• Возникновение и исторические этапы развития науки. На основе осмысления законов механики была сформирована механическая научная картина мира, которая вошла в историю как ньютоновская картина мира

    История зарождения и развития науки начисляет много столетий. Еще вначале своего развития человечество улучшало условия жизни за счет познания и незначительного преобразования окружающего мира. Столетиями и тысячелетиями накопленный и, соответственно, обобщенный опыт передавался следующим поколениям. Механизм наследования накопленного опыта постепенно совершенствовался за счет установления определенных обычаев, традиций, письменности. Так исторически возникшая первая форма науки (наука античного мира), предметом изучения которой была вся природа в целом.

    Первоначально созданная античная наука еще не делилась на отдельные сферы и маленькая черты натурфилософии. Природа рассматривалась целостно с преимуществом общего и недооценкой конкретного. Натурфилософии присущий метод наивной диалектики и стихийного материализма, если гениальные догадки переплетались с фантастическими россказнями об окружающем мире .

    Рассмотренный период развития науки принадлежит к первой фазе процесса познания - непосредственного наблюдения . Наука античного мира еще не дошла в своем развитии до деления мира на отдельные более или менее отделенные области. Только в V ст. до н.э. из натурфилософской системы античной науки в самостоятельную область познания начинает выделяться математика. В середине ІV ст. до н.э. потребности отсчета времени, ориентации на Земле, объяснение сезонных явлений привели к созданию основ астрономии. В этот период отделяются основы химии, результаты исследований которых использовались при изъятии металлов из руд, крашении тканей и изделий из кожи.

    Первые элементы науки появились в старинном мире в связи с потребностями общества и имели сугубо практический характер.

    Для науки старинного мира (Вавилон, Египет, Индия, Китай) характерный стихийно-эмпирический процесс познания, при котором объединялись познавательные и практические аспекты. Знания имели практическую направленность и фактически выполняли роль методических разработок (правил) для конкретного вида деятельности.

    В старинной Греции в науке зарождается научный уровень познания. Эллинистический период древнегреческой науки характеризуется созданием первых теоретических систем в области геометрии (Евклид), механики (Архимед), астрономии (Птоломей). Корифеи науки старинной Греции - Аристотель, Архимед и прочие в своих исследованиях для описания объективных закономерностей пользовались абстракциями, заложив основы доказательств представления об идеализированном материале, который есть важной чертой науки.

    В эпоху Средневековья большой вклад в развитие науки внесли ученые арабского Востока и средней Азии: Ибн Сина, Ибн Рушд, Бируни и прочие.

    В Европе в Средние века большое распространение приобретает специфическая форма науки - схоластика, который основное внимание предоставляла разработке христианской догматики, вместе из тем она внесла значительный вклад в развитие осмысления культуры, в усовершенствование искусства теоретических дискуссий.

    В научно-философской системе Аристотеля наметилось деление науки на физику и метафизику. В дальнейшем постепенно внутри этой системы начинают выделяться как самостоятельные научные дисциплины логика и психология, зоология и ботаника, минералогия и география, эстетика, этика и политика. Таким образом, начался процесс дифференциации (распределения) науки и выделение самостоятельных по своим предметам и методам отдельных дисциплин.

    Со второй половины XV ст. в эпоху Возрождения начинается период значительного развития природоведения как науки, начало которого (середина XV ст. - середина XVІ ст.) характеризуется накоплением значительного фактического материала о природе, полученного экспериментальными исследованиями. В это время проходит дальнейшая дифференциация науки; в университетах начинают преподавать основы фундаментальных научных дисциплин - математики, химии, физики.

    Переход от натурфилософии к первому научному периоду в развитии природоведения проходил довольно долго - почти тысячу лет, что поясняется недостаточным прогрессом развития техники. Фундаментальные науки в то время не имели достаточного развития. Вплоть до начала XVІІ ст. математика представляла собой науку только о числах, скалярные величины, относительно простые геометрические фигуры и использовалась в основном в астрономии, земледелии, торговле. Алгебра, тригонометрия и основы математического синтеза только зарождались.

    Второй период в развития природоведения , которое характеризуется как революционный в науке, приходится на середину XVІ ст. и до конца XІ ст. Именно в этот период были сделаны значительные открытия в физике, химии, механике, математике, биологии, астрономии, геологии. Эта эпоха дала плеяду выдающихся ученых, работы которых сильно повлияли на дальнейшее развитие науки.

    Геоцентрическая система построения мира , созданная Птоломеем во ІІ с., заменяется гелиоцентрической, изобретенной М. Коперником, Г. Галилеем. К этому периоду належит создание аналитической геометрии Р. Декартом, логарифмов Дж. Непером, дифференциального и интегрального вычисления И. Ньютоном и Г. Лейбницем, как самостоятельные науки возникли химия, ботаника, физиология и геология.

    В период конца XV ІІ ст. И. Ньютоном был открытый закон всемирного тяготения. По сути это была первая научная революция, связанная с именами Леонардо Да Винчи, Г. Галилея, Й. Кеплера, М.В. Ломоносова, П. Лапласа и других выдающихся ученых.

    Следует отметить, что в этот период рядом с наблюдениями широко применяется эксперимент, который значительно расширил познавательную силу науки (Г. Галилей и Ф. Бекон является начинателями и основателями современной экспериментальной науки).

    В XV-XVІІІ ст. наука начинает превращаться в реальную базу мировоззрения. Решающая роль в формировании научного мировоззрения належит механике, в рамках которой осуществляется познание не только физических и химических, а и биологических явлений.

    Всередине XV ІІІ ст. ученые высказали идею о всеобщей взаимосвязи явлений и процессов, которые проходят в реальном мире . Эти идеи впервые высказал Р. Декарт, потом развили Ломоносов (закон кинематической теории материи, идея развития Земли), И. Кант, К. Вольф.

    Промышленная революция конца XV ІІІ ст. - начала X І ст. - изобретение Д. Уаттом паровой машины, которая превращала тепловую энергию в механическую, стало могущественным стимулом дальнейшего развития науки. Физики открыли электрический ток и явление электромагнитной индукции (представителями науки были А. Вольт, В. Петров, Г. Деви, А. Ампер, М. Фарадей и др.), успешно разрабатывалась волновая теория света (Т. Юнг, О. Френель). К тому времени относится также формирование биологии как науки о законах жизни и развития живых организмов, сравнительной анатомии, морфологии, палеонтологии. Накопление фундаментальных результатов по вопросам исследования живой и безжизненной природы оказывало содействие созданию условий для больших открытий XІ столетия, которые, в свою очередь, стимулировали быстрое развитие всех естественных наук. Это закон сохранения и преобразование энергии, открытый Й.-Р. Майером, Г. Гельмгольцем, Дж. Джоулем, который является основным законом природоведения, который выражает единство всех физических форм движения материи; это клеточная теория, разработанная Т. Шванном и М. Шлейденом, которая доказала единство всех сложных организмов; это эволюционное учение Ч. Дарвина, который доказал единство видов растений и животных, их естественное происхождение и развитие.

    Такой большой прыжок в развития науки оказывал содействие дальнейшему процессу ее дифференциации.

    Большим научным достижением X І ст. является открытие Д. Менделеева периодического закона химических элементов, который и доказал наличие внутренней связи между веществами. Огромное значение имели открытие неевклидовой геометрии (М. Лобачевський) и законов электромагнитного поля (Дж. Максвел), электромагнитных волн и давления света. Эти открытия были принципиальными для природоведения и вызвали в нем глубокие сдвиги.

    Революционные процессы в науке, которые прошли в XVІ-XІ столетиях, привели к коренному изменению взглядов на окружающий мир. Первый этап революции (середина XV ІІ - конец XV ІІІ ст.) разрешил обнаружить, что за видимостью явлений существует действительность, которую наука может изучать. Именно с этих пор природоведение практически становится наукой, опирается на понятие и объяснение этих наблюдений. Революционная идея развития и всеобщей связи природы характеризует второй этап революции в науке (конец XV ІІІ ст. - конец X І ст.).

    В конце X І ст. - в начале XX ст. революция в природоведении вступила в новую, специфическую стадию , физика переступила порог микромира, был открыт электрон, заложены основы квантовой механики (М.Планк,1900г.). Было установлено, что законы микромира существенным образом отличаются от законов классической механики, а в природе вообще нет "последних" любых маленьких величин.

    Электрон, так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна.

    В XX ст. развитие науки во всем мире характеризуется довольно высокими темпами. На основе достижений математики, физики, химии, биологии и других наук получили развитие молекулярная биология, генетика, химическая физика, кибернетика, биокибернетика, бионика и т.п..(синергетика)

    В середине XX ст. началась научно-техническая революция, которая представляет собой коренное, качественное преобразование продуктивных сил. В этот период ведущую роль занимает наука о технике и производстве. На основе многих научных результатов внедрены технические решения.

    Нынче наука развивается в трех направлениях: микромир - решение проблемы на уровне элементарных частей и атомных структур; мегамир - изучение Вселенной, начиная из солнечной системы к сферам внегалактического пространства; макромир - изучение функций высших структур живой материи.

    В конце XX ст. - в начале XXІ ст. для науки присущи такие особенности:

    - Дифференциация и интеграция науки . Это сложный диалектический процесс, характерный для всего процесса развития науки. Дифференциация науки является объективной, поскольку через каждых 5- 10 лет удваиваются научные дисциплины. Дифференциация знаний обусловленная практически неисчерпаемым объектом познания, потребностями практики и развития самой науки.

    Также объективная интеграция науки, которая отображает взаимосвязь и взаимообусловленность научных знаний, усиленное проникновение одних наук в другие. Дифференциация и интеграция науки четко прослеживается на процессе перехода современной науки от предметной к проблемной ориентации при решении больших комплексных теоретических и практических вопросов. С одной стороны, проходит процесс дифференциации наук (выделение новых наук), а с другой - их интеграция, которая разрешает комплексно решать проблемы. Так, проблема охраны природы решается объединенными усилиями технических наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, менеджменте, математике и других.

    - Ускоренное развитие природоведческих наук. Природоведческие науки, изучая базовые структуры природы, закономерности их взаимодействия и управление, является фундаментом науки в целом и должны развиваться опережающими темпами. Только на основе опережающих фундаментальных исследований и изобретений в природоведении прикладные науки и техника смогут успешно решать проблемы, которые возникают в связи с развитием прогресса производства. В качестве примера может быть клонирование живых организмов высшего класса.

    - Математизация наук. Математика является мозгом науки и душой техники. Математизация науки оказывает содействие использованию ПЕОМ, усилению связи между наукой, техникой и производством. Математика повышает требования к полезности поставленных задач, повышает уровень обобщений, эффективности объясняющих и прогнозируемых функций науки.

    Современный период развития науки характеризуется групповым лидерством, комплексностью научных исследований, решением глобальных проблем. Глобальными проблемами являются: изучение Космоса, экономические проблемы, проблемы здоровья людей, продолжительность жизни и т.п., в решении которых должны принимать участие все науки без исключения: природно-математические, и гуманитарные, и технические.

    - Усиление СВЯЗИ науки, техники и производства . На современном этапе наука является продуктивной силой общества, которае проявляется в глубоких изменениях в взаимосвязях науки и производства. Следует отметить, что новые виды производства и технологические процессы сначала зарождаются в недрах науки, научно-исследовательских институтах. Развитие атомной энергетики, получение сверхтвердых материалов, роботизация, создание искусственного интеллекта - все это иллюстрирует приведенное выше. Идет процесс уменьшения времени между научным открытием и внедрением его в производство. Раньше от открытия или изобретения проходили сотни и десятки лет. Так, открытие фотографии прошло этот путь более чем в сто лет, телефон и электромотор - приблизительно за 60 лет, радиолокатор - за 15, ядерный реактор - за 10, транзистор - за 5 лет. Нужно указать, что при этом проходит не только ускорение реализации полученных результатов, но каждый раз это ускорение приводит к новым качественным характеристикам, к обновлению параметров, вида и возможностей технических средств.

    Важным является и то, что на производстве успешно развиваются научные исследования, увеличивается сеть научных учреждений, создаются научные технополисы. Наука является общественной по своему происхождению, развитию и использованию. Все научные открытия это всеобщая работа, на каждый момент времени наука выступает как суммарное выражение человеческого успеха в познании мира.

    Основные современные тенденции развития науки состоят в переходе от их дифференциации к их интеграции, переход от координации наук к их субординации и от одноаспектности наук к рассмотрению их в комплексе. Именно эта тенденция проявилась в создании междисциплинарных областей знаний, которые цементируют собою фундаментальные науки; во взаимодействии между разными науками, которые изучают один и тот же объект и одновременно с разных сторон; в усилении этого взаимодействия вплоть до комплексного изучения объекта системой наук. Нынче эта тенденция характерна для объектов, которые имеют глобальный характер.

      Понятие, цели и функции науки

    Наука - это сфера беспрерывного развития человеческой деятельности, основным признаком и главной функцией которой является открытие, изучение и теоретическая систематизация объективных законов об объективной действительности с целью их практического применения.

    Наука имеет большое значение в развития человеческого общества. Она проникает как в материальные, так и в духовные сферы деятельности человека.

    В литературе существует ряд толкований понятия "наука". Одни из них определяют науку как сумму знаний, достигнутых человечеством, другие - как вид человеческой деятельности, направленной на расширение познания человеком законов природы и развития общества. Но наиболее общим определением можно считать такое: наука - сфера человеческой деятельности, функции которой - разработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Непосредственная цель науки - описание, объяснение и предусмотрение процессов, явлений действительности, которые являются предметом ее изучения, на основе открытия наукой законов.

    Науку можно рассматривать в разных измерениях:

    Как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний;

    Как процесс познания закономерностей объективного мира;

    Как определенный вид общественного разделения труда;

    Как важный фактор общественного развития и как процесс производства новых знаний и их использование.

    Понятие "наука" включает в себя как деятельность, направленную на получение новых знаний, так и результат этой деятельности - сумму добытых знаний, которые служат основой научного понимания мира. Термин "наука" применяется для названия отдельных областей научного знания.

    Наука - это динамическое развитие системы знаний об объективных законах природы, общества и мышление, полученных и превращенных в непосредственную продуктивную силу общества в результате специальной деятельности людей.

    Использование знаний в практической деятельности предусматривает наличие определенной группы правил, которые регламентируют как именно, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или другие знания. Поэтому наука систематизирует объективные знания о действительности.

    Итак, основной целью науки является описание, объяснение и предусмотрение процессов и явлений объективной действительности, которые являются предметом ее изучения, с целью использования их в практической деятельности человечества.

    Итак, основным содержанием науки является:

    Теория как система знаний, которая выступает в форме общественного сознания и достижений интеллекта человека;

    Общественная роль в практическом использовании рекомендаций в производстве как основы развития общества.

    Наука в современных условиях выполняет ряд конкретных функций:

    Познавательную - удовлетворение потребностей людей в познании законов природы, общества и мышления;

    Культурно-воспитательную - развитие культуры, гуманизация воспитания и формирование интеллекта человека;

    Практически-действующую - усовершенствование производства и системы общественного отношения.

    Совокупность отдельных, конкретных функций науки формируют основную ее функцию - развитие системы знаний, которые оказывают содействие созданию рационального общественного отношения и использование продуктивных сил в интересах всех членов общества.

    Научное объяснение явлений природы и общества зафиксированное человеком и получение новых знаний, использование их в практическом освоении мира и является предметом науки : связанные между собою формы развития материи или особенности их отображения в сознания человека.

    Наука предусматривает создание единой, логически четкой системы знаний о той или другой стороне окружающего мира, сведенной в одну систему.

    Основным признаком и главной функцией науки является познание объективного мира. Наука создана для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления.

    Цель науки - познание законов развития природы и общества, их влияние на природу на базе использования знаний с целью получения полезных для общества результатов. Пока соответствующие законы не открыты, человек может только описывать явления, собирать, систематизировать факты, но он ничего не может объяснить и предусмотреть.

    Перед наукой стоят такие задачи:

    Сбор и обобщение фактов (констатация);

    Объяснение внешних взаимосвязей явлений (интерпретация);

    Объяснение сути физических явлений, их внутренних взаимосвязей и противоречий (построение моделей);

    Прогнозирование процессов и явлений;

    Установление возможных форм и направлений практического использования полученных знаний.

    Наука как специфическая деятельность характеризуется рядом признаков:

    Наличием систематизированных знаний (научных идей, теорий, концепций, законов, закономерностей, принципов, гипотез, понятий, фактов);

    Наличием научной проблемы, объектом и предметом исследования;

    Практической значимостью как явления (процесса), что определяется, так и знаний о нем.

    Наука, подобно религии и искусству, зарождается в недрах мифологического сознания и в дальнейшем процессе развития культуры отделяется от него. Примитивные культуры обходятся без науки, и только в достаточно развитой культуре она становится самостоятельной сферой культурной деятельности. При этом сама наука в ходе своей исторической эволюции претерпевает существенные изменения, изменяются и представления о ней (образ науки). Многие дисциплины, считавшиеся в прошлом науками, с современной точки зрения уже не относятся к ним (например, алхимия). Вместе с тем современная наука ассимилирует в себе элементы истинного знания, содержавшиеся в различных учениях прошлого.

    В истории науки можно выделить четыре основных периода.

    1) С I тыс. до н.э. до XVI века . Этот период можно назвать периодом преднауки . На протяжении него наряду с передававшимися от поколения к поколению в течение веков обыденно-практическими знаниями стали возникать первые философские представления о природе (натурфилософия), носившие характер очень общих и абстрактных умозрительных теорий. Зачатки научного знания формировались внутри натурфилософии как ее элементы. С накоплением сведений, приемов и методов, используемых для решения математических, астрономических, медицинских и других проблем, в философии образуются соответствующие разделы, которые затем постепенно обособляются в отдельные науки: математику, астрономию, медицину и т.д.

    Однако возникавшие в рассматриваемый период научные дисциплины продолжали трактоваться как части философского знания. Наука развивалась в основном в рамках философии и в очень слабой связи с жизненной практикой и ремесленным искусством с ним. Это своего рода «эмбриональный» период развития науки, предшествующий ее рождению в качестве особой формы культуры.

    2) XVI-XVII века - эпоха научной революции. Она начинается с исследований Коперника и Галилея и увенчивается фундаментальными физико-математическими трудами Ньютона и Лейбница.

    В этот период были заложены основы современного естествознания. Отдельные, разрозненные факты, добытые ремесленниками, врачами-практиками, алхимиками, начинают систематически анализироваться и обобщаться. Образуются новые нормы построения научного знания: экспериментальная проверка теорий, математическая формулировка законов природы, критическое отношение к религиозным и натурфилософским догмам, не имеющим опытного обоснования. Наука обретает собственную методологию и все активнее начинает решать вопросы, связанные с практической деятельностью. В результате наука оформляется как особая, самостоятельная область деятельности. Появляются ученые-профессионалы, развивается система университетского образования, в которой происходит их подготовка. Возникает научное сообщество со свойственными ему специфическими формами и правилами деятельности, общения, обмена информацией.



    3) XVIII-XIX вв. Науку этого периода называют классической . В этот период образуется множество отдельных научных дисциплин, в которых накапливается и систематизируется огромный фактический материал. Создаются фундаментальные теории в математике, физике, химии, геологии, биологии, психологии и других науках. Возникают и начинают играть все более заметную роль в материальном производстве технические науки. Возрастает социальная роль науки, развитие ее рассматривается мыслителями того времени как важное условие общественного прогресса.

    4) С XX века – новая эпоха в развитии науки. Науку ХХ в. называют постклассической, потому что на пороге этого века она пережила революцию, в результате которой стала существенно отличаться от классической науки предшествующего периода. Революционные открытия на рубеже XIX-XX вв. потрясают основы целого ряда наук. В математике подвергаются критическому анализу теория множеств и логические основания математического мышления. В физике создаются теория относительности и квантовая механика. В биологии развивается генетика. Появляются новые фундаментальные теории в медицине, психологии и других науках о человеке. Крупнейшие изменения претерпевает весь облик научного знания, методология науки, содержание и формы научной деятельности, ее нормы и идеалы.

    Вторая половина XX в. приводит науку к новым революционным преобразованиям, которые в литературе часто характеризуются как научно-техническая революция. Достижения науки в неслыханных прежде масштабах внедряются в практику; особенно большие сдвиги наука вызывает в энергетике (атомные электростанции), на транспорте (автомобилестроение, авиация), в электронике (телевидение, телефония, компьютеры). Дистанция между научными открытиями и их практическим применением сократилась до минимума. В прошлые времена на то, чтобы найти способы практического использования достижений науки, уходило 50-100 лет. Теперь же это часто делается за 2-3 года или даже еще быстрее. И государство, и частные фирмы идут на большие расходы для поддержки перспективных направлений развития науки. В результате наука бурно разрастается и превращается в одну из важнейших отраслей общественного труда.

    Наука – явление историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно-своеобразных этапов:

    -классический (XVII–XIX вв.) – наука перестает быть частным, «любительским» занятием, становится профессией. Идет процесс десакрализации познавательной деятельности, возникает опытное естествознание, в которомгосподствует объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения. Создаются фундаментальные и специальные теории.

    - неклассический (первая половина XX в. ), который связан с возникновением «Большой науки», создаются основные теории современного истолкования мира (теория относительности, новая космология, ядерная физика, квантовая механика, генетика и др.). Отвергается представлениеоб изучаемой реальности как не зависящей от средств ее познания. Неклассическаянаука осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности. Раскрытие сущности этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описанияи объяснения мира. Идет фронтальное внедрение научных идей в технически инновации, в производство и быт.

    - постнеклассический (вторая половина XX в.), когда наука становится предметом всесторонней опеки государства, элементом его системы. Она реализует масштабные проекты типа атомной или космической программы, экологический мониторинг и т.д. В гносеологическом отношении этот период связан с формированием идей постнеклассической науки, учитывающей соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и ценностно-целевыми структурами.

    ОСНОВНЫЕ ВЕРСИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ.

    Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:

    · Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;

    · Наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование (общепринятое);

    · hНаука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;

    · Наука начинается в XVI-XVIIвв., и благодаря работам Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;

    · Наука начинается с первой трети XIXв., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.

    КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК.

    Сложную, но очень важную проблему представляет собойклассификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные.

    Кестественным наукам относятся науки:

    § о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.);

    § Земле (геология, геофизика, геохимия и др.);

    § физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);

    § человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

    Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

    Общественные (социальные ) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

    Гуманитарные науки - науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

    Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.).

    Особое место в системе наук занимаютфилософия, математика, кибернетика, информатика и т. п., которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.

    В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед) постепенно превращается в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов научной деятельности.

    Роль науки в условиях научно-технической революции постоянно растет. Среди ее основных функций необходимо назвать следующие:

    § мировоззренческая (наука объясняет мир);

    § гносеологическая (наука способствует познанию мира);

    § преобразующая (наука выступает фактором общественного развития: она лежит в основе процессов современного производства, создания передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы общества).

    КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК.

    Классификацией юридических наук называется способ группировки (деления) по какому – либо критерию, называемому основанием классификации (деления). Юридические науки можно классифицировать по различным основаниям, но в теории государства и права получило признание классификации юридических наук только по такому основанию как предмет.

    Поэтому юридические науки в литературе классифицируются следующим образом:

    а) общетеоретические (общая теория государства и права, общая теория правовой системы общества);

    б) исторические (история государства и права России, всеобщая история государства и права и др.);

    в) отраслевые (гражданское, семейное, уголовное право и т.п.);

    г) прикладные (судебная статистика, криминалистика и др.);

    д) юридические науки, изучающие иностранное право (государственное права зарубежных стран и т.п.);

    е) международно-правовые науки (частное, публичное, морское, космическое право и др.).

    23. СТЫКОВЫЕ НАУКИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

    "Стыковые" науки выражают наиболее общие, существенные свойства и отношения, присущие совокупности форм движения. В связи с тем, что резких границ между отдельными науками и научными дисциплинами нет, особенно в последнее время, в современной науке значительное развитие получили междисциплинарные и комплексные исследования, объединяющие представителей весьма далеких друг от друга научных дисциплин и использующие методы разных наук. Все это делает проблему классификации наук весьма сложной.

    Примеры: Биохимия и Биофизика

    Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:

    Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;

    Наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование (общепринятое);

    hНаука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;

    Наука начинается в XVI-XVIIвв., и благодаря работам Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;

    Наука начинается с первой трети XIXв., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.

    Возникновение науки. Наука в доисторическом обществе и древнем мире.

    В доисторическом обществе и древней цивилизации знание существовало в рецептурном виде, т.е. знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими, несистематичными, отсутствовали абстракции. К вспомогательным средством дотеоретического знания мы относим: миф, магию, ранние формы религии. Миф (повествование) – рациональное отношение человека к миру. Магия – сами действия. Магия мыслит взаимосвязанными процессами физической, ментальной, символической и иной природы.

    Основные идеи абстрактно-теоретического мышления в древнегреческой философии. В античной культуре древней Греции появляется теоретическое, систематическое и абстрактное мышление. В основе лежит идея особого знания (общее знание, первое знание). У древних греков появляется архе-первый (начало); физис-природа (то из чего происходит вещь). Начало у вещей одно, а природа различна. Это были два концентрата теоретического мышления. Там же возникли: закон идентичности, закон исключения третьего, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Это систематический подход. Первые теории создавались в философии для нужд философии. Теория начинает соединяться с научными знаниями во 2-м веке до н.э. Версии возникновения теории: уникальная экономика, греческая религия.

    Этапы развития науки:

    1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).

    А)работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями.

    Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.

    Идеалы и нормы науки: знание раде знаний. Метод познания – наблюдение.

    Науч. картина мира: носит интегративный хар-р, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса.

    Филос. основания науки: Ф. – наука наук. Стиль мышления – интуитивно диалектический. Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса. Ч. – мера всех вещей.

    2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи). Объект исследования – макромир (Земля и ближ. космос).

    Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Индуктивно эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление объекта и субъекта.

    Науч. картина мира: Ньютоновская классич. механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окр. мира и его объектов; мир – сложно действующий механизм.

    Филос. основания науки: Механистический детерминизм. Стиль мышления – механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия)

    научное знание ориентируется на теологизм

    ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа

    возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук).

    3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.

    Идеалы и нормы науки: принцип зависимости объекта от субъекта. Сочетание теоретического и практического направлений.

    Науч. картина мира: формирование частно научных картин мира (химическая, физическая …)

    Филос. основания науки: диалектика – стиль естественнонаучного мышления.

    Культура постепенно освобождается от господства церкви.

    первые попытки убрать схоластику догматизм

    интенсивное развитие экономики

    лавиноообразный интерес к научному знанию.

    Особенности периода:

    научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность

    попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки

    начинают преобладать экспериментальные знания

    наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)

    начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст Конт

    4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания.

    Идеалы и нормы науки: аксиологизация науки. Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук.

    Науч. картина мира: формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме (развитие – атрибут, присущий всем формам объективной реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве).

    Филос. основания науки: синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифуркационность)

    5 этап: постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.

    4. Формы бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая форма культуры.

    В рамках философии науки принято выделять несколько форм бытия науки:

    как познавательная деятельность,

    как особый вид мировоззрения,

    как специфический тип познания,

    как социальный институт.

    Наука как познавательная деятельность

    Научная деятельность – это когнитивная (познавательная) деятельность, имеющая своей целью получение нового знания. Коренное отличие научной деятельности от других видов деятельности в том, что она устремлена к получению нового знания. Научная деятельность имеет строго определенную структуру: субъект исследования, объект и предмет исследования, средства и методы исследования, результаты исследования.

    Субъект исследования – это тот, кто исследует. Под субъектом исследования принято понимать не только отдельно взятого ученого, но и научные коллективы, научное сообщество (Т. Кун).

    Объект исследования – та часть реальности, которая исследуется научным сообществом. Предмет познания – это свойства и закономерности, которые изучаются в объекте познания. Поэтому объект познания по своему объему и содержанию шире, чем предмет познания. Сразу познать объект в его целостности и определенности невозможно, и поэтому его разбивают (конечно, мысленно) на части, которые исследуют..

    Средства и методы познания – это «инструменты», «орудия» научной деятельности. . Для современной научной деятельности традиционные методы исследования, такие, как наблюдение и измерение, дополняются методами моделирования, позволяющими существенно расширить горизонты познания, включив временную составляющую.

    Результатом научной деятельности являются научные факты, эмпирические обобщения, научные гипотезы и теории. Это, образно говоря, – продукция научной деятельности.

    Научные факты – это выявленные и соответствующим образом выраженные (на основе специализированного языка) объективные процессы.

    Возможны три основные модели научной деятельности – эмпиризм, теоретизм, проблематизм, которые выделяют те или иные ее стороны.

    Эмпиризм: научная деятельность начинается с получения эмпирических данных о предмете исследования, а далее следует их логико-математическая обработка, которая приводит к индуктивным обобщениям.

    Теоретизм, являясь прямой противоположностью эмпиризму, считает исходным пунктом научной деятельности некую общую идею, рожденную в недрах научного мышления.

    Проблематизм. Исходным пунктом такого рода деятельности является научная проблема – существенный эмпирический или теоретический вопрос, ответ на который требует получения новой, как правило, неочевидной эмпирической или теоретической информации.

    Итак, наука наряду с философией, религией, нравственностью и искусством относится к «корням» культуры. Особенно это касается научного мировоззрения.

    Наука как особый вид мировоззрения

    Мировоззрение является сложнейшей системой представлений, учений, убеждений, эстетических и духовно-нравственных оценок. Достойное место в формировании мировоззрения занимает наука.

    В чем заключаются особенности научного мировоззрения? Если она включалась в натурфилософию, то отличие научного мировоззрения понималось лишь в степени умозрительности и всеобщности. Если наука противопоставлялась другим мировоззренческим формам, то научное мировоззрение трактовалось как выражение зрелости человеческого духа, сознания.

    Обратим внимание на два аспекта научного мировоззрения. Во-первых, из многообразия отношений человека к миру наука выбирает гносеологическое, субъект-объектное отношение. Во-вторых, само гносеологическое отношение должно подчиняться основным принципам научного исследования.

    У современных ученых получает поддержку точка зрения, согласно которой наука не должна отгораживаться глухой стеной от других форм исканий истины.

    Современная наука продолжает выражать ментальную структуру, сформировавшуюся в Новое время. В ее основе – субъект-объектное отношение человека к миру. В научном мировозрении по сути, с самого начала были представлены две формы научного миропонимания (В.И. Вернадский) - физическое, обращенное к механическим и физическим свойствам, и натуралистическое (биосферное), рассматривающее сложные системы, организованность которых является функцией живого вещества как совокупности живых организмов. Рождающееся в последнее время новое научное мировоззрение делает шаг в сторону соединения физического и биосферного мировоззрений.

    Итак, наука может быть понята как определенный тип мировоззрения, находящийся в процессе своего становления и развития.

    Наука как специфический тип знания

    Науку как специфический тип знания исследуют логика и методология науки. В современной науке принято различать по меньшей мере три класса наук – естественные, технические и социально-гуманитарные.

    К основным признакам научного знания, характеризующим науку как целостный специфический феномен человеческой культуры относятся: предметность и объективность, системность, логическую доказательность, теоретическую и эмпирическую обоснованность.

    Предметность и объективность. Предметность – это свойство объекта полагать себя в качестве исследуемых сущностных связей и законов. Основная задача науки – выявить законы и связи, согласно которым изменяются и развиваются объекты. Объективность, как и предметность, отличает науку от других форм духовной жизни человека. Главное в науке – сконструировать предмет, который подчинялся бы объективным связям и законам.

    Системность. Обыденное познание так же, как и наука, стремится постигнуть реальный объективный мир, но в отличие от научного познания оно складывается стихийно в процессе жизнедеятельности человека. Научное познание всегда и во всем систематизировано.

    Логическая доказательность. Теоретическая и эмпирическая обоснованность. Эти специфические черты научного познания имеет смысл рассмотреть вместе, поскольку логическая доказательность может быть представлена как один из видов теоретической обоснованности научного знания. Научное познание обязательно включает в себя теоретическую и эмпирическую обоснованность, логику и другие формы доказательства достоверности научной истины.

    Современная логика не является однородным целым, напротив, в ней можно выделить относительно самостоятельные разделы или виды логик, которые возникали и разрабатывались в различные исторические периоды с разными целями.

    Доказательство является наиболее распространенной процедурой теоретической обоснованности научного. В доказательстве можно выделить три элемента:

    тезис – суждение, нуждающееся в обосновании;

    аргументы, или основания, – достоверные суждения, из которых логически выводится и обосновывается тезис;

    демонстрация – рассуждение, включающее одно или несколько умозаключений.

    Эмпирическая обоснованность включает в себя процедуры подтверждаемости и повторяемости установленной зависимости или закона. К средствам подтверждаемости научного тезиса можно отнести научный факт, выявленную эмпирическую закономерность, эксперимент.

    Критерий логической доказательности научной теории не всегда и не в полной мере реализуемы. В таких случаях в арсенал научных средств вводятся дополнительные логико-методологические принципы, такие, как принцип дополнительности, принцип неопределенности, неклассические логики и т.д.

    Критерии научности могут быть не реализуемы. Тогда научное познание дополняется герменевтическими процедурами. Его суть заключается в следующем: необходимо сначала понять целое, чтобы затем стали ясны части и элементы.

    Итак, наука как объективное и предметное познание действительности опирается на контролируемые (подтверждаемые и повторяющиеся) факты, рациональным образом сформулированные и систематизированные идеи и положения; утверждает необходимость в доказательстве. Критерии научности определяют специфику науки и раскрывают направленность человеческого мышления к объективному и универсальному познанию.

    Все элементы научного комплекса находятся во взаимных отношениях, объединяются в определенные подсистемы и системы.

    Наука как социальный институт

    Социальный институт науки начал формироваться в Западной Европе в XVI-XVII вв.

    Наука, включенная в решение проблем инновационной деятельности, стоящих перед обществом, выступает как особый социальный институт, функционирующий на основе специфической системы внутренних ценностей, присущих научному сообществу, «научному этосу».

    Наука как социальная структура опирается в своем функционировании на шесть ценностных императива.

    Императив универсализма утверждает внеличностный, объективный характер научного знания. С общеобязательностью научных истин приходится считаться всем другим формам познавательной деятельности человека.

    Императив коллективизма говорит о том, что плоды научного познания принадлежат всему научному сообществу и обществу в целом. Они всегда являются результатом коллективного научного сотворчества, так как любой ученый опирается на какие-то идеи (знания) своих предшественников и современников.

    Императив бескорыстности означает, что главной целью деятельности ученых должно быть служение истине. В науке истина не должна быть средством для достижения личных выгод, а только общественно значимой целью.

    Императив организованного скептицизма предполагает не просто запрет на догматическое утверждение истины в науке, но, напротив, вменяет в профессиональную обязанность ученому критиковать взгляды своих коллег, если на то имеются хотя бы малейшие основания. Императив рационализма утверждает, что наука стремится к доказанному, логически организованному дискурсу, высшим арбитром истинности которого выступает рациональность.

    Императив эмоциональной нейтральности запрещает людям науки использовать при решении научных проблем ресурсы эмоционально-психологической сферы – эмоции, личные симпатии или антипатии.

    Важнейшей проблемой организации науки является воспроизводство кадров. Готовить таких людей к научной работе должна сама наука.

    Итак, наука тесно связана с конкретным этапом процесса институционализации. В этом процессе она приобретает конкретные формы: с одной стороны, наука как социальный институт определяется ее интеграцией в структуры общества (экономические, социально-политические, духовные), с другой – она вырабатывает знания, нормы и нормативы, способствует обеспечению устойчивости общества.

    Сущность и структура естествознания

    Возникновение науки и основные этапы её развития.

    В обыденном языке слово "наука" употребляется в нескольких смыслах и обозначает:

    Систему специальных знаний; - вид специализированной деятельности - общественный институт (совокупность специализированных учреждений, в которых люди либо занимаются наукой, либо готовятся к этим занятиям).

    Наука во всех трех смыслах существовала не всегда, а привычное нам экспериментально-математическое естествознание появилось не везде. Различия форм науки, существовавших в локальных культурах, породили в специальной литературе проблему определения понятия науки.

    На сегодняшний день существует много таких определений. Одно из них приводится в учебнике "Концепции современного естествознания" под ред. профессоров В. Н. Лавриненко и В. П. Ратникова: "Наука - это специализированная система идеальной, знаково-смысловой и естественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимально достоверного истинного знания о действительности" . В Новой философской энциклопедии наука определяется проще: "Наука - особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире"

    Наука как особый вид деятельности отличается от других видов деятельности пятью главными характеристиками: 1) систематизацией знаний; 2) доказательностью; 3) использованием специальных методов (исследовательских процедур); 4) кооперацией усилий профессиональных ученых; 5) институционализацией (от лат. institutum - "установление", "учреждение") - в смысле создания специальной системы отношений и учреждений. Эти качества познавательная деятельность человека приобрела не сразу, а значит, наука тоже появилась не в готовом виде. В развитии познания, завершившемся возникновением науки, выделяют три этапа:

    Первый этап, как полагает И. Т. Касавин, начинается примерно 1 млн. лет назад, когда предки человека оставили тропический коридор и стали расселяться по Земле. Изменившиеся условия обитания заставили их приспосабливаться к ним, создавая культурные изобретения. Предгоминиды (предчеловекоподобные) начинают использовать огонь, производить орудия труда и развивать язык как средство общения. Знание на этом этапе получалось как побочный результат практической деятельности. Так, при изготовлении, например, каменного топора кроме основного результата - получения топора - имел место и побочный результат в виде знания о видах камня, его свойствах, способах обработки и т.д. На данном этапе знание не осознавалось как нечто особенное и не рассматривалось как ценность.

    Второй этап эволюции познавательной деятельности начинается с возникновением Древних цивилизаций 5-6 тысяч лет назад: Египетской (IV тыс. до н. э.), Шумерской, Китайской и Индийской (все - в III тыс. до н. э.), Вавилонской (II тыс. до н. э.). На втором этапе знание начинает осознаваться как ценность. Оно собирается, записывается и передается из поколения в поколение, но познание пока еще не считается особым видом деятельности, оно все еще включено в практическую деятельность, весьма часто - в культовую практику. Монополистами такого знания почти повсеместно выступали жрецы.

    На третьем этапе познание выступает в форме специализированной деятельности по получению знания, то есть в форме науки. Начальная форма науки - древняя наука - мало похожа на науку в современном смысле этого слова. В Западной Европе древняя наука появляется у греков в конце VII в. до н. э. вместе с философией, долгое время не отличается от нее и развивается вместе с ней. Так, первым математиком и философом Греции называют купца Фалеса (около 640-562 гг. до н. э.), занимавшегося также политикой, астрономией, метеорологией и изобретательством в области гидроинженерии. Древнюю науку нельзя считать вполне "наукой", потому что из пяти названных нами специфических черт науки у нее были только три (доказательность, систематичность и исследовательские процедуры), да и то в зачаточном состоянии, остальные пока отсутствовали.

    Греки были чрезвычайно любознательным народом. Отовсюду, куда забрасывала их судьба, они привозили тексты, содержащие преднаучные сведения. Их сравнение обнаружило несовпадения и поставило вопрос: а что же истинно? К примеру, вычисления математических величин (таких, как число p) жрецами Египта и Вавилона приводили к существенно различающимся результатам. Это было вполне естественным следствием, так как восточная преднаука не содержала системы знаний, формулировок фундаментальных законов и принципов. Она представляла собой конгломерат разрозненных положений и решений специальных задач, без каких-либо рациональных обоснований выбранного способа решения. К примеру, в египетских папирусах и клинописных таблицах из Шумера, содержащих вычислительные задачи, они излагались в форме предписаний и лишь иногда сопровождались проверкой, которую можно считать своеобразным обоснованием. Греки выдвинули новые критерии организации и получения знания - системность, доказательность, использование надежных познавательных методов, - которые оказались чрезвычайно продуктивными. Вычислительные вопросы стали в греческой науке второстепенными.

    Первоначально в Древней Греции не было деления на различные "науки": разнохарактерное знание существовало в едином комплексе и называлось "мудрость", затем примерно в VI - V вв. до н. э. оно стало называться "философия". Позже от философии начинают обособляться различные науки. Они отделялись не одновременно, процесс специализации знания и обретения науками статуса самостоятельных дисциплин растянулся на многие века. Первыми оформились в самостоятельные науки медицина и математика.

    Основателем европейской медицины считают древнегреческого врача Гиппократа (460-370 гг. до н. э.), систематизировавшего знания, накопленные не только древнегреческими, но также египетскими медиками, и создавшего медицинскую теорию. Теоретическая математика оформляется Евклидом (330-277 гг. до н. э.) в сочинении "Начала", которое и сегодня используется в школьном курсе геометрии. Затем в 1-й половине III в. до н. э. была систематизирована география античным ученым Эратосфеном (около 276-194 гг. до н. э.). Большую роль в процессе эволюции науки сыграла разработка Аристотелем (384-322 гг. до н. э.) логики, провозглашенной инструментом научного познания в любой области. Аристотель дал первое определение науки и научного метода, различил все науки по их предметам.

    Тесная связь античной науки с философией определила одну из ее особенностей - умозрительность, недооценку практической полезности научных знаний. Теоретическое знание считалось ценным само по себе, а не за ту пользу, которую из него можно извлечь. По этой причине самой ценной считалась философия, о которой Аристотель сказал так: "Другие науки, может быть, более необходимы, но лучше нет ни одной".

    Самоценность науки была настолько очевидна для древних греков, что, по свидетельству современников, математик Евклид спросившему его: "Кому нужна эта геометрия?" вместо ответа протянул несчастному обол со скорбным лицом, дескать бедняге ужа ничем не помочь.

    В поздней античности (II - V вв.) и Средние века (III - XV вв.) западная наука вместе с философией оказалась "служанкой богословия". Это существенным образом сузило круг научных проблем, которые могли быть рассмотрены и рассматривались учеными-богословами. С появлением в I в. христианства и последующим поражением в борьбе с ним античной науки <> у теоретиков-богословов возникла задачи обоснования христианского учения и передачи навыков его обоснования. Решением этих задач занялась тогдашняя "наука" - схоластика (по-латыни, "школьная философия").

    Схоластов не интересовали изучение природы и математика, зато очень интересовала логика, которую они использовали в диспутах о Боге.

    В период позднего средневековья, получившего название эпохи Возрождения (XIV - XVI вв.), у практиков - художников, архитекторов ("титанов Возрождения" вроде Леонардо да Винчи) - снова пробуждается интерес к природе и появляется идея необходимости опытного изучения природы. Естествознание развивается тогда в рамках натурфилософии - буквально, философии природы, которая включает в себя не только рационально обоснованное знание, но и псевдознания оккультных наук, таких как магия, алхимия, астрология, хиромантия и т.д. Это своеобразное сочетание рационального знания и псевдознания было связано с тем, что религия все еще занимала важное место в представлениях о мире, все мыслители Возрождения считали природу делом божественных рук и преисполненной сверхъестественных сил. Такое мировоззрение называется магико-алхимическим, а не научным.

    Наука в современном смысле слова появляется в Новое время (XVII - XVIII вв.) и сразу же начинает очень динамично развиваться. Сначала в XVII в. закладываются основы современного естествознания: разрабатываются опытно-математические методы наук о природе (усилиями Ф. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Локка) и классическая механика, лежащая в основе классической физики (усилиями Г. Галилея, И. Ньютона, Р. Декарта, Х. Гюйгенса), опирающаяся на классическую математику (в частности, на геометрию Евклида). В этот период научное знание становится в полном смысле слова доказательным, систематизированным, опирающимся на специальные исследовательские процедуры. Тогда же появляется, наконец, научное сообщество, состоящее из профессиональных ученых, которое начинает обсуждать научные проблемы, появляются специальные учреждения (Академии наук), способствующие ускорению обмена научными идеями. Поэтому именно с XVII в. говорят о появлении науки как социального института.

    Развитие западноевропейской науки шло не только за счет накопления знаний о мире и о себе самой. Периодически происходили смены всей системы наличного знания - научные революции, когда наука сильно менялась. Поэтому в истории западноевропейской науки выделяют 3 периода и связанные с ними типы рациональности: 1) период классической науки (XVII - начало ХХ в.); 2) период неклассической науки (1-я половина ХХ века); 3) период постнеклассической науки (2-я половина ХХ века). В каждый из периодов расширяется поле исследуемых объектов (от простых механических к сложным, саморегулирующимся и саморазвивающимся объектам) и меняются основания научной деятельности, подходы ученых к исследованию мира - как говорят, "типы рациональности". (см. Приложение №1)

    Классическая наука появляется в результате научной революции XVII века. Она все еще связана пуповиной с философией, потому что математика и физика продолжают считаться разделами философии, а философия - наукой. Философская картина мира строится естествоиспытателями как научная механистическая картина мира. Такое научно-философское учение о мире называется "метафизическим". Оно получается на основе классического типа рациональности, который складывается в классической науке. Ему характерны детерминизм (представление о причинно-следственной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности), понимание целого как механической суммы частей, когда свойства целого определяются свойствами частей, а каждая часть изучается одной наукой, и вера в существование объективной и абсолютной истины, которая считается отражением, копией природного мира. Основоположники классической науки (Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, Р. Декарт, Ф. Бэкон и др.) признавали существование Бога-творца. Они полагали, что он творит мир в соответствие с идеями своего разума, которые воплощаются в объектах и явлениях. Задача ученого - открыть божественный замысел и выразить его в виде научных истин. Их представление о мире и познании и стало причиной появления выражения "научное открытие" и понимания сущности истины: коль скоро ученый открывает то, что существует помимо него и лежит в основе всех вещей, научная истина объективна и отражает реальность. Однако по мере увеличения знаний о природе классическое естествознание все больше приходило в столкновение с идеей неизменных законов природы и абсолютности истины.

    Тогда на рубеже ХIХ-ХХ вв. происходит новая революция в науке, в результате которой разрушились существовавшие метафизические представления о строении, свойствах, закономерностях материи (взгляды на атомы как неизменные, неделимые частицы, на механическую массу, на пространство и время, на движение и его формы и т.д.) и появился новый тип науки - неклассические науки. Для неклассического типа рациональности характерен учет того, что объект познания, а, следовательно, и знание о нем, зависят от субъекта, от используемых им средств и процедур.

    Бурное развитие науки в ХХ веке снова изменяет лицо науки, поэтому говорят, что наука во второй половине ХХ столетия становится другой, постнеклассической. Для постнеклассической науки и постнеклассического типа рациональности характерны: появление междисциплинарных и системных исследований, эволюционизм, использование статистических (вероятностных) методов, гуманитаризация и экологизация знания. Об этих особенностях современной науки следует сказать подробнее.

    Появление междисциплинарных и системных исследований тесно связаны. В классической науке мир представлялся состоящим из частей, его функционирование определялось закономерностями составляющих частей, причем каждая часть изучалась определенной наукой. В ХХ веке у ученых появляется понимание того, что мир нельзя рассматривать как "состоящий из частей", но нужно рассматривать как состоящий из различных целостностей, обладающих определенной структурой - то есть из систем различного уровня. В нем все взаимосвязано, часть выделить нельзя, потому что часть не живет вне целого. Есть проблемы, решение которых невозможно в рамках старых дисциплин, но только на стыке нескольких дисциплин. Осознание новых задач потребовало новых методов исследования, нового понятийного аппарата. Привлечение знания из разных наук для решения подобных задач привело к возникновению междисциплинарных исследований, составлению комплексных программ исследований, чего в рамках классической науки не было, и внедрение системного подхода.

    Примером новой синтетической науки является экология: она строится на основании знаний, почерпнутых из многих фундаментальных дисциплин - физики, химии, биологии, геологии, географии, а также гидрографии, социологии и др. Она рассматривает окружающую среду как единую систему, включающую ряд подсистем, таких как живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество и косное вещество. Все они связаны между собой, и вне целого исследоваться не могут. В каждой из этих подсистем выделяются свои подсистемы, существующие во взаимосвязях с другими, например, в биосфере - сообщества растений, животных, человек как часть биосферы и т. д.

    В классической науке системы также выделялись и исследовались (например, Солнечная система), но иначе. Спецификой современного системного подхода является акцент на системах другого, нежели в классической науке, рода. Если ранее главное внимание в научном исследовании обращалось на устойчивость, и речь шла о закрытых системах (в которых действуют законы сохранения), то сегодня ученых интересуют в первую очередь открытые системы, характеризующиеся нестабильностью, изменчивостью, развитием, самоорганизацией (их изучает синергетика).

    Возрастание в современной науке роли эволюционного подхода вязано с распространением возникнувшей в XIX веке идеи эволюционного развития живой природы в XX веке и на неживую природу. Если в XIX веке идеи эволюционизма были характерны для биологии и геологии, то в XX веке эволюционные концепции стали складываться в астрономии, астрофизике, химии, физике и других науках. В современной научной картине мира Вселенная рассматривается как единая эволюционирующая система, начиная с момента ее образования (Большого Взрыва) и кончая социокультурным развитием.

    Все больше используются статистические методы. Статистические методы представляют собой методы описания и изучения массовых явлений и процессов, допускающих численное выражение. Они не дают одной истины, но дают различные проценты вероятности. Гуманитаризация и экологизация постнеклассической науки подразумевают выдвижение новых целей для всех научных исследований: если раньше целью науки была научная истина, то сейчас на первый план выдвигаются служение целям совершенствования человеческой жизни, установление гармонии между природой и обществом. Гуманитаризация знания демонстрируется, в частности, принятием в космологии (учении о космосе) принципа антропности (от греч. "антропос" - "человек"), суть которого в том, что свойства нашей Вселенной обусловливаются наличием в ней человека, наблюдателя. Если ранее считалось, что человек не может влиять на законы природы, принцип антропности признает зависимость Вселенной и ее законов от человека.

    Биосфера. Этапы эволюции биосферы

    Если рассматривать уровни содержания кислорода в атмосфере как границы этапов развития биосферы, то с этой точки зрения биосфера прошла три этапа: 1. Восстановительный; 2. Слабоокислительный; 3. Окислительный...

    Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия (от лат. natura -- природа), или философия природы. Последняя характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира...

    Методы генетических исследований человека

    Истоки генетики, как и всякой науки, следует искать в практике. Генетика возникла в связи с разведением домашних животных и возделыванием растений, а также с развитием медицины...

    Основные понятия современного естествознания

    Химия - наука, изучающая вещества и их превращения. Превращения веществ происходят в результате химических реакций. Первые сведения о химических превращениях люди получили, занимаясь различными ремеслами, когда красили ткани...

    Основные этапы индивидуального развития человека

    Развитие организма человека. Индивидуальное развитие человека (онтогенез) начинается с момента оплодотворения, когда происходит слияние женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоид) половых клеток...

    Основные этапы роста и развития организма

    Возрастная антропология изучает закономерности становления и развития анатомических структур и физиологических функций на протяжении онтогенеза - от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни...

    Основы генетики

    До конца XIX в...

    Классическая наука появляется в результате научной революции XVII века. Она все еще связана пуповиной с философией, потому что математика и физика продолжают считаться разделами философии, а философия - наукой...

    Сравнительный анализ классической и неклассической стратегий естественнонаучного мышления

    На рубеже ХIХ-ХХ вв. происходит новая революция в науке, в результате которой разрушились существовавшие метафизические представления о строении, свойствах, закономерностях материи (взгляды на атомы как неизменные, неделимые частицы...

    Теория систем

    наука теория становление закономерность Поиск подходов к раскрытию сложности изучаемых явлений начался еще в глубоком прошлом и связан с другими принципиальными методологическими концепциями: концепцией элементаризма и концепцией...

    Что такое естествознание и его отличие от других циклов науки

    Основные этапы развития естествознания могут быть выделены, исходя из различных соображений. По моему мнению, в качестве основного критерия следует рассматривать доминирующий среди естествоиспытателей подход к построению их теорий...

    Этапы развития естествознания и общества

    На всех этапах развития человеческого познания наблюдается сложная взаимосвязь результатов исследований общества и естественных наук. Первичное знание о мире, накопленное в течение многих столетий первобытно-родового общества...