• Пишется эссе по обществознанию. Критерии оценки по обществознанию


    Краткий план написания эссе по обществознанию (ЕГЭ).

    1) Вступление.

    Так же очень хорошо будет сказать, что данная проблема актуальна, злободневна, и привести небольшие примеры данной «злободневности».

    2)Основная часть.

    а) Теория. Приводим определения, связанные с нашей проблемой, раскрываем их. Пример: если цитата дана с проблемой «конкуренции на рынке», то даем определение слову «конкуренция».

    б) Аргументы (минимум 2 аргумента). Приводим примеры, подтверждающие нашу позицию. Аргументы можно брать из литературы, истории, новостей (в лучшем случае, с указанием названия канала, телепередачи, даты выпуска или название газеты, статьи из СМИ и т.д.). Очень ценятся аргументы из истории и новостей, ибо это подтверждает вашу эрудированность.

    3) Заключение.

    Делаем вывод. При этом можно перечислять небольшие примеры, доказывающие вашу точку зрения и/или иные российские/зарубежные проблемы.

    Ценимое в эссе:

    2) Четкие определения.

    3) Исторические примеры.

    4) Анализ ситуации в мире.

    Так же очень необходимо посмотреть критерии, которые появятся в 2018 году.

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    .

    Полезный материал по теме

    На ЕГЭ по обществознанию Вам будет предложено 5 высказываний по различным темам курса.

    Необходимо написать эссе по одному высказыванию.

    Выбор цитаты

    Как выбрать цитату

    • Сначала внимательно вдумайтесь в смысл каждой из предложенных цитат.
    • Выбирая цитату для эссе, ответьте сами себе на вопросы:
    1. Понимаю ли я смысл данного высказывания
    2. Есть у меня необходимые аргументы для доказательства своей точки зрения
    3. Смогу ли я использовать в эссе понятия и термины, знаю ли я их
    4. Интересна ли мне эта тема

    Часто выпускники допускают огромную ошибку: выбирают цитату, которая кажется им наиболее простой. А потом получается, что и примеры приводятся слишком обобщенные или уж очень простые, и терминов практически нет.

    Главное при выборе — не простота, а то, сумеете ли Вы написать эссе, набрав как можно больше баллов.

    Основные части эссе

    Вступление

    1 этап

    Во вступлении необходимо объяснить смысл высказывания . Как это сделать?

    Сначала напишите обобщенно, о чём данное высказывание . Далее своими словами перескажите суть цитаты, в чём её основной смыл, что хотел донести в ней автор, какую проблему поднимает.

    ПРИМЕР

    «Прогресс технологии одаряет нас всё более совершенными средствами для движения вспять»

    (О.Хаксли).

    Содержание Комментарий
    В данном высказывании известного английского писателя 20 века Хаксли О ., автора так называемых

    « интеллектуальных романов», содержится мысль о противоречивости технического прогресса.

    1.Общие сведения об авторе цитаты только приветствуются.

    2.Вы написала обобщённо, о чём данная цитата.

    Автор отмечает, что технический прогресс, с одной стороны», одаряет человечество совершенными средствами, а с другой — способствует движению вспять. Создавая, человечество одновременно и разрушает, и технический прогресс – яркое тому подтверждение. Своими словами вы передаёте смысл высказывания, конкретизируя его.

    Основная часть

    • В основной части необходимо привести не мене двух примеров из разных источников .
    • Примеры должны быть конкретными , не обобщёнными. Поэтому в течение года готовьте примеры на различные возможные темы.
    • Легче доказывать на антитезе — противопоставляя отрицательные и положительные примеры.
    • Не забывайте использовать терминологию.
    Содержание Комментарий
    Прогресс технологий – это пример развития человеческого разума, стремления людей познать мир, природу, самих себя, облегчить свою жизнь, сделать её более комфортной.

    В наш 21 –ый век информационные технологии стали частью жизни человека Интернет значительно расширил возможности человека: можно «путешествовать» по разным странам и континентам, знакомится с людьми, слушать любимую музыку, смотреть выступление знаменитых актёров. Всё это стало возможно благодаря изобретению компьютеров. В прекрасном издании — в «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта+», в томе 39 , посвящённом компьютерам, авторы (главный редактор Аксёнов М.) интересно рассказывают о том, как создавались компьютеры, какие возможности они имеют, как изменилась жизнь человечества с появлением этой чудо-техники. Да, появление компьютеров – это пример технического прогресса.

    Первый пример — положительный. Взят из научно-публицистической литературы .

    Обратите внимание, что всё конкретно указано: издательство, название книги, фамилия главного редактора.

    Даны не просто общие слова о компьютерах, а приведёт чёткий пример.

    Однако появилось и такое явление, как компьютерная зависимость. Человек, попадая в виртуальный мир, становится рабом этой техники. И тогда происходят регрессивные явления, начинается деградация человека.

    В 2005 году был выпущен фильм « Паутина»

    « паутиной» создатели фильма называют Интернет, на конкретных примерах показывают, к чему приводит интернет — зависимость, как меняется психика

    человека, и он уже не может жить в реальном мире. О многом заставляет задуматься фильм, хочется посмотреть на себя со стороны. Авторы фильма словно предупреждают молодёжь разумно пользоваться компьютером.

    Второй пример – отрицательный. Приведён уже другой источник — фильм .

    Аргументы – это не просто констатация фактов. Это Ваше восприятие проблемы, ваша оценка событий и явлений. Не забывайте об этом.

    Обратите внимание на выделенные термины.

    Вывод (заключение)

    В заключительной части эссе необходимо снова назвать автора цитаты , напомнить проблему , им поднятую (или основную мысль) , высказать свои мысли по поводу того, как решить данную проблему, что необходимо сделать в стране и конкретно каждому, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия данного явления (события).

    Если позволяет тема (особенно по политике, экономике, праву), то нужно привести в конце эссе пример из Конституции РФ , то, как решается проблема на государственном уровне.

    И помните: очень важно показать свою гражданскую позицию , а если есть такая возможность, свою любовь к стране, гордость за свой народ.

    Содержание

    Среди всех предметов ЕГЭ 2019 года экзамен по обществознанию традиционно будет популярен, а это значит, что уже сегодня 11-тиклассникам стоит поинтересоваться, какой должна быть структура эссе, а также какие клише можно использовать при написании мини-сочинения.

    Предлагаем более детально разобрать особенности задания №29 КИМов по обществознанию, а также узнать, какие советы дают выпускникам опытные педагоги и репетиторы ЕГЭ.

    Что изменится в ЕГЭ по обществознанию в 2019 году

    В связи изменениями, которые коснуться заданий 25, 28 и 29, суммарный первичный балл ЕГЭ 2019 года по обществу возрастет до 65 баллов (в 2018 году данный параметр составлял 64 балла).

    ФИПИ официально сообщил, что запланированы такие изменения:

    Более подробно об изменениях, которые вступят в силу в 2018-2019 учебном году читайте в документе.

    Для эссе в спецификациях отводят 45 минут, но репетиторы рекомендуют оставить на мини-сочинение минимум 60-90 минут из всего экзаменационного времени, составляющего в 2019 году 235 минут (почти 4 часа).

    Критерии оценивания ЭССЕ

    Основным при оценивании эссе будет критерий 29.1 (наличие раскрытия смысла высказывания). При этом важно раскрыть суть, не дублируя саму фразу.

    Важно! Если по первому же критерию эксперты выставляют «0» балов, то эссе далее не проверяют и за все 29 задание экзаменуемый получает «0».

    Также будут обращать внимание на такие важные нюансы работы, как:

    • корректность теоретических положений;
    • грамотность объяснения ключевых понятий
    • логичность и связанность рассуждений;
    • актуальность примеров (они должны быть из разных источников);
    • раскрытие разных взглядов и разных позиций относительно рассматриваемого вопроса;
    • наличие выводов.

    Поскольку за грамотно написанное эссе на ЕГЭ 2019 года по обществознанию можно получить 6 первичных баллов, стоит позаботиться, чтобы структура мини-сочинения была правильной, а приведенные примеры – актуальными.

    Также важно помнить, что объем мини-сочинения по обществознанию должен быть в пределах 150-450 слов. Впадать в крайности не рекомендуется, ведь на оценке может одинаково негативно сказаться, как погранично малое, так и слишком большое количество слов. Особенно, если, несмотря на многословность, автор так и не раскроет в работе суть вопроса. Оптимальный объем – 350 слов (примерно 2-3 листа прописного текста при среднем размере букв).

    Важно! При оценивании сочинения на экзамене по обществознанию не учитывают допущенные выпускником орфографические ошибки. Исключением может стать тот случай, когда ошибка допущена в написании важного термина или понятия.

    Структура эссе

    Несмотря на то, что ЕГЭ по обществознанию в 2019 году ожидают небольшие изменения, структура эссе осталась прежней и включает такие 7 пунктов:

    Отталкиваясь от этого плана можно и нужно создавать свои мини-сочинения, привлекая аргументы и примеры из разных сфер: истории и политики, экономики и права, философии и социологии. При этом, раскрывая выбранную вами тему можно использовать примеры из разных блоков, объединенных дисциплиной «обществознание».

    Темы 2019 года

    Какие именно высказывания будут предложены 11-тиклассникам в 2018-2019 году, никто не знает. Существует некоторый банк проблем, актуальных для основных тем обществознания, на которые можно ориентироваться в ходе подготовки к ЕГЭ.

    Клише для мини-сочинения

    Стоит ли искать готовые сочинения для ЕГЭ по обществознанию?

    На самом деле идея найти и выучить готовые варианты эссе посещает многих выпускников на этапе подготовки к экзаменам. Но, тут стоит быть особенно аккуратным, ведь в интернете достаточно много неактуальной информации. Даже примеры, размещенные на сайте ФИПИ – это работы 2013 года, а с тех пор произошло немало изменений в критериях оценивания данного задания. Более того, не стоит рассчитывать получить высокий балл за типовой вариант сочинения, ведь эксперты, работающие на ЕГЭ уже не один год, тоже отлично знают эти тексты.

    Вывод – необходимо искать не готовый текст, а клише и умные мысли, которые можно «нанизывать» на приведенную выше структуру, получая свое уникальное эссе для ЕГЭ 2019 года. Предлагаем вам подборку таких заготовок:

    Секреты хорошего мини-сочинения

    Для того, что бы ваше эссе получилось целостным, лаконичным, но при этом глубоко раскрывающим суть проблемы, необходимо:

    • Понимать суть проблемы . Не берите высказывания, проблема которых вам изначально не понятна.
    • Правильно подобрать цитату . Это важный этап, которому стоит уделить достаточно времени еще на этапе подготовки.
    • Построить цепочку рассуждений . Все блоки мини-сочинения должны быть связаны между собой. Рекомендуется периодически возвращаться в тексте к основной мысли высказывания.
    • Рассмотреть вопрос с разных точек зрения, если таковые существуют .
    • Найти правильные примеры .

    Вот несколько полезных советов, которые помогут подобрать примеры и аргументы, которые требует новая структура эссе по обществознанию с учетом нововведений 2019 года:

    Также смотрите видео урок по выполнению задания №29 в ЕГЭ по обществознанию 2018-2019 учебного года:

    (написание эссе)

    Задание 36 в ЕГЭ по обществознанию является одним из самых сложных, но интересных, творческих заданий - написание эссе. Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология, экономика, социология, политология.

    Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Что следует знать при написании эссе?

    ВАША РАБОТА БУДЕТ ОЦЕНИВАТЬСЯ

    ПО СЛЕДУЮЩИМ КРИТЕРИЯМ:

    Смысл высказывания раскрыт.

    ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании

    Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании

    К2

    Характер и уровень теоретической аргументации

    Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл

    Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы

    Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения

    Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют).

    ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой

    К3

    Качество фактической аргументации

    Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании

    К3

    Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников)

    Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.

    ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа.

    ИЛИ Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример

    Фактическая аргументация отсутствует.

    ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису

    Максимальный балл

    5

    Обратите внимание на критерий К1. Если вы не раскроете смысл высказывания, или раскроете неверно, и эксперт выставит ноль баллов по этому критерию, работа дальше не проверяется.

    С ЧЕГО НАЧАТЬ:

    1. Прежде всего следует внимательно прочесть инструкцию к заданию 36.

    2. Выбор темы. Все варианты ЕГЭ имеют одинаковую структуру. В задании 36 вам предлагается пять тем эссе в виде цитат известных личностей по следующим направлениям: философия, экономика, социология и социальная психология, политология, правоведение. Для выполнения задания, вы выбираете одну из предложенных тем.

    При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете терминологией данной науки, насколько убедительны вы можете быть в аргументации своих утверждений.

    3 . Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но общепринятой практикой является выполнение заданий 28-34 на одной стороне бланка №2, а 35-36 – на другой, при полном использовании его площади. Поэтому при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4.

    4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания, например:

    36.3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т.Фуллер).

    Это позволит вам во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать ваш труд.

    КАК ПИСАТЬ:

    5. Интерпретация цитаты. Прежде всего следует объяснить, как вы понимаете высказанную в цитате мысль. Одна и та же цитата может пониматься разными людьми по-разному или хотя бы толковаться с различными нюансами. Это позволит вам и проверяющему четко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кем являлся цитируемый, если это вам известно.

    6. Далее следует выразить свое отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы также займет несколько предложений.

    7. Основная часть работы – ваше рассуждение с использованием знаний по курсу. При этом рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически, пару из них можно расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Напомним еще раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике.

    8. Аргументация . Рассуждение должно подкрепляться аргументами. В качестве аргументов могут применяться истинные, логически правильные умозаключения, примеры, ссылки на авторитетное мнение. Чаще всего в эссе школьников используются примеры. Лучше, если это будут факты из научной практики, публицистики, художественной литературы. Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, новостного характера или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац.

    9. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого работу можно считать законченной.

    10. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике.

    ОБРАЗЕЦ ЭССЕ:

    1.Цитата:

    36.5. Правоведение. «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им" (Вольтер).

    3.Смысл высказывания:

    Смысл данного высказывания заключается в том, что законы нужны прежде всего самим людям, для их же блага.

    4.Собственная точка зрения :

    Закон нужен для устрашения граждан, так как не все граждане являются законопослушными. К сожалению, часто нарушаются законы, а вместе с ними и наши права. Поэтому в законе предусмотрены меры ответственности, которые в принудительном порядке заставляют граждан осуществлять закон в полном объеме. Многих людей закон останавливает: не совершаются преступления, т.к. возникает боязнь перед уголовной ответственностью, выплачиваются налоги. Государство предложило народу законы, которые регулируют деятельность человека и которые устраивают большинство. Для того чтобы закон выполнялся максимально, существуют меры ответственности, устрашения, которые только помогают полноценно функционировать. Человек, неуверенный в возможности отстаивания своих естественных прав, таких как на жизнь и частную собственность, с помощью права, а именно государственного принуждения, чувствует себя не защищённым со стороны государства. Право является одной из самых важных составляющих современного социума.

    На мой взгляд, право изначально создавалось, как защита от абсолютной свободы, то есть вседозволенности, не обременённой обязанностями.

    5.Аргументация на теоретическом уровне : (нумерация дана для наглядности. На экзамене не используется)

    1. Закон - это общеобязательное правило, регламентирующее поведение и деятельность членов общества и(или) их отношения с государством. Нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке.

    2. Возьмем «Теорию общественного договора» Т. Гоббса и Дж. Локка.

    По их мнению люди от природы обладают неотъемлемыми естественными правами – на свободу, на имущество, на достижение своих личных целей и т.п. Но неограниченное пользование этими правами ведет либо к «войне всех против всех», то есть к социальному хаосу; либо же к установлению такого социального порядка, при котором одни жестоко инесправедливо угнетают других, что, в свою очередь, порождает социальный взрыв и опять-таки хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от части своих естественных прав и передали их государству, которое – под контролем народа – будет гарантировать законность, порядок исправедливость.

    3. Система законодательства в государстве создана именно с целью защиты граждан, их прав и свобод. Вся система законов направлена на то, чтобы упорядочить деятельность людей во всех сферах их жизни: личные права и неприкосновенности, политические права, права потребителей, сфер медицинского обслуживания.

    6.Примеры :

    1. Ежегодно в стране совершается несколько десятков миллионов различного рода административных правонарушений. Поэтому государство устанавливает и применяет меры административной ответственности. Например, за нарушение Правил дорожного движения, за самовольное занятие земельных участков, за нарушение правил лесопользования, за совершение мелкого хулиганства и т. д.

    2. Законы призваны защищать права граждан. Например «Закон о защите прав потребителей».

    3. Законы не только упорядочивают жизнь общества, но и способствуют его развитию. Например, согласно «Закона об образовании» каждый человек имеет право на получение бесплатного среднего общего образования. Это не только его право, но и обязанность. Государство в свою очередь гарантирует бесплатность общего среднего образования.

    7.Вывод :

    Административно-правовые запреты и ответственность за совершение административных правонарушений играют исключительно важную роль в установлении и обеспечении надлежащего правопорядка. Государство устанавливает для граждан и юридических лиц определенные запреты для их поведения в целях защиты личности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан, охраны окружающей среды, общественного порядка и общественной безопасности и других сфер государственной и общественной жизни общества. Ежегодно в стране совершается несколько десятков миллионов различного рода административных правонарушений. Поэтому государство устанавливает и применяет меры административной ответственности.

    ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

      Используй схему построения предложений:

    Я считаю (думаю, полагаю и др.), что …, так как...;

    Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как …, потому что …

    Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как …, потому что ….

    По моему мнению..., я разделяю позицию автора…;

    В заключении можно сделать вывод, что…

      выделяй абзацы; соблюдай красную строку; используй краткие, простые, разнообразные по интонации предложения.

      Владей набором определений по каждой теме. Уверенное владение обществоведческими терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе.

      Используй черновик при написании эссе. Между предложениями полезно оставлять пустые строчки, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста.

      Обязательно выпиши высказывание по которому будешь писать эссе.

    Одним из наиболее сложных заданий ЕГЭ по обществознанию является написание эссе на какую-либо из предложенных тем. По своему характеру это небольшое творческое сочинение, в котором нужно изложить свои мысли по поводу поднятой проблемы, а также привести аргументы для их обоснования. При этом необходимо использовать сведения, полученные из курса обществознания, а также факты из общественной и собственной жизни.

    1. Что такое эссе по обществознанию?

    Филологи и литературоведы выделяют следующие жанровые особенности эссе:

    • наличие конкретной темы или вопроса;
    • личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления;
    • небольшой объем;
    • свободная композиция;
    • свободное владение темой;
    • многоаспектный взгляд на явление;
    • внутреннее смысловое единство;
    • согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личная позиция.

    Эти особенности характерны и для эссе по обществознанию, но его специфика проявляется в том, что работа выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания, т.е. к одной из шести базовых гуманитарных наук: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению.

    Цель эссе — раскрытие смысла высказывания, а также представление и обоснование собственной позиции. При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального или личного опыта.

    2. Критерии оценивания эссе по обществознанию.

    Несмотря на творческий характер, к содержанию эссе по обществознанию предъявляются вполне конкретные, четкие требования.

    Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 36, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

    3. Организация работы по написанию эссе.

    В работе над эссе можно выделить несколько этапов:

    1. Написание эссе в черновом варианте.
    2. Анализ содержания текста.
    3. Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного материала.
    4. Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.

    3.1. Структура эссе по обществознанию.

    Несмотря на свободное композиционное построение эссе, в нем должны присутствовать части, которые создадут общую структуру работы, своеобразный скелет, выстроенный по определенным принципам.

    1. Введение (формулировка проблемы (смысла) высказывания, выражение собственного отношения). Введение занимает примерно 20% от общего объема эссе.
    2. Основная часть (тезисы и их аргументация, выражение личного мнения). Основная часть занимает примерно 60% от общего объема эссе.
    3. Заключение (выводы, умозаключения). Заключение занимает примерно 20% от общего объема эссе.

    3.2. Работа с черновиком.

    Для работы над эссе по обществознанию необходим черновик. Часто учащиеся не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не удобен для работы, так как он не позволяет совершенствовать текст, дополнять его новыми положениями, исправлять формулировки, вносить поправки. Для удобства на листах черновика должны быть широкие поля, чтобы вносить исправления и дополнения, которые появляются в процессе перечитывания и правки первоначального текста. Писать нужно только с одной стороны листа, так как на обороте можно записывать цитаты, примеры, которые могут быть использованы для конкретизации мысли, подтверждения или опровержения суждений.

    Далее, необходимо вспомнить, какие элементы входят в структуру эссе. И здесь можно порекомендовать учащимся создать в черновике своего рода бланк или матрицу, обозначив основные структурные элементы будущего эссе, оставив после записи каждого из них определенное место.

    1. Цитата.
    2. Проблема поднятая автором, ее актуальность.
    3. Смысл высказывания.
    4. Собственная точка зрения.
    5. Теоретическая аргументация.
    6. Фактическая аргументация.
    7. Вывод.

    3.3. Выбор темы.

    Выбирая высказывание для эссе, вы должны быть уверены, что:

    1. владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
    2. четко понимаете смысл высказывания;
    3. можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его;
    4. знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы);
    5. сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

    Итогом ваших размышлений является осознанный выбор цитаты для работы. Запишите ее в первый раздел черновика.

    В графу 2 впишите сформулированную проблему (тему) высказывания.

    3.4. Определение и формулирование проблемы.

    Для более четкой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто:

    Основные проблемы базовых социально-гуманитарных наук

    Философия

    • Соотношение материи и сознания.
    • Пространство и время как формы бытия.
    • Движение и развитие как способы существования.
    • Проблема сущности сознания.
    • Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного.
    • Бесконечность процесса познания.
    • Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.
    • Соотношение субъекта и объекта познания.
    • Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.
    • Интуиция и ее роль в познании.
    • Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.
    • Эмпирический и теоретический уровни научного знания.
    • Взаимодействие природы и общества.
    • Экологическая проблема и пути ее решения.
    • Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.
    • Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности.
    • Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.
    • Многовариантность общественного развития.
    • Сущность цивилизации.
    • Основные подходы к изучению общества.
    • Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.
    • Духовная жизнь общества.
    • Общественное сознание, его структура и формы.
    • Наука как форма общественного сознания.
    • Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.
    • Религия как форма культуры, тип мировоззрения.
    • Нравственное сознание. Философское понимание морали.
    • Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.
    • Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.
    • Роль народных масс и личности в истории.
    • Глобализация общественной жизни.

    Социальная психология

    • Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.
    • Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.
    • Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека.
    • Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.
    • Психологический климат коллектива.
    • Человек среди людей.
    • Сущностные характеристики малой группы.
    • Взаимоотношения индивида и группы.
    • Особенности формирования групп.
    • Роли, нормы и статус личности.
    • Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.
    • Самоопределение как выбор собственной позиции.
    • Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.
    • Взаимосвязь основных сфер социализации личности.
    • Национальная идентичность.
    • Социальное взаимодействие.
    • Значение коммуникационного процесса.
    • Сущность социального конфликта.
    • Взаимоотношения личности и коллектива.
    • Источники социального прогресса. Социальное развитие.
    • Семейные взаимоотношения.
    • Конфликт «отцов и детей».
    • Сущность толпы и стадный инстинкт.
    • Социально-психологический портрет лидера.
    • Семейные взаимоотношения.
    • Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.

    Экономика
    Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.
    Проблема экономического выбора.
    Факторы производства и их значение в экономике.
    Труд как вид деятельности и экономический ресурс.
    Капитал как экономический ресурс.
    Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.
    Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике.
    Сущность и функции денег в экономике.
    Эффективность использования ресурсов.
    Значение общественного разделения труда.
    Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация.
    Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.
    Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.
    Роль торговли в развитии общества.
    Стимулы и эффективность производства.
    Справедливость в распределении социальных благ.
    Сущность рыночных отношений.
    Роль государства в регулировании экономики.

    Социология
    Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.
    Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.
    Социальные неравенство и борьба.
    Сохранение стабильности общественной жизни.
    Поступательное изменение (прогресс) организации общества.
    Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.
    Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.
    Специфические качества города.
    Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.
    Процессы передачи информации между социальными группами.
    Молодёжь как социальная общность.
    Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.
    Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций.
    Социальная мобильность.
    Выполнение различных социальных ролей.
    Наука как социальный институт.
    Социальные функции науки.
    Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.
    Взаимодействие религии и общества.
    Семья как социальный институт и малая группа.
    Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.
    Отношение человека к труду, его социальная активность.
    Влияние глобализации на локальную жизнь.
    Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.
    Национальное самосознание.
    Тенденции межнациональных отношений.
    Межэтнические конфликты.
    Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.

    Политология
    Политическая система общества и ее роль в жизни общества.
    Место и роль государства в политической системе общества.
    Партии и общественные движения в политической системе общества.
    Особенности современных политических отношений.
    Субъекты политики.
    Мировая политика и международные отношения.
    Типы отношения человека к политике.
    Регулирование политического поведения и политической деятельности.
    Соотношение целей и средств в политике.
    Политический прогресс и его критерии.
    Соотношение экономики, политики и права.
    Сущность и особенности политической власти.
    Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы.
    Политический режим: понятие и признаки.
    Сущность демократического режима.
    Авторитарный режим.
    Тоталитарный режим.
    Политическая система общества: понятие, функции и структура.
    Происхождение государства.
    Сущность и признаки государства.
    Государственный суверенитет.
    Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
    Форма государства и ее элементы.
    Соотношение общества и государства.
    Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
    Соотношение и взаимосвязь государства и права.
    Правовое государство: понятие и принципы.
    Разделение властей как принцип правового государства.
    Государство и личность: взаимная ответственность.
    Понятие, функции, виды и структура политических партий.
    Партийные системы.
    Общественно-политические движения, группы давления.
    Политические отношения.
    Политический плюрализм.
    Сущность и структура политического процесса.
    Революция и реформа как виды политических преобразований.
    Политическая модернизация.
    Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.
    Политические кампании: их стратегия и тактика.
    Популизм: понятие и признаки.
    Прямая и представительная демократия.
    Политическое решение.
    Сущность и функции политического лидерства.
    Политическое сознание: понятие, структура, функции.
    Роль идеологии в политике.
    Политическая культура: понятие и структура, типы.
    Взаимодействие личности, общества и государства.
    Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.
    Взаимодействие института права с другими социальными институтами.

    Правоведение
    Право как регулятор общественной жизни.
    Социальная ценность права.
    Сущность и специфические признаки государства.
    Политическая система и роль государства в ней.
    Право и мораль: сходства и различия.
    Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.
    Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.
    Государство и гражданское общество.
    Понятие, признаки социального государства.
    Правовой нигилизм и пути его преодоления.
    Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.
    Сущность юридической ответственности.
    Правовая культура.

    После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:

    Данная проблема является актуальной в условиях…
    …глобализации общественных отношений;
    …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
    …обострения глобальных проблем современности;
    …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
    …развития международной интеграции;
    …современной рыночной экономики;
    …развития и преодоления мирового экономического кризиса;
    …жесткой дифференциации общества;
    …открытой социальной структуры современного общества;
    …формирования правового государства;
    …преодоления духовного, нравственного кризиса;
    …диалога культур;
    …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

    3.5. Определение смысла высказывания.

    При раскрытии смысла высказывания не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:
    «Смысл данного высказывания состоит в том, что…»
    «Автор обращает наше внимание на то, что…»
    «Автор убежден в том, что…»

    3.6. Определение собственной позиции.

    Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:
    «Я согласен с автором в том, что… »
    «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…»
    «Автор был прав, утверждая, что…»
    «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»
    «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»
    «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться»

    3.7. Аргументация.

    Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
    Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
    1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
    2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:
    а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
    б) обращение к личному опыту.

    При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
    1. Подтверждают ли они моё мнение?
    2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
    3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
    4. Убедительны ли они?
    Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».

    3.8. Вывод.

    Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
    Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
    «Таким образом, можно сделать вывод…»
    «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»

    4. Основные ошибки и недостатки эссе.

    Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе.

    При формулировании проблемы и смысла высказывания автора:
    1) С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.
    2) Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.
    3) Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.
    4) Подмена проблемы авторской позицией - связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема - это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора - это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

    При высказывании и аргументации собственной позиции:
    1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.
    2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.
    3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.
    4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).
    5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.
    6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.