• Нетрадиционные религии. Общество и нетрадиционные религии "нетрадиционные религии" в книгах

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ

    Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ (“религии Нового века”, религиозные “культы”, “новые религии”, “тоталитарные секты”) - общее и достаточно условное обозначение современных религиозных объединений, которые противостоят официальным и господствующим религиям. Разделения и размежевания внутри “традиционных” церквей - характерная черта развития религии, обусловленная в конечном счете исторически-конкретной социальной обстановкой, в которой эти церкви существовали (напр., постоянно возникавшие внутри христианства “расколы”, “ереси” и секты). Однако новые религии сегодня существенно отличаются от форм прежнего религиозного диссидентства (см. Диссиденты).

    Нетрадиционное религиозное представляет собой сложный историко-культурный , по-своему воспроизводящий кризис устоев современной цивилизации, нараставший в течение 20 в.: истребительные войны, обострение глобальных проблем, крах либерально-прогрессистских концепций, отказ от европоцентризма, рост антисциентистских и мистических доктрин, обостренное к мифологии и эзотерическому знанию. Одним словом, нетрадиционные религии - тех же умонастроений, что нашли в различных иррационалистических и антропологических философских учениях, начиная с кон. 19 в. {философия жизни, персонализм), а также в литературе и искусстве (Ф. Кафка, “театр абсурда” и т. д.). Фиксируя радикальные сдвиги в религиозном сознании, они свидетельствуют и о неспособности сложившейся системы церковных организаций удовлетворять изменившиеся духовные потребности верующих (поиски путей личностной идентификации и нравственных абсолютов, решения проблемы смысла жизни и предназначения человеческого рода и т. п.) в “обезбоженном мире” (Хайдеггер), когда в сознании многих привычный и милосердный “Бог умер”. Эти явления вызывают глубокую обеспокоенность в богословских кругах, примером чего могут служить появление диалектической теологии в протестантизме, обратившейся ко многим идеям экзистенциализма, и курс на обновление (“аджорнаменто”) официального католицизма, все более активно ассимилирующего антропологические и персоналистские доктрины. Возникновение нетрадиционных религий отражает ту же реакцию, но не теологов, а спонтанно формирующегося массового религиозного сознания, стремящегося обрести свои институциональные формы. Маргинализации церковного сознания, растущему числу причудливых синкретических религиозных форм способствует стремление Запада (прежде всего США) распространить в качестве глобальных собственные духовные, в т. ч. и религиозные, ценности. Естественно, что в зависимости от специфики культурных традиций и социально-политической обстановки религиозные новообразования принимают различные, нередко полярные формы.

    Среди диссидентских образований в религиеведении принято различать и сектантство, относя появление последнего к кон. 16 в.. И , и секты возникали внутри господствующих церквей, идя на разрыв с ними из-за несогласия с ортодоксальным толкованием тех же самых священных книг. Новые же религии, как правило, возникают самостоятельно, параллельно, отвергая традиционные церкви в целом. Наиболее наглядно это видно в противопоставлении собственных взглядов основателей новых религий Священному Писанию. Здесь, правда, трудно провести четкую временную разграничительную линию. Так, уже в теософии Е. П. Блаватской, в учении и деятельности мормонов, отчасти “Свидетелей Иеговы” и др. проявились характерные черты современных нетрадиционных религий, дающие рассматривать их как новый религиозных объединений, наиболее адекватно представляющих религиозный кон. 20 в. Тем самым понятие “нетрадиционные религии” приобретает крайне широкий ; в него включают многочисленные версии неоориентализма, неоязычество, теософию, антропософию, космизм, различные врачевательные культы и т. д. Отсюда неправомерность приписывания всем новым религиям одних и тех же характеристик, отождествление, напр., последователей Ананды Марги и сатанистов, практикующих бесчеловечные ритуалы, с последователями респектабельного бахаизма и безобидными поклонниками летающих тарелок. Если церковно-догматические критики нетрадиционных религий, защищающие собственное “молитвенное пространство”, обличают их как злостное “уклонение” от истинной веры, то для серьезного религиеведа они представляют явные или превращенные формы нового типа религиозности, имеющего глубокие социально-онтологические корни, а поэтому исторически закономерного.

    Общественный к нетрадиционным религиям возник после самоликвидации “Народного храма” Д. Джонса в 1978, когда погибло 914 американцев. Поскольку эта трагедия стала возможной лишь потому, что Джонс сумел добиться собственного почитания (культа) в качестве “живого бога”, то организации такого типа получили обличительное наименование “культы”, которое и утвердилось в американской литературе. Тогда же выяснилось, что начиная с 1960-х гг. в США возникло около 2 тыс. необычных религиозных и квазире

    лигиозных образований, полностью порвавших с традиционными церквами. В печати их также стали называть “культами”, хотя большинство из них составили аморфные и неустойчивые группы поклонников спиритизма, парапсихологии, телекинеза, летающих тарелок и различные “организации здоровья”, которые точнее обозначать более широким термином, а именно “религии Нового века”, или нетрадиционные религии.

    Характерная для тех лет обстановка поисков американской молодежью альтернативных путей развития общества и личностной самореализации создала благоприятную почву для деятельности “небесных посланцев”, преследующих сугубо материальные, корыстные цели. Наибольшую, часто скандальную известность приобрели “Церковь объединения” Сён Муна,

    Проблема классификации нетрадиционных религий до сих пор вызывает острые разногласия среди специалистов. Прежде всего представляется целесообразным выделение “культов” (при всей спорности самого наименования) в особую группу, поскольку их специфика постоянно порождает конфликтные ситуации.

    В 1970-80-х гг. религиозные “культы” распространились за пределами Северной Америки, прежде всего в странах Европы. В США “культы”, нередко нарушавшие законодательство, сразу же столкнулись с активным противодействием властей, традиционных церквей и родителей, фактически потерявших своих детей. В результате некоторые организации утратили агрессивность, другие преобразовались в духовные транснациональные корпорации, которые имеют филиалы по всему миру, ведут прибыльную финансовую деятельность. В этом отношении наиболее преуспел основатель “Церкви объединения” Сён Мун, владеющий многомиллионной недвижимостью, отелями, периодическими изданиями, заводами по производству оружия, кораблями и т. п. Не меньшую коммерческую хватку проявляла и “Церковь сайентологии”. За минувшие десятилетия движение нетрадиционных религий на Западе законсервировалось, многие “культы” распались или существуют в виде замкнутых колоний и групп.

    В деятельности российских новых религий тесно переплелись искренние духовные поиски молодого поколения, вызванные болезненным состоянием общества, и цинично-расчетливая деятельность отдельных “спасителей” и “мессий”, которые либо преследуют сугубо меркантильные цели, либо стремятся"удовлетворить свои властные и политические амбиции. Деятельность нетрадиционных религий (у нас они обычно фигурируют под научно неприемлемыми наименованиями “тоталитарные секты”, “деструктивные культы”) встречает резкое противодействие со стороны традиционных религий, прежде всего Русской Православной Церкви. В силу сложност ι; и динамичности описанных процессов проблематика, связанная с нетрадиционными религиями остается одной из наиболее неразработанных в современном религиеведении.

    Лит.: Митрохин Л. И. Религии “Нового века”. М., 1985: Он же. Религиозные “культы” в США. М., 1984; Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984; Он же. Нетрадиционные религии в современной России. М., 1999; “Нетрадиционные религии” в посткоммунистической России (круглый стол).- “ВФ”, 1996, № 12; БаркерА. Новые религиозные движения. СПб., 1998.

    Л. Н. Митрохин

    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


    Смотреть что такое "НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ" в других словарях:

      НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ - – религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. Появились в 60 – 70 х годах 20 в. в США и Западной Европе в результате массового… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

      Нетрадиционные религии и культы в России - («новые религиозные движения») В 50 80 х гг. 20 в. в ряде стран Азии (Япония, Индия, Южная Корея и др.), а также в США, странах Западной Европы (Франция, Германия, Англия и др.) появилось и получило достаточно широкое распространение множество … Религии народов современной России

      Динамика религиозности в России по данным опросов общественного мнения Религия в России Действующая (от 1993 года) Конституция Россия определяет Российскую Федерацию как светское государство. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу… … Википедия

      НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ - собират. понятие, используемое в совр. религиовсдч. лит ре для обозначения новых религ. движений и культов, возникших в капиталистич. странах (прежде всего в США) в 60 х и 70 х гг. Н. к. представляют собой одно из проявлений совр. общего кризиса… … Атеистический словарь

      СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - отрасль социологии, изучающая религию как сферу культуры, как социальный феномен. К факторам, обусловившим возникновение С.Р. можно отнести: идеологию французского Просвещения, сформировавшую критический интерес к религии как социальному… … Социология: Энциклопедия

      Запрос «НРД» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Новое религиозное движение (сокр.НРД) (англ. New Religious Movement (NRM)), новое религиозное сообщество, новая религия, нетрадиционная религия, нетрадиционный культ, религия… … Википедия

      Ветви христианства Католицизм Католическая церковь Римско католическая церковь Восточнокатолические церкви Старокатолики … Википедия

      В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Митрохин. Лев Николаевич Митрохин Дата рождения: 1 марта 1930(1930 03 01) Место рождения: деревня Детчино, Калужская область, СССР Дата смерти … Википедия

      Игорь Кантеров Игорь Яковлевич Кантеров Дата рождения: 4 сентября 1938(1938 09 04) (74 года) Место рождения: Кострома, РСФСР Страна … Википедия

    Книги

    • Живительный эликсир или опиум прокаженного? Нетрадиционные религии, секты и культы в современной России , Балагушкин Е.Г.. Вынесенный в заголовок книги вопрос вовлекает читателей в острую дискуссию последних десятилетий о природе новых религий, сект и культов, широко распространившихся в западном мире. Что…

    Нетрадиционные религии – религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. Их также называют альтернативными культами или неокультами, внеконфессиональными (надконфессиональными) верованиями, новыми религиозными движениями. Нетрадиционные религии получили распространение с конца 50-х гг. ХХ в., когда они начали появляться в США и Западной Европе в результате массового разочарования верующих, прежде всего молодежи, в традиционных религиях и церквях. Общее количество нетрадиционных религий в мире трудно оценить, т.к. статистика по этому вопросу отсутствует. По имеющимся данным только во Франции их около трёхсот, в США – более двух тысяч. Преобладают два типа нетрадиционных религий: сложившиеся на основе Христианства и возникшие под воздействием восточных религий (главным образом, индуизма и буддизма). Особняком стоит бахаизм, чей главный храм находится в Иерусалиме, предлагающий синтезировать священное писание всех наиболее представленных в мире религий и религиозно-философских систем (авраамических, буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма и проч.) и характеризующийся поэтому крайним эклектизмом и имеющий небольшое количество сторонников. Отличительной чертой «новохристианских» религий является то, что формально их последователи поклоняются Христу, но фактически почитают как «посланников Божиих» и «новых мессий» своих лидеров. Наиболее характерным примером нетрадиционных религий восточного происхождения является вайшнавизм, более известный как Общество сознания Кришны (Харе Кришна, кришнаиты). Оба этих религиозных направления – «новохристианское» и восточное – имеют приверженцев в России и других постсоветских странах с конца 1980-х гг.

    Причиной возникновения нетрадиционных религий считается экзистенциальный вакуум, в котором оказались многие западные общества в 1940-1950-е гг., их духовный кризис и утрата ими высоких стандартов ценностных жизненных смыслов, потеря нравственной и социальной ориентации личности. Их истоки лежат, по-видимому, в упадке постиндустриальной материалистической по своей сути культуры – масштабных трансформациях ценностей после Второй мировой войны; обратной реакции на секуляризацию в виде массовой сакрализации несакральных объектов и замещении традиционной религиозности квазирелигиозным сознанием; усугублении чувства трагичности от нарастания глобальных угроз (экологический и др. вызовы, политический экстремизм, ядерная опасность и т.п.); росте чувства одиночества, отчужденности и бессилия человека перед валом обрушившихся на него проблем.

    По вероучительному признаку можно выделить следующие течения нетрадиционных религий. Псевдохристианские используют в интерпретации христианского наследия теософские и восточно-религиозные схемы или вносят произвольные коррективы в традиционные христианские положения, делая упор на эсхатологию. Их лидеры чаще всего предстают как «продолжатели дела Христа» (Церковь объединения Муна), пророки «Третьего Завета» (Богородичный центр), новые мессии (Церковь Виссариона), Матерь Мира (Великое Белое Братство) и т. п. К псевдохристианству относятся часть неопротестантских учений (Дети Бога, христианская медитация, Школа Христианского единства). Среди них выделяются культы «Нового Откровения» (например, мунисты, виссарионовцы) и псевдобиблейские, которые «улучшают» Библию произвольными переводами и интерпретациями, вплоть до создания новых текстов (например, Свидетели Иеговы). К ним примыкают некоторые протестантские деноминации, возникшие ещё в позапрошлом веке – среди них особенно заметны мормоны и церковь Христианская наука. Неоориенталистские сложились, как правило, на основе индуизма, йоги, даосизма и конфуцианства. Основной упор в них делается на раскрытие внутренних способностей человека через овладение им психотехнологиями: таковы вайшнавизм, Трансцендентальная медитация, Лига духовного возрождения Санатана Дхарма, Единственная религия (Ошо), Аум Синрекё. Эти нетрадиционные религии имеют инструменталистский характер, что обеспечило им невероятную популярность на Западе в 1960-1970-х гг. Оккультизм , для которого характерны представления об экологии духа, специальная мистическая направленность и заимствованные из науки понятия типа энергия, эволюция и проч. Сюда относятся теософия, астрология, спиритуализм, мантика (системы гаданий И Цзин, Таро и др.), вуду и аналогичные последнему обряды. Неоязычество : друиды, виканская религия, ведовство, «славянские» культы и т.д. С ними смыкается идеология Нового Акрополя и церкви Нави. На неоязычестве базируются и идеи части ультраправых религиозно-политиче-ских организаций (движение К богодержавию). Сатанизм . Псевдопсихологические и псевдомедицинские движения исходят из доктрины усовершенствования духовной силы человека и его физического состояния. В последнее время из-за активного использования суггестивных практик распространителями некоторых видов продукции стали говорить о появлении коммерческих псевдокультов типа Гербалайф.

    Часть новейших и старых нетрадиционных религий отличает поклонение лидеру, как живому божеству, жесточайшая централизация управления организацией и суровая дисциплина в ней, чересчур обильное материальное жертвование со стороны верующих или их полный отказ от собственности в пользу общины и/или её лидера, нацеленность на быстрое и радикальное изменение сознания новообращенного, агрессивные методы привлечения и удержания адептов, полное разрушение социальных связей последователя за пределами группы единоверцев, унификация личности верующего, отсутствие догматической и обрядовой традиции, ярко выраженное антихристианство и неоязычество, синтетичность и эклектичность вероучения, нарочитый вероучительный и обрядовый мистицизм, коренящийся в системе эзотерических представлений.

    Среди нетрадиционных религий выделяются т.н. деструктивные, которые отличают методы вербовки сторонников и психологической обработки неофита: «бомбардировка любовью», когда его делают центром внимания, восхищения и любви; информационная комфортность, когда он сразу получает кажущиеся исчерпывающими ответы на все волнующие его вопросы; ограничение круга общения единоверцами; строгий режим ограничения сна и пост, изнурительные духовные практики, тяжелый физический труд.

    Некоторые псевдохристианские – мунисты, иеговисты, сайентологи – и неоориенталистские – вайшнавизм, йога и иные ветви индуизма, некоторые даосские секты – религии активно привлекают последователей из числа представителей артистической, интеллектуальной и политической элиты и стараются оказывать глубокое влияние на определение путей развития того или иного общества. Их воздействие приобрело серьёзные масштабы, в частности, на Голливуд. Во многих странах (Германия, Греция, Испания, Россия, Италия, Польша, Украина и др.) деятельность нетрадиционных религиозных организаций, признанных деструктивными (Свидетели Иеговы, Аум Синрикё, Белое Братство, Церковь объединения, Богородичный центр, сайентологи и др.), запрещена законом.


    Похожая информация.


    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Нетрадиционные религии

    1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий

    кришна религия церковь

    Мировые религии, наряду с национально-государственными, охватывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Однако процесс формирования религиозных систем продолжается и в наше время. Религиоведами установлена определенная взаимосвязь между характером той или иной эпохи и зарождающимися в данную эпоху религиями. Каждая эпоха в соответствии со своими специфическими особенностями порождает и свои разновидности религии. На этой идее базируется классификация религий, созданная крупнейшим американским социологом Р. Белла (см. Таблицу 1). По мнению Р. Белла в XX в. начинается новый этап в эволюции религии. Этот этап характеризуется ослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, культов, которые в нашей отечественной литературе часто называются нетрадиционными религиями.

    Следует отметить некоторую расплывчатость данного термина, поскольку все эти так называемые «нетрадиционные религии» обладают характерными признаками традиционных религий. Их нетрадиционность проявляется не в какой-то специфике, экстравагантности, а в том, что они возникли сравнительно недавно, в новейшее время и в этом смысле не являются религиозными вероисповеданиями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в европейской или североамериканской культуре Исследователь этой проблемы Л.Н. Митрохин предложил назвать возникшие в нашем веке религиозные вероисповедания религиями «Нового века». Иногда их называют «внеконфессиональные неканонические верования», «альтернативные культы», «молодежные религии». Рассмотрим же их характерные особенности и разновидности.

    Нетрадиционные религии формируются как разновидность харизматических культов. Обобщенную характеристику основных особенностей новых религиозных вероисповеданий дает Л.Н. Митрохин в своей работе «Религиозные культы в США», М., 1984.

    1. Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и реальности. 2. Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «отцом». 3. Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но вовсе не обязательно следует им сам. 4. Группа придерживается катастрофическо-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства. 5. Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира. 6. Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «техника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе.

    Исследователи нетрадиционных религий выделяют следующие их разновидности:

    1. Неохристианские объединения -- «Церковь объединения», «Дети Бога», «Церковь тела Христа» и др. Для этих вероисповеданий характерно стремление объединить христианское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология в изложении вероучения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделение руководителя статусом посланника Бога, «живого Бога», сообщающего людям новое откровение и высшие нравственные предписания.

    2. Саентологические (от англ. science -- наука) или наукообразные направления. Классический представитель -- «Церковь саентологии» Р. Л. Хаббарда. В этих направлениях получают мистическую трактовку различные неисследованные явления природы и психики человека.

    3. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский узел -- буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Маха рай Джи» и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является агрессивная антиинтеллектуалистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они называются неориенталистскими потому, что заимствованы с Востока: это западные издания индуистских и буддийских учений.

    4. Сатанинские группы -- «церковь Сатаны» -- провозглашают себя сознательными носителями зла и антиподом христианства.

    Деление нетрадиционных религий на эти четыре группы несколько условно, так как в содержательной части вероучений и культовой деятельности между ними нет жестких границ. Неохристианские вероисповедания используют многие элементы восточных учений и культовой практики, при обосновании вероучения широко используется наукообразная фразеология. В свою очередь, ориенталистские культы пытаются найти опору в христианском сознании, использовать знакомые для европейцев и американцев христианские образы и понятия.

    2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона

    Рассмотрим ряд таких нетрадиционных вероисповеданий. Наиболее значительное распространение получила «Церковь объединения» или «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства». «Церковь объединения» основана в 1954 году в Южной Корее преподобным Сан Мун Муном. В настоящее время эта организация имеет миллионы последователей в более, чем 150 странах мира. Она представляет собой целостную международную организацию. Руководящий Центр Церкви -- «Всемирный Миссионерский центр» находится в Нью-Йорке. Президентом центра является преподобный Кван.» Церковь объединения» зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации. Группы приверженцев этой церкви имеются в ряде крупных городов России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и т. д.

    Основатель церкви Мун родился в 1920 году. Свое призвание он почувствовал в возрасте 16 лет, когда в состоянии глубокого молитвенного погружения пережил, как он утверждает, нисхождение на него Божественного откровения. В результате девятилетней духовной работы он сформулировал основополагающие истины веры, изложенные им в труде под названием «Божественный Принцип».

    Согласно учению Муна, существует единый Бог, отец всех наций, извещающий о себе в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме и других религиях мира. Теперь настало время осознать живого Бога вне границ традиционных религий. Человеческая история складывается из трех периодов: «век Ветхого Завета», «век Нового Завета», «век Завершенного Завета». Каждому веку Бог сообщает «истину» в определенном объеме, учитывая духовный уровень людей, используя различных мессий и пророков. Первый и второй периоды получили свою «истину» в Библии. В 1960 году начался последний период -- век «Завершенного Завета». Мессией третьего периода Мун объявил самого себя, а свой труд «Божественный Принцип» существенным дополнением откровения.

    Мун считает, что Христос создавая церковь, видел в ней не некую организацию, а основание Царства Божия на Земле. Цель «Церкви объединения» состоит в строительстве этого царства. Поскольку 9сновными препятствиями для создания этого царства являются, с точки зрения Муна, расизм, войны, бедность и другие социальные пороки, постольку в Церкви первенствующее значение придается не индивидуальному нравственному совершенствованию, а активному социальному действию. Церковь ведет большую предпринимательскую деятельность. Она владеет корпорациями в пищевой промышленности, рыболовстве, производстве компьютеров, медицинской техники. Преподобный Мун видит в промышленности фундамент, на котором будет построено «Царство Божие».

    «Церковь объединения» функционирует во всем мире как «семья». В ней отсутствуют формальные каноны и обряды. Главное, по учению Муна, это составляющие ее люди, заботящиеся о других людях. Члены церкви жертвуют религиозной общине деньги, имущество. Главная цель члена церкви -- обрести «новое рождение» и принять активное участие в строительстве царства Божия.

    «Церковь объединения» -- это весьма развитая организация, способная потягаться с, так называемыми, традиционными религиями. Но выросла она до таких размеров и приняла такую форму из маленькой общины -- харизматического культа, пройдя все стадии институционализации, оцерковливания. Основные принципы создания нетрадиционных вероисповеданий работали в ней на начальной стадии формирования. Однако они являются общими для всех возникающих вновь исповеданий. И в этом мы можем убедиться, изучив историю возникновения и деятельность сформировавшейся в России и на территории бывшего СССР «Церкви Виссариона» или «Церкви Единой веры».

    Родившийся 14 января 1961 года в г. Краснодаре Сергей Тороп, в мае 1990 года в г. Минусинске Челябинской области объявляет о том, что он является новым мессией, сыном Божьим, проводником Духа Святого Великой Мудрости Творца -- Виссарионом, что значит «дающий жизнь». На основе минусинского общества уфологов -- кружка местной интеллигенции, интересующихся различными внеземными неопознанными объектами, рассуждавшими о возможных формах внеземной цивилизации, увлекавшихся различными восточными культами, возникает харизматическая культовая община. Сергей Тороп получает имя Виссарион. Сначала он выступает как апостол, последователь Христа, а затем со временем наделяется характеристиками Живого Бога.

    Виссарион начинает активную миссионерскую деятельность. В городах России и СНГ он собирает довольно крупные аудитории и создает общины своих приверженцев. В 1993 году публикуется «Слово Виссариона, являющееся Последним Заветом от пославшего его Отца Небесного». Это послание, как и в учении Муна, трактуется как Третий Завет. Общение с аудиторией высвечивает в содержании этого Завета определенные проблемы, и вскоре в том же году выходит первое дополнение к «Слову Виссариона», а в 1994 году выходит в свет второе дополнение. Чтобы повысить эффективность миссионерской деятельность Виссарионом и его учениками создается своего рода катехизис -- краткое изложение его учения под названием «Основные положения учения Виссариона -- учения единой веры». Приведем текст этого документа дословно.

    «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ ВИССАРИОНА -- УЧЕНИЯ ЕДИНОЙ ВЕРЫ»

    Вселенная создана по воле Великого Творческого Начала -- Единого, или как его называют в различных традициях: Бога Отца, Абсолюта, Высшего Разума Вселенной. Он существует в области самых тонких полей и энергий, пронизывая всю Вселенную, знает обо всем и приводит мир в определенную гармонию, устанавливая всеобщие Правила и Законы мироздания. Все существующее во Вселенной есть те или иные проявления полей и энергий разного качества и информационной наполненности.

    Поля и энергии эти, в свою очередь, являются в той или иной степени уплотненными, трансформированными энергиями Единого, как бы отторгнутыми им от Себя для того, чтобы творить. Материя в нашем традиционном понимании состоит из максимально уплотненных сгустков энергии Единого (элементарные частицы, из которых состоят атомы). Энергия, с помощью которой Единый творит формы, трансформирует, питает или разрушает их, названа Духом Жизни или «Ци» -- в Китае, «Прана» -- в Индии.

    Во Вселенной существует Великая Гармония, где все упорядочено и развивается на основе Высшего Разума. Во Вселенной не происходит ничего случайного. Любое проявление является результатом большого количества причинно-следственных связей и регулирующих воздействий Единого.

    Вселенная развивается на основе закона Целесообразности, в соответствии с которым все сущее в своих проявлениях заботится прежде всего о себе и при этом стремится как можно меньше мешать другим, а по возможности содействовать им (взаимовыгодное сотрудничество).

    Проявлением закона Целесообразности является закон «Бумеранга» (закон Кармы) -- «Все направленное тобой в Мир обязательно к тебе вернется, но умноженное». Тем Вселенная отреагирует на твою деятельность, поощрит благом твои благие дела или пресечет отрицательным воздействием твою деятельность, несущую вред другим Членам Сообщества. В этом основа эволюции Вселенной.

    Крайним проявлением закона Целесообразности является правило, гласящее: если меньшее мешает или угрожает большему, то оно подлежит уничтожению во благо большего.

    В рамках Гармонии Материальной Вселенной возникло огромное количество Цивилизаций, проявлений Подвижного Разума Вселенной. Но поскольку все они развиваются только на основе разумных логических проявлений, то во Вселенной отсутствуют ныне такие понятия как сострадание, милосердие, бескорыстная помощь и самопожертвование, Любовь.

    Гармония существует, но она холодна и жестка для нас, людей. И это не случайно, ибо Человек несет в себе зародыш новой Гармонии, связанной с возникновением во Вселенной Нового Творческого Начала, качественно нового Ее состояния -- Бога Сына.

    Рождение Его Лучезарной Сущности произошло относительно недавно по Вселенским масштабам у Земли. При слиянии энергий Духа Жизни Бога Единого и энергий планеты Земля, которая является живой и в определенной степени разумной сущностью, произошел синтез энергии поля с новыми, более утонченными и необычными для Вселенной свойствами. И главное, что Родившийся Сын вобрал в себя все свойства Творца Отца Своего, и к этому добавилась еще способность творить не на основе холодного Разума, а на основе Любви -- трепетного и нежного отношения ко всему, что тебя окружает, в стремлении все согреть, защитить, сделать прекрасное независимо от того, что окружающее несет тебе, и не задумываясь, будет ли тебе благо за твое благо. Так родилось и существует пока только у Земли качественно новое состояние Вселенной -- Духовное, которое с благословения Бога единого должно постоянно развиваться, заполнять всю Вселенную, неся ей Новую Гармонию союза Разума и Любви.

    Для того, чтобы проявиться во Вселенной, творить и умножать Силы Свои, Богу Сыну потребовались помощники. С этой целью и были созданы люди. Богом Единым на основе существовавшей на Земле ранее юной цивилизации были подготовлены плоти с необходимыми качествами. И в эти плоти, состоящие из плотного тела, энергетических тел и разума, Бог Сын начал вкладывать частицы своей уникальной Духовной Ткани на вызревание.

    На неуничтожимой сверхтонкой Духовной Ткани для каждого человека была написана его индивидуальность, предначертание или программа его индивидуального развития, и там же стала откладываться память проживаемой жизни, трансформируемая в особые качества творения. Это и есть Душа живая или собственно Человек, так как плоть после ее износа может заменяться на новую, являясь инструментом для развития Души. Душа же сохраняет свою индивидуальность даже после смерти, ибо духовная ткань по предначертанию должна бесконечно развиваясь, заполнять всю Вселенную. Душа, поэтому, может существовать вечно.

    Таким образом, в Человеке заложено два великих начала. Плоть его развивается на основе законов Материальной Вселенной Бога Единого. Душа -- на основе нового закона -- закона Любви, закона Духовной Вселенной Бога Сына.

    Бог Сын является тем Великим Началом, что породило человечество, крайне заинтересован в его существовании и терпеливо ведет нас по новому, еще не пройденному никем во Вселенной Пути. Он то и является Отцом Нашим Небесным.

    В настоящее время на Земле происходит подготовка Человека как помощника Отцу Своему Великому. Главное при этом сформировать в себе способность устойчиво управлять плотью своей (физическим телом, эмоциями и разумом) в процессе творения во благо окружающего мира, наполняя труд свой любовью, добром, милосердием, состраданием, творчеством. Научиться ни в коем случае не допускать негативного отношения к окружающему, какую бы боль его проявления не несли тебе. Человечество должно стать абсолютно невредоносным. Только тогда его можно допустить на следующую ступень развития -- творения Любви, Добра и Красоты уже во Вселенной.

    Развитие духовной ткани основано на законе Отдачи. Душа растет и крепнет, обретает необходимые качества тогда, когда человек отдает тепло души своей людям, окружающему Миру через деяния рук своих. Причем необходимо научиться отдавать тепло и добро даже тем, кто несет тебе агрессию, страдание, разрушение. При этом основной формой духовного развития является сама жизнь, в сложных проявлениях которой Человек получает уроки и испытания, формирующие особые качества его Души. Но важно знать законы и основы нашего развития, иначе уроки могут пойти не в прок. А неправильно пройденные испытания ведут к падению, загрязнению и утрате Душой своих уникальных качеств. Нанося вред окружающему Миру, Человек и Человечество в целом включают механизм своего самоуничтожения по суровому закону Материальной Вселенной.

    В настоящее время на Земле начался сложный и ответственный процесс перехода Человечества в новое качественное состояние. Люди должны будут понять правила своего развития во Вселенной, войти в Гармонию с Ней на основе расцвета Души и достижения абсолютной невредоносности.

    Сохранившие в себе хоть малейшие проявления агрессии по отношению к окружающему миру, должны будут закончить свое существование в результате тяжелого воздействия Земли и Вселенной.

    Правила и сроки этого перехода, а также силы духовные для достойного преодоления его даются ныне Отцом Небесным детям своим через Слово Свое Живое -- особую избранную плоть -- проводника Духа Святого и Великой Мудрости Творца. Новое духовное имя Учителя Любви -- Виссарион, что значит «Дающий Жизнь». Учение Его призвано объединить все Религии и Духовные учения в Одну Религию Всеединства, Религию Единой Веры, сформировать миропонимание людей Новой Эпохи -- эпохи Любви, Истины и Света, заложить основу духовного и культурного единения Человечества в Единый Народ на Земле и наметить пути развития его во Вселенной.

    Таким образом, миропонимание, формирующееся в настоящее время у большого количества людей на основе Учения Виссариона, несет мощное мировоззренческое содержание, закладывает высокие нравственные основы практической жизни и деятельности человека, указывает пути выхода Человечества из опасного кризиса и является в связи с этим бесценным общечеловеческим достоянием, подлежащим широкому и быстрому развитию и распространению не только в России, но и во всем Мире.»

    Религиозная организация -- «Церковь Единой веры» официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции Российской Федерации. Центр ее находится в г. Минусинске. Там же проживает Виссарион, собираются наиболее преданные его последователи. Они продают свое имущество и все деньги жертвуют на строительство храма, в котором хотят встретить Конец Света.

    Ощущения скорого Конца Света -- одно из характернейших настроений среди членов этой общины. Они разрушили свои традиционные социальные связи, бросили работу, ушли из семьи, живут своей особой семьей или «коммуной». Те из них, кто сохранил какие-то средства, могут снимать жилье, более или менее регулярно питаться. Большинство же влачат жалкое существование, ведут полуголодный образ жизни. Но это их не очень беспокоит. В общине существуют большие ограничения на те или иные виды пищи: мясо, молоко, хлеб и т. д. Члены общины крайне озабочены тем, чтобы не нарушать этот запрет. Виссарион периодически дает им разъяснения как по вопросам вероучения, культовой деятельности, так и по повседневному поведению. Он сам больше не занимается миссионерской деятельностью. Живет обособленно, общается только с самыми приближенными. И даже для членов общины, живущих в Минусинске, встреча с ним -- большая редкость.

    Интересен состав Виссарионовских общин. Они в основном состоят из интеллигентных людей, имеющих высшее образование, включая лиц, имеющих ученые степени и звания. Многочисленную прослойку составляют представители естественных и технических наук. В основном это люди среднего возраста 25-45 лет.

    3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны

    Наиболее крупной из неоориенталистских современных вероисповеданий является «Международное Общество Сознания Кришны»

    (религиозная организация вайшнавов). «Международное Общество Сознания Кришны» (MOCK) было основанно в 1966 году в США индийским проповедником Абхай Ширан Де (1896--1977) получившим ритуальное имя Его Божественная Милость Бхактиведанты Свами Прабхунда. Благодаря активной миссионерской деятельности основателя общества сознания Кришны и его последователей это религиозное вероучение получило широкое распространение по всему миру. В России деятельность кришнаитов началась в 1972 году, начало которой положил сам Свами Прабхунда. В настоящее время в России имеется более 90 храмов МОСК. Общее количество приверженцев этой религии около 700 тысяч человек. Ведется подготовка кадров священнослужителей, издается журнал «На пути к Богу».

    Учение кришнаитов генетически связано с индуизмом. Кришнаиты представляют свое вероучение и культ как органическое продолжение, современную интерпретацию древнего ведического учения. Основной труд, в котором Свами Прабхунда изложил свое учение, называется «Бхагават-Гита, как она есть». Таким образом, кришнаиты хотят подчеркнуть, что их религия не является каким-то новообразованием. Она имеет древнейшие корни и базируется на «ученической преемственности», цепь которой возникла на заре творения, когда Кришна -- Верховная личность Бога, вложил ведическое знание в сердце Брахмы, первого сотворенного живого существа во Вселенной. Брахма передало это знание своему сыну и ученику Нерьяде, который впоследствии стал духовным учителем Шрилы Вьясадевы, составителя Вед. В XX в. эта цепочка дошла до Бхактиведанты Свами Прабхунды, который сумел изложить это учение на понятном для человека нашего времени языке -- языке людей, воспитанных в традициях европейской культуры.

    Вероучение кришнаизма или религия вайшнавов (преданных Богу) основано на принципе монотеизма. С точки зрения этого вероучения, существует единственный абсолютный Бог -- Кришна, который выступает в трех сторонах своего проявления: Бхагавака, Брахман и Паратама. Бхагавак -- это сторона Бога как Верховной личности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством, могуществом, красотой. Брахман -- это внеличностная сторона:

    всепроникающая абсолютная истина, непостижимая, бесконечная сила, излучение трансцендентального тела Личности Бога. В Паратме выражается Верховная Душа, которая находится в сердце каждого живого существа наряду с индивидуальной душой -- дживой.

    Бог вечен и несотворим, обладает бесконечным разнообразием энергий. В соответствии со множеством действий у Бога множество имен, но главное из них -- Кришна (Всепривлекающий). Остальные Боги мыслятся как аватары (воплощения) Кришны. В качестве такой аватары выступает в кришнаизме и Иисус Христос. Кришнаизм, как и многие другие вероисповедания, возникшие в XX в., стремится стать религией объединения. Поэтому он включает в свой пантеон всех Богов традиционных религий.

    Кришнаиты большое значение придают учению о двойственной природе всего мира: духовного и материального. Человек также представляет собой существо, состоящее из двух начал: духовного и материального. Духовное начало является основой человека, то, что живет вечно, тело лишь оболочка души, и душа постоянно меняет эту оболочку. Следуя традициям ведической религии, кришнаиты утверждают, что душа способна перевоплощаться в 8400000 форм жизни. Эти перевоплощения происходят по закону Кармы и могут продолжаться бесконечно. Однако, когда душа приобрела человеческий облик, у нее появляется возможность прервать эту цепь перерождений, развить свое изначальное духовное сознание и осознать себя неотъемлемой частицей Верховного Господа. Иными словами, у нее появилась возможность слиться с Кришной.

    Освободиться от материального мира, развить в себе сознание Кришны может каждый человек. Для этого он должен посвятить себя преданному любовному служению Богу. Это служение составляет основу бхакта-йоги, которая складывается из девяти видов деятельности

    Бхакта-йога составляет основу культовой деятельности кришнаитов. Цель культовой деятельности кришнаитов, по их мнению, заключается в том, чтобы полностью погрузиться в духовное сознание, восстановив свои взаимоотношения с Богом и развить в себе любовь к Богу, изначально присущую каждому живому существу.

    Один из важнейших принципов, на которых базируется культовая практика кришнаитов, состоит в самоограничении человека. Кришнаит -- «преданный» должен стремиться свести к минимуму потребности материального тела, чтобы поднять свое сознание на более высокий уровень и сберечь время для духовной деятельности. Самоограничение включает в себя отказ от мирской жизни и всех благ, которые она предоставляет. Идеальной формой такого отказа является прежде всего имущество, пожертвование средств в пользу Общества Сознания Кришны и переход на положение монаха или монахини в храм. Те, кто не переходят на монашеский образ жизни, могут продолжать свою деятельность в мире, зарабатывая себе на жизнь и внося пожертвования в храмы.

    Большое значение в кришнаизме придается пищевым ограничениям. «Преданным» запрещается употребление в пищу мяса, рыбы, яиц. Кришнаиты пропагандируют вегетарианскую пищу. Вместе с тем, они запрещают применение одурманивающих и возбуждающих средств, в том числе кофе, чая, табака. Осуждают недозволенные половые отношения, то есть половые отношения, не предназначенные для зачатия детей.

    В культовой практике кришнаитов большое место отводится омовению. Чистоплотность, по их мнению, -- это одно из важных качеств «преданного». Омовение рекомендуется совершать два -- три раза в день. Совершив омовение «преданный» наносит на тело тилак. Тилак -- это глина с берегов Ямуны -- одной из священных рек Индии. Тилак наносится на лоб и двенадцать других мест на теле, каждый раз произносится одно из имен Вишну. Эти знаки, с точки зрения кришнаизма, защищают тело и указывают на то, что человек носящий тилак является преданным Верховной Личности Бога, Нуш Кришны.

    Большое место в культовой практике кришнаитов занимают ритуальные богослужения в храме. Эти богослужения совершаются каждый день, начиная с рассвета -- в 4 утра -- и заканчиваются в 21 час. Особое значение в культовой практике занимают медитации. Во время медитации человек полностью выключается из этого мира и концентрируется на любви к Богу. Исключительная роль во время медитации отводится мантре (очищение ума): «Харе Кришна, Кришна Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама Рама, Рама Харе, Харе». С точки зрения кришнаитов, мантра -- это воспевание святых имен Бога. В течение дня кришнаиты должны произнести мантру 17 28 раз. Как утверждают учителя кришнаизма -- гуру, повторение мантры необходимо для того, чтобы полностью сконцентрировать сознание на Боге, придя в молитвенное состояние и медитируя на звуки Его святого имени. Медитации могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Индивидуальные медитации (джана) совершаются на четках. Коллективные медитации осуществляются во время службы в храме. Этот вид медитации называется киртана.

    Кришнаиты придают религиозное значение всей жизнедеятельности своих последователей -- «преданных». Поэтому в качестве культовой деятельности выступают и уборка храма, и перевод на родной язык учения Свами Прабхунды, и благотворительная деятельность. За каждым «преданным» закреплены определенные обязанности и выполнение их осмысливается как осуществление религиозного долга, форма проявления любви к Кришне и служение ему. Наиболее же важной признается миссионерская деятельность, проповедь и пропаганда учения, включая и переводческую и издательскую деятельность.

    Международное Общество Сознания Кришны представляет собой религиозную организацию типа деноминации. Основными ячейками религиозной жизни являются храмы. При храмах, как правило, создают проповеднические (миссионерские) центры -- гуркулы, где получают систематическое религиозное образование и воспитание пришедшие в общину «преданные». После прохождения обучения они получают посвящение в вайшнавы. Все храмы в административном отношении самостоятельны. Вместе с тем, имеются три уровня взаимодействия и координации их деятельности: региональный, зональный и национальный. На низшем уровне координация проходит через региональные советы, состоящие из представителей храмов региона. На национальном уровне -- через совет президентов наиболее крупных храмов данной страны. Мировой центр международного общества Сознания Кришны находится в Индии -- Западная Бенгалия, город Маяпур.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Понятие и причины возникновения, классификация и признаки нетрадиционных движений. "Церковь объединения" Муна: жизнь в общинах, последователи Муна. "Церковь Последнего Завета" как псевдохристианский тоталитарный культ, возглавляемый Виссарионом.

      курсовая работа , добавлен 17.06.2012

      Православие как разновидность христианства. Вероучение. Таинства и культы. Праздники и посты. Организация и управление Русской православной церкви. Русская православная церковь на современном этапе. Некоторые аналитические данные по вопросам веры.

      реферат , добавлен 23.03.2004

      Анализ виссарионовского движения как пассивного социального протеста интеллигенции. Изучение деятельности "Церкви Последнего Завета": формирование крупных групп этноконфессиональной общности, основанной на признаках еретических течений мировой религии.

      реферат , добавлен 13.04.2010

      Современная Католическая церковь. Официальная философская доктрина католицизма. Борьба между сторонниками обновления и его противниками. Вероучение Католической церкви. Особенности латинского обряда. Характерные черты богослужения в латинском обряде.

      реферат , добавлен 05.04.2012

      Причины раскола церкви коренились в разных социально-экономических условиях Византии и Западной Европы, а также во влиянии специфических культурных традиций античной Греции на восточную церковь и Рима – на западную. Церковная организация православия.

      лекция , добавлен 09.06.2008

      История возникновения и распространения церкви Муна. Догматика мунитов. Обрядность мунитов. Мун в России. Мунизм в Ярославской области. Серьёзная религию с достаточно стройной догматикой и обрядностью. Финансовая империя Муна.

      реферат , добавлен 13.09.2007

      Становление Церкви саентологии, ее устройство, философская доктрина и цели. Процесс развития религиозного учения Л. Рона Хаббарда. Анализ вероучения, культовой и внекультовой практики. Опасность сайентологической организации для граждан и общества.

      курсовая работа , добавлен 23.10.2013

      Характерные особенности синтоизма. Уровни буддизма, существующие в современной Японии. Влияние мировоззрения дзэн на японцев. Проблема роли и значения нетрадиционных религий в обществе. Отсутствие безрелигиозного этапа в существовании человеческого рода.

      контрольная работа , добавлен 19.01.2012

      Религия как основа морали и правовых отношений, эстетических и нравственных идеалов. Возникновение христианства и Православной церкви. Вселенские Соборы, суть христианского вероучения. Основы православной веры. Окружающий мир как источник знаний о Боге.

      курсовая работа , добавлен 29.09.2009

      Зарождение христианской религии, история появления Вселенских Соборов. Причины разделения Церквей на Западную и Восточную. Первый церковный раскол: католицизм и православие. Церковь, секты и деноминации, разновидности сект и псевдохристианские культы.

    религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. Появились в 60 – 70-х годах 20 в. в США и Западной Европе в результате массового разочарования молодежи в традиционных религиях и церквах. Общее количество их трудно, но известно, что, например, только во Франции их около 300, а в США – более 2 тыс. Преобладают два типа нетрадиционных религий: сложившиеся на основе христианства и возникшие под воздействием восточных религий (главным образом индуизма и буддизма). Формально новохристианские нетрадиционные религии почитают Христа, но фактнчески, главным объектом поклонения делают своих лидеров, объявляя их «посланниками божиими», «новыми мессиями». Именно такой является, в частности, Церковь объединения. Наиболее характерным примером нетрадиционных религий восточного происхождения является Общество сознания Кришны (Харе Кришна). Оба этих религиозных объединения имеют приверженцев и в странах СНГ.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ

    религии Нового века», религиозные «культы», «новые религии», «тоталитарные секты») - общее и достаточно условное обозначение современных религиозных объединений, которые противостоят официальным и господствующим религиям. Разделения и размежевания внутри «традиционных» церквей - характерная черта развития религии, обусловленная в конечном счете исторически-конкретной социальной обстановкой, в которой эти церкви существовали (напр., постоянно возникавшие внутри христианства «расколы», «ереси» и секты). Однако новые религии сегодня существенно отличаются от форм прежнего религиозного диссидентства (см. Диссиденты).

    Нетрадиционное религиозное движение представляет собой сложный историко-культурный феномен, по-своему воспроизводящий кризис устоев современной цивилизации, нараставший в течение 20 в.: истребительные войны, обострение глобальных проблем, крах либерально-прогрессистских концепций, отказ от европоцентризма, рост антисциентистских и мистических доктрин, обостренное внимание к мифологии и эзотерическому знанию. Одним словом, нетрадиционные религии - результат тех же умонастроений, что нашли выражение в различных иррационалистических и антропологических философских учениях, начиная с кон. 19 в. (философия жизни, экзистенциализм, персонализм), а также в литературе и искусстве (Ф. Кафка, сюрреализм, «театр абсурда» и т. д.). Фиксируя радикальные сдвиги в религиозном сознании, они свидетельствуют и о неспособности сложившейся системы церковных организаций удовлетворять изменившиеся духовные потребности верующих (поиски путей личностной идентификации и нравственных абсолютов, решения проблемы смысла жизни и предназначения человеческого рода и т. п.) в «обезбоженном мире» (Хайдеггер), когда в сознании многих привычный и милосердный «Бог умер». Эти явления вызывают глубокую обеспокоенность в богословских кругах, примером чего могут служить появление диалектической теологии в протестантизме, обратившейся ко многим идеям экзистенциализма, и курс на обновление («аджорнаменто») официального католицизма, все более активно ассимилирующего антропологические и персоналистские доктрины. Возникновение нетрадиционных религий отражает ту же реакцию, но не теологов, а спонтанно формирующегося массового религиозного сознания, стремящегося обрести свои институциональные формы. Маргинализации церковного сознания, растущему числу причудливых синкретических религиозных форм способствует стремление Запада (прежде всего США) распространить в качестве глобальных собственные духовные, в т. ч. и религиозные, ценности. Естественно, что в зависимости от специфики культурных традиций и социально-политической обстановки религиозные новообразования принимают различные, нередко полярные формы.

    Среди диссидентских образований в религиеведении принято различать ересь и сектантство, относя появление последнего к кон. 16 в.. И ереси, и секты возникали внутри господствующих церквей, идя на разрыв с ними из-за несогласия с ортодоксальным толкованием тех же самых священных книг. Новые же религии, как правило, возникают самостоятельно, параллельно, отвергая традиционные церкви в целом. Наиболее наглядно это видно в противопоставлении собственных взглядов основателей новых религий Священному Писанию. Здесь, правда, трудно провести четкую временную разграничительную линию. Так, уже в теософии Е. П. Блаватской, в учении и деятельности мормонов, отчасти «Свидетелей Иеговы» и др. проявились характерные черты современных нетрадиционных религий, дающие основание рассматривать их как новый тип религиозных объединений, наиболее адекватно представляющих религиозный плюрализм кон. 20 в. Тем самым понятие «нетрадиционные религии» приобретает крайне широкий смысл; в него включают многочисленные версии неоориентализма, неоязычество, теософию, антропософию, космизм, различные врачевательные культы и т. д. Отсюда неправомерность приписывания всем новым религиям одних и тех же характеристик, отождествление, напр., последователей Ананды Марги и сатанистов, практикующих бесчеловечные ритуалы, с последователями респектабельного бахаизма и безобидными поклонниками летающих тарелок. Если церковно-догматические критики нетрадиционных религий, защищающие собственное «молитвенное пространство», обличают их как злостное «уклонение» от истинной веры, то для серьезного религиеведа они представляют явные или превращенные формы нового типа религиозности, имеющего глубокие социально-онтологические корни, а поэтому исторически закономерного.

    Общественный интерес к нетрадиционным религиям возник после самоликвидации «Народного храма» Д. Джонса в 1978, когда погибло 914 американцев. Поскольку эта трагедия стала возможной лишь потому, что Джонс сумел добиться собственного почитания (культа) в качестве «живого бога», то организации такого типа получили обличительное наименование «культы», которое и утвердилось в американской литературе. Тогда же выяснилось, что начиная с 1960-х гг. в США возникло около 2 тыс. необычных религиозных и квазирелигиозных образований, полностью порвавших с традиционными церквами. В печати их также стали называть «культами», хотя большинство из них составили аморфные и неустойчивые группы поклонников спиритизма, парапсихологии, телекинеза, летающих тарелок и различные «организации здоровья», которые точнее обозначать более широким термином, а именно «религии Нового века», или нетрадиционные религии.

    Характерная для тех лет обстановка поисков американской молодежью альтернативных путей развития общества и личностной самореализации создала благоприятную почву для деятельности «небесных посланцев», преследующих сугубо материальные, корыстные цели. Наибольшую, часто скандальную известность приобрели «Церковь объединения» Сен Муна,

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Государство и общество активно поддерживают различные формы социального служения религиозных объединений. Из государственного бюджета могут выделяться средства на реставрацию, содержание и охрану храмов и других объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Каждому, кто посещает памятное для россиян место - монумент на Поклонной горе в Москве, бросается в глаза, что здесь неподалеку друг от друга расположены культовые сооружения православных, иудеев и мусульман. Это место поклонения погибшим за Родину, которых не разобщила принадлежность к различным религиям.

    Складывается система государственных органов, подразделений, существует штат сотрудников, осуществляющих связь с религиозными объединениями. Религиозные деятели приглашаются в различные консультативные советы при федеральных и региональных органах власти.

    В новой России влияние религиозных организаций на общественную жизнь и политические процессы возрастает. Этот рост проявляется в многочисленных акциях благотворительности и милосердия разных конфессий, в объедине20 8 нии усилий при проведении правозащитных, миротворческих, экологических акций.

    Для устойчивого и стабильного развития многоконфессиональной России необходимо сохранять межрелигиозный мир. В противном случае наша страна окажется на грани катастрофы. Каковы «факторы риска», угрожающие межрелигиозному миру и согласию?

    Во-первых, религиозная нетерпимость, особенно если она перерастает в антагонизм. При учете чаяний, нужд, интересов более многочисленных и влиятельных религиозных организаций никто не должен попирать законные права или оскорблять религиозные чувства меньшинства. Роль компетентного консультанта может сыграть Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, в который вошли лидеры 11 наиболее авторитетных религиозных организаций. Сотрудничество религиозных организаций различных конфессий возможно в самых разных вопросах: от благотворительности и милосердия до совместных экологических и миротворческих программ.



    Во-вторых, расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий и возникновение не менее широкого противодействия им, стремление лишить нетрадиционные конфессии и религии доступа к СМИ, сфере образования, возможности заниматься благотворительной деятельностью.

    Так называемые новые религиозные движения (в мире до 140 млн верующих являются их приверженцами, а в России их число по разным оценкам доходит до 300- 400 тыс.) крайне неоднородны. Одни заняты милосердием и благотворительностью, тратя большую часть средств и сил на помощь ближним, другие сконцентрированы на своих внутриобщинных проблемах и религиозной практике, игнорируя жизнь общества и его заботы. А некоторые больше похожи на религиозно-философские учения или медицинско-оздоровительные системы, сведя к минимуму обычные формы религиозной жизни.

    Ученые-религиоведы отмечают, что многие нетрадиционные культы представляют собой особый тип религиозных организаций. В них, как правило, отсутствуют строго разработанные вероучения, а структура их нередко жестко иерархическая с авторитарным лидером. Для них типична оппозиционность к официально признанным ценностям и церковным идеалам. Культ в таких общинах сочетается с использованием методов психического воздействия и манипулирования. Подобная деятельность оказывает вредное, а порой и разрушающее воздействие на индивидуальное и общественное сознание, ведет к нарушению социализации личности. Последователи таких культов бросают работу, учебу, уходят из семей. Примером такого культа служит Белое братство Юсмалос, проповедовавшее конец света в октябре 1993 г., веру в новое воплощение Христа в Марии Дэви Христос (такое имя приняла одна из создательниц организации Марина Цвигун).

    Некоторые религиозные группы и общины явно попадают под определение экстремистских.

    Политикам, безусловно, приходится учитывать специфику различных религиозных организаций, строя с ними свои отношения.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

    1 Осуществление принципа свободы совести предоставляет каждому возможность выбора принадлежности к той или иной религиозной организации или отказа от такой принадлежности. Вам самим решать, участвовать или нет в религиозном объединении, организации. Это дело сугубо личное и добровольное.

    2 Ряд нетрадиционных религиозных культов делают свою ставку на молодежь, которая, с одной стороны, ищет для себя духовные ориентиры, а с другой - склонна к социальному протесту, в том числе и в вопросах веры. Недостаток знаний о существе вероучения может легко привести в организацию, далекую от истинно религиозных целей.

    3 Решая для себя, состоять или не состоять в объединении верующих, стоит помнить о том, какую опасность представляют так называемые тоталитарные секты. Для них характерны жесткий контроль за членами в сочетании с воинствующе-агрессивным учением. Он и часто используют методы психологического воздействия на человека, отнюдь не безопасные для морального и психологического здоровья.

    ДОКУМЕНТ

    Из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (от 25 июля 2002 г.).

    Статья 1. Основные понятия

    Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: экстремистская деятельность (экстремизм):

    1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массо21 0 вой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

    насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
    подрыв безопасности Российской Федерации;
    захват или присвоение властных полномочий;
    создание незаконных вооруженных формирований;
    осуществление террористической деятельности;
    возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
    унижение национального достоинства;
    осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
    пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности...

    Статья 9. Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности

    В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

    1. Какие признаки позволяют характеризовать отдельные религиозные организации как экстремистские?
    2. Укажите признаки, которые наиболее опасны для межконфессиональных отношений.
    3. Почему государство применяет к экстремистским организациям жесткие санкции вплоть до запрещения их деятельности?

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Какие религиозные объединени я могут действовать в Российской Федерации?
    2 Укажите обязательные признаки, которым и должны обладать религиозные объединения.
    3 Что вам известно о законодательных нормах в отношении создания религиозных объединений в органах власти?
    4. Каковы основные проблемы, стоящие перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациямии учреждениями?

    ЗАДАНИЯ

    1. Проанализируйте преамбулу к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях » (текст 1) , а также отношение к закону, представленное в «Основах социальной концепции Русско й православной церкви » (текс т 2), и сделайте необходимые выводы.

    1) «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон» .

    2) «Право содержит в себе некоторый минимум нравственных норм, обязательных для всех членов общества. Задача светского закона не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад».

    2. Подберите материалы из периодической печати, характеризующие деятельность современных религиозных организаций по следующим направлениям (одному или нескольким) : хозяйственно-экономическая деятельность, социально-медицинская сфера, военно-патриотическая деятельность, культурно-просветительская работа.

    3 . Среди оснований для приостановления деятельности религиозного объединения Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях » 2002 г. называет следующие:

    «...нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза.. . склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.. . принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни,
    здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозног о объединения... »

    Какие права человека нарушают эти действия? Можно ли характеризовать организации, допускающие указанные правонарушения, как экстремистские? Какую дополнительную информацию необходимо получить для обоснованного решения о приостановлении деятельности религиозного объединения?

    4 . Одним из проявлени й межконфессиональных противоречи й в прошлом человечества был и религиозные войны. Из курса
    истории вам известно, к каким трагическим последствиям он и приводили. Какие меры могут предотвратить опасность возникновения вооруженных столкновений на основе межконфессиональной вражды? Назовите факты, которые, с вашей точки зрения, характеризуют развитие диалога между различными религиозными организациями в России.

    МЫСЛИ МУДРЫХ

    «В лицах своих богов человек рисует свой собственный
    портрет».
    Ф. Шиллер (1759-1805), немецкий поэт и драматург

    Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. . - М. : Просвещение, 2006. - 349 с.