• Кто такой куратор группы? Современные проблемы науки и образования.

    С каждым днём всё больше людей слышит слово куратор. Эта профессия становиться всё более актуальной в наши дни и проникает в разные сферы человеческой деятельности. Связано это напрямую с целью, которую этот специалист несёт. «Куратор» – человек, наблюдающий за процессами работы либо иными действиями. Говоря простым языком – это люди, которые следят за работой и стараются помочь, как работникам, так и руководству. Есть аналогичные русские слова — тренер, наставник.

    История возникновения

    Первая потребность в кураторах появилась в эпоху Ренессанса, когда широкую популярность начали приобретать университеты. В них обучалось всё больше студентов и загруженность профессоров была всё больше и больше. При этом за новыми студентами нужно было присматривать и объяснять им правила поведения, следить за посещением обучающимися библиотек. Профессия прочна закрепилась в образовательной среде, в основном, из-за высокой ценности книг и иных обучающих материалов. В университетах кураторы существуют до сих пор.

    В каких областях могут быть кураторы?

    В наши дни кураторы появляются почти во всех сферах деятельности, но самые распространённые это:

    • Врачи;
    • Банковские;
    • Инвестиционные;
    • Бизнес;
    • Академические;
    • Политические.

    Для примера можно рассмотреть какие функции выполняют представители этого рода деятельности в разных сферах.

    Куратор бизнеса

    В этом сегменте кураторы просто незаменимы. В основном эту роль берут на себя руководители. Осуществляют некоторые полезные функции:

    • Поддерживают сотрудников, на которых лежит много обязанностей.
    • Сообщают руководителям о ходе выполняемой работы.
    • Обеспечивают сотрудников всем необходимым.

    Для выполнения этих задач человек претендующий на должность куратора должен обладать лидерскими и коммуникативными качествами. Иметь возможность в любой момент полностью отдавать себя работе. Он должен быстро и качественно планировать операции и продажи. И самое главное уметь поддерживать командный настрой у работников и стараться повысить их продуктивность. Помимо этого, человек должен быть энергичным и трудолюбивым. Иметь постоянную связь с высшим руководством просто обязательно. Также кандидат должен быть связан с одной из перечисленных областей:

    • Продажи.
    • Операции.
    • Разработка продукции.
    • Маркетинг.
    • Финансы.

    Как вы видите кураторы делают реально очень много и являются крайне полезными людьми для эффективного ведения бизнеса. И с этим трудно поспорить.

    Куратор в вузе

    В области образования данная профессия зародилась и остаётся очень важной до сих пор. Сейчас ни один студент не сможет представить себе жизнь в вузе без куратора. Ведь абсолютно каждый из них знает, что по всем возникшим вопросам, на которые не можешь самостоятельно найти ответ, можно обратиться к куратору своей группы. Этот человек никогда не бросит в сложную минуту, поможет разрешить возникший конфликт с преподавателем, подскажет как найти подход к большинству работников вуза. Это был лишь один вид кураторов, которые работают в вузах.

    Помимо него существует еще три категории:

    1. Доносящие информацию до студентов. Они не вмешиваются непосредственно в учебный процесс. Их главная задача – вовремя проинформировать студентов об изменениях в расписании, переносе пар, дат медосмотров и любых иных мероприятий. Наиболее распространённые и о них знает каждый обучающийся.
    2. Организующие мероприятия. Эти люди постоянно занимаются студенческой жизнью вне учёбы. Принимают участие в создании встреч с интересными людьми, экскурсий, студенческих балов и конкурсов. Стараются как можно сильнее разнообразить и наполнить время после пар. Также они ответственны за предотвращение разногласий и конфликтов между студентами.
    3. Куратор психологической помощи. В приоритете решают проблемы личного характера у студентов. Выслушивать проблемы и помогать словом это их работа. Старается стать лучшим другом для каждого студента. Тратит большую часть своего времени на общение.

    Несколько примеров кураторства

    До недавнего времени в России кураторы были распространены только в образовательном направлении и сфере искусства. Последние кстати стали прародителями бизнес кураторов. В их обязанности входят:

    • Создание общей концепции проекта.
    • Разработка стратегии развития.
    • Сбор группы мастеров под созданную концепцию.
    • Организация условий для реализации проекта.

    Из всего этого можно сделать вывод, что куратор – это востребованная в современном мире профессия. Развивается это направление быстро. Стремительно растёт их популярность в различных сферах общества. С каждым днём их количество растёт, а требования к кандидатам становятся всё жёстче. Но несмотря на это, найти место сможет абсолютно любой. Ведь в них нуждаются все, начиная от малого и среднего бизнеса, заканчивая учебными заведениями. Совсем скоро практика кураторства распространится и в российские школы, так как начало уже положено.

    Грачева Н. Е. - старший преподаватель кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки; Кандрашова Л. И. - преподаватель кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки.

    В статье рассмотрена важность кураторской работы со студентами и воспитательной деятельности в вузе. Названы функции и обязанности кураторов студенческих групп.

    Вчерашние выпускники школ становятся студентами и окунаются с головой в новую среду общения, учебного процесса, досуга, бытовых условий и т. д. Резкая смена школьной скамьи на лекционные аудитории, поставленные новые, казалось бы, невыполнимые задачи - все дезориентирует первокурсника.

    Как адаптироваться к новым условиям жизни? На эти и другие вопросы помогают ответить кураторы студенческих групп. Но, к сожалению, многие кураторы по-разному понимает свою роль. Одни слишком активно включаются в жизнь студента, принимая на себя роль родителя. Другие формально подходят к своим полномочиям, пытаясь минимализировать свои обязанности и регламент времени, которое они должны уделять студентам. Кроме этого, они недостаточно осведомлены о психологии студента и не всегда готовы справиться с проблемами, возникающими с отдельным студентом, или с конфликтами в группе. Их беспокоит, как сплотить группу и организовать взаимопомощь, чем занять и заинтересовать студентов. Эти проблемы указывают на необходимость специальной подготовки кураторов, т. к. ими часто становятся молодые преподаватели. И хотя они ближе по возрасту к студентам и им легче понять их трудности в учебе и в жизни, у них все же отсутствует житейский и профессиональный опыт. А вот преподаватели - кураторы с опытом работы, не считают, что они нуждаются в обучении, и плохо воспринимают помощь в этом направлении. Так кто же такой куратор и какие функции он выполняет?

    Студенческая группа (подгруппа) - это определенный коллектив. Наиболее развернутая концепция коллектива принадлежит А. В. Петровскому. Он рассматривает группу, как состоящую из трех страт (слоев). В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии членами группы единых целей групповой деятельности; этот слой соответствует высшему уровню развития группы, следовательно, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

    Куратор (лат. curator = попечитель, опекун) - лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определённой работы или цикла работ . А мы можем добавить, что и создание коллектива. Но кураторство - это не только процесс воспитания, а и возможность живого общения преподавателей и студентов, которое ведет к саморазвитию обеих сторон.

    В связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами роль куратора и круг его обязанностей расширяется. «Любая воспитательная работа должна начинаться с того, что куратор усваивает, осознает воспитательные функции, т. е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и студенческого коллектива» .

    Существует несколько классификаций типов кураторов, мы остановимся на одной из них:

    Куратор-"информатор" предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях и т. д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.

    Куратор-"организатор" считает необходимым организовывать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т. д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.

    Куратор-"психотерапевт" очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждает к ним, старается помочь советом. Много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, так как круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.

    Куратор-"родитель" берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.

    Куратор-"приятель" заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели, выполняющие эту роль.

    Куратор-"беззаботный студент" не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко не представляя свою студенческую группу и не осознавая, чем она живет.

    Куратор-"администратор" своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требования деканата. Выполняет в основном контролирующую функцию, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы .

    Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну.

    Необходимо помнить, что в функции куратора входят в одинаковой значимости четыре основные задачи:

    Информирование;

    Организация жизни группы и благоприятного психологического климата;

    Решение оперативных задач, возникающих в связи с академическими трудностями студентов;

    Обеспечение соблюдения студенческой группой внутривузовской дисциплины.

    В 2009 году - начале 2010 года были проведены две анкеты. Первая (весна 2009 г.) предназначалась для студентов всех факультетов 1 курса, вторая (осень 2009 - зима 2010) - для студентов 4-5 курсов (механический факультет, технологический факультет, факультет ветеринарной медицины, факультет лесного, садово-паркового и охотничьего хозяйства). Первый вопрос анкеты для первокурсников: «Ф. И.О. и должность куратора» - показал, что почти на каждом факультете есть
    1-2 подгруппы, в которых студенты ни разу или очень редко видели куратора. Например, студенты 1 курса механического факультета отметили только одного куратора, который регулярно вместе с группой участвует в факультетских и университетских мероприятиях. Почти все студенты 4-5 курсов (109 человек) высказались о необходимости кураторской работы на 1-2 курсах (только десять человек считают, что на втором курсе роль куратора менее значима). Они отметили огромную роль куратора в становлении первокурсника как учащегося вуза, так и личности (Необходимо помочь студентам адаптироваться в новой обстановке, а также управлять группой; Куратор должен объяснить поступившим студентам, для чего они здесь, помочь переступить границу между учебой в школе и учебой в вузе, это разные вещи; Объяснить сущность основных требований в вузе, сделать дружным курируемый коллектив; Его наличие обязательно, но к выбору куратора следует подходить серьезно: это должен быть человек с организаторскими способностями и находить подход к каждому студенту своей группы, так как они еще не адаптировались к новым условиям обучения - из анкет старшекурсников). И еще несколько ответов из анкет: «Куратор - это советчик, помощник, который объяснит и подскажет, что и как сделать правильно. Организатор каких - либо походов для объединения группы. Но в нашей группе этого не было, да и вряд ли будет; Хотелось бы, чтобы куратор помогал, давал советы, организовывал походы, но на первом курсе его видели всего один раз; Один раз за первый курс я его видел; Никакой поддержки и советов от куратора не было, хотя больше всего хотелось поддержки со стороны взрослого человека на первом курсе; Куратор не сыграл никакой роли. Вообще я бы хотел, чтобы куратор мог найти подход, чтобы к нему можно было подойти с вопросом, который он бы помог решить; Я так не поняла, в чем заключается роль куратора по отношению к студентам; С 1 по 3 курс куратором был один человек. Мы его вообще не знали и все проблемы решали самостоятельно с помощью других преподавателей; Мы долго не знали нашего куратора в лицо, нас никто с ним не познакомил. Узнав его, я поняла, что наш курс ему не нужен, к нашим проблемам он относился пассивно, за помощью не хотелось обращаться, кураторские часы никогда не проводились».

    Таким образом, мы видим, что студенты очень хорошо осознают значимость роли куратора, в первую очередь, на первом курсе. Многие первокурсники в первые недели (месяцы) обучения испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков самостоятельной работы, умением правильно распределять свое рабочее время, контролировать и оценивать себя (Куратор должен помогать студентам разобраться в учебном процессе, т. е. объяснить, где и как получить информацию для самостоятельной работы (кроме учебников), как проходит сессия, сроки, условия и т. д.; Куратор должен максимально плавно помочь студентам осознать, что теперь должны требовать не от него, что было в школе, а он требовать от себя - из анкет студентов 5 курса) , поэтому куратор на первом курсе должен бо́льшее внимание уделять знакомству студентов с культурой умственного труда, с методами рационализации и оптимизации самостоятельной работы.

    Мы остановились на основной работе куратора на 1 курсе. Но развитие студента на различных курсах имеет особые черты, поэтому и работа куратора должна быть разнообразной. Студент как личность развивается, нуждается в управлении со стороны педагогов, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. Это проявляется в том, что молодой человек не всегда осознает ответственность за собственную жизнь, он склонен попадать под влияние. Такие студенты требуют контроля и внешнего управления со стороны педагогов. У первокурсников, например, происходит ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, которая может привести к нервным срывам, нежеланию подстраиваться под этот ритм жизни и работы. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиции, им свойственна узость познавательных интересов, но они ищут себя, и задача куратора - поддержать, направить, посоветовать, объяснить, в каком направлении можно двигаться.

    Возраст ранней юности сложен. С одной стороны, желание самостоятельности, с другой - отсутствие полной самостоятельности. Пренебрежительное отношение к советам старших и в то же время потребность в получении этих советов от взрослых людей.

    Мы видим, что именно на первом курсе перед преподавателем-куратором стоит очень важная задача: подготовить студента к учебе в вузе. Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра.

    Нельзя забывать и о том, что третий курс - это начало специализации, поэтому в процессе воспитания личности учитывается и фактор специализации, ориентации студентов на будущую профессию. Интересно, что сами студенты осознают разницу воспитательного процесса на младших и старших курсах. Хотя 31 студент (28%) уверен, что куратор на 4-5 курсах не играет значимой роли, причем студенты (10 человек - 9%), отметившие, что куратором не проводилась никакая работа на первом курсе (некоторые вообще ни разу не видели куратора), считают, что, начиная со второго курса, куратор в студенческих группах не нужен (не нужен, так как всю интересующуюся информацию можно получить в деканате или от старост; нами никто не интересуется - из анкет). Остальные отметили, что куратор на старших курсах - человек, не только контролирующий успеваемость и посещаемость занятий студентами, необходимых для успешного завершения обучения; это, в первую очередь, психолог, советчик, наставник, специалист, направляющий на правильный жизненный путь, помогающий в выборе дипломной работы, работы по специальности; это человек, воспитавший и выпустивший достойных специалистов (из анкет).

    Исходя и вышесказанного, можно отметить, что важными профессиональными качествами педагога-куратора должны быть: эрудиция, мышление, интуиция, наблюдательность, оптимизм, находчивость. Его основные ценности социальные и этические. Он решает проблемы, опираясь, главным образом, на эмоции, чувства, умение общаться, понимать и убеждать, не навязывая свою точку зрения.

    Деятельность куратора может быть:

    а) непродуктивной: куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, при этом не проявляя инициативы и заинтересованности;

    б) малопродуктивной: куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов, для разрешения острых вопросов и конфликтов;

    в) среднепродуктивной: куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов, об их потребностях и способах обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области;

    г) продуктивной: куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая их необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Не выходит за рамки своих формальных обязанностей;

    д) высокопродуктивной: куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов.

    Таким образом, куратор студенческой группы является связующим звеном между вузом и студентами, что позволяет координировать учебно-воспитательный процесс. И в своей работе он должен помнить главное: в центре этого процесса - личность студента.

    Ключевые слова: куратор, анкета, воспитательная работа, студент.

    Литература

    1. Булыко А. Н. Большой словарь иноязычных слов. 35 тыс. слов. - М.: «Мартин», 2004.

    2. Никифорова О. А. Институт кураторов ТПУ: Сборник нормативных и методических материалов по организации кураторской деятельности и методических материалов по организации кураторской деятельности в ТПУ / О. А. Никифорова. - 2-е изд. доп. и перераб. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 162 с.

    3. Винниченко Н. Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учебно-метод. пособие / Н. А. Винниченко. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 64 с.

    4. Методический календарь куратора: Методическое пособие / [Сост. В. В. Кугунуров, А. П. Платонова, Т. Д. Дьячковская, Н. М. Мельникова]. Учебно-организационное управление ЯГУ имени М. К. Аммосова, 2009. - 68 с.

    5. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. - Изд.18-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

    Анотація

    У статті порушено важливість кураторської роботи зі студентами та виховної діяльності у ВНЗ. Названі функції та обов"язки кураторів студентських груп.

    The article touched upon the importance of mentoring activities in high school and educational work with students. Named functions and responsibilities of the curators of student groups.

    Слово «куратор» является довольно-таки распространенным и у большинства людей не возникает вопросов о его значении. Однако далеко не все понимают полноценное значение слова.

    Кто такой куратор

    Куратор — это человек, назначаемый лицом, занимающим вышестоящую должность/положение, в полномочия которого входит обязанность руководить или управлять той или иной областью деятельности. Кураторы существуют в различных органах, организациях, сферах жизнедеятельности. Например, в сферах образования, здравоохранения.

    Куратор в образовании

    В высших учебных заведениях (а также в заведениях среднего профессионального образования: техникумах, колледжах) первокурсникам сразу после поступления (1 сентября) назначается куратор. В данному случае он выполняет роль классного руководителя как в школе. Единственное и основное отличие от классного руководителя заключается в том, что куратор имеет обязанности и права в отношении группы студентов, а руководитель — класса школьников.

    Куратор осуществляет контроль за учебным процессом, за воспитательной стороной жизни студентов: поддерживает связь с родителями, следит за успеваемостью студентов, организовывает мероприятия и внеучебную деятельность.

    Куратор назначается деканом факультета и утверждается ректором и заведующим конкретной кафедры.

    Куратор в здравоохранении

    Кураторы в сфере здравоохранения назначаются либо главным врачом, либо в порядке обычной очереди (в зависимости от свободного времени врачей). Кураторы, как правило, имеют место в больницах, поликлиниках и даже в санаториях.

    В больнице роль куратора выполняет лечащий врач. В лечебное учреждение поступает больной человек, ему назначается узкий специалист (гастроэнтеролог, кардиолог, эндокринолог и другие в зависимости от заболевания человека), которsй следит за ходом развития заболевания, за ремиссией и подъемом признаков болезни, ведет записи в карточке здоровья, назначает лекарства и лечебные процедуры при необходимости.

    Современное понятие о кураторе

    В 2017 году была не позитивная тенденция среди подростков. В социальных сетях регистрировали группы, в которых посредством участия детей в «квесте», происходили смерти самих участников.

    На каждого ребенка назначается куратор, в обязанности которого входят:

    1. Общение с «подопечным» 24 часа в сутки;
    2. Изучение информации о жизни ребенка (обстановка в семье, в школе, в личной жизни)
    3. Выдача новых заданий;
    4. Проверка выполнения заданий;
    5. Психологическое давление.

    Разумеется, такое кураторство носит негативный характер и запрещено законом. Ранее не было нормы, которая признавала бы действия таких кураторов и их существование противоправными. В редакции Уголовного кодекса в преддверии Нового года была введена статья, в соответствии с которой кураторы групп смерти привлекаются к уголовной ответственности.

    Кто такие кураторы проектов

    В организациях для проведения того или иного мероприятия/конференции и т.п. назначается куратор проектов (человек, ответственный за ведение проекта, сбор участников, детализация заявок на участие).

    Проектная работа кураторов непостоянная, она носит временный характер. По завершению проекта куратор освобождается от ранее возложенных на него обязанностей. В основном лицо получает за функции куратора доплату или оплату в размере заработной платы или ее части.

    Куратор проекта назначается лицом, занимающим вышестоящую должность. Куратор занимает своего рода организационную позицию, поскольку на него возлагаются задания по организации проекта. Касаемо исполнительных функций, куратор отчасти занимается их осуществлением. Исполнительные функции возникают из поручений вышестоящего лица.

    Куратор культурной сфере жизнедеятельности

    В музеях, картинных галереях, театрах, массовых культурных мероприятиях существуют кураторы. В их полномочия входит организация мероприятия, проведение экскурсий, запись на конкретную выставку посетителей, организация досуга посетителей во время перерывов.

    В культурной сфере кураторы назначаются в порядке очередности. Как правило, человек курирует мероприятие, театральное представление, музейную или галерейную выставку единожды.

    Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что куратор — это лицо, наделенное специальными полномочиям вышестоящим руководством. Кураторы в большинстве своем — это фигуры положительные (за исключением кураторов групп смерти).

    В понятийном аппарате современного человека должно быть понятие «куратор» несмотря на то, что оно далеко не новое, существует уже очень давно с времен существования Союза Советских Социалистических Республик.

    ), курирующем враче , кураторе того или иного направления в деятельности банка, биржевой и инвестиционной деятельности, предприятия, политической организации и т. п. В Советском Союзе кураторами называли сотрудников КГБ , прикрепленными и наблюдающимим за предприятиями, институтами, культурными и прочими заведениями.

    Однако наибольшее значение фигура куратора приобрела в области современного искусства .

    Куратор не просто технически организовывает выставки, работу музея или иные арт-проекты, но и является со-автором, так как именно он определяет актуальность той или иной темы, активно сотрудничает с авторами , помогая им воплощать их идеи и проекты, - настолько, что, как отмечает Макс Фрай , «по большому счету, кураторская деятельность - это такая принципиально иная форма авторства в искусстве» . Сфера деятельности куратора зависит от масштабности проекта. Часто в больших международных проектах создается группа кураторов , между которыми распределяются обязанности. В современном искусстве куратор чаще всего выступает как организатор художественного процесса в рамках конкретного проекта. Куратор создает общую концепцию проекта , разрабатывает стратегию его развития, собирает группу художников под выбранную концепцию и организовывает условия для воплощения проекта в том или ином виде (публикации , выставки, мастер-классы и т. д.)

    Профессия куратора в современном искусстве требует специальной подготовки: так, в Российском государственном гуманитарном университете в г. было открыто обучение по специальности «кураторство проектов современного искусства» на факультете Всеобщей истории искусств .

    Источники


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Куратор" в других словарях:

      - (лат. curator, от cura попечение). 1) опекун над мнением несостоятельного должника. 2) прежнее название попечителя университета. 3) студент, надзору которого вверяется больной. 4) член конкурсного управления. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

      Попечитель, опекун; наблюдатель Словарь русских синонимов. куратор сущ., кол во синонимов: 4 адвайзер (2) … Словарь синонимов

      куратор - КУРАТОР, КУРАТЕР а, м. curateur, лат. curator. 1. Лицо, осуществляющее надзор за имуществом (малолетних, банкротов и др.). Сл. 18. Определенные над его конкурсом кураторы того допустить не хотели, претендуя, чтоб академия, равно как и прочие… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      - (от лат. curator попечитель) ..1) лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой либо работы. См. также Курация2)] В некоторых учебных заведениях преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов) … Большой Энциклопедический словарь

      КУРАТОР, куратора, муж. (лат. curator попечитель). 1. Опекун, попечитель (устар.). 2. Студент в клинике, наблюдающий за больным (мед.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

      КУРАТОР, а, муж. (книжн.). Человек, к рый курирует кого что н. | прил. кураторский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      Муж. опекун, попечитель; член конкурса над несостоятельным должником. Кураторовь, ему принадлежащий. Кураторский, к куратору относящийся. Кураторство ср. должность, звание это; опекунство, попечительство. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863… … Толковый словарь Даля

      - (от лат. curator попечитель) 1) лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой либо работы; 2) в некоторых учебных заведениях преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов). Политическая наука: Словарь справочник.… … Политология. Словарь.

      куратор - руководитель — [Англо русский глоссарий основных терминов по вакцинологии и иммунизации. Всемирная организация здравоохранения, 2009 г.] Тематики вакцинология, иммунизация Синонимы руководитель EN supervisor … Справочник технического переводчика

      А; м. [от лат. curator попечитель, опекун] 1. Лицо, которому поручено наблюдение за кем, чем л. К. студенческой группы. 2. В России до 1917 г.: назначаемый попечитель высшего учебного заведения (обычно университета), отвечающий за его работу и… … Энциклопедический словарь

    Книги

    • Куратор Истории , Иванович Юрий. Могут ли совмещаться в одном человеке склонность к групповому разврату и крайнее неприятие малейшей несправедливости? Может ли мужчина превозносить женщину как таковую, поднимая ее на вершину…

    Управлять можно подавляя,

    а нужно вдохновляя

    Сегодня главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Профессиональные знания, умения и навыки сами по себе являются лишь инструментом, способным принести обществу и человечеству в целом как пользу, так и вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала.

    Сегодняшний студент представляет собой весьма противоречивую личность: с одной стороны, он под влиянием демократизации общества стал намного свободнее и независимее, а с другой – его общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко снизились. Это чаще всего и заводит его в тупик с самого начала учебы. Еще многого не понимая, он с легкостью пропускает лекции и даже практические занятия. Поэтому одна из самых важных и первоочередных задач куратора – убедить студента, что на сегодняшний день самое главное для него – учеба. Необходимо именно на первых курсах пробудить у студентов интерес к учебе: для этого им надо показать интересные стороны как отдельных предметов, так и будущей специальности в целом.

    1. Куратор студенческой группы имеет следующие функции и обязанности:

    Принимать активное участие в основных делах курируемой группы и факультета;

    Планировать учебно-методическую и воспитательную работу совместно с группой;

    Организовать контроль за учебной работой и успеваемостью студентов своей группы для возможной их корректировки на основе взаимодействия с преподавателями колледа;

    Систематически обсуждать в группе текущую успеваемость и итоги аттестации студентов;

    Проводить собрания курируемой группы по вопросам учебы, дисциплины, массовых акций, культурно-массовых мероприятий;

    Поддерживать связи с родителями студентов;

    Проводить в группе умелую систематическую работу по антиалкогольному и анти наркотическому воспитанию студентов.

    Функции деятельности куратора:

    информативная,

    организационная,

    Коммуникационная,

    Контролирующая (административная),

    творческая.

    Информирование предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий, в которых они должны принять участие.

    Организация предполагает структурирование куратором совместно с участниками внеучебной жизни студенческой группы (посвящения в первокурсники, Дня группы, внутригрупповых традиций и т.д.).

    Коммуникация обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе; структурирование внутригрупповых отношений; непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера; посредничество с кафедрами, деканатом, администрацией университета.

    Контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов, особенно на младших курсах, контроль за выполнением функций старосты, выбор и переизбрание старосты группы.

    Творчество куратора предполагает расширение деятельности в связи с его индивидуальными потребностями и способностями.

    Содержание деятельности куратора определяется этими функциями, они же очерчивают и круг обязанностей, лишь последняя (творческая) функция предполагает не столько обязанности куратора, сколько его желание быть вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри. Функция контроля, при ее злоупотреблении, может противопоставить студентов и куратора.

    ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА:

    Изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности студентов, их семейное положение и жилищно-бытовые условия, и на основе анализа помогать студентам социально адаптироваться к новым условиям жизни.

    Оказывать помощь в формировании актива группы и органов студенческого самоуправления.

    Совместно с зав.отделением осуществлять связь с родителями студентов.

    Строить свои взаимоотношения со студентами и органами самоуправления на основе сотрудничества и демократического начала.

    Проводить работу по формированию стойкого интереса к будущей специальности, повышению профессионального мастерства, организации учебного времени, быта, бюджета студентов.

    Информировать об основных событиях в городе, республике, за рубежом, знакомить с нормативными документами, регламентирующими деятельность колледжа.

    Анализировать успеваемость студентов, посещаемость занятий и на основе анализа принимать участие в работе по укреплению учебной дисциплины.

    Вместе со студенческим активом проводить собрания студентов и кураторские часы, организовывать работу по формированию у студентов правовой и политической культуры.

    Принимать участие в организации досуга студентов, формированию традиций в группе, в колледже.

    Вносить предложения о поощрении и наказании студентов.

    Для исходного этапа в изучении группы, которое должно осуществляться на протяжении всех лет обучения, может быть рекомендована следующая программа:

    Общие сведения о группе.

    Социальная направленность состава группы.

    Характеристика группы по результатам вступительных экзаменов (в дальнейшем – по результатам экзаменационных сессий).

    Количество студентов, претендующих на получение стипендии.

    Характеристика жилищно-бытовых условий, состояние здоровья.

    Характеристика общественной активности группы.

    Сплоченность группы. Меры по преодолению проблем и конфликтов.

    Морально-волевая направленность группы.

    Познавательный уровень группы.

    Место группы среди других групп на курсе, в колледже.

    Основной задачей куратора является:

    формирование личности будущего специалиста путем объединения усилий преподавателей, родителей и студентов с целью выполнения всех учебно-воспитательных задач через систему работы по следующим направлениям:

    1.Развитие навыков самообразования.

    2.Формирование дружного, жизнедеятельного коллектива группы, в котором создаются надлежащие условия для развития способностей и наклонностей личности студента;

    3.Формирование активной гражданской позиции студента.

    Куратор студенческой группы должен владеть вопросами:

    Основ педагогики и психологии, культуры труда и служебной этики;

    Основ делопроизводства, составления, оформления, ведения и применения организационно-методических документов по учебному процессу со студентами;

    Работы на компьютере в качестве пользователя.

    Основные права куратора

    Куратор студенческой группы имеет следующие права:

    Взаимодействовать со всеми сотрудниками колледжа по вопросам, связанным непосредственно с выполнением своих должностных обязанностей в институте;

    Принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции при выполнении своих должностных обязанностей с учетом рекомендаций декана и заведующего отделением;

    Способствовать применению прогрессивных методов и новых технических средств обучения студентов в процессе занятий преподавателей со студентами группы;

    Участвовать в наращивании учебно-методического фонда колледжа, библиотеки и справочно-информационного фонда, фонда наглядных пособий, раздаточных материалов и технических средств обучения, использовать эти фонды и средства для обслуживания занятий со студентами своей группы.

    Итак, кто же такой куратор и какую типологию кураторство мы можем выделить?

    Куратор (от лат.curator - попечитель), лицо, которому поручено наблюдение. Общепринято мнение, что куратор необходим только на первых курсах с целью помощи в адаптации первокурсников к обучению в вузе. Однако в связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами повышается роль куратора и круг его задач расширяется.

    Относительно круга задач, которые определяют себе сами кураторы, можно выделить несколько типов:

    Куратор - "информатор ". Куратор предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях и т.д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.

    Куратор - "организатор ". Куратор считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.

    Куратор - "психотерапевт ". Куратор очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждает к ним, старается помочь советом. Он очень много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, т.к. круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.

    Куратор - "родитель". Куратор берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.

    Куратор - "приятель ". Куратор заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты, выполняющие эту роль.

    Куратор - "беззаботный студент ". Куратор не считает необходимым выполнять какие либо обязанности, он нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко не представляя себе даже его студенческую группу и чем она живет.
    Куратор - "администратор". Куратор своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требования деканата. Выполняет в основном контролирующую функцию, в отличие от куратора-родителя, выполняет ее формально, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.

    Деятельность куратора как вид человеческой деятельности обладает следующими характеристиками: целенаправленностью, мотивированностью, продуктивностью. Основной ее характеристикой является продуктивность.

    1-й уровень - непродуктивный. Куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, сам не проявляя инициативы и заинтересованности.

    2-й уровень - малопродуктивный. Куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов, для разрешения острых вопросов и конфликтов. Иногда он в силу интуиции действует успешно и сообразно ситуации.

    3-й уровень - среднепродуктивный. Куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов и их потребностях и способах обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области, они отрывочны и несистематичны.

    4-й уровень - продуктивный. Куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая их необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Такие студенты требуют контроля и внешнего управления со стороны педагогов.

    5-й уровень - высокопродуктивный. Куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов.

    Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну. Кроме того, психотерапевт и родитель вмешиваются в личную жизнь студента, что не всегда допустимо и не принимается студентами в отношении кураторства вообще. Беззаботный студент укрепляет мнение других о том, что куратор - это "пустое место" и нет необходимости вводить эти обязанности.

    Поэтому, относя кураторство к профессиональной сфере деятельности педагога, мы считаем, что его важными профессиональными качествами должны быть:

    педагогическая эрудиция;

    педагогическое целеполагание;

    педагогическое (практическое и диагностическое) мышление;

    педагогическая интуиция;

    педагогическая наблюдательность;

    педагогический оптимизм;

    педагогическая находчивость;

    педагогическое предвидение;

    педагогическая рефлексия.

    Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.

    Особенности работы куратора

    1. Особенности воспитательного процесса на 2-ом курсе:

    Оказание организационно-методической помощи студентам по завершению адаптации студенческой группы к общим условиям вузовской жизни;

    Ознакомление второкурсника с конкретным содержанием профессиональной специализации;

    Помощь в развитии самоуправления группы, включении ее в межколлективные отношения факультета и института развертывание групповой активности;

    Интенсивное развитие самостоятельных форм индивидуальной работы студента в учебном процессе, организация системы эффективного контроля;

    Особое внимание - теоретической подготовке студента и вовлечение его в научно-исследовательскую работу.

    2. Особенности воспитательного процесса на 3-ем курсе.

    Усиление профессионального начала в содержании учебно- воспитательного процесса и вовлечение студентов в научно- исследовательскую деятельность в соответствии с их профессиональными интересами;

    Перевод студентов, имеющих склонность к научной работе на индивидуальные планы работы. Целенаправленная теоретическая подготовка к практике, усиление практической профессиональной активности;

    Активизация общественно-полезной деятельности студентов в группе, вузе.

    Продолжение воспитательных усилий по саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию студентов и студенческой группы.

    3. Особенности воспитательного процесса на 4-ом курсе:

    Содействие развитию научной, организаторской и воспитательной активности студентов в профессиональном плане;

    Организационно-методическое обеспечение производственной практики студентов, всесторонняя подготовка к практике на протяжении всего учебного года; организационное обеспечение практики на базовых предприятиях;

    повышение уровня самоорганизации и самовоспитания, ответственности студентов в условиях предоставленных профессиональных выборов.

    4. Особенности воспитательного процесса на 5-ом курсе:

    Адаптация и социализация выпускников к практическому содержанию и реальным условиям профессиональной деятельности;

    Повышение уровня научно-исследовательской и практической направленности дипломных работ пятикурсников;

    Развитие творческой инициативы студенческих коллективов в решении различных вопросов завершающего этапа вузовской подготовки,

    поддержание групповой активности в гармоничном развитии личности;

    Активное формирование индивидуального стиля деятельности, приобретения способности учиться, жизненно необходимой в послевузовском непрерывном образовании;

    Оказание помощи выпускникам в нахождении рабочих мест;

    Становление самосознания, формирование «образа Я».

    5 Особенности воспитательного процесса на 1-ом курсе:

    Детальное ознакомление студентов с историей и деятельностью колледжа.

    Ознакомление студентов с характером и особенностями их учебы на факультете, с приемами и методами умственного труда и отдыха, организации самостоятельной работы;

    Ознакомление студентов со структурой, организацией и деятельностью студенческих органов самоуправления в учебно-воспитательном процессе.

    Ознакомление студентов с работой библиотеки и порядком пользования библиотечным фондом;

    Работа куратора по быстрейшей адаптации студентов к условиям колледжа(знакомство с традициями, правилами культурного поведения, вовлечение студентов в общественную деятельность колледжа, факультета, курса, группы);

    Организация тренинга личностного роста (межличностного взаимодействия) как условие формирования студенческой группы;

    Профессиональная ориентация первокурсников не только в рамках курса «Введение в специальность», но и на протяжении всего первого года обучения. Знакомство с существующей структурой колледжа.

    Особое внимание необходимо уделить развитию нравственных, трудовых, патриотических качеств личности первокурсника в соответствии с требованиями к будущему специалисту (акцент на воспитании способности первокурсника к нравственной оценке и обсуждению в группе общих и частных вопросов студенческой жизни;

    Формирование и развитие деловых качеств и трудовой активности во время учебы и создания благоприятных условий жизнедеятельности студенческой группы);

    Насколько студенты-первокурсники удовлетворены различными сторонами студенческой жизни?

    С определенной долей условности можно говорить об удовлетворенности первокурсников самим фактом поступления в колледж, изменениями в их жизни – независимо от избранной профессии и специальности, престижности учебного заведения, его территориальной расположенности. В молодежном сознании происходит возрождение престижности дальнейшего образования, что при всех негативных последствиях социально-экономических и социально-политических реформ в нашей стране представляет позитивное и перспективное явление. Другое дело, что само понимание такой престижности, его место в системе ценностных установок и ориентаций студенчества достаточно разнородно.

    Как связана адаптация первокурсника с его профессиональным самоопределением?

    Профессиональное самоопределение на уровне общества означает интеграцию молодежи в социально-профессиональную структуру. На индивидуальном уровне человек выбирает свой профессиональный путь – будущую профессию, специальность,ссуз, вуз. Первокурсники уже осуществили выбор ссуза и специальности, их свобода нового выбора ограничена. Возникает новая, непривычная социокультурная ситуация, требующая адаптации. Более свободный характер организации учебных занятий в ссузе и ломка стереотипов школьного обучения также являются важными факторами кризиса профессионального самоопределения на первом курсе. Это может проявиться в сомнении в правильности сделанного выбора, в неудовлетворенности жизнью колледжа и т.д. Кризис самоопределения существенно тормозит процесс адаптации к студенчеству.

    Существует внутренняя и внешняя мотивации поступления в данный ссуз

    Внутренняя мотивация – ориентация на собственные побуждения, стремления, характеризуется высокой степенью самостоятельности выбора, незначительным влиянием среды. К внутренней мотивации относятся следующие мотивы: интерес к профессии; наличие способностей в этой области; влияние учебы в специализированном классе, техникуме, лицее; семейная традиция, родители; советы учителей, специалистов по профориентации.

    Внешняя мотивация – это стимулы извне, влияние среды, отсутствие собственных ценностных ориентиров при выборе вуза или специальности. К внешней, статусной мотивации относятся следующие мотивы: перспектива найти хорошую работу после ссуза; его престиж, нежелание идти в армию; продление беззаботного периода жизни; желание получить диплом.

    Внутренние и внешние мотивы могут быть содержательными и статусными.

    Статусная мотивация предполагает выраженную социальную ориентацию, когда студент ориентирован на престиж, на повышение или сохранение социального статуса и т.д.

    Помочь студенту адаптироваться к жизни в колледже возможно реально, когда есть основа, база для такой адаптации. Исследования показали: существует определенная часть первокурсников, либо не совсем понимающих, зачем они вообще поступили в колледж, либо руководствующихся при поступлении случайными внешними мотивами. В какой степени целенаправленно повлиять на мотивацию первокурсников и какими методами – это актуальная проблема для социологов и психологов.

    С какими трудностями приходится сталкиваться первокурсникам?

    Опросы выявили, что важными студенческими проблемами являются: недостаток свободного времени; перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание; недостаток внимания со стороны зав.отделением, кураторов; недостаточный уровень школьной подготовки; неумение организовать себя; нехватка материальных средств; отсутствие привычного круга общения; невозможность найти занятие по душе, интересное дело; низкая техническая оснащенность кабинетов, лабораторий; плохие санитарно-гигиенические условия; сложности в привыкании к новой обстановке, к новым людям.

    Главные трудности у первокурсников связаны:

    1. с переходом от урочной системы преподавания в школе к лекционной в колледже. Этот переход требует определенных навыков (быстрое конспектирование, самостоятельный поиск нужной информации), без которых у первокурсника катастрофически не хватает свободного времени. С точки зрения студентов, частично решить проблемы формирования необходимых им навыков могло бы совершенствование курса «Введение в специальность», роль и значение которого в процессе адаптации обучающихся сегодня минимальна. В рамках этого курса необходимо уделять внимание не только будущей профессии и ее возможностям, но и формированию навыков оптимальной организации учебного труда.

    2.Необходимо отметить, что неумение организовать себя в условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в ссузе является для первокурсников серьезной проблемой. Равноценной проблемой, особенно для иногородних, является неумение распределять и тратить деньги.

    Чем определяется психологический комфорт или дискомфорт в жизни первокурсника?

    Если в семье осуществлялось «попечительское воспитание», а студент оказывается в общежитии, то осознание факта, что он должен взять на себя ответственность и за результаты учебы, и за обеспечение быта при ограниченных материальных возможностях, вызывает состояние, близкое к отчаянию. В этих условиях иногда неплохую психологическую приспособляемость демонстрируют студенты, которых кроме учебы мало что интересует.

    Другим источником социально-психологического дискомфорта студента-первокурсника являются новые требования, как к организации учебного процесса , так и к содержанию обучения. Использование школьных методик обучения по принципу «изложение – воспроизведение» в ссузе встречается значительно реже. Ряд предметов учебных программ требует самостоятельности мышления, все большее распространение получают активные методы обучения типа «case – study», где нет готовых ответов. Для вчерашних школьников, многие из которых обучались по традиционным программам, это – ситуация высокой степени неопределенности, к которой они психологически не готовы. Причем тут они не могут прибегнуть к чьей-либо помощи – ни к помощи друзей, ни к помощи родителей. Хорошие показатели по этому параметру социально-психологического самочувствия показывают либо выпускники элитных школ, в которых использовались нетрадиционные методики, либо студенты, обладающие широким кругозором. Многие студенты, особенно поступившие из провинции, также переживают эмоциональный шок, связанный с огромным объемом информации, которая день за днем буквально обрушивается на них. Большое количество непонятных терминов, энциклопедическая эрудиция некоторых выпускников школ областного центра заставляют испытывать сильное чувство эмоционального напряжения. Отсюда неудовлетворенность во взаимоотношениях с однокурсниками.

    Правда, есть и обнадеживающие тенденции. Стремительно нарастает тенденция к самодостаточности и самоуважению среди студентов. Это приводит к мысли, что взаимодействия «преподаватель – студент» должны строиться таким образом, чтобы студенты ощущали себя коллегами в процессе обучения.

    В поле зрения оказывается проблема самореализации, самосовершенствования, на которую обращают внимание студенты-первокурсники. Она связана с проблемой поступления в колледж. Если студент по тем или иным причинам оказывается вынужден заниматься тем, к чему нет склонности и способностей, тогда процесс обучения и адаптации не может быть эффективным и будет способствовать социально-психологическому дискомфорту. Процесс обучения в таком случае пойдет по пути подражания, вызывая часто неосознаваемую внутреннюю неудовлетворенность преподавателями и однокурсниками.

    Как помочь первокурснику быстрее привыкнуть к жизни колледжа?

    Хорошие отношения с друзьями, в родительской семье и обретение собственного семейного счастья – важный ориентир для организации внеучебной работы с первокурсниками. В процессе адаптации к студенческой жизни необходимы помощь и контроль со стороны взрослых и родителей. Важным являются контакты куратора с родителями, проведение пока еще привычных родительских собраний, участие родителей во внеучебных мероприятиях первокурсников и т.п.

    Необходима и специальная работа по формированию благоприятного социально-психологического климата в студенческих группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников, наличия в группе референтных лиц – тех, с кем можно обсуждать самые сложные личные проблемы.

    Слабая и низкая вовлеченность студентов в общую жизнь группы, колледжа – одна из проблем для организаторов внеучебной работы с ними. Основные направления этой работы могут заключаться в увеличении числа внеучебных мероприятий, организации секций, кружков, клубов, привлечении студентов к научной работе. Среди ценностных приоритетов студентов необходимо отметить низкую установку на научную деятельность в колледже

    Технологии разрешения куратором проблем, возникающих в учебной группе.

    Таким образом, куратор - профессиональная роль, можно сказать одна из профессиональных функций преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся. Личность студента - целостная самоорганизующаяся система, более устойчивая, чем личность школьника, однако считать личность студента законченной закостенелой формой еще рано, т.к. психосоциальное развитие продолжается. Таким образом, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, т.к. многие качества еще продолжают возникать и развиваться, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. Это проявляется в том, что молодой человек не всегда осознает ответственность за собственную жизнь, его не интересуют собственные личностные смыслы, он склонен попадать под влияние других людей.

    Следовательно, кураторство предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым. Однако, на протяжении обучения в ссузе эта поддержка может носить разную степень вовлеченности в жизнь студента, т.к. на первом курсе необходима помощь в адаптации, а на последних курсах требуется помощь в научном самоопределении. Но студенческая группа, как на первом, так и на последующих курсах, состоит из студентов разного психологического возраста и, следовательно, разного уровня ответственности и в отношении к собственным жизненным выборам.

    Куратор - преподаватель, в обязанности которого входит академическое руководство студенческой группой и внеучебной жизнью студентов, связанной с ссузом. Функции куратора: информирование, организация жизни группы и благоприятного психологического климата, решение оперативных задач, возникающих в связи с академическими трудностями студентов, обеспечение соблюдения студенческой группой внутриуниверситетской дисциплины. Иными словами, куратор - посредник между студентами и жизнью ссуза. На первом курсе он особенно необходим, но и на старших курсах потребность в кураторе велика. Многие студенты отмечают, что решение спорных вопросов по поводу их академических проблем успешнее решает куратор. На старших курсах он не так много уделяет внимания студенческой группе, но студенты всегда знают к кому обратиться; а куратор узнает группу лучше, чем другие преподаватели, читающие учебные курсы в течение одного года или семестра.

    Игры на знакомство

    «Математика»

    Сидящие по кругу называют цифры от одного до пяти. Каждый пятый вместо того, чтобы сказать «пять», называет свое имя и встает (он больше не участвует в игре). И так далее пока каждый не представится.

    3. «Снежный ком»

    Самая распространенная методика знакомства. Каждый член группы по часовой стрелке называет свое имя, при этом каждый следующий должен повторить имя того (тех), кто представлялся перед ним, а только затем назвать свое. Получается, что имена накатываются как снежный ком.

    Методика имеет несколько вариаций. Можно называть не только имя, но и качество характера, которое начинается на ту же букву, что и имя (например, Ольга – обаятельная, Светлана – своенравная, Николай – надежный).

    Можно называть имя и свой любимый фрукт или овощ (Наталья – груша, Сергей – ананас).

    4. «Паспорт знакомства»

    Студентам раздается лист, на котором написано задание. Образец задания:

    Найдите (запишите на листе их имена) как можно больше тех, у кого такие же, как у Вас:

    1. Месяц рождения _____________________________________
    2. Цвет глаз ___________________________________________
    3. Место рождения______________________________________
    4. Размер обуви_________________________________________
    5. Любимое блюдо______________________________________
    6. Любимое художественное произведение__________________
    7. Хобби, увлечение_____________________________________
    8. Качество, которое больше всего цените в людях___________

    Студенты самостоятельно должны найти всех схожих с ними, по каким-либо параметрам людей (они могут ходить, спрашивать с места, ждать, когда к ним подойдут, задача куратора – только наблюдать). На это задание дается от 5 до 20 мин. в зависимости от количества студентов в группе. После этого проводится рефлексия. Примерные вопросы: «У кого больше всего сходств по какому-либо пункту?», «У кого нет совпадений по какому-либо пункту?», «Есть ли схожие по всем пунктам студенты?», «Что было сложно при выполнении задания?».

    5. «Глаза в глаза»

    Группа садится вкруг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя "договариваться" с соседями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все встают и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут "договориться глазами", поэтому упражнение повторяется, но при этом студенты рассаживаются на другие места в круге. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.

    Цель данной памятки – систематизировать и оптимизировать социально-педагогическую работу кураторов со студентами. Успех этой работы в значительной степени обусловлен четким определением и выполнением функциональных обязанностей каждого из участников педагогического процесса в вузе - кураторами учебных групп, комендантами общежитий, заместителями деканов по воспитательной работе, психологом университета и общественными организациями.

    1. Особенности работы куратора со студентами

    Студенты – одна из наиболее уязвимых социальных категорий граждан. У многих студентов, в связи с бытовыми и психологическими трудностями, отмечается повышенная тревожность, нестабильность эмоционального фона настроения. Тревожность может возникать из-за бытовой неуверенности, незнания системы обучения в вузе, страха перед сдачей экзаменов и др. Адаптация студентов может протекать продолжительно и остро, что объясняется рядом причин:

    отсутствием родительской помощи (у студентов, проживающих в общежитиях);

    небольшими материальными возможностями и (или) неумением ими распорядиться;

    недостаточным социальным опытом и др.

    Цель куратора – помочь студенту преодолеть этот трудный жизненный период и содействовать его адаптации в университете.

    Для ведения успешной работы со студентами куратор должен быть корректен, толерантен (терпим) и эмоционально устойчив. Он должен быть готов к первоначальному недоверию со стороны студента и уметь это недоверие преодолеть.

    Куратор должен занимать активную педагогическую позицию. Ведь зачастую студенты занимают «пассивную» позицию и ожидать инициативы от них не приходится. Поэтому педагогу необходимо первым идти на контакт и самому стараться вовлечь студента в разного рода факультетские мероприятия или студенческие инициативы (иногда стоит просто привести студента туда «за руку»). С другой стороны, не стоит быть слишком навязчивым и держать его «под колпаком», т.к. студенчество - это особое социально-духовное состояние молодого человека, и слишком сильное посягательство на его свободу может иметь негативные последствия.

    При работе со студентами необходимо учитывать один из важнейших факторов, а именно где и в каких условиях они воспитывались.

    Поэтому важным этапом в работе со студентами-первокурсниками будет проведение первичной беседы, цель которой – сбор информации для определения направления и стратегии социально-педагогической работы.

    Беседа может состоять из нескольких этапов:

    Перед самой беседой необходимо ознакомиться с личным делом студента, узнать о родителях, составе и социальном статусе семьи, предыдущем месте учебы и ознакомиться с оценками, полученными во время вступительных экзаменов.

    В начале беседы - выяснить общее эмоциональное состояние студента, узнать о его первых впечатлениях от учебы в университете, о нынешнем социальном положении (поддерживает ли контакт с родителями \ родственниками), после - спросить о трудностях и проблемах настоящего времени (текущего периода).

    Ознакомить студента с подробной информацией о правилах, установленных в университете, с правами, предусмотренными Конституцией РФ, об общественных организациях, функционирующих в университете.

    По окончании беседы направить студента, по необходимости, на собеседование к специалисту (врачу, психологу и т.п).

    При этом одним из главных правил, которым должен руководствоваться куратор учебной группы в работе со студентами, является принцип «Не навреди».

    По возможности каждый студент должен чувствовать себя полноценным членом студенческого коллектива.

    Поэтому:

    осуществлять контроль и содействовать в делах студенту стоит ненавязчиво и незаметно;

    не стоит акцентировать внимание на социальном статусе некоторых студентов.

    2. Педагогическое сопровождение учебной деятельности

    С момента поступления в университет со студентами должна вестись интенсивная работа, т.к. именно первый семестр имеет важное значение для адаптации к обучению в университете. Изменяется обстановка, привычный уклад жизни, круг общения молодого человека. Вчерашний школьник сталкивается со множеством проблем, о которых раньше и не задумывался. Поэтому задача куратора, психолога университета, коменданта общежития, заместителя декана по воспитательной работе и других участников учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы помочь студенту освоиться в университете и преодолеть все проблемы, связанные с периодом адаптации.

    Куратор осуществляет контроль посещаемости занятий и академической успеваемости студентов. В случае проблем куратор проводит со студентом разъяснительную беседу с целью выяснения причин низкой успеваемости или пропусков занятий.

    При этом необходимо учитывать, что уровень подготовки студентов может различаться.

    Если у студента проблемы с конкретным учебным предметом или преподавателем, необходимо выяснить причину возникновения проблем, выслушав мнение педагога, старосты и одногруппников студента.

    В случае низкой успеваемости - направить студента на дополнительные занятия или привлечь успевающих студентов старших курсов, и проконтролировать результаты.

    Если проблема – в отношениях с преподавателем – обратиться к психологу за консультацией.

    Если у студента не складываются отношения с одногруппниками – обратиться за консультацией к психологу и пригласить его на кураторский час.

    Куратору необходимо также координировать свою работу с комендантом общежития, в котором проживают студенты. Посещение общежития проводится систематически – не реже 2 раз в месяц.

    В общежитии куратор:

    изучает наличие и содержание проблем студента;

    знакомится с организацией его быта;

    вырабатывает с воспитателем общую стратегию работы со студентами, проживающими в общежитии;

    отмечает время и дату посещения в журнале посещений общежития и «Дневнике куратора».

    Необходимо помнить, что одна из главных целей социально-педагогического процесса состоит в том, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, способного в будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы. Поэтому контроль и наблюдение за учебной и общественной жизнью студентов должен идти по убывающей – с каждым курсом они должны быть все менее заметными, давая простор целенаправленной активности молодого человека.