа схватила ее, отрезала волосы и гнала по улицам, голую, с криками. Девушка вернулась домой и покончила с собой.
    Поляк, который спасал евреев, вспоминает о 12-летней еврейской девочке, которую бил цепью “хлоп, здоровый как Геркулес”. Неудивительно, что сообщалось и об изнасиловании.
    Беременных женщин били и пинали в живот. Участники погромов раздели двадцатилетнюю еврейскую девушку, вонзили в ее влагалище палку и заставили маршировать мимо почты в тюрьму на Лонцкого, где в то время проводились “тюремные работы”.
    Также женщин обворовывали. Роза Вагнер рассказывала даже, что видела проституток, которые вместе со своими сутенерами требовали обувь и одежду у еврейских женщин. Жертв выбирали наугад, лишь бы они были евреями.
    На погромы евреев собирали украинские милиционеры. Для того, чтобы найти евреев для Замарстыновской тюрьмы и Бригидок, они дом за домом прочесывали еврейские кварталы.

    Еврейские мужчины и женщины чистят улицу возле Оперы. Двое мужчин управляют процессом, пока зрители в толпе наслаждаются зрелищем, особенно женщина в центре фото

    Чтобы набрать евреев для эксгумации и издевательств на Лонцкого, ополченцы задерживали их прямо на улице. Аресты на улице Коперника, которая протянулась от центра города и почтамта к тюрьме на Лонцкого, хорошо задокументированы на фотографиях.
    Во Львове - как и по всей Галичине в течение первых дней немецкого вторжения - еврейских мужчин заставляли эксгумировать трупы жертв НКВД; во время работ их унижали, били и даже убивали. Трупы во Львове эксгумировали и выставляли на всеобщее обозрение уже 30 июня, а 1 и 2 июля процесс продолжался.
    Хотя очевидцы расходятся в датах, но, осуществив анализ имеющихся свидетельств, я склонен считать, что тюремные работы продолжались в течение трех дней, но публичный погром происходил лишь в один день, 1 июля.

    На евреев нападали, когда их конвоировали в тюрьмы 1 июля. Еврейская девочка стала свидетелем того, как подростки били евреев, которых сопровождали в Бригидки, метлами, щетками и камнями.
    Тамара Браницкая рассказывала, что ей и членам ее семьи приказали держать руки вверх в течение тех 10-15 минут, когда они шли в тюрьму на Лонцкого. Когда они шли по улице, люди бежали впереди и били их палками по голове. Кроме того, толпа выламывала из тротуара камни, чтобы иметь возможность бросить чем-то в своих жертв, сопровождая свои действия оскорбительными выкриками.
    “Никто не пытался помочь, - вспоминает Браницкая. - Наоборот, толпа словно получала несказанное удовольствие от всего этого”.
    Свидетельства очевидцев и фотографии показывают, что некоторые евреи были вынуждены ползти в тюрьмы на четвереньках. Лешек Аллерганд рассказывал, как сотни людей проползли на коленях три километра в тюрьму на Бригидках, и все это время их толкали и били.
    Хотя считается, что к работе в тюрьмах отбирали лишь еврейских мужчин, но существуют свидетельства, что там были также женщины и дети.
    В целом большинство сходится на том, что трудоспособных мужчин привлекали непосредственно к работам по эксгумации, тогда как женщин приводили в тюрьмы исключительно для того, чтобы над ними поиздеваться.
    Тем не менее, женщины все же вынуждены были обмывать трупы.
    Эту ситуацию очень хорошо показано на фотографии из коллекции Дэвида Ли Престона. Лиц не видно, но человек, одетый в костюм и уличную обувь, выкапывает тело с помощью лопаты. Очевидно, что его забрали прямо с улицы. Около него стоит человек в характерных сапогах и штанах; мы видим лишь его ноги, но можно предположить, что он был в униформе.

    На обороте фото, сделанном солдатом для собственных нужд, читаем надпись: “Еврей на эксгумации кровавых жертв.” Есть кадры, на которых еврейские женщины очищают грязь с трупов мокрым ветвями.
    Многих еврейских мужчин, которых набирали на работу в тюрьмах, убивали сразу после того, как они выполняли свою задачу.
    Мужчина по фамилии Гольд, который записывал события во Львове после прибытия немцев, слышал, что около часа тридцать - двух часов дня 1 июля около тридцати человек были казнены на Бригидках.
    Герман Кац вспоминал, как его тогда поставили в шеренгу, чтобы застрелить. Он был сорок восьмым; сорок седьмого уже казнили; немецкий солдат уже прицелился в него, когда подошел офицер и сказал: “На сегодня хватит”. Его и других людей, которым посчастливилось выжить, заставили копать могилы для тех, кого казнили.
    Курт Левин оставил подробное описание своих впечатлений от “тюремных работ” в тюрьме на Бригидках. Он описал случаи жестокого избиения как со стороны немцев, так и со стороны местных жителей.
    Один украинец особенно врезался в память Левина. Элегантно одетый в красивую вышиванку, он бил евреев железной палкой. С каждым ударом в воздух взлетали куски кожи, иногда - ухо или глаз. Когда палка сломалась, он нашел огромную обугленную дубину и проломил ею череп первого же еврея, который попал ему под руку - мозги разлетелись во все стороны и попали на лицо Левина и его одежду.
    Левин стал свидетелем того, как немцы расстреляли большое количество евреев. Он должен был беспомощно наблюдать за тем, как убивали его отца, раввина. Немцы постоянно фотографировали жестокие сцены.
    Левин видел, как генерал, застрелив девятнадцатилетнего парня, провозгласил: “работы завершены”. Он имел в виду, что больше на Бригидки не нужно приводить новых жертв.
    Украинская милиция пошла домой, но гестаповцы продолжали издеваться над евреями, а некоторые из них пошли добивать раненых.

    Около девяти часов вечера оставшихся выгнали с территории тюрьмы пинками и ударами. Им приказали вернуться к работе в четыре часа утра следующего дня. “Из двух тысяч человек осталось чуть меньше восьмидесяти.” Из дома Левина забрали тринадцать человек - вернулись только трое.
    Люся Горнштейн жила прямо возле тюрьмы на Бригидках, ее дом фактически граничил с задним двориком тюрьмы, и ее семья могла слышать все, что там происходит. 1 июля Люся и ее мать видели немцев и украинцев в униформе на территории тюрьмы. Выстрелы и крики раздавались весь день.
    Отца Люси и ее брата забрали в Бригидки для эксгумации. Вечером отец вернулся: он выглядел ужасно. Ему удалось скрыться или в ванной, или в какой-то другой маленькой комнатке. Из своего убежища он мог видеть, как они приводили все новых евреев. Сначала их заводили внутрь для того, чтобы они выносили тела, но когда больше людей было уже не нужно, лишних ставили в углу и убивали. Люся поняла, что брат был среди тех, кого застрелили.
    События на Лонцкого подробно описаны Тамарой Браницкой. Когда она прибыла туда, то увидела еврейских женщин, стариков и детей, стоявших в углу у стены. На другом конце двора лежали горы мертвых людей, и евреев заставляли их сортировать. Они должны были переносить тела с одного места на другое.
    В центре дворика были эсэсовцы и гестаповцы. Вместе с матерью и сестрами ее продержали около часа, хотя для них это время казалось вечностью. В конце концов мать собрала в кулак свою отвагу, подошла к офицеру и спросила на немецком, что с ними будут делать. Он ответил: “Мы поставим вас к стенке и расстреляем”. Однако позже пришли высокопоставленные офицеры гестапо и приказали всем женщинам и детям идти домой.
    На обратном пути прохожие продолжали швырять в них камни. Мать подняла руку, чтобы защитить сестру - в нее попал камень, из руки брызнула кровь. Наконец, им удалось добраться домой.
    Вермахт подавил погром вечером первого июля, хотя отдельные случаи насилия случались еще в течение следующих нескольких дней.
    Независимо от погрома как такового в последующие дни немцы осуществляли систематические убийства.
    В немецких отчетах от 16 июля говорилось, что в те дни «полиция задержала и расстреляла 7000 евреев».

    От редакции «ЕО»:

    Конечно, немцы коварно спровоцировали львовский погром. Но не может не удручать, что часть жителей города его охотно осуществила. А сегодня об этом кошмаре весьма неохотно вспоминают в Украине.
    Так учат ли нас чему-то уроки истории?

    1. Некто Алешин сообщал репортеру "Нью-Йорк Таймс" У.Х. Лоуренсу в ноябре 1943 года

    "Немецкие войска приказали им идти в овраг, где должны были оставить свои вещи, Им также пришлось частично раздеться. Затем их выстроили на платформе, расстреляли из пулеметов и бросили в овраг".

    Здесь убивает вермахт. Это не согласовывается с другими сообщениями.

    Как из оврага вытаскивали на поверхность вещи и одежду?

    Массовое убийство на платформе? Почему? И если так, то это возможно только группами. Кто и когда построил платформу?

    Очереди направляемых на место казни людей в узких и извилистых оврагах не могли быть длинными. Из пулемета нельзя стрелять под любым углом, ведь можно попасть в своих. Кроме того, в оврагах велика опасность рикошета, а жертвам легко спрятаться.

    Трупы расстрелянной группы нужно убрать, иначе они образуют огромную гору.

    Если предположить, что время, необходимое на раздевание, расстрел и вывоз трупов каждой группы из 100 человек, составляло 10 минут, то для убийства необходимы не менее 83 часов. Как можно сначала загнать людей в овраг, а затем - после расстрела - в тот же овраг и бросить?

    В конце сентября в Киеве темнеет уже сравнительно рано. 29 сентября шел сильный дождь, все дороги развезло, 30 сентября дождь перешел в снег, дороги стали еще хуже. Расстрелы больших групп людей в темноте невозможны, работать пришлось бы лишь при дневном свете, что заняло бы не менее недели. Прожекторное освещение на войне запрещено, особенно в прифронтовой полосе и в местности, полной партизан. Вин в книге "Шоа Бабьего Яра" фантазирует о прекрасных сентябрьских деньках!

    2. Вилкис, одесский еврей, сообщает:

    "… на близлежащем еврейском кладбище, были сняты могильные плиты и привезены в Бабий Яр, где из них построили большие печи,(…) но трупы горели плохо, ибо не хватало тяги".

    Вилкис сообщает еще, что немцы послали военнопленных на кладбище выкапывать металлические оградки, чтобы сделать из них печные колосники. Во время сожжения немцы убивали других жертв в "душегубках", затем их также сжигали.

    Для транспортировки могильных плит нужны люди и транспорт. Где свидетели? Почему никто никогда не искал эти могильные плиты в качестве вещественных доказательств?

    Сколько же печей нужно было построить для сожжения такого большого количества трупов таким примитивным методом? Функционировали ли бы эти печи в принципе?

    Откуда взялось топливо в таких размерах? Сославшись на исследования в Индии, единственной стране, где мертвых кремируют схожим путем, можно установить:

    Для достаточного, но все равно лишь частичного сожжения 200 тысяч трупов нужно 23 миллиона килограмм дров, штапель высотой и шириной по 1 м и длиной 55 км. Откуда дровишки и кто их нарубил? Кто перевозил трупы к месту кремации? Кто убирал останки? Где свидетели из этой огромной армии работников? Еще невероятнее утверждение о колосниках из решеток могильных оград. Эти решетки мгновенно расплавились бы от высокой температуры.

    3. Не известный по имени зять некоего Хаима Шапиро, привезенный в Бабий Яр, рассказывал следующее:

    "У кладбища евреев заставляли раздеться. 56 тысяч евреев были убиты. Те, кто не умер сразу, были похоронены заживо….

    … на десятый день (после расстрела) нас погнали в Лукьяновский Яр. Мы были в панике. Из свеженасыпанной земли пробивались ручейки крови, крови 56 тысяч убитых евреев. Она кричала нам из земли. В этот день мои волосы поседели".

    Откуда зять Хаима Шапиро получил такую информацию? Да и как, кстати, зовут его самого? Почему он не был среди жертв? Ведь считается, что погибли все? О какой дате идет речь? Где происходила казнь? Почему место раздевания не там, где его называют другие свидетели?

    Что сказал бы патологоанатом о струйках крови, вытекающих из трупов людей, умерших десять дней назад? А место о крови, кричащей из земли, взято из Библии. В первой книге Моисея, глава 4, стих 10, сказано: "Голос брата твоего вопиет ко Мне от земли". (7) Могут ли волосы внезапно поседеть? Немцы сгоняли евреев насильно к месту прошедшей казни, чтобы получить свидетелей?

    4. В книге Э.Р. Вина Л. Левитас сообщает о Риве Когут, позднее ставшей Раисой Генриховной Дашкевич:

    "Рано утром 29 сентября киевские евреи беспрерывной колонной двигались по направлению к железнодорожной станции Сырец…. Сначала отбирались документы и… бросались на кучу, в следующем месте сдавались вещи…. уже на территории еврейского кладбища людей ударами дубинок заставляли раздеться, затем загоняли в овраг. Это и был овраг Бабий Яр. Затем толпу сгоняли по склону оврага вниз, где уже были приготовлены узкие, похожие на террасы площадки… С противоположной стороны гремели пулеметы. Там (…) были расстреляны сотни евреев.(…) Все происходило быстро. Удары (…), укусы собак (..). Люди теряли разум, многие поседели от ужаса. Сильный холодный ливень и головная боль заставляли меня двигаться, я начала выбираться наверх…"

    Массовое поседение?

    На железнодорожную станцию? Депортация в рабочие лагеря?

    Избиение на кладбище? Подготовленные узкие террасы? Кто, когда построил их - за короткое время после захвата Киева? Расстрел из пулеметов в овраге? Укусы собак? Так идет ли речь о сотнях людей, а не о десятках или даже сотнях тысяч?

    5. Дмитрий Орлов, один из предполагаемых свидетелей, показаниями коего пользуется "Черная книга холокоста" 1980 года, рассказывал:

    "На открытой местности было устроено целое бюро с письменными столами. Толпа, ожидавшая в конце улицы перед поставленными немцами ограждениями, столов не видела. По 30 - 40 человек из толпы отделялись и направлялись вооруженными охранниками на "регистрацию". У них отбирали документы и ценные вещи. Документы сразу бросали на землю. Свидетели подтвердили, что все это место было покрыто толстым слоем брошенных бумаг, разорванных паспортов и удостоверений. Потом немцы заставили всех раздеться догола - девочек, женщин, детей и стариков. Одежду собрали и тщательно сложили. У голых мужчин и женщин с пальцев посрывали кольца и этих несчастных заставили стать на самый край глубокого оврага, где расстрельная команда перестреляла их в упор. Тела полетели вниз, детей сбрасывали живьем. Многие теряли рассудок, достигнув места казни".

    Это все он якобы видел в подробностях в течение нескольких минут с территории кабельного завода?

    Дата? Где было бюро? Сколько нужно было людей и времени для всех упомянутых процедур? Какие паспорта у граждан СССР? Есть ли подтверждающие свидетели?

    Пусть даже люди из-за ограждения не видели письменных столов, но треск пулеметных очередей они не могли не слышать. Почему никто не пытался убежать, особенно после наступления сумерек? Ведь пересеченная местность со множеством оврагов идеально к этому подходит.

    Вот еще одно общее замечание. Дорога к месту казни более чем наполовину проходит по хорошо заселенной и застроенной местности. Почему сталинские молодцы после войны не нашли свидетелей из числа проживавших в этих местах? Почему не было свидетелей или сообщений из кругов вермахта? Отправленные в отпуск солдаты и офицеры вряд ли надолго сохранили бы в тайне такие страшные воспоминания. Мы узнаем, что охранники загоняли людей группами по 30–40 человек. Какой расход времени следует из этого?

    Дети и девочки? По еврейским и советским данным были своевременно эвакуированы почти все, вплоть до стариков.

    Тщательное складывание и вывоз одежды в таких больших масштабах требует очень много времени.

    Здесь жертвы стоят на краю оврага, а не в самом овраге… Почему люди, пережившие такой ужас, уже через несколько лет забыли точное место, где стояли жертвы? Пули, не попавшие в цель, могли лететь еще очень далеко. Как была гарантирована безопасность немецких подразделений от этих пуль? Ведь один из военных лагерей располагался всего в 350 м от места расстрела.

    Угол склона кучи трупов уже быстро становится проблемой. Расстрелянных нужно вывозить. Нужно представить, сколько времени потребуется двум людям, чтобы вытащить один труп из окровавленной груды тел, на которой и так очень трудно стоять, пронести его несколько дюжин метров, положить на землю и вернуться назад. А ведь нужно вывозить и землю, чтобы ею засыпать массовую могилу. Почему нет свидетелей этого? Почему аэрофотоснимки не показывают следов таких действий?

    Маленьких детей бросали в овраг живыми. Отсортировывали их заранее? Или стреляли мимо их? Прекращалась ли стрельба, пока детей бросали в овраг? Можно ли с территории кабельного завода за несколько минут увидеть то, что наблюдал Орлов?

    6. Согласно Орлову, другие свидетели сообщали: "Немцы "разбивали малышей о камни". (8)

    Кто внимательно и критически читает Библию, заметит, что истории в стиле "холокоста" не чужды евреям (1 Книга Моисея, гл. 6, стих 1, гл. 19, стих 24, 2 Книга Моисея, гл. 11, Книга Иисуса Навина, гл. 6, Евангелие от Матвея, гл. 2, стих 16). Особенно в сильное возбуждение верующих приводят места из Писания, разжигающие силу воображения. Вот псалом 136, стих 9: "Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!" (9)

    7. Тамара Михасева:

    ".. молодая русская женщина, муж которой был евреем и командиром в Красной Армии… покинула место казни с одним советским немцем, женатым на еврейке… Этот немец ("фольксдойче") ушел с места казни (с Тамарой Михасевой), но лишь после того, как еще раз поднял на руки своего сына, поцеловал его в глаза и попрощался с женой и тещей".

    При проведении секретного массового уничтожения немцы разрешили одному советскому немцу и одной русской женщине прийти посмотреть на место казни? Тамара Михасева обогатила свое повествование лаем множества собак и игравшими из громкоговорителей танцевальными мелодиями, заглушавшими крики жертв.

    8. От еврейки Неси Эльгорт мы узнаем:

    "Она чудесным образом спаслась со своим маленьким сыном Ильей. В нее не попала ни одна пуля, она выбралась из груды теплых, кровавых тел, сотен и тысяч трупов, наваленных один на другой.

    … Для меня теперь очень трудно понять, как я вырвалась из оврага смерти, но я выкарабкалась, ведомая инстинктом самосохранения".

    Ни Неся Эльгорт, ни ее маленький ребенок не пострадали от пуль! Как ей - с ребенком - удалось выползти из под огромной горы трупов? Даже при самом оптимальном положении - что в вышеназванных обстоятельствах более чем невероятно - вес трупов так давил бы на грудную клетку матери и сына, что они попросту не смогли бы дышать. Нужно спросить себя, смогла ли бы она или ребенок без повреждений выдержать вес навалившихся на нее мертвых тел высотой всего 2–3 метра?

    Она выбралась незамеченной из оврага. А где были охранники?

    Почему сбежать смогли только женщины, но среди спасшихся нет ни одного физически намного более сильного мужчины?

    9. Еврейка Елена Бородянская-Кныш попала в Бабий Яр

    "… когда уже стемнело…. Они отобрали нашу одежду и провели дальше метров на пятьдесят, где отобрали документы, кольца и серьги. Они хотели вырвать золотой зуб у старика, но он попытался сопротивляться.

    Около полуночи нам по-немецки приказали построиться… Через несколько секунд на меня посыпались тела…, нас зажало между трупами. Немецкий солдат проверял штыком, не осталось ли кого-либо в живых. Случайно он стал на меня, так что штык прошел мимо меня. Я освободилась, встала, взяла мою дочку, лежавшую без сознания, на руки.. Карабкаясь по склонам оврагов, я нашла дорогу в деревню Бабий Яр".

    В дополнение к этой ужасной истории она рассказала:

    "Я никогда не забуду девочку Сару, ей было лет пятнадцать…, неописуемо красивая. Ее мать забили прикладом винтовки, с девочки пять или шесть немцев содрали платье, но я не видела, что произошло потом".

    Почему эта свидетельница попала в Бабий Яр только с наступлением темноты? В какой день? Должно было бы быть много свидетелей, видевших большую толпу людей начиная с утренней поверки на углу улицы и намного более позднего прохождения процедуры раздевания. Где они?

    Евреям якобы было предписано зарегистрироваться утром 29 сентября. Расстрелы же были не только 29, но и 30 сентября. У Вина сказано даже: "Марш смерти длился три дня и три ночи". Но где тысячи людей проводили ночь (или ночи)?

    По этой версии сначала снимали одежду, а через 50 метров документы, деньги и украшения. Что, все перепутали последовательность процедур? Почему никто из других свидетелей не говорил о проверке челюстей на предмет наличия золотых зубов? Сколько требуется времени на такую проверку?

    Понимали ли киевские евреи приказы на немецком языке?

    Как мог немецкий солдат стоять на Елене Кныш, если она была покрыта телами других людей? Сколько нужно солдату времени, чтобы вскарабкаться по горе трупов, убивая оставшихся в живых штыком? Так что, живых значит, все-таки не хоронили?

    А существовала ли "деревня Бабий Яр" и где точно она была???? Насколько правдоподобна история о насильственном раздевании Сары пятью или шестью немцами, возможно даже в секторе стрельбы из пулеметов?

    10. Один единственный свидетель получил от Советов разрешение (или приказ) выступить заграницей. Дина Пронищева свидетельствовала в 1968 г. в Дармштадте на процессе против 11 членов айнзатцкоманды 4-а. Материалы процесса недоступны исследователям!

    Шабекофф, репортер "Нью-Йорк Таймс", сообщал:

    ".. стреляя и, когда некоторые еврейские жертвы еще были живы, взрывая стены оврага в Бабьем Яру".

    То, что Анатолий Кузнецов узнал от нее и описал в своем романе "Бабий Яр", не сходится с другими свидетельствами, например:

    "немецкие солдаты расстреливали евреев вдоль оврага в Бабьем Яру в течение всей ночи, в полумраке, при огне маленького лагерного костра".

    Еще больше путаницы создает чтение свидетельств Дины Пронищевой в книге Вина. Основные отличия от протокола ее показаний в Дармштадте даны здесь в скобках с указанием буквы "П" - т. е. "протокол".

    "28 сентября 1941 года во всем городе был вывешен приказ немецких властей около 8 часов утра (П. - в 8 часов) в районе улиц Дегтяревскаер и Мельник (П - Дехтяревская и Мельникова)… мои родители и сестра двинулись на сборный пункт… (П. было очень жарко) Большие группы людей… Их сопровождали русские, украинцы и граждане других национальностей… Улицы (…) в районе кладбища были переполнены людьми. Когда мы подошли к сборному пункту, то увидели оцепление из немецких солдат и офицеров, а также полицейских. (П. - бронекавалеристов). (П. - мы пошли на гору)… нас вели группами по 40 - 50 человек в т. н. "коридор", шириной с три метра, образованный немцами, стоявшими близко друг к другу с палками, резиновыми дубинками и собаками. Немцы всех жестоко избивали. (П. - многие падали и были насмерть раздавлены.)… в конце коридора полицейские нас раздевали… до нижнего белья (П. - совсем догола), избитых и раздетых людей гнали группами в овраг Бабьего Яра… Нас подогнали к краю оврага и начали расстреливать из автоматов (П. - пулеметов). (П. - в протоколе совсем другая версия. Немецкий солдат предложил отпустить ее, если она переспит с ним. Она выдала себя за русскую, доказывала это трудовой книжкой и профсоюзным билетом, ее отослали на какой-то холм, и лишь к вечеру по приказу немецкого офицера вместе с остальными погнали в овраг.)… когда очередь подошла ко мне, я живой спрыгнула в яр (П. - прыгнула в ров). Здесь расхаживали немцы и полицейские, которые расстреливали или добивали оставшихся в живых. Кто-то из немцев или полицейских перевернул меня ногой, встал мне на руку и на грудь (П. - ударил меня). Потом они начали засыпать трупы землей и песком. (П. - я осталась лежать под землей.) Мне нечем было дышать, я освободилась одной рукой (П. - правая рука, на которой стоял солдат, доставляла мне боль.) и выкарабкалась на край оврага. На второй день я видела, как немцы охотились за старой женщиной и 5–6 - летним мальчиком, сбежавшими из оврага. Старушку застрелили, мальчика закололи ножом. В десяти метрах от этого места прошли семь немцев, ведущих с собою двух девушек. Они там их изнасиловали, затем зарезали".

    К сообщению мистера Шабекоффа в "Нью-Йорк Таймс". Кто сверлил дыры для закладывания взрывчатки для взрыва откосов оврага? Откуда взялись машины для этого, и почему нет свидетелей таких сложных работ? Почему на снятых с самолетов фотографиях тоже нет следов этих работ?

    К сообщениям Анатолия Кузнецова. Неужели немцы палили всю ночь над оврагом, не боясь подстрелить собственных солдат?

    К тому, что Вин посчитал пригодным для публикации и к выступлению Пронищевой на процессе в Дармштадте следующие вопросы:

    · Около 8 часов или в 8 часов? Ошибочные названия улиц в устах киевлянки? Почему ее описание погоды совершенно неверно? Как можно было вернуться к семье, если ее увезли? Где обреченных на смерть отделяли от сопровождавших их русских, украинцев и граждан других национальностей (каких?)? Где гора? Почему все остальные свидетели забыли о "коридоре" с избиениями? Кто такие "бронекавалеристы"? (10)

    · Раздевали до белья или догола? У голых людей были с собой трудовые книжки и профсоюзные билеты? Насмерть раздавленные? Прыжок через овраг? Овраг или ров? Холм? Пулеметы или автоматы? (11)

    · Пробовал ли кто-либо перевернуть ногой тело человека, зажатое между другими телами? Солдат ударил мертвую? Какое присутствие духа должно было быть у девушки, чтобы она не пискнула и вообще никак не отреагировала, когда солдат наступил ей на руку и на грудь, ударил ее? Какой храбростью должна она обладать, чтобы после всего этого, в течение еще двух дней, наблюдать за происходящим на месте преступления? Не было ли ей холодно - в нижнем белье или совсем голой?

    · Насколько вероятны рассказы о предложении переспать, об изнасилованных и зарезанных девушках. Секс с еврейками считался "постыдным загрязнением крови" и запрещался.(12)

    · Почему Пронишева понимала немецкий язык в Бабьем Яру, а в Дармштадте - ни слова? Объясняет ли ее профессия - актриса в кукольном театре - ее тягу к сочинительству?(13)

    11. Из досье Центрального юридического бюро в Людвигсбурге по расследованию нацистских военных преступлений - которые, однако, тоже недоступны критическим исследователям, Клее, Дрессен и Рисс передали показания трех свидетелей: Хёфера (Х), Курта Вернера (В) и Антона Хайдборна (А).

    Согласно Х. евреи должны были аккуратно раздеваться на площадке за 150 м от оврага, по В. - за километр. Потом голых людей направляли в овраг - по Х. 150 м длиной, 30 м шириной и 15 м глубиной, по В., с другой стороны, уже 400 м длиной, 80 м шириной вверху и 10 м внизу, 10 м глубиной. По Х. в овраг вели 2 или 3 узких прохода, по В. их подводили к раю оврага, затем они сами по склону спускались вниз.

    Х. утверждал, что на каждом конце оврага стояло лишь по одному стрелку, у В. всего было 12 стрелков. Х. сказал, что на каждом входе стоял "упаковщик", клавший жертв на трупы. Потом полицейский из охранной полиции пристреливал их из автомата в затылок. Детей расстреливали с матерями вместе.

    В. сообщал, что "евреев укладывали лицом к земле на склоны оврага" и убивали выстрелом в затылок. Следующиx укладывали уже на трупы.

    Через три дня после казни горы трупов стали засыпать землей. Согласно А. через три дня из горы трупов помахали рукой.

    Время, необходимое для казни, при 2 "упаковщиках" и 12 стрелках? Как согласуется положение убитых, прижатых к стенке оврага с изображением в книге Вина, по которому трупы лежат в плоскости на дне оврага, а не на откосах?

    Почему критически мыслящие умы не допускаются к документам, и не только в Людвигсбурге?

    Почему, по крайней мере, прокурор Вилли Дрессен не обратил внимания на противоречия в показаниях, не говоря о заявленных совершенно невозможных обстоятельствах? Почему авторы забыли о 300 тысячах евреев из сообщения 106, которые жили в Киеве, а называют их общее число в 150 тысяч, согласно сообщению 97 от 28 сентября 1941 г.?

    Почему "папа" теории холокоста Джеральд Рейтлинджер в своей книге "Окончательное решение" еще в 1961 году удивлялся, как было возможно держать такую массу людей на улице в течение двух дней, но этого не замечают герр Клее и его соавторы?

    12. Теперь к Адальберту Рюккерлю. Его безымянный свидетель, похоже, и есть В. из предыдущего абзаца. Вот что он сообщает:

    ".. расстреляно… все еврейство Киева… Расстрелы до пяти или шести часов… Все были голые".

    В другой книге мы узнаем: Рюккерль без изменений пользуется сообщением 106. Он цитирует места об ограждении места казни, засыпание рва после расстрела, о нескольких советских гражданах, тайно наблюдавших за расстрелом. Он считает, что нейтральных свидетелей почти не было и что их показания в основном непригодны для перевода обвиняемых. В качестве доказательства он цитирует свидетельницу Н.Т. Горбачеву из Киева

    ".. проживала на Тираспольской улице, 55, кв. 2, недалеко от места, которое называется Бабий Яр. 22 сентября 1941 года я сама видела, как в течение дня в Бабий Яр въехало около 40 грузовиков полных жителями еврейской национальности. Я и еще несколько женщин… двинулись, не замеченные немецкими охранниками, к месту, где сгружали людей. Мы видели, как за 15 метров до начала Бабьего Яра немцы заставляли евреев раздеться и приказывали бежать вдоль Бабьего Яра. Потом немцы стреляли по бегущим из пулеметов и автоматов…. В овраге находились не только расстрелянные, но и раненые и даже живые дети. Тем не менее, немцы засыпали овраг землей, при этом было видно, что тонкий слой земли шевелится".

    Рюккерль возражает лишь против даты и использования грузовиков. Он считает, что их могли использовать только для тех, кто не мог ходить сам. Рюккерль замалчивает, что Горбачева утверждала:

    "Расстрелы евреев длились несколько дней".

    По сведениям безымянного свидетеля, работа заканчивалась в 18.00. То есть, все, кто говорил о ночных расстрелах, лгали? Или нет?

    Неужели советская Вавилонская башня лжи и пропаганды для Рюккерля настолько привлекательна, что до сих пор в его глазах изданная в СССР в 1963 году книга является достоверным доказательством?

    Смог бы Рюккерль найти на плане Киева Тираспольскую улицу (он ошибочно пишет ее так - "Тираспольс-Кая") вблизи "места" Бабий Яр? (14)

    Сколько людей можно перевести на 40 грузовиках, особенно с вещами?

    Действительно ли Рюккерль верит, что некоторые русские дамы настолько безумны, смертельно храбры или любопытны, что проскальзывают мимо охраны злого врага и наблюдают за массовыми экзекуциями? Есть ли Бабий Яр, имеющий "начало" и вдоль которого можно бежать?

    Согласуется ли "тонкий слой земли" с земляной массой засыпанного оврага? Не задохнулись ли сразу же при закапывании те, в кого не попала пуля?

    13. Чиновник Гестапо по церковным вопросам Адальберт Хартль видел в марте 1942 года в Бабьем Яру "маленькие взрывы, выбрасывающие столбы земли. Это оттепель высвобождала газы из тысячи трупов".

    Что должен был гестаповский спец по церковным делам делать в Бабьем Яру? Маленькие взрывы и земляные столбы полная чепуха, ведь даже если мокрая почва хорошо промерзает, она не становится герметичной, особенно песчаная.

    Фашисты на протяжении оккупации территории СРСР постоянно прибегали к разнообразного рода пыткам. Все пытки были разрешены на государственном уровне. Закон также постоянно усиливал репрессии по отношению к представителям не арийской нации – пытки имели идеологическую основу.

    Наиболее жестоким пыткам подвергались военнопленные и партизаны, а также женщины. Примером нечеловеческих пыток женщин фашистами, можно назвать действия, которые немцы применяли к пленной подпольщице Анеле Чулицкой.

    Эту девушку фашисты каждое утро запирали в камере, где она подвергалась чудовищным побоям. Остальные пленные слышали ее крики, которые раздирали душу. Анель выносили уже, когда та потеряла сознание и бросали, словно мусор в общую камеру. Остальные пленные женщины пытались облегчить ее боль благодаря компрессам. Анель рассказывала пленным, что ее подвешивали к потолку, вырезали куски кожи и мышц, избивали, насиловали, ломали кости и вводили воду под кожу.

    В конце концов, Анель Чулицкую убили, последний раз ее тело видели изуродованным практически до неузнаваемости, у нее были отрублены руки. Ее тело долгое время висело на одной из стен коридора, как напоминание и предупреждение.

    Немцы прибегали к пыткам даже за пение в камерах. Так Тамару Русову избили за то, что та пела песни на русском языке.

    Довольно таки часто к пыткам прибегали не только гестапо и военные. Пленных женщин пытали также и немецкие женщины. Есть сведенья, в которых говорится о Тане и Ольге Карпинскими, которых изуродовала до неузнаваемости некая фрау Босс.

    Фашистские пытки были разнообразные, и каждая из них была бесчеловечней другой. Часто женщинам не давали спать несколькими сутками, даже неделей. Лишали их воды, женщины страдали от обезвоживания, а немцы заставляли их пить очень соленую воду.

    Женщины очень часто были в подполье, а борьба против подобных действий сильно наказывалась со стороны фашистов. Подполье всегда пытались подавить как можно быстрее и ради этого прибегали к таким жестоким мерам. Также женщины работали в тылу у немцев, добывали различные сведенья.

    В основном пытки проводили солдаты гестапо (полиция Третьего Рейха), а также солдаты СС (элитные бойцы, подчиняющиеся лично Адольфу Гитлеру). Кроме того к пытками прибегали так называемые«полицаи» – коллаборационисты, которые контролировали порядок в поселениях.

    Женщины страдали больше чем мужчины, так как поддавались постоянным сексуальным домогательствам и многочисленным изнасилованиям. Нередко изнасилования были групповыми. После подобных издевательств девушек зачастую убивали, чтобы не оставлять следов. Кроме этого их травили газом, заставляли хоронить трупы.

    Как вывод, можно сказать, что фашистские пытки касались не только военнопленных и мужчин в целом. Наиболее жестокими фашисты были именно к женщинам. Многие солдаты нацистской Германии часто насиловали женское население оккупированных территорий. Солдаты искали способа «развлечься». Кроме того никто не мог мешать нацистам делать это.

    Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории и судьбах людей. Многие потеряли близких людей, которые были убиты или замучены. В статье мы рассмотрим концлагеря фашистов и те зверства, что творились на их территориях.

    Что такое концлагерь?

    Концлагерь или концентрационный лагерь - специальное место, предназначенное для заключения лиц следующих категорий:

    • политические заключенные (противники диктаторского режима);
    • военнопленные (захваченные солдаты и мирные жители).

    Концлагеря фашистов печально прославились нечеловеческой жестокостью к узникам и невозможными условиями содержания. Появляться эти места заключения стали еще до прихода Гитлера к власти, и уже тогда делились на женские, мужские и детские. Содержались там, в основном, евреи и противники нацистского строя.

    Жизнь в лагере

    Унижения и издевательства для заключенных начинались уже с момента транспортировки. Людей перевозили в товарных вагонах, где не было даже проточной воды и отгороженного отхожего места. Естественную нужду узники должны были справлять публично, в бак, стоящий посреди вагона.

    Но это было только начало, множество издевательств и мучений готовили для неугодных нацистскому режиму концлагеря фашистов. Пытки женщин и детей, медицинские эксперименты, бесцельная изнуряющая работа - вот далеко не весь перечень.

    Об условиях содержания можно судить по письмам заключенных: «жили в адских условиях, оборванные, разутые, голодные… меня постоянно и жестоко избивали, лишали питания и воды, подвергали пыткам…», «Расстреливали, секли, травили собаками, топили в воде, забивали палками, морили голодом. Заражали туберкулезом… душили циклоном. Отравляли хлором. Жгли…».

    С трупов снимали кожу и срезали волосы - все это потом использовалось в текстильной промышленности Германии. Ужасающими опытами над заключенными прославился врач Менгеле, от чьей руки погибли тысячи человек. Он исследовал психическое и физическое истощение организма. Проводил эксперименты над близнецами, в ходе которых им пересаживали органы друг от друга, переливали кровь, сестер принуждали рожать детей от собственных братьев. Делал операции по смене пола.

    Подобными издевательствами прославились все фашистские концлагеря, названия и условия содержания в основных из них мы рассмотрим ниже.

    Лагерный рацион

    Обычно дневной рацион в лагере был следующим:

    • хлеб - 130 гр;
    • жир - 20 гр;
    • мясо - 30 гр;
    • крупа - 120 гр;
    • сахар - 27 гр.

    Хлеб выдавался на руки, а остальные продукты шли на приготовление пищи, которая состояла из супа (выдавали 1 или 2 раза в день) и каши (150 - 200 гр). Надо отметить, что подобный рацион предназначался только для работающих. Те же, кто по какой-то причине оставался не занят, получал и того меньше. Обычно их порция состояла только из половинной порции хлеба.

    Список концентрационных лагерей разных стран

    На территориях Германии, союзных и захваченных стран создавались фашистские концлагеря. Список их немал, но назовем основные:

    • На территории Германии - Галле, Бухенвальд, Котбус, Дюссельдорф, Шлибен, Равенсбрюк, Эссе, Шпремберг;
    • Австрии - Маутхаузен, Амштеттен;
    • Франции - Нанси, Реймс, Мюлуз;
    • Польши - Майданек, Красник, Радом, Освенцим, Пшемысль;
    • Литвы - Димитравас, Алитус, Каунас;
    • Чехословакии - Кунта-гора, Натра, Глинско;
    • Эстонии - Пиркуль, Пярну, Клоога;
    • Беларуси - Минск, Барановичи;
    • Латвии - Саласпилс.

    И это далеко не полный список всех концентрационных лагерей, что были построены фашистской Германией в довоенные и военные годы.

    Саласпилс

    Саласпилс, можно сказать, самый страшный концлагерь фашистов, потому что, кроме военнопленных и евреев, в нем содержали и детей. Располагался он на территории оккупированной Латвии и был центральным восточным лагерем. Находился недалеко от Риги и функционировал с 1941 (сентябрь) по 1944 год (лето).

    Детей в этом лагере не только содержали отдельно от взрослых и массово уничтожали, а использовали как доноров крови для немецких солдат. Каждый день у всех детей забирали около полулитра крови, что приводило к быстрой гибели доноров.

    Саласпилс не был похож на Освенцим или Майданек (лагеря уничтожения), где людей сгоняли в газовые камеры, а затем сжигали их трупы. Он был направлен на медицинские исследования, в ходе которых погибло более 100 000 людей. Саласпилс был не такой, как другие концлагеря фашистов. Пытки детей здесь были обыкновенным делом, которое проходило по расписанию с тщательной записью результатов.

    Опыты над детьми

    Показания свидетелей и результаты расследований выявили следующие способы истребления людей в лагере Саласпилс: избиение, голод, отравление мышьяком, впрыскивание опасных веществ (чаще всего детям), проведение хирургических операций без обезболивающих, выкачивание крови (только у детей), расстрелы, пытки, бесполезный тяжелый труд (перенос камней с места на место), газовые камеры, закапывание заживо. В целях экономии боеприпасов уставом лагеря было предписано убивать детей только прикладами. Зверства фашистов в концлагерях превзошли все, что видело человечество в Новом времени. Подобное отношение к людям не может быть оправдано, потому что нарушает все мыслимые и немыслимые моральные заповеди.

    Дети недолго оставались с матерями, обычно их быстро забирали и распределяли. Так, дети до шестилетнего возраста находились в специальном бараке, где их заражали корью. Но не лечили, а усугубляли заболевание, например, купанием, отчего дети гибли за 3 - 4 дня. Таким способом немцы умертвили более 3 000 человек в течение одного года. Тела умерших частью сжигали, а частью закапывали на территории лагеря.

    В Акте Нюрнбергского процесса «об истреблении детей» приводились следующие числа: при раскопке только пятой части территории концлагеря было обнаружено 633 детских тела в возрасте от 5 до 9 лет, расположенных слоями; также была найдена площадка, пропитанная маслянистым веществом, где были найдет останки несгоревших детских костей (зубы, ребра, суставы и т.д.)

    Саласпилс поистине самый страшный концлагерь фашистов, потому что описанные выше зверства - далеко не все мучения, которым подвергались заключенные. Так, зимой привезенных детей босыми и голыми гнали до барака полкилометра, где они должны были вымыться в ледяной воде. После этого тем же способом гнали детей в следующее здание, где их держали в холоде по 5-6 дней. При этом возраст старшего ребенка не достигал даже 12 лет. Все, кто выжил после этой процедуры, подвергались еще и травлению мышьяком.

    Детей грудного возраста держали отдельно, проводили им впрыскивания, от которых ребенок в мучениях погибал за несколько дней. Давали кофе и отравленные каши. От экспериментов в день умирало около 150 детей. Тела погибших выносились в больших корзинах и сжигались, сбрасывались в выгребные ямы или были закопаны недалеко от лагеря.

    Равенсбрюк

    Если мы начнем перечислять женские концлагеря фашистов, то Равенсбрюк будет стоять на первом месте. Это был единственный лагерь такого типа на территории Германии. Он вмещал тридцать тысяч заключенных, но к концу войны был переполнен на пятнадцать тысяч. В основном содержались русские и польские женщины, евреек насчитывалось примерно 15 процентов. Прописанных указаний, касающихся пыток и истязаний, не было, линию поведения надсмотрщицы выбирали сами.

    Прибывающих женщин раздевали, обривали, мыли, выдавали робу и присваивали номер. Также на одежде указывалась расовая принадлежность. Люди превращались в обезличенный скот. В небольших бараках (в послевоенные годы в них жили по 2-3 семьи беженцев) содержалось примерно триста заключенных, которые размещались на трехэтажных нарах. Когда лагерь был переполнен, в эти клетушки сгоняли до тысячи человек, которым приходилось спать всемером на одних нарах. В бараках было несколько туалетов и умывальник, но их было настолько мало, что полы через несколько дней были усеяны экскрементами. Такую картину представляли практические все концлагеря фашистов (фото, представленные здесь - лишь малая доля всех ужасов).

    Но в концлагерь попадали не все женщины, предварительно производился отбор. Сильных и выносливых, годных для работы, оставляли, а остальные уничтожались. Трудились заключенные на стройках и пошивочных мастерских.

    Постепенно Равенсбрюк был укомплектован крематорием, как и все концлагеря фашистов. Газовые камеры (прозванные заключенными душегубками) появились уже под конец войны. Пепел из крематориев отправлялся на близлежащие поля в качестве удобрений.

    Проводились в Равенсбрюке и опыты. В специальном бараке, называвшемся «лазарет», немецкие ученые испытывали новые лекарственные препараты, предварительно заражая или калеча подопытных. Выживших было немного, но и те до конца жизни страдали от перенесенного. Также проводились эксперименты с облучением женщин рентгеновскими лучами, от которых выпадали волосы, пигментировалась кожа, наступала смерть. Проводились вырезания половых органов, после которых выживали немногие, да и те быстро старели, и в 18 лет выглядели как старухи. Подобные опыты проводили все концлагеря фашистов, пытки женщин и детей - главное преступление нацистской Германии против человечества.

    На момент освобождения концлагеря союзниками там оставалось пять тысяч женщин, остальные были убиты или перевезены в другие места заключения. Пришедшие в апреле 1945 года советские войска приспособили лагерные бараки для поселения беженцев. Позднее Равенсбрюк превратился в пункт дислокации советских военных частей.

    Концлагеря фашистов: Бухенвальд

    Строительство лагеря началось в 1933 году, рядом с городком Веймар. Вскоре начали прибывать советские военнопленные, ставшие первыми заключенными, они и достраивали «адский» концлагерь.

    Строение всех сооружений было строго продумано. Сразу за воротами начинался «Appelplat» (плац), специально предназначенный для построения узников. Вместимость его составляла двадцать тысяч человек. Недалеко от ворот был карцер для допросов, а напротив располагалась канцелярия, где обитали лагерфюрер и дежурный офицер - лагерное начальство. Глубже находились бараки для заключенных. Все бараки были пронумерованы, насчитывалось их 52. При этом для жилья предназначалось 43, а в остальных были устроены мастерские.

    Страшную память оставили после себя концлагеря фашистов, названия их до сих пор вызывают во многих страх и оторопь, но самый ужасающий из них - Бухенвальд. Самым страшным местом считался крематорий. Туда приглашали людей под предлогом медицинского осмотра. Когда заключенный раздевался, его расстреливали, а тело отправляли в печь.

    В Бухенвальде содержались только мужчины. При прибытии в лагерь им присваивался номер на немецком языке, который нужно было выучить за первые сутки. Работали узники на Густловском заводе по производству оружия, который располагался в нескольких километрах от лагеря.

    Продолжая описывать концлагеря фашистов, обратимся к так называемому «малому лагерю» Бухенвальда.

    Малый лагерь Бухенвальда

    «Малым лагерем» называлась карантинная зона. Условия жизни здесь были, даже в сопоставлении с главным лагерем, просто адские. В 1944 году, когда немецкие войска начали отступать, в этот лагерь свезли заключенных из Освенцима и лагеря Компьень, в основном это были советские граждане, поляки и чехи, позднее и евреи. Места всем не хватало, поэтому часть узников (шесть тысяч человек) была размещена в палатках. Чем ближе был 1945 год, тем больше становилось перевезенных пленных. А между тем, «малый лагерь» включал 12 бараков размером 40 х 50 метров. Пытки в концлагерях фашистов были не только специально запланированными или с научной целью, пыткой была сама жизнь в таком месте. В бараках проживало по 750 человек, их ежедневная пайка состояла из небольшого кусочка хлеба, неработающим больше не полагалось.

    Отношения среди заключенных были жесткие, задокументированы случаи каннибализма, убийства за чужую порцию хлеба. Распространенной практикой было хранить тела умерших в бараках, чтобы получать их пайку. Одежда покойника делилась между его сокамерниками, часто за нее дрались. Из-за подобных условий в лагере были распространены инфекционные заболевания. Прививки только усугубляли ситуацию, так как инъекционные шприцы не менялись.

    Всю бесчеловечность и ужас концлагеря фашистов фото просто не в состоянии передать. Рассказы же свидетелей не предназначены для слабонервных. В каждом лагере, не исключая и Бухенвальд, были медицинские группы врачей, которые проводили на заключенных опыты. Надо отметить, что полученные ими данные позволили немецкой медицине шагнуть далеко вперед - ни в одной стране мира не было такого количество подопытных людей. Другой вопрос, стоило ли это миллионов замученных детей и женщин, тех нечеловеческих страданий, что пережили эти ни в чем не повинные люди.

    Заключенных облучали, ампутировали здоровые конечности и вырезали органы, стерилизовали, кастрировали. Проверяли, как долго человек способен выдерживать сильный холод или жару. Специально заражали болезнями, вводили экспериментальные лекарства. Так, в Бухенвальде разрабатывалась противотифозная вакцина. Кроме тифа, заключенных инфицировали оспой, желтой лихорадкой, дифтерией, паратифом.

    С 1939 года лагерем управлял Карл Кох. Его жена, Ильза, была прозвана «бухенвальдской ведьмой» за любовь к садизму и нечеловеческим издевательствам над заключенными. Ее боялись больше, чем мужа (Карла Коха) и нацистских медиков. Позднее ее прозвали «фрау Абажур». Этому прозвищу женщина обязана тем, что делала из кожи убитых пленных различные декоративные вещи, в частности, абажуры, которыми очень гордилась. Больше всего ей нравилось использовать кожу русских пленных с татуировками на спине и груди, а также кожу цыган. Вещи из такого материала казались ей наиболее изящными.

    Освобождение Бухенвальда произошло 11 апреля 1945 года руками самих же узников. Узнав о подходе союзных войск, они обезоружили охрану, взяли в плен лагерное руководство и двое суток управляли лагерем, пока не подошли американские солдаты.

    Освенцим (Аушвиц-Биркенау)

    Перечисляя концлагеря фашистов, Освенцим невозможно обойти стороной. Это был один из крупнейших концентрационных лагерей, в котором погибло по разным данным от полутора до четырех миллионов человек. Точные данные о погибших так и остались не выяснены. В основном жертвами были еврейские военнопленные, которые уничтожались сразу по прибытии в газовых камерах.

    Сам комплекс концентрационных лагерей носил название Аушвиц-Биркенау и располагался в предместьях польского города Освенцима, чье название стало нарицательным. Над лагерными воротами были выгравированы следующие слова: «Труд освобождает».

    Этот огромный комплекс, построенный в 1940 году, состоял из трех лагерей:

    • Аушвиц I или главный лагерь - здесь размещалась администрация;
    • Аушвиц II или «Биркенау» - был назван лагерем смерти;
    • Аушвиц III или Буна Моновиц.

    Изначально лагерь был небольшим и предназначался для политических заключенных. Но постепенно в лагерь прибывали все новые и новые пленные, 70% из которых уничтожались сразу. Многие пытки в концлагерях фашистов были заимствованы именно из Освенцима. Так, начала функционировать в 1941 году первая газовая камера. Использовался газ «Циклон Б». Впервые опробовано страшное изобретение было на советских и польских заключенных общей численностью около девятисот человек.

    Аушвиц II начал свое функционирование с 1 марта 1942 года. Его территория включала четыре крематория и две газовые камеры. В этом же году начались медицинские эксперименты над женщинами и мужчинами по стерилизации и кастрации.

    Вокруг Биркенау постепенно образовывались небольшие лагеря, где содержались заключенные, работающие на заводах и шахтах. Один из таких лагерей, постепенно разросшись, и стал называться Аушвиц III или Буна Моновиц. Здесь содержалось примерно десять тысяч пленных.

    Как любые концлагеря фашистов, Освенцим хорошо охранялся. Контакты с внешним миром были под запретом, территорию окружал забор из колючей проволоки, вокруг лагеря на расстоянии километра выставлялись караульные посты.

    На территории Освенцима непрерывно работало пять крематориев, которые, по подсчетам специалистов, обладали месячной производительностью примерно в 270 тысяч трупов.

    27 января 1945 года советскими войсками был освобожден лагерь Аушвиц-Биркенау. К тому времени в живых осталось примерно семь тысяч пленников. Такое малое количество выживших связано с тем, что примерно за год до этого в концлагере начались массовые убийства в душегубках (газовых камерах).

    С 1947 года на территории бывшего концентрационного лагеря начал функционировать музей и мемориальный комплекс, посвященный памяти всем погибшим от рук фашистской Германии.

    Заключение

    За все время войны по статистике в плену оказалось примерно четыре с половиной миллиона советских граждан. В основном это были мирные жители с оккупированных территорий. То, что пережили эти люди, сложно даже представить. Но не только издевательства фашистов в концлагерях суждено было им снести. Благодаря Сталину после освобождения, вернувшись домой, они получили клеймо «предатели». На родине их ждал ГУЛАГ, а их семьи были подвергнуты серьезным репрессиям. Один плен сменился для них другим. В страхе за свою жизнь и жизни близких, они меняли фамилии и всячески пытались скрыть пережитое.

    До недавнего времени информация о судьбах заключенных после освобождения не афишировалась и замалчивалась. Но люди, пережившее такое, просто не должны быть забыты.

    30 ноября 1941 года нелюди в нацисткой форме повесили русскую героиню. Её звали Зоя Космодемьянская. Память о ней и о других героях, отдавших жизнь за нашу свободу, крайне важна. Сколько наших СМИ вспомнят о Зое Космодемьянской и расскажут о ней в эти выходные в новостях? О не наших СМИ упоминать вообще не стоит…

    Статью о Зое Космодемьянской я публиковал . Автором этого материала являлся наш коллега из « » К сожалению за 2 прошедших года этот материал из исторического превратился в злободневный и приобрел совершенно иное звучание.

    «29 ноября 1941 года героически погибла Зоя Космодемьянская. Ее подвиг стал легендой. Она была первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Ее имя стало нарицательным и вписано заглавными буквами в героическую историю русского народа - народа-победителя.

    Избивали фашисты и мучили,
    Выгоняли босой на мороз,
    Были руки веревками скручены,
    Пять часов продолжался допрос.
    На лице твоем шрамы и ссадины,
    Но молчанье ответом врагу.
    Деревянный помост с перекладиной,
    Ты босая стоишь на снегу.
    Юный голос звучит над пожарищем,

    Над молчаньем морозного дня:
    — Умирать мне не страшно, товарищи,
    Мой народ отомстит за меня!

    АГНИЯ БАРТО

    Впервые о судьбе Зои стало широко известно из очерка Петра Александровича Лидова «Таня», опубликованного в газете «Правда» 27 января 1942 года и рассказывающего о казни фашистами в подмосковной деревне Петрищево девушки-партизанки, назвавшей себя на допросе Таней. Рядом была опубликована фотография: изувеченное женское тело с веревкой на шее. Тогда было ещё не известно настоящее имя погибшей . Одновременно с публикацией в «Правде» в«Комсомольской правде» был опубликован материал Сергея Любимова «Мы не забудем тебя, Таня».

    У нас был культ подвига «Тани» (Зои Космодемьянской) и он прочно вошел в родовую память народа. Ввёл этот культ товарищ Сталин лично . 16 февраля 1942 года ей было присуждено звание Героя Советского Союза посмертно. А статья-продолжение Лидова - «Кто была Таня», вышла лишь два дня спустя - 18 февраля 1942 года. Тогда вся страна узнала настоящее имя убитой фашистами девушки: Зоя Анатольевна Космодемьянская , ученица десятого класса школы N 201 Октябрьского района Москвы. Ее узнали школьные друзья по фотографии, сопровождавшей первый очерк Лидова.

    «В первых числах декабря 1941 года в Петрищеве, близ города Вереи, - писал Лидов, - немцы казнили восемнадцатилетнюю комсомолку-москвичку, назвавшую себя Татьяной… Она умерла во вражеском плену на фашистской дыбе, ни единым звуком не выдав своих страданий, не выдав своих товарищей. Она приняла мученическую смерть как героиня, как дочь великого народа, который никому и никогда не сломить! Память о ней да живет вечно !»

    Во время допроса немецкий офицер, по версии Лидова, задал восемнадцатилетней девушке главный вопрос: «Скажите, где находится Сталин?» «Сталин находится на своем посту», - ответила Татьяна.

    В газете «Гласность» . 24 сентября 1997 года в материале профессора-историка Ивана Осадчего под заголовком «Имя её и подвиг её бессмертны» был опубликован акт, составленный в деревне Петрищево 25 января 1942 года:

    «Мы, нижеподписавшиеся, - комиссия в составе: председателя Грибцовского сельсовета Березина Михаила Ивановича, секретаря Струковой Клавдии Прокофьевны, колхозников-очевидцев колхоза «8-е Марта» - Кулика Василия Александровича и Ворониной Евдокии Петровны - составили настоящий акт в нижеследующем: В период оккупации Верейского района, немецкими солдатами в деревне Петрищево была повешена девушка, назвавшая себя Таней. После оказалось, что это была девушка партизанка из Москвы - Зоя Анатольевна Космодемьянская 1923 года рождения. Немецкие солдаты поймали её в то время, когда она выполняла боевое задание, поджигала конюшню, в которой находилось более 300 лошадей. Немецкий часовой обхватил её сзади, и она не успела выстрелить.

    Ее повели в дом Седовой Марии Ивановны, раздели и начали допрос. Но получить какие-либо сведения от нее не пришлось. После допроса у Седовой, разутую и раздетую, её повели в дом Ворониной, где находился штаб. Там продолжали допрашивать, но она на все вопросы отвечала: «Нет! Не знаю!». Не добившись ничего, офицер приказал, чтобы начали бить её ремнями. Хозяйка, которую загнали на печь, насчитала около 200 ударов. Она не кричала и даже не произнесла ни одного стона. И после этой пытки снова отвечала: «Нет! Не скажу! Не знаю!»

    Ее вывели из дома Ворониной; она шла, ступая голыми ногами по снегу, привели в дом Кулика. Измученная и истерзанная, она находилась в кругу врагов. Немецкие солдаты всячески издевались над ней. Она попросила пить - немец поднес ей зажженную лампу. И кто-то провел по ее спине пилой. Потом все солдаты ушли, остался один часовой. Руки её были связаны назад. Ноги обморожены. Часовой велел ей подняться и под винтовкой вывел на улицу. И опять она шла, ступая босыми ногами по снегу, и водил до тех пор, пока не замерзал сам. Часовые менялись через 15 минут. И так продолжали водить её по улице целую ночь.

    Рассказывает П.Я.Кулик (девичья фамилия Петрушина, 33 года): „Ее привели и посадили на скамейку, и она охнула. Губы у нее были черные-черные, испекшиеся и вздутое лицо на лбу. Она попросила пить у моего мужа. Мы спросили: «Можно?» Они сказали: «Нет», и один из них вместо воды поднял к подбородку горящую керосиновую лампу без стекла.

    Когда я с ней говорила, она мне сказала: «Победа все равно за нами. Пусть они меня расстреляют, пусть эти изверги надо мной издеваются, но все равно нас всех не расстреляют. Нас ещё 170 миллионов, русский народ всегда побеждал, и сейчас победа будет за нами ».

    На утро ее подвели к виселице и стали фотографировать… Она крикнула: «Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать!». После этого один офицер замахнулся, а другие закричали на нее.

    Затем она сказала: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен». Офицер злобно заорал: «Русь!» – «Советский Союз непобедим и не будет побежден», – все это она говорила в момент, когда ее фотографировали…

    Потом подставили ящик. Она без всякой команды стала сама на ящик. Подошел немец и стал надевать петлю. Она в это время крикнула: «Сколько нас не вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят». Это она сказала уже с петлей на шее.» За несколько секунд до смерти, з а миг до Вечности огласила она, с петлей на шее, приговор Советского народа: «Сталин с нами! Сталин придёт!»

    Утром построили виселицу, собрали население и публично повесили. Но и над повешенной продолжали издеваться. Ей отрезали левую грудь, ноги изрезали ножами.

    Когда наши войска погнали немцев от Москвы, они поспешили снять тело Зои и схоронить за деревней, ночью спалили виселицу, как бы желая скрыть следы своего преступления. Повесили её в первых числах декабря 1941 года. На что и составлен настоящий акт».

    А ещё немного позже в редакцию «Правды» принесли фотографии, найденные в кармане убитого немца. На 5 снимках были запечатлены моменты казни Зои Космодемьянской. Тогда же появился очередной очерк Петра Лидова, посвященный подвигу Зои Космодемьянской, под заголовком «5 фотографий».

    Почему юная разведчица назвалась этим именем (или именем «Таон») и почему именно её подвиг выделил товарищ Сталин? Ведь в это же время многие советские люди совершали не менее героические поступки. Например, в этот же день, 29 ноября 1942г., в той же Московской области, была казнена партизанка Вера Волошина , за подвиг свой удостоенная орденом Отечественной войны 1-й степени (1966г.) и званием Героя России (1994).

    Для успешной мобилизации всего советского народа, русской цивилизации Сталин использовал язык символов и тех спусковых моментов, которые могут извлечь из родовой памяти русских пласт героических побед. Мы помним знаменитую речь на параде 7 ноября 1941г, в которой упомянуты и великие русские полководцы, и национально-освободительные войны, в которых мы неизменно выходили победителями. Были тем самым проведены параллели между победами предков и нынешней неминуемой Победы. Фамилия Космодемьянская происходит от освященных имен двух русских героев - Козьмы и Демьяна . В городе Муром стоит церковь их имени, поставленная по приказу Ивана Грозного .

    На том месте когда-то стоял шатёр Ивана Грозного, а поблизости располагался Кузнецкий посад. Царь раздумывал, как можно переправиться через Оку, на другом берегу которой стоял неприятельский лагерь. Тут в шатёр явились два брата-кузнеца, которых звали Козьма и Демьян, которые предложили царю свою помощь. Ночью, в темноте, братья тихо прокрались в неприятельский лагерь и подожгли ханский шатёр. Пока в лагере тушили пожар и искали лазутчиков, войска Ивана Грозного, воспользовавшись переполохом в стане противника, переправились через реку. Демьян и Козьма погибли, а в их честь построили церковь и назвали её именем героев.

    В итоге - в одной семье, оба ребенка совершают подвиги и удостаиваются звания Героя Советского Союза! Именем Героев в СССР называли улицы. В обычном случае были бы две улицы получивших имя каждого из Героев. Но в Москве одна улица, и не случайно, получила «двойное» имя - Зои и Александра Космодемьянских

    В 1944 году был снят фильм «Зоя», получивший в Каннах в 1946 г. на I международном кинофестивале премию за лучший сценарий . Также фильм «Зоя» удостоен Сталинской премии I степени , её получили Лео Арнштам (режиссёр), Галина Водяницкая (исполнительница роли Зои Космодемьянской) и Александр Шеленков (кинооператор).

    «Она умерла во вражеском плену на фашистской дыбе, ни единым звуком не выдав своих страданий, не выдав своих товарищей.

    Она приняла мученическую смерть как героиня, как дочь великого народа, который никому и никогда не сломить!

    Память о ней да живет вечно!

    Использованы материалы: