• Минеева О.А. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Английский язык

    ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

    КАК ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

    Введение

    В настоящей статье представлены основные идеи организации работ с электронными учебно-методическими комплексами (ЭУМК) – важной инфраструктурной составляющей учебного процесса, в том числе дистанционного. Эти работы являются составной частью проекта «Разработка и внедрение современных технологий для управления электронными образовательными ресурсами учебного заведения и предоставления информационных услуг потребителям», который в настоящее время реализуется в Тверском государственном техническом университете (ТГТУ).

    Отметим очевидные преимущества применения ЭУМК:

    доступ к учебным материалам из любой географической точки;

    доставка электронных материалов дешевле, чем покупка литературы;

    упрощение поиска материалов, облегчение подготовки к экзаменам;

    использование учебных материалов на рабочем месте, дома и в пути с помощью Интернета и мобильных устройств;

    получение и развитие знаний, навыков и умений по современным технологиям и стандартам;

    своевременное и оперативное обновление электронных материалов.

    Ниже описываются основные позиции регламента использования ЭУМК, который предназначен для практической реализации указанных преимуществ. Полная версия проекта регламента представлена на сайте Центра дистанционного обучения и коллективного пользования информационными ресурсами ТГТУ (ЦДОКП) http://cdokp. tstu. *****.

    Основные понятия электронного учебно-методического комплекса

    Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины – это совокупность учебно-методических материалов, способствующих освоению студентами дисциплины в соответствии с программой учебного плана. Учебно-методический комплекс

    представляет собой один из видов технологической документации учебного процесса. В состав УМК входят рабочая программа дисциплины и учебно-методические материалы по лекционным, практическим и/или лабораторным занятиям, курсовому проектированию и т. п.

    Электронный учебно-методический комплекс дисциплины – это УМК, все составные части которого представляют собой электронные документы или электронные издания. Требования к составу и содержанию ЭУМК аналогичны требованиям к составу и содержанию УМК.

    Электронные документы, входящие в состав ЭУМК, могут разделяться по природе основной информации (текстовые, звуковые, программные, мультимедийные продукты), целевому назначению (учебные, справочные, научные, производственно-практические, нормативные), технологии доступа (локальные, сетевые, комбинированные).

    Носители ЭУМК: энергонезависимые переносимые носители (диски CD и DVD, флоппи-диски, карты памяти) и серверы.

    Специфические требования к ЭУМК

    Безусловно, ЭУМК должен удовлетворять традиционным требованиям дидактического и методологического характера: научности, доступности, проблемности, наглядности, систематичности и последовательности обучения, обеспечению активности и сознательности учащихся в процессе обучения, прочности усвоения знаний и т. п.

    Для ЭУМК существенную роль играют:

    технологичность изготовления. Электронный учебно-методический комплекс может и должен создаваться большинством преподавателей, не обязательно специалистов в области информационных технологий ;

    унификация оформления компонентов. Отдельные компоненты ЭУМК, особенно для одной специальности, должны иметь унифицированное представление, дающее целостность восприятия учебного материала;

    возможность использования различных средств доставки контента. Электронный учебно-методический комплекс должен функционировать как в сети (включая Интернет и локальные сети), так и в автономном режиме;

    Информационное наполнение ЭУМК включает в себя подготовку всех электронных документов, входящих в состав ЭУМК. Ответственными за информационное наполнение являются авторы ЭУМК и кафедры, утвердившие состав и содержание ЭУМК. Технологическое сопровождение макета включает его адаптацию к новым форматам ЭУМК, организацию хранения и распространения ЭУМК, обеспечение управляемого доступа к ЭУМК с использованием макета.

    Данный макет может быть применен для доступа к локальным, сетевым и комбинированным ЭУМК и их составным частям; использоваться как при самостоятельной работе студентов, так и в ходе аудиторных занятий с преподавателем.

    Подразделениями, передающими ЭУМК для размещения в базе данных, являются кафедры университета. ЭУМК передается на любых машиночитаемых носителях. Допускается приводить сетевой адрес ЭУМК.

    Состав ЭУМК, передаваемый кафедрой, должен строго соответствовать составу, приведенному в рабочей программе по дисциплине; содержание документов ЭУМК – их целевому назначению.

    При передаче ЭУМК заключается лицензионный договор, а после принятия его на хранение подготавливается макет представления.

    Организация хранения ЭУМК

    Электронная библиотека (ЭБ) – это информационная система для накопления, хранения и использования электронных ресурсов учебного назначения, в том числе ЭУМК. База данных ЭБ – это структурированное хранилище полнотекстовых электронных документов. Хранение ЭУМК в ТГТУ осуществляется следующим образом:

    локальные ЭУМК хранятся на переносимых носителях в хранилищах и по технологиям ЗНБ ТГТУ;

    сетевые ЭУМК хранятся в базе данных ЭБ ТГТУ (http://lib. tstu. *****);

    комбинированные ЭУМК хранятся в базе данных ЭБ, их копии – на переносимых носителях в ЗНБ ТГТУ.

    При хранении ЭУМК поддерживается их резервное копирование, обеспечивается защита от несанкционированного использования, компьютерных вирусов .

    Внесение изменений в ЭУМК

    Внесение изменений в ЭУМК, хранящихся в базе данных ЭБ, может осуществляться в связи с совершенствованием содержания ЭУМК, применением новых образовательных технологий, расширением или оптимизацией состава учебно-методических материалов.

    Внесение изменений в ЭУМК может быть осуществлено:

    персоналом ЭБ в соответствии с запросом кафедры;

    В последнем случае организован специальный авторизованный режим доступа к ЭУМК.

    Изъятие из обращения ЭУМК

    Изъятие из обращения ЭУМК может осуществляться в связи с неактуальностью дисциплины или специальности. Подразделениями, инициирующими изъятие из обращения ЭУМК, являются кафедры.

    Организация доступа пользователей к ЭУМК

    Доступ к ЭУМК организуется с использованием следующих компонентов инфраструктуры учебного процесса: электронная библиотека, доступная через web-сайт научной библиотеки http://lib. tstu. ***** и web-сайт ЦДОКП http://cdokp. tstu. *****. ЭБ, предоставляет возможности информационно-поисковой системы для поиска нужных ЭУМК и выполнения допустимых операций над ЭУМК. Отметим, что доступ к ЭБ может осуществляться из любой географической точки, откуда доступен Интернет; читальные залы научной библиотеки ТГТУ. В них выдаются ЭУМК и/или документы ЭУМК, подготовленные на машиночитаемых носителях информации, таких как CD или DVD. Доступ к ЭУМК и/или отдельным документам ЭУМК авторизуется, то есть осуществляется на основе разрешений пользователям различных категорий. Для учета и оперативного анализа работы с ЭУМК организована система сбора статистической информации и система обратной связи с пользователями.

    Ограничения доступа пользователей к ЭУМК

    Здесь приведены общие типовые положения, касающиеся ограничений доступа пользователей к ЭУМК. Типовые положения будут действовать, если иное не предусмотрено лицензионным договором. Ограничения доступа к ЭУМК обеспечиваются системой авторизации ЭБ - универсальной службой для определения и контроля прав доступа пользователей ко всем электронным образовательным ресурсам. ЭУМК представляют собой один из видов контролируемых ресурсов. Право доступа к ЭУМК определяется системой авторизации в зависимости от следующих параметров: вид операции над ресурсом, категория пользователя, расположение пользователя, вид учебно-методической литературы , специальные разрешения документа, организационная единица, специальные разрешения пользователя.

    Над документами ЭУМК могут выполняться следующие операции: просмотр текста (контента) ресурса; просмотр содержания ресурса; загрузка ресурса, получение информации о ресурсе; просмотр аннотации ресурса; заказ электронной копии; заказ документа в библиотеке; просмотр или загрузка документа только из локальной сети университета; просмотр статистики документа; заказ дополнительной услуги.

    Категории пользователей ЭУМК: зарегистрированные, в том числе внутренние (являются сотрудниками или студентами университета) и внешние (не являются сотрудниками или студентами университета); незарегистрированные пользователи («гости»); привилегированные (с особыми полномочиями).

    Расположение пользователя определяет точку, откуда происходит удаленный доступ к электронным ресурсам: локальная сеть (компьютерные классы, другие рабочие помещения университета); специальная локальная сеть (компьютерные классы и помещения ЦДОКП, читальные залы и помещения научной библиотеки); сеть Интернет.

    Виды учебно-методической литературы, представленной электронными документами: учебная основная, учебная дополнительная, методическая, научная, справочная, полный ЭУМК, учебный курс.

    Специальные разрешения для документа определяют права доступа, которые применяются только для данного электронного документа. Понятие «организационная единица» используется для определения прав, которые применяются либо только для пользователей из этой организационной единицы, либо только для ЭУМК, используемых в данной организационной единице. Выделяются единицы: студенческая группа, кафедра, факультет, специальность. Специальные разрешения для пользователя определяют права доступа, которые применяются только для данного пользователя.

    Лицензионное соглашение

    Лицензионное соглашение обеспечивает юридические условия временной передачи университетом пользователям неисключительных прав на использование ЭУМК в установленных пределах. Лицензионное соглашение представляет собой публичную оферту и предусматривает полный и безоговорочный акцепт пользователей. Субъектами лицензионного соглашения являются университет (лицензиат) и пользователь ЭУМК и/или документами ЭУМК (лицензиар).

    Лицензионное соглашение ТГТУ предусматривает передачу лицензиару права использовать любой учебный материал из состава ЭУМК только для организации учебного процесса по утвержденным планам и программам Тверского государственного технического университета. Система доступа к ЭУМК построена так, что доступ к документам невозможен в случае несогласия пользователя с условиями лицензионного соглашения.

    Заключение

    ЭУМК являются основными информационными образовательными ресурсами при дистанционном обучении независимо от вида применяемой дистанционной образовательной технологии. Они могут и должны обеспечивать эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы . Включая в себя полную совокупность образовательных ресурсов, необходимых для самостоятельного изучения соответствующей учебной дисциплины при консультационной поддержке образовательного учреждения, ЭУМК представляют собой ключевые объекты инфраструктуры учебного процесса.

    Пояснительная записка.

    Использование электронных ресурсов в процессе преподавания различных дисциплин в средних учебных заведениях сегодня является одним из актуальных вопросов педагогики. В условиях развития современного образования они являются одним из важнейших элементов методического обеспечения реализации образовательных программ. В связи со стремительным развитием различных наук, изменением учебных программ и планов преподаваемых дисциплин использование в педагогической практике традиционных бумажных носителей информации не позволяет в полной мере реализовать полноценную подготовку специалистов. Одним из успешных решений этой проблемы является использование учебных фильмов, слайдов, презентаций, электронных изданий учебно-методических материалов и электронных учебных комплексов. Их преимущество по сравнению с традиционными учебниками в том, что они позволяют получать студентам новую современную информацию через графические изображения, фото, видео и аудио, а также их сочетание. Все это служит дополнением к традиционным методам обучения студентов .

    Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) – представляют собой объединение учебно-методических, программно-технических и организационных средств, обеспечивающих полную совокупность образовательных услуг (организационных, методических, теоретических, практических, экспериментальных, консультационных и других), которые необходимы и достаточны для изучения конкретной учебной дисциплины.

    ЭУМК должен полностью обеспечивать все виды занятий по дисциплине и включать в себя: средства изучения теоретических основ дисциплины (информационная составляющая); средства поддержки практических занятий; лабораторный практикум, позволяющий проводить занятия при всех поддерживаемых учебным заведением формах обучения; средства контроля знаний при изучении дисциплины; методические рекомендации по изучению как всей дисциплины, так и отдельных объектов в ее составе; средства управления процессом изучения дисциплины .

    Не все перечисленные выше компоненты являются обязательными, например, если по учебному плану не предусмотрено проведение практических занятий, то средства их поддержки могут не входить в ЭУМК. К информационной составляющей ЭУМК относятся учебники, учебные пособия, задачники, методические разработки.

    Информатика является достаточно молодой и быстро развивающейся наукой. Высокие темпы развития приводят к тому, что преподавателю приходится постоянно осваивать большой объем информации из различных источников, перерабатывать, выбирать главное и систематизировать. На основе сбора информации и собственных изысканий нами было накоплено значительное количество дидактических, методических и других материалов, которые стали основой для создания электронного учебно-методического пособия по дисциплине “Информатика” Приложение 1.

    Цель создания ЭУМК: систематизировать материал для организации и проведения уроков информатики на 1 курсе.

    Данная цель реализуется через следующие задачи :

    • помочь преподавателю более эффективно организовать процесс усвоения учебного материала;
    • способствовать повышению качества визуальной информации по предмету;
    • развивать познавательные способности студентов, активность и самостоятельность.

    Предполагаю, что использование данного пособия:

    • позволит применять собранный материал быстро и эффективно, что отразится на качестве учебного процесса;
    • поможет любому учителю с минимальными затратами времени подготовиться к занятиям;
    • способствует разнообразию форм работы на уроке.

    Электронное учебное пособие создано при помощи программы AutoPlay Media Studio.

    ЭУМК содержит следующие разделы:

    1. Пояснительная записка

    2. Нормативные документы:

    • рабочие программы (050709 (0312) Преподавание в начальных классах, 050704 (0313) Дошкольное образование);
    • календарно-тематические планы.

    3. Материалы к урокам:

    • теоретический материал к урокам, лекции;
    • презентации.

    4. Контрольно-измерительные материалы:

    • контрольные и проверочные работы;
    • тематические тесты;
    • рабочие тетради;
    • кроссворды, ребусы;
    • лабораторно-практические задания.

    5. Электронные игры по разделам.

    6. Учебники и учебные пособия (в электронном варианте) .

    7. Темы рефератов.

    8. Полезные программы:

    • конструктор тестов АСТ-тестирование;
    • графический исполнитель Кенгуренок;
    • графический исполнитель Стрелочка;
    • Turbo Pascal;
    • Calculus (системы счисления) и т.д.

    Связь между разделами осуществляется по гиперссылкам и управляющим кнопкам.

    Презентации, лекции и контрольно-измерительные материалы разработаны автором, некоторые взяты из периодической печати.

    Все материалы, представленные в пособии, можно изменять, дополнять, а также распечатывать.

    Представленное пособие может быть использовано преподавателями информатики специальностей 050709 Преподавание в начальных классах , 050704 Дошкольное образование .

    Список литературы.

    1. .Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации [Текст] / А.В. Осин. – М.: Ритм, 2005.
    2. Осин, А.В. Создание учебных материалов нового поколения информатизации общего образования [Текст] : Тематическое приложение к журналу “Вестник образования” – М.: Просвещение. – 2003. – № 2.
    3. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе [Текст] : Научно-методические материалы/ Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И . – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

    ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

    Разработка профессиональных образовательных стандартов нового поколения, активное внедрение инновационных педагогических технологий и стремительное развитие инфо- и телекоммуникационного оборудования требует от системы профессионального образования совершенствования электронных образовательных ресурсов, их более активного использования и применения на учебных занятиях с целью формирования профессиональных компетенций будущих специалистов и рабочих.

    В настоящее время профессиональное образование претерпевает значительные изменения, связанные с внедрением стандартов нового поколения, использованием инновационных педагогических и развитием информационных технологий. Профессиональные образовательные программы переориентированы на заявленные работодателями компетенции.

    Особая роль в реализации этого процесса отводится информационно-обучающей среде, которая все больше и больше использует дидактические средства, основанные на высокотехнологичных компьютерных, мультимедийных и коммуникационных технологиях. Такой подход к организации учебного процесса открывает принципиально новые образовательные возможности, требует выявления обоснованных критериев отбора таких средств, их классификации, выработки соответствующих методик оценки качества.

    Электронный образовательный ресурс (ЭОР) - это продукт, имеющий электронный формат представления, который может содержать информацию разного типа: презентации, рисунки, схемы, диаграммы, аудио- и видео-файлы, тесты, тренажеры и т.д.

    Электронные учебные издания (ЭУИ) - учебные издания, используемые в учебном процессе и представленные в электронном виде на цифровых носителях (CD, DVD): учебники, учебные и учебно-методические пособия, учебно-методические комплексы и другие учебно-методические материалы.

    Среди всей совокупности электронных образовательных ресурсов, востребованных современной педагогической практикой, наибольший интерес представляют электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК).

    Электронный учебно-методический комплекс – это программный мультимедиапродукт учебного назначения (учебное электронное издание), обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, адаптивности, информационной открытости и дистанционности.

    Использование такого средства в процессе самостоятельной подготовки студентов меняет типичную ситуацию в образовательной системе, когда обучающая функция полностью принадлежала преподавателю. Электронные учебно-методические комплексы дают возможность студенту самостоятельно наиболее гибко манипулировать предлагаемой учебной информацией в соответствии с их индивидуальными способностями, при этом часть обучающих функций педагога переходит на студента. Преподаватель лишь поддерживает учащегося, ориентирует в потоках учебной информации и помогает в решении возникающих проблем.

    Согласно «Положения об учебно-методическом комплексе дисциплины», учебно-методический комплекс дисциплины – совокупность взаимосвязанных учебно-методических материалов на различных носителях информации по учебной дисциплине конкретного учебного плана направления (профиля, специальности), необходимых для организации и осуществления учебного процесса. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины – учебно-методический комплекс дисциплины, все составные части которого представляют собой электронные документы или электронные издания.

    В идеале электронный учебно-методический комплекс должен включать в себя:

    Титульную страницу и выходные данные

    Пояснительную записку к ЭУМК

    Рабочую программу

    Библиографический список, перечень основной и дополнительной литературы, список основных обозначений, индексов и сокращений

    Толковый словарь терминов (глоссарий)

    Методические указания по выполнению практических /лабораторных работ

    Критерии оценки и индивидуальные ведомости студента

    Вопросы и задания для контрольной работы, зачета, экзамена

    Тест для промежуточной аттестации по дисциплине

    Тематику курсовых/дипломных исследовательских работ/проектов и методические рекомендации по выполнению курсовых/дипломных исследовательских работ/проектов

    Конспект лекций/электронный учебник, презентационный материал, графический материал

    В обязательный минимальный состав электронного учебно-методического комплекса дисциплины входят следующие компоненты:

    – титульный лист ЭУМК дисциплины;

    – рабочая программа учебной дисциплины;

    – технологическая карта изучения дисциплины;

    – конспект лекций и лекционные презентации (последние желательно);

    – методические указания по проведению практических (семинарских) занятий;

    – описания лабораторных работ;

    – варианты индивидуальных расчетных заданий, методические указания по их выполнению и эталонный образец выполнения одного из вариантов;

    – тематика рефератов и методические указания по их оформлению и форме представления;

    – тематика курсовых проектов и работ методические указания по их выполнению и эталонный образец выполнения одного из вариантов;

    – контролирующие материалы в соответствии с рабочей программой дисциплины: тестовые задания, вопросы контрольных работ, коллоквиумов, домашние задания, вопросы и задачи, выносимые на зачет и экзамен, экзаменационные билеты.

    Достоинства ЭУМК:

    1. Разнообразие форм представления информации подразумевает применение аудио-, видео-, графической информации, схем, чертежей и т.п.

    2. Дифференциация обучения, которая заключается в разделение заданий по уровню сложности, учет индивидуальных особенностей обучаемого

    3. Интенсификация самостоятельной работы учащихся, которая заключается в усилении деятельности самообучения, самоконтроля, самооценки обучаемого.

    4. Повышение мотивации, интереса и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента и использование различных форм представления информации

    5. Своевременная и объективная оценка результатов деятельности учащихся

    Использование ЭУМК в организации учебного процесса обосновано рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения студентов:

    Гарантированный доступ к учебным материалам из любой географической точки;

    Своевременная доставка электронных материалов;

    Упрощение поиска материалов, облегчение подготовки к экзаменам;

    Возможность использования учебных материалов на рабочем месте, дома и в пути с подключением к сети Интернет и мобильным устройствам;

    Своевременное и оперативное обновление электронных материалов

    В зависимости от масштаба охватываемой предметной области различают электронные учебно-методические комплексы по отдельной учебной дисциплине (ЭУМКД) и электронные учебно-методические комплексы по специальности (направлению) (ЭУМКС).

    При создании электронного учебно-методического комплекса следует обратить внимание на некоторые важные моменты.

    Структура электронного учебно-методического комплекса должна состоять из логически взаимосвязанных элементов или модулей. Каждый отдельный модуль должен открываться в отдельном электронном окне, иметь свою целевую установку, направленную на решение частных задач.

    Интерфейс ЭУМК выстраивается таким образом, чтобы он имел строгий и выразительный вид, наглядные панели инструментов, был прост в освоении технологии работы с ним пользователя. Программное исполнение ЭУМК должно учитывать возможность технологически несложного совершенствования и модернизации содержания учебного курса в будущем.

    ЭУМК должен быть максимально интерактивным, содержать достаточное количество мультимедийных данных, иметь удобные средства поиска необходимой информации.

    Это лишь малый перечень требований, предъявляемых к разработке ЭУМК. Существуют критерии оценки эргономичности и дизайна, содержания и объема, размещения материала, цветового и шрифтового оформления, и многое другое.

    За последние годы существенно изменилась технологическая основа ЭУМК. На смену комплексам, содержащим текстографическую информацию, приходят мультимедийные и интерактивные комплексы, содержащие звук, анимацию, видео, виртуальные лабораторные практикумы, модули поисковых и экспертных систем и реализующие через внутренние программно-дидактические алгоритмы, нелинейное взаимодействие студент – педагог – учебный материал.

    Программно-техническое обеспечение, используемое для создания ЭУМК, может быть разнообразным, это определяется возможностями и задачами, реализуемыми преподавателем в содержательной части ЭУМК.

    При использовании языков программирования, в разработке ЭУМК участвует команда разработчиков, включая авторов учебного материала, методиста, дизайнера, программиста. В предельном случае команда разработчиков может включать в себя лишь двух человек: автора-методиста и программиста-дизайнера.

    Не секрет, что одной из основных проблем, возникающих при разработке подобных продуктов, является проблема взаимодействия отдельных групп разработчиков: авторы учебных материалов в подавляющем своем большинстве не владеют навыками программирования или использования специализированных программных продуктов (например, авторских сред разработки), а программисты не являются специалистами в различных предметных областях изучаемой дисциплины.

    В настоящее время с использованием языков программирования разработаны ЭУМК по ряду дисциплин, преподаваемых в колледже: черчение, профессиональный казахский язык, русская литература, высшая математика, физика и многие другие.

    Используя специализированные программные средства, сам преподаватель без участия команды разработчиков, способен создать свой ЭУМК.

    Наиболее распространенные в силу простоты это Microsoft Power Point, а так же программы с основами языка разметки гипертекста (HTML – Hyper Text Markup Language), применяемые по поиску, приему и передаче необходимой информации в международной сети Internet.

    Исходными данными при разработке ЭУМК являются материалы, представленные в стандартном формате Microsoft Word и содержащие специальную разметку, понятную для оболочки.

    Разметка учебного материала подразумевает выделение стандартными средствами текстового редактора Microsoft Word или программы создания презентаций Power Point базовых структурных единиц (раздел, тема, вопрос, учебные задачи, контрольные вопросы и др.), ссылок на глоссарий, вспомогательный материал и пр.

    С помощью текстового редактора Microsoft Word возможно создание полноценных учебных комплексов, используя понятие гиперссылки. Единственное условие заключается в том, что каждый документ нужно сохранить в формате.html. Главная сложность может возникнуть в правильной организации системы навигации по вашему учебно-методическому комплексу.

    При создании ЭУМК с помощью технологии «Конструктор сайтов» нужно пройти следующие этапы:

    Конструктор сайтов - это программный комплекс для создания, обновления и ведения электронных изданий в Интернете и на CD (сайтов, электронных курсов, пособий и т.п.). Электронное учебное пособие в данной программе создается по типу WEB-сайта.

    Идея конструктора состоит в использовании типовых элементов, а также типовых шаблонов оформления для создания и редактирования сайтов.

    ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

    Минеева Ольга Александровна
    Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации


    Аннотация
    Данная статья посвящена описанию электронного учебно-методического комплекса «Английский язык», разработанного в информационной образовательной среде Moodle и внедренного в учебный процесс преподавателями кафедры иноязычной профессиональной коммуникации НГПУ им. К. Минина.

    ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX «ENGLISH FOR STUDENT OF NON-LINGUISTIC FACULTIES»

    Mineeva Olga Alexandrovna
    Nizhny Novgorod State Pedagogical University after K. Minin
    PhD in Pedagogical Science, associate professor of Chair «Foreign language professional communication»


    Abstract
    The experience of the use of Moodle resources in English language teaching is presented on the example of development of the electronic educational-methodical complex «English for student of non-linguistic faculties» at Minin State Pedagogical University of Nizhny Novgorod.

    Введение новых образовательных стандартов в системе высшего образования в России ориентировано на повышение качества образования и предусматривает создания новых учебных программ и новых учебно-методических комплексов. В этой связи происходит перераспределение учебной нагрузки за счет сокращения часов, отведенных на аудиторные занятия, и увеличения доли самостоятельной работы студентов. Поэтому для обеспечения должного качества учебного процесса в вузах наряду с традиционными средствами обучения внедряются информационно-коммуникационные технологии, разрабатываются и используются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) дисциплин. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), это «структурированная совокупность электронных образовательных ресурсов, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе» .

    В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина осуществляется работа по разработке и использованию в процессе обучения электронных учебно-методических комплексов, которые базируются в виртуальной образовательной среде Moodle.

    Эффективность обучения английскому языку студентов бакалавриата нелингвистических специальностей в условиях малого количества часов, отведенных на аудиторную работу, в большой степени зависит от методически грамотно составленного ЭУМК по дисциплине . Существенной поддержкой в очном обучении служит ЭУМК «Английский язык», разработанный преподавателями кафедры иноязычной профессиональной коммуникации НГПУ им. К. Минина. Далее мы рассмотрим структуру и содержание названного выше курса.

    Структура и образовательный контент ЭУМК «Английский язык» были определены спецификой учебной дисциплины «Иностранный язык», требованиями образовательных программ и другими нормативными и документами . Учебный предмет «Английский язык» изучается студентами на первом курсе в первом и втором семестрах и на втором курсе в первом семестре.

    Основными целями разработки и внедрения ЭУМК «Английский язык» явились:

    – организация сопровождения образовательного процесса по дисциплине «Английский язык» учебными, учебно-методическими, справочными и другими материалами в электронной форме, повышающими качество подготовки учащихся;

    – повышение эффективности управления самостоятельной работой учащихся ;

    ЭУМК «Английский язык» имеет тематическую структуризацию и включает в себя:

    инструктивный блок организационно-методического характера. В данном блоке располагаются:

    – аннотация ЭУМК с указанием разработчиков ЭУМК, целевой группы, подходов, принципов и методов обучения;

    – цели, задачи и образовательные результаты. Целью дисциплины «Английский язык» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов, позволяющей им интегрироваться в международную профессиональную среду и использовать иностранный язык как средство межкультурного и профессионального общения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: – сформировать у студентов систему знаний об особенностях изучаемого языка (фонетических, лексико-грамматических, стилистических, культурологических) в сопоставлении с родным языком; – научить студентов находить, воспринимать, и обрабатывать в соответствии с поставленной задачей различную информацию на иностранном языке, полученную из печатаных и электронных источников в рамках социокультурной и профессиональной сфер общения; – сформировать у студентов навыки и умения грамотно, аргументировано и логически верно строить устную и письменную речь на английском языке в ситуациях межличностного и межкультурного взаимодействия; – сформировать готовность студентов к использованию иностранного языка как средства общекультурного развития, самообразования и профессионального самосовершенствования;

    – инструкция по работе с ЭУМК, являющаяся комплексом рекомендаций, помогающих студенту организовать процесс обучения оптимальным образом;

    – рейтинг-план учащегося, разработанный в соответствии с учебной программой дисциплины и определяющий порядок изучения элементов дисциплины согласно плану проведения учебных занятий всех видов и контрольных мероприятий. Он включает в себя сроки прохождения элемента учебного плана через конкретные виды деятельности, формы отчетности и виды контроля;

    – в учебный блок дисциплины включены специально отобранные и четко структурированные дидактические материалы, представляющие собой совокупность разнообразных учебно-методических материалов и средств, позволяющих оптимизировать процесс взаимодействия преподавателя со студентами. Дидактический блок представлен совокупностью теоретических и практических материалов дисциплины. Рассмотрим их:

    Теоретический материал по изучаемым темам представлен с использованием элемента Moodle Лекция. Содержание лекций направлено на оперативность, достоверность, полноту и глубину изучения учебного материала: лекция разбита на части, сопровождается контрольными вопросами в конце лекции. В тексте лекций имеются ссылки на иллюстрации и заимствованный материал (учебники, пособия), внутри текста размещены гиперссылки на презентации, видео, аудиоматериалы и другие образовательные ресурсы.

    Практические материалы включают в себя практические и самостоятельные работы, содержат полное дидактическое описание, включающее цель занятия (работы), образовательные результаты и/или формируемые компетенции, вопросы и/или задания (задачи), выносимые на занятие (работу), ссылки и/или гиперссылки на ресурсы и литературные источники, необходимые для подготовки ответов или выполнения заданий (задач), а также показатели и критерии оценки задания (работы) обучающегося на занятии, если они входят в рейтинг-план. К практическим материалам относятся также тренировочные тесты, содержащие открытые правильные ответы и пояснения к ним .

    – в блок контроля включены средства проверки знаний и материалы для проведения входного, текущего, рубежного контроля; материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся (зачет / экзамен).

    Материалы для проведения промежуточной аттестации студентов представлены: – рекомендациями по подготовке к экзамену (зачету); – контрольными вопросами к экзамену (зачету), где перечень вопросов представляется в заданной последовательности и в полном соответствии с заявленным содержанием ЭУМК; – типовыми практическими заданиями на экзамен (зачет), приводятся алгоритмы и/или примеры выполнения этих заданий; – тренировочными и/или контрольными тестами по всему содержанию ЭУМК; – критериями и показателями оценки ответа учащегося на экзамене (зачете).

    – в информационно-справочном блоке представлены ресурсы для изучения курса. Информационно-справочные материалы включают в себя:

    – словарь основных слов и выражений, а также терминов, охватывающий теоретический и практический материал всего ЭУМК и выполненный с помощью элемента «Глоссарий» и функцией автосвязывания объектов;

  • Даричева М. В. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник Мининского университета. 2013. № 1 (1). С. 14.
  • Карпенко Т.Е. Структурирование дистанционного курса по иностранному языку в контексте кредитной системы обучения // Знание. 2015. № 11-1. С. 104-109
  • Черемисина Харрер И.А. Использование информационных технологий при изучении профессионально ориентированного английского языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 8 (149). С. 71-74
  • Положение об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях НГПУ им. К.Минина [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/HwNL/kYsn65rQ2 (дата обращения: 15.12.2016г.)
  • Минеева О.А., Клопова Ю.В. Использование LMS Moodle для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70215 (дата обращения: 20.11.2016).
  • Минеева О.А., Даричева М.В. Организация тестирования в системе MOODLE при обучении иностранному языку // Научно-педагогическое обозрение. 2016. №3. С. 81-86
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы учащихся как неотъемлемой части учебного процесса. На современном этапе перехода к стандартам нового поколения, основанном на модульных технологиях, вопрос о качественной организации самостоятельной работы учащихся, становится особенно актуальным. Известно, что самостоятельная учебная работа эффективна только в активно-деятельностной форме, следовательно, необходимо внедрение методик и подходов, развивающих такие формы обучения и усиливающих мотивацию учащихся. Еще одним последствием расширения сектора самостоятельной учебной работы является необходимость непрерывного мониторинга процесса обучения. В последние годы наблюдается развитие информационных и коммуникационных технологий. Основная цель развития указанных технологий - возможность получения доступа к информационным ресурсам и обеспечение оперативного информационного взаимодействия. В последние годы наблюдается развитие информационных и коммуникационных технологий. Основная цель их развития - это возможность получения доступа к информационным ресурсам и обеспечение оперативного информационного взаимодействия. В связи с этим актуальным является вопрос применения указанных технологий также и в системе образования на всех его уровнях.
    Изучив материалы, содержащие требования к современным электронным учебно-методическим комплексам и их назначению, можно сказать, что ЭУМК представляет собой программный мультимедиа продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности и информационной открытости процедур оценки знаний. Также ЭУМ комплексы рассматриваются как электронные версии учебно-методических материалов, включающие традиционные учебно-методические комплексы по дисциплинам учебного плана, учебно-методические комплексы по видам практик и учебно-методические комплексы по итоговой государственной аттестации выпускников. В зависимости от масштаба охватываемой предметной области различают электронные учебно-методические комплексы по отдельной учебной дисциплине и электронные учебно-методические комплексы по специальности или направлению. Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы курсов и практических занятий, темы рефератов, программы экзаменов и зачетов, а так же методические рекомендации учащимся по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы. Предоставление материала в презентационной форме дает возможность стимулировать предметно-образную память у учащихся, познавательную и творческую активность, позволяя увеличить коэффициент усваиваемого учебного материала, повышая интерес учащихся к преподаваемому предмету. Преподаватель получает возможность быстрого и объективного анализа знаний учеников, при оценке которых полностью исключается его субъективное к ним отношение.
    Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием рабочей программы по соответствующей дисциплине. Электронное учебное издание полностью или частично заменяет или дополняет основной учебник.
    Безусловными достоинствами электронных учебно-методических комплексов являются разнообразие их форм, предполагающие применение аудио-, видео- и графической информации, включая схемы, чертежи и рисунки; дифференциация обучения, которая заключается в разделении заданий по уровню сложности, с учетом индивидуальных особенностей обучаемого; интенсификация самостоятельной работы учащихся, направленная на усиление деятельности самообучения, самоконтроля и самооценки; повышение мотивации, интереса и познавательной активности за счет разнообразия форм работы и возможности включения в урок игровых моментов различного уровня сложности; своевременная и объективная оценка результатов деятельности учеников.
    Несмотря на широкие возможности ЭУМК, существуют также и проблемы, которые возникают как в ходе подготовки к урокам с их применением, так и во время проведения самих уроков. К основным трудностям можно отнести недостаточную оснащенность рабочих кабинетов в школах и недостаточную компьютерную грамотность некоторых преподавателей и учащихся; сложности в интеграции информационно-компьютерных технологий в поурочную структуру занятий; недостаточную мотивацию к работе у учеников и, как следствие, частое их отвлечение на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п., а также нехватку доступной литературы по вопросам применения ЭУМК в учебном процессе.
    Электронный учебно-методический комплекс должен предоставляться учащимся на внешнем носителе и свободно распространяться по локальной сети и глобальной сети Интернет. Очевидно, что часто возникающие сбои в сети могут привести к срыву запланированных занятий или мероприятий образовательного характера, и поэтому, учитель всегда должен быть готов к последствиям подобных накладок и иметь в запасе иные способы и формы подачи материала, которые бы минимализировали негативные последствия, связанные с неисправностями используемых технических средств. Информационный банк дисциплины (электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые и другие задания, примеры уже выполненных проектов), входящий в состав электронного учебно-методического комплекса, необходимо постоянно обновлять и пополнять. Регулярно проводимый анализ содержания электронно-образовательных ресурсов и консультации с педагогами, использующими ЭОР в своей повседневной практике показывают, что за последнее время качество материала и разнообразие форм предлагаемых в ЭОР заданий значительно выросло, а электронные учебники используются учителями как при проведении классных занятий, так и для самостоятельной работы учащихся.
    Электронное учебное издание представляет собой особым образом структурированную информацию по учебному курсу, обеспечивающую реализацию дидактических возможностей во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения: постановку познавательной задачи; предъявление содержания учебного материала; организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний); обратную связь, контроль деятельности обучаемых; организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задания ориентированные на самообразование и чтение дополнительной литературы). При этом законченное и полное электронное учебное издание, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность, контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность.
    В рамках отдельно взятого образовательного учреждения, своевременный анализ содержания существующих электронно-образовательных ресурсов, проведенный силами педагогического коллектива, может послужить основой для создания библиотеки интеллектуальных компьютерных учебников и интерактивных учебно-методических материалов, использование которых в дальнейшем, будет направлено на повышение эффективности общеобразовательной и научно-исследовательской деятельности учащихся.

    Список литературы:
    1.Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза [Текст]
    2. А. И. Татаринцев // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 367-370.