• Вводные слова для эссе по обществознанию. Как правильно писать эссе

    Считают задание №29 – сочинение или эссе.

    Чтобы выполнить его на максимальное количество баллов (6), необходимо:

    • раскрыть смысл одного из 5-ти высказываний;
    • теоретически обосновать его;
    • привести примеры из реальной жизни;
    • корректно и логично вести рассуждения и приводить понятия.

    Мы собрали для вас лучшие эссе, которыми поделились с нами выпускники.

    29.2 Экономика

    «Частная собственность – главная гарантия свободы, причем и для тех, кто ею владеет, и для тех, кто ею не владеет» – Ф. Хайек.

    Ф. Хайек размышляет в русле такой общественно важной науки, как экономика.

    Он утверждает, что частная собственность гарантирует свободу того, кто владеет ею. И в то же время она гарантирует независимость остальных людей, не относящихся к этой собственности. А значит, наличие частной собственности в государстве – главный гарант экономически свободного общества.

    Я согласен с мнением Ф. Хайека и считаю, что такая свобода гарантируется и наличием частной формы, и типом экономической системы государства.

    Важно отметить, что собственность – формат имущественного отношения человека или группы людей к экономическим благам, факторам производства. Обычно выделяют: частную собственность (принадлежность физически и юридическим лицам) и государственную (органам госуправления). Собственность может быть индивидуальной (1 человек владеет) или коллективной (для группы людей). Соответственно, если население может иметь что-либо в своей собственности, это означает, что люди обладают правами и свободами. А показатель этих свобод населения – тип экономической системы. Этот термин означает совокупность методов и правил, регулирующих экономические отношения в государстве. Приведу классификацию: традиционная (общинная собственность, организация соответствует принятым обычаям и традициям), плановая (государственная форма, директивное планирование процесса производства), рыночная (частная форма, что и как производить решают предприниматели), смешанная (оба вида собственности, но преобладает государственная, производители и потребители экономически независимы, государство производит общественные блага и финансирует социальную сферу).

    Из истории нам известно, что в Союзе Советских Социалистических Республик существовала плановая экономика. Предпринимательская деятельность ограничивалась планами производства. Потребители не были свободны: практически отсутствовал выбор в магазинах, порой особенно ценные товары выдавались в порядке живой очереди, поэтому на всех не хватало; иногда то же происходило с продуктами питания. Итак, нельзя утверждать, что в тот период при такой экономической системе население, производители и потребители, было свободным. Причем не только в экономической сфере общества.

    Сейчас, благодаря различным экономическим телепередачам, известно, что в России смешанный тип экономики. Предприниматели сами решают, что производить, в их владении факторы производства. А в государственной собственности – природные ресурсы, памятники культуры, социальные учреждения. Это порождает свободу потребителей: выбор подходящего производителя, количества товаров. Можно утверждать, что в современной России общество экономически свободно по причине многообразия свобод, которыми обладает население.

    Таким образом, наличие и преобладание частной собственности, безусловно, является гарантом независимости общества. И отражается это в свободе всех, кто ею владеет, и остальных, кто ее не имеет, но может. Что во многом обусловлено типом экономики – рыночной.

    Второй пример сочинения по обществознанию, получившее высокий балл на ЕГЭ:

    29.3 Социология, социальная психология

    «Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знанья» – Анвари.

    Анвари рассуждает о специфической роли знаний в судьбе человека.

    В погоне за счастьем, что для многих является популярность и признание, мы прилагаем все усилия. Однако автор убежден в том, что достичь это надо путем использования не денежных средств, а знаний, которыми мы обладаем.

    Знание, о котором говорит Анвари – совокупность информации об окружающих объектах и мире. Эти знания являются результатом познания – процесса духовного освоения человеком материального мира. Он нескончаем, длится до смерти человека. Выделяют множество видов знания, но основными считают: обыденное (о повседневной жизни), научное (касается различных наук), религиозное (связанное с верой в божество). Сведения могут быть получены посредством чувственной или рациональной формы познания. К первому типу относят этапы: ощущение – сознательное отражение отдельных свойств объекта, воздействующих на органы чувств человека; восприятие – отражение предмета, основываясь на том, как он воздействует на органы чувств, в разуме; представление – возникновение целостного образа объекта в сознании, основанное на воздействии его на органы чувств. К рациональной форме относят: понятие – любое утверждение о предмете; суждение – анализ приведенного утверждения, умозаключение – вывод о верности или неверности факта с рядом доказательств. Также выделяют эмпирические (практические) или теоретические (понятийные) методы познавания мира. Процесс познания во многом непростой, поэтому все имеющиеся знания настолько ценны. Человек, обладающий ими, прошедший этот «путь» и обретший истину, должен ими пользоваться, дабы достичь славы и признания.

    В качестве примера ценности знаний я бы хотел привести историю известного ученого-химика – Д. И. Менделеева. Существует версия: таблица химических элементов была увидена им во сне. Не столько имеет значение, как создалась эта таблица, сколько то, что она была сделана. Он смог структурировать свои научные сведения в области химии и квантовой физики, что приобрело вид строк и столбцов и что используется во всем мире. Ценою своих знаний Менделеев открыл для человечества новый путь развития науки, получил мировое признание как один из величайших химиков.

    В нашем мире есть множество образцов людей, достигших славы и уважения благодаря своему интеллекту. Например, Президент Российской Федерации Владимир Путин, согласно многим экспертам, итогам голосований и социологическим опросам, не только в России, но и за рубежом признан самым влиятельным человеком, уважаемой персоной. Это не осуществилось бы, если бы Владимир Владимирович не изучал общество, его нужды, ситуацию на мировой арене. Проводится успешная социальная политика в государстве и поднимается уровень жизни населения. Такая известность является итогом успешной внешней и внутренней политики.

    Таким образом, только посредством своих знаний человек достигает по-настоящему ценные славу и уважение. Его выделяют за то, что он прошел непростой процесс познания и обладает знаниями, которыми не обладают другие. В наших знаниях наша сила.

    Надеемся, вы внимательно изучили представленные мини-сочинения. Не забывайте о критериях оценки сочинения и получайте хороший результат!

    12 Сен 26.09.2017

    Как писать эссе? ЕГЭ по обществознанию, задание № 29

    Последнее задание КИМ ЕГЭ по обществознанию принято считать самым сложным. На написание мини-сочинения экзаменаторы ФИПИ отводят 45 минут. Правильное выполнение задания дает максимально возможное количество первичных баллов.

    В этом кратком руководстве я расскажу, как максимально просто и быстро написать эссе.

    Критерии оценки эссе

    Для начала посмотрим на формулировку задания №29 из демоверсии ЕГЭ по обществознанию:

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

    При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт . (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников).

    Философия
    «Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (В.А. Амбарцумян).
    Экономика
    «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).
    Социология, социальная психология
    «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г. Ананьев).
    Политология
    «„Разделяй и властвуй“ - мудрое правило, но „объединяй и направляй“ ещё лучше» (И.В. Гёте).
    Правоведение
    «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони).

    Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с . Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.

    Первый критерий (К1) - определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

    Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

    Максимальное количество первичных баллов по этому критерию - 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

    Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

    Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

    Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.

    Как выбирать цитату?

    Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась - не понравилась», «скучная - интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

    1. Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.
    2. По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.
    3. Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

    Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

    Алгоритм написания эссе

    Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

    Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два - эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

    Структура эссе может выглядеть так:

    1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

    Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

    Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

    Пример: Автор высказывания, американский экономист Пол Хейне , утверждает, что механизм спроса и предложения регулирует отношения участников рынка.

    2) Формулируем собственную точку зрения : я согласен / я не согласен с автором.

    Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

    Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

    3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии - в терминах политологии и т.д.

    Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос - это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение - это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

    Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение - складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос - это может привести к перепроизводству.

    В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

    4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

    Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия - снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

    Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

    5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте - в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается .

    Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения - это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

    Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене - бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.

    Этот алгоритм - не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.

    Любая общеобразовательная школьная программа требует от учеников определенных способностей и умений. Сейчас, несмотря на распространенное недовольство российским образованием, в школах требуют самообразования и саморазвития ребёнка. Он должен понимать и осознавать, что школа требует от него полной самоотдачи, которая должна наблюдаться во всех сферах его жизнедеятельности. Также ребёнок должен идти навстречу преподавателю, чтобы получить знания. Возможно, в подростковом возрасте ребенок не ощущает острую потребность в получении знаний, но со временем он поймёт, что это необходимо в первую очередь для его дальнейшей жизни. В школе закладываются основы фундаментальных наук: математики, физики, химии, биологии; основы лингвистических знаний в иностранном языке и в родной литературе. Это необходимо для того, чтобы сформировать дальнейшую идею образования ребёнка. Конечно, нельзя сказать, что получать знания и учиться легко, но если к этому приложить усилия, то всё получится. Для многих проблемой является составление таблиц по истории, конспекта по биологии и написание эссе.

    Как правильно писать эссе

    Эссе актуально для каждого общеобразовательного предмета. Чаще всего эссе пишется в русском языке, литературе, обществознании, иностранном языке, но используется и в других направлениях. Для некоторых учеников написать эссе – это просто и элементарно, но для других это настоящая проблема. Прежде всего, необходимо разобраться, что такое эссе. Эссе – это некое краткое сочинение, которое точно подчеркивает основную мысль человека. Эссе можно написать на любую тему, например, про дружбу, любовь, взаимопонимание. Минимальный объём работы это пять предложений, максимальный объём составляет десять предложений, но в каждое предложение должно быть сформулировано точно и грамотно. На едином государственном экзамене по некоторым предметам также предлагается написать эссе на актуальную тему, которая будет предложена в задании.

    На вступительном экзамене в высшее учебное заведение по некоторым предметам также пишется эссе. В основном это гуманитарные предметы, но по физике также можно написать эссе. Для написания эссе рекомендуется выделить проблему 2 или 3 предложения, аргументировать её двумя примерами 1- 2 предложения, привести один аргумент из читательского опыта в одном предложении и объяснить его в следующем. Введения писать не нужно. В среднем объёме получается 5-7 предложений, можно дополнить цитатами великих писателей, мыслителей.

    Как правильно писать эссе по обществознанию

    Чтобы написать эссе по обществознанию, вам потребуется достаточно много времени. Без предварительной подготовки, практически невозможно написать эссе, который будет оценен на высокий балл. Если вы в целом напишете около 20 эссе, то у вас появляться очень хорошие шансы, чтобы написать на отлично.

    Критерии оценивания

    Для начала разберитесь в критериях оценивания эссе, чтобы не завалить его. Ниже представлена таблица оценивания эссе:

    Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ

    1. Вам нужно правильно распределить время на написание. Как показывает практика — для написания эссе оставьте 60-90 минут времени из всех 3,5 часов, которые имеются на ЕГЭ по обществознанию. Начать писать эссе будет целесообразнее после того, как вы решите все остальные задания КИМа, так как данные задания требуют большой сосредоточенности и максимальной концентрации.
    2. Прочитайте внимательно все темы, которые вам предлагают.
    3. Важно, чтобы тема была вам полностью понятной, вы должны четко представлять, что автор хотел сказать своей фразой. Многие используют метод переформулировки, то есть выпускник должен своими словами переформулировать фразу автора и определить главный смысл и мысль темы. Можете использовать черновик для этого или устно.
    4. Тема должна быть выигрышной. Ученик должен полностью раскрыть глубину своих знаний и мыслей. Чаще всего ученик выбирает легкую тему, но как оказывается, в самой фразе уже все сказано и добавить практически нечего. Поэтому вы должны продумать весь текст заранее, ваши мысли и знания не должны быть ограничены.
    5. Определите, к какой социальной науке данное высказывание отнесено. Некоторые фразы могут относиться сразу к нескольким наукам (социология, философия, психология и т.д.). Поэтому эссе должно соответствовать указанной базовой науке.
    6. Пользуйтесь черновиком. Все эссе писать на него не нужно. Вы должны составить только основной план своего эссе, небольшие наброски смысла высказывания, ваши аргументации, а также уделите внимание на их примерный порядок расположения, т.е. какое у них будет расположение с учетом смысловой логики эссе.
    7. В обязательном порядке выпускник должен высказать свое личностное отношение к фразе в четко выраженной формулировке («Я не согласен», «Я согласен», «Я не совсем согласен», «Я частично согласен»). Личностное отношения — один из главных критериев оценивания эссе.
    8. Изложите своей понимание смысла фразы. Ученик должен своими словами объяснить, что автор хотел сказать своим высказыванием. Лучше всего сделать это в самом начале эссе.
    9. Достаточно тщательно подходите к выбору аргументов, чтобы подтвердить свою точку зрения. Они в первую очередь должны быть убедительными и обоснованными. В качестве аргументов рекомендуется использовать исторические факты, факты из жизни, данные соответствующих наук. Много аргументов не рекомендуется использовать, как показывает практика, 3-5 аргументов будет вполне достаточно.
    10. Использование понятий, терминов, определений в эссе должно быть уместным, грамотным и применительно к взятой теме и науке. Многие ученики вставляют в свою работу слишком много терминов, а это нарушает основной принцип целесообразности. Не перегружайте эссе терминологией, он должен быть обязательно упомянут к месту.
    11. Также можно в своем эссе указывать точки зрения других ученых, исследователей на анализируемую проблематику.
    12. В своем эссе не перескакивайте с одного предложения на другое, а потом вновь возвращаться к первому без какой-либо внутренней связи. Аргументы нужно излагать в строгой последовательности и четкой логикой.
    13. Чтобы завершить эссе — необходимо кратко подвести итог ваших размышлений и рассуждений: «Следовательно, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор в своем высказывании был абсолютно прав».

    План эссе

    Введение

    1. Отчетливо указать проблему фразы:

    • «Основная проблема данного высказывания…»
    • «Избранное мною высказывание затрагивает проблемы…»

    2. Поясните, в чем является актуальность или значимость выбранной темы:

    • «Актуальность данной темы заключается в…»
    • «Многих волнует вопрос…»

    3. Раскрыть смысл высказывания, 1-2 предложения.

    • «Автор размышлял (утверждал) с такой точкой зрения…»

    5. Ваша точка зрения.

    • «Я согласен с автором…»
    • «Я не согласен с автором высказывания»

    6. Высказывание вашей позиции, переход к главной части эссе.

    Аргументация:

    1. Представьте не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.

    2. Предоставить примеры из общественной жизни или практически аргументировать тему.

    Заключение:

    1. Вернуться к самому высказыванию или его проблеме. Сделать вывод на основе этого.

    2. Как правило, вывод состоит из 2 частей — это ваши мысли как итог + возврат к теме.

    Примеры эссе ЕГЭ по обществознанию

    Пример №1:

    Пример №2:

    Эссе по Обществознанию — видео

    (написание эссе)

    Задание 36 в ЕГЭ по обществознанию является одним из самых сложных, но интересных, творческих заданий - написание эссе. Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология, экономика, социология, политология.

    Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Что следует знать при написании эссе?

    ВАША РАБОТА БУДЕТ ОЦЕНИВАТЬСЯ

    ПО СЛЕДУЮЩИМ КРИТЕРИЯМ:

    Смысл высказывания раскрыт.

    ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании

    Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании

    К2

    Характер и уровень теоретической аргументации

    Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл

    Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы

    Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения

    Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют).

    ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой

    К3

    Качество фактической аргументации

    Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании

    К3

    Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников)

    Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.

    ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа.

    ИЛИ Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример

    Фактическая аргументация отсутствует.

    ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису

    Максимальный балл

    5

    Обратите внимание на критерий К1. Если вы не раскроете смысл высказывания, или раскроете неверно, и эксперт выставит ноль баллов по этому критерию, работа дальше не проверяется.

    С ЧЕГО НАЧАТЬ:

    1. Прежде всего следует внимательно прочесть инструкцию к заданию 36.

    2. Выбор темы. Все варианты ЕГЭ имеют одинаковую структуру. В задании 36 вам предлагается пять тем эссе в виде цитат известных личностей по следующим направлениям: философия, экономика, социология и социальная психология, политология, правоведение. Для выполнения задания, вы выбираете одну из предложенных тем.

    При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете терминологией данной науки, насколько убедительны вы можете быть в аргументации своих утверждений.

    3 . Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но общепринятой практикой является выполнение заданий 28-34 на одной стороне бланка №2, а 35-36 – на другой, при полном использовании его площади. Поэтому при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4.

    4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания, например:

    36.3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т.Фуллер).

    Это позволит вам во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать ваш труд.

    КАК ПИСАТЬ:

    5. Интерпретация цитаты. Прежде всего следует объяснить, как вы понимаете высказанную в цитате мысль. Одна и та же цитата может пониматься разными людьми по-разному или хотя бы толковаться с различными нюансами. Это позволит вам и проверяющему четко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кем являлся цитируемый, если это вам известно.

    6. Далее следует выразить свое отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы также займет несколько предложений.

    7. Основная часть работы – ваше рассуждение с использованием знаний по курсу. При этом рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически, пару из них можно расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Напомним еще раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике.

    8. Аргументация . Рассуждение должно подкрепляться аргументами. В качестве аргументов могут применяться истинные, логически правильные умозаключения, примеры, ссылки на авторитетное мнение. Чаще всего в эссе школьников используются примеры. Лучше, если это будут факты из научной практики, публицистики, художественной литературы. Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, новостного характера или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац.

    9. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого работу можно считать законченной.

    10. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике.

    ОБРАЗЕЦ ЭССЕ:

    1.Цитата:

    36.5. Правоведение. «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им" (Вольтер).

    3.Смысл высказывания:

    Смысл данного высказывания заключается в том, что законы нужны прежде всего самим людям, для их же блага.

    4.Собственная точка зрения :

    Закон нужен для устрашения граждан, так как не все граждане являются законопослушными. К сожалению, часто нарушаются законы, а вместе с ними и наши права. Поэтому в законе предусмотрены меры ответственности, которые в принудительном порядке заставляют граждан осуществлять закон в полном объеме. Многих людей закон останавливает: не совершаются преступления, т.к. возникает боязнь перед уголовной ответственностью, выплачиваются налоги. Государство предложило народу законы, которые регулируют деятельность человека и которые устраивают большинство. Для того чтобы закон выполнялся максимально, существуют меры ответственности, устрашения, которые только помогают полноценно функционировать. Человек, неуверенный в возможности отстаивания своих естественных прав, таких как на жизнь и частную собственность, с помощью права, а именно государственного принуждения, чувствует себя не защищённым со стороны государства. Право является одной из самых важных составляющих современного социума.

    На мой взгляд, право изначально создавалось, как защита от абсолютной свободы, то есть вседозволенности, не обременённой обязанностями.

    5.Аргументация на теоретическом уровне : (нумерация дана для наглядности. На экзамене не используется)

    1. Закон - это общеобязательное правило, регламентирующее поведение и деятельность членов общества и(или) их отношения с государством. Нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке.

    2. Возьмем «Теорию общественного договора» Т. Гоббса и Дж. Локка.

    По их мнению люди от природы обладают неотъемлемыми естественными правами – на свободу, на имущество, на достижение своих личных целей и т.п. Но неограниченное пользование этими правами ведет либо к «войне всех против всех», то есть к социальному хаосу; либо же к установлению такого социального порядка, при котором одни жестоко инесправедливо угнетают других, что, в свою очередь, порождает социальный взрыв и опять-таки хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от части своих естественных прав и передали их государству, которое – под контролем народа – будет гарантировать законность, порядок исправедливость.

    3. Система законодательства в государстве создана именно с целью защиты граждан, их прав и свобод. Вся система законов направлена на то, чтобы упорядочить деятельность людей во всех сферах их жизни: личные права и неприкосновенности, политические права, права потребителей, сфер медицинского обслуживания.

    6.Примеры :

    1. Ежегодно в стране совершается несколько десятков миллионов различного рода административных правонарушений. Поэтому государство устанавливает и применяет меры административной ответственности. Например, за нарушение Правил дорожного движения, за самовольное занятие земельных участков, за нарушение правил лесопользования, за совершение мелкого хулиганства и т. д.

    2. Законы призваны защищать права граждан. Например «Закон о защите прав потребителей».

    3. Законы не только упорядочивают жизнь общества, но и способствуют его развитию. Например, согласно «Закона об образовании» каждый человек имеет право на получение бесплатного среднего общего образования. Это не только его право, но и обязанность. Государство в свою очередь гарантирует бесплатность общего среднего образования.

    7.Вывод :

    Административно-правовые запреты и ответственность за совершение административных правонарушений играют исключительно важную роль в установлении и обеспечении надлежащего правопорядка. Государство устанавливает для граждан и юридических лиц определенные запреты для их поведения в целях защиты личности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан, охраны окружающей среды, общественного порядка и общественной безопасности и других сфер государственной и общественной жизни общества. Ежегодно в стране совершается несколько десятков миллионов различного рода административных правонарушений. Поэтому государство устанавливает и применяет меры административной ответственности.

    ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

      Используй схему построения предложений:

    Я считаю (думаю, полагаю и др.), что …, так как...;

    Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как …, потому что …

    Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как …, потому что ….

    По моему мнению..., я разделяю позицию автора…;

    В заключении можно сделать вывод, что…

      выделяй абзацы; соблюдай красную строку; используй краткие, простые, разнообразные по интонации предложения.

      Владей набором определений по каждой теме. Уверенное владение обществоведческими терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе.

      Используй черновик при написании эссе. Между предложениями полезно оставлять пустые строчки, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста.

      Обязательно выпиши высказывание по которому будешь писать эссе.