• Лучшие произведения Толстого для детей. Лев Толстой: рассказы для детей

    Читайте рассказы русского писателя Льва Толстого для детей с кратким описанием и иллюстрациями. Рассказы Толстого для школьного дневника.

    Навигация по произведениям

      Огневушка-поскакушка

      Бажов П.П.

      Сказка про волшебную девочку — сказочную Огневушку, она появилась работникам прииска из костра, стала танцевать, а потом около дерева исчезла. А была такая примета, где она исчезнет — там золото надо искать. Огневушка-поскакушка читать Сидели …

      Каменный цветок

      Бажов П.П.

      Однажды появился у знатного мастера-резчика ученик Данила. Был он сиротой, худенький и болезненный, но мастер сразу приметил в нем талант и глаз верный. Повзрослел Данила, обучился ремеслу, но хотел познать тайну красоты, чтобы в камне …

      Малахитовая шкатулка

      Бажов П.П.

      Девушке Танюшке досталась от отца малахитовая шкатулка с женскими украшениями. Мама надевала их несколько раз, но ходить в них не могла: и жмут они, и давят. Драгоценности были волшебные, они из Танюши еще одну Хозяйку Медной Горы сделали. Малахитовая шкатулка …

      Горный мастер

      Бажов П.П.

      Рассказ о верности и любви к близкому человеку. Девушка Катерина осталась одна, ее жених Данила пропал неизвестно куда. Все ей говорили, что надо забыть его, но Катерина никого не слушала и твердо верила, что он …

      Как мужик гусей делил

      Толстой Л.Н.

      Сказка про ловкого и смекалистого бедного мужика, который пошел у барина хлеба просить, а в благодарность зажарил барину гуся. Барин попросил мужика разделить гуся на всех членов его семьи. Как мужик гусей делил читать У …

      Про слона

      Житков Б.С.

      Как слон спас хозяина от тигра

      Житков Б.С.

      Один индус пошел в лес со своим слоном за дровами. Все шло хорошо, но вдруг слон перестал слушаться хозяина и стал прислушиваться к звукам. Хозяин рассердился на него и стал бить веткой ему по ушам. …

      Житков Б.С.

      Однажды моряки отдыхали на берегу. Среди них был один здоровенный матрос, силы он был медвежьей. Решили матросы сходить в местный цирк. В конце выступления на арену вывели кенгуру в боксерских перчатках. Кенгура читать На парусном …

      Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

      В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

      Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

      Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

      1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

      Дональд Биссет

      Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

      2 - Три котёнка

      Сутеев В.Г.

      Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

      3 - Ёжик в тумане

      Козлов С.Г.

      Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    Информационная справка:

    Чудесные милые сказки Льва Толстого производят на детей неизгладимое впечатление. Маленькие читатели и слушатели делают необычные для себя открытия о живой природе, которые даются им в сказочной форме. При этом их интересно читать и просто понимать. Для лучшего восприятия некоторые написанные ранее авторские сказки позднее были выпущены в обработке.

    Кто такой Лев Толстой?

    Это был известный писатель своего времени и остаётся таким поныне. Имел прекрасное образование, знал иностранные языки, увлекался классической музыкой. Много путешествовал по Европе, служил на Кавказе.

    Его авторские книги всегда выходили большими тиражами. Большие романы и повести, рассказы и басни – список изданного поражает богатством литературного дарования автора. Он писал о любви, войне, героизме и патриотизме. Лично участвовал в военных сражениях. Видел много горя и полного самоотречения солдат и офицеров. Часто с горечью говорил не только о материальной, но и о духовной нищете крестьянства. И совсем неожиданными на фоне его эпических и социальных произведений стали прекрасные творения для детского возраста.

    Почему стал писать для детей?

    Граф Толстой много занимался благотворительностью. В своём имении бесплатно открыл школу для крестьян. Желание писать для детей возникло когда на учёбу пришли первые несколько бедных ребятишек. Чтобы открыть им окружающий мир, простым языком научить тому, что сейчас называется природоведение, Толстой и начал писать сказки.

    За что любят писателя в наши дни?

    Это получилось настолько хорошо, что и сейчас, дети уже совсем другого поколения, с удовольствием воспринимают произведения графа XIX века, учатся любви и доброте к окружающему миру и животным. Как и во всей литературе, в сказках Лев Толстой оказался также талантлив, и любим своими читателями.


    Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары. Читать...


    Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты еще мала, ты только пальцы наколешь»; а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать. Читать...


    Собрался батюшка в город, а я ему говорю: «Батя, возьми меня с собой». А он говорит: «Ты там замерзнешь; куда тебя». Я повернулся, заплакал и пошел в чулан. Плакал-плакал и заснул. Читать...


    Мой дедушка летом жил на пчельнике. Когда я прихаживал к нему, он давал мне меду. Читать...


    Я и так брата люблю, а больше за то, что он за меня в солдаты пошел. Вот как было дело: стали бросать жеребий. Жеребий пал на меня, мне надо были идти в солдаты, а я тогда неделю как женился. Не хотелось мне от молодой жены уходить. Читать...


    У меня был дядька Иван Андреич. Он выучил меня стрелять, когда мне было еще 13 лет. Он достал маленькое ружьецо и давал мне из него стрелять, когда мы ходили гулять. И я убил раз галку и другой раз сороку. Читать...


    Я шел по дороге и сзади себя услыхал крик. Кричал мальчик-пастух. Он бежал полем и на кого-то показывал. Читать...


    В нашем доме за ставнем окна воробей свил гнездо и положил пять яичек. Мы с сестрами смотрели, как воробей по соломинке и по перышку носил за ставень и вил там гнездышко. А потом, когда он положил туда яйца, мы очень обрадовались. Читать...


    У нас был старый старик, Пимен Тимофеич. Ему было 90 лет. Он жил у своего внука без дела. Спина у него была согнутая, он ходил с палкой и тихо передвигал ногами. Зубов у него совсем не было, лицо было сморщенное. Нижняя губа его тряслась; когда он ходил и когда говорил, он шлепал губами, и нельзя было понять, что он говорит. Читать...


    Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое. Читать...


    Я посадил двести молодых яблонь и три года весною и осенью окапывал их, и на зиму завертывал соломой от зайцев. На четвертый год, когда сошел снег, я пошел смотреть свои яблони. Читать...


    Когда жили в городе, мы каждый день учились, только по воскресеньям и по праздникам ходили гулять и играли с братьями. Один раз батюшка сказал: «Надо старшим детям учиться ездить верхом. Послать их в манеж». Читать...


    Мы жили бедно на краю деревни. Была у меня мать, нянька (старшая сестра) и бабушка. Бабушка ходила в старом чупруне и худенькой паневе, а голову завязывала какой-то ветошкой, и под горлом у ней висел мешочек. Читать...


    Я завел себе для фазанов легавую собаку. Собаку эту звали Мильтон: она была высокая, худая, крапчатая по серому, с длинными брылами и ушами и очень сильная и умная. Читать...


    Когда я уезжал с Кавказа, тогда еще там была война, и ночью опасно было ездить без конвоя. Читать...


    Из станицы я поехал не прямо в Россию, а сначала в Пятигорск, и там пробыл два месяца. Мильтона я подарил казаку-охотнику, а Бульку взял с собой в Пятигорск. Читать...


    Булька и Мильтон кончились в одно и то же время. Старый казак не умел обращаться с Мильтоном. Вместо того чтобы брать его с собою только на птицу, он стал водить его за кабанами. И в ту же осень секач кабан спорол его. Никто не умел его зашить, и Мильтон издох. Читать...


    У меня была мордашка. Ее звали Булькой. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые. Читать...


    Один раз на Кавказе мы пошли на охоту за кабанами, и Булька прибежал со мной. Только что гончие погнали, Булька бросился на их голос и скрылся в лесу. Это была в ноябре месяце; кабаны и свиньи тогда бывают очень жирные. Читать...


    Один раз я пошел с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружье и пошел за ним. Я думал, что он ищет куропатку, фазана или зайца.

    Несмотря на то, что Толстой был дворянского сословия, он всегда находил время для общения с крестьянскими детьми, а в своем имении даже открыл для них школу.

    Великий русский писатель, человек прогрессивных взглядов, Лев Толстой умер в поезде на станции Астапово. По завещанию он был похоронен в Ясной Поляне, на холме, где в детстве маленький Лев искал «зеленую палочку», которая помогла бы сделать всех людей счастливыми.

    Беседа для детей 5-9 лет: «Лев Николаевич Толстой»

    Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7, воспитатель
    Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших классов и родителей.
    Назначение работы: Беседа познакомит детей с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, его творчеством и личным вкладом в детскую литературу.

    Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
    Задачи:
    1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Льва Николаевича Толстого;
    2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к литературным произведениям;3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
    4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям;
    Атрибуты для игр: канат, 2 корзины, муляжи грибов, шапка или маска - Медведя.

    Предварительная работа:
    - Прочитать сказки, рассказы, басни Льва Николаевича Толстого
    - Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям

    Вступительное слово в стихах

    Дворецкая Т.Н.
    Человек души большой
    Лев Николаевич Толстой.
    Известный писатель талантлив от Бога.
    Мудрый учитель с душой педагога.
    Был генератором смелых идей.
    Школу открыл для крестьянских детей.
    Лев Николаевич – великий мыслитель.
    Родоначальник, благотворитель.
    Знатного рода, графских кровей.
    Думал о бедах простых он людей.
    После себя оставил наследие
    Знания стали энциклопедией.
    Труды его и опыт бесценный капитал.
    Для многих поколений, фундаментом он стал.
    Писатель знаменитый, и в 21 веке
    Мы с гордостью расскажем об этом человеке!


    Ход беседы:
    Ведущая: Дорогие ребята сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и великим писателем.
    (Слайд №1)
    Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном.
    (Слайд №2)
    Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
    В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, где его старший брат Николай Николаевич Толстой служил в действующей армии в чине офицера-артиллериста.


    Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
    Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя.
    Русские люди издавна славили смелость, храбрость и отвагу.
    Послушайте, какие поговорки слагались на Руси:
    Где смелость, там и победа.

    Не теряй отвагу, назад ни шагу.
    Солдатское дело - воевать храбро и умело.
    Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал.
    Сейчас мы проверим, какие наши мальчики смелые и храбрые.
    Выходите в центр зала. Проводится игра: Перетягивание каната.
    Лев Толстой дважды ездил заграницу в 1850 и в 1860 годах.
    (Слайд №3)
    Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. В то время в стране было крепостное право – это когда все крестьяне подчинялись и принадлежали помещику. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.


    Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.
    (Слайд №4)
    Сперва крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка.
    В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям.


    Но вскоре они увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую.
    (Слайд №5)
    «Если, - писал Л.Н.Толстой - урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».
    (Слайд №6)
    О силе знаний сохранились и дожили до наших дней народные пословицы:
    Испокон века книга растит человека.
    Добро того учить, кто слушает.
    Азбука - к мудрости ступенька.
    Век живи - век учись.
    Мир освещается солнцем, а человек знанием.
    Без терпенья нет ученья.
    Грамоте учиться - всегда пригодится.

    (Слайд №7)


    В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
    (Слайд №8)
    На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.


    (Слайд №9)
    Давайте ребята, и мы с Вами поиграем в игру: «Грибники»
    Правила: Дети разбиваются на 2 команды, у каждой команды по 1 корзине. По сигналу дети собирают грибы.
    Условие: в руки можно брать только 1 гриб.
    Звучит музыка, дети собирают грибы и кладут в свою общую командную корзину.
    Музыка затихает, на поляну выходит медведь (начинает реветь), грибники замирают и не двигаются. Медведь обходит грибников, если грибник зашевелился, медведь его съедает. (Съеденного грибника сажают на стул). По окончанию игры проводится подсчет грибов в корзинах. Выигрывает та команда, которая собрала больше всех грибов и у кого в команде больше грибников остались целыми и невредимыми.
    (Слайд №10)
    В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.


    (слайд №11)
    Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
    (Слайд №12)
    Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
    Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.
    Л.Н. Толстой.
    (Слайд №13)
    Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них. Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки.
    По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
    На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
    Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
    Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
    Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
    У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
    Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
    Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
    Всякому мальчику по чуланчику. (Печатка)


    (Слайд №14)

    Льва Николаевича Толстого писал для детей поговорки.
    Где цветок, там и медок.
    Неизведанный друг, не хорош для услуг.
    Другу сколько можно помогай.
    Красна птица пером, а человек умом.
    Капля мала, а по капле море.
    Не бери горсткой, а бери щепоткой.
    Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
    Лето собирает, зима съедает.
    Умей взять, умей и дать.
    Сразу всему не научишься.
    Ученье свет, не ученье - тьма.
    Конец - делу венец.

    Ведущая: Ну, а в конце нашего мероприятия приглашаем Вас, поиграть в подвижную игру:
    «Золотые ворота» .


    Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные играющие берутся за руки и начинают водить хоровод, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Нельзя останавливаться!
    Все играющие хором произносят слова (припевая)

    «Золотые ворота, проходите, господа:
    Первый раз прощается,
    Второй раз воспрещается,
    А на третий раз не пропустим вас!»

    Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Если в игре «господ» осталось мало, приходить под воротами желательно передвигаясь змейкой. Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми ведущими, образуют новые ворота.
    (Слайд №14 и №15)

    Спасибо за внимание! До новых встреч!

    Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) очень любил детей, а еще больше он любил с ними разговаривать.

    Он знал много басен, сказок, рассказов и историй, которые увлеченно рассказывал детям. Его с интересом слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.

    Открыв в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, Лев Николаевич сам преподавал в ней.

    Он написал учебник для самых маленьких и назвал ее "Азбука". Труд автора, состоящий из четырех томов, был "красив, короток, прост и, главное, ясен" для понимания детям.


    Лев и мышь

    Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

    Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

    Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

    Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

    Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро.

    Как меня в лесу застала гроза

    Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами.

    Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело.

    Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился.

    Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в, голову.

    Я упал и лежал до тех пор пока перестал дождь.

    Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шел дым. Вокруг меня лежали секретки от дуба.

    Платье на мне было все мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно.

    Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал домой.

    Дома никого не было, я достал в столе хлеба и влез на печку.

    Когда я проснулся, я увидал с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть.

    Я закричал: "Что вы без меня едите?" Они говорят: "Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь".

    Воробей и ласточки

    Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.

    В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.

    Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.

    Воробей сидел и чирикал.

    Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду - как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали.

    Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал.

    Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.

    Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда.

    Опять улетали и опять прилетали ласточки, и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.

    Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.

    Два товарища

    Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

    Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

    Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

    Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

    Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

    Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

    А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

    Лгун

    Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:

    Помогите, волк! Волк!

    Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

    Сюда, сюда скорей, волк!

    Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

    Охотник и перепел

    Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.

    Ты только отпусти меня, - говорит, - я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.

    Ну, перепел, - сказал охотник, - и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что своих выдавать хочешь.

    Девочка и грибы

    Две девочки шли домой с грибами.

    Им надо было переходить через железную дорогу.

    Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.

    Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая - перебежала через дорогу.

    Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»

    Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

    Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

    Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

    Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

    Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

    Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

    Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

    Старый дед и внучек

    (Басня)

    Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.

    Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.

    Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.

    Старик только вздохнул и ничего не сказал.

    Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает.

    Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

    Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

    Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

    Маленькая мышка

    Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

    Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

    Мать спросила:

    Скажи, какие это звери?

    Мышка сказала:

    Один страшный- ноги у него черные, хохол - красный, глаза на выкоте, а нос крючком.Когда я мимо шла- он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала куда уйти.

    Это петух, сказала старая мышь,он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?

    Другой лежал на солнышке и грелся.Шейка у него белая, ножки серые, гладкие.Сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

    Старая мышь сказала:

    Дура, ты дура. Ведь это сам кот.

    Два мужика

    Ехали два мужика: один в город, другой из города.

    Они задели санями друг за друга. Один кричит:

    Дай дорогу, мне скорей в город надо.

    А другой кричит:

    Ты дай дорогу. Мне скорей домой надо.

    А третий мужик видел и сказал:

    Кому скорей надо - тот осади назад.

    Бедняк и богач

    В одном доме жили: наверху богач- барин, а внизу- бедный портной.

    Портной за работой все пел песни и мешал барину спать.

    Барин дал портному мешок денег, чтобы он не пел.

    Портной стал богат и все стерег свои деньги, а петь уже не стал.

    И стало ему скучно. Он взял деньги и снес их обратно барину и сказал:

    Возьми свои деньги назад, а мне уж позволь песни петь. А то на меня напала тоска.