• Строфа - это сколько строк? Что такое строфа в стихотворении? Строфа и ее разновидности 12 строк как называется.

    Такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа, основывается на порядке расположения рифм в стихах (здесь под стихами мы подразумеваем отдельные строки).

    Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое и семантическое целое - она содержит свою особую тему, которая меняется с переходом к другой строфе.

    Наименьшей из строф является двустишие . Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были четверостишия, октавы, терцины.

    Двустишия бывают нестрофическими (не образуют отдельную строфу) и строфическими (отделяются пробелами от других).

    Нестрофические встречаются:

    В стихотворениях вольной рифмовки - в них используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами, и есть наши нестрофические двустишия.

    Отечески пенаты, О пестуны мои! Вы златом не богаты, Но любите свои Норы и темны кельи, Где вас на новосельи Смиренно здесь и там Расставил по углам; Где странник я бездомный, Всегда в желаньях скромный, Сыскал себе приют. К.Н.Батюшков, Мои пенаты (отрывок)

    В александрийском стихе - твердая форма, пишется 6-стопным ямбом со смежной рифмовкой и регулярным чередованием пар мужских и женских рифм. Этот стих встречается в двух основных формах, между которыми, как обычно, есть переходные.

    Первая, свободная, в 18-м веке использовалась преимущественно в драматургии: реплики персонажей могут включать не только половины одного двустишия, но даже части одного стиха. Это действительно нестрофический стих. Но в пространных монологах пьес и особенно в поэмах и длинных стихотворениях проявляется тенденция к смысловой замкнутости двустиший, а иногда даже к объединению мужских и женских пар. Но в крупных произведениях множество двустиший создает определенное однообразие. Поэтому уже в 19 веке нередко использование свободной, отчетливо нестрофической формы александрийского стиха, либо с замыканием фразы в конце рифменной пары, либо с переносом ее в следующую.

    Мой голос для тебя и ласковый и томный Тревожит поздное молчанье ночи темной. Близ ложа моего печальная свеча Горит; мои стихи, сливаясь и журча, Текут, ручьи любви; текут полны тобою. Во тьме твои глаза блистают предо мною, Мне улыбаются - и звуки слышу я: Мой друг, мой нежный друг... люблю...твоя... твоя!.. А.С.Пушкин, Ночь

    Строфические - четко замкнуты тематически, разделяются пробелами. Двустишная строфа требует лаконизма, ведь в 2 стиха надо уложить законченную мысль.

    Изменой слуга паладина убил: Убийце завиден сан рыцаря был.

    Свершилось убийство ночною порой - И труп поглощен был глубокой рекой.

    И шпоры и латы убийца надел И в них на коня паладинова сел.

    И мост на коне проскакать он спешит, Но конь поднялся на дыбы и храпит.

    Он шпоры вонзает в крутые бока - Конь бешеный сбросил в реку седока.

    Он выплыть из всех напрягается сил, Но панцирь тяжелый его утопил. В.А.Жуковский, Мщение

    Своеобразная форма двустишия - рифма-эхо: за длинным стихом следует короткий, чаще всего - одно слово. Такие двустишия обычно встречаются в стихотворениях шутливых и сатирических, хоть и не только в них. Например, у Маяковского в поэме "Хорошо!": "Кончайте войну!| Довольно!| Будет!| В этом| голодном году - || невмоготу.|| Врали:| "народа -| свобода,| вперед,| эпоха,| заря,..." - | и зря.||"

    Я не поэт - и, не связанный узами С музами, Не обольщаюсь ни лживой, ни правою Славою. Родине предан любовью безвестною, Честною, Не воспевая с певцами присяжными, Важными Злое и доброе, с равными шансами, Стансами, Я положил свое чувство сыновнее Все в нее. В.С.Курочкин, фрагмент .

    Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки:

    Смежная - рифмовка смежных стихов : первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

    Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.

    Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

    Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

    Кольцевая(опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

    Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.

    Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.

    Схема октавы: абабабвв

    В шесть лет он был ребенок очень милый И даже, по ребячеству, шалил; В двенадцать приобрел он вид унылый И был хотя хорош, но как-то хил. Инесса горделиво говорила, Что метод в нем натуру изменил: Философ юный, не смотря на годы, Был тих и скромен, будто от природы.

    Признаться вам, доселе склонен я Не доверять теориям Инессы. С ее супругом были мы друзья; Я знаю, очень сложные эксцессы Рождает неудачная семья, Когда отец - характером повеса, А маменька ханжа. Не без причин В отца выходит склонностями сын!

    Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки . В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.

    Схема терцины:

    аба бвб вгв гдг дед и т.д.

    Терцины нельзя назвать строфами в точном смысле слова: они не обладают ни интонационной, ни смысловой завершенностью, но структура их все же строго повторяется, что-таки является признаком строфы.

    Термин "строфа" происходит от древнегреческого слова, означающего "поворот", "кружение". Это сочетание некоторого количества стихов (стихотворных строк), которое составляет смысловое, синтаксическое и ритмическое единство. "Строфа - это сколько строк?" - спросите вы. Отвечаем. Ее состав может включать от 2 до 14 стихов. Названия строф (основные) мы сейчас вам представим.

    Двустишие

    Самой простой из них считается двустишие (по-другому - дистих). Данный вид строфы используется относительно редко в отечественной поэзии. Его применял, например, М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении "Морская царевна".

    Трехстишие

    Состоящая из трех стихотворных строк строфа называется трехстишием (иначе - терцетом). также довольно редко используется русскими поэтами. Намного чаще трехстишия включаются в состав других, более крупных строф. Ими написано, например, стихотворение "Песнь Ада" А. А. Блока.

    Четверостишие

    Самым популярным из всех других видов строфы является у отечественных поэтов четверостишие (по-другому - катрен). Имеющееся в нем сочетание четырех стихов позволяет получить невероятное разнообразие интонации, ритма. Отличается четверостишие гибкостью синтаксиса. Оно может в некоторых случаях включаться в состав других, более крупных видов строф. В качестве примера можно привести онегинскую строфу и сонет. В четверостишии применяются всевозможные но чаще всего встречаются так называемые перекрестные рифмы (построенные по схеме abab). Например, "Сон" М. Ю. Лермонтова, в котором первая строка рифмуется с третьей, а вторая - с четвертой. Примеров можно привести множество.

    Не путайте два похожих слова - "строка" и "строфа". Оба этих понятия объединяются тем, что из них состоят стихи. 4 строфы, однако, может включать в себя произведение, написанное катреном, дистихом, терцетом и др. А 4 строки, составляющие строфу, - это всегда катрен.

    Стансы

    Стансы представляют собой особый вид строфы, который имеет в своем составе четыре строки. Остановимся на нем подробнее. В русской поэзии это состоящая из четырех стихов, написанных строфа, в которой применяется (построенная по схеме abab). Кроме данных формальных особенностей, отличается каждое из четверостиший также смысловой законченностью. Самые яркие произведения, которые написаны стансами, в отечественной литературе принадлежат А. С. Пушкину. В его стихотворениях несколько раз встречается эта строфа. Примеры: "Брожу ли я...", "Стансы", "Во глубине сибирских руд".

    Следует выделить из других разновидностей строф, довольно редко употребляющихся в русской поэзии, сонет, октаву, а также особый вид, созданный Пушкиным, - онегинскую строфу.

    Сонет

    Сонет рассматривают чаще всего в качестве одного из жанров лирики. Однако с формальной точки зрения это строфа. Сонет включает в себя две части. Первая состоит из двух катренов (то есть четверостиший), вторая заключает в себе два терцета (то есть трехстишия).

    Сонет как строфа - это сколько строк? Чтобы ответить на данный вопрос, можно посчитать их количество в указанных нами составных частях и суммировать полученные числа. Можете сделать это самостоятельно и проверить результат. У вас должно получиться ровно 14 строк. У сонетов стихотворный размер является пятистопным ямбом (реже применяется шестистопный). Даже в классическом, строгом варианте схема рифмовки может меняться при следующем обязательном условии: должны употребляться в катренах две равнозвучные рифмы, в трехстишиях следует применять две (или, что реже, три), которые отличаются от использованных в катренах. Александром Сергеевичем Пушкиным было создано три известных сонета: "Мадонна", "Поэту", "Суровый Дант не презирал сонета...".

    Онегинская строфа

    Онегинская строфа Александром Сергеевичем была введена в литературу специально для романа под названием "Евгений Онегин". Как нетрудно догадаться, название ее происходит именно от этого произведения. Ей соответствует следующая структурная схема: AbAbCCddEffEgg. Ответить на вопрос "сколько строк в онегинской строфе?" можно, посчитав количество элементов в схеме. Их всего 14. В этой схеме обозначены прописными буквами женские клаузулы (окончания), а строчными указаны мужские. Во всем тексте "Евгения Онегина" структура эта выдерживается, кроме писем Татьяны (глава третья), Онегина (восьмая), а также "Песни девушек" (третья глава).

    Октава

    Ответим на следующий вопрос: "Октава как строфа - это сколько строк?" Она состоит из восьми стихов, как можно догадаться из названия. "Октава" в переводе с латыни означает "восьмая". Стихотворные строки в ней рифмуются по следующему принципу: abababcc. Обязательным является чередование женских и мужских клаузул. В каком из известных произведений отечественной поэзии употреблена такая строфа? Пример октавы - это "Домик в Коломне", поэма Пушкина.

    Какие существуют виды деления строф?

    Деление строф часто происходит на основе соединения рифм в ней. Однако как на Западе, так и в отечественной поэзии уделялось значительное внимание также сочетанию рифмованных с нерифмованными стихами. Это нужно учитывать, отвечая на вопрос "Что такое строфа в стихотворении?". Кроме того, могут быть также получены строфические виды с помощью введения удлиненных и укороченных стихов. Нередко включается в ряд стихов, имеющих равную длину, один более короткий (что происходит чаще) или же более длинный (что бывает реже). Кроме того, большое распространение сегодня получило чередование по определенным правилам в строфе строк, чаще всего рифмованных, неравной длины.

    Следует учесть, что все указанные принципы построения могут друг с другом комбинироваться, множество строф допускает также удвоение с помощью прибавления дополнительной с "зеркальным" (обратным) расположением в ней элементов.

    Особенности песенных жанров

    В композиции строфы особую роль могут играть повторы различных композиционных единиц. Это характерно в основном для песенного жанра. Следует здесь отметить повторы, присутствующие в пределах одной строфы (например, повторение в последнем стихе первого, создающее кольцеобразное построение). В различных песенных жанрах часто встречается также самостоятельная строфа (она называется "рефрен"), которая повторяется без изменений после каждой другой у данного стихотворения и дает двучленную циклически возвращающуюся композицию.

    При определении термина строфы в качестве обязательного признака рассматривается закономерная повторяемость. Но возможны также стиховые жанры, где повторение ограничивается лишь аналогией, более или менее ощутимой, которая оказывается в ряде случаев довольно отчетливой, сохраняя за данной нестрогой разновидностью композиционные функции.

    Некоторые виды твердых форм строф в мировой поэзии

    Огромное количество различных твердых форм строф накопила мировая поэзия. В античной, например, мы найдем богатство их разновидностей. Они неустанно разрабатывались позднее в лирике других европейских народов. Это такие виды строф, как элегический дистих, горациева, или алкеева, строфа, сапфическая большая и малая, асклепиадова, представленная несколькими видами, и другие. Неоднократно воспроизводилось большинство из них и в отечественном стихосложении, чаще всего неточно. В этом смысле гораздо меньшую роль сыграла восточная поэзия в русской. Из нее были предприняты недавно попытки заимствования нескольких форм (персидское четверостишие, газель). Богатое наследие романских народов в русской поэзии представлено некоторыми из "твердых форм", такими как рондо, сонет, октава, секстина, триолет, терцина и другие.

    Александрийский стих в русской поэзии

    Следует отметить также александрийский стих, который прочно вошел в отечественную литературу. Он был заимствован из Франции и стал в 18-м веке в русской поэзии обязательной формой для героической поэмы и классической трагедии. Состоит он из двустиший, представленных цезурованным шестистопным ямбом, в котором присутствуют парные рифмы, попеременно то женские, то мужские. Некоторые другие типы двустиший чаще всего использовались в жанре "романса", а также в надписях, эпиграммах и т. п. Пример - "Черная шаль" Александра Сергеевича Пушкина.

    Мы рассмотрели некоторые виды строф. На самом деле, их существует довольно много. Но это основные, которые используются в русской литературе. Можно считать, что в большинстве случаев для анализа стихов этой информации достаточно. Теперь вы знаете, в стихотворении. Надеемся, вы сможете выделить основные ее виды. Ответ на вопрос "Строфа - это сколько строк?" можно найти в этом тексте.

    СТРОФА (греч. strophe - поворот)- группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы - повторяемость её элементов: cтоп, размера, рифмовки, количества стихов и пр.

    Лишь тому, чей покой таим,

    Сладко дышится...

    Полотно над окном моим

    Не колышется.

    Ты придёшь коль верна мечтам,

    Только та ли ты?

    Знаю: сад там, сирени там

    Солнцем залиты.(И.Ф. Анненский)

    ВИДЫ СТРОФ:

    ДВУСТИШИЕ (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

    Дано мне тело - что мне делать с ним,

    Таким единым и таким моим?

    За радость тихую дышать и жить

    Кого, скажите, мне благодарить? (Осип Мандельштам)

    Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки.

    В мире как в море: не спят рыбаки,

    Сети готовят и ладят крючки.

    В сети ли ночи, на удочку дня

    Скоро ли время поймает меня? (Расул Гамзатов)

    ТРЁХСТИШИЕ (терцет)- простая строфа из трёх стихов. Также, см. терцина

    В беспечных радостях, в живом очарованье,

    О дни весны моей, вы скоро утекли.

    Теките медленней в моём воспоминанье.(А.С. Пушкин)

    ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

    Попрыгунья Стрекоза

    Лето красное пропела;

    Оглянуться неуспела,

    Как зима глядит в глаза. (И.А. Крылов)

    ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов.

    Хотя я судьбой на заре моих дней,

    О южные горы, отторгнут от вас,

    Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;

    Как сладкую песню отчизны моей,

    Люблю я Кавказ. (М.Ю. Лермонтов)

    ШЕСТИСТИШИЕ- строфа из шести стихов.

    Мороз и солнце; день чудесный!

    Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

    Пора, красавица, проснись:

    Открой сомкнуты негой взоры

    Навстречу северной Авроры,

    Звездою севера явись. (А.С. Пушкин)

    Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ - СЕКСТИНА.

    Опять звучит в моей душе унылой

    Опять передо мной с неотразимой силой

    Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;

    Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый

    Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень. (Л.А.Мей)

    СЕМИСТИШИЕ (септима)- сложная строфа из семи стихов.

    Скажи-ка, дядя, ведь не даром

    Москва, спаленная пожаром,

    Французу отдана?

    Ведь были ж схватки боевые,

    Да, говорят, еще какие!

    Hе даром помнит вся Россия

    Про день Бородина! (М.Ю. Лермонтов)

    ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) – строфа из 8 стихов.

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса –

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса,

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    И мглой волнистою покрыты небеса,

    И редкий солнца луч, и первые морозы,

    И отдалённые седой зимы угрозы. (А.С. Пушкин)

    ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) - сложная строфа из 9 стихов.

    Отворите мне темницу,

    Дайте мне сиянье дня,

    Черноглазую девицу.

    Черногривого коня.

    Дайте раз пор синю полю

    Проскакать на том коне;

    Дайте раз на жизнь и волю,

    Как на чуждую мне долю,

    Посмотреть поближе мне. (М.В. Лермонтов)

    ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима)- сложная строфа из 10 стихов.

    О вы, которых ожидает

    Отечество от недр своих

    И видеть таковых желает,

    Каких зовёт от стран чужих,

    О ваши дни благословенны!

    Дерзайте ныне ободрены

    Раченьем вашим показать,

    Что может собственных Платонов

    И быстрых разумов Невтонов

    Российская земля рождать (М.В. Ломоносов)

    ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественной оды.

    Подай, Фелица! наставленье:

    Как пышно и правдиво жить,

    Как укрощать страстей волненье

    И счастливым на свете быть?

    Меня твой сын препровождает;

    Но им последовать я слаб.

    Мятясь житейской суетою,

    Сегодня властвую собою,

    А завтра прихотям я раб. (Г. Державин)

    ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданноеА. С. Пушкиным («Евгений Онегин»).

    Итак, она звалась Татьяной.

    Ни красотой сестры своей,

    Ни свежестью её румяной

    Не привлекла б она очей.

    Дика, печальна, молчалива,

    Как лань лесная боязлива,

    Она в семье своей родной

    Казалась девушкой чужой.

    Она ласкаться не умела

    К отцу, ни к матери своей;

    Дитя сама, в толпе детей

    И часто целый день одна

    Сидела молча у окна. (А.С. Пушкин)

    БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.

    Улыбнись, моя краса,

    На мою балладу;

    В ней большие чудеса,

    Очень мало складу.

    Взором счастливым твоим,

    Не хочу и славы;

    Слава – нас учили – дым;

    Свет – судья лукавый.

    Вот баллады толк моей:

    «Лучший друг нам в жизни сей

    Вера в провиденье.

    Благ зиждителя закон:

    Здесь несчастье – лживый сон;

    Счастье – пробужденье». (В.А. Жуковский)

    СОНЕТ (прованс. sonetto – песенка) - стихотворение твёрдой формы из 14 строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов».

    Итальянский сонет строится по схеме«4+4+3+3»

    Когда, как солнца луч, внезапно озаряет

    Любовь ее лица спокойные черты,

    Вся красота других, бледнея, исчезает

    В сиянье радостном небесной красоты.

    Смирясь, моя душа тогда благословляет

    И первый день скорбей, и первые мечты,

    И каждый час любви, что тихо подымает

    Мой дух, мою любовь до светлой высоты.

    Свет мысли неземной лишь от нее исходит,

    Она того, кто вдаль последует за ней,

    Ко благу высшему на небеса возводит,

    По правому пути, где нет людских страстей

    И, полон смелостью, любовью вдохновленный,

    Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной! (Ф. Петрарка)

    Английский сонет строится по схеме – «4+4+4+2».

    Сравню ли я тебя с весенним днем?

    Спокойней ты, нежнее и милее.

    Но ветром майский цвет на смерть влеком

    И лето наше мига не длиннее.

    Небесный глаз то блещет без стыда.

    То скромно укрывается за тучей;

    Прекрасное уходит навсегда,

    Как рассудил ему природы случай.

    Но твой не завершится ясный день,

    Ему не страшны никакие сроки;

    Ты в смертную не удалишься тень,

    В бессмертные мои отлитый строки.

    Пока дышать и видеть нам дано,

    Живёт мой стих - и ты с ним заодно. (В. Шекспир)

    ТЕРЦИНА (лат. terzа rima - третья рифма) - 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC («Божественная комедия» Данте).

    Земную жизнь пройдя до половины,

    Я очутился в сумрачном лесу,

    Утратив правый путь во тьме долины.

    Каков он был, о, как произнесу,

    Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

    Чей давний ужас в памяти несу!

    Так горек он, что смерть едва ль не слаще.

    Но, благо в нем обретши навсегда,

    Скажу про всё, что видел в этой чаще… (А. Данте)

    ТРИОЛЕТ - восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв.

    Ты промелькнула, как виденье,

    О, юность, быстрая моя,

    Одно сплошное заблужденье!

    Ты промелькнула, как виденье,

    И мне осталось сожаленье,

    И поздней мудрости змея.

    Ты промелькнула, как виденье,-

    О, юность быстрая моя! (К. Бальмонт)

    РОНДО- стихотворение в 15 строк с рифмовкой AABBA, ABBС, AABBAС (C - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.

    В начале лета, юностью одета,

    Земля не ждёт весеннего привета,

    Но бережёт погожих, тёплых дней,

    Но расточительная, всё пышней

    Она цветёт, лобзанием согрета.

    И ей не страшно, что далёко где-то

    Конец таится радостных лучей,

    И что недаром плакал соловей

    В начале лета.

    Не так осенней нежности примета:

    Как набожный скупец, улыбки света

    Она сбирает жадно, перед ней

    Не долог путь до комнатных огней,

    И не найти вернейшего обета

    В начале лета. (М.А.Кузмин)

    СИЦИЛИАНА - восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.

    САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА- строфа с устойчивым чередованием различных метров, изобретённая греческой поэтессой Сапфов 7-6 вв. до н. э. Графическая схема строфы:

    Наиболее употребительная строфа в античной поэзии. Имитировалась в тоническом стихосложении.

    Ночь была прохладная, светло в небе

    Звёзды блещут, тихо источник льётся,

    Ветры нежно веют, шумят листами

    Тополы белы. (А.Н. Радищев)

    АЛКЕЕВА СТРОФА – строфа античного стихосложения из 4-х логаэдов с устойчивым чередованием различных метров.

    КОРОЛЕВСКАЯСТРОФА- семистишие с системой рифмовки АББААВВ.

    СПЕНСЕРОВАСТРОФА- девятистишная строфа с рифмовкой ABABBCDC, представляющая собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера «Королева фей» (1596).

    НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ - строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр.

    СТРОФОИДЫ - строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.

    АСТРОФИЗМ - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях.

    Добрый доктор Айболит!

    Он под деревом сидит.

    Приходи к нему лечиться

    И корова, и волчица,

    И жучок, и паучок

    И медведица!

    Всех излечит, исцелит

    Добрый доктор Айболит! (К. Чуковский)

    СТРОФИКА

    Двустишие - простейшая форма строфы, при этом риф­муются соседние строки:

    Гляжу, как безумный, на черную шаль,

    И хладную душу терзает печаль.

    (А.С. Пушкин)

    Терцет (трехстишие) - строфа из трех стихов. Существу­ют три вида: 1) все три стиха на одну рифму; 2) два стиха зарифмованы, третий - нет; 3) два стиха зарифмованы, тре­тий имеет рифму в смежной строфе. Пример терцета:

    В начале жизни школу помню я;

    Там нас, детей беспечных, было много;

    Неровная и резвая семья.

    Смиренная, одетая убого,

    Но видом величавая жена

    Над школою надзор хранила строго.

    Толпою нашею окружена,

    С младенцами беседует она.

    (А.С. Пушкин)

    Катрен (четверостишие) - наиболее распространенная фор­ма строфы с рифмами aabb abab abba aaba (в восточной поэзии) . Пример катрена:

    Нам не дано предугать,

    Как наше слово отзовется,

    И нам сочувствие дается,

    Как нам дается благодать.

    (Ф.И. Тютчев)

    Пятистишие - четверостишие с одной удвоенной рифмой (aabba abaab ababa ababb). Образец пятистишия:

    В Хороссане есть такие двери,

    Где обсыпан розами порог.

    Там живет задумчивая пери.

    В Хороссане есть такие двери,

    Но открыть те двери я не мог.

    (С.А. Есенин)

    Секстина {шестистрочная строфа) - стихотворение из ше­сти строф, состоящее из четверостишия и двустишия, с раз­ной системой рифм . Пример секстины:

    Опять, опять звучит в душе моей унылой Знакомый голосок, и девственная тень Опять передо мной с неотразимой силой Из мрака прошлого встает, как ясный день;

    Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!

    Я устарел: и жить, и чувствовать - мне лень.

    Семистишие - форма, часто образующаяся из шестисти­шия aabccb с добавлением одной рифмы - aabccb . Обра­зец семистишия:

    Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,

    Французу отдана?

    Ведь были ж схватки боевые,

    Да, говорят, еще какие!

    Недаром помнит вся Россия Про день Бородина.

    (М.Ю. Лермонтов)

    Восьмистишие (октава) - строфа из восьми стихов. Наи­более употребительные формы рифмовки: abababcc или abab+cdcd; abab+cddc. Пример октавы:

    Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей;

    Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.

    Журча еще бежит за мельницу ручей,

    Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей,

    И страждут озими от бешеной забавы,

    И будит лай собак уснувшие дубравы.

    (А.С. Пушкин)

    Девятистишие (нона) - форма, очень мало представлен­ная в русской поэзии. Образец девятистишия:

    Отворите мне темницу,

    Дайте мне сиянье дня,

    Черноглазую девицу,

    Черногривого коня.

    Дайте раз по синю полю Проскакать на том коне;

    Дайте раз на жизнь и волю,

    Как на чуждую мне долю,

    Посмотреть поближе мне.

    (М.Ю. Лермонтов)

    Десятистишие (децима, одическая строфа) - наиболее рас­пространенная форма ее четверостишие + шестистишие (ababccdeed):

    Подай, Фелица! наставленье:

    Как пышно и правдиво жить,

    Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть?

    Меня твой сын препровождает;

    Но им последовать я слаб.

    Мятясь житейской суетою,

    Сегодня властвую собою,

    А завтра прихотям я раб.

    (Г.Р. Державин)

    Сонет (четырнадцатистишие) - состоит из 14 стихов (обыч­но два катрена + два терцета):

    Есть существа, которые глядят На солнце прямо, глаз не закрывая;

    Другие, только к ночи оживая,

    От света дня оберегают взгляд.

    И есть такие, что летят В огонь, от блеска обезумевая:

    Несчастных страсть погубит роковая;

    Себя недаром ставлю с ними в ряд.

    Красою этой дамы ослепленный,

    Я в тень не прячусь, лишь ее замечу,

    Не жажду, чтоб скорее ночь пришла.

    Слезится взор, однако ей навстречу Я устремляюсь, как завороженный,

    Чтоб в лучах ее сгореть дотла.

    (Ф. Петрарка)

    Здесь искали:

    • строфика
    • строфика стихотворения
    • виды строф

    Строфика это деление поэтического произведения на строфы; раздел стиховедения, который изучает законы объединения стихотворных строк в строфы, их строение, классификацию, историю возникновения, развитие, связь с литературным жанром, стихотворным размером и общей композицией поэтического произведения.

    Композиционные формы стихов

    В зависимости от способа построения поэтического текста разделяют следующие композиционные формы:

    • Астрофическая стихотворная форма – поэтический текст, построенный в виде целостных столбцов стихов без распределения их на группы. К примеру, эпические поэмы видных античных авторов Гомера и Вергилия характеризуются астрофическим строением;
    • Строфическая стихотворная форма – организация поэтического текста, которая предусматривает разделение текста на строфы – группы стихов, графически отдалённые друг от друга, но равные по количеству строк и связанные между собой рифмой, метрико-ритмической структурой;

    Наряду со строфами встречаются группы стихов, которые состоят из разного количества строк. При членении текста на неравные группы стихов образуются «стихотворные абзацы», как, напр., в героической поэме «Песнь о Роланде» (XI в.) или в произведении А. А. Блока «Двенадцать» (1918 г.).

    Композиция текста с обособленными группами стихов графически отличается от астрофического строения стиха, но эти формы близки в произношении. И напротив: текст астрофического вида может содержать «строфоиды», т. е. равные группы строк, которые не разделены автором на письме, но логически выделяются читателем. Таким образом астрофические тексты при чтении получают строфически организованный характер. К примеру, баллады М. Ю. Лермонтова «Русалка» и «Ангел» состоят из четверостиший, но в силу смежной рифмовки за ритмическую единицу стихов часто принимают двустишие. В стихотворении поэта «Благодарность» (1840 г.) первые шесть строк визуально и фонетически объединяются в строфу в связи с наличием словесной анафоры, остальные два ряда стихов создают замыкающее двустишие.

    В образцах знаменитой онегинской строфы А. С. Пушкина, состоящей из 14-ти строк, выделяют три катрена (четверостишия) и заключительное двустишие. Таким образом, «строфоиды» возникают в результате членения стихотворного текста на интонационно и логически завершенные части, и чем больше в художественном произведении таких элементов, тем богаче его композиционная структура.

    Предмет изучения

    Строфика изучает свойства, внутреннюю структуру строфы как ритмической единицы стиха. Большое количество стихотворных строф имеют античное происхождение . Многие ранние строфы названы именами своих создателей: Асклепиадова, Алкеева, Сапфическая; или же походят от названий стихов, которые входят в их состав: ионическая строфа.

    Русский поэт и литературовед В. Я. Брюсов в предисловии к книге «Опыты…» назвал строфику более разработанным учением стиховедения, чем метрика и евфония. Термин «строфика» также употребляется в значении строфического порядка сочинений конкретного автора или стилевого направления .

    Формальные признаки строфы

    Строфы, используемые в стихотворном тексте, характеризуются общими формальными признаками:

    • графическая обособленность;
    • равное количество стихов;
    • ритмическая и смысловая завершенность;
    • постоянный стихотворный размер;
    • упорядоченная система рифмовки (в нерифмованном стихе композиционная целостность достигается путем чередования клаузул);

    Твердая строфическая форма

    Устойчивые строфические характеристики стиха в сочетании с конкретной тематической направленностью способны образовать твердую форму.
    Твердая строфическая форма – традиционно установленная строфа, содержание которой относится к конкретной тематике и выражает поэтический жанр. Например, сонет одновременно представляет собой сложную строфу и жанр лирической поэзии. К классическим твердым формам также относятся баллада, рондо, октава, секстина, терцины, газель, касыда, рубаи, онегинская строфа и др.

    Строфическое строение в русской поэзии

    Строфическая композиция текста распространена в русском стихосложении. На строфическом строении основаны произведения великих русских писателей А. С. Пушкина, В. Я. Брюсова, А. А. Блока, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина и др. Наиболее частая строфа – четверостишие (катрен). Четырехстрочными строфами написан стих В. Я. Брюсова «Слепой» (1899 г.).

    Слово строфика произошло от греческого strophe, что в переводе означает поворот.