• Конспект урока по Географии на тему "Введение. Источники географической информации" (1 курс СПО)

    25.12.2016 18:50

    География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и знадачи географии приосовении СПО. Методы географических исследовании. Источники геогрфической информации.


    «Стартовое тестирование по экономической и социальной географии России»

    Стартовое тестирование по экономической географии России

    Страны, имеющие сухопутные границы с Россией:

    1.Швеция. 2 Норвегия 3 Литва 4Монголия 5 Финляндия 6 Армения 7 Китай 8 Белоруссия 9 Туркмения

    Город России с населением более 1 миллион человек:

    1.Мурманск 2 Нижний Новгород 3 Магадан 4 Сочи 5 Серпухов 6 Киев 7 Орел 8 Южно-Сахалинск 9 Минск

    Крупнейший бассейн по объемам коксующегося угля в России:

    1Канско-Ачинский 2 Кузнецкий 3 Подмосковный 4 Донецкий

    Центр черной металлургии полного цикла в России:

    1Мурманск 2 Санкт-Петербург 3 Москва 4 Магнитогорск

    Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство наиболее развито в экономическом районе:

    1.Северный 2 Северо – Кавказский 3 Центральный 4 Центрально-Черноземный

    Транссибирская железнодорожная магистраль проходит пот территории

    экономических районов России:

    1Северо – Кавказский 2 Уральский 3Дальневосточный 4Северный

    Расположите этапы текстильного производства в технологическом порядке – от сырья до производства готовой ткани

    1Отделка 2Производство суровья 3 Производство волокна 4Производство пряжи

    Три центра нефтеперерабатывающей промышленности, расположенные на Волге:

    1 Москва 2 Саратов 3 Пермь 4 Ярославль 5 Смоленск 6 Хабаровск 7 Волгоград 8 Рязань 9 Архангельск

    Определите субъект РФ по его краткому описанию: «Данный субъект расположен в восточной части страны, его территория не омывается водами Мирового океана. По его территории протекает одна из крупнейших рек России с самым большим своим притоком. На этих реках нет гидроэлектростанций. В субъекте отсутствуют атомные электростанции, но работают мощные тепловые электростанции на топливе, добываемом в этом же субъекте»

    1.Приморский край 2 Мурманская область 3 Иркутская область 4Ханты-Мансийский автономный округ

    Ответы: 1-2,3,4,5,7,8; 2-2; 3-2; 4 -4, 5-2, 6-2,3; 7 8-2,4,7; 9 -4

    Критерии оценивания: 0 ошибок –«5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок –«3», 6 и более – «2».

    Просмотр содержимого документа
    «Тема урока Распечатать»

    Тема урока . Введение. Источники географической информации.

    Цели: создать условия для представления географии и в системе наук; познакомить структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

    Задачи:

    Предметные: показать особое положение географии в системе наук; познакомить структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

    Метапредметные: совершенствование учебно-информационных умений: отбирать нужные источники информации, оценивать и анализировать их особенности и значимость, работать с разнообразными источниками информации.

    Оборудование : атлас, тетрадь, учебник.

    Тип урока : изучение нового материала.

    Деятельность педагога

    Деятельность студентов

    Орг.момент.

    начало урока, проверка студентов по списку.

    Тетрадь, учебник, атлас.

    II . Актуализация знаний.

    Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знаний, требований к уроку географии. Ученик готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь. Домашнее задание невозможно выполнять без атласа. Далее даются требования к работе с атласом к.к. и учебником.

    знакомятся с атласом, учебником и контурными картами.

    Целеполагание

    Тема урока « Введение. Источники географической информации»

    Какова цель урока?

    Записываем тему и цель урока.

    Введение. Источники географической информации.

    Предполагаемые предложения: знакомство с дисциплиной, с источниками географической информации.

    Мотивация

    «Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может» Михаил Васильевич Ломоносов.

    Согласны ли вы с этим утверждением.

    Предполагаемые предложения:

    Изучение нового материала:1-й этап

    1 Г еография как наука, ее роль и значение в системе наук.

    География –

    Экономическая география входит в систему географических наук связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией.

    Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО

    . формирование целостного представления о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

    − владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

    − владение умениями использовать карты разного содержания для получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

    − владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий

    Главные задачи с временной географии - знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям .
    Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

    Запись в тетрадь: Экономическая и социальная география - это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.

    2. Методы географических исследований.

    В географии немало методов, которые позволяют проводить комплекс исследовательских работ. Какие методы исследования вам известны?

    Описательный метод использовали при описании объектов(как река, формы рельефа, природные зоны). Метод наблюдения – наблюдения за явлениями природы, предсказывалась погода. ведущий метод в географии . Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения. Статистический метод -основывается на анализе статистического материала, позволяет конкретизировать теоретические выкладки, дает возможность продемонстрировать соразмерность явлений и процессов, сделать выводы о направлении развития того или иного явления. -география рассматривает изменения во времени, например, Позволил выявить динамику мирового хозяйства и положение отдельных стран на временной шкале развития. Изучить суть происходящего путем сопоставления прошлого и настоящего.

    Географический прогноз . Геоинформатика – Информатика позволяет применять экономическо –математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию географических информационных систем (ГИС) Аэрокосмический метод – метод изучения Земли с летательных аппаратов –воздушных и космических. Этот метод можно назвать дистанционным, который включает аэро или космические снимки и дешифрование полученных изображении.. Дешифрование это обработка аэро – и космических данных для определения изображений. Например, на снимке лесные пожары для повышения контраста снимка зеленый цвет заменен на красный.

    .Источники географической информации.

    Ответ: картографический и тд

    Знакомство с методами и заполняют таблицу.

    Запись в тетрадь: географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, телевидение, интернет и др

    Физминутка

    Знакомство со структурой учебника

    .Практическая работа «

    Задание 1

    Задание 2.

    Ответьте на вопросы :

    Тестирование по географии России.

    Домашнее задание

    Самостоятельная работа:

    Релаксация

    Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали на уроке?

    Фронтальный опрос.

      Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.

      Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?

    Ответ: Да, это ведущий метод в географии, с помощью карт мы можем получить массу разнообразной информации.

      Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?

    Ответ: Космические методы исследований служат для мониторинга и изучения хозяйственных компонентов в мире, прогнозирования их изменений.

      Перечислите известные вам современные методы географических исследований.

    Ответ:- экспериментальные- моделирование- дистанционные (аэрокосмические)- географический прогноз- геоинформационные системы

      Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:

    Ответ:Да, предвидение будущего состояния геосистем.

    С помощью строки ввода ПОИСК можно искать объекты самых разных типов, размещенные в столице: улицы и дома, учреждения, театры и музеи, учебные заведения, гостиницы, станции метро и многое другое. ГИС поможет вам найти место на карте, подскажет адрес и выдаст много дополнительной полезной информации. Практическая работа: работа в сети Интернет «Поиск городов на электронной карте России», «Достопримечательности городов России» (на выбор). Можно использовать карту в Браузере Google(см инструкцию)

    Задание 1.

    ) изучите таблицу 14 на стр.388 Приложения учебника

    2) определите, какая информация в ней отражена

    3) установите, как проранжированы данные

    4) в каких единицах измерения представлены данные

    5) сформулируйте возможные выводы к этой таблице

    Задание 2.

    1) рассмотрите рис.10 на стр.62 учебника (график)

    2) определите, какая информация в нем отражена

    3) определите, какие данные отложены по оси OX, OY, в каких единицах

    4) установите, как изменяется показатель, каковы темпы изменения на разных временных промежутках

    5) какой вывод можно сделать, изучив этот рисунок

    Задание 3.

    1) рассмотрите рис.14 на стр.63 учебника (столбиковая диаграмма)

    2) определите, какая информация в нем отражается, о чем она

    3) назовите вид диаграммы

    4) как предъявлена информация в диаграмме

    5) сформулируйте возможные выводы к рисунку

    Самоанализ урока.

    Введение. 1 час.

    Тема «География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации».

    (ведущие содержательные идеи)

    Уникальная роль географии как науки в формировании представлений о взаимодействии природы, человека и общества, образов конкретных территорий.

    Географическая система научных знаний и характерные методы географических исследований.

    Комплексное использование разнообразных источников географической информации – учебных, справочных, научно-популярных, Интернет-ресурсов и т.д.

    Задачи урока

    Предметные – углубление представлений об учениях, теориях, законах и закономерностях, гипотезах современной географической науки.

    Расширение и углубление представлений о методах географических исследований и источниках географической информации.

    Метапредметные : совершенствование учебно-информационных умений:

    отбирать нужные источники информации,

    оценивать и анализировать их особенности и значимость,

    работать с разнообразными источниками информации.

    Основные требования к подготовке учащихся

    Приводить примеры современных географических исследований и давать оценку их значения.

    Доказывать фактами взаимосвязь географических наук.

    Приводить примеры законов, теорий, понятий или терминов из разных курсов школьной географии, объяснять их особенности и различия.

    Давать оценку различным источникам географических знаний.

    Уметь работать с различными источниками географических знаний.

    Называть типично географические методы исследований.

    Высказывать коротко и доказательно свои аргументы, высказываться в логике поставленного вопроса.

    Ход урока.

      Организация класса.

      Проверка домашнего задания.

    (фронтальная беседа)

    Что изучает экономическая и социальная география мира?

    Какие науки сочетает в себе социально-экономическая география?

    В чем заключается главное направление современного этапа развития социальной и экономической географии?

    В решении каких вопросов принимают участие географы?

    3. Изучение новой темы.

    Современные методы географических исследований.

    Что такое «метод»?

    (ответы учащихся)

    Запись в тетрадь: Метод – это способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов познания действительности.

    В географии применяются универсальные и специальные методы исследования.

    Какие методы исследования вам известны?

    (ответы учащихся)

    Запись в тетрадь:

    Традиционные методы:

      Картографический – ведущий метод в географии(разные виды карт, разные способы анализа карт). Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения.

    Работа по картам атласа:

    -Пользуясь «Политической картой мира», назовите государства-лидеры по площади; государства –«карлики», островные государства: страны- архипелаги, прибрежные государства, государства не имеющие выхода к морю.

    -По карте «Размещения населения мира» назовите региона мира с высокой плотностью населения, с низкой плотность населения?

    -По карте «Экологические проблемы мира» назовите региона мира, где преобладает радиоактивное загрязнение, деградация пастбищ, почвенная эрозия.

      Статистический – обработка различных цифровых данных, их сопоставление и анализ.

    Работа с таблицами в приложении учебника.

    -Назовите страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, определите региона мира, малообеспеченные пахотными землями, назовите наиболее и наименее лесистые страны мира.

      Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени.

    На примере Российской Федерации проследить изменения происходящие с территории страны.

      Математические методы позволяют перейти к математическому моделированию физико- и экономико-географических явлений и процессов.

    -Если ежегодно площадь пустыни Сахара ежегодно увеличивается на 13 тыс. квадратных километров, на сколько увеличится площадь пустыни через 5, 10 лет?

    Современные методы:

      Географический прогноз- предвидение будущего состояния геосистем и др.

    -Если не сократить вырубку экваториальных лесов в Южной Америке, какими могут быть последствия?

    -Если не уменьшится количество углекислого газа какими могут быть следствия парникового эффекта?

    2. Геоинформатика привела к созданию геоинформационных систем, которые занимаются созданием электронных карт, различающихся и языку, национальные электронные атласы: США, Канады, Японии, Швеции и др. стран мира.

    3. Космические методы исследования - спутниковые и навигационные системы, при помощи которых можно определить свое местоположение и выбрать наиболее короткий маршрут.

    Источники географической информации.

    Назовите известные вам источники географической информации?

    (ответы учащихся)

    Запись в тетрадь:

    Основные источники географической информации: визуальные наблюдения, рассказы очевидцев, географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, специальные компьютерные программы, телевидение, радио, интернет и др.

    (привести примеры)

      Итог урока.

    - На какие две группы поделены все методы исследования?

    Перечислите традиционные методы исследования.

    Современные методы исследования.

    Какие источники географической информации являются самыми доступными и какую информацию можно получить с их помощью?

      Оценки. Дом. задание: изучить конспект урока.

    Просмотр содержимого документа
    «план урока Распечатать»

    Тема урока: « »

    Цели: создать условия для представления географии и в системе наук; познакомить структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС

    1.География как наука, ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

    Экономическая и социальная география - это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.

    2

    Задание: Выпишите из текста традиционные и современные методы исследований.

    Методы географических исследований

    Традиционные методы

    Современные методы

    Основными методами географических исследований являются: Метод описания- один из основных методов географии. Все описания территории базировались на методе наблюдения .

    Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое. Всё на Земле развивается исторически, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества. Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д. Математический . Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообес-печенности, ВВП на душу населения и т.д. Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества. Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

    Географические информационные системы. Современные исследования невозможно представить без информационных технологий. ГИС – Географические информационные системы- это компьютерная база, в которой хранится геоинформация в виде карт различного содержания, цифровой и текстовой информации по объектам, на нанесенными на эти карты. Информацию можно представить на экране монитора и в виде распечаток любого масштаба, таблиц, графиков, диаграмм по любому их информационных блоков.

    По пространственному охвату различают глобальные, общегосударственные, региональные, локальные и городские ГИС.

    По назначению они подразделяются на ресурсно – кадастровые, земельные, экологические, геологические, морские, учебные и др.

    ГИС- это особая система, способная на новом техническом уровне осуществить сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку, отображение и распространение данных и получение на этой основе новую географическую информацию.

    3.Источники географической информации. Географическая карта, Статистические материалы, Геоинформационные системы. http://maps.yandex.ru http://maps. google . com / http://maps. google . com /

    4. Практическая работа Ознакомление с географическими картами различной тематики.

    Задание 1 . Для выполнения задания изучите оглавление географического атласа для 10 класса. 1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт? 1.2. Разделите все карты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт? С какой целью в данный атлас включены физические карты?

    Задание 2. Внимательно рассмотрите «Политическую карту мира» в географическом атласе. Ответьте на вопросы : 2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте? 2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира? 2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира? Почему?

    Домашнее задание : Самостоятельная работа обучающихся Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

    Для выполнения задания используйте различные источники географической информации. 1.1. Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце XX - начале XXI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

      Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия - Москва; Украина - Киев; Белоруссия - Минск; … - Кишинев; Грузия - …; … - Баку; Армения - …; Казахстан - …; … - Бишкек; Туркмения - Ашхабад; Таджикистан - …; … - Ташкент; Эстония - …; … - Рига; … - Вильнюс.

    1.2. Составьте картосхемы ранее существовавших федеративных государств, на которых покажите границы бывших федераций и вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц. Используемые при составлении картосхем обозначения внесите в легенду. 1.3. Проанализируйте факторы и причины, приведшие к появлению на политической карте мира новых государств на рубеже XX и XXI вв. Запишите полученные вами выводы.

    Мы тесно связаны с географией – природа, которая нас окружает, отдых, путешествия в разные места планеты.

    География по-прежнему открывает удивительный мир:

      знакомит с обычаями и традициями разных народов,

      на дно морей и океанов опускаются глубоководные аппараты,

      льды Антарктиды скрывают от глаз учёных уникальные озёра,

      учёные открывают новые виды животных и растений в лесах Амазонки, а также исследуют потепления климата и загрязнения окружающей среды.

    УРОК 1. ВВЕДЕНИЕ Источнии географической информации
    ЦЕЛЬ: сформировать представление о науке география.

    ЗАДАЧИ:

    ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

    Учащиеся должны: знать/понимать задачи и предмет изучения географии, определение понятия «география»; уметь называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками; приводить примеры географических объектов; определять различия между природными и антропогенными объектами; объяснять, для чего изучают географию.

    ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: методы географической информации.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
    География как наука, методы географической информации. Правила работы с УМК.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: обучение приемам работы ведения дневника наблюдений за погодой и фенологическими явлениями.

    РЕСУРСЫ
    Учебник с. 5–6
    Атлас

    Первый урок курса должен сформировать у студентов представление о науке география,

    Значительное внимание требует знакомство

    При работе с учебником важно научить правильно использовать текстовые и внетекстовые компоненты (аппарат ориентировки, иллюстрации: рисунки, картосхемы, фотографии; вопросы и задания и др.). На странице 6 учебника предложена инструкция. Совместно с учащимися необходимо четко проработать все указания, сделать необходимые акценты. Для учащихся данного возраста характерно стремление пересказать текст учебника дословно. С точки зрения задачи развития речи учащихся, ее правильности, логичности, полноты и последовательности изложения от учителя требуется особое внимание к работе над словом, к обучению школьников логически объяснять, доказывать свою точку зрения, составлять описания, излагать содержание темы своими словами и т.п. При этом надо постоянно помнить, что речь учащихся находится в большой зависимости от того, насколько они осознанно овладели содержанием понятий, приемами их применения.

    Знакомство со структурой учебника и приемами работы с ним, географическим атласом, тетрадью-тренажером можно провести на примере формирования понятия «география».

    Работа с атласом на первом уроке не запланирована в содержании урока, но важно предусмотреть его применение. Для этого в ходе урока вводятся основные номенклатурные единицы, которые уже известны учащимся из дисциплины «Природоведение».

    На уроке выполняется практическая работа. Ознакомление

    Просмотр содержимого презентации
    «Презентация1»

    « Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может»

    М.В.Ломоносов.

    Тема урока:

    Введение. Источники географической информации .


    • География – древнейшая наука на Земле. В наши дни из описательной науки превратилась в науку конструкционного характера.
    • Экономическая и социальная география - это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.
    • В экономическая география входит в систему географических наук связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией.

    Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

    • Весь процесс обучения направлен на достижение цель:

    Формирование целостного представления о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

    владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

    владение умениями использовать карты разного содержания для получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

    владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.

    . Главные задачи современной географии - знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.





    2.Методы географических исследований

    Методы географических исследований - способы получения географической информации

    Методы географических исследований

    Традиционные методы

    Современные методы


    • Это различные виды наблюдений, позволяющие получить первичные сведения об объектах и явлениях.

    • Является важнейшим методом в географии. Позволяет изучить пространственное размещение объекта .

    Статистический метод

    • основывается на анализе статистического материала, позволяет конкретизировать теоретические выкладки, дает возможность продемонстрировать соразмерность явлений и процессов, сделать выводы о направлении развития того или иного явления.

    • Позволил выявить динамику мирового хозяйства и положение отдельных стран на временной шкале развития. Изучить суть происходящего путем сопоставления прошлого и настоящего.


    Геоинформатика

    Информатика позволяет применять экономическо –математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию географических информационных систем (ГИС)

    Географический прогноз предвидение будущего состояния геосистем и др .







    4. Практическая работа « Ознакомление с географическими картами различной тематики»

    • Задание 1 . Для выполнения задания изучите оглавление географического атласа для 10 класса.
    • 1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт?
    • 1.2. Разделите все карты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт?
    • С какой целью в данный атлас включены физические карты?

    Задание 2.

    Внимательно рассмотрите «Политическую карту мира» в географическом атласе.

    Ответьте на вопросы :

    2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

    2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира? 2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира? Почему?


    Домашняя работа Самостоятельная работа :

    « Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы».

    Для выполнения задания используйте различные источники географической информации. 1.1. Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце XX - начале XXI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.


    • Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия - Белград; Хорватия - …; Черногория - …; … - Скопье; … - Любляна; Босния и Герцеговина - … .
    • Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия - …; … - Братислава.
    • 1.2. Составьте картосхемы ранее существовавших федеративных государств, на которых покажите границы бывших федераций и вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц. Используемые при составлении картосхем обозначения внесите в легенду. 1.3. Проанализируйте факторы и причины, приведшие к появлению на политической карте мира новых государств на рубеже XX и XXI вв. Запишите полученные вами выводы .



    Что такое ГИС?

    ГИС – это набор компьютерного оборудования, географических данных и программного обеспечения для сбора, обработки, хранения, моделирования, анализа и отображения пространственной информации.

    ГИС – это среда, которая связывает географическую информацию (где что находится) с описательной (что собой это представляет).

    В отличие от обычных бумажных карт ГИС предоставляет в ваше распоряжение множество слоев разнообразной общегеографической и тематической информации.


    Как хранится информация в ГИС?

    Вся исходная информация хранится в отдельных слоях в цифровом виде на компьютере.

    И все эти географические данные рассортированы по слоям, причем каждый слой представляет свой тип объектов (тему).

    Одна из таких тем может содержать все дороги на определенной территории, другая – озера, а третья – все города и другие населенные пункты на той же территории.

    • http:// www.dataplus.ru/Arcrev/Number_43/1_Geograf.html

    ГИС можно рассматривать в трех видах:

    Вид базы данных: ГИС является уникальным типом базы данных о нашем мире – географической базы данных. Это «Информационная система для географии».

    Вид карты: ГИС – это набор интеллектуальных карт и других графических видов, которые показывают объекты и их взаимоотношения на земной поверхности. Карты можно сформировать и использовать как «окно в базу данных» для поддержки запросов, анализа и редактирования информации. Эти действия называются геовизуализацией.

    Вид модели: ГИС – это набор инструментов для преобразования информации. Они позволяют формировать новые географические наборы данных из уже существующих, применяя к ним специальные аналитические функции – инструменты геообработки. Другими словами, путем объединения данных и применения некоторых правил вы можете создать модель, помогающую найти ответы на поставленные вопросы.

    • http://www.dataplus.ru/Arcrev/Number_43/1_Geograf.html


    4. Что можно делать с помощью ГИС?

    • Делать пространственные запросы и проводить анализ
    • проводить поиск в базах данных и осуществлять пространственные запросы
    • выявлять территории подходящие для требуемых мероприятий;
    • выявлять взаимосвязи между различными параметрами (например, почвами, климатом и урожайностью с/х культур);
    • выявлять места разрывов электросетей

    http://moslesproekt.roslesinforg.ru/activity/023gil-inform


    ГИС-технологий в картографии

    Это источник объективной информации для обновления и составления различных тематических и топографических карт всего масштабного ряда с минимальными временными, трудовыми и экономическими затратами.


    Использование космической съемки и ГИС-технологий для экологического мониторинга

    Это наиболее простой и рентабельный способ оперативных мониторинговых наблюдений за состоянием природной среды.


    Использование космической съемки и ГИС-технологий в лесном хозяйстве

    Это оперативное получение полной и объективной информации о состоянии лесных массивов на разных уровнях управления лесами - от участка аренды лесного фонда и лесничества до уровня субъекта Российской Федерации или всей страны.



    Интерактивные карты мира, стран, городов

    Интерактивной картой можно управлять:

    Увеличивать/уменьшать масштаб

    Сдвигать по всем географическим направлениям

    По интерактивной карте можно получать информацию:

    О расстоянии между объектами при помощи меток

    Находить объекты по указанному адресу

    Находить ближайших станций метро к указанному адресу

    Демонстрация практического использования различных интерактивных карт: сравнение карт и изображений со спутника, измерение расстояний, определение ближайших строений к указанному адресу и т.п.

    http://maps.yandex.ru

    http://maps. google . com /

    http://maps. google . com /


    Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления географической информации .

    Современные исследования невозможно представить без информационных технологий.

    1. ГИС – Географические информационные системы- это компьютерная база, в которой хранится геоинформация в виде карт различного содержания, цифровой и текстовой информации по объектам, на нанесенными на эти карты. Информацию можно представить на экране монитора и в виде распечаток любого масштаба, таблиц, графиков, диаграмм по любому их информационных блоков.

    По пространственному охвату различают глобальные, общегосударственные, региональные, локальные и городские ГИС.

    По назначению они подразделяются на ресурсно – кадастровые, земельные, экологические, геологические, морские, учебные и др.

    ГИС- это особая система, способная на новом техническом уровне осуществить сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку, отображение и распространение данных и получение на этой основе новую географическую информацию.



    Статистические материалы – один из основных источников географической информации .

    Используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.


    • К картографическим источникам относят карту Карта-особая форма информации и приобретения знаний о пространственном размещении явлений природы и общества, их состоянии, свойствах и изменениях во времени.
    • Эта форма широко используется в обыденной жизни общества и совершенно необходима для многих отраслей науки и практики.

    Для изучения природы материков и океанов географы применяют общегеографические и отраслевые методы исследования .

    Одними из основных методов исследования в географии являются наблюдение и измерение , благодаря которым собирают первичную географическую информацию об особенностях материков и океанов. Прямые наблюдения и необходимые измерения проводят во время экспедиций, пребывая непосредственно на исследуемом объек-те, например на научной станции в Антарктиде. Часто их проводят с научно-исследовательских кораблей или даже с рейсовых судов, с орбит космических станций и геофизических ракет, с искусственных спутников Земли и самолетов-лабораторий (рис. 4).

    Космические наблюдения обогатили географичес-кую науку новыми знаниями. Во время наблюдений океана близ Антарктиды с помощью спутника впервые заметили океанские вихри диаметром от 30 до 200 км и определили, что они похожи на циклоны и антициклоны атмосферы. С помощью спутников зафикси-ровали движения литосферных плит, достигающие приблизительно 10 см в год. Благодаря обследованию дна океана космическими ле-тательными аппаратами обнаружили отличия рельефа океанического дна по сравнению с поверхностью суши и создали соответствующие карты.

    На основании полученной первичной географической информации создают макеты, или модели (рис. 5), форм рельефа, циклонов и анти-циклонов, рек с плотиной и водохранилищем, природных комплексов и др., разрабатывают различные карты.

    В географии существуют также методы получения вторичной гео-графической информации. Это обусловлено тем, что многие геогра-фические объекты недосягаемы для прямого наблюдения или имеют очень крупные размеры. Тогда ученые-исследователи прибегают к использованию ранее полученных и упорядоченных данных.

    Вторичную географическую информацию ученые накапливают постепенно. Источниками информации для них являются карты, особенно тематические, анализируя которые, можно сравнивать яв-ления, создавать образ конкретной территории (рис. 5). Упорядочен-ную географическую информацию дают и таблицы, объединяющие разнообразные характеристики территории. Примером такой таблицы является геохронологическая шкала. Источником вторичной гео-графической информации являются графики, диаграммы, профили. (Вспомните, какой вид имеют графики изменения температуры, роза ветров, климатодиаграммы, профили рельефа.)

    Важным методом получения вторичной информации в географии остаются также описания, особенно если это касается характеристик природы отдельных материков, стран, загадочных морей и островов. Ныне функцию описания выполняют также различные видеосред-ства — кино и телевидение.

    Новым источником вторичной географической информации являет-ся географическая информационная система (ГИС), предназначенная для компьютерного чтения, анализа и предоставления информации. Материал с сайта

    ГИС работает быстро. В ГИСе существует определенный на-бор программ, которые помогают быстро (за 3-5 мин) создать лю-бую географическую карту. При этом вводят необходимые данные, а их анализ осуществляется автоматически. А при работе с картами атласа, когда необходимо обнаружить определенную зависимость, например между рельефом и строением земной коры, времени ис-пользуется в пять раз больше, ведь нужны разномасштабные карты, находящиеся на разных страницах.

    Различают следующие источники географической информации.
    1. Географические информационные системы (ГИС). ГИС - это созданные с помощью ЭВМ «архивы» географических знаний о территориальной организации и взаимодействие общества и природы. В состав ГИС входят:

    ЭВМ;
    программное обеспечение;
    пространственная информация в виде картографических данных о природных компонентов, хозяйство, угодья, дороги и т.п..
    Функционирования ГИС осуществляется в следующей последовательности:
    сбор и автоматизированную обработку географической информации;
    пространственная привязка географической информации и ее представление в виде электронной карты на экране дисплея;
    перевод этой карты в случае необходимости в бумажную форму (например, создание атласов).
    Важной составляющей ГИС являются аэрокосмическая информация, данные аэровизуальных наблюдений, наземных датчиков и т.п..
    В Институте географии НАНУ идет разработка многоцелевой Национальной ГИС Украины, целью которой является создание географо-кибернетической модели страны.
    2. Географические исследования:
    полевые исследования;
    путешествия;
    краеведческие экскурсии
    занятия туризмом, альпинизмом.
    Полевые исследования бывают экспедиционными и стационарными. В экспедиционных относятся изучение отдельных природных компонентов, отраслей хозяйства и т.д.. Природные и хозяйственные комплексы познаются в процессе комплексных географических исследований (природно-географических, ландшафтоведческой, экономико-географических и т.д.). Экспедиционные исследования разделяют на три периода:
    подготовительный;
    полевой экспедиционный;
    камеральный (обработки собранных материалов, написания отчета, составление карт).

    Во время экспедиционных исследований используются аэрокосмические снимки земной поверхности. Их дешифрируются, т.е. распознают отражены на них объекты по их форме, цвету, тону изображения.
    Искусственные спутники обеспечивают возможность исследования динамики и периодичности природных процессов, уникальных явлений и объектов (извержений вулканов, пожаров, схода снежных лавин, оползней, разломов земной коры, загрязнение атмосферы и т.д.).
    В 1995 г. запущен первый украинский спутник «Сич-1», оснащенный приборами для дистанционного исследования Земли, инвентаризации и оценки земель, поисков полезных ископаемых, метеорологического прогнозирования, контроля состояния окружающей среды. В Украине функционируют Центр аэрокосмических исследований Земли, Центр радиофизического зондирования Земли, Морской гидрофизический институт.

    Сейчас получается географическая информация о природных и техногенных процессах, изменения природной среды, геохимические аномалии, города и пригородные территории, загрязнение атмосферы, подтопления, состояние растительного покрова, участки радиоактивного загрязнения, выбросы очистных сооружений.
    Стационарные географические исследования проводятся регулярно на протяжении многих лет на специально оборудованных географических стационарах. На них детально изучаются изменения природных комплексов во времени. Стационарные географические исследования проводятся на базах Института географии НАН Украины, Киевского, Львовского, Одесского, Харьковского и Таврического университетов.

    Украина является членом Всемирной службы погоды, Всемирной метеорологической организации. Гидрометеорологические условия являются важными экономическими и социальными факторами: от них зависят социальное и экономическое состояние государства, экологическая ситуация, агропромышленных комплекс, энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, военная безопасность.
    3. Источниками географической информации является краеведческие исследования и описания родного края, городов и других населенных пунктов. К ним также относятся описания путешествий, туристических и альпинистских маршрутов, экскурсий.

    4. Важными источниками географической информации являются карты и атласы. Картографические изображения воспроизводят размеры и свойства географических объектов с помощью географических средств и знаков (линий, фигур), а также цветового тона. Комбинации географических знаков и фона являются средствами картографического моделирования, создания картографических образов (геозображень). Для понимания отображенных на карте природных и хозяйственных объектов, компонентов природных условий, процессов, а также закономерностей их распространения к картам прилагаются легенды. Текст легенды, географические названия, термины и понятия позволяют «читать» карту, пользоваться ею.
    Карты являются важнейшими составляющими информационных структурных блоков географических атласов. Исключительное значение приобретают национальные атласы. По Указу Президента Украины от 01.08.2000 г. «О национальный атлас Украины» создается атлас, в котором будет отражена пространственная характеристика природных условий и ресурсов, населения, хозяйства, экологических условий, науки и культуры Украины.

    Географическую информацию производят:
    Институт географии;
    Институт геологических наук;
    Институт ботаники;
    Институт зоологии;
    Совет по изучению производительных сил Украины;
    региональные естественнонаучные и общественно-экономические подразделения Национальной академии наук Украины.

    5. Разнообразную географическую информацию хранят Национальный природный музей Украины, областные, районные, городские краеведческие музеи.
    6. Разнообразная географические информация имеется в учебниках, пособиях, статистических справочниках, словарях, энциклопедиях, научных журналах, периодических изданиях. Географической информацией наполнены средства массовой информации: газеты, передачи радио и телевидения. Создаются географические научно-популярные, документальные, учебные фильмы. Географическую информацию можно найти в художественной литературе, произведениях живописи, ландшафтной архитектуре и т.д.. Большие возможности для получения и использования актуальной географической информации предоставляет Интернет.

    Вопрос 1. Прочитайте описание маршрута. Составьте на его основе план. Ответьте на вопросы. а) Какой масштаб для плана вы выбрали? Почему? б) Какие виды условных знаков вы использовали? в) Туристы, следовавшие по данному маршруту, два раза останавливались и разбивали лагерь. Как вы думаете, где были устроены лагеря? Почему?

    Маршрут начался от автобусной остановки около шоссе, тянущегося с севера на юг. От шоссе он прошел по извилистой грунтовой дороге через луга по азимуту 270° до кромки елового леса, находящегося в 5 км от шоссе. Кромка леса вытянута с севера на юг. Вдоль кромки леса тянется линия электропередач. В лесу: по просеке 3500 м по азимуту 230° до домика лесника, расположенного у родника. Далее по тропинке еще 4 км на запад до восточного берега озера Гусиное. Озеро круглое, диаметром 2 км. С северо-запада в озеро впадает река Быстрая. Северный берег озера зарос редким лесом, остальные берега песчаные.

    а) Выбор масштаба зависит от размеров листа бумаги, на котором вы собираетесь изображать план. Чтобы план свободно располагался на листе формата А4, лучше выбрать масштаб 1:100 000 (численный), или в 1 см – 1000 м (именованный). Этот масштаб удобен еще и тем, что не приходится совершать сложных вычислений, переводя расстояния на местности, в сантиметры. Можно выбрать и более крупный масштаб, но тогда план нужно строить на листе бумаги больше, чем А4.

    б) При построении плана используются следующие виды условных знаков : масштабные контурные (лес, луг, озеро, пески, редколесье), масштабные линейные (шоссе, грунтовая дорога, просека, тропинка, река, линия электропередач), внемасштабные (родник, домик лесника), пояснительные (видовой состав леса).

    в) Лагерь целесообразнее всего разбивать у источника воды, поэтому самые подходящие места – это домик лесника у родника и берега озера Гусиное. Место неблагоприятное (влияние электромагнитных полей).

    Вопрос 2. Установите соответствие населенного пункта, его координат и годового хода температуры. Для каждого пункта постройте график годового хода температуры.

    а) Установите соответствие населенного пункта и его географических координат.

    б) Постройте графики годового хода температуры для населенных пунктов, представленных в таблице.

    Я Ф М А М И И А С О Н Д
    А -34 -44 -55 -63 -63 -67 -67 -71 -67 -59 -44 -32
    Б -12 -12 -8 -1 6 12 15 13 8 1 -5 -10
    В -1 -1 -1 1 5 9 11 10 8 4 1 -1
    Г -16 -18 -20 -14 -5 2 5 5 0 -6 -11 -14

    в) Установите соответствие между населенными пунктами части а) и годовым ходом температур части б).

    г) Используя график годового хода температур, дайте не описание, а характеристику климата Архангельска.

    г) Характеристика отличается от описания тем, что в ней не только констатируются факты, но и даются их объяснения, выявляются причинно-следственные связи.

    График годового хода температуры в Архангельске свидетельствует о том, что в городе четко выражены времена года: умеренно-холодная зима (сред. температура января -12 ºС) и относительно теплое лето (сред. температура июля +15 ºС). Это говорит о том, что климат Архангельска умеренный. Данные о средних температурах января и июля, а также годовой ход и годовая амплитуда температуры (27 º) указывают на то, что город не может быть расположен в пределах морского, континентального, резко континентального и муссонного климата. Он расположен в области умеренно континентального климата. Средняя температура июля указывает на то, что город расположен на севере области умеренно континентального климата. Это можно проверить, найдя Архангельск на карте по его географическим координатам.

    Полную характеристику климата Архангельска можно составить, используя другие источники информации.

    Критерии оценки заданий обучающего тура Дистанционной обучающей олимпиады по географии 2010.

    Вопрос 3. Проанализируйте пять изображений природных зон Земли из космоса (скачать архив изображений, .zip, 2.2 Mb, ).

    Разместите эти снимки в определенном порядке с учетом географической закономерности.

    Запишите имена файлов изображений в выбранном Вами порядке.

    На основании какой закономерности Вы распределили космоснимки именно так?

    Чем объясняется эта закономерность?

    Перечислите не менее двух признаков для каждого космоснимка, по которым Вы определили его место в выбранном Вами порядке.

    gyd.jpg – арктическая пустыня,

    vcx.jpg – тундра,

    lkj.jpg – тайга,

    bmn.jpg – степь,

    ewq.jpg – пустыня.

    Космоснимки иллюстрирую природные зоны, и их следует расположить с севера на юг (или с юга на север), учитывая географическую зональность.

    Основные признаки, по которым можно определить природную зону:

    gyd.jpg – арктическая пустыня.

    Большая часть территории покрыта снегом и льдом. Хорошо видно покровное оледенение, т.к. языки ледника спускаются к морю. Отсутствуют явные признаки растительности.

    vcx.jpg – тундра.

    Обилие небольших по размеру блюдцеобразных озер. Меандрирующие (извилистые) полноводные реки с неглубокими долинами. Разница в растительном покрове в долинах рек и на междуречьях.

    lkj.jpg – тайга.

    Большая часть территории покрыта лесом с явно выраженными фрагментами вырубок. Небольшая высота, с которой мы можем рассмотреть поверхность, позволяет заметить острые верхушки деревьев, что говорит о преобладании хвойных видов.

    bmn.jpg – степь.

    Главный признак – распаханность территории, она определяется по геометрически правильной нарезке полей. Хорошо видны овраги как часть овражно-балочной сети. Фрагменты лесов расположены в балках.

    ewq.jpg – пустыня.

    Отсутствие растительности. Цвет проселочной дороги совпадает с цветом грунта, что говорит о чрезвычайно незначительном плодородном горизонте почвы.

    Вопрос 4. Прочитайте отрывок из книги Давида Львовича Арманда «Как измерили Землю» (М.: Детиздат, 1940).

    «В 827 году два арабских астронома, Халиб-ибн-Абдул-Малик и Али-ибн-Иса, с группой помощников пришли на гладкую, как стол, пустынную равнину Синджар в северной Месопотамии. Они измерили высоту Полярной звезды и, разделившись, разошлись — на север и на юг. Обе партии шли и измеряли пройденный путь шестами. Северная партия остановилась тогда, когда Полярная звезда оказалась на 1° выше, чем вначале, южная — когда она оказалась на столько же ниже.

    Таким образом, каждая партия отошла от начальной точки вдоль меридиана на 1° широты и измерила длину дуги, соответствующей этому градусу. Потом астрономы вновь сошлись, чтобы сравнить результаты. Результаты почти совпали. Длина одного градуса оказалась равной 56 2/3 арабской мили.

    Мы не можем проверить точность их работы, так как не знаем достоверно, чему равнялась арабская миля. В одной старинной рукописи сказано, что она равна 4000 локтей, локоть же равен ширине 8 кулаков, кулак — ширине 4 пальцев, палец — толщине 6 ячменных зерен, а ячменное зерно — толщине 6 волос с ослиной морды.

    Современным ученым, пожелавшим хоть приблизительно проверить точность вычислений арабов, пришлось заняться стрижкой ослов. Из многочисленных измерений ими было установлено, что толщина волоса с ослиной морды равна 0,(4) мм (ноль четыре десятых в периоде). Если за одиннадцать веков ослы не стали более или, наоборот, менее грубошерстными, длина земной окружности по арабскому измерению оказывается равной: 0.(4)*6*6*4*8*4000*56.(6)*360/1000*1000=41.799 км

    Прекрасный результат для того времени!»

    Выделите основные этапы исследований, проведенных в древности и в наши дни.

    Определите цель каждого из этих исследований.

    Установите методы исследования, применённые на каждом этапе.

    Назовите источники информации, которые использовали исследователи в древности и в наши дни.

    1. Исследования в древности.

    Основные этапы:

    1) Наблюдение и измерение на местности.

    Цель – установить длину меридиана равную одному градусу.

    Источник информации – природные объекты (положение звезд, ровная поверхность пустыни, которая позволила точно отмерить необходимое расстояние).

    2) Сравнение результатов исследования северной и южной партий арабских астрономов, расчет длины одного градуса по меридиану.

    Цель – получить точные результаты.

    Источник информации – результаты наблюдений и измерений северной и южной группы.

    Современные исследования.

    Основные этапы:

    1) Исследование древних рукописей.

    Цель – установить величину арабской мили.

    Источник информации – старинные рукописи.

    2) Наблюдение и измерение волос с ослиной морды.

    Цель – установить толщину волос на морде ослов.

    Источник информации – природные объекты.

    3) Расчет длины дуги меридиана равной одному градусу в километрах и расчет земной окружности по меридиану.

    Цель – определить длину дуги меридиана в 1º.

    Источник информации – результаты исследований древних арабских астрономов и исследования современных ученых.

    Вопрос 5. Несмотря на то, что человек в большей степени «существо оседлое», но страсть к перемене мест им все-таки движет. И причины для этого могут быть самые разные: начиная от перемены места жительства (страны, города, населенного пункта) до поездки на работу, в школу, на каникулы; равно как частота поездок и их продолжительность.

    Предлагаем вам провести небольшое исследование территориальной подвижности разных поколений .

    Силами членов команды организуйте социологический опрос, но так, чтобы его результаты были более или менее репрезентативными (т.е. соответствующими действительности).

    Цель опроса – выяснить территориальную подвижность людей разных поколений : поколения ваших дедушек и бабушек, поколения ваших родителей и вашего поколения (членов команды).

    Составьте перечень вопросов для социологического опроса.

    Проанализируйте полученные данные с составлением таблицы.

    Сделайте выводы об особенностях территориальной подвижности людей разных поколений, аргументируя различия, которые вы обнаружили.

    Выполнение пятого задания условно разделялось на три этапа:

    1. Составление анкеты для исследования территориальной подвижности населения .

    В широком смысле под территориальной подвижностью понимается все многообразие пространственного движения населения. Сюда включаются не только переезды из одних населенных пунктов в другие, ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенных мест, прибытие в тот или иной район на временные (в том числе сезонные) работы, поездки в командировки, отпуск и другие перемещения, но и те пространственные перемещения, которые совершаются в пределах одного и того же населенного пункта.

    Оценивать территориальную подвижность населения можно по разным показателям (например, дальность поездок и их частота). На основе этих показателей надо было сформулировать вопросы анкеты.

    2. Проведение исследования . Для получения достоверных данных необходимо опросить достаточно большое количество людей (не менее 100 человек) и учесть два параметра: 1) соотношение между мужчинами и женщинами должно быть примерно одинаковым; 2) количество опрошенных по разным возрастам (поколения дедушек-бабушек, пап-мам, ваших сверстников) должно быть одинаковым.

    3. Обработка и анализ полученных данных. При формулировании выводов о территориальной подвижности людей различных поколений необходимо указать причины различий (если они есть).

    Ответ на вопрос 6.

    При ответе на этот вопрос, важно понять, что речь идёт о географических особенностях природы Восточно-Европейской равнины - рельеф, климат, внутренние воды (реки), почвенно-растительные зоны, а также об экологических проблемах.

    При оценивании ответов необходимо учитывать:

    а) правильную географическую характеристику природных особенностей равнины;

    б) умение составить короткий географически достоверный текст.

    1. Восточно – Европейская (Русская) равнина – одна из крупнейших по площади равнин земного шара - это обширный участок земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью, отдельные участки которого различаются по высоте. На её территории выделяются такие виды равнин: низменности(до 200 м над уровнем моря) и возвышенности, абсолютная высота которых от 200 до 500 м.

    Равнинность способствовала передвижению народов из Азии в Европу и обратно, формированию русского народа.

    1. Равнинность рельефа способствуют проникновению арктических воздушных масс далеко на юг, тропических с юго-запада и умеренных континентальных воздушных масс с юго-востока — далеко на север, морских умеренных с запада далеко на восток.

    Это и объясняет достаточно высокие температуры летом на северном побережье в субарктическом поясе и довольно холодные зимы на юге Русской равнины и смягчает климаты территорий, отдаленных от побережья Атлантического океана.

    1. Речная сеть большей части Восточно-Европейской (Русской) равнины отличается густотой, что способствовало тому, что наши предки могли использовать волок для перехода из одной речной системы в другую, а позже соединять реки каналами.

    Такие особенности речной системы способствовали освоению и исследованию территорий, расселению населения, развитию торговых отношений и т.д.

    1. Наиболее активно земледельческое освоение территорий велось на юге, в лесостепной и степной полосе, в зоне распространения чернозёмов.

    В лесной зоне, где почвы менее плодородные, требовались постоянные мелиоративные мероприятия — внесение удобрений, защита полей от зарастания, расчистка от камней и валунов. Развивалось очаговое подсечно-огневое земледелие, животноводство,

    лесной промысел и разнообразные ремёсла.

    1. В южных районах России неправильная распашка полей приводит к образованию овражной сети под влиянием временных водотоков, а также выдувание лёгких песчаных почв при сильных ветродуях, или перенос и развевание неукреплённых песков из одних районов в другие.

    Оставьте свой комментарий, спасибо!

    Географические информационные системы. Географическая информация постоянно используется в управлении, планировании, прогнозировании и социально-экономического развития, повседневном быту. На основе географических баз данных (БД) формируются географические информационные системы (ЛС) - созданные с помощью ЭВМ "хранилища" географических знаний о территориальной организации и взаимодействие общества и природы. ПС является автоматизированной системой хранения, анализа, представления пространственных данных в виде текста, таблиц, графиков, карт (рис. 2). В состав ПС включаются: ЭВМ, программное обеспечение, пространственная информация в виде картографических данных о природные компоненты, хозяйство, угодья, дороги и др. Они являются автоматизированными системами, которые оперируют пространственно координированной информации. Функционирование ПС осуществляется в такой последовательности: сбор и автоматизированную обработку географической информации, ее пространственная привязка и представление в виде электронной карты на экране дисплея, перевод этой карты в бумажную форму в случае необходимости (например, создание атласов).

    По размерам охватываемых территорий ПС делятся на глобальные, национальные, региональные, местные, локальные. Они используются для составления географических карт, кадастров природных ресурсов, инженерных изысканий и проектирования, формирования управленческих решений, их также различают по отдельным объектам и направлениям исследований: географические, экологические, земельные, имущественные, лесопользования, водо ресурсные, рекреационные, туризма и др.

    В Институте географии НАНУ разрабатывается многоцелевая Национальная ПС Украины, целью которой является создание географо-кибернетической модели региона. В Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко исследуются автоматизированные картографические системы на базе цифровых карт, объемные компьютерные модели современных городских ландшафтов Киева.

    Важной составляющей ВС является аэрокосмическая информация, данные аэровизуальных наблюдений, наземных датчиков и др. Такие ПС называют интегрированными. В их базах данных картографические данные сочетаются с дистанционными изображениями поверхности Земли, они имеют блоки для приема и программы по обработки аэрокосмических материалов. Базы данных ПС формируются из многих источников географической информации. К ним относят учебники, учебные пособия, карты и атласы, научные отчеты по результатам географических исследований, статистические справочники данным о развитии хозяйства страны, энциклопедии, словари, результаты географических исследований, публикуемых в книгах, научных журналах, данные наблюдений, проводимых учреждениями государственных служб: геологической и гидрометеорологической, геодезии, картографии и кадастра, других учреждений и ведомств.

    Географические исследования. Важным источником географической информации является экспедиционные исследования, путешествия, краеведческие экскурсии, занятия туризмом, альпинизмом. Полевые экспедиционные исследования бывают экспедиционными и стационарными. Экспедиционными является изучение отдельных природных компонентов, отраслей хозяйства (геоморфологические, гидрологические, геоботанические, океанические), которыми охватываются большие по площади территории и акватории). Природные и хозяйственные комплексы и регионы познаются в процессе комплексных географических исследований (природно-географических, ландшафтоведческой, экономико-географических, природно-ресурсных, природоохранных). Экспедиционные исследования выполняются отрядами ученых по специально разработанным программам и методикам и делятся на три периода: подготовительный, полевой экспедиционный и камеральный (обработка собранных материалов, написание отчета, составление карт). При экспедиционных исследованиях используются аэрокосмические снимки земной поверхности, выполненные из летательных воздушных и космических аппаратов. Аэрокосмические снимки дешифруют - распознают отражены на них объекты по их форме, цвету, тону изображения. Взгляд на Землю из Космоса охватывает ее

    большие тектонические структуры, пустыни, речные бассейны, районы, труднодоступные для наземных экспедиций. Спутники обеспечивают возможность исследовать динамику и периодичность природных процессов, уникальные явления и объекты (извержение вулканов, пожары, сход снежных лавин, оползни, разломы земной коры, загрязнение атмосферы и др.). С космических высот открывается новый, доселе неизвестный нам мир, новые закономерности природных условий, особенности урбанизации, температурные неоднородности в морях и океанах, лесных массивах.

    Рис. 2. Общая схема функционирования ПС

    В 1995 г. Запущен первый украинский спутник "Сич-1", оснащенный приборами для дистанционного зондирования Земли, инвентаризации и оценки земель, поисков полезных ископаемых, метеорологического прогнозирования, контроля состояния окружающей среды. Украина сотрудничает с космическими агентствами Европейского Сообщества, России, Германии, Франции, Латинской Америки по космическим исследованиям природных ресурсов и охраны природы. В Украине функционируют Центр аэрокосмических исследований Земли, Центр радиофизического зондирования Земли, Морской гидрофизический институт.

    Ими получается географическая информация о природных и техногенных процессах, изменения природной среды, геохимические аномалии, города и пригородные территории, загрязнение атмосферы, подтопления, карьеры, абразии, состояние растительного покрова, участки радиоактивного загрязнения, выбросы очистных сооружений и др.

    Стационарные географические исследования проводятся регулярно на протяжении многих лет на специально оборудованных географических стационарах. На них подробно изучаются изменения природных комплексов во времени. В Украине такие научные комплексные физико-географические исследования были начаты академиком Г. Высоцким на Великоанадольском стационаре для изучения влияния гидроклиматичних и грунтовых условий на лесоразведения в степной зоне Украины. Стационарные географические исследования проводятся на базах Института географии НАН Украины, Киевского, Львовского, Одесского, Харьковского, Таврического университетов.

    Наблюдение за состоянием атмосферы и гидросферы проводятся на гидрометеорологических станциях и постах, на которых работают молодые специалисты по метеорологии и климатологии, гидрологии и гидроэкологии, океанологии. В учреждениях Гидрометеорологической службы Украины работает более 5000 сотрудников. В Украине около двухсот гидрометеорологических, авиа-, аэро- и агрометеорологических станций. По состоянию рек, озер, водохранилищ, морских лиманов проводятся наблюдения на 400 гидрологических постах. Наряду с ними агрометеорологические показатели фиксируются на 150 пунктах, осуществляются озонометрические, радиолокационные исследования формирования облаков, осадков, загрязнение атмосферы, вод, почв.

    Наше государство имеет членство во Всемирной службе погоды, Всемирной метеорологической организации. Гидрометеорологические условия являются важными экономическими и социальными факторами: от них зависят социальное и экономическое состояние государства, экологическая ситуация, АГРОПРОИЗВОДСТВЕННОЕ комплекс, энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, военная безопасность, рекреация. Источниками географической информации является краеведческие исследования и описания родного края, городов, других населенных пунктов. Ими служат также описания путешествий, туристических и альпинистских маршрутов, экскурсий.

    Существенными составляющими географической информации есть карты и атласы. Карты является вторым языком картографии. Картографические изображения передают, воспроизводят размеры и свойства географических объектов с помощью географических средств и знаков (линий, точек, фигур) и цветного фона. Комбинации графических знаков и фона являются средствами картографического моделирования, создания картографических образов (геозображень). Для понимания отображенных на карте природных и хозяйственных объектов, компонентов природных условий, процессов, закономерностей их распространения к картам прилагаются легенды. Текст легенды, географические названия, термины и понятия позволяют "читать" карту, пользоваться ею, находить на ней новые факты.

    Карты являются важнейшими составляющими информационных структурных блоков географических атласов. Географы и картографы имеют значительный опыт составления комплексных и отраслевых, научно-справочных и учебных атласов. Исключительное значение приобретают национальные атласы. По Указу Президента Украины Л.Д. Кучмы от 01.08.2000 года "О национальном атлас Украины" создается новый картографический произведение - Национальный атлас Украины. В нем будет отражена пространственная характеристика природных условий и ресурсов, населения, хозяйства, экологических условий, науки и культуры Украины. Национальные атласы являются интегральными картографическими моделями государств как природно-ресурсных и социально-экономических территориальных систем. Национальный атлас Украины должно обеспечивать географической информации государство, ее регионы и их органы управления, научные, образовательные, проектные, производственные и общественные учреждения, помогать распространения географических знаний о нашем государстве, способствовать ее сотрудничеству с другими странами мира.

    Географическую информацию продуцируют Институт географии, Институт геологических наук, Институт ботаники, Институт зоологии, Совет по изучению производительных сил Украины, региональные естественнонаучные и общественно-экономические подразделения Национальной академии наук Украины. Разнообразную географическую информацию хранят Национальный естественный музей Украины, областные и районные, городские краеведческие музеи. Географические исследования проводятся научными лабораториями вузов, научными подразделениями природных и природно-исторических заповедников, национальных природных парков, биосферных заповедников. Разнообразная географическая информация есть в статистических справочниках, словарях, энциклопедиях, научных журналах, периодических изданиях. Результаты научных исследований, описания путешествий, районов Украины и мира приводятся в "Украинском географическом журнале" (основан в 1992 p.), Журнале "География и основы экономики в школе" (издается с 1995 p.), Еженедельнике "Краеведение. География. Туризм "(издается с J996 p.), научных вестниках и сборниках, которые издаются научными учреждениями, вузами, заповедниками, печатаются как материалы научных конференций, географических съездов и др.

    Географической информации наполнены средства массовой информации: газеты, передачи радио и телевидения. Создаются географические научно-популярные, документальные, учебные фильмы. Большие возможности для получения и использования актуальной географической информации предоставляет Интернет. Географические по содержанию описания и картины находим в научно-популярной и художественной литературе, произведениях живописи, ландшафтной архитектуре и др.