• Российские ударные дроны (20 фото). Российские ударные дроны (20 фото) Взлетная масса, кг

    «Дозор-600» - российский беспилотный летательный аппарат (БПЛА), который способен при любых метеоусловиях проводить разведку и ликвидировать цели. Впервые был представлен на авиасалоне «МАКС-2009». Производится петербургской компанией «Транзас».

    Российский беспилотник «Дозор-600». Фото: Commons.wikimedia.org / Allocer

    Технические характеристики:

    Размах крыла - 12 м

    Длина - 6,7 м

    Высота - 2,3 м

    Максимальная взлетная масса - 720 кг

    Максимальная масса топлива - 240 кг

    Масса полезной нагрузки - 210 кг

    Тип двигателя - бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый Rotax 914

    Мощность двигателя - 115 л.с.

    Высота полета - 7000 м

    Максимальная скорость - 150 км/ч

    Продолжительность полета - 24 ч

    Объем полезной нагрузки - 120 кг

    Точность навигации - 15-30 м

    Время, необходимое для подготовки к вылету - до 60 мин.

    Каким вооружением оснащен беспилотник?

    На «Дозор-600» могут быть установлены, как ракеты класса «земля-воздух», так и противотанковые ракеты. Их масса не должна превышать 50 кг.

    При помощи какой аппаратуры беспилотник проводит разведку?

    В зависимости от выполняемой задачи «Дозор-600» может оснащаться различным оборудованием.

    Основу полезной нагрузки составляют три системы:

    Радиолокационная (РЛС переднего и бокового обзора с синтезированной апертурой),

    Оптико-тепловизионная (видеокамера и тепловизор),

    Фотографическая (фотокамера высокого разрешения со сменными объективами).

    Передача данных осуществляется при помощи спутникового канала связи и радиолинии в пределах зоны прямой видимости. Эксплуатацию аппарата обеспечивает персонал из четырех человек.

    Можно ли использовать «Дозор-600» в мирных целях?

    Да, можно. Аппарат аппарат можно использовать для съемок очагов пожаров, мониторинга границы, создания топографических карт и т.д.

    Вооруженные конфликты последнего времени наглядно показали потенциал тяжелых беспилотных летательных аппаратов. Благодаря сравнительно большой взлетной массе такая техника может нести не только разведывательное оборудование, но и определенный спектр вооружения. Таким образом, тяжелый БПЛА способен не только производить обнаружение целей, но и атаковать их, что сокращает затраты времени на выполнение боевой задачи, а также позволяет не упустить цель. Однако в нашей стране тяжелый сектор беспилотных летательных аппаратов на протяжении последних лет не пользуется особым вниманием конструкторов.

    Еще в советское время было создано несколько конструкций со взлетным весом более одной тонны (Ту-141, Ту-143, Ту-243 и т.д.), но все они предназначались для выполнения разведки и других подобных задач. Создание БПЛА с ударными возможностями в нашей стране началось сравнительно поздно, только в конце девяностых годов. Из-за этого до сих пор на вооружении нашей армии нет готовых систем такого класса. За прошедшие годы было создано несколько, безусловно, интересных проектов, однако ни один из них пока не дошел до серийного производства.

    «Скат»

    В 2007 году, на авиасалоне МАКС, корпорация «МиГ» представила свой новый проект. Интересной особенностью этого проекта являлся тот факт, что до презентации о нем не было почти никакой информации, но, тем не менее, на салоне в Жуковском сразу был показан натурный макет будущего беспилотника. Из-за подобной «неожиданности», сразу привлек внимание и стал предметом массы обсуждений.

    В целом, такая реакция не была удивительной: «Скат» стал одним из первых известных отечественных проектов ударного БПЛА, да и сравнительно большая взлетная масса заметно выделяла его из общей массы новых отечественных разработок. Кроме того, «Скат» стал первым представителем своего класса, дошедшим до стадии сборки макета в натуральную величину.

    Внешний вид беспилотника «Скат» напоминал одноименную рыбу: летательный аппарат предлагалось строить по схеме летающее крыло. Кроме того, в облике конструкции наглядно просматривались известные методики снижения радиолокационной заметности. Так, законцовки крыла параллельны его передней кромке и точно также выполнены обводы задней части аппарата. Над средней частью крыла «Скат» имел фюзеляж характерной формы, плавно сопряженный с несущими поверхностями. Вертикальное оперение не предусматривалось.

    Как видно из фотоматериалов макета «Ската», управление должно было осуществляться при помощи четырех элевонов, расположенных на консолях и на центроплане. При этом определенные вопросы сразу вызвала управляемость по рысканью: ввиду отсутствия руля направления и однодвигательной схемы БПЛА требовал как-то решить эту проблему. Имеется версия об одиночном отклонении внутренних элевонов для управления по рысканью.

    Представленный на выставке МАКС-2007 макет имел следующие габариты: размах крыла в 11,5 метра, длина в 10,25 и стояночная высота в 2,7 м. Относительно массы «Ската» известно лишь то, что его максимальный взлетный вес должен был примерно равняться 10 тоннам. При таких параметрах «Скат» имел неплохие расчетные летные данные. При максимальной скорости до 800 км/ч он мог бы подниматься на высоту до 12 тысяч метров и преодолевать в полете до 4000 километров.

    Такие летные данные планировалось обеспечить при помощи двухконтурного турбореактивного двигателя РД-5000Б с тягой 5040 кгс. Этот ТРД был создан на базе двигателя РД-93, однако изначально комплектуется специальным плоским соплом, снижающим заметность летательного аппарата в инфракрасном диапазоне. Воздухозаборник двигателя размещался в носовой части фюзеляжа и представлял собой нерегулируемое заборное устройство.

    Внутри фюзеляжа характерной формы «Скат» имел два грузоотсека размером 4,4х0,75х0,65 метра. При таких габаритах в грузоотсеках можно было подвешивать управляемые ракеты различных типов, а также корректируемые бомбы. В ряде источников упоминалось, что бортовое оборудование «Ската» планировалось приспособить только для атаки наземных целей, что сократило бы возможный спектр управляемого вооружения, сократив его до типов класса «воздух-поверхность». Общая масса боевой нагрузки «Ската» должна была примерно равняться двум тоннам. Во время презентации на салоне МАКС-2007 рядом со «Скатом» находились ракеты Х-31 и корректируемые бомбы КАБ-500.

    Состав бортового оборудования, подразумевавшегося проектом, не оглашался. Исходя из информации о других проектах такого класса, можно сделать выводы о наличии комплекса навигационного и прицельного оборудования, а также неких возможностей автономных действий. Тем не менее, официальные данные относительно радиоэлектронного оборудования «Ската» за пять лет так и не поступили.

    После первой демонстрации проект «Скат» несколько раз упоминался в официальных источниках, однако впоследствии его закрыли. В настоящее время, как упоминается в некоторых источниках, наработки корпорации «МиГ» по проекту «Скат» используются фирмой «Сухой» при разработке перспективного ударного беспилотника.

    «Прорыв»

    Программа «Прорыв» фирмы «Яковлев» до сих пор остается одной из самых загадочных в истории современного российского авиастроения. Вся информация о ней ограничивается несколькими абзацами текста и таблицей с примерными характеристиками. Не совсем понятны даже примерные сроки начала работ в этом направлении.

    Предположительно в конце девяностых годов в ОКБ им. Яковлева начали рассматривать возможность создания многоцелевого беспилотного летательного аппарата с широким использованием наработок по проекту Як-130. Имеются сведения о положительном заключении относительно возможности использования на беспилотнике значительной части бортового радиоэлектронного оборудования исходного учебного самолета.

    Предполагалось, что такой подход может облегчить разработку и производство нового БПЛА, а также обеспечить высокую степень унификации беспилотников одного семейства. Последняя возможность была особо важной, поскольку программа «Прорыв» подразумевала создание нескольких беспилотных летательных аппаратов различного назначения – ударного, разведчика и БПЛА радиолокационного обнаружения.

    В середине двухтысячных годов появились первые подробности относительно облика беспилотников семейства «Прорыв». Так, ударный вариант должен был в некоторой мере походить на «Скат» фирмы «МиГ»: летающее крыло с одним двигателем и внутренними грузоотсеками для вооружения. В то же время, на одном из имеющихся рисунков «Прорыва-У» (именно так обозначен ударный беспилотник) видно треугольное крыло, а также заметны два воздухозаборника на верхней поверхности крыла.

    На других изображениях «Прорыв-У», также именуемый Як-133БР, имеет обводы корпуса и размещение воздухозаборника, подобные «Скату». При взлетном весе около десяти тонн ударный вариант БПЛА «Прорыв» должен был иметь расчетный практический потолок порядка 15-16 километров и максимальную скорость 1050-1100 км/ч. По различным оценкам, полезная нагрузка такого беспилотника должна была составлять две-три тонны. Очевидно, спектр вооружений был бы таким же, как у «Ската»: управляемые ракеты и бомбы для атаки наземных целей, подходящие по массогабаритным параметрам.

    На изображении трехмерной модели «Прорыва-У», похожей на БПЛА «Скат», также запечатлены два других летательных аппарата – разведывательный «Прорыв-Р» и «Прорыв-РЛД», предназначенный для радиолокационного обнаружения. Их планеры почти не имеют отличий друг от друга. В то же время, разведывательные «Прорывы» значительно отличаются от ударного варианта. Версии «Р» и «РЛД» на изображениях вместо стреловидного крыла среднего удлинения имеют крыло малой стреловидности, большого удлинения и небольшого сужения.

    Таким образом, проигрывая ударному беспилотнику в максимальной скорости, разведывательные аппараты могут иметь более высокие характеристики взлета и посадки, а также длительного полета на больших высотах. Помимо характерного крыла «Прорыв-Р» и «Прорыв-РЛД» оснащены хвостовым оперением оригинальной конструкции. От фюзеляжа беспилотников отходят две сравнительно тонкие балки, на которых закреплено две поверхности. Очевидно, размещенные на них рули могут использоваться для управления по тангажу и рысканью.

    Наконец, силовая установка обоих разведывательных БПЛА программы «Прорыв» размещается в мотогондоле в задней части фюзеляжа. Самым значительным различием внешнего вида «Прорыва-Р» и «Прорыва-РЛД» является крупный обтекатель антенны бортовой РЛС на последнем.

    По имеющимся данным, разведывательные беспилотники «Прорыв» должны были иметь взлетный вес порядка десяти тонн, однако «Прорыв-Р» был немного легче. Одновременно с этим масса целевого оборудования была сокращена до 1000-1200 килограмм. По сравнению с ударным вариантом изменились летные характеристики. К примеру, максимальная скорость разведчиков упала до 750 километров в час. При этом «Прорыв-Р», согласно расчетам, мог подниматься на высоту порядка 20 километров и находиться в воздухе не менее 18-20 часов. «Прорыв-РЛД», в свою очередь, из-за незначительно ухудшившейся аэродинамики – на нее повлиял крупный обтекатель антенны РЛС над фюзеляжем – должен был иметь потолок около 14 километров и летать на протяжении 16 часов.

    К сожалению, на этом заканчивается вся открытая информация по программе «Прорыв». За несколько лет, прошедших после обнародования первых данных, ОКБ им. Яковлева не публиковало новых подробностей. Возможно, проект тяжелого БПЛА «Прорыв» был закрыт ввиду большего приоритета других беспилотных программ.

    «Дозор-600»

    Проекты «Скат» и «Прорыв» относятся к той категории беспилотников, взлетный вес которой значительно превышает одну тонну. Все проекты отечественных конструкторов в этом направлении пока заканчиваются на стадии проектирования. При этом другой проект ударного беспилотника, все же дошедший до стадии испытаний прототипов, имел гораздо меньший вес.

    БПЛА «Дозор-600» (разработка конструкторов компании «Транзас»), также известный под названием «Дозор-3», значительно легче «Ската» или «Прорыва». Его максимальный взлетный вес не превышает 710-720 килограмм. При этом за счет классической аэродинамической компоновки с полноценным фюзеляжем и прямым крылом он имеет примерно такие же габариты, как у «Ската»: размах крыла в двенадцать метров и общую длину в семь.

    В носовой части «Дозора-600» предусмотрено место для целевой аппаратуры, а в средней устанавливается стабилизированная платформа для наблюдательного оборудования. В хвостовой части беспилотника размещается винтомоторная группа. Ее основа – поршневой двигатель Rotax 914, аналогичный устанавливаемым на и американский MQ-1B Predator.

    115 лошадиных сил двигателя позволяют разгоняться до скорости порядка 210-215 км/ч или совершать длительные полеты с крейсерской скоростью в 120-150 км/ч. При использовании дополнительных топливных баков этот БПЛА способен находиться в воздухе до 24 часов. Таким образом, практическая дальность полета приближается к отметке 3700 километров.

    Исходя из характеристик БПЛА «Дозор-600», можно сделать выводы о его предназначении. Сравнительно небольшой взлетный вес не позволяет ему перевозить какое-либо серьезное вооружение, что ограничивает спектр решаемых задач исключительно разведкой. Тем не менее, в ряде источников упоминается возможность установки на «Дозор-600» различного вооружения, общая масса которого не превышает 120-150 килограмм. Из-за этого номенклатура допустимых к применению вооружений ограничена только некоторыми типами управляемых ракет, в частности противотанковых.

    Примечательно, что при использовании противотанковых управляемых ракет «Дозор-600» в значительной мере становится похожим на американский , как по техническим характеристикам, так и по составу вооружения.

    Однако пока рано говорить о боевых перспективах беспилотника «Дозор-600». Дело в том, что последние успехи этого проекта относятся к 2010 году. В июле 2009-го начались летные испытания масштабного прототипа. Немного позже макет беспилотника продемонстрировали на салоне МАКС-2009. Вскоре после того участия в выставке новые сообщения о ходе проекта «Дозор-600» стали появляться все реже и реже. В 2010 году полноразмерный прототип беспилотника поднялся в воздух.

    Но уже в октябре того же года компания-разработчик заявила о прекращении работ по проекту. Это решение было обусловлено отсутствием финансовой поддержки со стороны потенциальных заказчиков. Компания «Транзас» не имела возможности самостоятельно оплатить доводку «Дозора-600» и поэтому закрыла проект. При этом, как утверждалось, большая часть работ по проекту, в том числе и создание бортового радиоэлектронного оборудование, к тому времени уже завершились. Возможно, в дальнейшем наработки по «Дозору-600» будут использованы в новых проектах.

    «Охотник»

    Как видим, развитие тяжелых беспилотных летательных аппаратов ударного назначения в нашей стране переживает не самые лучшие времена. Все проекты, казавшиеся перспективными, либо вовсе закрыты, либо их состояние вызывает серьезные вопросы. По этой причине большие надежды связываются с новым проектом фирмы «Сухой». В некоторых источниках утверждается, что эти конструкторские работы получили кодовое название «Охотник». На данный момент имеется очень мало информации по этому проекту. Возможно, дефицит сведений связан с нахождением проекта в ранних стадиях.

    История проекта конструкторского бюро «Сухой» началась в 2009 году, когда руководство Объединенной авиастроительной корпорации заявило о планах привлечь компании «МиГ» и «Сухой» к разработке совместного проекта тяжелого беспилотника. Соответствующие соглашения между авиастроительными организациями были подписаны в 2011 и 2012 годах.

    В апреле 2012 года министерство обороны утвердило технические требования к перспективному ударному БПЛА, а летом появились сведения о выборе компании «Сухой» в качестве основного подрядчика по проекту. Тогда же появилась примерная информация о сроках осуществления работ по программе «Охотник». Утверждалось, что первый полет аппарата состоится в 2016 году, а на вооружение он поступит в 2020-м или позже.

    Поскольку научно-исследовательские работы по теме «Охотник» начались всего несколько месяцев назад, технические подробности, а также список требований военных пока не стали достоянием общественности. Имеются сведения о требовании относительно модульной архитектуры БПЛА, которая позволит ему в кратчайшее время изменять набор бортового оборудования в зависимости от текущей задачи.

    Кроме того, в некоторых неофициальных источниках появлялись неоднозначные, если не фантастические, версии. К примеру, высказывались предположения о разработке ударного беспилотника с возможностью выполнения задач, свойственных истребителям, причем якобы «Охотник» будет соответствовать шестому поколению этого класса техники. По понятным причинам пока рано говорить о правдивости таких утверждений, ведь еще даже не сформированы общие критерии истребителя шестого поколения.

    В целом, тяжелые ударные беспилотники в нашей стране нельзя назвать особо удачливым классом техники. Общее число подобных проектов незначительно, а до серийного производства и принятия на вооружения пока ни один из них не дошел. Таким образом, любой подобный проект будет вызывать повышенный интерес и на него, очевидно, будут возлагаться большие надежды. Зарубежные армии уже достаточно давно и успешно используют БПЛА, способные нести вооружение, а в нашей стране подобной техники пока нет. В результате любой проект подобного назначения может быть «назначен» спасителем российской беспилотной отрасли.

    Однако к настоящему времени активные работы ведутся только по одному проекту, который будет воплощен в металле и композитах только через три года, а на вооружение пойдет еще позже. Ввиду отсутствия других активных работ в этом направлении тема «Охотник» оказывается единственным кандидатом на звание первого отечественного тяжелого ударного БПЛА. Хотелось бы, чтобы этот проект завершился удачно и в нашей армии наконец появилась новая техника, эффективность которой была доказана зарубежными аналогами.

    Средневысотный тяжелый многоцелевой телеуправляемый БЛА большой продолжительности полета. Решает задачи обнаружения и идентификации объектов в режиме реального времени, независимо от метеоусловий и времени суток. Построен по нормальной аэродинаической схеме. О готовности и поступлении в войска РФ на 2017.01 сведений нет.
    Двигатель поршневой, четырехтактный Rotax 914.
    Способен нести до 120 кг полезной нагрузки в виде высокоточного оружия.

    Отмечается определенная схожесть с ударными дронами США и компании General Atomics. Российское изделие отличается от них заметно меньшими размерами и тем, что разработано чуть не на 20 лет позднее MQ-1B.

    Внешний вид

    источник фото: poderioarmadas2.blogspot.ru На этом фото схож с Predator B.

    Разработчик

    Кронштадт (ранее Транзас), главный конструктор Геннадий Трубников

    Детали спецификации

    Длина - 6.7 м,

    Высота - 2.3 м

    Размах крыла - 12 м

    Дальность действия - 3500-3700 км

    Беспосадочный полет - до 30 ч

    Взлетный вес: 640 кг

    Для взлета и посадки требуется ВПП.

    Потолок высот: 7500 м

    Двигатель поршневой, четырехтактный Rotax 914 (115 л.с.).

    Передача данных - через спутниковую связь или радиоканал в пределах прямой видимости.

    Способен нести до 120 кг полезной нагрузки в виде высокоточного оружия, например, бомб или ракет воздух-поверхность. Также это может быть РЛС (например, переднего и бокового обзора с синтезируемой апертурой), оптическая видеокамера, тепловизор, фотокамера со сменными объективами.

    Топливный бак - в средней части корпуса

    Носовая часть - системы навигации

    Хвостовая часть - силовая установка

    На борту установлены системы автосопровождения и целеуказания, система связи, способная обеспечивать передачу видеопотоков с камер и данных с радара и другой полезной нагрузки. Системы хранения информации.

    Видео

    Статус

    2017.01 О начале серийного производства и о поступлении в армию информации нет.

    2016. Начались испытания.

    Первый полет в 2010 году. Тогда же работы были свернуты из-за недостатка финансирования.

    Показан на авиасалоне МАКС-2009

    Предварительная информация о данном БЛА появилась на выставке Интерполитех в 2008 году, тогда он назывался Дозор-3.

    Будущее, где умные машины убивают людей, наступило гораздо раньше, чем думали герои "Терминатора". Сейчас представить воздушные силы современного государства без беспилотников невозможно. До последнего времени гегемоном в области строения и использования БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) были Соединенные Штаты Америки, но, кажется, их лидерству скоро придет конец. А точнее прилетит - на крыльях перспективного российского разведывательно-ударного БПЛА "Дозор-600".

    Идеи добавить к разведывательной функции беспилотных летательных объектов еще и задачу уничтожения целей возникали у мировых конструкторов еще на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Например, легендарный Никола Тесла сконструировал небольшой радиоуправляемый планер, способный сбрасывать небольшие бомбы, но его устройство никого в то время не заинтересовало.

    Первым серийным ударным БПЛА стал американский "MQ-1 Predator", который в 2001 году в рамках тренировочных полетов удачно поразил требуемые цели. С этого момента необходимость создания подобного вооружения для нужд российской армии стала очевидна.

    В 2009 году на Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском был представлен публике первый прототип нового российского БПЛА. Масштабный прототип "Дозор-100" совершил показательный полет длительностью всего несколько минут, но разговоры о технических характеристиках нового беспилотника и сравнения с зарубежными аналогами не утихают уже более пяти лет.

    Строение корпуса у "Дозора" и его заокеанского коллеги "MQ-1 Predator" схожее, оба они имеют нормальную аэродинамическую схему с однобалочным фюзеляжем. Размахам крыльев отечественного БПЛА уступает "MQ-1 Predator" почти на треть - 12 метров против 17. Скромность в габаритах прослеживается и в небольшой массе полезной нагрузки и максимальной взлетной массе. На первый взгляд такая компактность кажется недостатком, ведь меньший взлетный вес означает меньше ракет, что для ударного беспилотника является определяющим фактором. Но это только на первый взгляд. Меньшие размеры означают и меньшую заметность для систем обнаружения. Малая взлетная масса, которая теоретически ограничивает тип и количество ракет, может нивелироваться специальными компактными ракетами "воздух-земля" или специальными ПТУР (противотанковыми ракетами). Да и без специальных ракет гипотетически возможна установка, например, четырех ПТУР типа "Штурм" или "Атака", масса которых не превышает пятидесяти килограмм. В свою очередь "Predator" имеет на вооружении две противотанковые ракеты AGM-114 "Хеллфайр", которые неплохо себя зарекомендовали в Ираке и Афганистане.

    Интересное, что мощность двигателей на российском и американском БПЛА одинакова и равна 115 лошадиным силам, а это значит, что при меньшей массе и габаритах "Дозор-600" будет чувствовать в небе более комфортно: больше максимальная скорость, выше маневренность. Эти показатели также можно назвать определяющими, ведь помимо потенциального уничтожения цели задачами беспилотника является разведка и обнаружение, а уж тут такая "проворность" остро необходима. Например, в войне НАТО против Югославии в 1999 году уже устаревшие зенитно-ракетные комплексы 9К31 "Стрела-1" югославской армии сбили минимум два "MQ-1 Predator".

    Для наблюдения и разведки "Дозор-600" будет располагать целым комплексом устройств: оптико-тепловизионная гиростабилизированная система (видеокамера и тепловизор), РЛС переднего и бокового обзора, фотокамера высокого разрешения со сменными объективами, система целеуказания и автосопровождения. Вообще, список оборудования, которое можно будет установить на "Дозор-600", довольно обширен, так как аппарат может быть использован и в гражданском секторе, например, для съемок очагов пожаров или составления карт труднодоступных мест.

    В 2013 году глава Минобороны Сергей Шойгу поручил конструкторам ускорить темпы выполнения работ по перспективному беспилотнику.

    Еще 20 лет назад Россия была одним из мировых лидеров по разработке беспилотных летательных аппаратов. Только одних воздушных разведчиков Ту-143 в 80-е годы прошлого века было выпущено 950 штук. Был создан знаменитый многоразовый космический корабль «Буран», совершивший свой первый и единственный полет в полностью беспилотном режиме. Не вижу смысла и теперь как-то пасовать в разработке и применении дронов.

    Предыстория российских дронов (Ту-141, Ту-143, Ту-243). В середине шестидесятых годов ОКБ Туполева приступило к созданию новых комплексов беспилотной разведки тактического и оперативного назначения. 30 августа 1968 года вышло постановление Совета Министров СССР N 670-241 на разработку нового беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» (ВР-3) и входящего в него беспилотного самолета-разведчика «143» (Ту-143). Срок предъявления комплекса на испытания в Постановлении оговаривался: для варианта с оборудованием фоторазведки - 1970 годом, для варианта с оборудованием для телевизионной разведки и для варианта с оборудованием для радиационной разведки - 1972 годом.

    Разведывательный БПЛА Ту-143 серийно выпускался в двух вариантах комплектации носовой сменной части: в варианте фоторазведчика с регистрацией информации на борту, в варианте телевизионной разведки с передачей информации по радиоканалу на наземные командные пункты. Кроме того самолет-разведчик мог оборудоваться средствами радиационной разведки с передачей материалов о радиационной обстановке по маршруту полета на землю по радиоканалу. БПЛА Ту-143 представлен на выставке образцов авиационной техники на Центральном аэродроме в Москве и в Музее в Монино (там же можно увидеть и БПЛА Ту-141).

    В рамках аэрокосмического салона в подмосковном Жуковском МАКС-2007 в закрытой части экспозиции авиастроительная корпорация «МиГ» показала свой ударный беспилотный комплекс «Скат» - летательный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло» и внешне очень напоминающий американский бомбардировщик B-2 Spirit или его уменьшенный вариант – морской беспилотный летательный аппарат Х-47В.

    «Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь средствам ПВО, в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми летательными аппаратами действий.

    Его максимальная взлетная масса должна составить 10 тонн. Дальность полета - 4 тыс. километров. Скорость полета у земли - не менее 800 км/ч. Он сможет нести две ракеты класса «воздух-поверхность» / «воздух-РЛС» или две корректируемые авиабомбы общей массой не более 1 тонны.

    Летательный аппарат выполнен по схеме летающее крыло. Кроме того, в облике конструкции наглядно просматривались известные методики снижения радиолокационной заметности. Так, законцовки крыла параллельны его передней кромке и точно также выполнены обводы задней части аппарата. Над средней частью крыла «Скат» имел фюзеляж характерной формы, плавно сопряженный с несущими поверхностями. Вертикальное оперение не предусматривалось. Как видно из фотоматериалов макета «Ската», управление должно было осуществляться при помощи четырех элевонов, расположенных на консолях и на центроплане. При этом определенные вопросы сразу вызвала управляемость по рысканью: ввиду отсутствия руля направления и однодвигательной схемы БПЛА требовал как-то решить эту проблему. Имеется версия об одиночном отклонении внутренних элевонов для управления по рысканью.

    Представленный на выставке МАКС-2007 макет имел следующие габариты: размах крыла в 11,5 метра, длина в 10,25 и стояночная высота в 2,7 м. Относительно массы «Ската» известно лишь то, что его максимальный взлетный вес должен был примерно равняться десяти тоннам. При таких параметрах «Скат» имел неплохие расчетные летные данные. При максимальной скорости до 800 км/ч он мог бы подниматься на высоту до 12 тысяч метров и преодолевать в полете до 4000 километров. Такие летные данные планировалось обеспечить при помощи двухконтурного турбореактивного двигателя РД-5000Б с тягой 5040 кгс. Этот ТРД был создан на базе двигателя РД-93, однако изначально комплектуется специальным плоским соплом, снижающим заметность летательного аппарата в инфракрасном диапазоне. Воздухозаборник двигателя размещался в носовой части фюзеляжа и представлял собой нерегулируемое заборное устройство.

    Внутри фюзеляжа характерной формы «Скат» имел два грузоотсека размером 4,4х0,75х0,65 метра. При таких габаритах в грузоотсеках можно было подвешивать управляемые ракеты различных типов, а также корректируемые бомбы. Общая масса боевой нагрузки «Ската» должна была примерно равняться двум тоннам. Во время презентации на салоне МАКС-2007 рядом со «Скатом» находились ракеты Х-31 и корректируемые бомбы КАБ-500. Состав бортового оборудования, подразумевавшегося проектом, не оглашался. Исходя из информации о других проектах такого класса, можно сделать выводы о наличии комплекса навигационного и прицельного оборудования, а также неких возможностей автономных действий.

    БПЛА «Дозор-600» (разработка конструкторов компании «Транзас»), также известный под названием «Дозор-3», значительно легче «Ската» или «Прорыва». Его максимальный взлетный вес не превышает 710-720 килограмм. При этом за счет классической аэродинамической компоновки с полноценным фюзеляжем и прямым крылом он имеет примерно такие же габариты, как у «Ската»: размах крыла в двенадцать метров и общую длину в семь. В носовой части «Дозора-600» предусмотрено место для целевой аппаратуры, а в средней устанавливается стабилизированная платформа для наблюдательного оборудования. В хвостовой части беспилотника размещается винтомоторная группа. Ее основа – поршневой двигатель Rotax 914, аналогичный устанавливаемым на израильский БПЛА IAI Heron и американский MQ-1B Predator.

    115 лошадиных сил двигателя позволяют беспилотнику «Дозор-600» разгоняться до скорости порядка 210-215 км/ч или совершать длительные полеты с крейсерской скоростью в 120-150 км/ч. При использовании дополнительных топливных баков этот БПЛА способен находиться в воздухе до 24 часов. Таким образом, практическая дальность полета приближается к отметке 3700 километров.

    Исходя из характеристик БПЛА «Дозор-600», можно сделать выводы о его предназначении. Сравнительно небольшой взлетный вес не позволяет ему перевозить какое-либо серьезное вооружение, что ограничивает спектр решаемых задач исключительно разведкой. Тем не менее, в ряде источников упоминается возможность установки на «Дозор-600» различного вооружения, общая масса которого не превышает 120-150 килограмм. Из-за этого номенклатура допустимых к применению вооружений ограничена только некоторыми типами управляемых ракет, в частности противотанковых. Примечательно, что при использовании противотанковых управляемых ракет «Дозор-600» в значительной мере становится похожим на американский MQ-1B Predator, как по техническим характеристикам, так и по составу вооружения.

    Охотник

    Проект тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата. Разработка темы НИР «Охотник» по изучению возможности создания ударного БПЛА массой до 20 тонн в интересах ВВС России велась или ведется компанией «Сухой» (ОАО «ОКБ Сухого»). Впервые о планах Министерства обороны получить на вооружение ударный БПЛА заявлено на авиасалоне МАКС-2009 в августе 2009 г. Согласно заявлению Михаила Погосяна в августе 2009 г. проектирование нового ударного беспилотного комплекса должно было стать первой совместной работой соответствующих подразделений ОКБ Сухого и МиГ (проект «Скат»). СМИ сообщили о заключении контракта на выполнение НИР «Охотник» с компанией «Сухой» 12 июля 2011 г. В августе 2011 г. объединение соответствующих подразделений РСК МиГ и «Сухой» для разработки перспективного ударного БПЛА подтверждено в СМИ, но официальное соглашение между «МиГ» и «Сухой» подписано лишь 25 октября 2012 г.

    Техническое задание на ударный БПЛА утверждено Министерством обороны России в первый числах апреля 2012 г. 6 июля 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что компания «Сухой» выбрана ВВС России в качестве головного разработчика. Так же неназванный источник в отрасли сообщает, что ударный БПЛА разработки компании «Сухой» одновременно будет истребителем шестого поколения. По состоянию на середину 2012 г. предполагается, что первый образец ударного БПЛА приступит к испытаниям не ранее 2016 г. Поступление на вооружение ожидается к 2020 г. В 2012 г. в ОАО ВНИИРА проведен отбор патентных материалов по теме ОКР «Охотник», а в перспективе планировалось создание систем навигации захода на посадку и руление тяжелых БПЛА по заданию ОАО Компании «Сухого» (источник).

    СМИ сообщают, что первый образец тяжелого ударного БПЛА КБ им.Сухого будет готов в 2018 г.

    Боевое применение (а то скажут выставочные экземпляры, советское старьё)

    «Впервые в мире, ВС России провели атаку укрепрайона боевиков боевыми дронами. В провинции Латакия, армейские подразделения сирийской армии, при поддержке десантников России и русских боевых дронов, взяли стратегическую высоту 754,5, башню «Сириатель».

    Совсем недавно начальник Генштаба ВС РФ генерал Герасимов заявил, что Россия стремится полностью роботизировать сражение, и, возможно, в скором времени мы станем свидетелями того, как роботизированные группы самостоятельно ведут военные действия, и вот это — произошло.

    В России в 2013 году принята на вооружение ВДВ новейшая автоматизированная система управления «Андромеда-Д», с помощью которой можно осуществлять оперативное управление смешанной группировкой войск.

    Использование новейшего высокотехнологичного оборудования позволяет командованию обеспечить непрерывное управление войсками, выполняющими учебно-боевые задачи на незнакомых полигонах, а командованию ВДВ осуществлять контроль за их действиями, находясь на удалении более 5 тыс. километров от мест дислокации, получая из района учения не только графическую картинку перемещающихся подразделений, но и видеоизображение их действий в режиме реального времени.

    Комплекс в зависимости от задач может быть смонтирован на шасси двухосного «КамАЗа», БТР-Д, БМД-2 или БМД-4. Кроме того, учитывая специфику ВДВ, «Андромеда-Д» приспособлена для погрузки в самолет, перелета и десантирования.

    Вот эта система, а также боевые дроны были переброшены в Сирию и испытаны в боевых условиях.

    В атаке на высоту участвовали шесть роботизированных комплексов «Платформа-М» и четыре комплекса «Арго», атаку дронов поддерживали недавно переброшенные в Сирию самоходные артиллерийские установки (САУ) «Акация», которые могут уничтожать позиции противника навесным огнем.

    С воздуха, за полем боя вели разведку беспилотники, передавая информацию в развернутый полевой центр «Андромеда-Д», а также в Москву в Национальный центр управления обороной командного пункта Генерального штаба России.

    Боевые роботы, САУ, беспилотники были завязаны на автоматизированную систему управления «Андромеда-Д». Командующий атакой на высоту, в режиме реального времени, руководил боем, операторы боевых дронов, находясь в Москве, вели атаку, каждый видел как свой участок боя, так и всю картину в целом.

    Первыми пошли в атаку дроны, приблизившись на 100-120 метров к укреплениям боевиков, они вызвали огонь на себя, а по обнаруженным огневым точкам тут же наносили удары САУ.

    За дронами, на расстоянии 150-200 метром наступала сирийская пехота, зачищая высоту.

    У боевиков не было не малейшего шанса, все их перемещения контролировали беспилотники, по обнаруженным боевикам наносились артиллерийские удары, буквально через 20 минут после начала атаки боевых дронов, боевики в ужасе бежали, бросая убитых и раненых. На склонах высоты 754,5, насчитали почти 70 убитых боевиков, у сирийских солдат погибших нет, только 4 раненых.»