Различия в городском и сельском образе жизни. Разница между городским и сельским образом жизни
Россия всегда считалась государством аграрного типа, основная часть населения которого живёт в сельской местности. Положение несколько изменилось только в последние годы после распада Советского Союза.
Для России сельский образ жизни всегда оставался ведущим и преобладающим среди населения. Во все времена Россия была страной аграрного типа, и в наши дни доля сельского хозяйства в экономике остаётся достаточно значительной. Это связано со многими особенностями географического и политического положения страны. Во-первых, огромные территории и благоприятный климат центральной части государства всегда создавали соответствующие условия для развития сельского хозяйства. Во-вторых, испокон веков русский человек был неразрывно связан с землёй и земледелием – многие народные былины, сказки и песни подтверждают особую любовь и нежность, испытываемую русским человеком к родной земле.
Ещё в древние времена русское общество характеризовалось особой приверженностью к земледелию. Среди крестьян было распространено натуральное хозяйство и натуральный обмен. Там, где климатические условия были наиболее благоприятными, крестьянские общины производили зерно как для потребления в личных целях, так и для продажи.
Позже, в Средние века и во время существования Российской Империи, особое распространение получило крепостное право, которое было неразрывно связано с сельским образом жизни. Помещики владели крупными деревнями и сёлами, жители которых занимались производством зерна, мяса и других продуктов. Процент сельских жителей всегда был высок, так, даже в начале XX века доля сельских жителей в Российской Империи была более чем 80%.
В СССР проводилась массовая политика развития сельского хозяйства и объединения мелких частных производителей в крупные колхозы. Многие крестьяне сопротивлялись таким преобразованиям, так как зажиточные деревенские жители не хотели делиться своим имуществом с бедными и ленивыми соседями. В этом обнаружилась основная проблема российской деревни. Сельские жители, способные сами себя обеспечить натуральным хозяйствами и производить продукты для продажи, чаще всего усердно работали и своим трудом нажили большое хозяйство. Но существовали и бедные семьи, которые в лучшем случае могли произвести продукты только для собственного выживания. Реформа коллективизации была призвана уровнять имущества этих двух классов, что привело к конфликту в обществе и сопротивлению со стороны богатых крестьян.
Преимущества и недостатки сельского образа жизни
Сельский образ жизни во все времена привлекал населения страны. Но в последнее время всё более привлекательной и лёгкой представляется городская жизнь. В чём же плюсы и минусы сельского образа жизни в наши дни?
Преимущества сельской жизни
Село или деревня отличаются высоким уровнем экологии, что достаточно важно в наши дни. Здоровый образ жизни привлекает многих людей – чистый воздух, близость к реке или другому водоёму, отсутствие крупных фабрик и заводов, производящих вредные выбросы – всё это благотворно влияет на общее состояние организма человека.
Возможность производить собственные продукты питания также привлекает многих. Ни для кого не секрет, что продукты, продающиеся в магазинах, практически не содержат витаминов и могут включать различные вредные примеси. Деревенские продукты же отличаются особой пользой для здоровья.
Спокойствие, тишина и удалённость от городской суматохи являются огромным преимуществом для многих людей в наши дни.
Недостатки сельского образа жизни
Удалённость от коммуникаций и организаций общественного значения является, пожалуй, одним из самых больших недостатков. Необходимость возить детей в школу, ездить за покупками или на работу – одна из причин, по которой городские жители не хотят перебираться в деревню.
Для большинства людей ведение натурального хозяйства и полное обеспечение себя продуктами питания представляются значительной трудностью.
Страница 25 из 56
25. Своеобразие сельского образа жизни
Миграция сельских жителей в города происходит в течение длительного времени, но все же около четверти населения нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.
Своеобразие сельского образа жизни связано непосредственно с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда природным ритмам и циклам; более изнурительными, чем обычно в крупных городах, условиями труда; практическим отсутствием возможностей для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве; выбор занятий в свободное время невелик. Жизненному укладу сельских поселений присущи элементы традиционной соседской общины. В них постоянный состав жителей, невероятно малы его социально-профессиональная и культурная дифференциации, типичны очень тесные как родственные, так и соседские связи.
Для села характерна «открытость» и искренность общения. Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение селян довольно тесным и проникают во все области жизни. Дружба и товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами практически не имеют различия. Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе.
Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации.
Практически это связано с тем, что в деревнях очень распространен контроль поведения человека в обществе. Так как жителей мало, связи между ними более или менее тесные, то все знают все и про всех, анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для оценки со стороны общественности.
Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. По мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».
Сельская семья начинает участвовать в социализации своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.
Важную роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.
Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей в города, 27 % населения нашей страны живет в сельской местности (по данным переписи 2002 г. - около 39 млн. Это в основном совпадает с ситуацией в развитых странах). Весьма многочисленно оно в южных регионах России. Наоборот, в Сибири и на Европейском Севере России - его сравнительно мало.
В общем виде можно назвать следующие типы сельских поселений, различающихся по количеству жителей и некоторым другим признакам:
аул - горное селение в Северо-Кавказском регионе с различным количеством жителей обычно моноэтнического состава;
деревня - небольшое поселение с малым количеством жителей (исторически не имевшее храма), типичное для Северо-Западного и Уральского регионов;
село - крупное поселение (порой с несколькими тысячами жителей), нередко хозяйственный и культурный центр для ближайших деревень и хуторов, а иногда и административный центр (исторически имевший храм), в последние десятилетия не всегда с моноэтническим населением; типично для Центрального, Поволжского и Сибирского регионов;
станица - крупное поселение (исторически казачье) в Северо-Кавказском регионе, количество жителей может достигать нескольких десятков тысяч, состав населения нередко полиэтни-чен; хозяйственный, культурный, а нередко и административный центр для близлежащих более мелких поселений;
хутор - поселение вне сел и станиц в Северо-Кавказском регионе, обособленный земельный участок с усадьбой владельца в различных регионах (в Сибири его могут называть заимкой);
стойбище - становище кочевников Сибири; оседлое поселение малочисленных народов Приамурья и Сахалина.
Для сельских поселений характерны относительно малая плотность населения и стабильность его состава; малая степень разнообразия видов трудовой деятельности; плохо развитое общественное обслуживание; почти полное отсутствие учреждений культуры и крайне ограниченные возможности для проведения досуга (за исключением станиц и части крупных сел).
Так, по данным переписи населения 1989 г., в Российской Федерации было почти 17 тыс. сельских поселений с количеством жителей до 6 человек, 13,2 тыс. - от 6 до 10 человек, а всего деревень с количеством жителей до 50 человек - 74,8 тыс. В таких деревнях нет ни магазина, ни клуба, ни отделения связи, ни фельдшерско-акушерского пункта. В них, как правило, функционируют начальные малочисленные школы.
По данным на 1999 г., 34% сельских поселений не связаны дорогами с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, а также постоянно уменьшается и так не очень развитое транспортное обслуживание сельских жителей. Это наряду с ростом транспортных расходов и другими обстоятельствами ведет к общему снижению социокультурной мобильности селян и росту значения внутрисельского досугового пространства.
Реально существующие сегодня сельские поселения можно рассматривать как мезофактор социализации большой части населения России, ибо при всем многообразии (маленькие деревеньки, большие села, многолюдные станицы) они обладают рядом т и-пичных характеристик, которые в целом можно назвать сельским образом жизни.
Во-первых, от своеобразия природных факторов зависят особенности жилья, утвари, особенности социального взаимодействия, выстраивается аграрный календарь, на основе которого формируется праздничный цикл. Семейные циклы, находящиеся в тесной взаимосвязи с календарной обрядностью, таким образом, также оказываются связанными с природными. Особенности дорог и водных путей, заданные географическими условиями, организуют коммуникативное и экономико-хозяйственное пространство с другими селениями и регионами (А.С.Обухов).
Во-вторых, ритм жизни сельских жителей достаточно размерен, нетороплив (кроме периодов сева, уборки и т.п.), сохраняет элементы природосообразности. Время, как правило, не рассматривается ими как социальная ценность.
В-третьих, сельский труд имеет свои особенности: подчиненность ритму и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года; более тяжелые, чем в городе, условия труда; малые возможности для профессиональной мобильности жителей; большая слитность труда и быта, непреложность и трудоемкость труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных хозяйствах, в саду, огороде занимает у сельских жителей, по данным последних исследований, буквально полжизни - в среднем 181 день в году).
В-ч е т в е р т ы х, жизнь селян в большой мере «публична», т. е. доступна для соседей, а «приватность», т.е. обособленность и интимность, вызывает осуждение и даже агрессию окружающих.
В-пятых, для села характерна «открытость» общения, здесь отсутствует анонимность. Относительная близость в отношениях, отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и потенциально возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Дружба и приятельство дифференцируются слабо, а поэтому эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее общение ее жителей.
Стабильность состава жителей сельских поселений, как правило, этническая однородность, слабая социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичные тесные родственные и соседские связи способствуют сохранению в жизненном укладе селян элементов традиционного образа жизни соседской общины.
Естественно, все, о чем шла речь, может иметь более или менее существенные различия в зависимости от «индивидуальных» особенностей сельского поселения. Одно дело - небольшая деревня, типичная для российского Севера или Нечерноземья, другое - большое село, станица Ставрополья, Кубани. Важны и такие обстоятельства, как наличие или отсутствие школы, клуба,почты, медпункта и т.д., а также близость к городу - большому или малому, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов.
Сельский образ жизни и социализация
Деревни и села как вид поселения влияют на социализацию своих жителей почти синкретично (нерасчлененно). То есть практически маловероятно дифференцировать их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации.
Наиболее явно это можно проследить в сельских поселениях, типичных для Центрального и Северо-Западного регионов России. Так, исследования, проведенные в деревнях Русского Севера, позволили А.С.Обухову сделать следующие выводы. В современной русской деревне продолжает превалировать принцип передачи культуры через межличностные взаимодействия («из уст в уста»), но при этом в личностном общении и взаимодействии происходит трансляция в первую очередь общего, народного сознания, а не личностного, индивидуального. Идентичность поколений формируется и укрепляется в процессе усвоения конкретной культуры. Превалирование семейного, родового, общедеревенского «мы» над индивидуальным «я» сохраняется, что также позволяет культуре быть более устойчивой. В системе традиционных нормативов в деревне проявление индивидуальности и личностной особенности не одобряется. Осознание и выражение себя в контексте традиционно сложившейся системы отношений поддерживает социальную общность в стабильности. Межпоколенные конфликты в деревнях слабо выражены, так как они регламентируются рамками отношений между старшими, средними и младшими поколениями, которые задаются традицией. В деревнях сохранение традиций является ценностью, а их нарушение влечет социальное осуждение.
Результатом этого является то, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жителей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практически невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объектом для оценки со стороны окружения.
При этом чем меньше деревня или село, тем теснее и всеохватнее общение старших с младшими. В результате на селе довольно незначительны различия в нормах поведения старших и младших (одобряемого и неодобряемого). Свободное время принято проводить в сельском клубе или в другом месте, где собираются обычно все жители или только молодежь. В разговорах или играх могут участвовать также дети и молодежь независимо от пола и возраста.
Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. Для нее характерно, по мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, то, что причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает у их жителей комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».
Сами сельские жители, согласно данным Г. Г. Силласте, отмечают распространенность таких негативных явлений, как пьянство (92 % опрошенных), воровство (72 %), бытовое хулиганство (43 %). В селах, расположенных преимущественно на трассах, появились новые беды: наркомания (отмечают 17 % опрошенных сельских родителей и 24 % учителей), детская беспризорность (14 и 35%), проституция (12 и 20%).
Благодаря территориальной ограниченности, однородности культурного уровня жителей, тесным родственным и соседским связям все эти негативные явления влияют на социализацию всех жителей. Эта атмосфера определяет во многом и социализирующую роль семьи и школы в сельских поселениях.
Сельская семья играет в жизни и социализации своих членов значительно большую и несколько иную роль, чем городская, поскольку в ней обычно сосредоточены и труд, и отдых, и наиболее значимые социальные связи человека. Так, по имеющимся данным, сельские ребята идентифицируют себя со своими родителями значительно в большей степени, чем городские школьники. Это, очевидно, связано с тем, что в селе не только ограничен круг общения, но и входящие в него люди мало отличаются друг от друга по социально-культурным характеристикам. Влияние семьи идет, как правило, в том же направлении, что и деревни (села) в целом, независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня ее членов.
Школа, тесно интегрированная в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений в основном в русле принятых в сельском социуме ценностей. В жизни своих учеников она может играть более существенную роль, чем городская - своих (хотя содержательно и качественно эта роль может быть весьма примитивной). Это связано с тем, что если она и не всегда единственный центр культурной жизни, то почти всегда - единственное воспитательное учреждение в поселении.
Особенно нужно отметить, что у школьников, живущих в маленьких деревнях, обычно возникает своеобразное чувство «местного патриотизма», обособленность по отношению к ребятам из других деревень. В школах, где учатся дети из разных деревень, как правило, довольно слабы контакты между учениками в классах; гораздо важнее межвозрастные контакты живущих в одной деревне. Более того, нередко местные нормы предписывают конфронтацию школьников из разных деревень, которая периодически выливается в открытые столкновения, конфликты, драки, когда в полную меру действует принцип «наших бьют!».
Особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на село. Во-первых, средства массовой коммуникации благодаря широкому проникновению в быт села радио, кино, телевидения демонстрируют образцы городского образа жизни, рекламируют предметы длительного пользования, стандарты моды и другие элементы и черты жизни в городе.
Влияние города идет и в результате миграционных процессов. В течение десятилетий ежегодно из сел в город переезжало по нескольку миллионов человек, но у них в селе оставались родственники, которых они навещают, которые ездят к ним в гости (так, на лето принимают родственников-горожан до 70% опрошенных ВЦИОМ селян). В последнее десятилетие в результате распада СССР и других катаклизмов в сельских поселениях осело, по некоторым данным, несколько миллионов горожан.
Часть жителей сел и деревень, расположенных неподалеку от городов, в них работают, хотя продолжают жить в селе и не планируют смены места жительства. Влияние идет и через сельскую молодежь, уехавшую на учебу или работу в близлежащие города, но на выходные и праздники приезжающую домой.
Все это влияет на социально-психологическую атмосферу села, сказывается на формировании жизненных стандартов и устремлений сельских детей, подростков, юношей, девушек, а также и взрослых, на их кругозоре, нормах, ценностях. Происходит определенная переакцентировка ценностей жизни между реальными ценностями, доступными для реализации в условиях села, и ценностями, свойственными собственно городу, которые могут быть для сельского жителя лишь ценностью-эталоном, ценностью-мечтой, а могут стать и становятся стимулом для переезда в город.
В современных сельских поселениях под влиянием тех условий социализации, о которых шла речь выше, условно говоря, формируются два типа личности (Р.В.Рывкина):
Личность, ориентированная на сельский образ жизни и имеющая положительное отношение к деревне. Очевидно, к этому типу можно отнести тех, кто на вопрос «если бы можно было выбрать, где бы вы предпочли жить?» отвечают «в деревне» (таковых 62% опрошенных ВЦИОМ в 1996 г.), и уж наверняка тех, кто хочет, чтобы их дети жили в деревне (28 %);
Личность, урбанистически ориентированная, с отрицательным отношением к деревне и сельскому образу жизни. Это те, кто при возможности предпочел бы жить в городе (в основном в небольшом - 22 % и лишь 8 % - в крупном), а также те, кто хотел бы, чтобы их дети жили в городе (и опять в основном в небольшом - 29 % и лишь 15 % - в крупном).
Весьма интересные изменения могут произойти в процессе социализации сельских жителей в связи с распространением частной собственности на землю.
как отличалась жизнь сельчких жителей от жизни горожан и получил лучший ответ
Ответ от Незнакомая[гуру]
Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада общеизвестны: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения. Специфика сельскохозяйственного производства такова, что она требует равномерного расселения, чтобы осваивать сельскохозяйственные земли. В результате непродуманной расселенческой политики исчезли сотни тысяч деревень, выпали из оборота миллионы гектаров лугов, пастбищ, пашни... .
Ответ от 2 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как отличалась жизнь сельчких жителей от жизни горожан
Ответ от Ђатьяна Tanya
[новичек]
У горожан с сельскими разная жизнь в Сельских- это вроде бы которые живут в деревне а горожани живут в городах. В городе могут быть и богатые с бедными а в деревнях живущие сельские они бедняки но выращивают много еды и продают её.А горожане не выращивают еду они эту еду покупают за свои деньги. Сельские делаю всё своими руками, а горожане покупают её у других людей которые создали вещи заводы. Сельские у них летом очень хорошо на речку можешь пойди, а в городе горожанам тоже можно купаться только вам мешает шум машин, а у сельских нет машин ну только в редких случиях и атм слышен звук природы как кузнечики поют с птицами лягушки квакают. Сельские жители занимались земледелием, а посадское население торговлей и ремеслами.
Ответ от Tanya - Manya
[гуру]
все про всех знают в селе,
ну и труд конечно тяжелый с ранья вставать..
Ответ от Антонина Андреева
[гуру]
Разная цивилизация.
Ответ от сергей нанезов
[активный]
У горожан с сельскими разная жизнь в Сельских- это вроде бы которые живут в деревне а горожани живут в городах. В городе могут быть и богатые с бедными а в деревнях живущие сельские они бедняки но выращивают много еды и продают её.А горожане не выращивают еду они эту еду покупают за свои деньги. Сельские делаю всё своими руками, а горожане покупают её у других людей которые создали вещи заводы. Сельские у них летом очень хорошо на речку можешь пойди, а в городе горожанам тоже можно купаться только вам мешает шум машин, а у сельских нет машин ну только в редких случиях и атм слышен звук природы как кузнечики поют с птицами лягушки квакают. Сельские жители занимались земледелием, а посадское население торговлей и ремеслами ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
Ответ от Жавохир Хадыходжаев
[новичек]
Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада общеизвестны: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения. Специфика сельскохозяйственного производства такова, что она требует равномерного расселения, чтобы осваивать сельскохозяйственные земли. В результате непродуманной расселенческой политики исчезли сотни тысяч деревень, выпали из оборота миллионы гектаров лугов, пастбищ, пашни...
Основой, организующей жизнь городского населения, является производство товаров и услуг. Экономический, культурный и информационный потенциал общества в крупных городских центрах, достижений материальной и духовной деятельности. Вместе с тем, приводит к возникновению серьезных противоречий - неравномерности развития центральных и периферийных городов, загрязнению окружающей среды, росту числа стрессов. .
По степени урбанизированности среды различают городской и сельский образ жизни. Сельский (более традиционный для жителей) образ жизни характеризуется ориентацией на традиционную систему ценностей; преобладанием семейной естественной передачи ценностных ориентаций от поколения к поколению; малым потреблением опосредованной информации через прессу, каналы массовой коммуникации; относительной устойчивостью национальной и региональной специфики; традиционностью форм труда; преимущественной ориентацией на самообеспечение и самообслуживание; малым использованием сферы общественных услуг; развитостью общесемейной и неразвитостью индивидуальной деятельности; устойчивостью родственных и соседских связей и рядом других черт.
Сельский образ жизни имеет множество этнических, региональных, производственных разновидностей, которые находят отражение в характеристиках и социальных требованиях к сельскому жилищу. Идеальный традиционный сельский образ жизни встречается все реже; урбанизация и новые технологии коммуникаций постепенно проникают в село, приближая сельский образ жизни к городскому. Типы зданий в современном селе зачастую подобны многоэтажным городским, предоставляющим тот же набор коммунальных услуг.
Сельская архитектура отличается большим консерватизмом решений (рис. 2.9), широким использованием традиционных материалов и конструкций.
В то же время сейчас в село все шире проникают дачные поселения городских жителей с наиболее современными архитектурными и инженерными решениями. Это накладывает городской отпечаток на традиционную сельскую архитектуру и ведет к постепенному нивелированию неповторимой сельской архитектуры, приближению ее к городским стандартам. До сих пор традиционная сельская архитектура экологичнее по сравнению с городской, хотя и отличается меньшим кругом и разнообразием удовлетворяемых потребностей (так, в сельских домах не всегда предусмотрено центральное отопление, канализация и др.).
Городской образ жизни существенно отличается от сельского большей динамичностью социальных процессов, преобладанием передачи культуры через средства массовой информации по сравнению с передачей естественной, семейно-бытовой. Он характеризуется относительной интернационализацией быта; высокой субъективной оценкой и опережающим развитием свободно избираемой деятельности в сфере потребления информации, производственного труда, художественного, технического, научного творчества; низкой оценкой домашнего труда и активным использованием всех доступных способов сокращения затрат времени на него; широким использованием сферы культурно-бытового обслуживания при одновременном усложнении домашнего досуга и труда, при ослаблении соседских и родственных связей. Он связан с предпочтением контактов с товарищами по работе и организацией с ними совместного отдыха взамен внутрисемейного общения; для учащихся и работающих - с избытком формально-ролевого общения; для одиноких, не занятых на производстве, - с дефицитом всех видов непосредственного общения.