• Письмо матери твардовский. Анализ стихотворения А.Т

    Александру Твардовскому с самого детства родители прививали любовь к литературе. Его отец хоть и работал в селе кузнецом, но был начитанным и образованным человеком. Трифон устраивал для детей литературные вечера, на которых они всей семьей читали произведения известных русских классиков. А вот мать поэта больше любила народное творчество, с которым познакомила и Александра.

    Расставание с отчим домом

    Анализ «Памяти матери» Твардовского показывает, насколько тяжело поэт переживал потерю близкого человека. Для Александра Трифоновича смерть родителей стала большим потрясением, поэтому он долго корил себя за то, что не уделял им должного внимания. Стихотворение было написано с целью переосмыслить свои взаимоотношения с матерью, ведь люди осознают, как им дорог был человек, только когда теряют его навсегда. Анализ стиха «Памяти матери» Твардовского позволяет разделить его на четыре части, соответствующие биографии писателя.

    В самом начале поэт рассказывает о том, как стремился покинуть отчий дом, не подозревая, что прощается с матерью навсегда. Дети вырастают, стремятся стать свободными, независимыми, добиться чего-то в жизни. Мать понимает, что, уезжая, ребенок уже не вернется обратно в отчий дом, поэтому мысленно прощается с ним и благословляет. Анализ «Памяти матери» Твардовского показывает, что автор сожалеет о редких встречах с родителями, ведь он лишь в письмах рассказывал о своей жизни, присылал фотографии своей будущей жены.

    Расставание с родной стороной

    Вторая часть стихотворения посвящена ссылке матери и отца в Сибирь. Семья Твардовских была раскулачена, и им пришлось около 10 лет прожить на чужбине. Мать больше всего боялась умереть в чужой и неприветливой стороне, где кладбище располагалось сразу за бараками, где нет кудрявых берез, где не пели птицы. Родители не хотели найти свой последний приют в этом суровом краю, и судьба сжалилась над ними - Твардовские вернулись на родину. Конечно, их ждала разруха, дом был разорен и сожжен.

    Анализ стихотворения «Памяти матери» Твардовского рассказывает о том, как трудно поэту было пережить смерть самого родного человека. Похороны матери писатель описывает в третьей части своего произведения. Александр размышляет над тем, как быстро могильщики зарывают яму, вот только виден был гроб, а тут уже и вырос бугорок. Садовник с большей любовью и осторожностью сажает дерево, а ведь это человека закапывают навек. Анализ «Памяти матери» Твардовского показывает, что поэт вовсе не корит могильщиков за их поспешность, он бы и сам рад им помочь, чтобы все поскорее закончилось.

    Любимая песня матери

    В четвертой части стихотворения Твардовский практически дословно приводит песню, которую во времена его детства напевала мама. Ее смысл сводится к тому, что покинувший отчий дом ребенок считается отрезанным ломтем, его жизненные дороги с того момента расходятся с путями родителей. Анализ «Памяти матери» Твардовского говорит лишь об одном - поэт очень сожалел, что при жизни уделял мало внимания самому родному и близкому человеку, но понимание этого пришло только после его смерти.

    Мотивы памяти и вины в позднем творчестве А. Твардовского звучат постоянно. Ho вызывают их на склоне лет отнюдь не исключительно воспоминания о войне. Существенно усиливается теперь и переживание-постижение драматических коллизий собственной молодости, что особенно заметно в цикле «Памяти матери» и поэме «По праву памяти».

    Непосредственным поводом для появления первого стала кончина в 1965 году матери поэта, Марии Митрофановны. Однако можно сказать и так, что к созданию четырех стихотворений («Прощаемся мы с матерями...», «В краю, куда их вывезли гуртом...», «Как не спеша садовники орудуют...», «Ты откуда эту песню...»), составивших цикл, готовила автора вся его творческая и человеческая судьба. Как мы знаем, Твардовский рано расстался с «малой» родиной, со своей семьей и сделал это во многом принципиально. Ho, отрываясь от корней и отдавая душу новой, социалистической, религии, молодой человек не мог тогда даже предположить, что духовное раскрепощение окажется мнимым, что «самая передовая» идеология закабалит, свяжет его покрепче дедовского Домостроя.

    Решительно оставив отчий дом, он нисколько не разрешил внутренних противоречий. В 1929 году, повинуясь еще не партийной дисциплине, раздражаясь исключительно на свою, как ему казалось в ту пору, крестьянскую косность, юный стихотворец записывал в дневнике страшные самозаклинания-самоотречения: «Я должен поехать на родину, в Загорье, чтобы рассчитаться с ним навсегда. Я борюсь с природой, делая это сознательно, как необходимое дело в плане моего самоусовершенствования. Я должен увидеть Загорье, чтобы охладеть к нему, а не то долго мне будут мерещиться и заполнять меня всяческие впечатления детства: березки, желтый песочек, мама и т. д.».

    Мама в этом перечне - преграда из самых высоких, труднопреодолимых. В раннем творчестве это едва ли не главный источник и объект чрезвычайно редкой тогда лирики. Достаточно отметить, что в 1927-1928 годах Твардовский опубликовал в смоленских газетах три стихотворения с одинаковым посвящением - «Матери». И как ни старался он чуть позже избавиться от первоначальных воспоминаний, они все настойчивей тревожили его, несмотря на то (или как раз наоборот - потому), что к тому времени сниться стало «больше нечему»: Загорье опустело, никогда не знавшую хотя бы относительного достатка многодетную семью Твардовских раскулачили и вместе с тысячами обездоленных и униженных вывезли в холодный и голодный таежный край.

    На протяжении 1930-х годов поэт постоянно испытывал болезненную раздвоенность сознания и пытался от нее избавиться, делая наброски то «Автобиографии», то стихотворного цикла «Семья». Однако, по лермонтовскому выражению, «отделаться стихами» от внутренних столкновений ничего не получалось. Автор «Сельской хроники» заглушал их мажорными картинами коллективизации, загонял глубоко внутрь, но оттуда сдавленный лирический мотив нет-нет и вырывался пронзительной концовкой «Братьев»:

    Лет семнадцать тому назад
    Мы друг друга любили и знали.
    Что ж ты, брат?
    Как ты, брат?
    Где ж ты, брат?
    На каком Беломорском канале?..

    новым стихотворением о матери:

    И первый шум листвы еще неполной,
    И след зеленый по росе зернистой,
    И одинокий стук валька на речке,
    И грустный запах молодого сена,
    И отголосок поздней бабьей песни,
    И просто небо, голубое небо
    Мне всякий раз тебя напоминает -

    или каким-нибудь другим нечаянным образом.

    Такова предыстория цикла «Памяти матери». Поэтому можно заключить, что изначально заявленный в нем мотив общечеловеческой вины, связанный с почти неизбежным в новых социальных условиях разлучением самых близких людей («Прощаемся мы с матерями // Задолго до крайнего срока - // Еще в нашей юности ранней, // Еще у родного порога...»), умножается и углубляется у Твардовского виной личной, обостряемой памятью о страданиях его родной семьи.

    Надо отметить, что в собственную частную жизнь писатель всегда пускал читателей крайне неохотно, представляя ее с неизменной щепетильностью, суровым отбором. И в этом - не только особенность Твардовского как человека, но и проявление его коренных художественных принципов, складывавшихся в том числе под влиянием Бунина-поэта, который, по свидетельству Г. Кузнецовой, говорил, «что никогда не мог писать о любви - по сдержанности и стыдливости натуры и по сознанию несоответствия своего и чужого чувства». То же целомудрие свойственно и автору цикла «Памяти матери». Драматизм материнской судьбы и горечь личной утраты не обнажены в нем прямым эмоциональным словом - напряжение и боль проявляются скорее в деталях, а также - в интонации.

    Во всех четырех стихотворениях, а значит и в целом, она тягостная, одновременно и резкая и протяженная, что достигается довольно неожиданными переходами от стихов многосложных к укороченным, от окончаний дактилических к мужским и женским - и наоборот.

    Приглушенная исповедальность, которая преобладает в цикле, оборачивается несомненными художественными обретениями и преимуществами. При неиссякаемой жажде цельности Твардовский, имевший репутацию писателя чуть ли не по-детски ясного, был почти всегда «полон сдавленной тревоги». А. Ахматова якобы когда-то сказала: «Твардовский - хороший поэт, но без тайны». Однако тайна - вина перед родными, павшими, своим народом - как раз существовала, именно ею тайно болел, ее носил он в душе всю жизнь. И даже заклиная: «Все есть слова - для каждой сути...», - нечто оставлял в своем творчестве недосказанным.

    Подспудным драматизмом, поскольку даны не взаимодополняемо, а конфликтно, обладают в цикле «Памяти матери» и кардинальные для творческого сознания А. Твардовского образы-символы - дома и дороги.

    Важны, помимо прочего, и связи между частями - они не буквальны, возникают в области подтекстов, и тем не менее достаточно прочны, многозначны.

    В поздней поэзии А. Твардовского специально выделяемые и спонтанно возникающие циклы складываются в более крупное целое - стихотворную книгу под скромным заголовком «Из лирики этих лет». Его центр, его контрапункт - четыре стихотворения «памяти матери». Здесь сходятся все основные социальные и «вечные» мотивы книги.

    Подводя в своей лирической книге жизненные итоги, поэт в меньшей мере, нежели бывало раньше (например, в первых главах «За далью - даль»), спорит с самим собой. He склонен он здесь и сводить счеты с кем бы то ни было. Прямые виновники материнской ли, собственной ли драмы не названы - вину в значительной степени автор принимает на себя. И хотя Твардовский избегает покаяния открытого, а его личная судьба по обыкновению таинственно мерцает за строкой, такая всегдашняя сдержанность сообщает поэтическому высказыванию в лучших творениях книги «Из лирики этих лет» дополнительную эстетическую энергию.

    Цикл «Памяти матери» был написан Твардовским в 1965 году, после смерти матери.

    Цикл состоит из четырех стихотворений, объединенных общим названием и общей темой - ис­торией жизни матери.

    Открывает цикл стихотворение «Прощаемся мы с матерями», в котором развивается драмати­ческая тема разлуки сыновей с матерями. Оно представляет собой своеобразный зачин, который задает напряженный тон всему циклу.

    Второе стихотворение - «В краю, куда их вывезли гуртом». Оно построено на реальных фак­тах: семья Твардовских была выслана в североуральскую тайгу. Это событие и нашло отображение в стихотворении. Два центральных образа - северная тайга, где глухие и нелюдимые «леса без краю и конца» и взгорок с «березами кудрявыми» - противопоставлены друг другу и отражают трагедию человека, навсегда оторванного от «малой» родины.

    В третьем стихотворении - «Как не спеша садовники орудуют» - тоже звучит мотив разлу­ки. В центре - тема последнего прощания. Лирический герой ловит себя на постыдном желании ускорить печальную процедуру, которую с «пожарным навыком» проделывают могильщики.

    Ведь ты им сам готов помочь,

    Чтоб только все - еще короче.

    Стихотворение, замыкающее цикл, подхватывает тему прощания. Эпиграфом к нему служат слова из народной песни, повествующей о разлуке дочери, выходящей замуж, с матерью. В связи с этим возникает образ перевозчика-водогребщика. Однако с развитием лирического сюжета образ перевозчика трансформируется: сначала это «парень молодой», а в последней строфе уже «ста­ричок седой». Таким образом, он приобретает черты мифологического Харона и возникает тема «последнего перевоза».

    Прощаемся мы с матерями
    Задолго до крайнего срока —
    Еще в нашей юности ранней,
    Еще у родного порога,

    Когда нам платочки, носочки
    Уложат их добрые руки,
    А мы, опасаясь отсрочки,
    К назначенной рвемся разлуке.

    Разлука еще безусловней
    Для них наступает попозже,
    Когда мы о воле сыновней
    Спешим известить их по почте.

    И карточки им посылая
    Каких-то девчонок безвестных,
    От щедрой души позволяем
    Заочно любить их невесток.

    А там — за невестками — внуки…
    И вдруг назовет телеграмма
    Для самой последней разлуки
    Ту старую бабушку мамой.

    В краю, куда их вывезли гуртом,
    Где ни села вблизи, не то что города,
    На севере, тайгою запертом,
    Всего там было — холода и голода.

    Но непременно вспоминала мать,
    Чуть речь зайдет про все про то, что минуло,
    Как не хотелось там ей помирать, —
    Уж очень было кладбище немилое.

    Кругом леса без края и конца —
    Что видит глаз — глухие, нелюдимые.
    А на погосте том — ни деревца,
    Ни даже тебе прутика единого.

    Так-сяк, не в ряд нарытая земля
    Меж вековыми пнями да корягами,
    И хоть бы где подальше от жилья,
    А то — могилки сразу за бараками.

    И ей, бывало, виделись во сне
    Не столько дом и двор со всеми справами,
    А взгорок тот в родимой стороне
    С крестами под березами кудрявыми.

    Такая то краса и благодать,
    Вдали большак, дымит пыльца дорожная,
    — Проснусь, проснусь, — рассказывала мать, —
    А за стеною — кладбище таежное…

    Теперь над ней березы, хоть не те,
    Что снились за тайгою чужедальнею.
    Досталось прописаться в тесноте
    На вечную квартиру коммунальную.

    И не в обиде. И не все ль равно.
    Какою метой вечность сверху мечена.
    А тех берез кудрявых — их давно
    На свете нету. Сниться больше нечему.

    Как не спеша садовники орудуют
    Над ямой, заготовленной для дерева:
    На корни грунт не сваливают грудою,
    По горсточке отмеривают.

    Как будто птицам корм из рук,
    Крошат его для яблони.
    И обойдут приствольный круг
    Вслед за лопатой граблями…

    Но как могильщики — рывком —
    Давай, давай без передышки, —
    Едва свалился первый ком,
    И вот уже не слышно крышки.

    Они минутой дорожат,
    У них иной, пожарный навык:
    Как будто откопать спешат,
    А не закапывают навек.

    Спешат, — меж двух затяжек срок, —
    Песок, гнилушки, битый камень
    Кой-как содвинуть в бугорок,
    Чтоб завалить его венками…

    Но ту сноровку не порочь, —
    Оправдан этот спех рабочий:
    Ведь ты им сам готов помочь,
    Чтоб только все — еще короче.

    Перевозчик-водогребщик,
    Парень молодой,
    Перевези меня на ту сторону,
    Сторону — домой…
    Из песни

    — Ты откуда эту песню,
    Мать, на старость запасла?
    — Не откуда — все оттуда,
    Где у матери росла.

    Все из той своей родимой
    Приднепровской стороны,
    Из далекой-предалекой
    Деревенской старины.

    Там считалось, что прощалась
    Навек с матерью родной,
    Если замуж выходила
    Девка на берег другой.

    Перевозчик-водогребщик,
    Парень молодой,
    Перевези меня на ту сторону,
    Сторону — домой…

    Давней молодости слезы,
    Не до тех девичьих слез,
    Как иные перевозы
    В жизни видеть привелось.

    Как с земли родного края
    Вдаль спровадила пора.
    Там текла река другая —
    Шире нашего Днепра.

    В том краю леса темнее,
    Зимы дольше и лютей,
    Даже снег визжал больнее
    Под полозьями саней.

    Но была, пускай не пета,
    Песня в памяти жива.
    Были эти на край света
    Завезенные слова.

    Перевозчик-водогребщик,
    Парень молодой,
    перевези меня на ту сторону,
    Сторону — домой…

    Отжитое — пережито,
    А с кого какой же спрос?
    Да уже неподалеку
    И последний перевоз.

    Перевозчик-водогребщик,
    Старичок седой,
    Перевези меня на ту сторону
    Сторону — домой…

    Еще стихотворения:

    1. Et-si intriissent — vile damnum.1 Глядит эта тень, поднимаясь вдали, Глазами в глаза мне уныло. Призвали его из родной мы земли, Но долго заняться мы им не могли, Нам некогда...
    2. 1 Я знал его: мы странствовали с ним В горах востока, и тоску изгнанья Делили дружно; но к полям родным Вернулся я, и время испытанья Промчалося законной чередой; А он...
    3. Пусть в памяти навеки сохранится, Как все дороги снегом замело И как, минуя новую больницу, Я шел когда-то в дальнее село. Я не прошел еще и половины, Погоду ошалелую кляня,...
    4. Нас с тобой нужда разъединила, Злобная, голодная нужда, Ты свои уж растеряла силы По пути тяжелого труда, И с тоской, волнуясь и не веря, Смотришь в даль, загадочную даль; С...
    5. Ни креста, ни камня даже на могиле этой нет, и никто мне не укажет никаких ее примет. Бугорок, с другими смежный, был на ней, но в долгий срок много вод...
    6. В. Радкевичу 1 Ушел навсегда… А не верю, не верю! Все кажется мне, Что исполнится срок — И вдруг распахнутся Веселые двери, И ты, как бывало, Шагнешь на порог… Мой...
    7. Elle a ete douce devant la mort… Многозначительное слово Тобою оправдалось вновь: В крушении всего земного Была ты — кротость и любовь. В самом преддверье тьмы могильной Не оскудел в...
    8. Постарела мать за много лет, А вестей от сына нет и нет. Но она все продолжает ждать, Потому что верит, потому что мать. И на что надеется она? Много лет,...

    Краткие сведения об А. Т. Твардовском. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни»

    Цели : рассмотреть особенности лирики крупнейшего эпического поэта ХХ века, отметив искренность исповедальной интонации поэта.

    Развитие навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления объединяющего начала стихотворений А. Т. Твардовского.

    Изучить традиции и новаторство в поэзии Твардовского; развивать навыки анализа поэтического текста.

    Формы работы:

      групповая

      индивидуальная

    На доске эпигра ф:

    Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.

    К. Кулиев

    Ход урока

    1. Слово учителя.

    Здравствуйте ребята, Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы свами на уроке познакомимся с творчеством человека, который внес огромный вклад в развитие нашей литературы. Обратите внимание на экран, прочитайте слова К. Кулиева. Эти строки достаточно глубоко, полно говорят нам о человеке, с творчеством которого мы начинаем наше знакомство сегодня на уроке. Обратите внимание на то, что перед каждым из вас на столах лежат круги, разбитые на сегменты. Обратите внимание на сектор «А. Т. Твардовский». Я попрошу вас закрасить цветными карандашами этот сектор настолько, насколько вы владеете информацией об этой личности. Если вы уже что-то слышали об этом поэте или же что-то о нем читали, а может вы смотрели фильмы, снятые по его произведениям или же читали его стихи, и у вас достаточно много знаний об Александре Трифоновиче Твардовском, то возможно вы закрасите больше половины сегмента. Может быть, что вы просто слышали о нем, но больше ничего не знаете, то вы закрасите только начало сегмента.

    Круги развития

    Определение целей вместе с учащимися

    Учитель: Ребята, что бы вы хотели узнать на данном уроке?

    Ответы ребят

    Учитель: А какие цели вы преследуете? Как ты узнаешь, что достиг цели?

    Ответы ребят

    Учитель: Насколько от тебя зависит достижение цели?

    Ответы ребят

    Учитель: Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения цели?

    Ответы ребят

    Учитель: Ребята , перед вами также на столах лежит шкала развития. Определите теперь, пожалуйста, на этой шкале, где находитесь вы сейчас и где хотели бы находиться к концу урока?

    Ребята работают со шкалой развития и отмечают свои знания по этой теме.

    шкала развития


    Учитель: Нельзя понять и оценить поэзию А. Т. Твардовского, не узнав о том. Какая у него была судьба, какие испытания ему преодолеть на своём жизненном пути. Для того чтобы заполнить эти пробелы, мы свами на уроке выслушаем сообщения ребят, подготовленные о разных сторонах жизни поэта А. Т. Твардовского.

    Для начала нам нужно узнать о том, в какой семье он родился, как прошло его детство, отрочество.

    Об этом нам расскажет Шкредова Ирина, вы ее внимательно слушаете и записываете на своих рабочих листах опорные слова.

    Шкредова Ирина: поэт родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области 21(8) июня 1910 года в семье сельского кузнеца, как известно, кузнецы были всегда самыми нужными и уважаемыми людьми на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери - людьми военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. Отец поэта целиком посвятил себя ведению хуторского хозяйства и обеспечению достатка семьи. Однако жизни на хуторе Загорье была нелегкой, семья еле сводила концы с концами. Однако в доме на угловой полочке в красном углу, под образами были тома сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя и особенно любимая всеми книга Некрасова, несколько томов Данилевского, томик стихотворений Фета, книги Кольцова, Никитина, Дрожжина, Тютчева, Жюля Верна.

    Заметный след в художественном сознании Твардовского оставила мать – Мария Митрофановна. Ей много пришлось трудиться, чтобы поставить на ноги многодетную семью. Дети боготворили ее. Когда семья Твардовских была выслана на север на плечи матери легла вся тяжесть забот о детях, поскольку отец постоянно где-нибудь зарабатывал нелегким трудом кузнеца, чтобы не дать семейству погибнуть, пропасть в суровом таежном краю.

    Первое стихотворение о матери Твардовский напечатал в газете «Юный товарищ» (1927). Образ матери с ее повседневными заботами о детях, бесконечными волнениями и недолгими радостями – отразился в других произведениях Твардовского.

    После смерти матери Твардовский опубликовал в 1965 г. цикл стихотворений «Памяти матери». Эти стихи вошли в золотой фонд не только русской, но и мировой литературы.

    Учитель: Ребята, вы прослушали сообщение Ирины, может быть, у вас есть вопросы к ней или вам есть, что дополнить по данному блоку?

    Спасибо большое Ира за такое хорошее сообщению. Обратите внимание на круги развития и отметьте, что вы узнали о детстве и отрочестве А. Т. Твардовского.

    А теперь мы с вами плавно перейдем к исследованию стихотворения «Прощаемся мы с матерями». Прочитайте его , пожалуйста, самостоятельно .

    Ответьте мне на вопрос «Почему в стихотворении употреблены местоимения «мы» и «им»?

    Ответы детей: Это стихотворение размышление о прощании всех сыновей и всех матерей, и обобщенный лирический рассказ истории жизни матери и сыновей.

    - Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово разлука? Назовите строки, где звучит это слово.

    Ответы учеников: Слово разлука повторяется в стихотворении 3 раза, в строчках 8, 9 и 19

    Давайте мы с вами выразительно почитаем 1 и 2 строфы, а затем 3-5.

    Сыновья становятся взрослыми самостоятельными людьми, у них появляются свои семьи и заботы. Горькое чувство позднего раскаяния, понимание несправедливости неравноценной любви матерей и сыновей.

    А теперь Саша, Леша и Максим выразительно прочитают стихотворение.

    Физминутка. Я вижу, что вы немного устали, поэтому давайте мы с вами проведем небольшую физминутку.

    Поднимитесь, распрямитесь,

    Потянитесь, покружитесь,

    Приседайте, приседайте,

    Пошагайте, пошагайте.

    Встаньте на носок, на пятку.

    Встаньте прямо, улыбайтесь,

    Быть хорошими старайтесь.

    Глубоко теперь вздохните,

    Сядьте тихо, отдохните.

    Все в порядок приведите

    Теперь давайте прослушаем сообщение Синельниковой Ксении об основных темах и идеях в творчестве. Но для начала давайте обратимся к кругам развития и отметим цветными карандашами на них ваше знание этого раздела на данный момент.

    Прослушав сообщение Ксении, запишите в виде плана основные вехи и темы лирики поэта.

    Синельникова Ксения: Среди поэтов ХХ века особенное место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.

    Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того – это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».

    В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона, хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. В начале поэтического пути помощь оказал М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», – публиковал, советовал.

    Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Это своеобразная живопись словом. Автору удаются колоритные крестьянские типы («мужичок горбатый», «Ивушка»), жанровые сцены, юмористические ситуации. Наиболее известное – «Ленин и печник» – рассказ в стихах. Ранние стихи полны молодого задора, радости жизни.

    В военных и послевоенных сборниках «Стихи из записной книжки» (1946), «Послевоенные стихи» (1952) главное место занимает тема патриотическая – в самом важном и высоком значении этого слова: военные будни, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, антимилитаристический призыв – вот скромно очерченный круг проблем. По форме стихи разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны.

    Тема войны – одна из центральных в творчестве Твардовского. Погибшие на войне сделали все для освобождения родины («Все отдав, не оставили / Ничего при себе»), поэтому и дано им «горькое», «грозное право» завещать оставшимся беречь в памяти прошедшее, завершить в Берлине долгий путь и никогда не забыть, какой ценой долгожданная победа была завоевана, сколько было отдано жизней, сколько разрушено судеб.

    В позднем творчестве А. Т. Твардовского можно увидеть целый ряд тем, которые принято называть «философскими»: размышления о смысле человеческого бытия, о старости и молодости, жизни и смерти, смене людских поколений и радости жить, любить, работать. Многое в сердце человека, в его душу заложено в детстве, в родном краю. Словом благодарности начинается одно из стихотворений, посвященных родине.

    Учитель: Ребята, вы прослушали сообщение Ксении, составили план, который отразил основные вехи и темы творчества поэта, может быть, у вас есть к ней вопросы?

    А теперь давайте вернемся к вашим кругам развития и отметьте теперь ваши знания по данному сектору.

    Учитель: В лирике А. Т. Твардовского 1960-х годов преобладает прием прямого высказывания типа дневниковых записей и разговора с самим собой и другими. Во всех жанрах этого периода прослеживается и ряд сквозных тем-мотивов предыдущих периодов творческого пути писателя. Главное теперь – труд памяти и раздумья, стремление к психологическому углублению, переосмыслению.

    Эта суровость «спроса», напряженное раздумье о себе и времени, открытость новым вопросам, отказ от поспешных ответов и чувство приближающегося конца жизни выявляются в позднем творчестве Твардовского. А теперь прослушайте стихотворение Твардовского «На дне моей жизни..» в исполнении С. Сазонтьева

    - Устно нарисуйте картину, воссозданную в стихотворении.

    - Какое время года, созвучное настроению лирического героя, ощущается в стихотворении? Назовите слова, передающие это впечатление.

    Ответы ребят: Осень

    -Как соотнесено время года, суток и состояние лирического героя?

    Ответы ребят: Осень и вечер в стихотворении приобретают метафорическое значение. Это вечер и осень жизни - время подведения итогов.

    Найдите в тексте стихотворения слова и сочетания слов, употребляющиеся в разговорной речи.

    Ответы ребят: Пенушке, морока, немалая, твой век целиком, да об этом нечего, я думу свою без помехи подслушаю, по случаю я здесь побывал и отметился галочкой.

    Почему в стихотворении размышлении так много просторечных слов?

    Ответы ребят: Эти слова свидетельствуют о том, что размышления лирического героя не минутны, а будничны. То есть постоянно. Эти размышления стали внутренней потребностей.

    Какие строчки вы считаете самыми важными?

    Какая мысль заключена в подтексте этих строк?

    Ответы ребят: Лирической герой ощущает себя «малой частью» бесконечной жизни, он примиряется с мыслью о конечности своего личного существования.

    Что объединяет стихотворения «Прощаемся с матерями…» и «На дне моей жизни…»?

    Ответы учеников (В стихах А. Т. Твардовского ощущается стремление лирического героя к осмыслению прожитого).

    Ушаков Юрий: Военный путь Твардовского начался в 1939 году, когда в качестве военного корреспондента он участвует в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, а затем – в финской кампании (1939–1940 гг.). В редакции газеты «На страже Родины» – несколько самых лучших поэтов того времени. Финская кампания оказывается очень тяжелой, и чтобы подбодрить бойцов, у военных корреспондентов появляется замысел создать серию занимательных рисунков о подвигах веселого солдата-богатыря. Сейчас такие рисунки мы называем американским словом «комиксы». В России же эту традицию еще в годы революции начали агитки Демьяна Бедного и Владимира Маяковского. Так появилось замечательное произведение «Василий Теркин».

    После того, как началась Отечественная война Твардовский в качестве корреспондента он прибыл на Юго-Западный фронт, в редакцию газеты «Красная Армия», и стал писать очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки – все, что требовалось для газеты. В особую толстую тетрадь Твардовский наклеивал и подкалывал свою ежедневную «продукцию». Позже он признавался, как много сделал он своей газетной работой для будущего «Теркина».

    В газетах продолжали выпускать фельетоны с героями типа финского Васи Теркина (в «Красной Армии» был отдел под названием «Прямой наводкой»), но они уже не имели того успеха, что в финской войне. Во-первых, это было не в новинку, во-вторых, война не была позиционной, и вся атмосфера на фронте определялась не просто трудностями солдатской жизни, но и «всей огромностью грозных и печальных событий войны: отступление, оставление многими воинами родных и близких в тылу врага, присущая всем суровая и сосредоточенная дума о судьбах родины, переживавшей величайшие испытания».

    IV. Итог урока

    Учитель: Лирика А. Т. Твардовского, охватывающая последнее десятилетие его жизни, - это разговор с собой и временем. Отсюда свободная разговорно-дневниковая интонация, передающая процесс естественного движения мысли-чувства. И в этой подвижности лирического высказывания особая, щемящее-грустная, хотя и просветленная мудрым раздумьем, преодолением личной боли, но подчас трагически напряженная личная тема – тема предчувствия близости конца жизни и стремление встретить его с подобающим мужеством и достоинством. В стихах этого периода звучит пафос последнего пересмотра своего пути, со всей строгостью к самому себе, со всей ответственностью народного поэта. Трагизм неизбежного конца всякой жизни просветляется именно сознанием ненапрасности пройденного пути, каковы бы ни были ошибки и заблуждения.

    Рефлексия. Ребята, наш урок подошел к концу обратите внимание на шкалу развития. Вы достигли тех целей, которые ставили перед собой в начале урока? Отметьте свою работу на шкале.

    Домашнее задание.

    1. Прочитать главы поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

    2. Индивидуальное задание для тех, кто хочет получить дополнительную «5»

    Продолжите самостоятельное знакомство с лирикой А. Т. Твардовского. Подготовьте презентацию понравившихся стихов:

    а). Что бы вы изобразили на обложке сборника стихотворений Твардовского?

    б). Какие произведения включили бы в него? По какому принципу сделали бы подборку?

    в). Напишите вступительное слово к этому сборнику.

    Работа может быть выполнена в группе, в результате может получиться миниатюрная книга стихов. Тогда в ходе защиты проекта на следующем уроке слово предоставляется художнику, составителю сборника, редактору.