• Правовая риторика. Риторика для юристов учебное пособие

    В Словаре русского языка риторика определяется так:

    1.Теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

    2.Излишняя приподнятость изложения, напыщенность.

    3.В старину: название младшего класса духовной семинарии.

    Риторика (retorike - слово греческого происхождения) – это наука об искусстве публичного выступления.

    Риторика - это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения. В качестве объекта изучения данной дисциплины выступают устные и письменные тексты, такие, как доклад на собрании, переговоры, публичные речи в судебных процессах и т.д. Данная учебная дисциплина призвана научить, как при помощи речи можно эффективно воздействовать на аудиторию.

    Как предмет риторика сложилась раньше других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, история литературы, стилистика возникли позднее риторики и в течение долгого времени развивались как предметы подготовительные для изучения риторики.

    Особенность риторики как учебного предмета заключается в том, что она преподается в виде определенных положений, правил. Эти правила не являются обязательными предписаниями, они лишь обобщают опыт известных ораторов, указывая на трудности, с которыми встречается каждый, кто готовится к публичному выступлению.

    Термин «риторика» отличается многозначностью. Из наиболее распространенных его значений необходимо выделить: «красноречие», «ораторское искусство».

    Красноречие – есть умение говорить интересно, хорошо, логично. Другими словами, говорить красно, то есть красиво.

    Выражение ораторское искусство имеет несколько зна­чений. Под ораторским искусством понима­ется высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство по­строения и публичного произнесения речи с целью оказа­ния желаемого воздействия на аудиторию. Подобное определение ораторского искусства было при­нято еще в античные времена. Например, Аристотель оп­ределял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предме­та». Эта традиция была продолжена и в русской риторичес­кой науке, например, в трудах М. В. Ломоносова.

    Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

    Многие современные исследователи рассматривают ора­торское искусство как один из специфических видов чело­веческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности связан с устным словом.

    Как учебная дисциплина юридическая риторика преследует своей целью формирование языковой личности юриста и предполагает специальное (юридическое) образование, а также основы лингвистических знаний, осознанную мировоззренческую позицию, владение предметом аргументации и использование уместной техники речи.

    Юридическая риторика как наука – это наука об ораторском искусстве, применимая в коммуникативной деятельности юристов. Юридическую риторику следует понимать как комплекс знаний по подготовке юриста к произнесению публичной судебной риторики сообразно с требованиями процессуального права, как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.

    Главная цель изучения риторики практическая - владение искусством убеждающего слова. Искусство слова - самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки.

    Связь риторики с другими науками. Риторика связана со следующими науками: философией, логикой, психологией, педагогикой, этикой, эстетикой и лингвистическими науками.

    Риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:

    Схема Квинтилиана: Изобретение, расположение, исполнение.

    Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи.

    Схема Аристотеля: Этос, пафос, логос.

    Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.

    Под этосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Данные условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпа речи.

    Под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь.

    Под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.

    Структура риторики. Риторика подразделяется на общую и частную.

    Общая риторика иногда используется как синоним "неориторика". В общей риторике развернута система правил образования речи.

    Частная риторика главным своим содержанием имеет прежде всего классификацию родов и видов прозаических произведений. В каждом отдельном случае авторы различных пособий предлагают правила организации (построения) высказываний в соответствии с общими требованиями “искусства речи”. Следует подчеркнуть, что частная риторика имеет разные варианты названия: “прикладная”, “специальная”, “краткая” и т.п. Каждая из частных риторик имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Ряд положений и рекомендаций, которые дают авторы пособий, несомненно, устарел, но немало и таких положений, заданий формулировок, которые представляют теоретический и практический интерес до настоящего времени.

    Российские частные методики выделялись как самостоятельные, исходя из целей и задач общения, социальной группы, в которой происходило общение.

    Именно условия общения определяли в частных риториках речевые жанры, закрепленные за определенным видом красноречия. Например, для академического красноречия это, прежде всего, такие жанры, как лекция, речи, произнесенные на торжественных собраниях.

    Особо следует выделить наиболее развитое в России юридическое красноречие, ориентированное на устную форму, причем ряд рекомендаций того времени до сих пор не утратил актуальности для обучения любой профессиональной устной речи.

    Судебное красноречие в России достигло своего расцвета, как известно, во второй половине девятнадцатого века, предпосылкой к развитию которого послужила судебная реформа 1864 года, сделавшая судебный процесс гласным, своеобразным совершенством обвинения и защиты. Правильно, логично, доказательно построенная речь обвинения и защиты нередко могло служить основанием для того или иного приговора.

    Судебные речи таких известных судебных ораторов как К.К. Арсеньева, Н.П. Карабчевского, Ф.Н. Плевако, Н.Ф. Кони, П.С. Пороховщикова, являясь образцами для юристов, в то же время служат образцовыми текстами, на основе которых учатся аргументированности, логичности, доказательности не только будущие юристы, но и будущие специалисты в других областях знаний, чья профессиональная деятельность требует умений создавать речи для публичных выступлений.

    В юридической риторике основной акцент делается на знание правовых норм, большую роль играет и умение правильно, стилистически корректно строить речь, подбирать слова и обороты, которые точнее соответствуют целям судебной полемики. Игнорирование лингвистического аспекта отрицательно влияет на образ судебного оратора, приводит к ошибкам при вынесении судебного решения, искажает смысл и идею интеллектуального спора, снижает уровень культуры правосудия целом.

    Еще по теме Вопрос 1. Понятие, предмет и метод юридической риторики.:

    1. 1. Соотношение, взаимосвязи и единство предмета и метода юридического познания
    2. 1. Предмет и метод общей теории права и государства как общенаучной юридической дисциплины
    3. § 3. Понятие, предмет и метод гражданского процессуального права
    4. 1.2. Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод и система
    5. § 1. Бюджетное право: понятие, предмет и методы регулирования

    - Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации -

    Изучение этой темы необходимо начать с усвоения задач курса «Юридическая риторика». Далее необходимо усвоить понятия: юридическая риторика, речевая культура юриста, судебное красноречие, качества воздействующей речи.

    В Древней Греции сложилась теория красноречия. Она включала пять классических вещей:

    1. Нахождение – систематизация содержания речей и используемых в них доказательств.

    2. Расположение – деление речи по композиционным частям.

    3. Словесное выражение – украшение речи, использование тропов и фигур речи.

    4. Запоминание.

    5. Произнесение.

    В современном понимании риторика – это наука об искусстве публичного выступления. Слово «риторика» означает «ораторское искусство». Таким образом, риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией.

    Юридическая риторика – это комплекс знаний, умений и навыков юриста по подготовке и произнесению судебной речи, а также использование риторических знаний во время проведения бесед и консультирования доверителей и участия в проведении переговоров.

    Один из важнейших вопросов, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать оратором. Ответ на этот вопрос нам дает М.В. Ломоносов:

    К приобретению искусства красноречия требуется пять следующих следствий:

    1. Природные дарования (душевные и телесные).

    2. Наука (познание нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию).

    4. Упражнение в сочинении.

    5. Знание других наук.

    По мнению Цицерона, судебному оратору необходимо следовать четырем принципам:

    Говорить ПРАВИЛЬНО,

    И СООТВЕТСТВЕННО СОДЕРЖАНИЮ.

    Поскольку после изучения курса мы ожидаем, что Вы сможете использовать полученные риторические знания в процессе делового юридического общения, то мы считаем необходимым самостоятельное чтение и анализ судебных речей, а также подготовку и произнесение на семинарских занятиях самостоятельных монологов, диалогов, этапов интервью, консультирования, ведения деловых переговоров и речей в судебных прениях.

    А.А. Волков выделяет следующие виды словесности:

    1. Фольклор.

    2. Документ.

    3. Дидактичекская литература.

    4. Историческая литература.

    5. Художественная литература.

    6. Ораторская проза (судебная, политическая, показательная, пропагандистская, академическая) – один из важнейших источников образования ритора, ибо на образцах ораторской прозы вырабатывается искусство аргументации.

    Ораторская проза – вид литературы, так как она представляет собой обработанные записи ораторских речей. Часто опубликованное произведение содержит то, что ритору не удалось сказать. Изучение ораторской прозы обогащает познания ритора, представляет образцы стиля.

    7. Философская литература.

    8. Научная литература.

    9. Техническая литература.

    10. Эпистолография (письма и послания).

    11. Юридическая проза – особый и значительный вид словесности. Юридическая проза, обладающая собственным типом терминологии и собственной техникой аргументации, содержит нормы права, их философское и практическое обоснование.

    12. Публицистика.

    13. Духовная словесность.

    Начнем с того, что ознакомимся со всеми видами монологической речи:

    1. Описание – изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющее позиции участников общения.

    2. Повествование – изображение предмета речи в изменении, как последовательности переживаемых событий или действий, разделяющее позиции участников общения.

    3. Рассуждение – обоснование представления говорящего о предмете посредством доводов, с которыми получатель высказывания соглашается, присоединяясь тем самым к представлению говорящего.

    Фактура, форма (диалогическая или монологическая), как и строение текста, задаются типом его содержания.

    «Истинный оратор должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, использовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор и она служит ему материалом».Цицерон.

    После изучения первой темы Вы должны усвоить следующие риторические термины: риторика, риторические приемы, семантика.

    В Словаре русского языка риторика определяется так:

    1.Теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

    2.Излишняя приподнятость изложения, напыщенность.

    3.В старину: название младшего класса духовной семинарии.

    Риторика (retorike - слово греческого происхождения) – это наука об искусстве публичного выступления.

    Риторика - это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения. В качествеобъекта изучения данной дисциплины выступают устные и письменные тексты, такие, как доклад на собрании, переговоры, публичные речи в судебных процессах и т.д. Данная учебная дисциплина призвана научить, как при помощи речи можно эффективно воздействовать на аудиторию.

    Как предмет риторика сложилась раньше других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, история литературы, стилистика возникли позднее риторики и в течение долгого времени развивались как предметы подготовительные для изучения риторики.

    Особенность риторики как учебного предмета заключается в том, что она преподается в виде определенных положений, правил. Эти правила не являются обязательными предписаниями, они лишь обобщают опыт известных ораторов, указывая на трудности, с которыми встречается каждый, кто готовится к публичному выступлению.

    Термин «риторика » отличается многозначностью. Из наиболее распространенных его значений необходимо выделить: «красноречие», «ораторское искусство».

    Красноречие – есть умение говорить интересно, хорошо, логично. Другими словами, говорить красно, то есть красиво.

    Выражение ораторское искусство имеет несколько зна­чений. Под ораторским искусством понима­ется высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство по­строения и публичного произнесения речи с целью оказа­ния желаемого воздействия на аудиторию. Подобное определение ораторского искусства было при­нято еще в античные времена. Например, Аристотель оп­ределял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предме­та». Эта традиция была продолжена и в русской риторичес­кой науке, например, в трудах М. В. Ломоносова.

    Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

    Многие современные исследователи рассматривают ора­торское искусство как один из специфических видов чело­веческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности связан с устным словом.

    Как учебная дисциплина юридическая риторика преследует своей целью формирование языковой личности юриста и предполагает специальное (юридическое) образование, а также основы лингвистических знаний, осознанную мировоззренческую позицию, владение предметом аргументации и использование уместной техники речи.


    Юридическая риторика как наука – это наука об ораторском искусстве, применимая в коммуникативной деятельности юристов. Юридическую риторику следует понимать как комплекс знаний по подготовке юриста к произнесению публичной судебной риторики сообразно с требованиями процессуального права, как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.

    Главная цель изучения риторики практическая - владение искусством убеждающего слова. Искусство слова - самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки.

    Связь риторики с другими науками. Риторика связана со следующими науками: философией, логикой, психологией, педагогикой, этикой, эстетикой и лингвистическими науками.

    Риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:

    Схема Квинтилиана: Изобретение, расположение, исполнение.

    Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи.

    Схема Аристотеля: Этос, пафос, логос.

    Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.

    Под этосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Данные условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпа речи.

    Под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь.

    Под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.

    Структура риторики. Риторика подразделяется на общую и частную.

    Общая риторика иногда используется как синоним "неориторика". В общей риторике развернута система правил образования речи.

    Частная риторика главным своим содержанием имеет прежде всего классификацию родов и видов прозаических произведений. В каждом отдельном случае авторы различных пособий предлагают правила организации (построения) высказываний в соответствии с общими требованиями “искусства речи”. Следует подчеркнуть, что частная риторика имеет разные варианты названия: “прикладная”, “специальная”, “краткая ” и т.п. Каждая из частных риторик имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Ряд положений и рекомендаций, которые дают авторы пособий, несомненно, устарел, но немало и таких положений, заданий формулировок, которые представляют теоретический и практический интерес до настоящего времени.

    Российские частные методики выделялись как самостоятельные, исходя из целей и задач общения, социальной группы, в которой происходило общение.

    Именно условия общения определяли в частных риториках речевые жанры, закрепленные за определенным видом красноречия. Например, для академического красноречия это, прежде всего, такие жанры, как лекция, речи, произнесенные на торжественных собраниях.

    Особо следует выделить наиболее развитое в России юридическое красноречие, ориентированное на устную форму, причем ряд рекомендаций того времени до сих пор не утратил актуальности для обучения любой профессиональной устной речи.

    Судебное красноречие в России достигло своего расцвета, как известно, во второй половине девятнадцатого века, предпосылкой к развитию которого послужила судебная реформа 1864 года, сделавшая судебный процесс гласным, своеобразным совершенством обвинения и защиты. Правильно, логично, доказательно построенная речь обвинения и защиты нередко могло служить основанием для того или иного приговора.

    Судебные речи таких известных судебных ораторов как К.К. Арсеньева, Н.П. Карабчевского, Ф.Н. Плевако, Н.Ф. Кони, П.С. Пороховщикова, являясь образцами для юристов, в то же время служат образцовыми текстами, на основе которых учатся аргументированности, логичности, доказательности не только будущие юристы, но и будущие специалисты в других областях знаний, чья профессиональная деятельность требует умений создавать речи для публичных выступлений.

    В юридической риторике основной акцент делается на знание правовых норм, большую роль играет и умение правильно, стилистически корректно строить речь, подбирать слова и обороты, которые точнее соответствуют целям судебной полемики. Игнорирование лингвистического аспекта отрицательно влияет на образ судебного оратора, приводит к ошибкам при вынесении судебного решения, искажает смысл и идею интеллектуального спора, снижает уровень культуры правосудия целом.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Юридический факультет

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По предмету: Правовая риторика

    Выполнила: студентка VI курса

    гр. Ю-5,5-2-10 Баракбаева К.

    Проверил: Эсенбаев Н.Б.

    г. Бишкек - 2016г.

    1. Зачем нужна юристу риторика

    риторика юридический красноречие

    Построение в нашей стране правового государства, формирование гражданского общества значительно повысили роль права. Сегодня трудно найти сферу социальной жизни, которая могла бы обойтись без юристов. Они работают в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в прокуратуре и адвокатуре. На предприятиях, в социально-культурных, научно-исследовательских, образовательных учреждениях, в коммерческих структурах, общественных объединениях созданы юридические отделы, бюро, введены штатные должности юристов. Специалисты юридического профиля используются в контрольных и инспекционных органах (торговли, финансов и др.), активно привлекаются к работе различного рода комиссий при органах государственного и муниципального управления. Юристы возглавляют комитеты по законодательству и другие комитеты законодательных (представительных) органов.

    Юридическая работа -- это очень сложная и многоплановая деятельность. Ее содержание определяется необходимостью, с одной стороны, охраны закрепленных Конституцией прав граждан, а с другой стороны, обеспечения неукоснительного соблюдения каждым лицом правовых норм, решительной борьбы с преступностью, с любыми формами антиобщественного поведения и противоправными действиями.

    В зависимости от содержания выделяются основные виды юридической работы: правосудие; прокурорский надзор; оказание юридической помощи гражданам и организациям (адвокатская деятельность); совершение нотариальных действий; правовая работа в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Перечисленным видам юридической работы соответствуют и юридические специальности: следователь, прокурор, судья, адвокат, нотариус, юрисконсульт.

    Рассматривая профессиональные функции юристов, известный правовед С. С. Алексеев выделил главные из них. Прежде всего, это ведение юридических дел. Юридическими делами называют жизненные ситуации, выступающие в качестве обособленных, самостоятельных предметов юридического рассмотрения. К ним относятся преступления, гражданские споры, конфликты, возникающие в связи с нарушением трудового законодательства, и все другие случаи, которые рассматриваются и решаются в соответствии с нормами права.

    Ведение юридических дел требует совершения действий, имеющих юридическое значение (вызов свидетеля, предъявление обвинения, вынесение судебного решения, вынесение по делу протеста и т. д.). Нередко эта работа обозначается словом «производство».

    К профессиональной деятельности юристов относится составление юридических документов, в которых выражаются и закрепляются юридически значимые действия, а также устные выступления в компетентных органах, например, в суде, арбитраже, в которых формулируются и обосновываются юридические требования, заявления, ходатайства, возникающие в процессе рассмотрения дела.

    Существенное значение имеет и консультирование, т. е. советы, разъяснения, рекомендации и т. д. Оно может касаться вопросов, не образующих каких-либо самостоятельных юридических дел. В деятельности судей, прокуроров, адвокатов, работников юридической службы консультирование нередко занимает самостоятельное, весьма значительное место. Таким образом, заключает С. С. Алексеев, юрист в процессе осуществления своих профессиональных функций и «говорит», и «пишет», и «советует».

    Вся профессиональная деятельность юриста самым тесным образом связана с людьми, реализуется в процессе межличностных коммуникаций, относится к системе «человек-человек». Например, следователь, устанавливая обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения уголовного дела, должен уметь получить от людей интересующие его достоверные сведения.

    Прокурор, наделенный полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов, постоянно взаимодействует с руководителями и представителями министерств и ведомств, исполнительных органов субъектов КР, органов местного самоуправления, административных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, принимает граждан с заявлениями, жалобами и т. д.

    Прокурор принимает участие в судебных заседаниях. Он дает заключение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам; высказывает суду свои соображения о применении меры уголовного наказания; предъявляет иски: поддерживает перед судом государственное обвинение по уголовным делам; опротестовывает незаконные решения, приговоры, определения и постановления суда, неправовые действия судебного пристава-исполнителя и др. Сотрудники прокуратуры ведут правовую пропаганду, выступают на собраниях граждан, в трудовых коллективах.

    Важные функции по осуществлению правосудия выполняет судья судов общей юрисдикции. Он председательствует в распорядительном и судебном заседаниях при рассмотрении гражданских, административных, уголовных и других дел, а также при рассмотрении жалоб на неправомерные действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Судья единолично рассматривает ряд дел об административных правонарушениях (неповиновение сотруднику милиции, военнослужащему при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, мелкое хулиганство и др.). Все это требует от него выдержки, самообладания, хорошего знания психологии людей, умения общаться с ними.

    В задачу адвоката входит оказание правовой помощи гражданам и организациям. Он дает консультации и разъяснения по правовым вопросам, устные и письменные справки по законодательству; помогает составлять заявления, жалобы и иные документы правового характера; представительствует в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским, трудовым делам, экономическим спорам, по делам об административных нарушениях. Адвокату принадлежит важная роль в деятельности органов предварительного следствия. Он выступает в суде в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. Установление доброжелательных отношений с клиентом, завоевание его доверия -- профессиональная обязанность адвоката.

    С гражданами постоянно общаются и нотариусы, задача которых придать юридическую силу договорам и документам, обеспечить защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц. Нотариус удостоверяет сделки, выдает свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствует верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах; передает заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; предъявляет чеки к платежу и удостоверяет неоплату чеков; выдает свидетельство о праве на наследство и принимает меры к охране наследственного имущества и т. п. Руководствуясь законами и другими нормативными актами, нотариус должен помочь клиенту найти наиболее подходящий вариант решения его проблемы.

    Важное место межличностные коммуникации занимают в работе юрисконсульта, работника правовой службы органов государственной власти, предприятий (концернов, объединений), социально-культурных учреждений, организаций. На юрисконсульта возлагается контроль за законностью приказов и распоряжений, издаваемых руководством организации; выдача заключений по правовым вопросам; составление юридических документов, участие в подготовке проектов договоров и соглашений, заключаемых с другими организациями; информирование членов трудовых коллективов о текущем законодательстве и оказание им правовой помощи; ведение в судах общей юрисдикции и арбитражных судах дел, по которым орган, предприятие, учреждение, организация выступают в качестве истца или ответчика; предъявление претензий при поставке недоброкачественной продукции, некомплектного оборудования и т. п. При решении этих вопросов юрисконсульту приходится работать с руководителями соответствующих органов и организаций, которым он непосредственно подчиняется; с членами трудового коллектива; с представителями вышестоящих организаций, министерств и ведомств; с работниками предприятий-партнеров и предприятий-конкурентов и т. п. В связи с переходом к рыночным отношениям, развитием договорных обязательств между участниками этих отношений общественные связи юрисконсульта значительно расширяются.

    Большая коммуникативная нагрузка лежит на юристах, работающих в органах внутренних дел. К ним относятся следователи, сотрудники оперативно-розыскных служб, работники административных служб. Сотрудники служб и подразделений органов внутренних дел наряду с правоохранительной деятельностью выполняют управленческие функции, функции по руководству подразделениями, аппаратами и службами, осуществляют правовое воспитание населения.

    Таким образом, юристу по роду своей деятельности приходится не только оперировать законом, но и разъяснять, объяснять, доказывать, убеждать и переубеждать. Поэтому он должен быть «профессиональным коммуникантом», т. е. уметь активно использовать специальные приемы воздействия на людей, позволяющие ему достигнуть коммуникативной цели с меньшими временными и энергетическими потерями. Чем выше уровень межличностного общения юриста, тем эффективнее решает он многие профессиональные задачи.

    На первый взгляд, кажется, что содержание понятия «общение» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение -- это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает крупный специалист в области психолингвистики А. А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется полисистемностью и многогранностью самого явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук -- философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение.

    2 . Судебное ораторское искусство античности (Древняя Греция и Д ревний Рим)

    Судебное публичное говорение - один из древнейших видов ораторского искусства, и каждая эпоха, каждая страна, народ вносят в него изменения, обоснованные потребностями общественной жизни.

    Судебное красноречие в Древней Греции

    Местом рождения судебного красноречия была Древняя Греция. В период расцвета Древней Греции, когда развилась государственность, когда усилилось влияние демократической группировки и оживилась деятельность народных масс в жизни развитых греческих полисов, умение говорить убедительно, искусство публичной речи стало жизненно необходимым. Политическим деятелям приходилось публично отстаивать свои взгляды и интересы в Народном собрании или суде. И политическая судьба многих граждан Афин во многом зависела от умения говорить публично.

    Практическими потребностями было обосновано и появление теории красноречия. В IV в. до н.э. Аристотелем была написана «Риторика», в которой он обобщил теоретические основы ораторского искусства. Знаменитых ораторов одаряли почестями. Умению владеть словом хотели учиться, за учебу дорого платили. Обучение риторике было высшей ступенью античного образования.

    Практическое применение ораторское искусство получило в Сицилии. Там уже наметились его основные виды: политическое и судебное, распространившееся затем в Афинах в V в. до н.э. - период общественного расцвета, роста культуры.

    Особенно распространенным жанром ораторского искусства были судебные речи. Судиться в Афинах было делом нелегким: института прокуроров не было, обвинителем мог выступать любой афинянин. Не было на суде и защитников. Знаменитые же законы Солона предусматривали, что каждый афинянин должен лично защищать свои интересы в суде. Не все афиняне обладали даром слова, не все умели хорошо говорить, вести спор, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента. Поэтому тяжущимся приходилось обращаться за помощью к логографам - людям, которые обладали ораторским талантом и составляли за плату тексты защитительных речей. Обвиняемый заучивал речь наизусть и в суде произносил ее от своего имени. На первом месте в речи стояло не убеждение в своей невиновности, а воздействие на чувства, стремление разжалобить судей, привлечь их на свою сторону.

    Форма речи и искусство выступавшего играли не меньшую роль, чем содержание. Поэтому каждая судебная речь должна была начинаться вступлением, излагающим суть данного дела, для того чтобы заранее повлиять на судей. За вступлением шел рассказ о событиях, связанных с делом. Главная цель рассказа - заставить судей поверить в правдивость выступающего. В этой части использовались художественные элементы речи. Далее следовало доказательство. Заканчивалась речь эпилогом, который должен был вызвать сочувствие к обвиняемому и произвести особенно сильное воздействие. В соответствии с этим заключение было патетичным.

    Суд в Афинах являлся общественной трибуной, на которой нередко сталкивались различные политические убеждения, и оратору было необходимо обладать знаниями и умением убеждать людей. Это умение Платон называл «искусством гигантов мудрости».

    Первые теоретики судебного красноречия - Горгий, Лисий, Исократ, Трасимах.

    Горгий (ок. 480 - ок. 380 до н.э.) представлял софистское направление в ораторском искусстве (греч. sophistes - искусник, мудрец). Софисты были прекрасными ораторами, владели законами логики, искусством спора, умели воздействовать на слушателей. Но их ораторское мастерство носило чисто формальный, показной характер. Считая, что понятие и сама истина относительны, софисты понимали цель ораторского искусства не как выяснение истины, а как убеждение слушателей в чем-либо во что бы то ни стало и выражали мнение, что любое положение можно доказать и опровергнуть.

    Горгий обучал юношей из богатых семей практическому красноречию, умению логично мыслить и публично говорить. Слово, считал Горгий, есть великий властелин, так как оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить. Но чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать. Искусные речи Горгия, игравшие роль политических памфлетов, призывавшие к борьбе против тиранов, привлекали внимание и прославили его имя. Речи Горгия изобиловали метафорами, сравнениями, антитезами, предложениями с одинаковыми окончаниями. Разделение речи на равные части, противопоставленные по смыслу, симметрично построенные фразы с рифмой в конце известны как горгиевы фигуры. Известен был Горгий и как логограф.

    Популярным логографом был Лисий (ок. 435-380 до н.э.), выдающийся судебный оратор, написавший более 200 речей. Древние критики отмечали умение Лисия создавать портреты, отражать характеры, психологию и стиль клиентов. Речи Лисия продуманы были от начала до конца: естественное вступление, образное повествование, отсутствие ложного пафоса, умеренность в использовании изобразительных средств (в основном - сравнения, повторы), краткость, строгий вывод. Лисий заложил основы композиции судебной речи.

    Представителем пышного, торжественного красноречия был Исократ (436-338 до н.э.), ученик Горгия. Обладая слабым голосом, он сам не выступал публично, а писал тексты судебных речей и обучал молодежь ораторскому искусству. В речи «Против софистов» Исократ доказывал, что нельзя смешивать истинную риторику, философию с ухищрениями софистов. Оратор, считал Исократ, должен обладать талантом, быть образованным человеком и кропотливо работать над составлением речей. Большое значение придавал он отделке языка, выбору слов; советовал избегать резких и трудных сочетаний звуков, резкого перехода от одного сюжета к другому. Исократ явился создателем «периодической речи». Он впервые стал писать большими периодами, легкими по конструкции.

    В ораторской школе, которую открыл Исократ, была разработана композиция ораторского произведения. В нее входили: 1) введение, цель которого - привлечь внимание и вызвать благожелательность слушателей; 2) убедительное изложение предмета выступления; 3) опровержение доводов противника и аргументация своих собственных; 4) заключение, 2подводящее итог всему сказанному.

    Знаменитым греческим оратором был Демосфен (384-322 до н.э.), который точностью выражения мысли, ее обоснованностью, великолепием и пышностью слога превзошел всех, кто соперничал с ним в судах.

    Сам Демосфен говорил, что его ораторские способности - всего лишь некоторый навык. Все его речи отражают его настойчивый характер. Еще в детстве, услышав судебную речь Каллистрата, он был поражен силой слова, которое, как он ясно понял, способно пленять и покорять слушателей. С тех пор он стал усердно упражняться в произнесении речей, надеясь со временем сделаться настоящим оратором. У него был слабый голос, плохая дикция, прерывистое дыхание, нервное подергивание плеча. Но ежедневные напряженные занятия и упражнения помогли укрепить голос, отработать дыхание и дикцию, преодолеть подергивание плеча, приобрести соответствующие манеры.

    Судоговорение в Древнем Риме

    В Древнем Риме расцвет судебного красноречия совпадает с последним периодом Республики и кончается вместе с нею. Его развитию во многом содействовали блестящие образцы греческого ораторского искусства. Когда в Риме появились греческие риторы и открыли там первые риторические школы, в них устремилась молодежь. Один из римских историков писал: «Чье искусство по славе своей сравнится с ораторским?

    Противостояние рабов и рабовладельцев, патрициев и плебеев наложило яркий отпечаток на римское ораторское искусство. Форум, где мог выступить каждый свободный гражданин Рима, постоянно слышал процессы по обвинению в вымогательстве, насилии, пристрастии и изменах. Крупным римским оратором и автором трудов по юриспруденции был Марк Порций Катон Старший (234-149 до н.э.). Историк и агроном, полководец и государственный деятель, он был родоначальником латинского красноречия, и главное в его речах - их большой внутренний смысл. Когда Катон выступал обвинителем в суде, он всегда исходил из существа дела, ясно и логично излагал мысли, давал объективные оценки явлениям. Любой его противник оказывался побежденным. Говорил Катон с особым подъемом, целеустремленно, с жестикуляцией, что считалось главным достоинством оратора. Основные качества его речей - это точность, краткость и стилистическое изящество. Цветы красноречия использовались для того, чтобы глубже проникнуть в существо вопроса, например, повторы употреблялись для усиления мысли, которая должна проникнуть в сознание слушателей.

    Цицерон высоко ценил Катона как оратора: «Все можно сказать и благозвучнее, и с бо льшим изяществом, но с большей силой и живостью не может быть сказано ничто». Плутарх также отмечал, что Катон умел говорить метко и остроумно.

    Славу выдающегося судебного оратора приобрел Гальба , который обладал юридическим мышлением, умел собирать и располагать в речи доказательства. Ораторское мастерство Гальбы в полной мере соответствовало требованиям Цицерона к оратору, который должен уметь убеждать точными доводами, волновать души слушателей внушительной и действенной речью, воодушевлять судью. Нередко Гальба произносил защитительные речи столь яркие, что заканчивались они под шум рукоплесканий.

    В середине II в. до н.э. значение судебного красноречия в Древнем Риме возрастает; теория судебной речи разрабатывается на базе греческого наследия. Судебная речь делилась обыкновенно на пять частей: 1) вступление; 2) изложение обстоятельств дела; 3) приведение доводов в пользу своей точки зрения; 4) опровержение доводов противника; 5) заключение. Начало речи должно было привлечь внимание судей и настроить их благосклонно, поэтому его необходимо было тщательно отделать, однако оно должно быть скромным по форме. Для аргументации существовал целый ряд правил. Все самые действенные приемы оратор оставлял на заключительную часть. Для каждой композиционной части существовали соответствующие украшения речи. Обращение во вступлении речи можно было употреблять только в исключительных случаях.

    Римские риторические школы старались привить ученикам навыки судебного ораторского искусства, учили подбирать аргументы, применять так называемые общие места, учили пользоваться украшениями. Риторы прекрасно владели правилами публичной речи, знали и учитывали законы логики, умели внушать свои мысли огромной аудитории.

    Знаменитым судебным оратором этого периода был Гай Папирий Карбон , который блестяще показал себя во многих процессах по уголовным и гражданским делам. Цицерон называл его в числе великих и самых красноречивых ораторов.

    В те же годы был еще один знаменитый адвокат - Гай Скрибоний Куриондед. Цицерон назвал его оратором поистине блистательным, а речь Куриона в защиту Сервия Фульвия о кровосмешении - образцом красноречия.

    Судебные речи Марка Антония (143-87 до н.э.) имели политический оттенок. Главным оружием в его защите был пафос. Антоний обладал способностью мгновенно оценить обстановку и, обладая даром импровизации, прибегнуть то к вкрадчивости, то к мольбе, то к сдержанности, то к возбуждению ненависти.

    Решительно недостижимым, по характеристике Цицерона, судебным оратором был Красе. Речи его отличались тщательной подготовленностью. Это касалось прежде всего юридической обоснованности, а также стилистического изящества. Цицерон называл его «лучшим правоведом среди ораторов».

    Последним ярким представителем доцицероновского периода римского судебного красноречия был Квинт Гортензий Гортал. Речь Гортензия, всегда отработанная, изящная и доступная, покоряла слушателей благородством мыслей, точным и уместным выбором слов и конструкций. Ясность речей достигалась тем, что оратор умело выделял главные пункты, анализировал и оспаривал доводы противной стороны и в конце представлял новые, бесспорные аргументы. Гортензий ввел два приема, каких не было ни у кого другого: разделение, где перечислял, о чем будет говорить, и заключение, в котором напоминал все доводы противника и свои.

    Р иторика Ц ицерона

    Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты - „Об ораторе", „Брут, или О знаменитых ораторах", „Оратор" - памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру.

    В теории познания Цицерон рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится к совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство.

    Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Теория красноречия Цицерона занимает среднее положение между азианизмом и умеренным классическим аттицизмом. В трактате „Об ораторе" он выбирает свободную форму философского диалога, что позволило ему излагать материал проблемно, дискуссионно, приводя и взвешивая все доводы за и против. Цицерон с сожалением говорит о том, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие - нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений.

    „В самом деле, - пишет он, - ведь здесь необходимо усвоить себе самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?.. Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний - памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром".

    Итак, Цицерон считает, что основа ораторского искусства прежде всего - глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение - пустая болтовня.

    Красноречие - это искусство, но труднейшее из искусств. Он поддерживает Платона и Аристотеля в том, что речь внушительная, отвечающая чувствам и мыслям слушателей, составляет неотъемлемое достояние оратора. В этих суждениях сказалось психологическое направление исследования ораторской речи: «Кому, например, неизвестно, что высшая сила оратора в том, чтобы воспламенять сердца людей гневом, или ненавистью, или скорбью, а от этих порывов вновь обращать к кротости и жалости? Но достичь этого красноречием может только тот, кто глубоко познал человеческую природу, человеческую душу и причины, заставляющие ее вспыхивать и успокаиваться».

    Какие же условия для развития ораторского мастерства главные? Во-первых, природное дарование, живость ума и чувства, развитие и запоминание; во-вторых, изучение ораторского искусства (теория); в-третьих, упражнения (практика). Собственно, в данных утверждениях нет ничего нового, поскольку об этом писал еще Аристотель. Тем не менее Цицерон постарался синтезировать предшествующие теории, осмыслить их и на их основе создать обобщенную теорию ораторского искусства.

    В первой части работы „Об ораторе" Цицерон старается создать идеал образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и философом, и историком, и знал бы право. История, философия и право были в то время общеобразовательными предметами. „Если же речь идет о том, что по-настоящему превосходно, - пишет Цицерон, - то пальма первенства принадлежит тому, кто и учен, и красноречив. Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем, если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы послужить завершением их образования". Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за собой.

    Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет никакой определенной области, границы которой сковывали бы его. Человек, который берется за ораторское искусство, должен уметь сказать решительно обо всем, что может встретиться в споре между людьми, иначе он не может посягать на звание оратора.

    Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступления на форуме, выступления в суде на гражданских делах и разбирательствах, хвалебные речи.

    Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону которой дается пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь „ от мысли к звучащему публичному слову".

    Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.

    По мнению Цицерона, самое важное для оратора - это словесное выражение мысли и произнесение речи. Первое требование к речи - чистота и ясность языка (выражение мысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи.

    Слово, искусство красноречия связано с личностью говорящего, через них выражается ум, эрудиция оратора, его знания, опыт, а также воля, которая действует на слушателей через речь. Красноречие - это высшее проявление нравственной силы человека. Следовательно, чем нравственнее человек, тем, по мнению Цицерона, красноречивее. В этом случае красноречие - благо, которое использует оратор для людей. Сила ораторской речи, по Цицерону, обязательно соединяется с честностью и высокой мудростью. Только в таком случае речь может принести людям удовлетворение. Если же силой слова будут пользоваться люди нечестные, то это сильное оружие попадет в руки безумцам, которые могут направить его во зло. Философский подход к слову как благу и аду, как орудию честных и нечестных людей дает возможность взглянуть на теоретические изыскания Цицерона под углом гуманистического направления риторического искусства, его высшего назначения в качестве выразителя общегуманитарных идей. Не случайно Цицерон силу слова связывает с мудростью, отмечая, что эту науку мыслить и говорить, эту силу слова древние называли мудростью. „Ведь в старину-то наука, - замечает он, - как видно, одинаково учила и красному слову, и правому делу; и не особые учителя, но одни и те же наставники учили людей и жить, и говорить ".

    Автор в трактате „Об ораторе" основывался на некоторых теоретических исследованиях своих предшественников и на практических школьных учебниках, на греческой и римской ораторской традиции и лучших образцах ораторского искусства, на своем практическом опыте. Цицерона можно считать создателем своей риторической теории, которую он наиболее полно изложил в этом трактате.

    Трактаты „Брут" и „Оратор", написанные в 46 г. до н. э., он обращает к Бруту, представителю нового, аттического течения, защищая свою точку зрения. Цель этих сочинений - обосновать законность и превосходство того ораторского идеала, пути к которому Цицерон указал в диалоге „Об ораторе".

    Обосновывает он это направление и с точки зрения исторической (в „Бруте"), и с точки зрения теоретической (в „Ораторе"). В диалоге „Брут, или О знаменитых ораторах" Цицерон перечисляет почти всех знаменитых ораторов - свыше двухсот - в хронологическом порядке с краткими характеристиками каждого. Для Цицерона римское красноречие - предмет национальной гордости, и он счастлив стать первым его историком. Этот труд - сочинение критическое и полемическое, имеющее своей целью не только характеристику ораторов, но главным образом защиту и развитие тех идей, которые высказаны в предыдущем трактате.

    „Оратор" - завершающее произведение риторической трилогии Цицерона. Вначале он рисует образ совершенного оратора, однако делает оговорку: „Создавая образ совершенного оратора, я обрисую его таким, каким, быть может, никто и не был". Он выдвигает в качестве аргумента эллинистическое учение о трех стилях красноречия: высоком, среднем и простом. Простой стиль призван убедить, средний - усладить, высокий - взволновать и увлечь слушателя.

    Цицерон видит красоту речи в ее свежести, сочности, нежности, учености, благородстве, пленительности, изяществе, страстности, причем „цветы слов и мыслей" должны распределяться в речи „с разбором". Словесные нагромождения, речь, расцвеченная чрезмерно яркими красками, не доставляет длительного удовольствия, пресыщает слушателей, раздражает их. По этим взглядам Цицерона нельзя было причислить ну к аттицистам, ни к азианцам. Он создал свой собственный стиль и требовал разумного употребления «цветов красноречия». Он продемонстрировал глубокое проникновение в сущность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на основе своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и критически переосмыслил взгляды на ораторское искусство теоретиков и практиков красноречия, путем тщательного анализа сопоставил различные точки зрения, создал свою теорию.

    3. Дать толкование следующим заимствованным словам: спонсор, коррупция, квота, прерогатива, статут, инспирировать

    · Спонсор - (англ. sponsor - от лат. spondeo - ручаюсь, гарантирую), в экономике, 1) поручитель, гарант (напр., гарант займа). 2) Лицо илиорганизация, финансирующие проведение какого-либо мероприятия, сооружение объекта и т. п. 3) Заказчик, организатор, устроитель; подрядчик.

    · Коррупция - (от. лат. corruptio - подкуп) - прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. Как правило, сопровождается нарушением законности.

    · К вота [ср.- лат. Quota- часть, приходящаяся на каждого. 1) доля, часть, пай, норма; налоговая к. - величина налога, взимаемая с определенной единицы обложения; 2) доля в общем производстве или сбыте, устанавливаемая в рамках картельного соглашения для каждого из его участников.

    · Прерогати ва (от лат. centuria praerogativa -- центурия, имевшая право предложения законов) -- в узком смысле -- преимущественное право короны, которым она пользуется помимо парламента. Так, прерогатива короны -- созывать и распускать парламент, открывать и закрывать сессию, миловать преступников и т. д. В широком смысле -- преимущественное право вообще; исключительное право осуществлять какую-либо деятельность, принадлежащее определённому государственному органу или должностному лицу; право кого-либо на какие-либо действия; преимущество, которым кто-либо обладает перед другими.

    · С татут [ср.-лат. statutum] - 1) устав, положение о правах и обязанностях каких-л. лиц или органов; 2) в Англии и ряде других стран - название закона.

    · И нспирировать [лат. inspirare] - внушать, воздействовать; подстрекать.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Характеристика понятия риторики или ораторского искусства - способности, умения говорить красиво, убедительно; ораторский талант; высокая степень мастерства публичного выступления. Отличительные черты таланта ораторства французских и российских юристов.

      реферат , добавлен 01.04.2010

      Ораторское искусство – неотъемлемая часть правосудия. Особенности и виды судебной речи в юридической практике. Характеристика судебной аудитории. Основные исторические этапы в развитии искусства судебного красноречия. Показатели речевой культуры оратора.

      реферат , добавлен 25.12.2011

      Понятие судебного красноречия, исторический анализ процесса его становления и развития. Основное назначение судебного ораторского искусства, его специфика и оценочно-правовой характер. Тактика, стиль, приемы и средства юридической публичной речи.

      курсовая работа , добавлен 24.07.2013

      Рассмотрение значения судебного красноречия в профессиональной деятельности юриста. Ознакомление с историческим развитием ораторского искусства. Изучение практики известных представителей судебного красноречия. Совершенствование ораторского мастерства.

      курсовая работа , добавлен 16.04.2015

      Условия судебного разбирательства, закрепленные правила, которые отражают характерные черты данной стадии процесса, обеспечивают реализацию принципов судебного разбирательства и гарантируют соблюдение прав и интересов участников судебного разбирательства.

      контрольная работа , добавлен 08.12.2008

      Основные черты Конституции РФ. Судебное конституционное право как подотрасль юридической науки о. Характеристика видов конституционного правосудия, его современные истоки и их толкование. Первоисточники конституционного судебного процессуального права.

      реферат , добавлен 27.08.2011

      Судебное разбирательство как стадия гражданского процесса. Роль председательствующего в руководстве судебным разбирательством дела. Составные части судебного заседания. Институт временной остановки судебного разбирательства по гражданским делам.

      дипломная работа , добавлен 11.02.2011

      Разработки для приобретения профессиональной практики начинаючих юристов в области гражданского права, гражданского процесса, уголовного права, судебного процеса. Практические примеры составления и оформления юридической документации по этим процесам.

      практическая работа , добавлен 24.09.2008

      Непосредственность, устность, гласность и непрерывность судебного разбирательства. Руководящая роль председательствующего в заседании. Суд, стороны судебного разбирательства: обвинитель, подсудимый, защитник, потерпевший. Части судебного заседания.

      курсовая работа , добавлен 10.01.2010

      Ценности и избирательность поведения, профессиональное самоопределение. Профессиональные ценности юридической деятельности, их формирование и оценка. Методы изучения ценностных ориентаций. Сравнительный анализ ценностных ориентаций юристов и студентов.

    Цицерон, а за ним и многие другие исследователи отмечают сходство ораторского и поэтического искусства. Чистота, ясность, точность и предельная информативность языка, необходимость природных задатков и большого старания роднит оратора и поэта. В обоих случаях искусство обогащается научным знанием о себе самом. Практика коммуникации определяет искусство коммуникации и вместе с ним составляет предмет риторики как научной теории коммуникативной деятельности человека. Замечания античных авторов об этом предмете приобретают вполне определенный и выходящий далеко за рамки их определений и наблюдений смысл, если рассматривать их в контексте современной теории риторики.

    Последнее умозаключение отталкивается от сравнения и небезупречно с точки зрения формальной логики. Сравнение ораторского и поэтического искусства только помогло дать определение предмета риторики в контексте общего рассуждения о взглядах античных авторов на соотношение науки и искусства красноречия. Ход мысли автора остался как бы «за кадром» в сфере образного, интуитивного, иррационального, но в то же время вполне доступного пониманию знания. Убедительна сама последовательность мысли, ее развитие и словесное оформление.

    Изучение юридической риторики не может заключаться только в анализе текстов речей и судебных решений – наиболее яркой и хорошо изученной стороны юридической риторики. Менее заметная, но наиболее объемная часть предмета указанной дисциплины сосредоточена в процессе подготовки и формирования убеждений, оформления оценочных характеристик фактического содержания дела для последующей убедительной презентации в речи или судебном решении.

    Поэтому юридическая риторика это прежде всего методология исследования дела, а лишь затем искусство судебной речи.

    Юридическая риторика, тесно взаимосвязанная с отраслями права и филологии, на самом деле является важнейшим из прикладных разделов научной риторики. Она всецело зависит именно от предмета и методологии этой систематической дисциплины. Специфически филологические или специфически правовые подходы к изучению юридической риторики правомерны только в том случае, если они согласуются с обязательно приложимым к предмету убеждения в любой гуманитарной отрасли риторическим методом исследования. Именно этот метод станет основой методологии настоящего исследования.

    Таким образом, юридическая риторика как научная дисциплина изучает весь спектр проблем, связанных с аналитической подготовкой и убедительным представлением оценочных выводов о юридически значимых фактах в процессе их изучения и принятия решений правового характера. Предметом юридической риторики является убеждение в правовой сфере коммуникации. Научная методология этой прикладной дисциплины тесно взаимосвязана с методологией права как отрасли знания, с общей методологией гуманитарных наук, но базируется на риторическом методе исследования, предполагающем взаимозависимость процессов исследования и презентации его результатов на основе убедительности как критерия истины.