• Преподавательская практика магистратура отчет. Педагогическая практика

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    “ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

    Факультет физический

    Кафедра электроники

    о научно-педагогической практике в вузе

    магистранта 5 курса, физического факультета

    Алексеева Михаила Юрьевича

    в ВГУ с 20.10.2010г. по 30.11.2010г.

    Воронеж 2010

    1. Анализ учебной и внеаудиторной работы по предмету

    Количество посещаемых и проанализированных вузовских учебных занятий (занятия у педагога-методиста и сокурсников-практикантов) – 5, количество самостоятельных проведенных занятий – 2 (учебная дисциплина: “Экспертные системы”, темы занятий: “Декларативное программирование”, “Логика и теория множеств”). В период практики были освоены такие формы проведения занятий как информационная лекция, практическое занятие и лекция вдвоем. Основной проблемой при подготовке и проведении занятий являлся недостаток опыта в организации подобных мероприятий: при подготовке к проведению первого занятия сложно было понять, с чего стоит начать лекцию, как привлечь внимание аудитории и будет ли ей вообще интересен предлагаемый для изучения материал.

    2. Анализ собственного стиля педагогической деятельности практиканта

    При проведении занятий в основном использовался демократический стиль общения – студенты принимали активное участие в обсуждении излагаемого материала. На мой взгляд, данный стиль положительным образом сказывается на усвояемости материала, так как увеличение инициативы студентов приводит к сохранению у них интереса к предмету, а следовательно, и большей концентрации внимания на нем. Кроме того, при демократическом стиле общения студенты не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но и сближаются между собой в личностном отношении. Помимо демократического стиля, использовалось общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Мне кажется, этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-развивающей деятельности, так как увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.

    3. Общие выводы о практике

    Мне кажется, что при прохождение педагогической практики закладывается тот самый фундамент, который в дальнейшем позволяет каждому студенту стать преподавателем (было бы только желание). Несмотря на небольшой период практики, в ходе нее студент приобщается к искусству педагогики и получает основные навыки общения с аудиторией.

    Благодаря практике я смог лучше понять себя и группу, в которой учусь. Также я научился использовать различные жесты для пояснения материала, излагать материал логически связанно, грамотно отвечать на вопросы, планировать занятие, рассчитывая на определенное время, грамотно работать с доской и адаптировать материал под способности аудитории. Для улучшения своей педагогической деятельности необходимо бороться с комплексами, развивать громкость голоса, большее внимание уделять аудитории.

    Таким образом, обучение в Воронежском государственном университете дает хорошую основу для преподавания, а практика помогает выработать индивидуальный стиль.

    4. Анализ и самоанализ вузовской лекции

    4.1 Целенаправленность

    В ходе лекции “Декларативное программирование” учащимся был прочитан материал по курсу «Экспертные системы». Данная лекция позволяет ознакомиться с основными видами декларативного программирования и их применению для решения различных задач при проектировании экспертных систем. Так как данный курс является профильным для нашей группы, то материал лекции должен помочь студентам повысить их профессиональные навыки в области информационных технологий и стать более высококлассными специалистами.


    В информационной лекции “Декларативное программирование” последовательно излагается применение различных языков программирования (PROLOG, LISP, Haskell, Рефал и т.д.) для решения различных научных задач (таких как создание различных моделей искусственного интеллекта, систем распознавания изображения и т.д.). Как показывает история развития ИТ-индустрии, одни популярные технологии достаточно быстро приходят на смену другим, что диктует определенные требования к концепциям и предметам преподавания, ведь нет никаких гарантий в том, что через несколько лет JAVA и C# не будут по популярности близки к Turbo Prolog"у и PL/1. Как следствие - специалист, "натасканный" на технологии, актуальные и востребованные сегодня, завтра уже может оказаться бесполезным. Такое образование, на мой взгляд, будет неэффективным. С другой стороны, точно предсказать, когда и какие направления будут актуальными, скажем, через 5-10 лет, не представляется возможным. Поэтому, мне кажется, необходимо выделять равные приоритеты сразу нескольким парадигмам, позволяя таким образом будущим специалистам взглянуть “с высоты птичьего полёта” на все методологии, которые включает в себя понятие программирования и увидеть всю иллюзорность ограничений любой конкретно взятой.

    4.3 Технология

    Техническое оснащение аудитории позволило часть излагаемого материала представить в виде презентации, что позволило не только сэкономить время при объяснении основных понятий и записи примеров текстов программ, но и улучшить наглядность предоставляемой информации. Также для объяснения некоторых принципов и методов декларативного программирования и пояснении при ответе на вопросы использовалась доска.

    Так данная лекция носила ознакомительный характер, а излагаемый материала был достаточно объемным, то тем речи был выбран достаточно высоким.

    Выводы

    Сложности, возникшие при подготовке материала, были преимущественно связаны с обилием большого количества материала по теме лекции, выбрать из которого нужно было самое важное и по возможности интересное. Несмотря на то, что весь материал так и не был изложен, считаю, что занятие проведено успешно. В ходе лекции несколько раз возникали дискуссии, что свидетельствует о том, что, по крайней мере, некоторым студенты слушали ее и, возможно, им даже было интересно. Основная трудность при проведении занятий – отсутствие опыта длительных выступлений перед аудиторией, что иногда приводило к заминкам и паузам. Также в начале лекции испытывалось некоторое волнение, что привело к небольшому изменению в плане лекции (были пропущены некоторые факты из истории развития декларативного программирования), однако это не нарушило целостность излагаемого материала. В дальнейшем считаю необходимым более тщательно отбирать материал и лучше подготавливать вступительную часть лекции.

    Психологический портрет студента

    Общие сведения о студенте

    Данный психологический портрет составлен для студента Логинова Сергея Александровича, обучающегося в ВГУ на 5 курсе физического факультета группы “информационные системы и технологии”. В университете Сергей обучается 5 лет, до поступления в ВГУ учился в школе №86 в физико-математическом классе. На данный момент состояние физического развития хорошее, вредных привычек не имеет.

    Характеристика психологических особенностей студента

    В общении - открытый, доверчивый, внимательный, лишен зависти; в действиях – ориентирован на единичные цели, не стремится их усложнять (скорее склонен упрощать проблемы); в учебе – рассудителен, уверен, любит работать в группе.

    Обладает хорошей зрительной памятью (как кратковременной, так и долговременной). Доминирующий вид мышления - логический.

    Обладает хорошей дикцией. Устная речь – эмоциональная и выразительная (в зависимости от настроения и испытываемых чувств преобладают различные окраски). Письменная речь отличается свой лаконичностью и ясностью излагаемого материала.

    Способен длительное время концентрировать внимание на объекте изучения, причем при необходимости может переключать внимание и на другие объекты. Преобладающий вид внимания – произвольное внимание (прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом).

    Преобладающее настроение – хорошее (является скорее оптимистом, чем пессимистом), хотя иногда склонен впадать в депрессии (которые чаще всего быстро заканчиваются). В общении не скрывает своих чувств, однако это не мешает ему быть хорошим собеседником.

    Обладает высокими морально-волевыми качествами. В сложной ситуации не склонен к панике, всегда старается действовать спокойно и рассудительно.

    По типу темперамента относится скорее к сангвинику (очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно), хотя и не лишен меланхолии (легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий).

    Участие студента в различных видах деятельности

    В целом успеваемость – удовлетворительная. Любимые предметы – термодинамика и квантовые статистики, математический анализ и теоретическая механика (несмотря на сложность и непонятность данных предметов, почти все из них были успешно сданы на момент написания психологического портрета).

    В общественной и организаторской деятельности замечен не был, уровень общественной активности невысокий.

    Позиция студента в группе

    Является неотъемлемой частью группы. Не стремиться быть лидером, однако к его мнению прислушиваются.

    Преподавателям: при обучении студента следует учитывать, что он как правило имеет свой взгляд на излагаемый материал, однако в высказываниях осторожен.

    Родителям: любит явное проявление заботы в любом виде (моральном и материальном).

    Студенту: не стремиться к чрезмерному упрощению задач; не скрывать свое мнение, если оно расходится с мнением большинства.

    НОУ ВПО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

    Магистратура

    КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

    ОТЧЕТ

    О ПРОХОЖДЕНИИ педагогичесКОЙ ПРАКТИКИ

    В Главном Испытательном Космическом Центре Министерства Обороны Российской Федерации имени Г.С. Титова г. Краснознаменск

    (место прохождения практики: войсковая часть 32103)

    Выполнил

    магистрант заочной формы обучения

    группы М.МГ.2014 ВОИЗ ГП/2-4 Деркач М.В.

    Научный руководитель практики Субботин Г.В.

    Дата защиты ____________________

    Оценка ________________

    Москва 2015


    Утверждаю

    Заведующий кафедрой

    ______________________________

    Фамилия, И.О.

    « » _________ 2015 г.

    ОТЧЕТ МАГИСТРАНТА

    ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

    Я, Деркач Марианна Владимировна, в период с 16 марта 2015 г. по 13 апреля 2015 г. проходила педагогическую практику в Главном Испытательном Космическом Центре Министерства Обороны Российской Федерации имени Г.С. Титова г. Краснознаменск.

    Научным руководителем моей практики был Субботин Георгий Викторович, преподаватель кафедры Гражданского права, кандидат юридических наук.

    Целью моей педагогической практики была выработка умений решения педагогических задач по обучению, что предполагает понимание цели преподавания, а также условий и способов ее реализации на практике. Важным условием достижения поставленной цели является комплексное усвоение научных знаний в области юриспруденции, педагогики и психологии.

    При прохождении научно-педагогической практики мною были поставлены следующие задачи:

    Выработать способы подготовки и структурирования логического материала в соответствии с формой учебного занятия (лекционное или семинарское занятие);

    Научиться устанавливать педагогические задачи, определять цели и задачи учебного курса;

    Научиться подбирать необходимые формы и методы проведения учебного занятия, излагать содержание преподаваемого курса, исходя из понимания категории аудитории слушателей – профессиональных, возрастных и т.д.;



    Освоить навыки подготовки учебно-методического обеспечения правовых дисциплин;

    Отработать методы преподавания, направленные на повышение интеллектуальных способностей слушателей, развитию интереса к получению юридических знаний, общекультурных и нравственных ценностей;

    Выработать технику анализа учебного занятия с учетом педагогического, психологического, предметного и методического аспектов.

    Проведение практики было организовано в виде педагогической работы под руководством руководителя занятия. Был составлен и реализован план образовательной деятельности, разработаны и проведены занятия по профильным дисциплинам, продемонстрировано овладение современными методиками обучения.

    Работа практики проводилась по следующему плану:

    № п/п Наименование работы. Сроки выполнения
    1. Изучение специфики и преимуществ интерактивных методов обучения 16 марта 2015 года
    2. Изучение теоретических основ разработки и проведения лекции как вида учебных занятий 19 марта 2015 года
    3. Разработка информационной лекции на тему "Гражданско-правовой договор. Общие положения" 24 марта 2015 года
    4. Проведение информационной лекции на тему "Гражданско-правовой договор. Общие положения" 27 марта 2015 года
    5. Изучение теоретических основ разработки и проведения практического занятия как вида учебных занятий 30 марта 2015 года
    6. Разработка практического занятия с интерактивными методами обучения на тему "Гражданско-правовой договор. Общие положения" 1 апреля 2015 года
    7. Проведение практического занятия с интерактивными методами обучения на тему "Гражданско-правовой договор. Общие положения" 3 апреля 2015 года
    8. Изучение теоретических основ порядка составления форм отчетности 7 апреля 2015 года
    9. Разработка формы отчетности 8 апреля 2015 года
    10. Изучение порядка проведения контроля знаний обучающихся в соответствии с разработанной формой отчетности, проверка результатов (тест, зачет, экзамен) 9 апреля 2015 года
    11. Анализ результативности разработанных учебных занятий и форм отчетности 10 апреля 2015 года

    Количество посещаемых и проанализированных учебных занятий – 5, количество самостоятельных проведенных занятий – 2 (учебная дисциплина: “Гражданское право”, тема занятий: “Гражданско-правовой договор. Общие положения”). В период практики были освоены такие формы проведения занятий как информационная лекция, практическое занятие, лекция с применением интерактивных форм обучения.

    При проведении занятий в основном использовался демократический стиль общения – слушатели принимали активное участие в обсуждении преподаваемого материала. Данный стиль положительно сказывается на усвояемости предмета, увеличивается инициатива слушателей, что приводит к сохранению у них интереса к предмету и большей концентрации внимания на нем. Также использовалось общение на основе совместной творческой деятельности. Данный стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-развивающей деятельности, так как увлеченность единым делом в результате порождает дружественность, заинтересованность работой, что в итоге превращается в совместный увлеченный поиск.

    При анализе учебного занятия можно отметить, что выбор методов и средств обучения зависит от многих факторов, таких как: общие цели обучения, содержание материала и времени, отведенного на его изучение, форма и место проведения занятия, материально-техническое оснащение места занятия, особенности личности педагога, его квалификации и т.п.

    При проведении информационной лекции была предоставлена отдельная аудитория с оснащением техническими средствами обучения. Количество слушателей составило 15 человек. На занятии проявляли открытость, внимательность. С интересом отнеслись к появлению иного преподавателя.

    При проведении лекции с интерактивной формой обучения, техническое оснащение аудитории позволило часть излагаемого материала представить в виде презентации, что позволило не только сэкономить время при объяснении основных понятий и записи примеров текстов программ, но и улучшить наглядность предоставляемой информации. Также для объяснения некоторых принципов и методов учебного предмета и пояснении при ответе на вопросы использовалась доска.

    Практическое занятие проходило в форме профессионально-ориентированной игры. Было предложено решить задачи и упражнения на самостоятельность мышления.

    Все представленные формы преподавания начинались с формулировки темы, сообщения плана и рекомендуемой литературы для самостоятельного использования. Главной целью лекций было – дать обучающимся современные, взаимосвязанные, целостные научные знания. При подготовке к лекции мной была проделана следующая работа:

    Уяснение целей лекции

    Отбор нужного объема научного материала

    Детальная проработка структуры лекции

    Написание текста лекции

    Отработка текста лекции и придание ему наглядности

    Подготовка дидактических материалов к лекции

    Выбор технических средств для проведения лекции

    Решение организационных вопросов

    Психологическая настройка на чтение лекции перед ее началом

    При подготовке к практическому занятию для группы слушателей было составлено задание. В нем было отражено: тема, время, отведенное на данную тему, цели, учебные вопросы задания, методические отработки для каждого вопроса, дидактические материалы к занятию (слайды, схемы, графики, образцы документов), вопросы для самоконтроля. Для отработки задания слушатели были поделены на 3 группы, руководитель занятий устно разъяснил проигрываемую профессиональную ситуацию, выделяя нескольких слушателей из учебной группы для ее проигрыша, распределил роли (участники гражданско-правовых отношений) и обозначил командой начало возникновения ситуации. Участники группы имитировали действия фактически, творчески разыгрывая порученную им роль. В конце был проведен тщательный групповой разбор.

    Самооценка по проделанной работе:

    В процессе прохождения практики у меня возникли проблемы в основном психологического характера. Во-первых – это установление контакта с аудиторией, как достижение состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержания взаимосвязи. Т.к. не представлялось возможным провести предварительный сбор информации о слушателях (социальное окружение, образ жизни, склонности, интересы, привычки), сбор информации осуществлялся непосредственно во время занятий. В процессе сбора данной информации я старался формировать коммуникативную компетентность, т.е. способность владеть инициативой в общении, эмоционально откликаться на состояние студентов, высказываться целостно, логично и связно, содержательно и продуктивно. Я считаю, что общение с людьми составляет основу профессиональной деятельности юриста любой специализации. Поэтому знание социально-психологических закономерностей общения является непременным условием его высокой квалификации. При получении знаний слушатели должны не только получать «сухую» информацию по определенному предмету, но и формировать собственные профессиональные компетенции в сфере профессионального общения. Специфика профессионального общения юриста требует от него высокоразвитых коммуникативных качеств, навыков и умений, которые формируются как в процессе обучения, так и в процессе самообразования и практики.

    Заключение

    За время прохождения практики я изучила основные цели и задачи организации учебно-воспитательной деятельности, изучила основные приемы организации образовательного процесса. Исследовала уровень развития учебного коллектива, изучила особенности ученического коллектива. За время практики мне удалось разработать и провести 2 урока и дать им анализ.

    В течении практики мной были достигнуты все поставленные задачи, а именно:

    Получение практических навыков планирования учебно-воспитательной работы в группе учащихся;

    Приобретение опыта профессиональной деятельности педагога по подготовке к циклу уроков теоретического и практического обучения;

    Получение начальных навыков проведения занятий по избранному предмету в группе учащихся.

    Подпись руководителя занятия: Н.В. Захаров

    __главный механик службы вооружения войсковой части 32103__________________________________________________________

    Подпись магистранта М.В. Деркач

    ____________________________________________________________________________________________________________________

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    1. Преподаватель, посещающий занятие: Захаров Николай Васильевич, главный механик службы войсковой части 32103

    2. Магистрант:

    3. Название учебной дисциплины: Гражданское право

    4. Форма занятия: информационная лекция

    5. Контингент:

    6. Тема занятия: "Гражданско-правовой договор. Общие положения"

    7. Учебные задачи: данной информационной лекции довести до слушателей информацию которая содержатся в основных вопросах лекции:

    · Понятие и значение договора

    o Значение договора

    o Форма договора

    · Виды договоров

    o Виды договоров по моменту возникновения обязательства

    o Виды договоров по субъекту, в пользу которого совершен договор

    o Виды договоров по соотношению прав и обязанностей сторон

    o Виды договоров в зависимости от возмездности

    o Виды договоров в зависимости от степени обязательности заключения договора

    o Виды договоров по времени возникновения правоотношения

    o Виды договоров в зависимости от участия сторон в согласовании условий договора

    · Заключение договоров

    o Общий порядок заключения договоров

    o Заключение договора в обязательном порядке

    o Заключение договора на торгах

    · Изменение и расторжение договора

    o Варианты изменения и расторжения договора

    o Последствия изменения и расторжения договора

    Виды договоров в гражданском праве. Имущественные и организационные договоры. Смешанные договоры. Публичный договор и договор присоединения.

    Заключение договора. Порядок и стадии заключения договора. Оферта. Акцепт. Заключение договора в обязательном порядке. Заключение договора на торгах. Урегулирование разногласий, возникающих при заключении договора. Форма договора. Момент заключения договора.

    Расторжение и изменение договора. Последствия расторжения или изменения договора. Расторжение или изменение договора по соглашению сторон. Расторжение или изменение договора вследствие одностороннего отказа от договора. Расторжение или изменение договора по требованию одной из сторон в судебном порядке. Расторжение и изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Рекомендуемая литература.

    9. Методы и формы проведения занятия: информационная лекция

    10. Активность работы студентов: можно отметить, что слушатели, в целом, были внимательны, дисциплинированы, активно анализировали информацию, делали конспективные записи. В процессе лекции систематически делались перерывы каждые 15-20 мин, некоторый материал подавался наглядно с помощью доски. Слушателям задавались вопросы, предложения сформулировать предложения и определения.

    11. Самооценка магистранта (трудности, успехи): общеизвестно, что педагогическая деятельность носит творческий характер. На мой взгляд, творческий человек должен обладать своеобразной энергией, быть целеустремленным, самодостаточным, терпеливым. Любое творчество невозможно без определенных знаний и умений, и чем сложнее творческий процесс, тем полнее и глубже должны быть профессиональные знания. Уровень профессионализма напрямую зависит от сформированных преподавателем компетенций. Я могу с уверенностью сказать, что мне удалось добиться повышения своего педагогического мастерства. Я научилась излагать учебный материал логически стройно, доступно, интересно. Живой опыт всегда порождает его осмысление и анализ.

    Дата посещения занятия27.03.2015 года


    ПЛАН-КОНСПЕКТ

    ФРАГМЕНТА ЗАНЯТИЯ

    1. Преподаватель, проводящий занятие: Захаров Николай Васильевич, главный механик службы вооружения войсковой части 32103

    2. Магистрант: Деркач Марианна Владимировна, студент 1 курса группы М.МГ.2014 ВОИЗ ГП/2-4

    3. Название учебной дисциплины: Гражданское право

    4. Форма занятия: практическое занятие

    5. Контингент: личный состав учебной группы №3

    6. Тема занятия: «Гражданско-правовой договор. Общие положения»

    7. Учебные задачи: данного практического занятия заключаются в практической отработке со слушателями информации которая содержатся в пяти основных вопросах:

    Понятие и значение договора

    Виды договоров

    Заключение договоров

    Изменение и расторжение договора

    Задача 1.

    Жукова, являясь работником муниципального предприятия «Южанка», участвовала собственными средствами в строительстве жилого дома. Строительство жилого дома в установленные сроки не было завершено, и денежные средства, внесенные Жуковой, в связи с инфляцией обесценились.

    В дальнейшем Жукова была уволена по сокращению штатов со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жукова обжаловала действия администрации предприятия в суде и потребовала восстановить ее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Представитель предприятия в суде заявил, что между Жуковой и предприятием никаких гражданско-правовых отношений не возникло, поскольку Жукова не является стороной договора строительного подряда, а вопрос об учете нуждающихся в улучшении жилищных условий должен рассматриваться как условие трудового договора, который расторгнут в связи с ее увольнением по сокращению штатов.

    Какое решение должен вынести суд? Изменится ли решение, если к моменту рассмотрения дела в суде жилой дом будет закончен строительством с привлечением внешнего инвестора?

    Задача 2.

    Тыквин заключил с Потаповым в простой письменной форме договор купли- Скворцов был осужден за разбойное нападение на квартиру Кузнецова к длительному сроку лишения свободы с конфискацией имущества. Гражданский иск, заявленный Кузнецовым в уголовном деле, был оставлен без рассмотрения. Кузнецов предъявил иск к Скворцову о возмещении стоимости похищенного, затрат по ремонту квартиры и компенсации морального вреда.

    В ходе заседания Скворцов заявил, что затраты на ремонт квартиры должны возмещать сотрудники милиции, которые при его задержании взломали дверь и повредили мебель. В отношении стоимости похищенного следует иметь в виду, что большая часть имущества была возвращена Кузнецову, хотя и потеряла свой товарный вид. В отношении компенсации морального вреда Скворцов считал, что это дополнительное наказание не предусмотрено Уголовным кодексом и к нему не может быть применено, поскольку за совершенное преступление наказание ему уже назначено.

    Есть ли основания для предъявления гражданского иска к Кузнецову?

    Задача 3.

    При отводе земельного участка для строительства высоковольтной линии электропередач решением администрации изъята часть земельного участка Мацнева, на которой был расположен сарай. Мацневу компенсировали потерю части земельного участка, предоставив землю в размере изъятой части через дорогу от его участка. Мацнев перенес сарай на вновь выделенный ему участок и предъявил к администрации требование о компенсации стоимости сарая, расходах на перенос сарая на новый участок, а также выплаты штрафных санкций, взысканных с него Комитетом по земельным ресурсам за несвоевременное оформление документов на новый участок и строительство сарая без разрешения.

    Мацнев считал, что оформление прав на участок, а также на перенос сарая входит в обязанность администрации, по инициативе которой осуществлялось изъятие и выделение земельных участков.

    Правильна ли позиция Мацнева? Какие правоотношения возникли данном случае?

    9. Методы и формы проведения фрагмента занятия: данное занятие представляет собой практическое занятие (семинар). На практике проведения был организован как профессионально-ориентированная игра с элементами развернутой беседы, с последующим обсуждением в группе. Наряду с игрой в занятии использовалась система докладов по заранее заданным заданиям и метод оппонентов.

    10. Активность работы слушателей: слушатели на занятии проявляли активность, интерес. Очень яростно высказывались собственные мнения, личные убеждения, коллективно выявлялись ошибочные взгляды, совершенствуя и закрепляя правильные. Методика занятия с обсуждением докладов предполагала по желанию слушателей назначать докладчиков, содокладчиков, оппонентов. Данный прием позволил удержать внимание слушателей на достаточном для усвоения предмета уровне.

    11. Самооценка магистранта: в ходе занятия я определила, что большую часть успеха практического занятия зависит от степени подготовленности и проработанности занятия. Важно добиваться, чтобы каждый участник мог дать развернутое выступление по каждому вопросу плана. Нужно стараться максимально приблизить занятие к жизненной ситуации, выделить в обязательном порядке слабые и сильные стороны ситуации. Меня особенно порадовало, что разыгрывание ситуаций позволяет расширить уровень познания студентов.

    Подпись преподавателя учебной дисциплиныЗахаров Н.В.

    Подпись магистрантаДеркач М.В.

    Дата посещения занятия03.04.2015 года


    АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

    1. Преподаватель, проводящий занятие: Захаров Николай Васильевич, главный механик войсковой части

    2. Магистрант: Деркач Марианна Владимировна, студент 1 курса группы М.МГ.2014 ВОИЗ ГП/2-4

    3. Название учебной дисциплины: Гражданское право

    4. Форма занятия: практическое занятие в виде профессионально-ориентированной игры с системой докладов

    5. Контингент: личный состав учебной группы №3

    6. Тема занятия: Гражданско-правовой договор (общие положения)

    7. Основные характеристики качества проведения занятий: Занятие - основная форма организации учебного процесса. Оно должно отвечать следующим требованиям:

    - чёткость определения учебных задач занятия, выделение из них главной и второстепенных целей (изучение нового правила или закона, выработка умений и навыков и др.);

    - единство образовательных и воспитательных задач;

    - определение оптимального содержания и отбор учебного материала занятия в соответствии с его задачами, обеспечением занятия необходимым оборудованием и технической оснащённостью. На выполнение поставленных задач, отрицательно сказывается как перегрузка учебного материала, так и небольшой его объём;

    - выбор наиболее рациональных методов и приёмов обучения, обеспечение познавательной активности слушателей, сочетание коллективной работы с дифференцированным подходом к обучению;

    - связь теоретических знаний с практикой.

    К посещению занятия была проведена тщательная подготовка, а именно:

    Ознакомилась по учебнику с материалом темы. Изучила методическую и техническую литературу, которая необходима преподавателю для ведения занятия, а присутствующему преподавателю – для эффективного анализа занятия;

    Ознакомилась с анализом ранее посещённых занятий преподавателя.

    8. Соответствие содержания занятия теме учебной дисциплины: анализируя занятие, следует обратить внимание на соответствие содержания занятия учебной программе дисциплины. На данном занятии слушатели получили знания по теме в достаточном объёме, установленном программой. Материал излагался в большем объёме, чем предусмотрено программой. Содержание занятия было выдержанно с методической точки зрения, были реализованы принципы научности, наглядности, прочности и глубины знаний. При анализе изложения нового материала были отмечены:

    Научная направленность, заключающаяся в строгом научном подходе к отбору материала и оценке его значимости;

    Умение выделить главное, основополагающее;

    Логическая последовательность и доказательность, которые обеспечивают систематический характер знаний, их осознанность;

    Ясность, чёткость, доходчивость, способствующие прочному усвоению знаний, созданию необходимой основы для правильных обобщений и выводов;

    Реализация межпредметных связей;

    Использование конкретных научных и технических примеров, связь с практикой.

    10. Активность слушателей на занятии: анализируя все виды деятельности слушателей на занятии, можно подчеркнуть:

    Активность, заинтересованность, уровень самостоятельности работы слушателей;

    Высокий уровень аналитического мышления;

    Достаточную степень актуализации знаний (умение выделить ведущие идеи);

    Хорошее развитие речи, письменных, графических и специальных навыков и умений;

    Высокий уровень культуры, рациональности и эффективности труда студентов;

    Хороший уровень организованности и дисциплинированности.

    11. Общее впечатление от занятия: наблюдая, посещая и проводя занятие, я была корректной, придерживалась определённых правил поведения к слушателям и присутствующему преподавателю. Заботилась о содержании и методике занятия. Мне понравилось преподавать, так как считаю, что настоящий педагог проверяется на практике, на способности передать богатства познания, свою нравственную позицию.

    12. Пожелания магистранта по проведению занятия: я считаю, что можно выделить несколько компонентов педагогического мастерства. Эти элементы могут служить показателями уровня освоения педагогической деятельности:

    а) варьирование стимуляции учащегося может выражаться, в частности, в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории и т.д.;

    б) привлечение интереса с помощью захватывающего начала (малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п.);

    в) педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части;

    г) использование пауз или невербальных средств коммуникации (мимики, жестов, взгляда);

    д) искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений;

    е) постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера;

    ж) постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала;

    з) определение сосредоточенности внимания, степени включенности студента в умственную работу по внешним признакам его поведения.

    Таким образом, педагогическое творчество эффективно там и тогда, когда оно опирается на высокую профессиональную педагогическую компетентность. Создание новой системы известных элементов – уже появление творчества, требующего учитывать социально-психологическое настроение группы, индивидуальные особенности и поставленные цели.

    Подпись преподавателя учебной дисциплиныЗаахров Н.В

    ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

    Магистра

    в АНО ООВО«Университет экономики и управления»

    Выполнил: студент 1 курса, группы 11-М

    Направление подготовки Финансы и кредит

    Харченко И.И.

    Руководитель Савченко А.И.

    Симферополь, 2016 год


    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

    Магистранта 1 курса, 11-М группы, форма обучения очное, направление подготовки Финансы и кредит

    Ф.И.О. Харченко Игорь Игоревич

    Руководитель практики, Ф.И.О. Савченко Александр Иванович

    1. Сроки прохождения практики: с 16.05.2016 по 27.05.2016

    2. Место прохождения: АНО ООВО «Университет экономики и управления»

    3. План педагогической практики:

    № этапа Мероприятие Сроки выполнения Форма отчётности
    1. Учебно-методическая работа
    Изучение структуры и содержание ФГОС ВО по направлению Финансы и кредит
    Анализ учебного плана подготовки бакалавра
    Разработка лекции по теме «Бюджетный процесс РФ» и семинара по теме «Бюджетный процесс РФ»
    2. Учебная работа
    Проведение семинара по курсу «Бюджетная система» на тему: Бюджетный процесс РФ План семинара 1. Понятие бюджетного процесса 2. Система органов, обладающая бюджетными полномочиями 3.Финансовое планирование; 4. Стадии бюджетного процесса.
    Подготовка лекции на тему: Бюджетный процесс РФ Текст (тезисы) лекции 1. Понятие бюджетного процесса 2. Система органов, обладающая бюджетными полномочиями 3. Стадии бюджетного процесса А) Составление проектов бюджетов; Б) Рассмотрение и утверждение бюджетов; В) Исполнение бюджета.
    3. Организационно-воспитательная работа
    Участие в работе …семинара

    Подпись магистранта _________________________

    Подпись руководителя практики _________________________


    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОХОЖДЕНИЕ

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТОМ

    № п/п Формулировка задания Содержание задания, время исполнения
    I Цель: приобщить студентов к практической педагогической деятельности, сформировать профессиональные умения и навыки, необходимые для осуществления учебно-воспитательной работы, освоить методики обучения и воспитания;
    II Содержание практики 1. Изучить Структуру и содержание федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки, требования к профессиональной подготовленности бакалавра и магистра, современные технологии преподавания, отражающие специфику предметной области.
    Организацию учебной и учебно-методической работы на кафедре, в вузе, изучение нормативных документов по организации учебного процесса, правил внутреннего распорядка
    Методику подготовки и проведения лекционного и семинарского занятия
    Современные информационные технологии
    Учебно-методическую документацию для проведения лекционного и семинарского занятия
    2. Практически выполнить: Подготовку к проведению пробных занятий
    Сбор и систематизацию нормативно-правовой базы
    Составление плана лекционного и семинарского занятия
    Обобщение данных для проведения занятий
    Разработку и проведение магистрантом пробной лекции под контролем преподавателя по теме, связанной с его научно-исследовательской работой
    3. Ознакомиться С постановкой учебной и учебно-методической работы на кафедре, в вузе, изучение нормативных документов по организации учебного процесса, правил внутреннего распорядка вуза
    с методикой подготовки и проведения разнообразных форм учебных занятий
    магистрантов с методикой анализа проведенных учебных занятий
    III Дополнительное задание Подготовка наглядных материалов
    IV Организационно-методические указания

    Задание выдал: ________________________________________________

    "____" ____________ 201__ г.

    Задание получил: _____________________________________________________

    "____" ____________ 201__ г.

    Дневник по педагогической практике

    №п/п дата Мероприятия Анализ мероприятия Примеч
    Вступительное занятие Ознакомление с положением по педагогической практике. Методические рекомендации.

    Зав. Кафедрой

    ________________

    «__» _______2016г

    Лекция № 1

    Учебная дисциплина: Бюджетная система

    Программа подготовки бакалавров

    Форма обучения: очная

    Время: 2ч.

    Тема: «Бюджетный процесс РФ»

    Вступление

    Основные вопросы

    4. Понятие бюджетного процесса (15мин.)

    5. Система органов, обладающая бюджетными полномочиями (20мин).

    6. Стадии бюджетного процесса (35 мин.):

    А) Составление проектов бюджетов;

    Б) Рассмотрение и утверждение бюджетов;

    В) Исполнение бюджета.

    Основные понятия: бюджет, финансово-бюджетная политика, бюджетный период, бюджетный процесс, бюджетная отчетность.

    Вопрос самостоятельного изучения: Отчет об исполнении бюджета.

    Литература

    Основная:

    Дополнительная:

    2. Воронин Ю. М. Бюджетная система Российской Федерации; "ИПК "Коста" - , 2011. - 864 c.

    Нормативно-правовые акты:

    2. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».).

    Преподаватель И.И. Харченко

    Зав. Кафедрой

    ________________

    «__» _______2016г

    Семинарское занятие №1

    Тема: " Бюджетный процесс РФ "

    Цель занятия: закрепить и расширить полученные знания по лекции на тему «Бюджетный процесс РФ».

    Вступление (5минут)

    Основные вопросы:

    1. Понятие бюджетного процесса (10мин.)

    2. Система органов, обладающая бюджетными полномочиями (15 мин)

    А) Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня;

    Б) Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления;

    3. Финансовое планирование (10 минут) ;

    4. Стадии бюджетного процесса (20 мин.)

    Основные понятия: бюджет, финансово-бюджетная политика, бюджетный период, бюджетный процесс, бюджетная отчетность.

    Вопрос самостоятельного изучения: Отчет об исполнении бюджета(10 мин).

    Самостоятельная работа:

    1. Реферат «Понятие бюджетного процесса»;

    2. Тесты (5 минут)

    Выводы (5 минут)

    Литература

    Основная:

    1. Бабич А.М., Павлова Л.П. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Юнити, 2011.

    2. Поляк Г.Б.. Бюджетная система России. /Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 703 с.

    3. Вахнин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: 2012.

    Дополнительная:

    1. Афанасьев М. П., Беленчук А. А., Кривогов И. В. Бюджет и бюджетная система; Юрайт - , 2011. - 782 c.;


    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Челябинский государственный университет»

    Факультет экологии

    Кафедра общей экологии

    Отчет о педагогической практике

    Магистерская программа _________________________________________________________________

    НАПРАВЛЕНИЕ 05.04.06 «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

    Магистрант: Изкеев С.С.__________________ (подпись)

    Научный руководитель: Сибиркина А.Р.________________ (подпись)

    Дата регистрации на кафедре: _____ ___________________

    Челябинск, 2015

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…………..…….3

    1. План педагогической практики ……………………………………..…..….....4

    2. Характеристика дисциплины………………………………..………………...5

    3. План-конспект занятий………………………………………………………...6

    3.1. Проведение практического занятия в группе ЭЭ-201……..…...….….........6

    3.2. Проведение лекционного занятия в группе ЭЭ-201……………………......8

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………….…………………………........9

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..10

    ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….11

    Введение

    С 23 ноября по 21 декабря 2015 года я проходил педагогическую практику на базе факультета экологии, кафедры общей экологии Челябинского государственного университета.

    Цель педагогической практики - закрепление теоретических знаний по общей экологии, полученных мною во время обучения в университете, и приобретение навыков и качеств, способствующих моему профессиональному становлению.

      приобретение опыта педагогической работы в условиях высшего учебного заведения;

      становление комплексной психолого-педагогической, социально- экономической и информационно-технологической готовности магистра к педагогической деятельности;

      освоение умений и навыков по ведению учебно-методической работы в аспекте формирования экологического мышления.

    В качестве преподаваемой дисциплины была выбрана «Общая экология», читаемая доцентом кафедры общей экологии, кандидатом биологических наук - Серебренниковой Юлией Александровной.

    В ходе прохождения педагогической практике было проведено 2 занятия, общей продолжительностью: 4 академических часа. Посещены занятия, проводимые преподавателем. Принято участие в разработке методического обеспечения контрольных работ и тестов. Проведена проверка тестовых работ и задач.

    1. План педагогической практики.

    23 ноября: Консультация с руководителем практики. Определение типа занятий, согласование сроков проведения занятий.

    23 ноября: Посещение практического занятия, проводимого доцентом кафедры общей экологии, кандидатом биологических наук – Серебренниковой Юлией Александровной. Вхождение в тему.

    24 ноября: Посещение лекционного занятия, проводимого доцентом кафедры общей экологии, кандидатом биологических наук – Серебренниковой Юлией Александровной.

    25-27 ноября: Поиск материала по теме занятия и определение места выбранных тем в курсе дисциплины.

    30 ноября: Проведение практического занятия в группе ЭЭ-201. Проведение контрольного опроса по пройденным темам. Решение тестовых заданий и задач студентами.

    1-4 декабря: Проверка тестовых заданий и задач, выступающих в качестве итогового контроля по дисциплине «Общая экология», выполненных студентами группы ЭЭ-201. Расписание ошибок, недочетов и замечаний. Выставление оценок.

    14 декабря: Разъяснение вопросов со студентами, неудовлетворенными оценками. Проверка дополнительных заданий.

        декабря: Оформление отчета по педагогической практике.

    Введение
    Глава 1. Современные формы обучения в вузе
    1.1 Современные формы организации учебного процесса в высшем учебном заведении
    1.2 Современные технологии в высшем профессиональном образовании
    Глава 2. Работа в БСС Главбух
    2.1 Основные понятия о системе Главбух
    2.2 Описание методики проведения лабораторных работ
    Заключение
    Список использованных источников

    Введение

    Важным компонентом образовательного процесса является педагогическая практика студентов в высшем учебном заведении, которая логически завершает их профессиональную подготовку в качестве преподавателей.

    Основная цель педагогической практики в вузе – приобщение студентов к научно-педагогической деятельности, раскрытие их исследовательского и педагогического потенциала, непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе учебного заведения, проверка профессионально-теоретических знания, получаемых студентами в вузе.

    Актуальность педагогической практики состоит в том, что студенты знакомятся с логикой и содержанием образовательного процесса в высшем учебном заведении, научно- и учебно-методической работой в вузе, с особенностями педагогической деятельности преподавателя, с инновационными технологиями обучения, изучают специфику воспитательной работы со студентами, особенности развития своих профессиональных качеств. Полученные навыки помогут студентам, если те стремятся построить свою карьеру в качестве преподавателей.

    Основными задачами педагогической практики в вузе являются:

    1) приобретение различных практических навыков студентами в учебной работе с учащимися;

    2) получение опыта профессиональной деятельности преподавателя в разработке программ теоретического и практического обучения студентов;

    3) установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных магистрантами-практикантами с профессионально-педагогической деятельностью;

    4) изучение педагогического опыта квалифицированных преподавателей учебного заведения;

    5) участие студента в педагогической и методической работе, проводимой кафедрой.

    Глава 1 Современные формы обучения в вузе

    1.1 Современные формы организации учебного процесса в высшем учебном заведении

    На сегодняшний день учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше признается как средство для достижения такого уровня производства, который наилучшим образом удовлетворит все возрастающие человеческие потребности, развитие духовное богатство личности. Таким образом, нынешняя ситуация в обучении требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в учебных заведениях. Основные характеристики выпускников любого учебного заведения является его компетентность и мобильность. В связи с этим акцент в изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной деятельности студента .

    На данный момент традиционное обучение, которое сосредоточено на повышении уровня знаний и навыков в предметной области, все больше и больше не соответствует современным требованиям. В основе современного образования должны стоять не только академические дисциплины, но и способы мышления и деятельности студентов. Целью любого высшего учебного является не только выпускники, которые получают высокий уровень подготовки, но и включение студентов в процессе обучения в разработку принципиально новых технологий, адаптируя их к реалиям производственной среды .

    Существуют три основные формы обучения:

    1) Пассивные, при которых преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей;

    2) Активные, где студенты являются активными участниками, студенты и преподаватель находятся на равных правах;

    3) Интерактивные – взаимодействие студентов происходит не только с преподавателем, но и друг с другом, активность студентов в процессе обучения доминирует

    Активные методы обучения являются наиболее успешными для того, чтобы студенты могли усваивать знания. Существуют следующие активные формы взаимодействия преподавателя и студентов.

    Лекция предполагает, что лектор, излагая материал, активно взаимодействует со студентами, отвечает на задаваемые вопросы, либо сам задает вопросы, предполагая получить ответ. Также преподаватель может вначале поставить проблему перед студентами, решение которой нужно получить в конце лекции.

    Учебные семинары и учебные дискуссии предполагают коллективное обсуждение той или иной проблемы, либо определенной темы. Дискуссии помогают учиться спорить и отстаивать свою точку зрения.

    Учебные встречи за «круглым столом» подразумевают приглашение различных специалистов, которым студенты выдвигают проблемы и формулируют ряд вопросов по интересующей теме. А те, в свою очередь, дают разъяснения.

    Интерактивное обучение также является успешным для подготовки высококвалифицированных специалистов и относится к так называемому инновационному обучению. Такое обучению помогает студентам мыслить нестандартно и гибко, быстро реагируя на изменения в мире. К интерактивным формам обучения относятся деловые и ролевые игры, дискуссии, тренинги и т.п.

    1.2 Современные технологии в высшем профессиональном образовании

    Современные технологии, прежде всего, подразумевают компьютеризацию учебного процесса.

    Технические средства находят свое применение во многих видах обучения. Они повышают производительность работы учащихся, позволяя намного быстрее искать и работать с информацией и различными материалами. Современные технологии позволяют получить консультации по различным вопросам и проблемам и повышать свои знания и навыки, используя разнообразные программы и средства Интернет сети .

    Однако у компьютеризации существует рад проблем, которые преодолеваются довольно медленно, такие как: техническая оснащенность учебных заведений, недостаток специалистов, которые обладают достаточными навыками работы с техническими средствами, большое количество информации, которое еще не оцифровали.

    Внедрение новых информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. Появление мощных компьютерных мультимедиа систем и интерактивных компьютерных программ стало основой интенсивного развития дистанционного обучения (ДО) .

    Все компоненты электронной составляющей являются довольно перспективными и удобными средствами и могут значительно повышать учебный процесс .

    Например, Система Главбух является справочником по различным бухгалтерским, налоговым и правовым вопросам. Доступ к ней может иметь любой пользователь Интернета. И данная система достаточна эффективна для обучения не только для студентов, но и для разнообразных специалистов вне зависимости от профессии.

    Глава 2. Работа в БСС Главбух

    2.1 Основные понятия о системе Главбух

    Система Главбух представляет собой справочно-информационную программу, которая помогает найти различную актуальную на сегодняшний день информацию в области бухгалтерского и налогового учета (в том числе последние обновления в законодательстве, нормативно-правовых актах и в других документах).

    Систему могут использовать не только организации, предприниматели, юристы, работники бухгалтерской службы, но и студенты. Ежегодно Главбух организовывает олимпиаду для студентов, по итогам которой призерам вручаются подарки, денежное вознаграждение, а также сертификаты участников.

    Данная система подойдет для:

    1) различных бюджетных организаций;

    2) любых коммерческих организация вне зависимости от их системы налогообложения (ОСН, УСН и т.д.);

    3) некоммерческих организаций;

    4) различных предпринимателей, бухгалтеров, юристов, которые стремятся усовершенствовать свои знания и познать все тонкости бухгалтерского и налогового учета;

    5) студентов высших учебных заведений .

    Система Главбух обладает различными необходимыми и дополнительными материалами для работы организаций. В связи с этим обладает рядом преимуществ:

    1) Только в этой системе пользователь получает разъяснения и консультации по различным вопросам от специалистов из Минфина, ФНС, Минтруда и т.п.;

    2) Система Главбух обновляется ежедневно, поэтому для пользователя доступна актуальная на сегодняшний день информация;

    3) Главбух представляет собой электронную систему, поэтому пользоваться ей можно с любого компьютера с выходом в Интернет;

    4) Уникальная экспертная поддержка: онлайн-помощник и письменные консультации экспертов – в зависимости от сложности вопросов – ответы могут даваться моментально, либо в течение суток;

    5) Система содержит самые популярные бухгалтерские издания, как свежие номера, так и полные архивы;

    6) Главбух располагает большой базой образцов документов с различными подсказками и комментариями по их заполнению;

    7) Пользователи получают возможность создавать электронную отчетность, а также получаю сервис по отправке этой отчетности в различные фонды и налоговую;

    8) Пользователи системы могут дистанционно обучаться в высших школах, подтверждая свои знания и получая сертификаты .

    Таким образом, в любое удобное время можно получить консультации экспертов по различным вопросам, самостоятельно найти информацию в сфере бухгалтерского и налогового учета или ознакомиться с последними законодательными или правовыми новостями.

    2.2 Описание методики проведения лабораторных работ

    Работа в БСС Главбух – лабораторные работы.

    Проводились 27.04.2016 и 18.05.2016. Проводились на потоке студентов 2к. направление 38.03.01 – экономика, профиль «Финансы и кредит», гр. 884 1-2 .

    Присутствовали: студенты в количестве 30 чел.; от кафедры – Васильковская Наталья Борисовна, к.э.н., доцент кафедры экономики.

    Мероприятие состоит из двух лабораторных работ. Первая лабораторная работы заключается в поиске документов в Системе Главбух, вторая – в поиске информации в Системе Главбух.

    Лабораторные работы позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности. Лабораторная работа – форма организации учебного процесса, направленная на получение навыков практической деятельности путем работы с материальными объектами или моделями предметной области курса .

    Перед проведением лабораторных работ были поставлены следующие задачи:

    1) первичное овладения студентов знаниями о системе Главбух;

    2) контроль знания путем выполнения самостоятельных работ;

    3) формирование студентами навыков использования справочными системами для получения необходимой информации.

    Проведение лабораторной работы №1 «Практические занятия по поиску документов в Системе Главбух»

    Этап №1 – поиск документов с помощью поисковой строки и карточки поиска.

    Вначале было кратко изложено то, что из себя представляет поисковая строка, карточка поиска и как ими пользоваться.

    Поисковая строка в Системе Главбух - это универсальное средство поиска, которое есть в каждом разделе Системы. Она состоит из поля для ввода запроса и кнопки «Найти». Карточка поиска представляет собой поиск «По реквизитам…», которая расположена чуть правее поисковой строки.

    1) Вы сами оплачиваете стоимость обучения в университете по 50 000 руб. за год. Во время каникул вы подрабатываете. И ваша зарплата за этот год составила 80 000 руб., включая налог, удержанный на предприятии. Заполните декларацию по доходам физических лиц (от своего имени) для получения вычета по расходам на собственное обучение. До какого срока вы можете подать декларацию (3-НДФЛ), чтобы вернуть удержанный налог?

    2) Вы пишете дипломную работу на тему налогового контроля. Найдите для использования в работе все статьи журнала «Учет. Налоги. Право» за последние два года о показателях налоговой нагрузки, которые использует налоговая инспекция для назначения проверок.

    3) Найдите видеосеминар на тему бухгалтерского учета командировочных расходов.

    Этап №2 – поиск документов через рубрикаторы.

    Вначале была кратко изложена сущность рубрикатора.

    Рубрикатор обеспечивает быстрый поиск неизвестных документов по обобщающим темам. Он особенно эффективен, если требуется просмотреть подборку документов по какой-то общей тематике. В каждом разделе Системы в левом нижнем углу экрана всегда располагаются кнопки перехода в рубрикаторы разделов: «Все рекомендации», «Все формы», «Все справочники», «Все кодексы и ПБУ» и др.

    Для самостоятельного решения студентам были предложены следующие задания, с которыми они отлично справились:

    2) Найдите ПБУ, которое устанавливает правила исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.

    3) Найдите статью в номере 5 журнала «Главбух» за 2014 год о том, какими документами нужно оформлять предоставление скидок, чтобы не вызвать налоговых споров.

    В ходе проведения лабораторной работы№1 студентами были сделаны следующие выводы:

    1) Документы можно искать и не по реквизитам, достаточно лишь ввести в поисковую строку вид документа с номером или его заголовок;

    2) Поисковая строка неэффективна при поиске документов на темы слишком общего характера (например «НДС», «Акцизы»).

    4) Для сбора сведений общего характера более эффективен рубрикатор, а не поисковая строка.

    Проведение лабораторной работы №2 «Практические занятия по поиску информации в Системе Главбух»

    Вначале было кратко изложено, что представляет собой рекомендация и как искать информацию с помощью рекомендаций.

    Каждая рекомендация в отдельности - это тематическая подборка сведений и ссылок на нормативные акты, бланки, образцы заполнения форм, справочные таблицы и т. д. По каждому вопросу в рекомендации есть готовый анализ законодательства и арбитражной практики, размещены предупреждения обо всех опасностях, рассмотрены все варианты решений, сделаны выводы, дан совет, а практические действия расписаны со всеми подробностями и с примерами. В результате методом поиска через рекомендацию все можно найти гораздо быстрее. Как в энциклопедии.

    Для самостоятельного решения студентам было предложено следующее задание, с которым они отлично справились: Найдите нормативный акт, которым установлен порядок расчета больничного пособия.

    Этап №2 – поиск информации в формах и образцах.

    Вначале было кратко изложено, как искать информацию при помощи форм и образцов.

    Когда нужный бланк известен и изучать порядок документального оформления операций не нужно, можно обойтись без поиска в рекомендациях. Сам бланк или образец его заполнения лучше искать в разделе «Формы». Там известные формы и образцы можно быстро найти как отдельные документы. К ним будут прилагаться приказы об утверждении формы.

    Для самостоятельного решения студентам были предложены следующие задания, с которыми они отлично справились:

    1) Найдите образец заполнения платежного поручения на перечисление НДС в бюджет;

    2) Найдите бланк расчета взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев (форму4-ФСС).

    Этап №3 – поиск справочной информации и поиск информации в правовой базе.

    Вначале было кратко изложено, что собой представляет справочник системы и как с его помощью найти ту или иную информацию, а также как искать информацию в правовой базе.

    Справочники Системы – это краткий конспект правовой базы для бухгалтера о ставках налогов, размерах штрафов, составе отчетности, о датах разных событий в жизни бухгалтера, обзоры изменений законодательства по годам и т. д. В таких справках информация представлена в очень удобном для восприятия табличном виде. К каждому тезису справочной таблицы всегда прилагаются ссылки на нормативный акт-основание. Найти справочную информацию можно несколькими способами. Например, с помощью поисковой строки в разделах «Рекомендации» и «Справочники». Справочные таблицы добавлены к поиску в разделе «Рекомендации». И если ключевые слова запроса точно соответствуют названию и содержанию справочного документа, результат выдачи в этих разделах может быть почти одинаковым.

    Поиск информации в законодательстве – это особый, самый сложный метод поиска, который требует определенной профессиональной подготовки. в каждом документе (законе и подзаконном акте) размещены обратные ссылки на все материалы Системы, в которых этот документ упомянут. Обратные ссылки в Системе открываются кнопкой в виде цифры в квадратике. Цифра означает количество ссылок. Обратные ссылки значительно ускоряют поиск всех связанных между собой материалов.

    Для самостоятельного решения студентам было предложено следующее задание, с которым они отлично справились: Найдите справку о случаях возникновения разниц между бухгалтерским и налоговым учетом основных средств.

    В ходе выполнения лабораторной работы №2 студентами были сделаны следующие выводы:

    3) Через рекомендацию удобно искать не только описание документального оформления операций и нормативные инструкции к заполнению бланков, но и сами бланки, и образцы их заполнения. Особенно, если неизвестно, какой бланк применять;

    4) Поиск известного бланка в разделе «Формы» более эффективен, чем поиск через рекомендацию. Даже если запрос окажется довольно общего характера, в результатах поисковой выдачи будет минимум лишнего;

    5) Если известно точное наименование бланка или даже ключевые слова, которые точно характеризуют бланк, то искать его можно хоть в «Формах», хоть в «Рекомендациях». Кроме того, в любом разделе при вводе названия формы в поисковую строку появляются подсказки, которые служат прямым переходом на нужную форму.

    Заключение

    В ходе прохождения педагогической практики были освоены навыки в научно-педагогической деятельности. На начальном этапе происходило ознакомление со спецификой организации учебного процесса. В последующем принималось участие в методической и педагогической работе кафедры, получен колоссальный опыт преподавательской деятельности.

    Основными сложностями в работе оказались работа со студентами, которых нужно было настроить на восприятие себя в качестве преподавателя, а также, в связи с тем, что практика подразумевала под собой использование современных технических средств, возникли трудности с использованием технологии программы Системы Главбух. Но все проблемы были преодолены и студенты активно участвовали в учебном процессе, отвечая на вопросы и выполняя задания.

    Студенты также приобрели навыки работы со справочно-информационной Системой Главбух и повысили свои знания в области бухгалтерского и налогового учета, законодательства РФ.

    В ходе практики были получено не только навыки профессионально-педагогической деятельности, но также навыки коммуникации, взаимодействия преподавателя и студентов.

    Список использованных источников

    1. Современные методы обучения в вузе. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/ conference/2012/138/sovremennye_metody_obucheniya_v_vuze/ (дата обращения 25.02.2017)
    2. Горбатова М.К., Назипова М.А. Методики преподавания в высшей школе. / Учебное пособие / М.К. Горбатова, М.А. Назипова. Н.Новгород: ННГУ – 2012. – 53 с.
    3. Инновационные методы обучения в высшем образовании. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1408380616 (дата обращения 25.02.2017)
    4. Современные технологии обучения в вузе. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://moluch.ru/archive/92/17764/ (дата обращения 25.02.2017)
    5. Теория обучения. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://lib4all.ru/base/B3165/B3165Part31-144.php (дата обращения 25.02.2017)
    6. Инновационные формы и методы обучения. [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34868 (дата обращения 25.02.2017)
    7. БСС «Система Главбух». [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://kgermak.ru/sistema-glavbuh (дата обращения 25.02.2017)
    8. Бухгалтерская справочная система. [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://www.1gl.ru/about/ (дата обращения 25.02.2017)
    9. Лабораторная работа. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://studynote.ru/studgid/pomosch/chto-takoe-laboratornaja-rabota/ (дата обращения 25.02.2017)

    Отчет педагогической практике в ВУЗе обновлено: Июль 31, 2017 автором: Научные Статьи.Ру